УДК 330.322:332.1(571.56)
особенности управления инвестиционными процессами в республике саха (якутия)
н. М. Сомова,
старший научный сотрудник E-mail: n-somova@mail. ru научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
В связи с тем, что инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней, на современном этапе экономического развития особую актуальность приобретает оптимальное управление инвестиционными процессами на уровне региона. Рассматриваются механизм и система управления региональной инвестиционной стратегией на примере Республики Саха (Якутия). Отмечено, что для реализации инвестиционных проектов и масштабного привлечения инвестиций необходимо опережающее развитие инфраструктуры.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, система управления, рычаги управления, механизмы ГЧП.
Известно, что инвестиционный процесс рассматривается как переход инвестиционного объекта из одного состояния в другое, как последовательно осуществляемая совокупность действий и работ его участников по финансированию проекта, его поэтапному осуществлению, мониторингу и контролю расходования денежных средств, обеспечению своих экономических интересов по завершению проекта, в период эксплуатации объектов инвестирования.
Основными условиями осуществления инвестиционного процесса являются: • достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал;
• наличие экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах;
• механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.
Задачи управления инвестиционными процессами в регионах усложняются наличием в них многосекторной собственности: государственной, федеральной, региональной, муниципальной, частной и смешанной (акционерные общества, холдинги, концерны, финансово-промышленные группы, корпорации, предприятия малого бизнеса). А потому необходимо строить комплексную систему управления развитием территории и, в частности, систему управления инвестиционными процессами на территории. Главным принципом управления инвестициями, по мнению автора, может быть создание централизованной и иерархической системы, основными целями которой являются:
1) стимулирование инвестиционной деятельности в регионе;
2) повышение инвестиционной привлекательности региона.
Рациональное использование инвестиций в целях социально-экономического развития региона возможно с помощью системы стратегического управления (см. рисунок).
Задачи стратегического управления инвестициями в регионе в рамках существующих направлений представлены в табл. 1.
В рамках создаваемой системы управления необходимо принятие следующих мер:
а) сфера экономики: развитие инфраструктуры, аккумуляция ресурсов, совершенствование коммуникаций;
б) сфера юриспруденции: законодательная защита инвесторов, региональные инвестиционные программы, бюджетные ассигнования [4].
Создание и реализация такой системы, на взгляд автора, позволит региону повысить свою инвестиционную привлекательность и осуществить комплекс преобразований для повышения своей бюджетной эффективности.
Государство может влиять на инвестиционные процессы в регионе различными способами:
• прямым финансированием проектов, в том числе и на долевой основе;
• привлечением своим прямым участием внешних инвесторов (увеличением общих объемов предельных внешних заимствований);
• обеспечением внешнему инвестору приемлемых условий размещения капитала в регионе. Региональные органы власти оказывают управляющее воздействие на региональную инвестиционную деятельность двумя способами: путем непосредственного участия в инвестиционной де-
Управление инвестициями
Региональный брендинг Корпоративный брендинг Фискальные меры
Направления управления инвестициями на региональном уровне
ятельности и путем регулирования инвестиционной деятельности (табл. 2).
Анализ инвестиционной активности в Республике Саха (Якутия) показывает, что она зависит от следующих факторов:
— общего состояния экономики региона;
— объективных и субъективных факторов, формирующих инвестиционный климат региона.
Якутия представляет собой регион с экономикой, ориентированной на добычу полезных ископаемых. Территория республики является богатейшей ресурсной базой не только российского, но и мирового значения, освоение которой находится в начальной фазе. При богатом природно-ресурсном и промышленном потенциале Якутия характеризуется низким уровнем развития перерабатывающих отраслей. Развитию региона препятствуют дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры, сложные климатические условия, дефицит трудовых ресурсов.
Комплексное и планомерное развитие Республики Саха (Якутия) обосновано в «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Стратегия развития экономики Якутии предполагает
Таблица 1
Стратегическое управление инвестициями в регионе
Направления управления нвестициями Задачи стратегического управления инвестициями
Региональный брендинг Создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион; создание регионального фонда по страхованию инвестиций; создание специализированного регионального органа по координации инвестиционной деятельности
Корпоративный брендинг Стимулирование создания инвестиционно активных корпоративных структур и улучшения их имиджа за пределами региона; поддержка перспективных корпоративных структур, вывод их с микро- на мезоуровень; стимулирование региональной вертикальной и горизонтальной интеграции для увеличения гибкости инвестиционных ресурсов
Фискальные меры Инвестиционное налоговое кредитование; реструктуризация взаимных долгов; нетарифное регулирование экономических отношений
Источник: [5].
Таблица 2
Управляющее воздействие региональных органов власти на инвестиционную деятельность
Способ воздействия инструмент управляющего воздействия
Непосредственное участие в инвестиционной деятельности Механизм управления инвестиционными программами и проектами, осуществляемыми на территории региона. Механизм управления государственной собственностью. Механизм осуществления инвестиций в бюджетной сфере. Механизм взаимодействия с внешней средой (участие в федеральных и межрегиональных инвестиционных программах, осуществление совместных проектов с крупными компаниями)
Регулирование инвестиционной деятельности Механизм аккумулирования свободных ресурсов хозяйствующих субъектов потенциальными инвесторами. Механизм преобразования инвестиционных ресурсов в объекты инвестиций. Механизм регулирования отношений между инвестором, собственником инвестиционных ресурсов и региональными органами власти по использованию объектов инвестиций и распределению дохода. Механизм стимулирования сбыта продукции, работ, услуг (развитие инфраструктуры основных региональных рынков)
создание нового многоотраслевого промышленного района. В результате реализации проекта Якутия к 2020 г. должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой и валовым региональным продуктом (ВРП) более 1 трлн руб. В 2020 г. ВРП реально увеличится в 2,8 раза по сравнению с 2005 г. Экономический рост в свою очередь позволит повысить доходы населения в 3,6 раза и решить основные проблемные вопросы социальной сферы [3]. По данным Института региональной политики, крупный бизнес намерен инвестировать до 2020 г. 60,8 млрд долл. в экономику Республики Саха (Якутия) [2].
Реализация проектов предполагает активное внедрение механизмов государственно-частного партнерства, где 2,5 млрд руб. инвестиций (облигационный заем), или 76 % планируется за счет средств частных инвесторов. Крупнейшими компаниями, заинтересованными в реализации инвестиционных проектов в Якутии, являются: АЛРОСА, Газпром, Российские железные дороги, Стальная группа «Ме-чел», Сургутнефтегаз, Полюс Золото, Трансстрой, Росатом, Норильский никель и др. В результате такой государственной поддержки социально значимые или экологически важные проекты и программы могут из разряда неэффективных перейти в ряд экономически эффективных и конкурентоспособных.
Поскольку регулирование инвестиционной деятельности в регионе является частью общего механизма управления развитием территории, то региональная инвестиционная программа должна вытекать из целевой программы комплексного
социально-экономического развития соответствующего региона. Принята Программа по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Саха (Якутия) на 2011—2016 гг. Предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, созданию инвестиционной инфраструктуры развития, снижению административных барьеров, формированию новых механизмов привлечения и поддержки инвестиций, формированию благоприятных тарифных условий, развитию кадрового потенциала республики. Создан департамент государственно-частного партнерства при Министерстве экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия), разрабатывается региональная нормативно-правовая база. В рамках программы также предусмотрено создание институтов развития Республики Саха (Якутия) — Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, Агентства по привлечению инвестиций, Фонда прямых инвестиций, Регионального центра государственно-частного партнерства, Венчурного фонда.
Необходима система государственного регулирования комплексного развития территорий, в том числе рычаги управления инвестиционными процессами в регионе. Рычагами социально-экономического и экологического регулирования инвестиционных процессов на территории являются: • льготные цены на инвестиционные средства;
• бюджетное финансирование проектов и программ;
• предоставление налоговых льгот;
• дополнительное финансирование за счет субсидий, дотаций и др.
При построении эффективного механизма управления инвестиционными процессами в регионе основное внимание должно быть уделено совершенствованию и развитию регионального финансового рынка, поскольку узким звеном инвестиционной деятельности является финансирование проектов и программ.
Для реализации инвестиционных проектов и масштабного привлечения инвестиций необходимо опережающее развитие инфраструктуры. Государственное управление в сфере развития инфраструктуры должно осуществляться путем инициации инвестиционных проектов и привлечения для их реализации ресурсов и компетенций частного сектора. Это позволит оптимизировать социальную и бюджетную нагрузки, а также повысить качество предоставляемых общественных услуг.
Именно в текущих условиях целесообразно смещать сроки реализации инфраструктурных проектов на более ранние путем использования механизмов государственно-частного партнерства. Бюджетное софинансирование проектов должно выступать лишь в качестве катализатора и мультипликатора привлечения инвестиций в регион, создавать устойчивый спрос на региональные
инвестиционные проекты и тем самым формировать благоприятный инвестиционный климат. Такая экономическая политика позволит перейти от программного бюджетного финансирования капиталовложений к проектному финансированию за счет внебюджетных источников [1].
Таким образом, управление инвестиционными процессами на уровне региона представляет собой целенаправленное воздействие структур управления федерального, регионального и муниципального уровней на всех субъектов региональной инвестиционной системы в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития региона.
Список литературы
1. Алексеев Г. Ф. Механизмы реализации инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия) // Торгово-промышленные ведомости. 2011. № 20 (468) (октябрь).
2. Официальный сайт Института региональной политики. URL: http://www. regionalistica. ru.
3. Республика Саха (Якутия): модернизация экономики — стратегический приоритет // Информационный меморандум. Май 2011.
4. Семенова Ф. З. Управление инвестиционными процессами в регионе // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 6.
5. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: Изд-во «Буквицы», 1999.