Научная статья на тему 'Концептуальные основы физического воспитания дошкольников в трудах Е. А. Аркина и их значение на современном этапе'

Концептуальные основы физического воспитания дошкольников в трудах Е. А. Аркина и их значение на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3625
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PHYSICAL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова М. Ю.

В статье анализируются теоретико-методологические и научно-методические положения концепции физического воспитания дошкольников, раскрытые в трудах Е.А. Аркина, показываются возможности использования его идей в отечественной теории и практике дошкольного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the theoretical-methodological and scientific-methodical aspects of the concept of physical education of preschool disclosed in the writings of E.A. Arkin, showing the possibility of using his ideas in the domestic theory and practice of early childhood education.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы физического воспитания дошкольников в трудах Е. А. Аркина и их значение на современном этапе»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ Е.А. АРКИНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

М.Ю. Парамонова1

Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье анализируются теоретико-методологические и научно-методические положения концепции физического воспитания дошкольников, раскрытые в трудах Е.А. Аркина, показываются возможности использования его идей в отечественной теории и практике дошкольного воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, дети дошкольного возраста.

The conceptual basis of physical education of preschool children in the writings of E.A. Arkin and their importance at the present stage. This article analyzes the theoretical-methodological and scientific-methodical aspects of the concept of physical education ofpreschool disclosed in the writings of E.A. Arkin, showing the possibility of using his ideas in the domestic theory and practice of early childhood education.

Keywords: physical education, pre-school children.

Концепция физического воспитания дошкольников, представленная в трудах Е.А. Аркина, имеет гуманистическую направленность и построена на прогрессивных идеях русской (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др.) и зарубежной (К. Гроос, М. Монтессори, Г. Спенсер и др.) педагогики, достижениях естественных наук. Теоретико-методологические положения разрабатывались на основе учения о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), положений о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка, психического и физического развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), принципа единства воспитания, обучения и развития, поддерживаемого учеными начала ХХ в.

Анализ педагогического наследия Е.А. Аркина позволяет говорить о том, что им представлена система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, охарактеризованы все компоненты этой системы. С учетом объективных закономерностей и особенностей психофизического развития ребенка определены адекватные возрасту детей цель, задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы работы, обозначены элементы диагностики, послужившие в дальнейшем основой для мониторинга физической подготовленности дошкольников.

По мнению Е.А. Аркина, цель физического воспитания - это охрана и укрепление здоровья ребенка, повышение его выносливости и сопротивляемости «вредным влияниям», закаливание сил. Учитывая особенности развития дошкольника, он так сформулировал задачи физического воспитания: общее укрепление организма, воспитание культурно-гигиенических форм поведения, правильное развитие и воспитание движений, закаливание (повышение сопротивляемости и вынос-

Контакты: 1 Парамонова М.Ю., Е-mail: <[email protected]>

ливости). До настоящего времени они остаются актуальными и являются приоритетными в современной практике дошкольного образования.

К важнейшим принципам физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин относил следующие: опора на анатомо-физиологические особенности детей, осознание единства сложной человеческой организации, принцип индивидуализации, отведение подвижной игре первостепенного места, обращение педагога к чувствам ребенка, учет психического фактора, влияние личности педагога. До сих пор эти принципы не утратили своего значения, используются в современной теории и практике физического воспитания дошкольников и рассматриваются как основополагающие.

Подчеркивая, что уровень физической культуры в значительной степени зависит от уровня развития движений, Е.А Аркин при отборе содержания работы с дошкольниками на первое место ставил основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), гимнастические общеукрепляющие упражнения и подвижные игры. Анализ современных программ детского сада показывает, что в них сохранен такой же подход к отбору содержания в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения.

Разносторонние научные знания позволили Е.А. Аркину разработать методику, в которой физические упражнения даются с учетом данных о психофизиологических механизмах движений, возрастных и половых особенностях детей. Разделяя мнение ведущих педагогов начала ХХ в. о единстве воспитания, обучения и развития, решающим фактором в физическом развитии дошкольников он считал воспитание.

В качестве основной формы работы по физическому воспитанию он выделял подвижную игру, раскрыл ее специфику, широкое воспитательное и оздоровительное значение, влияние на физическое и психическое развитие ребенка, дал методические рекомендации к организации подвижных игр. Обращал внимание на то, что специально подобранные игры развивают анализаторные системы, качества психофизические (силу, ловкость, гибкость, быстроту) и личностные (смелость, решительность, веру в свои силы), формируют двигательную культуру, навыки общения, обеспечивают психологический комфорт детей, являясь незаменимым источником радости.

Наряду с подвижной игрой, Е.А. Аркин рекомендовал и другие формы работы по развитию движений дошкольников: ежедневную утреннюю гимнастику, организующую детей и обеспечивающую положительный эмоциональный настрой на предстоящий день; специальные физкультурные занятия, предполагающие хорошо продуманную систему двигательных упражнений и условную схему их проведения; музыкально-двигательные занятия, в настоящее время получившие название -музыкально-ритмические. Определяющим в них является ритм, который задается музыкальным сопровождением, упорядочивает движения и способствует экономии сил.

Ученый многократно подчеркивал, что подвижная игра должна занимать главенствующее место среди всех форм работы с детьми по физическому воспитанию. Данное положение наиболее актуально в отношении проведения физкультурных занятий в детском саду, при организации которых в последние годы используется учебная модель, неприемлемая в период дошкольного детства в силу возрастных

особенностей ребенка. В этой связи современное звучание приобретает его рекомендация к проведению основной части физкультурного занятия в форме специально подобранных игр, упражняющих ребенка в тех или иных движениях.

Для достижения положительных результатов в работе Е.А. Аркин обозначил основные средства физического воспитания, каждому из которых отводил важную роль (гигиеническая обстановка и уход за телом, культурно-гигиенические навыки, рациональный режим, воспитание двигательного аппарата, естественные силы природы).

Исследование трудов Е.А. Аркина позволяет констатировать, что он в первой половине ХХ в. обосновал требования к здоровьесберегающей и развивающей среде в детском саду и семье.

В подготовленных им методических письмах и государственных программных документах для детских садов были определены и нормативно закреплены гигиенические и методические требования к организации физического воспитания детей в условиях общественного дошкольного воспитания. Особая ценность данных документов состоит в научном обосновании и объяснении воздействия закаливания, режима, в том числе двигательного, питания, соблюдения гигиены, и их влияния на организм ребенка. Г лубокие разносторонние научные знания в области медицины, анатомии, физиологии, гигиены, педагогики и психологии позволили ученому разработать примерные режимы для детских садов в разное время года, гигиенические требования к детской одежде, обуви, помещению, рекомендации по питанию, закаливанию детей, созданию необходимой среды, подбору оборудования и др. Режим, предложенный Е.А. Аркиным, практически не претерпел изменений до настоящего времени, а большинство его рекомендаций используются при разработке условий физического воспитания в современных дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальными до настоящего времени остаются его положения относительно учета и контроля в работе по физическому воспитанию, которые он расценивал как обязательный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В качестве одного из важнейших педагогических условий физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин рассматривал подготовку профессиональных кадров, способных квалифицированно решать задачи физического воспитания и оздоровления детей. Он принимал участие в организации курсов, семинаров, кружков по физическому воспитанию, в издании специальной литературы, подготовке пособий для детских садов и учебных заведений, установлении связей между научно -исследовательскими, методическими учреждениями и практическими работниками. Повлиял на определение содержания теоретической и практической подготовки студентов в педагогическом вузе: разрабатывал первые учебные программы, предусматривавшие освоение студентами знаний о закономерностях психического и физического развития дошкольника, особенностях его нервной системы, органов кровообращения, дыхания, кожи, органов чувств, внутренней секреции, двигательной деятельности, о влиянии гигиены на рост и развитие ребенка; формирование у специалистов общепедагогических, методических и специальных умений. По существу Е.А. Аркин в то время разработал профессиограмму, включавшую перечень знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, необходимых педагогу для

реализации задач физического воспитания дошкольников. Особое значение придавал умениям ориентироваться в различных условиях, проявлению творчества в работе с детьми. Сам ученый, являясь профессором вуза, подготовил не одно поколение педагогов, успешно реализовывая свои научные идеи в собственной педагогической деятельности во 2-м МГУ, позже МГПИ им. В.И. Ленина, и других учебных учреждениях.

В процессе преподавания в вузе он проявлял новаторство, выражавшееся в использовании разнообразных форм обучения: диалоговых форм преподавания, бесед, диспутов, конференций, выступлений практиков на учебных занятиях и др., которые в настоящее время получили название интерактивных и расцениваются как инновационные. Им разработаны учебные курсы: «Биология дошкольного возраста», «Г игиена дошкольного детства», «Научные основы дошкольного воспитания» и др. Его книги стали первыми учебными пособиями для вузов и педучилищ («Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» 1921 г., «Дошкольный возраст» 1927, 1929 гг., «Хрестоматия по дошкольному воспитанию» 1927 г., «Ребенок от года до четырех» 1931 г. и др.), которые сыграли важную роль в профессиональной подготовке кадров для детских садов.

Отличались новаторством и имели большое значение подходы Е.А. Аркина к решению задачи педагогического просвещения родителей на фоне низкого образовательного уровня населения в стране. Доступным языком он доносил до широких масс научные знания об особенностях развития дошкольников в ходе многочисленных лекций, бесед, встреч, консультаций в разные периоды, в том числе в годы Великой Отечественной войны и послевоенные, когда необходимо было сохранить жизнь и восстановить физическое и психическое здоровье детей. Его книги для родителей сыграли существенную роль для реализации данной задачи в то время, а в целом использованные им эффективные формы взаимодействия с семьей представляют интерес для осмысления современных механизмов решения задач одного из наиболее сложных звеньев педагогической работы.

Анализ исторической и современной литературы позволяет утверждать, что теоретические и научно-методические положения, раскрытые в трудах Е.А. Ар-кина, использованы при разработке основ отечественной теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста, методических рекомендаций и государственных нормативных документов по физическому воспитанию, которыми руководствовались все детские сады нашей страны в первой половине ХХ в.

В последующие годы его идеи получили развитие в научно-исследовательских работах, использовались при разработке программно-методических материалов и воплощались в жизнь. Анализ современных программ дошкольных образовательных учреждений, учебных и методических пособий показал, что изложение проблем физического воспитания детей в них во многом согласуется с положениями, выдвинутыми Е.А. Аркиным (программы для дошкольных образовательных учреждений под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой и др.; учебные пособия для студентов вузов Г.Н. Пономарева, Э.Я. Степаненковой, С.О. Филипповой и др.).

Работы Е.А. Аркина положили начало научному направлению в области физического воспитания дошкольников в МГПИ им. В.И. Ленина (МШ У). На факультете дошкольной педагогики и психологии последователем его идей стала А.В. Ке-

неман. Под ее руководством аспиранты выполняли диссертационные работы, опираясь на научные положения Е.А. Аркина (Л.М. Коровина, 1971; Н.В. Потехина, 1972; Э.Я. Степаненкова, 1973). В последующие годы исследовательская работа преподавателей и аспирантов МИГУ, а также ряда отечественных и зарубежных ученых была связана с творческим развитием научно-методических положений Е.А. Аркина по проблемам закаливания, подвижной игры, совершенствования основных движений и психофизических качеств, формирования осознанности при обучении физическим упражнениям и другим вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста (Н.И. Бочарова, П.П. Буцинская, Е.И. Вавилова, В.И. Васюкова, С.Г. Вычева, Ю.Ф. Змановский, Б.Б. Егоров, О.И. Кокорева, М. и У. Кризель, О.В. Кувшинова, В.Т. Кудрявцев, Т.П. Лескова, H.A. Ноткина, Е.В. Ольхова, Т.И. Осокина, Н.В. Полтавцева, М.А. Рунова, Е.А. Сагайдачная, Т.А. Семенова, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева, Д.В. Хухлаева, В.Н. Шебеко, Т.С. Яковлева и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст, его особенности и гигиена [Текст] I Е.А. Аркин. - М., 1921.

2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст [Текст]: в 2-х ч. (часть вторая) I Е.А. Аркин. - 2-е изд., доп. - М.: Работник просвещения, 1927. - 240 с.

3. Аркин, Е.А. [Текст]: статья I Е.А. Аркин II Хрестоматия по дошкольному воспитанию: сборник статей !Под ред. Е.А. Аркина; предисловие Е.А. Аркина. -М.: Работник просвещения, 1927. - C. 172-1S2.

4. Аркин, Е.А. Ребенок от года до четырех лет [Текст] I Е.А. Аркин. - М.-Л.: Гос. пед. изд-во, 1931. - 200 с. - ил. (26 рис.)

5. Аркин, Е.А. Вопросы физического воспитания [Текст] I Е.А. Аркин II Дошкольное воспитание. - 193S. - № 7-S. - С. 17-22.

6. Аркин, Е.А. Физическое воспитание [Текст]: статья I Е.А. Аркин //Дошкольное воспитание. - 1939. - № 4. - С. 8-33.

7. Аркин, Е.А. Физическое воспитание ребенка-дошкольника в летнее время [Текст]: методические указания. Дошкольный отдел НКП РСФСР I Е.А. Аркин. -М., 1940.

S. Аркин, Е.А. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника [Текст]: статья I Е.А. Аркин //Дошкольное воспитание. - 1941. - № 8. - С. 33-3S.

9. Аркин, Е.А. Физическое воспитание в детском саду: методическое письмо I сост. проф. Е.А. Аркиным. - М.: НАРКОМПРОС РСФСР, 1941. - 52 с.

10. Аркин, Е.А. О физическом воспитании дошкольников I Е.А. Аркин //Дошкольное воспитание. - 1947. - №5. - С. 5-19.

11. Запорожец, А.В. Развитие науки о воспитании детей дошкольного возраста !А.В. Запорожец II Дошкольное воспитание. - 1967. - № 10. - С. 18-25.

12. История педагогики и образования I Под ред. А.И. Пискунова. - Изд. 2е. - М., 2001.

13. Аркін, Е. Детскі сад. Киів. 1938.

14. Аркин, Е. Физическото възпитание в детска градина II Физическа култура и спорт (Болгария). - 1947.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.