Научная статья на тему 'Инвестиционный ландшафт макрорегиона Дальнего Востока'

Инвестиционный ландшафт макрорегиона Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЛАНДШАФТ / МАКРОРЕГИОН / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ИНВЕСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблев Д.В.

В статье на основе ландшафтного подхода проводится оценка инвестиционного ландшафта Дальневосточного федерального округа, проводится оценка структурных изменений разного вида инвестиций и поиска факторов, влияющих на приток и отток инвестиций, даны предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный ландшафт макрорегиона Дальнего Востока»

29 (167) - 2013

Инвестиционная политика

УДК 336.87

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЛАНДШАФТ МАКРОРЕГИОНА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Д. В. КОРАБЛЕВ,

младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики E-mail: korablevdenis2013@yandex. ru Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации

В статье на основе ландшафтного подхода проводится оценка инвестиционного ландшафта Дальневосточного федерального округа, проводится оценка структурных изменений разного вида инвестиций и поиска факторов, влияющих на приток и отток инвестиций, даны предложения.

Ключевые слова: инвестиционный ландшафт, макрорегион, Дальний Восток, инвестиция.

Развитие инвестиционной деятельности на государственном уровне продолжается уже более 20 лет. Так, в 1992 г. указом Президента РФ определены меры развития и государственной помощи, включая стимулирование инвестиционной деятельности [7], в 1995 г. принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации [6].

Поддержка инвестиционных процессов осуществляется за счет создания благоприятных условий для вложений (установление налоговых льгот, ускоренная амортизация, формирование механизма защиты прав инвесторов и др.) и прямого участия государства (государственно-частное партнерство, реализация инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, концессионные соглашения и др.).

С учетом стратегических приоритетов развития макрорегиона Дальнего Востока проведено исследование мер, стимулирующих инвестици-

онную деятельность. Основными приоритетами в деятельности Правительства РФ до 2018 г. определены следующие: «Будут решены задачи создания новых рабочих мест, закрепления и привлечения населения, развития современной транспортной и энергетической инфраструктуры... начнется реализация крупнейших инвестиционных проектов, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, водных биологических ресурсов и марикультуры [10] и будет обеспечена реализация с участием Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона не менее 10 крупных инвестиционных проектов».

Исследования в рамках государственной программы развития Дальнего Востока позволили установить, что на территории макрорегиона планируется реализовать 23 инвестиционных проекта (КИП), которые должны получить высокий уровень государственной финансовой поддержки (табл. 1).

Общий объем ассигнований на реализацию КИПов составит 8,2 трлн руб., из которых 2,8 млрд — федеральные инвестиции в инфраструктуру (ключевой барьер для развития экономики макрорегиона). Это около половины всех бюджетных инвестиций по государственной программе.

Необходимо отметить, что многие КИПы имеют значительный инвестиционный цикл, и налоговая отдача от них многократно возрастет после 2025 г. Реализация программ создаст значительный

Таблица 1

Перечень КИП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г.

Наименование проекта Объем предполагаемых инвестиций, млн руб.

Всего... В том числе средства федерального бюджета

Развитие Владивостока как международного делового образовательного и туристического центра России в Азиатско-Тихоокеанском регионе 367 215,9 140 938,9

Комплексный проект развития нефте-, газохимии в Приморском крае 558 422 117 793

Комплексное развитие российской части острова Большой Уссурийский 18 836,3 4 940,1

Комплексное развитие Забайкальского района Забайкальского края 250 000,0 33 864,7

Минерально-сырьевой кластер на базе Удоканского месторождения меди 505 414 85 498

Создание горно-металлургического кластера в Приамурье 375 590 104 290

Соевый кластер Амурской области 36 718 17 122

Комплексное развитие Южной Якутии 1 978 117 653 659,8

Комплексное развитие Западной Якутии и Севера Иркутской области 1 402 369,3 209 986,2

Северо-Восточный минерально-сырьевой кластер Якутии 486 867,8 306 062,5

Комплексное развитие Юго-Восточной Бурятии 247 000,0 70 123,0

Усть-Кут как центр Северо-Сибирского индустриального пояса 315 728,5 170 333,5

Минерально-сырьевые кластеры северных территорий Камчатского края 153 991,98 49 556,19

Развитие Ургальско-Чегдомынского топливно-энергетического кластера 179 974,4 27 558,3

Ванино — Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел 238 579,6 51 836,9

Космический кластер в Амурской области 37 656,6 17 122

Комплексное развитие логистики на юге Приморского края 511 462 209 874

Развитие туристического кластера Бурятии 210 997 52 911,9

Комплексное развитие рыбопромышленного кластера Сахалинской области 43 339 13 248,8

Развитие топливно-энергетического кластера Сахалинской области 288 114,6 105 388

Комплексное развитие Братско-Усть-Илимской промышленной зоны 206 425,1 79 203,5

Южная зона инновационного развития и формирование Иркутской агломерации 468 052,3 87 739,6

Развитие туристического кластера Камчатки 42 377,7 23 981,5

Источник: составлено по данным госпрограммы.

мультипликативный эффект в экономике. В частности, развитие инфраструктуры позволит более полно вовлечь в хозяйственный оборот минерально-сырьевую базу макрорегиона и только в рамках соответствующих кластеров привлечь 2,36 трлн руб. внебюджетных инвестиций.

В условиях высокого уровня финансирования макрорегиона требуется поиск механизма мониторинга и контроля за эффективностью расходования бюджетных средств во взаимосвязи с экономическим развитием региона.

Использование ландшафтного подхода основано на формировании системы инвестиционной инфраструктуры, связывающей одномоментно и территориально как участников инфраструктуры, так и источники финансирования.

В последнее время на уровне нормативно-правовых региональных актов упоминается понятие «инвестиционный ландшафт» в разных трактовках. Под этим термином понимают кластеры, создающие инвестиционные проекты на территории региона [1]; совокупность условий, обеспечивающих ин-

вестиционную структуру [3], что имеет разную природу исследования.

Вопросы ландшафтного подхода к задачам структурирования экономического пространства стали применяться относительно недавно в российской науке. Научное обоснование такого метода и его приложение к региональным экономическим исследованиям наиболее полно отражены в исследовании Института экономики Уральского отделения РАН [2, с. 55—59; 10]. При этом основное внимание уделяется финансовому ландшафту, который отражает взаиморасположение пространственно рассредоточенных сегментов экономики в рамках специфической (финансовой) системы координат.

Авторский подход основан на специфике ландшафтного подхода применительно к инвестиционным процессам, базируется на теориях экономического ландшафта Августа Леша [4], пространственной экономики и теории близости К. Сьерра [13], в которых методологическая точка зрения основана на поляризации развития, технологической и территориальной динамике и отраслевой организации.

Таблица 2

Инвестиционный ландшафт Дальневосточного федерального округа

Регионы Инвестиции в основной капитал, млн руб. Финансовые вложения организаций, млн руб. Иностранные инвестиции, тыс. долл. США

Республика Саха (Якутия) 165 972 3398186 1 403 544

Камчатский край 33 843 86760 34 264

Приморский край 278 378 58532 80 841

Хабаровский край 176 654 34 531 118 446

Амурская область 123 232 70 446 482 955

Магаданская область 18 897 22 441 269 501

Сахалинская область 181 298 107 419 7 084 776

Еврейская автономная область 26 626 3 734 102 085

Чукотский автономный округ 9 007 59 398 329 266

Источник: рассчитано автором по материалам [11].

Инвестиционный лан- 45 дшафт представляет собой совокупность портфельных и прямых инвестиций, сформированных на территории региона аккумулированием финансовых средств субъектов РФ и иностранных вложений.

Эта совокупность находится в динамичном изменении под влиянием внешних и внутренних макроэкономических факторов. Показателями трансформационных изменений инвестиционного ландшафта являются:

— объем инвестиций в нефинансовые активы;

— объем иностранных вкладов;

— финансовые вложения отечественных организаций.

Результаты исследования приведены в табл. 2.

Анализ инвестиций в основной капитал показал рост в совокупных инвестициях по России. Так, в 1990 г. доля ДФО составляла 7,87 % и до 2009 г. имела тенденциию снижения, но к 2011 г. возросла до 9,41 %, что напрямую связано с государственной поддержкой.

Сравнительный анализ показал, что в 1990 и 2011 гг значительная доля приходилась на Приморский край и Республику Саха (Якутия), при этом в 2000 — 2008 гг отмечены резкие темпы снижения инвестиций

1985

1990

1995

2000

2005

2010

2015

• Республика Саха (Якутия)

• Камчатский край

■ Примор с кий кр ай

• Хабаровский кр ай

• Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

■ Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Источник: рассчитано автором по материалам [11].

Рис. 1. Доля регионов в совокупной величине инвестиций в основной капитал Дальневосточного федерального округа в 1990—2011 гг., %

в Приморский край и смещение в сторону Сахалинской области, на долю которой приходилось в тот период до 42 % инвестиций макрорегиона (рис. 1).

Ключевыми индикаторами реализации государственной программы развития Дальнего Востока являются индекс роста инвестиций и доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций макрорегиона [8]. И одна из главных задач — «добиться, чтобы среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал на территории макрорегиона не менее чем на 1,5 процентных пункта

300

250 -

200 -

150 -

100 -

50 -

-50 -

-100 -1

опережали среднегодовые темпы прироста инвестиций по России в целом».

Темп роста инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010—2011гг. составил 128,72 % при росте по России 117,76 %, что говорит о дискуссионности выбора индикатора опережающего роста в 1,5. Тенденции темпа прироста инвестиций в разрезе субъектов ДФО приведены на рис. 2.

Программа развития макрорегиона гласит, что к 2013 г. привлечь инвестиции поможет создание портовых особых экономических зон [9]. На территории Дальнего Востока с 1999 г. расположены особая экономическая зона в Магаданской области и с 2009 г. — портовая зона в Хабаровском крае. На финансирование последней предусмотрено в

2011—2013 гг. выделить 3 150 тыс. руб. из федерального бюджета.

Все это должно способствовать привлечению как внутренних, так и внешних инвестиций, так как прямые иностранные вложения являются важным фактором инвестиционной привлекательности регионов и отражают стабильность и устойчивость финансово-экономической системы и защищенность прав зарубежных инвесторов. Как на федеральном, так и на региональном уровне систематически ведется работа по улучшению инвестиционного климата и формированию комфортной инфраструктуры.

Дальневосточный федеральный округ занимал прежде третье место в России по объему привлечен-

1 - Республика Саха (Якутия)

2 - Камчатский край

3 - Приморскийкрай

4 - Хабаровский край

5 - Амурская область

6 -Магаданская область

7 - Сахалинская область

8 -Еврейская автономная область

9 —Чукотскийавтономный округ

Источник: рассчитано автором по материалам [11].

Рис. 2. Темпы прироста инвестиций в основной капитал регионов Дальневосточного федерального округа в 2000—2011 гг., %

ных иностранных инвестиций, но в 2011 г. переместился на четвертое место, при этом его показатель снизился с 9,73 % в 2009 г. до 5,20 % в 2011 г., что потребовало соответствующего решения на федеральном уровне и разработки государственной программы развития Дальнего Востока (табл. 3). Значительна доля иностранных инвестиций только в Сахалинской области (71,52 % всех инвестиций в 2011 г.), при этом в структуре возросла доля прямых вложений на 13,38 % в 2009—2011 гг.

При формировании программ государственной поддержки одной из ключевых целей было увеличение численности занятых на предприятиях (рис. 3), обусловленное реализацией инвестиционных программ крупными компаниями, развитием малого предпринимательства.

Если в целом по России отмечен незначительный прирост в 2010—2011 гг. на уровне 0,22 %, то в Дальневосточном федеральном округе, несмотря на значительную государственную поддержку, регионы имеют отрицательные тенденции начиная с 2008 г.,

Таблица 3

Доля регионов в поступлении иностранных инвестиций в экономику Дальневосточного федерального округа, тыс. долл.

Субъект РФ 2009 г. 2010 г. 2011 г. Отклонение (2011 г. /2009 г.)

Республика Саха (Якутия) 14,01 18,29 14,17 0,15

Камчатский край 0,68 0,46 0,35 —0,34

Приморский край 1,01 1,56 0,82 —0,20

Хабаровский край 3,32 5,73 1,20 —2,13

Амурская область 2,66 5,20 4,88 2,22

Магаданская область 0,06 0,00 2,72 2,66

Сахалинская область 72,33 68,19 71,52 —0,81

Еврейская автономная область 0,04 0,22 1,03 0,99

Чукотский автономный округ 5,88 0,35 3,32 —2,55

Источник: рассчитано автором по материалам [11].

.....Россия

1 - Республика Саха (Якутия)

2 - Приморский край

3 - Амурская область

4 - Сахалинская область

5 - ДФО

6 - Камчатский край

7 - Хабаровский край

8 - Магаданская область

9 - Еврейская автономная область

Рис. 3. Ежегодный прирост среднегодовой численности занятых в экономике, %

больше всего в Чукотском автономном округе (— 4,74 %) и Еврейской автономной области (—2,71 %).

Основными факторами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона, являются:

сложные природно-климатические условия; неразвитые энергетическая и транспортная инфраструктуры;

устаревшая производственная база; невысокая степень диверсификации и иннова-ционности региональной экономики; высокая затратность завоза грузов для арктических и северных районов; недостаток трудовых ресурсов [5]. Учитывая стратегическую важность макроре-иона Дальнего Востока, необходимы мониторинг социально-экономической ситуации субъектов РФ и оценка инвестиционной привлекательности, а также снижение коррупции в регионе и поиск мер стимулирования роста и финансовой состоятельности региона. Высокий уровень интеграционных процессов на азиатско-тихоокеанском пространстве должен способствовать развитию институциональной среды финансового и инвестиционного рынков, инфраструктуры регионов и опережающему их развитию в рамках Российского государства.

Внедрение ландшафтного подхода к оценке эффективности инвестиционных процессов и мониторинга выполнения государственных программ макрорегиона Дальнего Востока позволит решить следующие задачи:

— сформировать единое инвестиционное пространство макрорегиона на основе ландшафтного подхода в рамках реализации государственных программ и прогнозных оценок социально-экономического развития субъектов РФ;

— выявить трансформационные изменения экспортно-импортного потенциала Дальнего Востока на разных фазах экономического развития;

— равномерно распределить инвестиционный потенциал по субъектам РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ;

— разработать методику оценки инвестиционного климата макрорегиона с учетом специфических характеристик климатического и географического распределения на основе полюсов роста и формирования «инвестиционных поясов», учитывающих межрегиональные и кооперационные связи различных секторов экономики;

— повысить эффективность инфраструктурных проектов макрорегиона с учетом специфики приграничных регионов и стимулировать частных инвесторов к развитию Дальнего Востока.

Список литературы

1. В Кабардино-Балкарии «инвестиционный ландшафт» поделили на кластеры. URL: http://www. memo. ru/d/46973.html.

2. Дегтярев П. Я. Проблема структурирования экономического пространства (ландшафтный подход) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 14.

3. Инвестиционный ландшафт Орловской области. URL: http://www. oryol. ru.

4. Леш А. Пространственная организация хозяйства. М.: Наука, 2007. 663 с.

5. О государственной политике по развитию Дальнего Востока: постановление Совета Федерации РФ № 398-СФ от 19.12.2012 г.

6. О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 13.10.1995 № 1016.

7. О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья: Указ Президента РФ от 22.09.1992 № 1118.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 № 466-р.

9. Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное разви-

тие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года: постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 480.

10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. URL: http://govemment. ru/info/761.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2012. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/ regl/b12_14p/Main. htm.

12. Финансовый ландшафт территории / Уфимский гос. авиационный техн. ун-т, Институт соц. -экон. исследований УНЦ РАН, Институт экономики УрО РАН. М.: Экономика, 2012. 396 с.

13. Sierra Ch. Proximite (s), interaction technologiques et territoriales: une revue // Revue economie industrielle. 1997. Vol. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.