Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATION / SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES / MOTIVATIONAL-VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY / МОТИВАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эльмурзаев М.А., Панченко И.А., Новикова Е.С.

Цель исследования - рассмотреть концептуальные основы мотивации к физкультурно-рекреационной деятельности с позиции теоретических и эмпирических подходов. Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на основе теоретических и эмпирических подходов, базирующихся на сравнительном анализе практики организации физкультурно-рекреационной деятельности. Результаты исследования и выводы. Уточнение некоторых теоретических аспектов мотивации позволило авторам заключить, что мотивация рекреационной деятельности должна изучаться на разных уровнях организации человека - биологическом, психологическом и социальном. Краткий анализ результатов эмпирических исследований мотивации физкультурно-рекреационной деятельности показал, что данная проблема изучается преимущественно на структурно-функциональном уровне: выделяются мотивы и мера их выраженности у представителей разных социальных групп. По мнению авторов, в эмпирических исследованиях недостаточно выражен «чисто» психологический аспект проблемы, а именно: качественный анализ мотивов субъектов физкультурно-рекреационной деятельности. Авторы делают вывод, что реализация субъектом своих мотивационно-ценностных ориентаций в условиях физкультурно-рекреационной деятельности определяется уровнем его здоровья, социального благополучия и степенью удовлетворенности жизнью как важнейших социально-психологических качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эльмурзаев М.А., Панченко И.А., Новикова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of motivating subjects for sports and recreational activities

Objective of the study was to analyze the conceptual foundations of motivation for sports and recreational activities from the perspective of theoretical and empirical approaches. Methods and structure of the study. The methodological base of the study was built on the basis of theoretical and empirical approaches based on a comparative analysis of the practice of organization of sports and recreational activities. Results of the study and conclusions. While clarifying particular theoretical aspects of motivation the authors found that motivation for recreational activities should be studied at different levels of human organization - biological, psychological and social. A brief analysis of the results of empirical studies of the motivation for sports and recreational activities showed that this problem is studied mainly at the structural and functional levels: motives of different degrees of manifestation are distinguished among representatives of different social groups. According to the authors, empirical studies lack a "purely" psychological approach to the problem, namely a qualitative analysis of subjects’ motives for sports and recreational activities. The authors conclude that realization by the subject of own motivational-value orientations during sports and recreational activities is determined by the level of his/ her health, social wellbeing and the degree of satisfaction with life as the most important socio-psychological qualities of the individual.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

концептуальные основы формирования мотивации субъектов

к физкультурно-рекреационной деятельности

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 16.12.2019 г.

11

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев1 Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Панченко1 Кандидат технических наук, доцент Ю.И. Виноградов1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF MOTIVATING SUBJECTS FOR SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

PhD, Associate Professor M.A. Elmurzaev1 PhD, Associate Professor I.A. Panchenko1 PhD, Associate Professor Yu.I. Vinogradov1

1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg

Информация для связи с автором: m.a.08@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть концептуальные основы мотивации к физкультурно-рекреационной деятельности с позиции теоретических и эмпирических подходов.

Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на основе теоретических и эмпирических подходов, базирующихся на сравнительном анализе практики организации физкультурно-рекреационной деятельности.

Результаты исследования и выводы. Уточнение некоторых теоретических аспектов мотивации позволило авторам заключить, что мотивация рекреационной деятельности должна изучаться на разных уровнях организации человека - биологическом, психологическом и социальном. Краткий анализ результатов эмпирических исследований мотивации физкультурно-рекреационной деятельности показал, что данная проблема изучается преимущественно на структурно-функциональном уровне: выделяются мотивы и мера их выраженности у представителей разных социальных групп. По мнению авторов, в эмпирических исследованиях недостаточно выражен «чисто» психологический аспект проблемы, а именно: качественный анализ мотивов субъектов физкультурно-рекреационной деятельности.

Авторы делают вывод, что реализация субъектом своих мотивационно-ценностных ориентаций в условиях физкультурно-рекреационной деятельности определяется уровнем его здоровья, социального благополучия и степенью удовлетворенности жизнью как важнейших социально-психологических качеств личности.

Ключевые слова: мотивация, физкультурно-рекреационная деятельность, мотивационно-ценностные ориентации личности.

Annotation

Objective of the study was to analyze the conceptual foundations of motivation for sports and recreational activities from the perspective of theoretical and empirical approaches.

Methods and structure of the study. The methodological base of the study was built on the basis of theoretical and empirical approaches based on a comparative analysis of the practice of organization of sports and recreational activities. Results of the study and conclusions. While clarifying particular theoretical aspects of motivation the authors found that motivation for recreational activities should be studied at different levels of human organization - biological, psychological and social.

A brief analysis of the results of empirical studies of the motivation for sports and recreational activities showed that this problem is studied mainly at the structural and functional levels: motives of different degrees of manifestation are distinguished among representatives of different social groups. According to the authors, empirical studies lack a "purely" psychological approach to the problem, namely a qualitative analysis of subjects' motives for sports and recreational activities.

The authors conclude that realization by the subject of own motivational-value orientations during sports and recreational activities is determined by the level of his/ her health, social wellbeing and the degree of satisfaction with life as the most important socio-psychological qualities of the individual.

Keywords: motivation, sports and recreational activities, motivational-value orientations of personality.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Мотивация понимается в самом широком смысле как детерминация поведения человека в целом и базируется преимущественно на концепциях бихевиоризма -безусловных рефлекторных актах, импульсивных и других психофизических формах функционирования организма. По существу, в данном случае поведение человека нельзя считать мотивированным, так как игнорируются важные её социальные и культурологические признаки. Мотивация выступает в роли своеобразного стержня, организуя деятельность и всю систему проявления психологических свойств и качеств личности, определяет содержание и направлен-

ность физкультурно-рекреационной деятельности, позволяет прогнозировать ее результат [3, 5, 9].

Цель исследования - рассмотреть концептуальные основы мотивации к физкультурно-рекреационной деятельности с позиции теоретических и эмпирических подходов.

Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на основе теоретических и эмпирических подходов, базирующихся на сравнительном анализе практики организации физкультурно-рекреационной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Уточнение некоторых теоретических аспектов мотивации позволя-

56

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2020 Апрель | April

ет заключить, что существующие теоретические концепции мотивации базируются на разных основаниях. В одних случаях таким основанием служат социально-демографические и гендерные признаки субъектов физкультурно-рекреа-ционной деятельности, других - теория потребностей, среди которых ведущее место традиционно отводится биологическим потребностям, третьих - культурологические концепции личности и деятельности. Мотивация представляет собой многоуровневое, многокомпонентное интегральное образование, она опирается на разные структурные образования субъекта - его психологические качества, индивидуальный двигательный опыт, состояние здоровья, уровень владения коммуникативными навыками и др.

Одной из важнейших ценностей физической рекреации служит её социокультурная направленность. Сфера досуга, где она преимущественно функционирует, является той сферой жизнедеятельности человека, в которой проявляется и формируется культура человека. Соответственно, в этой сфере происходит формирование культурного потенциала физической рекреации. Соответственно, мотивация рекреационной деятельности должна изучаться на разных уровнях организации человека -биологическом, психологическом и социальном [1].

Краткий анализ результатов эмпирических исследований мотивации физкультурно-рекреационной деятельности показывает, что данная проблема изучается преимущественно на структурно-функциональном уровне: выделяются мотивы и мера их выраженности у представителей разных социальных групп. По нашему мнению, в проведенных исследованиях недостаточно выражен «чисто» психологический аспект проблемы, а именно: качественный анализ мотивов субъектов физкультурно-рекреационной деятельности, ибо именно субъектность выступает главным фактором рекреационной деятельности, определяет выбор тех или иных форм, видов и средств рекреационной деятельности, ее функциональную и содержательную направленность. Переход потенциального, возможного в актуальное, действенное - важнейший компонент социокультурного и психологического развития личности. Именно психологические особенности субъектов деятельности определяют и мотивацию рекреационной деятельности. Каждый мотив, несмотря на его узкую специфичность, в своем проявлении обусловлен и ситуативными факторами, что предопределяет динамику мотивации в целом. Кроме того, мотивации могут изменяться и по ходу самой рекреационной деятельности в зависимости от изменений условий и мест её осуществления, наличия тех или иных партнеров по совместной деятельности и даже погодных условий деятельности. Первичные мотивы физкультурно-рекреационной деятельности не обусловлены устойчивыми потребностями и существенно не влияют на её содержание, целевую направленность и планируемый результат. Вторичные мотивы реализуются в процессе удовлетворения потребностей, носят осознанный целенаправленный характер, формируют устойчивое отношение к рекреационной деятельности и прямо побуждают человека к деятельности, достижению поставленной цели [2, 3].

Используемый исследовательский инструментарий характеризуется чрезвычайным многообразием, что приводит к разнообразию получаемых результатов и затрудняет проведение сравнительного анализа. Так, например, изучая мотивацию физкультурно-рекреационной деятельности у студентов, А. Н. Николаев выделяет 11 ведущих мотивов.

Сложность в определении количественной выраженности тех или иных мотивов и их иерархия в мотивационной структуре личности, даже у однородного контингента испытуемых, связана с отсутствием унифицированной шкалы оценок мотивов. В одних случаях, используется 4-балльная

шкала оценок, в других - 11-балльная шкала. Указанные сложности не позволяют создать какую-либо общепризна-ваемую концепцию мотивации физкультурно-рекреационной деятельности, провести сравнительный анализ с другими существующими ее концепциями в разных науках, у разных социально-демографических и тендерных групп [4].

Ведущими мотивами у подростков выступают социально-психологические мотивы: потребность принадлежать к группе сверстников неформального общения, развлечься, поиграть, уйти от опеки взрослых и др. В то же время мотивы сохранения и укрепления здоровья, физического развития у подростков занимают лишь 4-5-е места. Ведущее место у студентов занимают мотивы, имеющие социокультурный смысл. Иметь красивую стройную фигуру, поддерживать оптимальное самочувствие. Полученные результаты подтверждают исследования некоторых отечественных авторов, которые показывают, что источником мотивации подростков к физкультурно-рекреационной деятельности служат не столько стремление к достижению абсолютных жизненных ценностей, таких как здоровье, физическое и двигательное совершенство, сколько стремление к лидерству, самостоятельности, самоутверждению [3, 5].

Выводы. В исследовании мотивационно-ценностной сферы личности в условиях физкультурно-рекреационной деятельности следует опираться на методологические подходы теоретического и эмпирического уровня.

Реализация субъектом своих мотивационно-ценностных ориентаций в условиях физкультурно-рекреационной деятельности определяется уровнем его здоровья, социального благополучия и степенью удовлетворенности жизнью как важнейших социально-психологических качеств личности.

Литература

1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53.

2. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи / К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 11. - С. 33-35.

3. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 21-22.

4. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности / А.Н. Николаев // Психологические основы спортивной деятельности. - СПб. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - С. 18-25.

5. Пристав О.В. Исследование мотивационной сферы студентов-пловцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спор-тивной деятельности / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 208-212.

References

1. Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti upravleniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzah s uchetom ikh tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their value-motivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 51-53.

2. Dementyev K.N. Motivatsionnaya obuslovlennost zanyatiy fizicheskoy kulturoy uchascheysya molodezhi [Motivational basis for youth physical education process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 11. pp. 33-35.

3. Kuvanov V.A., E.N. Korostelev Zdorovyiy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 5. pp. 21-22.

4. Nikolayev A.N. Metodika otsenki motivov sportivnoy deyatelnosti []. Psihologicheskie osnovyi sportivnoy deyatelnosti. [Methodology to assess motives for doing sports] St. Petersburg. Lesgaft SPbSuC publ., 2003. pp. 18-25.

5. Pristav O.V., Dementev K.N., Mironova O.V. Issledovanie motivat-sionnoy sferyi studentov-plovtsov vuzov v kontekste populyarizatsii fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti [Study of motivational sphere of academic swimmers in context of popularization of physical education and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. № 10 (116). pp. 208-212.

№ 4 • 2020 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.