КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО
СУБЪЕКТА
CONCEPTUAL BASES OF FORMING OF SYSTEM OF ACCOUNT, ANALYSIS AND CONTROL IN MANAGEMENT INNOVATIVE ACTIVITY OF MANAGING SUBJECT
ЕФРЕМОВАТАТЬЯНАЮРЬЕВНА
EFREMOVATATYANAGEORGE
Аспирант кафедры «Бухгалтерский учет» Южно-российского государственного университета экономики и сервиса АННОТАЦИЯ
Разработаны концептуальные положения организации системы учета, анализаи контроля инновационной деятельности хозяйствующих субъектов с целью принятия и реализации управленческих решений.Предложена модель учетно-аналитической системы управления инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта.
ANNOTATION
^nceptual positions of organization of the system of account, analysis and control of innovative activity of managing subjects with the purpose of acceptance and realization of administrative decisions are Developed. The model of registration-analytical control system by innovative activity of managing subject is offered.
Ключевые слова
Концептуальные основы, комплексная система, учет, анализ, контроль, инновации, инновационный проект, инновационная деятельность, бухгалтерский учет, управленческий учет, финансовый учет, управленческий
анализ, финансовый анализ, управленческий аудит, учетно-аналитическая информация, учетно-аналитическое обеспечение, модель.
Keywords
Conceptual bases, complex system, account, analysis, control, innovations, innovative project, innovative activity, record-keeping, administrative account, financial account, administrative analysis, financial analysis, administrative audit, registration-analytical information, registration-analytical providing, model.
Возможность реализации конкурентных преимуществ хозяйственного субъекта растет, если предприятие имеет достаточно широкий ассортимент изделий, каждый из которых находится на разных стадиях жизненного цикла. Если обновление продукции осуществляется постоянно, то практически будет обеспечиваться загрузка производственных мощностей и стабильность уровня прибыльности их деятельности.
Одним из факторов, обеспечивающих повышение эффективности инновационной деятельности предприятия,является учетно-аналитическая информация. От качества, скорости обработки и передачи такой информации зависит успех инновационного развития предприятия.
Следуетзаметить, что имеет место постепенный рост внимания научных работников к проблемам в сфере информационного обеспечения управления инновационной деятельностью. Игнорирование учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности предопределено неразвитостью научных исследований в сфере бухгалтерского учета этой деятельности, о чем свидетельствует недостаточность разработки данной проблемы в научных трудах.
Обобщение существующих подходов к определению категории “инновации” позволило установить, что в ходе организации бухгалтерского учета и анализа инновационной деятельности предприятий целесообразно под инновациями понимать совокупность мероприятий, направленных на
использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и появление на рынке новой конкурентоспособной продукции или услуг[1].
Понятие «инновационная деятельность» предложено трактовать как процесс, направленный на поиск возможностей интенсификации производства и удовлетворения общественных потребностей в конкурентоспособных товарах и услугах на основе использования научнотехнического и интеллектуального потенциала, что учитывает изменение задач и принципов инновационной деятельности в хозяйственной среде и экономическую основу создания и использования инновационного продукта - технический и социально-экономический эффект.
В результате изучения инструкций, методических материалов обобщены существующие виды инновационной деятельности предприятий с целью определения объектов бухгалтерского учета и экономического анализа.Основными видами инновационной деятельности предприятий являются:
- разработка и (или) внедрение в производство новой продукции (услуг);
-разработка и (или) внедрение новой технологии, освоения нового производственного процесса;
- разработка и (или) внедрение новых организационно - технических решений управленческого, коммерческого, социального и другого характера.
Основными целями инновационной деятельности являются: удовлетворение потребностей общества и рынка.
рост эффективности производства и управления, повышение конкурентоспособности и достижение экономической прибыли Организационные структуры хозяйственной деятельности подразделяются на объекты управления и субъекты управления. Связующим звеном между объектом управления и субъектом управления выступает
бухгалтерия, которая аккумулирует в себе информацию о хозяйственных операциях, происходящих на предприятии, преобразует ее и представляет аппарату управления, который на ее основе принимает управленческие решения.
Для упорядочения информационных потоков, поступающих в бухгалтерию, целесообразно использовать системный подход. В системном подходе каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь. Любое предприятие можно рассматривать как сложную открытую систему, которая состоит из подсистем (сложных систем более низкого порядка), управляется, производит и имеет цель своего существования.
Среда внешняя
1 I I
Среда внутренняя
Информационная система *
Учет
Анализ
Система управления
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Производс
твенная
система
Факторы производства Результаты производства
Труд, материалы, капитал, Денежные Продукция,
Информация средства услуги
Рис. 1-Модель предприятия как сложная открытая система Составлена автором по результатам исследования
В приведеннойна рисунке 1модели предприятия как открытой системы, информационная подсистема, включающая учет и анализ, является основным поставщиком информации, необходимой для принятия управленческих решений. Объединение учета и анализа в единую комплексную систему неслучайно. Многие ученые придерживаются мнения о тесной взаимосвязи учета и анализа и невозможности отделения одной системы от другой.
Комплексная система учета и анализа имеет сложную многокомпонентную структуру, к основным элементам которой относят: основные и
вспомогательные учетные процессы, нормативно-правовое обеспечение, входящую и результирующую учетную информацию, персонал, информационную систему, необходимую инфраструктуру.
Комплексная система является на порядок более сложным образованием, нежели обычная система бухгалтерского учета. Она отражает все процессы функционирования систем:
1. Вход - это информация о фактах хозяйственной деятельности предприятия (первичная информация), используемая системами учета и анализа для создания результирующей информации.
2. Выход - результат выполнения учетного процесса, предоставляемый получателям вне или внутри системы. Выходом системы в целом является результирующая учетная и аналитическая информация.
3. Обратная связь заключается в том, что результирующая информация (выход) используется аппаратом управления для принятия конкретных управленческих решений, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия. Финансово - хозяйственная деятельность претерпевает определенные изменения, информация о которых поступает в систему (вход)
Качество организации комплексной системы учета и анализа будет выражаться в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупное.
Исходя из принципов системности и комплексности, необходимо изучить внутреннюю структуру комплексной системы учета и анализа, а также функции, свойства и взаимосвязи, входящих в нее элементов.
Информационная база комплексной системы формируется в системе бухгалтерского учета.Исторически бухгалтерский учет определен как система, которая измеряет, обрабатывает и передает учетнуюинформации.Учетная информация должна формироваться не ради самого бухгалтерского учета, а быть полезной ее пользователям, служить основой для осуществления процессов прогнозирования, планирования, нормирования, анализа и контроля, то есть выступать важным средством принятия эффективных управленческих решений [2].
Для удовлетворения всех перечисленных требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и отражения информации. Эту проблему можно решить благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовую и управленческую.
Подразделение бухгалтерского учета на две подсистемы (финансовый и управленческий учет) является темой многочисленных дискуссий. В экономической литературе одни авторы поддерживают деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет, другие выступают против такого деления, третьи выделяют производственный учет.До настоящего времени не сложилось единой концепции управленческого учета .Мнения различных исследователей в отношении определения «управленческий учет» значительно расходятся между собой.. Вместе с тем необходимо выделить основные понятия, критерии и методы, которые позволили бы идентифицировать систему учета как систему управленческого учета.
Основной целью управленческого учета является удовлетворение потребностей внутренних пользователей информации, а также менеджеров различных уровней. Финансовый учет представляет систему сбора и обработки учетной информации в целях составления финансовой отчетности и удовлетворения информационных потребностей внешних пользователей
финансовой информации.Данные, формируемые в подсистеме бухгалтерского (финансового и управленческого) учета являются информационной базой для анализа.
Термин «анализ» означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие. В философском понимании анализ означает изучение и осмысление реальной действительности, расчленение и детализацию изучаемых явлений и процессов с последующим восстановлением механизма их функционирования.
Основным элементом предлагаемой управленческой учетноаналитической системы является экономический анализ, представляющий собой комплексную методику обработки учетной информации, необходимой для принятия и обоснования управленческих решений и их оптимизации.
Экономический анализ в системе управления выполняет связующую функцию между получением информации и принятием управленческих решений. Рыночная экономика порождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний (финансовый) анализ. Внутренний управленческий анализ - это часть управленческого учета, то есть информационно-аналитического обеспечения собственников предприятия, руководителей всех уровней. Внешний финансовый анализ - элемент финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным публичной финансовой отчетности.
Аналитическая функция представлена в управленческом учете наряду с учетной, плановой и контрольной. Ее реализация возложена на управленческий анализ, являющийся одним из видов экономического анализа.
Вопрос о содержании, роли и месте управленческого анализа в системе экономического анализа до настоящего времени не является достаточно изученным. В специальной литературе экономический анализ классифицируется по ряду признаков. Одним из признаков является управленческий признак. Согласно этому признаку, этап предварительного
управления (планирование) соответствует перспективному (прогнозному) анализу, этап оперативного управления - оперативному анализу, заключительный (контрольный) этап управления - текущему (ретроспективному) анализу[3].
В рамках формирования управленческой учетно-аналитической системы выявлены сущностные критерии и место управленческого анализа как интегрированного объединения ретроспективного, оперативного и перспективного направления аналитического обеспечения в системе экономического анализа, каждому направлению свойственно собственное целеполагание и решение задач.
Ретроспективный управленческий анализ осуществляется посредством сравнения фактических результатов с планируемыми (бюджетными) и выявления причин возникших отклонений.
Прогнозный управленческий анализ строится на данных сегментарного учета, отражающих зависимость поведения и оценку затратных и результирующих показателей от изменения инновационной активности хозяйствующего субъекта.
Управленческий анализ призван аккумулировать не только количественную, но и качественную информацию, используя результаты маркетинговых исследований, социологических опросов и прочих мероприятий. Вышеизложенное позволяет определить управленческий анализ как отдельную самостоятельную подсистему управления, основной целью которых является изучение прошлой, текущей и будущей деятельности, основанной на прогнозировании доходов, расходов, финансовых результатов.
Таким образом, в современных условиях управленческий анализ - это подсистема экономического анализа, неотъемлемый элемент системы управления, обеспечивающий управленческий аппарат предприятия информацией, необходимой для внутреннего планирования, управления и контроля за деятельностью предприятия.
Третьей составляющей учетно-аналитической системы управления инновационной деятельностью является контроль и управленческий аудит.
В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности понятие управленческого (операционного) аудита не закреплено, поскольку аудит в юридическом смысле ориентирован на проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Критерием качества такого учета и отчетности служат нормативно-законодательные акты в области бухгалтерского учета.
Благодаря аудиту обеспечивается оптимальный ход процесса управления на всех его стадиях (от разработки планов и программ хозяйственной деятельности до контроля за исполнением принятых решений) в любой функциональной сфере деятельности организации. Управленческий аудит можно рассматривать как комплексную функцию управления - стратегический контроль за различными сферами предпринимательской деятельности и ее инфраструктурой[4].
Управленческий аудит играет важную роль в разработке и мониторинге основных показателей эффективности инновационных проектов и эффективности результатов инновационной деятельности.
На основании изучения элементов комплексной системы управленческого учета, анализа и аудита разработана ее модель взаимосвязи с внешней средой. В основу предлагаемой модели взята концепция управленческой учетно-аналитической системы оценочных показателей финансового состояния, разработанная Шапоровой О.А [5].
Управленческая учетно-аналитическая система представлена в виде системы сбора, обработки, анализа, накопления, хранения и выдачи информации о состоянии отдельных параметров и показателей инновационных проектов, инновационной деятельности в целом, оценки риска, мониторинга показателей и их контроля (рисунок 2)
Рис. 2. Модель учетно-аналитической системы управления инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта.
Составлена автором по результатам исследования Предлагаемая учетно-аналитическая система, при условии функционирования всех ее подсистем и соблюдении принципов комплексности и системности, способна обеспечить управленческий персонал учетно-аналитической информацией для принятия
эффективных управленческих решений.
Сложность создания управленческой модели оценки эффективности инновационных проектов и управленческой учетно-аналитической системы оценки эффективности результатов инновационной деятельности сводится к основным позициям:
1) Учетно-аналитическая система инновационной деятельности рассматривается как управленческая учетная система, подсистема управленческого анализа и стратегического контроля.
2) Управленческая учетно-аналитическая модель должна решить проблему управления инновациями по данным бухгалтерского финансового и управленческого учета.
2) Управленческая учетно-аналитическая модель должна сформировать информацию о затратах по объектам, стадиям, этапам, сегментам инновационного процесса.
2) Управленческая учетно-аналитическая модель должна идентифицировать и отражать в управленческом и финансовом учете полученные инновационные продукты.
4)Управленческая учетно-аналитическая модель должна обеспечить информацию для расчета показателей эффективности инновационных проектов.
5) Управленческая учетно-аналитическая модель должна обеспечить информацию для оценки эффективности результатов инновационной деятельности
Список литературы
1. Медынский В.Г. Инновационный Менеджмент: учеб.-.М.: ИНФРА-М, 2005.-295с.
2. Шеремет А.Д. Управленческий учет /А.Д.Шеремет, Н.П.Кондраков, С.М.Шапигузов.- М.: ФБК-Пресс, 1999.-512с.
3. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб./Л.Т.Гиляровская, Д.В.Лысенко, Д.А. Ендовицкий.-М.: Изд-во Проспект, 2006, -360 с.]
4. Бурцев В.В. Методология управленческого аудита //В.В. Бурцев. Аудиторские ведомости.- 2003.№10.-с.42-47.
5. Шапорова О.А. Парадигмы управленческой учетно-аналитической системы оценочных показателей: Автореф.дис. доктора экон наук. - Ростов-на-Дону, 2010.-49с.