Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная промышленная политика / экономическая политика / регион / региональное развитие / концептуальный подход / конкурентоспособность региона / внутренний потенциал региона / regional economic policy / regional industrial policy / conceptual approach / region / regional development / competitiveness of the region / internal potential of the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевозчикова Н.А., Кава В.Н.

В настоящей статье обозначены проблемы территорий Донецкой Народной Республики, как основные предпосылки для формирования новой промышленной политики в регионе с промышленностью в условиях экономических трансформаций. Предлагаются меры по разработке новых инструментов формирования промышленной политики в рамках интеграционных процессов. Статья посвящена вопросам определения основных направлений промышленной политики Донецкой Народной Республики как отдельного субъекта Российской Федерации и при условии краткосрочной интеграции в экономическое пространство России. В статье систематизированы концептуальные основы и определены подходы к формированию и реализации региональной промышленной политики Донецкой Народной Республики, направленной на решение актуальных проблем развития территорий региона, стратегических задач регионального развития и промышленного комплекса, как основы социально-экономического развития ДНР. В качестве элемента научной новизны можно обозначить предложенный автором алгоритм формирования и реализации концепции региональной промышленной политики для Донецкой Народной Республики в условиях экономических трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перевозчикова Н.А., Кава В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY

The article identifies the problems of the territories of the Donetsk People's Republic as the main prerequisites for the formation of a new industrial policy in the region with industry in the conditions of economic transformations. Measures are proposed to develop new tools for the formation of industrial policy within the framework of integration processes. The article is devoted to the issues of determining the main directions of the industrial policy of the Donetsk People's Republic as a separate subject of the Russian Federation and subject to short-term integration into the economic space of Russia. The article systematizes the conceptual foundations and defines approaches to the formation and implementation of the regional industrial policy of the Donetsk People's Republic aimed at solving urgent problems of the development of the territories of the region, strategic objectives of regional development and the industrial complex as the basis of socio-economic development of the DPR. As an element of scientific novelty, the algorithm proposed by the author for the formation and implementation of the concept of regional industrial policy for the Donetsk People's Republic in the conditions of economic transformations can be designated.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 338.2 JEL О25

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Перевозчикова Н.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник отдела планирования социально-экономического развития территориальных систем, ORCID 00000002-7897-4927, e-mail: minina17@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Кава В.Н. аспирант, ORCID 0009-0000-5387-0315, e-mail: vkava1984@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В настоящей статье обозначены проблемы территорий Донецкой Народной Республики, как основные предпосылки для формирования новой промышленной политики в регионе с промышленностью в условиях экономических трансформаций. Предлагаются меры по разработке новых инструментов формирования промышленной политики в рамках интеграционных процессов. Статья посвящена вопросам определения основных направлений промышленной политики Донецкой Народной Республики как отдельного субъекта Российской Федерации и при условии краткосрочной интеграции в экономическое пространство России. В статье систематизированы концептуальные основы и определены подходы к формированию и реализации региональной промышленной политики

Донецкой Народной Республики, направленной на решение актуальных проблем развития территорий региона, стратегических задач регионального развития и промышленного комплекса, как основы социально-экономического развития ДНР. В качестве элемента научной новизны можно обозначить предложенный автором алгоритм формирования и реализации концепции региональной промышленной политики для Донецкой Народной Республики в условиях экономических трансформаций.

Ключевые слова: региональная промышленная политика, экономическая политика, регион, региональное развитие, концептуальный подход, конкурентоспособность региона, внутренний потенциал региона.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY

Perevozchikova N. A. Candidate of Economic Sciences, leading research associate at the department of planning social and economic development of territorial systems, ORCID 00000002-7897-4927, e-mail: minina17@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Kava V. T. postgraduate student, ORCID 0009-0000-5387-0315, e-mail: vkava1984@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

© H.A. nepeB03HHK0Ba, B.H. KaBa, 2023

Abstract. The article identifies the problems of the territories of the Donetsk People's Republic as the main prerequisites for the formation of a new industrial policy in the region with industry in the conditions of economic transformations. Measures are proposed to develop new tools for the formation of industrial policy within the framework of integration processes. The article is devoted to the issues of determining the main directions of the industrial policy of the Donetsk People's Republic as a separate subject of the Russian Federation and subject to short-term integration into the economic space of Russia. The article systematizes the conceptual foundations and defines approaches to the formation and implementation of the regional industrial policy of the Donetsk People's Republic aimed at solving urgent problems of the development of the territories of the region, strategic objectives of regional development and the industrial complex as the basis of socio-economic development of the DPR. As an element of scientific novelty, the algorithm proposed by the author for the formation and implementation of the concept of regional industrial policy for the Donetsk People's Republic in the conditions of economic transformations can be designated.

Keywords: regional economic policy, regional industrial policy, conceptual approach, region, regional development, competitiveness of the region, internal potential of the region.

► Введение. Сбалансированный и устойчивый рост экономики, обеспечение ее конкурентоспособности в современных условиях в решающей степени зависит от состояния и темпов развития промышленности. Промышленные виды деятельности представляют собой определяющий фактор и базис всего воспроизводственного процесса в стране и ее регионах. Об этом наглядно свидетельствует удельный

вес промышленности в основных макроэкономических показателях. Разработка концептуальных основ формирования и реализации региональной промышленной политики является актуальным вопросом для Донецкой Народной Республики в контексте происходящих интеграционных процессов. Экономические трансформации и интеграционные процессы требуют новых подходов к решению проблем территориального развития и формированию региональной промышленной политики и ее социально-экономической составляющей. Важнейшей задачей для органов власти является введение действенных механизмов модернизации экономики региона, которые будут способствовать активизации экономического роста как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

► Обзор литературы. Вопрос об эффективной реализации промышленной политики в последнее время достаточно широко обсуждается в отечественной экономической литературе, оставаясь при этом довольно дискуссионным предметом исследования. Так, значению промышленной политики как инструменту управления развитием экономики территории посвящены труды ученых, среди которых: Д. С. Барышников и О. Е. Рассанова [1] и др. Проблемы теории, методики и практики современной промышленной политики регионов России исследовали: ученые А. С. Карлик [2] и А. И. Татаркин. Авторы О. А. Романова [3] и Д. В. Сиротин [4; 5] исследовали вопросы теоретических и институциональных основ реализации современной региональной промышленной политики с обоснованием ее приоритетов. Глубокий интерес ученых, в частности к проблемам определения, содержания и значения промышленной политики в государственном управлении прослеживается в научных трудах А. В. Половяна [6], С. Н. Гриневской [7], Л. Н. Бражниковой [8] и др.

В то же время в условиях перераспределения полномочий и функций управления между муниципальным, региональным и федеральным уровнями дальнейших исследований требует проблематика регулирования экономических процессов.

Основная гипотеза состоит в предположении, что использование рассмотренных в работе концептуальных подходов к формированию и реализации региональной промышленной политики позволит органам власти ДНР в достаточно короткий период времени разработать действенные механизмы использования внутреннего потенциала региона для обеспечения экономического роста и оптимизации деятельности промышленного комплекса региона.

Целью статьи является систематизация концептуальных основ и подходов к формированию и реализации региональной промышленной политики ДНР, которая бы обеспечила устойчивое развитие экономики и достижение сбалансированного развития муниципальных образований региона.

► Данные и методы. Для решения поставленных в ходе исследования задач были использованы следующие методы исследования: анализа и синтеза, сравнений и аналогий, системный подход, метод логического обобщения и др.

► Результаты исследования. В сегодняшних реалиях при разработке концептуальных основ региональной промышленной политики Донецкой Народной Республики, направленной, прежде всего, на стимулирование экономического роста нашего региона, необходимо учитывать не только интеграционные процессы в пространство Российской Федерации, но и новое административно-территориальное устройство, и совершенно иную систему исполнительных органов. Если говорить о ДНР, как субъекте РФ, то

объективная необходимость разработки концепции формирования и реализации региональной промышленной политики для нашего региона обусловлена следующими тенденциями:

глобализацией экономики, характеризующейся исчезновением территориальных границ и принадлежности продукции к региону, ростом интеграционных процессов и усилением роли предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность;

наличием системных проблем, характерных для всех отраслей промышленного комплекса: отсутствие баланса между спросом и предложением, дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, отсталость технологического уклада;

повышением уровня дифференциации территорий, усиливающей разрыв между крупными городскими и малыми муниципальными образованиями и характеризующейся неудовлетворительным состоянием инфраструктуры;

усилением поляризации экономического пространства, которая сопровождается концентрацией финансовых ресурсов в крупных городах;

использованием практики перераспределения финансовых ресурсов в пользу одних и тех же муниципальных образований.

В этих условиях перед органами исполнительной власти Республики встает сложная задача - объективизация целевых ориентиров структурных преобразований в экономике региона, которая является исходным этапом в процессе разработки концепции. Неравномерность экономического развития городов и районов ДНР нарушает структурное равновесие, ведет к диспропорциям и несовместимости между отдельными, привязанными к определенной территории отраслями и сферами

производства. В этих условиях региональная промышленная политика должна усовершенствовать территориальное размещение производительных сил, содействовать индустриализации экономически отсталых территорий и развитию на них необходимой производственной и социальной инфраструктуры, а ее инструменты должны быть направлены на обеспечение экономического роста [9].

Анализ сложившейся ситуации, выявление наиболее кризисных точек и проблемных зон, определение причин низких темпов экономического роста как в регионе, так и в районах и городах имеют принципиальное значение для разработки концепции. При этом необходимо проведение комплексного анализа социального-экономического развития региона в

целом. Ситуацию усложняет тот факт, что каждое муниципальное образование является полиструктурным и имеет индивидуальные особенности, именно поэтому рационально применять подходы интегрированного характера при реализации региональной промышленной политики [10]. Вместе с тем, выбранные подходы должны касаться и организационного механизма формирования и разработки региональной промышленной политики, и выработки научно-обоснованного выбора приоритетных направлений развития промышленного комплекса.

Соответственно среди основных подходов для формирования и реализации региональной промышленной политики, применимой в ДНР, целесообразно выделить следующие (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные подходы к формированию и реализации региональной промышленной политики Донецкой Народной Республики

Генетический подход заключается в выявлении генезиса региональных систем в процессе их исторического развития. Другими словами, региональная промышленная и экономическая поли-

тики будут формироваться на основе ретроспективного состояния развития экономики региона и учитывать проблемы диспропорциональности муниципального социально-экономического развития, возможностях власти и бизнеса эффективно

использовать имеющийся ресурсный потенциал и т.д.

Определение уровня развития региона преимущественно за счет центров размещения природно-ресурсного, демографического, производственного и научно-технического потенциала подразумевает пространственно-временной подход. В связи с чем, региональная промышленная политика будет разрабатываться на основе анализа пространственного размещения территорий - потенциальных «точек роста» региона и их ресурсов [11].

Что касается геосистемного подхода в региональных исследованиях, то его применение позволяет достаточно глубоко изучить построение сложных объектов, образованных из более простых, органично связанных между собой. Зная закономерности построения системы, можно моделировать ее дальнейшее развитие, а их способность реагировать на внешнее воздействие позволяет говорить о возможности управления ею. Так, в зависимости от скорости, масштабов и динамики изменений, состояние управляемой геосистемы может быть определено как оптимальное, критическое или катастрофическое [12].

Для ДНР такая дифференциация может быть полезна для оценки состояния управляемости проблемными территориями, сферами, отраслями при разработке региональной промышленной политики, в основе которой будет лежать анализ интенсивности воздействия экзогенных и эндогенных факторов на обеспечение экономического роста и возможности регулирования этого воздействия.

Проблемный подход имеет важное значение для формирования региональной промышленной политики. При проведении исследований, в первую очередь, необходимо определиться с объектом рассмотрения, как правило, это

промышленный комплекс, который рассматривается как единое целое и важнейший компонент экономики региона, а также как совокупность отраслей производства, размещенных на данной территории. В рамках данного подхода при разработке региональной промышленной политики целесообразно выполнить структуризацию проблемы пообъектно, поскольку региональный промышленный комплекс по сути является территориально-производственной совокупностью не только промышленных предприятий, но и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, что обеспечивает эффективное функционирование комплекса в целом [13].

Всестороннее изучение региональной системы как взаимоувязанного объединения внутренних элементов (подсистем) подразумевает воспроизводственный подход. Вместе с тем любая комплексная группировка характеризуется наличием не только внутренних взаимосвязей, но и внешних отношений. Поэтому формирование и реализация региональной промышленной политики в данном случае должны базироваться на согласовании трех взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих комплексного измерения ДНР: отраслево-секторального (стабильное функционирование региональных ЭКО-систем и их экономический рост); территориально-пространственного (достижение сбалансированного пространственного развития городских и сельских территорий); управленческого (создание единой системы стратегического планирования и прогнозирования развития государства, региона и муниципалитетов) [14].

Кластерный подход, как правило, используется в отраслевых региональных стратегиях и программах и подразумевает

несколько моделей его реализации. Первая заключается в том, что стратегия - это не самое главное для развития региона, ее может и не быть, но, если регион целенаправленно и функционально работает по отдельным направлениям в рамках федеральных отраслевых стратегий, успех будет более впечатляющий, чем при наличии собственной. Поэтому кластерная логика может использоваться в рамках развития отдельных отраслей. Другая модель в рамках данного подхода подразумевает наличие у региона отдельной кластерной политики. Однако существует принципиальная проблема - подход предполагает совершенно новые компетенции со стороны региональных органов исполнительной власти, в том числе и политику «гибких приоритетов» и разработку кардинально новых региональных целевых программ на основе кластерной логики

[15].

Обеспечение комплексного социально-экономического развития региона возможно решить при реализации грамотной региональной промышленной политики с использованием управленческого подхода. Его ключевая идея заключается в необходимости учета при формировании и реализации региональной промышленной политики интересов различных субъектов управления (федерального, регионального и муниципального уровней) и хозяйствования, что является, по сути, структурной перестройкой промышленного комплекса региона [16]. При этом стоит не забывать тот факт, что «дореформенный» промышленный комплекс, как ядро экономики региона, является носителем определенных качеств, которые предоставляют возможность региону реализовывать ту или иную совокупность функций и в то же время выступают факторами поддержки инерционного развития.

Вместе с тем, цели региональной промышленной политики и цели устойчивого социально-экономического развития региона должны быть связаны между собой, при этом, что касается ДНР, цели могут носить как оперативный (краткосрочный, тактический), так и стратегический характер. При этом, с управленческой точки зрения организационный механизм формирования и реализации региональной промышленной политики включает в себя следующие этапы: мотивацию, анализ, планирование, прогноз, организацию, контроль, которые в настоящее время подлежат усовершенствованию.

В свою очередь, это обуславливает необходимость выработки алгоритма формирования и реализации региональной промышленной политики после выявления не только существующих, но и прогнозируемых проблем комплексного социально-экономического развития региона (рис. 2).

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Учитывая вышеизложенное, эффективная региональная промышленная политика ДНР на начальном этапе должна быть сориентирована на рационализацию отношений между федеральным центром, регионом и муниципалитетами, основываясь на принципах доминирования такого подхода, который бы предполагал обнаружение и реализацию скрытого и недооцененного потенциала развития региона [17]. Поэтому приоритетом является содействие эффективному освоению и использованию собственного экономического потенциала региона и активизации процессов его же развития, а также устранения существенных диспропорций в развитии территорий региона и, немаловажно, совершенствования институционального обеспечения реализации промышленной политики.

Рисунок 2 - Алгоритм формирования и реализации концепции региональной

промышленной политики

Необходимость распределения полномочий и ответственности между регионом и федеральным центром, между регионом и муниципальными образованиями в процессе реализации региональной промышленной политики обусловлена, во-первых, разветвленной сетью структур власти; во-вторых, спецификой и разнообразием механизмов реализации экономической политики; и, в-третьих, потребностью в четком построении функциона-

льно-организационных структур управления. Любое целенаправленное управленческое воздействие должно подкрепляться адекватными, стимулирующими объект управления методами. Отсутствие таких воздействий приводит к превращению концепций, планов и программных документов просто в перечень целей и не способствует получению эффекта от их реализации [18].

Все это позволяет утверждать, что региональная промышленная политика должна быть направлена на решение стратегических, а не текущих проблемных вопросов экономики в регионе, на смягчение последствий экономических трансформаций, возникающих в экономически более слабых муниципалитетах или сферах вследствие предоставления им значительных финансовых дотаций, искусственного повышения уровня их бюджетной обеспеченности. Поэтому устранение причин кризисных ситуаций должно происходить за счет использования внутреннего потенциала территории. При этом

целесообразно применять такую политику в течение средне- и долгосрочного периодов [19].

Учитывая внешние факторы, выработка промышленной политики для Республики, в большей мере, определение приоритетов, реализация которых должна обеспечивать экономическую безопасность региона при любых условиях макроэкономической ситуации. Соответственно в основе целеполагания региональной промышленной политики и механизмов ее реализации должна лежать новая парадигма ее формирования и реализации (рис. 3).

Рисунок 3 - Модель формирования и реализации промышленной политики ДНР,

как региона РФ

Использование предложенной модели и современных концептуальных подходов к формированию и реализации региональной промышленной политики позволит ДНР в достаточно краткий период

времени с помощью использования внутреннего потенциала региона оптимизировать межбюджетные отношения, предотвратить рост диспропорций территориального развития. Поэтому, ориентирами

региональной промышленной политики для ДНР на сегодняшний день должны быть:

наращивание внутреннего потенциала социально-экономического развития региона и рост конкурентных преимуществ его территорий;

формирование и использование стимулов к формированию на региональном уровне экономических «точек роста», в особенности на периферии;

организационно-экономическое обеспечение экономического роста муниципальных образований.

Таким образом, поводов для обращения к промышленной политике, как ос-

► Литература

1. Барышников Д. С., Рассанова О. Е. Актуальные аспекты управления региональным промышленным комплексом // Проблемы управления современной экономикой: сб. материалов Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Чебоксары, 15 декабря 2017 г.: ЧКИ РУК, 2018. С. 50-55.

2. Карлик А. Е., Гринюк К. П. Современная промышленная политика регионов России: проблемы теории, методики и практики // Экономика и управление народным хозяйством. 2018. С. 15-21.

3. Романова О. А., Пономарева А. О. Теоретические, институциональные и этические основания реализации современной промышленной политики. Ч. 1 // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 1. С. 13-28.

4. Романова А. О., Сиротин Д. В., Пономарева А. О. От экономики сопротивления - к резольвентой экономике (на примере промышленного региона) // АкегЕсопош^. 2022. Т. 19. № 4. С. 620-637.

5. Аверина Л. М., Сиротин Д. В. Оценка пространственных эффектов от инновационной активности промышленно развитых регионов РФ // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 1. С. 268-282.

6. Половян А. В., Лепа Р. Н., Гриневская С. Н. Экономика территорий с вновь образо-

новы устойчивого социально-экономического развития территории немало, и они могут кардинально различаться. Вопросы формирования промышленной политики, как концептуальные, так и практические, а также действия органов власти территории, предпринимаемые при реализации промышленной политики, являлись и продолжают являться источником дискуссий среди управленцев, бизнеса, науки и экспертов. Предметом дальнейших исследований авторов целесообразно выделить объективные сложности в оценке реального влияния инструментов региональной промышленной политики на социально-экономическое развитие территории.

► References

1. Baryshnikov D. S., Rassanova O. E. (ed.). (2018). Actual aspects of management of the regional industrial complex. Problems of management of the modern economy: collection of materials of the International Journal: correspondence scientific and practical conference. Cheboksary: CHKI RUK. [In Russian]

2. Karlik A. E., Grinyuk K. P. (2018). Modern industrial policy of Russian regions: problems of theory, methodology and practice. Economics and management of the national economy, 15-21. [In Russian]

3. Romanova O. A., Ponomareva A. O. (2019). Theoretical, institutional and ethical foundations of the implementation of modern industrial policy. Part 1. The economy of the region, 1, 13-28. [In Russian]

4. Romanova A. O., Sirotin D. V., Ponomareva A. O. (2022). From the economy of resistance to the resolute economy (on the example of an industrial region) AlterEconomics, 4, 620-637. [In Russian]

5. Averina L. M., Sirotin D. V. (2020). Assessment of spatial effects from innovation activity of industrially developed regions of the Russian Federation. Economy of the Region, 1, 268-282. [In Russian]

6. Polovyan A. V., Lepa R. N., Grinevskaya S. N. (2018). Economics of territo-

ванной государственностью - Донецкая Народная Республика // Проблемы прогнозирования.

2018. № 1. С. 99-107.

7. Половян А. В., Лепа Р. Н., Гриневская С. Н. Экономическая дезинтеграция: новые аспекты развития (на примере вновь образованной территории Донбасса) // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН, 2019. С. 483-487.

8. Бражникова Л. Н., Мызников И. А. Теоретическое обоснование антикризисной промышленной политики в условиях непризнанной государственности (на примере Донецкого региона) [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электрон. научн. журн. 2020. № 1 (69). URL: https://eee-region.ru/article/6906 (дата обращения: 13.04.2023)

9. Белоусова Л. С., Афанасьева Л. В., Родионова И. Н. Промышленная политика как инструмент управления безопасным развитием экономики // Экономика устойчивого развития.

2019. № 4 (40). С.37-42.

10. Пирогова Л. В. Содержание региональной промышленной политики в контексте стратегического управления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 7077.

11. Винслав Ю. Б. Промышленно-инно-вационная политика в системе государственного управления экономикой: новейшие моде-рнизационные проблемы и подходы к их решению // Рос. экон. журнал. 2018. № 3. С. 3-27.

12. Региональная политика: учебное пособие / коллектив авторов: под ред. О. Н. Забу-зова. М.: КНОРУС, 2020. 208 с.

13. Рисин И. Е., Бунин Д. А. Новая промышленная политика крупного города: содержание, механизм реализации: монография. М.: РУСАЙНС, 2022. 160 с.

14. Лифшиц А. С., Ибрагимова Р. С., Куликов В. И. Промышленная политика и антикризисное управление предприятиями: монография. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2023. 246 с.

15. Оборина Е. Д. Методологические основы разработки и реализации региональной кластерной политики [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электрон. научн. журн. 2017. № 4 (52). URL:

ries with newly formed statehood - Donetsk People's Republic. Problems of forecasting, 1, 99107. [In Russian]

7. Polovyan A. V., Lepa R. N., Grinevskaya S. N. (2019). Economic disintegration: new aspects of development (on the example of the newly formed territory of Donbass). Greater Eurasia: Development, security, cooperation. Yearbook, 2, 483-487. Moscow: INION RAS. [In Russian]

8. Brazhnikova L. N., Myznikov I. A. (2020). Theoretical justification of anti-crisis industrial policy in the conditions of unrecognized statehood (on the example of the Donetsk region). Regional Economics and Management: electronic scientific journal, 1 (69). [In Russian] https://eee-region.ru/article/6906

9. Belousova L. S., Afanasyeva L. V., Rodionova I. N. (2019). Industrial policy as a management tool for the safe development of the economy. Economics of sustainable development, 4 (40), 37-42. [In Russian]

10. Pirogova L. V. (2020). The content of regional industrial policy in the context of strategic management. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management, 3, 70-77. [In Russian]

11. Vinislav Yu. B. (2018). Industrial and innovative policy in the system of state management of the economy: the latest modernization problems and approaches to their solution. Russian Economy. Journal, 3, 3-27. [In Russian]

12. Zabuzov O. N. (ed.). (2020). Regional policy: textbook. Moscow: KNORUS. [In Russian]

13. Risin I. E., Bunin D. A. (2022). New industrial policy of a large city: content, mechanism of implementation. Moscow: RUSAINS. [In Russian]

14. Lifshits A. S., Ibragimova R. S., Kuli-kov V. I. (2023). Industrial policy and anti-crisis management of enterprises. Moscow: RIOR: IN-FRA-M. [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Oborina E. D. (2017). Methodological foundations of the development and implementation of regional cluster policy. Regional Econom-

https://eee-region.ru/article/5226/ (дата обращения: 13.04.2023)

16. Морковкин Д. Е. Факторы интенсивного развития экономического пространства региона // Colloquium-journal. 2017. Т. 1. № 7 (7). С. 93-95.

17. Стрижакова Е. Н., Стрижаков Д. В. Промышленная политика в Российской Федерации: анализ инструментов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2022. Т. 18. Вып. 8. С. 1420-1451.

18. Филобокова Л. Ю., Вдовиченко М. М. Региональная промышленная политика и механизм ее управления // Экономика в промышленности. 2017. Т. 10. № 1. С. 75-81.

19. Регионы - лидеры промышленного развития России: общее и особенное / Ю.И. Трещевский [и др.] // Современная экономика: проблемы и решения. 2018. № 10 (106). С. 114125.

20. Мантуров Д. В. Подходы к реализации и инструменты промышленной политики в зарубежных странах: возможен ли трансфер опыта // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 7-15.

21. Голоднюк Р. А., Тараш Л. И. Промышленная политика и ее роль в обеспечении социально-экономического развития Донецкой Народной Республики // Актуальные вопросы управления социально-экономическими системами на постконфликтных территориях: колл.моногр. / под общ. ред. А. В. По-ловяна. Донецк: ДонНУ, 2019. С. 77-90.

22. Байзулаев С. А., Ягумова З. Н., Гер-гова З. Х. Стратегическое планирование развития регионального промышленного комплекса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 358-360.

23. Веселовский М. Я., Измайлова М. А. Инновационно-технологическая трансформация промышленности в регионах России как инструмент достижения стратегических целей на пути становления цифровой экономики: коллективная монография. М.: Научный консультант, 2019. 364 с.

ics and Management: electronic scientific journal, 4(52). [In Russian] https://eee-region.ru/arti-cle/5226/

16. Morkovkin D. E. (2017). Factors of intensive development of the economic space of the region. Colloquium-journal, 7(7), 93-95. [In Russian]

17. Strizhakova E. N., Strizhakov D. V. (2022). Industrial policy in the Russian Federation: analysis of instruments. National interests: priorities and security, 8, 1420-1451. [In Russian]

18. Filobokova L. Yu., Vdovichenko M. M. (2017). Regional industrial policy and its management mechanism. Economics in industry, 1, 75-81. [In Russian]

19. Treshchevsky Yu. I. [et al.]. (2018). Regions - leaders of industrial development of Russia: general and special. Modern economy: problems and solutions, 10 (106), 114-125. [In Russian]

20. Manturov D. V. (2018). Approaches to the implementation and tools of industrial policy in foreign countries: is it possible to transfer experience. Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics, 4 (112), 7-15. [In Russian]

21. Golodnyuk R. A., Tarash L. I. (2019). Industrial policy and its role in ensuring the socio-economic development of the Donetsk People's Republic. Topical issues of management of social and economic systems in post-conflict territories, 77-90. Donetsk: DonNU. [In Russian]

22. Baizulaev S. A., Yagumova Z. N., Gergova Z. H. (2018). Strategic planning of the development of the regional industrial complex.

Azimut of scientific research: economics and management, 4 (25), 358-360. [In Russian]

23. Veselovsky M. Ya., Izmailova M. A. (2019). Innovative and technological transformation of industry in the regions of Russia as a tool for achieving strategic goals on the way to the formation of the digital economy. Moscow: Scientific Consultant. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 07.06.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.