Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленное развитие / центры роста / инновационная инфраструктура / государственная поддержка / предпринимательство / стратегия развития / industrial development / growth centers / innovation infrastructure / government support / entrepreneurship / development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бечвая И. Е.

Обосновано, что одним из условий обеспечения экономического роста Донецкой Народной Республики является создание инновационной инфраструктуры промышленного развития территории. Главное содержание стратегического развития региона может быть предусмотрено во флагманских проектах экономического развития. С учетом того, что одной из составляющих экономики развитых стран является малый и средний бизнес, определены перспективные направления инновационного развития региона. Выделены основные направления предпринимательской деятельности, которые смогут обеспечить эффективное использование финансового потенциала в рамках проектов Республики. Определено, что в сложившихся экономических условиях у предпринимательского сектора отсутствует возможность обеспечить полновесный спрос на новые технологии, поэтому ключевая роль в развитии инновационной деятельности в Донецкой Народной Республике принадлежит обеспечению ее поддержки со стороны государства и общества, а также учреждений финансового сектора. Уточнены основные инструменты, при помощи которых может быть предоставлена поддержка для инновационного бизнеса со стороны указанных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бечвая И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF SUPPORTING BUSINESS ACTIVITIES IN THE INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

It is proved that one of the conditions for ensuring the economic growth of the Donetsk People's Republic is the creation of an innovative infrastructure for the industrial development of the territory. The main content of the strategic development of the region can be provided in flagship projects of economic development. Taking into account the fact that one of the components of the economy of developed countries is small and medium-sized businesses, promising directions of innovative development of the region have been identified. The main directions of entrepreneurial activity that will be able to ensure the effective use of financial potential within the framework of the Republic's projects are highlighted. It is determined that in the current economic conditions, the business sector does not have the opportunity to ensure a full-fledged demand for new technologies, therefore, a key role in the development of innovation activity in the Donetsk People's Republic belongs to ensuring its support from the state and society, as well as financial sector institutions. The main tools that can be used to provide support for innovative business from these entities have been clarified.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Инновационные проблемы структурной перестройки

экономики

УДК 330.322.014 JEL 0300

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Бечвая И. Е. младший научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований, ORCID 0000-0002-6744-594X, e-mail: timasav4enko@gmail.com, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. Обосновано, что одним из условий обеспечения экономического роста Донецкой Народной Республики является создание инновационной инфраструктуры промышленного развития территории. Главное содержание стратегического развития региона может быть предусмотрено во флагманских проектах экономического развития. С учетом того, что одной из составляющих экономики развитых стран является малый и средний бизнес, определены перспективные направления инновационного развития региона. Выделены основные направления предпринимательской деятельности, которые смогут обеспечить эффективное использование финансового потенциала в рамках проектов Республики. Определено, что в сложившихся экономических

условиях у предпринимательского сектора отсутствует возможность обеспечить полновесный спрос на новые технологии, поэтому ключевая роль в развитии инновационной деятельности в Донецкой Народной Республике принадлежит обеспечению ее поддержки со стороны государства и общества, а также учреждений финансового сектора. Уточнены основные инструменты, при помощи которых может быть предоставлена поддержка для инновационного бизнеса со стороны указанных субъектов.

Ключевые слова: промышленное развитие, центры роста, инновационная инфраструктура, государственная поддержка, предпринимательство, стратегия развития.

MAIN DIRECTIONS OF SUPPORTING BUSINESS ACTIVITIES IN THE INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Bechvaya I.E. junior research associate of the Financial and Economic Research Department, ORCID 0000-0002-6744-594X, e-mail: timasav4enko@gmail.com, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. It is proved that one of the conditions for ensuring the economic growth of the Donetsk People's Republic is the creation of an innovative infrastructure for

the industrial development of the territory. The main content of the strategic development of the region can be provided in flagship projects of economic development.

© И. Е. Бечвая, 2023

Taking into account the fact that one of the components of the economy of developed countries is small and medium-sized businesses, promising directions of innovative development of the region have been identified. The main directions of entrepreneurial activity that will be able to ensure the effective use of financial potential within the framework of the Republic's projects are highlighted. It is determined that in the current economic conditions, the business sector does not have the opportunity to ensure a full-fledged demand for new technologies, therefore, a key role in the development of innovation activity in the Donetsk People's Republic belongs to ensuring its support from the state and society, as well as financial sector institutions. The main tools that can be used to provide support for innovative business from these entities have been clarified.

Keywords: industrial development, growth centers, innovation infrastructure, government support, entrepreneurship, development strategy.

► Введение. Каждая из современных моделей развития экономики, в том числе и модель промышленного развития на инновационной основе, требует оптимального распределения финансовых и материальных ресурсов. Инновационное обеспечение промышленного развития региона представляется одним из ключевых факторов повышения эффективности экономики территории. Это свидетельствует о важности определения и выбора перспективных направлений предпринимательской деятельности, которые смогут обеспечить эффективное использование финансового потенциала в рамках проектов Донецкой Народной Республики.

► Обзор литературы. Теоретическим разработкам вопросов формирования инновационной системы и обеспече-

ния стабильности общественного развития посвящено значительное количество трудов современных ученых. Общепринято, что становление и развитие инновационных систем базируется на достижении эффективного взаимодействия науки и бизнеса при непосредственном государственном участии. Изучению роли государственного и предпринимательского секторов в инновационном развитии территорий посвящены научные труды Я. В. Вайтенкова [1], А. В. Лугов-цова [2], Г. Н. Гродской [3], А. И. Татар-кина, С. Н. Котляровой [4] и других авторов. Предполагается, что в сложившихся экономических условиях у предпринимательского сектора Донецкой Народной Республики отсутствует возможность обеспечивать полновесный спрос на новые технологии, поэтому обосновывается ключевая роль его поддержки со стороны государства, общества и финансовых учреждений. Цель данного исследования состоит в характеристике возможных направлений предпринимательской деятельности в инновационном развитии Донецкой Народной Республики.

► Данные и методы. Для определения основных направлений поддержки предпринимательской деятельности в инновационном развитии Донецкой Народной Республики были использованы общепринятые в экономической науке методы научного познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения, сопоставления, аналитический, прогнозирования, системный и комплексный подходы. Также использовались частно-научные методы: логико-теоретический метод для определения основных теоретических понятий, а также методы структурно-функционального и системного анализа для изучения структуры экономических отношений в данной сфере.

► Результаты исследования. Анализ особенностей экономического разви-

тия Донецкой Народной Республики позволяет отнести ее к числу территорий такого традиционно-промышленного типа, при котором ключевую роль в базовом секторе экономики играют отрасли промышленности [5]. Соответственно, перспективы развития Республики определяются с учетом темпов модернизации промышленности и характеризуются новыми, актуальными подходами к инновационному обеспечению промышленного развития. Используемые методы обеспечения промышленного развития в Республике лишь частично решают существующие проблемы в экономике [6]. В связи с этим, появляется необходимость разработки флагманских проектов, предусматривающих непосредственное участие государства и предпринимательского сектора в организации «центров роста» в регионе с максимальным использованием местных ресурсов. В таком контексте под «центром роста» понимается территориально-отраслевая система, стимулирующая региональное развитие посредством совершенствования и территориальной концентрации ключевых отраслей хозяйствования [2].

Флагманский проект - масштабный комплексный проект, оказывающий значительное влияние на развитие региона и обеспечивающий, как правило, продвижение по нескольким целевым направлениям [7]. Флагманские проекты являются комплексными, то есть включают несколько поэтапно и скоординировано реализуемых приоритетных проектов, программ и стратегических мероприятий. Флагманские проекты формируют главное содержание стратегического развития территорий [8].

Одной из составляющих экономики развитых стран является малый и средний бизнес. В существующих социально-экономических условиях он выступает базой формирования среднего класса и обеспе-

чения стабильности общественного развития [4]. Сегодня в Донецкой Народной Республике отсутствует единая инфраструктура по поддержке малых инновационных мероприятий [9]. Поэтому актуально создание организаций, способствующих созданию и развитию инновационных компаний, в частности, бизнес-инкубаторов и технопарков.

Представляется, что достаточно быстро реализовать стратегическую задачу инновационного обеспечения промышленного развития могут бизнес-инкубаторы и технопарки с государственной опекой в рамках флагманского проекта «Центры развития в инновационной системе Донецкой Народной Республики». Цель этого проекта государственного значения состоит в разработке и внедрении таких инновационных направлений предпринимательской деятельности, которые смогут обеспечить эффективное использование финансового потенциала в рамках проектов Республики.

Актуальность рассматриваемого проекта объясняется такими факторами:

низкий уровень инновационной активности бизнеса;

низкий уровень развития инновационной культуры;

низкий уровень координации и взаимодействия между государством, частным сектором, университетами [10];

устаревание технологической структуры основного капитала; ориентация предприятий на производство товаров промежуточного потребления;

неразвитый рынок венчурного финансирования;

закрытость территории, ограниченность рынков сбыта;

недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции по цене и качеству [11];

низкий уровень платежеспособности покупателей [12].

Проект включает создание и развитие следующих основных элементов:

1. Государственное и частное сотрудничество в сфере внедрения и осуществления инновационных проектов. Планируется, что оно будет обеспечиваться путем:

систематизации постановки и решения задач по развитию инноваций в рамках преобразований общегосударственной промышленной политики;

внедрения комплексного подхода к разработке и осуществлению инновационных преобразований при условии совокупности экономических, социальных, экологических и политических факторов развития;

модернизации промышленности на основе использования новых технологий с минимизацией издержек без потери качества;

согласования интересов субъектов хозяйствования и научных организаций на взаимовыгодной основе [13].

2. Стратегия развития инновационной инфраструктуры. Данное направление предусматривает образование и развитие институциональных платформ:

организаций, способствующих созданию и развитию инновационных компаний (бизнес-инкубаторы, технопарки, особые зоны и т.д.);

консалтинговых организаций (рыночные обзоры, разработка бизнес-планов, стратегии развития, патентные исследования, аудит, юридические вопросы, исследования конкурентных преимуществ);

центров трансферта технологий;

фондовых бирж высоких технологий [14].

3. Центры инжинирингового обслуживания. С их помощью планируется реализация таких направлений:

предоставление расчетно-аналити-ческих и проектно-конструкторских услуг;

оказание услуг по формированию технико-экономического обоснования инновационных проектов;

предоставление консультационного обслуживания проектов диверсификации или модернизации производств, направленных на рост конкурентоспособности последних;

разработка рекомендаций по уменьшению трансакционных и транспо-ртно-логистических издержек;

проведение мероприятий по защите прав на созданные объекты интеллектуальной собственности.

4. Центры реализации инновационных замыслов. Планируется, что их формирование и развитие будет способствовать внедрению таких направлений предпринимательства:

создание макетов и выпуск малых партий изделий;

предоставление проектных услуг по разработке производственных и других объектов;

подготовка различной технической документации.

5. Технопарки и бизнес-инкубаторы инновационной поддержки. Главной целью реализации идеи является развитие региона путем предоставления поддержки малому бизнесу, представителям которого сложно приспособиться к условиям существующей конкурентной среды [15].

С помощью этих платформ могут быть реализованы следующие направления развития:

привлечение потенциальных инвесторов и налаживание контактов с возможными партнерами по бизнесу;

предоставление консалтинговых услуг по обслуживанию инновационной предпринимательской деятельности;

разработка инновационных бизнес-планов;

создание единой информационной базы данных;

формирование единой системы ресурсного и информационного обеспечения инновационных процессов [3].

В связи с тем, что у предпринимательского сектора в ДНР сегодня отсутствует возможность обеспечить полновесный спрос на новые технологии, ключевым фактором, влияющим на развитие инновационной деятельности в Республике, является обеспечение ее поддержки со стороны государства и общества, а также учреждений финансового сектора [16].

Необходимая для инновационного бизнеса поддержка со стороны государства может предоставляться при помощи таких инструментов:

формирование государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

открытый доступ к информации в государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса [17];

внедрение систем финансирования малого и среднего бизнеса из бюджета;

налоговые льготы для малых и средних предприятий, которые производят инновационную продукцию;

организация тендеров исключительно для малых предприятий [18].

Мероприятия со стороны финансовых учреждений предусматривают:

внедрение льготного кредитования в банках;

организацию лизинговых центров; организацию публичного бюро кредитных историй [1].

Со стороны общества целесообразно внедрить такие инструменты:

внедрение межотраслевой кооперации;

внедрение производственных и потребительских кооперативов;

организация специализированных фондов поддержки предпринимателей;

организация общественного контроля над выполнением обязанностей государства, малого и среднего бизнеса [19].

Исследуя возможности реализации рассматриваемой идеи, необходимо учитывать положительный опыт использования различных мероприятий в зарубежных государствах с развитой экономикой наравне с государственной поддержкой [20]. В частности, со стороны организаций высшего профессионального образования и научных организаций могут быть осуществлены следующие мероприятия:

предоставление доступа к оборудованию и опыту специалистов;

организация образовательных программ для малого бизнеса (поиск и трансфер технологий, доступ к международным рынкам баз данных) [21];

организация аналитическо-консуль-тационной поддержки малого бизнеса;

разработка обоснованных рекомендаций для органов государственной власти и проведения переговоров по поводу изменения законодательства с переориентацией на усиление поддержки малого и среднего бизнеса;

проведение переговоров с международными грантодательскими организациями и фондами для самостоятельного (без вмешательства государства) аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов на территории ДНР [22].

Коммерческая значимость предлагаемой идеи заключается в возможном росте поступлений в местные бюджеты:

1) через фонды оплаты труда - посредством создания рабочих мест и уплаты налогов;

2) через результаты деятельности -посредством продажи товаров и услуг населению, обеспечения достойной инфраструктуры для жизни и развития территорий.

Экономический эффект в масштабах Республики может проявиться в оздоровлении экономической активности региона, развитии внутреннего рынка, упрощении выхода малого (затем и среднего)

бизнеса на внешние рынки, а также соответствующем росте конкурентоспособности.

Социальная эффективность институтов развития предполагает:

1) апробацию научных разработок исследовательского общества и возможность практической реализации знаний молодых ученых;

2) рост занятости и уровня жизни населения, снижение напряженности в обществе;

3) формирование сети межличностных контактов с разными профилями знаний и компетенций, которые одновременно могут быть партнерами и клиентами друг для друга;

4) формирование культуры ведения бизнеса;

5) повышение имиджа научных организаций [23].

Внедрение указанных институтов развития и инструментов поддержки инновационной деятельности будет способствовать созданию благоприятных условий для внедрения инноваций на местах. Кроме того, важно учитывать особые экономические условия как специфический фактор, влияющий на современное развитие инновационной системы в государстве: они формируются в обстоятельс-

► Литература

1. Вайтенков Я. В., Тебекин А. В., Тебе-кин П. А. Управление рисками инновационно-инвестиционных проектов: монография. Москва: Русайнс, 2020. 234 с.

2. Луговцов А. В. Формирование и развитие технопарков как инновационной формы бизнеса: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2008. 24 с.

3. Гродская Г. Н. Инновационная конкурентоспособность региона: оценка и концепция развития. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. 164 с.

4. Татаркин А. И., Котлярова С. Н. Региональные институты развития как факторы

твах политической, экономической и социальной нестабильности, а также постоянной угрозы военных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Подводя итоги научного исследования, стоит отметить, что одним из важнейших направлений дальнейшего инновационного и промышленного развития Донецкой Народной Республики представляется формирование эффективной инновационной инфраструктуры. В связи с тем, что у предпринимательского сектора в ДНР сегодня отсутствует возможность обеспечить полновесный спрос на новые технологии, ключевым фактором, влияющим на развитие инновационной деятельности в Республике, является обеспечение взаимодействия государственного и предпринимательского секторов экономики ДНР в рамках флагманского проекта «Центры развития в инновационной системе Донецкой Народной Республики». В качестве основных направлений государственной поддержки предпринимательства могут рассматриваться прямое финансирование субъектов инновационной деятельности (либо предоставление беспроцентных ссуд), а также снижение барьеров со стороны налогового, антимонопольного, патентно-лицензионного законодательства.

► References

1. Vaitenkov Ya. V., Tebekin A. V., Te-bekin P. A. (2020). Risk management of innovation and investment projects. Moscow: Rusains. [In Russian]

2. Lugovtsov A. V. (2008). Formation and development of technoparks as an innovative form of business. [Extended abstract of candidate of Economic Sciences dissertation]. Yekaterinburg. [In Russian]

3. Grodno G. N. (2016). Innovative competitiveness of the region: assessment and development concept. Samara: Publishing House of the Samara State Economy University. [In Russian]

4. Tatarkin A. I., Kotlyarova S. N. (2017). Regional development institutions as factors of

экономического роста // Экономика региона. 2017. №3. С. 9-15.

5. Радыгина С. В. Индустриальные (промышленные) парки - современная модель пространственной локализации промышленного производства // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2022. №5. С. 848-853.

6. Бурцева Т. А., Ахмадов А. Р. Метод оценки влияния создания новой промышленной инфраструктуры на промышленное и социально-экономическое развитие регионов // Экономика науки. 2022. №1. С.46-57.

7. Жихаревич Б. С., Прибышин Т. К. Конкурс стратегий как экспертная процедура // Регион: экономика и социология. 2016. №2 (90). С. 181-200.

8. Прибышин Т. К., Гресь Р. А. Флагманские проекты в стратегиях развития городских муниципалитетов арктической зоны Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. 2022. №2. С. 290301.

9. Макогон Ю. В. Донбасс в условиях политического противостояния: социально-экономический аспект // Экономический вестник Донбасса. 2019. №1 (55). С.16-32.

10. Лакаев О. А. О некоторых вопросах правовой политики в сфере организации индустриальных (промышленных) парков // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. №1. С. 47-54.

11. Никулин Р. Ю. Классификация угроз экономической безопасности предприятия // Стратегии бизнеса. 2022. №7. С. 167-171.

12. Норцев К. Г., Плотников В. А. Производственная структура экономики и ее изменение под влиянием санкций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. №2 (56). С. 5-9.

13. Ашурков О. А. Основные тенденции формирования хозяйственного законодательства Донецкой Народной Республики // Вестник Института экономических исследований. 2017. №3 (7). С. 139-155.

14. Гневко В. А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. СПб.: ИУЭ, 2016. 480 с.

15. Басенко В. П., Дианова В. А. Инструменты развития инновационного предприни-

economic growth. The economy of the region, 3, 9-15. [In Russian]

5. Radygina S. V. (2022). Industrial (industrial) parks - a modern model of spatial localization of industrial production. Vestnik of the Udmurt University. The series "Economics and Law", 5, 848-853. [In Russian]

6. Burtseva T. A., Akhmadov A. R.

(2022). Method for assessing the impact of the creation of a new industrial infrastructure on the industrial and socio-economic development of regions. Economics of science, 1, 46-57. [In Russian]

7. Zhikharevich B. S., Pribyshin T. K. (2016). Strategy competition as an expert procedure. Region: Economics and Sociology, 2 (90), 181-200. [In Russian]

8. Pribyshin T. K., Gres R. A. (2022). Flagship projects in the development strategies of urban municipalities of the Arctic zone of the Russian Federation. Izvestiya Baykalskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2, 290-301. [In Russian]

9. Makogon Yu. V. (2019). Donbass in the conditions of political confrontation: socio-economic aspect. Economic Vestnik of Donbass, 1 (55), 16-32. [In Russian]

10. Lakaev O. A. (2023). On some issues of legal policy in the field of organization of industrial (industrial) parks. Legal policy and legal life, 1, 47-54. [In Russian]

11. Nikulin R. Yu. (2022). Classification of threats to the economic security of the enterprise. Business strategies, 7, 167-171. [In Russian]

12. Nortsev K. G., Plotnikov V. A.

(2023). The production structure of the economy and its change under the influence of sanctions. Theory and practice of the service: economy, social sphere, technology, 2 (56), 5-9. [In Russian]

13. Ashurkov O. A. (2017). The main trends in the formation of economic legislation of the Donetsk People's Republic. Vestnik of the Institute of Economic Research, 3 (7), 139-155. [In Russian]

14. Gnevko V. A. (2016). Regional problems of innovative development of the economy. St. Petersburg: IUE. [In Russian]

15. Basenko V. P., Dianova V. A. (2019). Tools for the development of innovative entre-preneurship in the region. Scientific Vestnik of

мательства в регионе // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №3. С. 6672.

16. Остовская А. А., Дышловой И. Н. Выявление и формирование механизмов поддержки предпринимательской деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2019. №5 (87). С. 43-53.

17. Муртазина И. Р., Ваславская И. Ю. Формирование механизмов государственно-частного партнерства в промышленном секторе экономики РФ // Московский экономический журнал. 2020. №8. С. 222-230.

18. Агзамова А. В., Заборовская А. Е. Налоговые способы поддержки бизнеса в России в период коронавируса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. №57. С. 119-128.

19. Ревунов А. Е. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в рыночной экономике // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. №1 (29). С. 16-23.

20. Сабирова З. Э. Социальное предпринимательство как драйвер социальной и экономической активности общества // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. №4 (26). С. 100-106.

21. Салогуб А. М., Арсельгова М. А. Социальная ответственность научного учреждения: социолого-управленческий анализ // Гуманитарий Юга России. 2022. №4. С. 84-102.

22. Никаева Р. М., Шардан С. К. Направления совершенствования государственной финансовой поддержки малого бизнеса // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). С. 328332.

23. Балынин И. В., Калашникова О. В. Финансовые аспекты стимулирования инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации // Креативная экономика. 2021. №5. С. 195-216.

the Southern Institute of Management, 3, 66-72. [In Russian]

16. Ostovskaya A. A., Dyshlova I. N.

(2019). Identification and formation of business support mechanisms. Service in Russia and abroad, 5 (87), 43-53. [In Russian]

17. Murtazina I. R., Vaslavskaya I. Y.

(2020). Formation of public-private partnership mechanisms in the industrial sector of the Russian economy. Moscow Economic Journal, 8, 222-230. [In Russian]

18. Agzamova A. V., Zaborovskaya A. E. (2022). Tax methods of business support in Russia during the coronavirus. Vestnik of Tomsk State University. Economy, 57, 119-128. [In Russian]

19. Revunov A. E. (2019). Interaction of power and entrepreneurial structures in the market economy. Vestnik of the Taganrog Institute of Management and Economics, 1 (29), 16-23. [In Russian]

20. Sabirova Z. E. (2018). Social entrepre-neurship as a driver of social and economic activity of society. USNTU Vestnik. Science, education, economics. Series: Economics, 4 (26), 100-106. [In Russian]

21. Salogub A. M., Arselgova M. A. (2022). Social responsibility of a scientific institution: socio-managerial analysis. Humanities of the South of Russia, 4, 84-102. [In Russian]

22. Nikaeva R. M., Shardan S. K. (2020). Directions of improvement of state financial support of small business. Vestnik of the Academy of Knowledge, 5 (40), 328-332. [In Russian]

23. Balynin I. V., Kalashnikova O. V.

(2021). Financial aspects of stimulating investment activity in the subjects of the Russian Federation. Creative Economy, 5, 195-216. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 22.08.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.