Научная статья на тему 'Характеристика инвестиционного механизма развития на мезоуровне в контексте отношений государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности'

Характеристика инвестиционного механизма развития на мезоуровне в контексте отношений государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Л.И., Богданов А.Г.

В статье проанализировано место и значение концептуальных основ государственного регулирования инвестиционной деятельности, содержание и роль методологии стимулирования инвестиций как составной части инвестиционного механизма развития на мезоуровне (ИМРМ). В результате использования классификационных признаков, отражающих уровень и качество воздействия государства на инвестиционные процессы, авторами предложена трехблочная иерархия форм (этапов развития) госуправления инвестиционной активностью. В процессе детерминации места механизма инвестиций в системе регионального инвестиционного планирования установлены девиации структурного свойства в характеристике ИМРМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика инвестиционного механизма развития на мезоуровне в контексте отношений государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности»

36 (93) - 2008

Инновации и инвестиции

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ НА МЕЗОУРОВНЕ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. И. СЕРГЕЕВ, доктор экономических наук, профессор Российский государственный университет им. И. канта

а. г. Богданов,

калининградский государственный технический университет

В ходе исследования и систематизации методических основ функционирования инвестиционных механизмов развития на мезоуровне (ИМРМ) может иметь место трехаспектный подход к определению содержания механизма инвестиций, учитывающий:

1) системную (механизменную) природу инвестиционного механизма (ИМ);

2) методологию государственного управляющего участия в процессе организации и осуществления инвестиционной деятельности (ИД) — развития инвестиционной активности;

3) программно-уровневую структуризацию системы регионального инвестиционного управления.

Уточняя каждый из этих подходов, определим, что ИМ — это:

1) модельно заданный комплекс мер и методов достижения целей инвестиционного развития региона в ходе мобилизации финансовых ресурсов и их размещения в интересах жителей (хозяйствующих субъектов) и инвесторов. Другими словами, механизм детерминирован в качестве модели со своей структурой и системой отношений, ее определяющих;

2) логико-практическая система (схема) структуризации и использования методов госу-

дарственного регулирования и экономического стимулирования в целях регионального инвестиционного развития;

3) концептуально-инструментальная форма достижения целей инвестиционной стратегии региона в процессе проведения инвестиционной политики на региональном (отраслевом) уровне, или механизм как программа (схема) реализации стратегии.

Нами проанализирована эволюция второй и третьей трактовок в специальных исследованиях. Путем обобщения различных авторских подходов в развитии методологии организации и функционирования региональных механизмов инвестиций [3; 4; 7 и др.] установлено структурно-эволюционное поле проявления сущности ИМРМ в контексте реализации РИС и в аспекте оценки степени участия государства (регулятора) в организации эффективных инвестиционных механизмов.

Описание инвестиционного механизма как системы отношений требует дополнения и встраивания структурной матрицы ИМ1 в эволюционный контекст системы регионального инвестиционного управления (РИУ) в качестве компонента системы организации региональных инвестиций.

1 См. авторскую публикацию в предыдущем номере журнала.

А. Государственное регулирование экономического (регионального) развития

Б. Институциональ ная помощь в реализации инвестиционной биз не с - а кт ивно ст и (обеспечение простого воспроизводства)

' 2

Регулирующее участие е инвестиционных процессах

В. Целенаправленная поддержка инвестиционной деятельности через разработку и совершенствование эффективных инвестиционных механизмов

Рис. 1. Развитие методологии инвестиционных процессов в регионе (отрасли) в контексте государственного регулирования инвестиционной деятельности:

1 — этап перехода от перманентного государственного регулирования общеэкономических условий хозяйствования на том или ином уровне экономической активности (die Leistung) к первоочередной (прежде всего, нормативно-правовой, институциональной, инфраструктурной) помощи в развитии инвестиционных процессов (die Unterstbtzung);

2 — объективно о стимулировании инвестиций (die Fцrderung, Stiemulierung, der Investitionsanreiz) можно говорить в процессе комплексной, адекватной, стабильной поддержки, ориентирующей субъекты хозяйствования на расширение инвестиционной активности (в рамках разработки и реализации программных продуктов, пакетов законодательных инициатив и целевых программ).

С этой целью на основании проведенного анализа определено место и значение государственного регулирования в системе ИМРМ в рамках второго уточнения механизма инвестиций.

На рис. 1 предложена градация регулирующей деятельности с точки зрения существования различных концептуально заданных форм воздействия государства на инвестиционные процессы. Две формы стратегического инвестиционного управления (институциональная помощь и целенаправленная поддержка) можно соотнести со степенью влияния региональной инвестиционной политики (РИП) на воспроизводственные процессы в регионе (отрасли). В результате использования классификационных признаков, отражающих уровень и качество экономического «влияния» государства, получим трехблочную иерархию форм (этапов развития) государственного управления.

Блок А (на схеме) отражает совершенствование инвестиционного климата через развитие его «конъюнктурных» составляющих; использование на макро- и мезо- уровнях методов общеэкономического регулирования воспроизводственных процессов. Государство, воздействуя на макроориентиры (регулируя платежеспособный спрос, таргетируя инфляцию, активизируя внешнеэкономическую деятельность и т. п.), создает «стартовые» условия для осуществления инвестиционной стратегии (в частности, решается задача обеспечения государственных гарантий прав субъектов инвестиций). Другими словами, на данном этапе складываются

общехозяйственные предпосылки для развития инвестиционных процессов.

Институциональная помощь (блок Б) заключается в использовании и развитии традиционных инструментов инвестирования как самодостаточных и эффективных способов привлечения инвестиций (например, выпуск облигационных займов, использование финансового лизинга, построение системы ипотечного жилищного кредитования и т. п.). В терминах регулирования — это обеспечение организационно-правовых условий инвестирования, снижение трансакционных издержек инвесторов в результате складывания и развития инвестиционной инфраструктуры (в частности, проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ); определение блока приоритетных отраслей (объектов) инвестирования и пропорций участия различных групп инвесторов в тех или иных ИМ.

Блок В — собственно стимулирование инвестиций, включает:

• организацию долгосрочных и эффективных вложений в рамках системы управления инвестиционными процессами на уровне региона (отрасли, сектора экономики);

• использование традиционных методов и средств привлечения инвестиций в системе сбалансированного и ориентированного на расширенное воспроизводство участия всех субъектов ИД в процессах организации и распределения инвестиционных ресурсов;

• усиление роли государства в инвестиционной сфере.

При этом степень расширения государственного участия имеет объективные пределы, ввиду ориентации регулятора на решение задачи стимулирования, а не вытеснения частных инвестиций [2]. От динамизма и форм участия зависит интенсивность инвестиционного процесса: поэтому требуется интенсификация и оптимизация государственного управления ИД именно по направлению стимулирования. Поэлементная расшифровка блоков регулирующе-стимулирующего

1

Рис. 2. Иерархия инструментария государственного участия в управлении инвес тиционными процессами в агросекторе

участия государства в инвестиционных процессах на примере отдельного экономического сектора (аграрного сектора экономики) представлена в классификационной форме2 (рис. 2).

В этом случае за основу взят категориально-механистический подход к представлению форм/способов воздействия государства на инвестиционную активность: представлены укрупненные блоки инструментов, характеризующие этапность в развитии воспроизводственных процессов, а также группы

2 Вместе с тем в контексте реализации РИП может быть использована единая терминология государственного регулирования ИД в отношении одних и тех же инструментов (средств), выступающих в роли регулирующих либо стимулирующих (если говорить о степени участия регулятора в инвестиционных процессах). В этом случае рычаги или средства стимулирования — они же инструменты регулирования ИД.

«механических» инструментов, детализирующие формы участия по отдельно взятым актам проявления или нормам (в частности, проведена градация на прямые и косвенные, нормативные и макроэкономические и т. п.).

По нашему мнению, инвестиционный механизм оформляется и принимает законченный вид именно на втором уровне инвестиционного управления — на этапе перехода от блока А к блоку Б, в процессе реализации государственной активной экономической политики в отношении инвестиций.

Вразвитие третьего уточ -нения ИМ, определим место и роль ИМ в системе регионального управления ИД, которые могут быть охарактеризованы посредством концептуальной модели управления инвестиционным процессом на примере отдельно взятого сектора экономики — в нашем случае агропродовольственного. Данная модель предполагает следующие последовательно реализуемые этапы с детализацией их по процедурам и мероприятиям:

1) разработка стратегии экономического развития региона;

2) подготовка концепции (стратегии) инвестиционного развития региона;

3) формирование инвестиционной стратегии развития агросектора;

4) проведение инвестиционной политики в АПК региона;

5) разработка инвестиционного механизма развития сельскохозяйственного производства;

6) реализация инвестиционного механизма в агросекторе;

7) процесс мониторинга и отладки параметров инвестиционной стратегии (региона и отрасли), оценка критериев эффективности реализуемых инвестиционных проектов и исполнение сельскохозяйственными производителями (участниками ИМ) параметров участия.

I Глубина развития (объектная ориентация регионального инвестиционного механизма)

1. Механизм управления инвестиционными

процессами в регионе

Экономическая стратегия региона

2. Механизм реализации инвестиционной политики

3. Механизм инвестирования

[Инвестиционный механизм регионального развития|

Д Интенсивность действия инвестиционного механизма

механизм привлечения

стимулирования инвестиции

Рис. 3. Трехуровневая организация инвестиционных механизмов (составлена на основе обобщения и анализа научных представлений о системе ИМРМ).

Как видно из рис. 3, ИМРМ структурно представляет собой механизм управления инвестиционными процессами в регионе, который включает в себя организацию, обеспечение функционирования, мониторинг ИД на территории субъекта РФ, а также целенаправленную деятельность по стимулированию инвестиций. Таким образом, единый ИМРМ формируется из двух функциональных подсистем. Если стимулирование инвестиций представляет собой разработку и использование методов и средств катализации инвестиционных процессов в масштабах региона, то привлечение инвестиций — процесс, обусловленный сложившейся системой регулирования ИД и особенностями регионального экономического развития. Из сказанного следует, что механизм привлечения инвестиций, равно как и механизм стимулирования, представляет собой механизм в механизме управления инвестиционными процессами в регионе, часть комплексного механизма привлечения и стимулирования инвестиций (МПСИ — он же инвестиционный механизм регионального развития). В основе МПСИ заключена ориентация на решение вопросов привлечения инвестиций, организации инвестиционного процесса, обеспечения на практике технологии трансформации сбережений в инвестиции, создания при участии заинтересованных инвестиционных посредников эффективной инвестпроводящей системы. Стимулирование инвестиций, в свою очередь, производится с учетом того, что капиталовложения должны быть системными, организованными на

долгосрочной и многосторонней основе, согласно целевым ориентирам экономической (инвестиционной) стратегии региона.

В данном контексте МПСИ — логико-структурное и функциональное раскрытие сущности и содержания РИП и процесс ее реализации, предполагающий программно регулируемое подчинение (управляемость) инвестиционного инструментария в целях регионального (стратегического) развития. Через МПСИ достигается настраивае-мость (вариативное и дополняющее использование) инвестиционного инструментария применительно к задачному перечню экономической стратегии региона3.

Механизм улучшения инвестиционного климата предназначен для создания условий обеспечения инвестиционной активности. Повышение инвестиционной активности в регионе есть регулируемое воздействие на изыскание факторных (отличительных) преимуществ активизации процессов обновления основного капитала. Механизм инвестирования, с нашей точки зрения, идентифицирует третий уровень (субфункциональный блок) управления системой ИМРМ. В его основе лежит разработка и реализация технологии, процесса мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования, организационно-методическое обеспечение и мониторинг финансового компонента инвестиционного механизма.

Инвестиционный механизм в свете изложенного можно трактовать как МПСИ, реализуемый под влиянием содержания мер воздействия государства на социально-экономические процессы (в глобальном измерении экономических процессов и в развитии отдельных секторов экономики). Многие сектора российской экономики нуждаются именно в адекватных мерах стимулирования, в механизме инвестиций, ориентированном на расширенное воспроизводство.

Подробнее остановимся на методологии инвестиционного стимулирования. В словаре «Лексические

3 Двухаспектное измерение ИМРМ вызвано необходимостью раскрытия сущности ИМ через их структурное (содержательное) выражение (глубину развития), а также в процессе функционального проявления (в рамках различной интенсивности воздействия).

+

трудности русского языка» под стимулом понимается «побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо»; стимулировать — значит создать стимул (-ы). Исходя из приведенного значения, экономическое стимулирование может означать совокупность (систему) методов по созданию стимулов в связи осуществлением инвестиционной деятельности. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова расширяет трактовку глагола: стимулировать — это еще и «активизировать деятельность организма, какого-нибудь его органа». В нашем случае — повышать активность инвестиционных процессов в регионе (отрасли), доступность капитала для его реципиентов; активизировать процесс трансформации инвестиционных ресурсов во вложения капитала в экономику; улучшать качество и динамизм реляций в работе инвестиционных механизмов, в том числе за счет увязывания методов инвестирования с целевыми ориентирами. Этимология слова восходит к латинскому stimulus (палка, которой в древности погоняли животных). Налицо управляющее воздействие — стимулирование, которое равно, как разработка и реализация механизмов привлечения инвестиций, предполагает имманентное участие в нем управляющей подсистемы (регулятора, координатора, проводника решений и инициатив, стимулятора). Все эти ипостаси присущи государству, государственному регулирующему и стимулирующему воздействию на инвестиционные процессы.

Достаточно размыто и преимущественно декларативно содержание стимулирования инвестиций дается в Постановлении Правительства РФ от 13.10.1995 № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Стимулирование инвестиций в экономику (на тот период времени) заключало в себе [5]:

• во-первых, продолжение работы по улучшению инвестиционного климата в России как среды, в которой протекает инвестиционный процесс (в том числе дальнейшее снижение инфляции и ставки рефинансирования ЦБ РФ, обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на российском рынке;

• во-вторых, реализацию мер, направленных на увеличение объема инвестиций;

• в-третьих, повышение отдачи капитальных вложений за счет достижения поставленной цели с меньшими затратами в социальной сфере и повышения эффективности инвестиций в реальном секторе;

• наконец, привлечение (активизация) иностранных инвестиций, обеспечивающих развитие международных экономических связей и освоение передовых научно-технических достижений.

Работа по улучшению инвестиционного климата названа обязательным условием роста капитальных вложений, в сущности, только условием активизации. Суть же инвестиционного стимулирования можно выразить интегрально в виде реляции: «увеличение объема — повышение отдачи — инновационный экономический рост».

В этой связи привлечение и стимулирование инвестиций в экономику региона сформулируем как обеспечение положительной динамики экономического развития территории путем создания благоприятного инвестиционного климата, условий для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности экономических ресурсов, использования научно-технического потенциала, рыночной инфраструктуры и транспортно-географических преимуществ, с акцентом на развитие секторов экономики и предприятий, выпускающих конкурентоспособную и инновационную продукцию, снижение инвестиционных рисков и снятие административных барьеров на пути движения инвестиций от инвестора к реципиенту.

На сегодняшний день существует потребность активизации инвестиционной политики по всем формализованным направлениям — с акцентом на мобилизацию и совершенствование аддитивной компоненты, нормативно-методическое обеспечение инвестиционного процесса и структурирование эффективных инвестиционных инструментов долгосрочных производственных и социальных инвестиций.

Основополагающими инструментами региональной (инвестиционной) политики федерального центра являются:

• оптимизация распределяемых полномочий по финансированию капитальных бюджетных расходов между уровнями бюджетной системы (реализация эффективных пропорций софи-нансирования целевых программ);

• федеральная инвестиционная политика, выражающаяся в распределении средств специализированных бюджетных фондов капитального характера (из Фонда будущих поколений и Инвестиционного фонда РФ);

• инструментарий стимулирования (сопровождения, гарантирования, поощрения инвестиционных вложений в приоритетные сферы/отрасли региональной экономики).

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

27

Содержание и комплекс мер стимулирования инвестиционной активности в концепциях территориального развития субъектов РФ нами обобщены в табл. 1. В качестве информационной базы использованы документы разного статуса — региональные целевые программы, постановления администраций, законы субъектов РФ.

Каждый из концептов стимулирования (столбец 2) дополняется соответствующим набором стимулирующих мер. В программных документах разных регионов он индивидуальный, как в методологическом плане, так и в содержательном, что затрудняет выработку единых подходов к трактовке сущности и роли инвестиционного стимулирования.

Вместе с тем проведенный анализ позволяет уточнить сферу стимулирования инвестиционной активности за счет следующих составляющих, эволюционирующих от общих (основополагающих) к более рамочным (инструментальным). Другими словами, стимулирование инвестиций включает в себя:

• повышение управляемости инвестиционным процессом в регионе;

• совершенствование процесса привлечения инвестиций, оптимальную его организацию, в том числе за счет расширения объектов и источников инвестиций;

• формирование прогрессивного инвестиционного законодательства;

Таблица 1

Представления об инвестиционном стимулировании в законодательстве субъектов Российской Федерации

Нормативный акт субъекта РФ Содержание стимулирования инвестиций Инструменты (меры) стимулирования

Постановление Правительства Республики Алтай от 17.09.2003 № 259 «Об утверждении республиканской программы «Совершенствование инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2004—2010 годы»» • создание условий и правовых гарантий для привлечения инвестиций, обеспечения прав и защиты имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности инвесторов; • концентрация средств в стратегических, бюджетообразующих, высокотехнологичных, наукоемких отраслях для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции и услуг; • участие в финансировании инвестиционных проектов, имеющих приоритетный характер для экономики Республики • компенсация части процентной ставки за счет республиканского бюджета по кредитам, выдаваемым коммерческими банками на развитие предприятий; • отмена НДС по операциям финансового лизинга; • ускорение реализации нормативных документов и программы по формированию единой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; • расширение залоговых форм для кредитов, выдаваемых банками региона коммерческим организациям на регулирование ликвидности; • создание системы рейтинговой оценки предприятий региона, строящейся на финансово-экономических показателях, позволяющей упростить процедуру получения кредитов; • мобилизация средств населения, направляемых на индивидуальное жилищное строительство

Постановление Администрации Астраханской области от 08.12.2004 № 18/217 «О комплексной целевой программе «Привлечение инвестиций в Астраханскую область на 2005—2008 годы»» • формирование совместно с предприятиями инвестиционных предложений для стратегических инвесторов; • формирование прогрессивного инвестиционного законодательства; • совершенствование организационных механизмов привлечения инвестиций в экономику области (посредством участия банков, страховых и лизинговых компаний); • совершенствование программно-целевого метода управления региональным развитием • развитие частно-государственного партнерства в инвестиционной сфере, реализуемое путем заключения с крупными отечественными инвесторами инвестиционных соглашений и разработки совместных долгосрочных инвестиционных программ; • повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности путем заключения • инвестиционных договоров, жестко конкретизирующих экономические показатели инвестиционного проекта и обязательства сторон по их исполнению; • разработка механизмов долгосрочного инвестиционного кредитования; • создание консультационных бюро при банках или совместно с ними, которые бы осуществляли подготовку инвестиционных проектов в соответствии с банковскими требованиями

Окончание таблицы

Нормативный акт субъекта РФ Содержание стимулирования инвестиций Инструменты (меры) стимулирования

Постановление Правительства Республики Кабардино-Балкария от 26.01.2005 № 6-ПП «О порядке государственного стимулирования инвестиционной деятельности в КБР» Утверждение Порядка проведения конкурса приоритетных инвестиционных проектов Кабардино-Балкарской Республики, перечня критериев, используемых при обязательной экспертизе инвестиционных проектов, для оказания государственной поддержки, положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурсного отбора особо значимых (приоритетных) инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки. Другими словами, содержание стимулирования определяется правом инвесторов участвовать в конкурсе приоритетных проектов, с возможностью рассчитывать на бюджетные средства для особо значимых для экономики региона инициатив. В основе инвестиционного стимулирования лежит оптимальная организация (в том числе нормативное обеспечение) инвестиционного процесса. • обеспечение в виде залога имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики из залогового фонда КБР; • предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество (в части платежей, поступающих в республиканский бюджет), в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов; • предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам; • предоставление субвенций на финансирование расходов субъектов инвестиционной деятельности по страхованию рисков в пользу инвесторов

Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30.03. 1999 № 74 «О региональной программе стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999—2001 годы» • совершенствование процесса привлечения инвестиций в Нижегородскую область и расширение перечня потенциальных источников инвестиций; • повышение управляемости инвестиционным процессом в регионе; • участие государства в активизации инвестиционной деятельности в регионе; • расширение направлений эффективного применения инвестиций; • формирование развитой рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять продуктивные контакты с инвесторами; • развитие инфраструктуры фондового рынка; • повышение уровня готовности большинства предприятий к привлечению и эффективному использованию инвестиций; • создание отработанной системы гарантий в отношении инвесторов • формирование банка данных об имеющихся на территории области свободных производственных площадях с целью реализации инвестиционных проектов на «зеленых площадках» — неиспользуемых свободных землях не территории области; • принятие бюджета развития; • создание зон свободного предпринимательства; • выпуск специализированного инвестиционного бюллетеня (с подробной и детализованной оценкой перспектив инвестирования в регион)

• совершенствование организационных механизмов привлечения инвестиций в экономику региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• участие государства в активизации ИД в регионе, в первую очередь, через совершенствование программно-целевого метода управления региональным развитием и создание отлаженной системы гарантий в отношении инвесторов и т. д.

Экономические основы регулирования инвестиционной деятельности изложены в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в нашем

случае соответствуют блоку «институциональная помощь» на рис. 1). В статье 11 данного Закона приведен перечень форм и методов регулирования, без градации на характер, степень приоритетности и актуальности. Глава 4 Закона раскрывает состав гарантий защиты инвестиций (так называемый «первичный слой» в структуре институциональной помощи). Все меры воздействия ранжируются в соответствии со степенью участия государства в ИД (создание благоприятных условий для развития ИД и прямое участие). Последнее выражается, в частности, в размещении средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном соответствующим поста-

новлением Правительства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и проведении экспертизы инвестиционных проектов. В качестве инструментария регулирования инвестиций на территориальном уровне названы:

• разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств региональных бюджетов;

• проведение экспертизы инвестиционных проектов;

• выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов РФ. Проецируя предложенную методологию на

концептуально-практический процесс самоидентификации инвестиционных механизмов в системе факторов и базисных категорий инвестиционного управления на мезоуровне, получим сводную категориальную матрицу, описывающую функционально-смысловое место ИМ (рис. 4). Категориальный срез детерминирует инвестиционный механизм с учетом регулятивов (факторов, средств, институтов) реализации экономической политики государства (в категориях макроэкономики и теории государственного регулирования).

В качестве пояснения к блок-схеме приведены некоторые реляции входящих в нее элементов. Модель инвестиционного процесса опосредована хозяйственным механизмом национальной экономики и представляет парадигму (макроконцепцию) формирования и реализации экономического развития (проведения экономической реформы) посредством инициирования и применения организационно-экономических форм, методов, рычагов (в основе своей с акцентом на инвестиционные регуляторы) достижения устойчивого экономического роста. Модель детерминирует характеристики инвестиционного процесса (совокупное движение инвестиций различных форм и уровней), который в рыночной экономике реализуется посредством механизма инвестиционного рынка — средоточия спроса и предложения на инвестиции. Осуществляемое на рынке инвестиций преобразование инвестиционных ресурсов во вложения и соответствующая реализация инвестиционных товаров предполагают инициирование ИМ, работающих и поддерживающих рыночные пропорции. Для практической осуществимости данных ИМ в рамках

региональной экономической политики разрабатывается и реализуется РИС (а также отраслевая инвестиционная стратегия).

Так, на базе сложившейся идеологии власти и исходя из объективных потребностей аграрного сектора можно выделить две концептуальные линии активизации воспроизводственных процессов — с акцентом на простое воспроизводство (стратегия привлечения) и на базе интенсификации процессов реального инвестирования (стратегия стимулирования). Инструменты каждой стратегии реализуются в рамках той или иной тактики воздействия на процессы воспроизводства. В частности, можно говорить об активной, консервативной, умеренной тактиках реализации стратегии стимулирования. Тактика региональной инвестиционной деятельности представляет форму реализации (и смены) обоснованной методологии. Выбор тактики заключается в разработке и реализации исполнительного блока. Смена тактики есть проявление обратной связи как метасистемного (внутренне присущего системе) управляющего воздействия в работе ИМ.

Вернемся к оценке форм государственного инвестиционного участия. Регулирующее воздействие, реализуемое в отношении инвестиций и в целях функционирования инвестиционного механизма (в контексте его методологии) — не просто внешнее влияние, а воздействие, имеющее «конструктивного свойства задачу» [5, с. 224] — скорректировать, сориентировать ход становления и развития механизма. В этой связи государственное регулирование призвано дополнить процесс организации частных инвестиций, помочь выполнить задачи, стоящие перед коммерческими инвесторами, либо, в крайнем случае, осуществить их за инициатора инвестиций. Сама сущность инвестирования состоит в потребности организовать движение капитала. Соответственно инвестиционный механизм как механизм регулирования размещенных денег, ориентированный на достижение заданного на входе эффекта, требует организующего руководства со стороны, в первую очередь, со стороны регулятора.

Императивность регулирующего участия подтверждается методологией ИМ. Каждой из систем ИМРМ соответствует определенная концепция (форма, методология, набор инструментов) регулирования. Для реализации этой концепции на всех стадиях структурирования ИМРМ необходимо применение тех или иных средств и форм государственного регулирования экономики, регулирования привлечения инвестиций, стимулирования инвестиционной активности.

Государственное регулирование

Модель инвестиционного процесса

Инвестиционная политика Инвестиционный климат Инвестиционная деятельность

Создание условий по привлечению инвестиций

Инвестиционный рынок

Инвестиционные ресурсы, объекты инвестиций Инвестиционные риски Субъекты инвестиций

X/

Стимулирование

расширенного воспроизводства

Инвестиционный механизм

Инвестиционный институт Инвестиционная активность Инвестиционное решение

Инвестиционная стратегия

Рис. 4. Концептуальное представление процесса функционирования инвестиционного механизма развития на мезоуровне (в спектре дефиниций, раскрывающих сущность регионального инвестиционного управления):

1 — инвестиционный механизм регионального (отраслевого) развития концептуализируется (методологически оформляется в разрезе инвестиционной политики государства);

2 — вырабатывается инвестиционный механизм (мотивационно, финансово, функционально);

3 — реализация инвестиционного механизма в рамках конкретной инвестиционной стратегии посредством выбора и последующей корректировки выработанной тактики реализации инвестиций.

Отметим, что вследствие продолжающейся эволюции теории региональных инвестиций, а также ввиду отсутствия в научных исследованиях по проблематике региональных и отраслевых инвестиционных процессов единой терминологической системы, при оценке функционирования инвестиционных механизмов употребляются подчас в качестве синонимов (без разграничения контекста) такие категории, как инвестиционные инструменты, способы и приемы, методы привлечения инвестиций, рычаги, факторы инвестиционной деятельности, формы осуществления инвестиций, механизмы реализации региональной инвестиционной политики и т. п. Объективно требуется смысловая дифференциация в словоупотреблении. В качестве всеобъемлющего

и интегрального термина в данном случае следует использовать понятие ИМ, при этом исходить из того, что государственное регулирование — функциональный («сквозной») компонент ИМРМ.

Инструментарий, или набор мероприятий регулирующего характера, включает формы регулирования (в первом значении слова «форма»), которые описываются группами форм (второе значение), средств, методов их осуществления. У каждого метода и способа существует некоторое множество приемов и мер. Подобно тому, как цели реформирования и развития инвестиционной активности в аграрном секторе требуется сопрягать с выбором правильного и адекватного конъюнктуре целепо-лагания, средства государственной экономической (инвестиционной) политики следует рассматривать не сами по себе, а в их взаимодействии с целями и объектами государственного регулирования экономики. Участие государства как инвестора и регулятора в инвестиционной деятельности дополняет характеристику инвестиционного потенциала региона, который по одному из определений представляет максимально возможный объем долгосрочных денежных вложений, осуществляемых как субъектами регионального рынка, так и внешними по отношению к региону хозяйствующими субъектами, с учетом объективных возможностей, при соблюдении ряда условий, создаваемых как общей совокупностью участников рынка, так и государственными административными службами.

Помимо инструментов воздействия, государство имеет в распоряжении аппарат регулирования — систему хозяйствующих субъектов и регулятивов. Ввиду сложности и разнообразия системы целей, ресурсов, форм воздействия, механизм регулирования представляет совокупность множества механизмов. В каждом таком механизме определенной системе целей соответствует тот или иной набор и тип организации ресурсов, система институтов и т. п., что

в конечном итоге сказывается на характеристиках и результативности ИМРМ, одной из подсистем которого является подсистема государственного регулирования инвестиций, функционирующей в «ткани» блока «Процессы организации, исполнения и контроля» структурного среза ИМ.

В результате обобщения концептуальных основ РИУ и детерминации места ИМ в системе регионального инвестиционного планирования установлены девиации структурного свойства в характеристике ИМРМ и инвестиционном планировании на мезо-уровне, присущие значительному массиву исследований региональных инвестиционных процессов:

• восприятие инвестиционного капитала (и собственно инвестиций) в качестве узкопрофильной долгосрочной иммобилизации финансовых ресурсов с экономическими (но подчас абстрактными для повышения экономического благосостояния региона как проводника инвестиций) целями, к тому же односторонней направленности (без учета управляющего воздействия на комплекс составляющих инвестиционного климата). Что «отрывает» сам процесс инвестирования от инвестиционного планирования развития экономической системы;

• принципиальная немеханистичность и асо-циальность структурируемых механизменных систем — понимание процесса движения инвестиций исключительно в качестве управляющего воздействия на денежные потоки, формируемые и распределяемые в процессе инвестирования. Согласно нашему расширительному толкованию, инвестиционный механизм описывает именно систему взаимодействия процессных воздействий и немеханической (субъектовыраженной) части, или базиса, представляет не просто управляемое движение денег и информации, но и развитие всех компонентов блока управляемой подсистемы в системе механизма инвестиций;

• внесредовое (деполитизированное) рассмотрение ИМРМ, приводящее к краткосрочности и несовершенству в настройке инвестиционного инструментария. Другими словами, механизм в исследованиях получает полное описание имманентного и органического регулирующего участия государства, но с заметным дефицитом разработки и апробации аддитивных форм госуправления. Последние две из описываемых девиаций нивелируются в результате включения в структуру ИМ функциональных блоков

субъектовыражения — политической воли и мотивационного компонента;

• отсутствие спецификации инвестиционного инструментария ИМ в секторном (отраслевом) приложении, вследствие чего возникает негибкость управляющих воздействий (неполнота исполнительного блока). Фактически же каждый компонент (блок) механизма воздействия детерминирует набор мер или способов регулирования (стимулирования). Так, ИМ в аграрном секторе, помимо ориентации по срокам, формам, субъектам регулирования, обладает ярко выраженной мотивационной предпосылкой в реализации инвестиционных целей регионального развития, что находит выражение в развитии направлений диалога агробизнеса и власти (в рамках форм взаимодействия или способов реализации частно-государственного партнерства), взаимодействия, напрямую влияющего на конечный результат «работы» ИМ отраслевого развития. Названные девиации не в последнюю очередь

явились предпосылкой того, что инвестиционные механизмы 1990-х — начала 2000-х гг. имеют в своем структурно-эволюционном измерении следующие характеристики развития:

• жестко зависимы от конъюнктурных факторов в сценарном (методологическом) поле;

• мотивационно индифферентны;

• не подкреплены политико-правовой идеологией стимулирования и финансовой поддержки социальных процессов и инновационных проектов;

• ограничены и односложны в инструментальной части;

• финансово дефицитны;

• как следствие, деструктивны в процессном выражении.

Вместе с тем, решению отмеченных диспропорций будут посвящены последующие авторские исследования и разработки.

Таким образом, описанная система ИМ отвечает критериям и принципам системного подхода к рассмотрению сложных объектов, сформулированным в работах по анализу экономических систем управления, в частности у В. М. Безденежных [1]. Отсюда ИМРМ — это сложная система (имеющая разветвленную структуру и разнообразные внутренние связи), являющаяся по своей сути кибернетической (алгоритмизованной информационно, с восприятием по каналам обратной связи регулирующего воздействия), динамической

(с немгновенным переходом в другое состояние; поведение, которой подвержено шумам внешнего окружения), квазидетерминированной, в большей степени вероятностной (с отсутствием более-менее точного, математически выверенного образа в качестве результата воздействия).

С позиций комплексного и системного подхода к рассмотрению инвестиционных процессов мы выявили следующее:

1) объективность и необходимость учета управляющего влияния на систему — со стороны среды (конъюнктурной надстройки) и с позиций «силы» инвестиционного базиса и управляющей фазы;

2) социо-энерго-информационный контекст существования и внутренней самоорганизации системы применительно к компонентам мотивации и политической воли;

3) равномерную централизацию системы (нет четко и однозначно определенного компонента, от которого исходит движение и преобразование всякого внутрисистемного воздействия в позитивный эффект), строгую целостность — соотносимость и сопряженность структуры и содержания компонентов всех блоков механизма инвестиций, а также адаптивность — способность варьировать поведение под воздействием внутренне-средовых факторов;

4) инвестиции — не только и не просто вложения капитала, а формирование взаимосвязи субъекта инвестиций, располагающего определенным инвестиционным замыслом, с внешней средой (конъюнктурой), определяющее степень интегра-тивности и функциональной наполненности компонентов инвестиционного базиса и учитывающее прочие критериальные основания эффективного ИМРМ. Потребность в инвестициях есть свойство региона как экономической системы, реализация которого позволяет этой системе адаптироваться в меняющейся внешней среде (увеличить запас своей организационно-экономической устойчивости, выражающейся в реализации установлений, структурируемых на уровне соотнесения парадигмы инвестиций с методологической компонентой). Качество адаптации находится в тесной связи с проводимой РИП и выбранной стратегией инвестиций;

5) результатом управляющего воздействия в механизме инвестиций являются информационные, правовые и финансовые связи между составляющими управляемую фазу блоками. Данные реляции дополняют структуру ИМ, их участие необходимо в работе всех без исключения его компонентов. Так, движение денежных средств (финансовая связь) проявляется на уровне методологической

организации ресурсов (каким образом привлекать инвестиции) и в процессе фактического выделения и распределения их в рамках финансового компонента ИМ.

Проведенный анализ и сделанные заключения позволяют детерминировать сущность объекта исследования следующим образом. Инвестиционный механизм развития на мезоуровне представляет собой организационно-экономический концептуализированный подход к обеспечению структурной инвестиционной активности в отрасли, ориентированный на достижение внутрисистемного (отраслевого в частности) баланса и эффективности функционирования хозяйственного механизма регионального развития на базе управления составляющими инвестиционного климата региона. Концептуальную основу инвестиционного механизма регионального (отраслевого) развития можно охарактеризовать в качестве системы способов и приемов управления ИД в регионе (отрасли), а также необходимых объективных взаимосвязей в их подборе, программно оформленных, ориентированных на обеспечение структурного роста ВРП за счет сбалансированного развития всех отраслей (секторов) региональной экономики, через достижение эффективности и баланса целей субъектов хозяйствования в сфере наращивания инвестиционной активности, с учетом наиболее полного использования инвестиционного потенциала региона и программируемой нивелировки рисков регионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безденежных В. М. Синергетический подход к оценке устойчивости сложных экономических систем. Монография. — М.: Изд-во «Полиграф», 2006.

2. Игонина Л. Л. Инвестиции: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Слепова. — М. Экономиста, 2006. — 478 с.

3. КибировА.Я., Беспахотный Г. В., Миндрин А. С. и др. Стимулирование инвестиций в АПК. — М.: ВНИИЭТУСХ, 2004. — 437 с.

4. Мнацаканян А. Г. Бюджетно-налоговый механизм обеспечения инвестиций в Калининградской области // Калининградская область и ЕС: проблемы экономической интеграции. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 2. — С. 117—136.

5. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма. — М.: МГУ, 1994. — 368 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».

7. Шигин В. А. Основные инструменты государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации. // Материалы Всероссийской НПК. — Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 2006. С. 75—79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.