Научная статья на тему 'Научно-педагогическое наследие Е. А. Аркина в области физического воспитания и оздоровления дошкольников'

Научно-педагогическое наследие Е. А. Аркина в области физического воспитания и оздоровления дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2212
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВКЛАД В НАУКУ / CONTRIBUTION TO SCIENCE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СИСТЕМА / SYSTEM / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / СТАНОВЛЕНИЕ / DEVELOPMENT / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRE-SCHOOL AGE / ЗАКАЛИВАНИЕ / РЕЖИМ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / HEALTH IMPROVEMENT / CONDITIONING TO THE COLD / ROUTINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова М.Ю.

В статье рассматривается влияние на отечественную теорию и практику физического воспитания дошкольников научно-педагогического наследия Е. А. Аркина. Раскрываются основные положения его концепции воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. A. ARKINS LEGACY IN PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH IMPROVEMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN

The article deals with the educational legacy of E. A. Arkin and its influence on theory and prac-tice of physical education of pre-school children in Russia and describes the fundamental ideas of his education concept.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическое наследие Е. А. Аркина в области физического воспитания и оздоровления дошкольников»

#

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Е. А. АРКИНА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

E. A. ARKIN'S LEGACY IN PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH IMPROVEMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN

М. Ю. Парамонова

В статье рассматривается влияние на отечественную теорию и практику физического воспитания дошкольников научно-педагогического наследия Е. А. Аркина. Раскрываются основные положения его концепции воспитания.

M. Yu. Paramonova

The article deals with the educational legacy of E. A. Arkin and its influence on theory and prac-tice of physical education of pre-school children in Russia and describes the fundamental ideas of his education concept.

Ключевые слова: вклад в науку, физическое воспитание, система, методика, становление, концепция, дошкольный возраст, закаливание, режим, подвижные игры, оздоровление.

Keywords: contribution to science, physical education, system, methodology, development, concept, pre-school age, conditioning to the cold, routine, outdoor games, health improvement.

В современный период модернизации системы образования в нашей стране учеными и педагогами осуществляется активный поиск оптимальных путей решения образовательных и оздоровительных задач, изучается инновационный опыт как отечественных, так и зарубежных авторов, анализируется возможность его адаптации к условиям современной российской действительности. В этой связи особое значение имеет обращение к исследованию собственного культурно-исторического педагогического наследия.

В отечественной педагогике целый ряд выдающихся ученых являются основателями научных школ и направлений или оказали серьезное влияние на их становление и развитие. Идеи таких исследователей служат неиссякаемым источником дальнейшего раскрытия закономерностей педагогического процесса, понимания сущности воспитания и обучения подрастающего поколения, определения дальнейших перспектив развития педагогической науки.

Такой яркой личностью, внесшей значительный вклад в становление и развитие дошкольной педагогики, был Ефим Аронович Аркин (1873-1948). Он одним из первых начал разрабатывать комплекс проблем теории и практики семейного и общественного воспитания детей в период становления дошкольного образования в нашей стране. В круг его интересов входили вопросы физического, умственного, трудового, полового воспитания; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребенка; возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, подготовка специалистов для дошкольных учреждений и др. При этом центральное место в научной и педагогической деятельности Е. А. Аркина занимали проблемы физического воспитания детей, их психическое и физическое здоровье. Ему принадлежит заслуга в разработке содержания и научно-методических основ физического воспитания детей дошкольного возраста

22

Научные и научно-методические работы Е. А. Аркина в течение долгого времени являлись основополагающими при определении содержания, средств и методов физического воспитания дошкольников. Его положения получили высокую оценку таких исследователей дошкольного детства, как В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др. Несмотря на то, что труды Е. А. Аркина были созданы в первой половине XX в., его идеи остаются актуальными и реализуются в современной практике физического воспитания детей дошкольного возраста.

Многие ученые анализировали разные аспекты педагогической деятельности Е. А. Аркина (Л. М. Волобуева, В. В. Давыдов, А. Ю. Гранкин, С. В. Жундрикова, А. В. Запорожец, А. П. Усова, М. В. Шабаева, Д. Б. Эльконин и др.). Они подчеркивали его существенный вклад в развитие дошкольного образования. Однако, несмотря на значимость трудов Е. А. Аркина, до настоящего времени специального научного исследования его наследия и его влияния на теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста не проводилось. Необходимо обобщение и систематизация научно-педагогического наследия Е. А. Аркина в области физического воспитания и оздоровления дошкольников; определение эволюции его педагогических взглядов; выявление влияния его исследований на современную теорию и практику физического воспитания дошкольников.

Для решения поставленных задач потребовалось изучение трудов Е. А. Аркина, архивных документов, законодательных актов и материалов правительственных органов и ведомств начала ХХ в.: протоколов съездов и совещаний по дошкольному воспитанию, научных трудов, авторефератов, диссертационных исследований, монографий, учебно-методических пособий и других публикаций исследуемого периода, публикаций отечественных педагогов о научно-педагогической деятельности Е. А. Аркина, материалов периодической печати и др.

В результате проведенного исследования было выявлено, что Е. А. Аркин одним из первых в отечественной педагогике первой половины XX в. проанализировал, обобщил и систематизировал имевшиеся на тот период времени научные данные в области физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и представил их в виде стройной системы в труде «Дошкольный возраст».

Ему принадлежит заслуга в обосновании психофизиологических основ физического воспитания и здорового образа жизни ребенка, на базе которых был разработан режим детского сада, практически не претерпевший изменений за более чем полувековой период, по которому работают до настоящего времени отечественные дошкольные образовательные учреждения. На научной основе он выстроил требования к закаливанию и другим средствам оздоровления детей.

В исследованиях Е. А. Аркина были раскрыты научно-методические основы теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста. Особое значение он придавал необходимости знания и учета в работе особенностей психофизического развития детей в дошкольном возрасте, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Он считал, что ведущую роль в обучении детей движениям играет воспитатель, который обеспечивает соблюдение режима и гигиены, закаливающих процедур, последовательность и систематичность в работе по физическому воспитанию дошкольников.

Центральное место в физическом воспитании, по его убеждению, должно отводиться подвижной игре. Недопустимо использование движений, которые могут быть вредны ребенку в дошкольные годы (силовые упражнения, висы и длительное нахождение в упоре, однообразной позе и т. д.), а также передача дошкольникам знаний, которые могут быть недоступны их пониманию и нанести им вред (медицинские знания, излишние знания о заболеваниях, инфекциях, знания о внутренних органах и т. д.). Двигательные задачи должны быть посильны ребенку и, в то же время, способствовать затрате сил. В целом физическая культура должна приносить ребенку радость, способствовать раскрытию его возможностей и творческому развитию. Е. А. Аркиным были сформулированы принципы, задачи, содержание, организация и методы работы по физическому воспитанию в детском саду, которые раскрыты в таких работах, как «Дошкольный возраст» (1921, 1924, 1927, 1929, 1948), «Воспитание движений» (1939), «О физическом воспитании» (1939), «Закаливание в системе физического воспитания» (1941), методическое письмо «Физическое воспитание в детском саду» (1941, 1946) и др.

Е. А. Аркин в числе других исследователей положил начало созданию теоретической и экспериментальной базы отечественной теории и методики физического воспитания. Так, на идеи, изложенные Е. А. Аркиным в трудах, посвященных физическому воспитанию дошкольников, опирались в своих исследованиях ученые в последующие годы (Ю. В. Змановский, Н. И. Бочарова, Е. И. Вавилова, А. В. Кенеман, Т. И. Осокина, Д. В.

Хухлаева и др.). Лекционные материалы курсов «Гигиена дошкольного детства» и «Научные основы дошкольного воспитания», читаемых Е. А. Аркиным студентам, легли в основу его главной работы «Дошкольный возраст», повлиявшей на развитие теории и методики физического воспитания дошкольников. В значительной степени Е. А. Аркин оказал влияние на становление и развитие научно-педагогической школы МПГУ в области физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и определении направлений в подготовке педагогических кадров по физическому воспитанию (А. В. Кенеман, О. И. Кокорева, О. А. Кувшинова, Е. В. Оль-хова, Н. В. Полтавцева, Т. А. Семенова, Э. Я. Степаненко-ва). Труды Е. А. Аркина сыграли значительную роль в становлении методики физического воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду как учебной дисциплины в системе среднего и высшего профессионального образования («Ребенок от года до четырех лет» (1931), «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» (1921), «Дошкольный возраст» (1924, 1927, 1929, 1948), «Воспитание движений» (1939), «Беседы о воспитании детей» (1936), «О физическом воспитании» (1939), «Вопросы физического воспитания» (1938, 1939), «Воспитание ребенка-дошкольника в семье» (1947), «Письма о воспитании детей» (1936, 1940, 1945) и др.).

Анализ научно-педагогического наследия Е. А. Аркина позволяет сделать вывод, что его деятельность повлияла на определение основных направлений педагогических исследований в области физического воспитания и развития ребенка, развитие системы образования в целом, совершенствование содержания и методов физического воспитания дошкольников, профессиональную подготовку кадров для дошкольных учреждений в высшей школе и профильных учебных заведениях, создание и распространение оздоровительных технологий и т. д. Результаты исследования подтвердили, что на современном этапе в ходе переосмысления концептуальных основ педагогики и психологии особое значение приобретает изучение теоретических положений Е. А. Аркина и воплощение их в педагогической практике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин Е.А., Светлицкая М. Х., Фортунатова Г. А. и др. О подготовке дошкольных работников по биологии и гигиене дошкольного возраста // Подготовка дошкольных работников: Сб. статей. - Орел.: Гос. изд-во: Орловское отд., 1923.

2. Аркин Е. А. Беседы о воспитании - М.: Молодая гвардия, 1945.

3. Аркин Е. А. Ребенок от года до четырех лет. - М.; Л.: Учпедгиз, 1931.

4. Аркин Е. А. Письма о воспитании детей: Переписка с родителями. Популярная б-ка для родителей. - М.: Учпедгиз, 1940.

5. Аркин Е. А. Вопросы физического воспитания // Дошкольное воспитание. - 1938. - № 7-8.

23

#

6. Аркин Е. А. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника //Дошкольное воспитание. - 1941. - № 8.

7. Аркин Е. А. Воспитание ребенка-дошкольника в

семье (Дети - физическое воспитание). - Вып. 1. - М.; Л.; Свердловск, 1947. 8. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. - Изд 5-е, пе-рераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

SAFETY IN EMERGENCY COURSE PACK FOR TEACHER TRAINING

И. В. Ситка

Статья посвящена подготовке студентов педагогических специальностей к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях. В качестве средства обучения был разработан учебно-методический комплекс, основанный на использовании информационных и коммуникационных технологий.

I. V. Sitka

The article is devoted to training future teachers to behave in a safe way in emergency situations. The author has developed a special course pack based on using information and communication technology.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельно- Keywords: health and safety, teacher training, course сти, обучение будущих учителей, учебно-методи- pack.

ческии комплекс.

Ф

Зоны возможного действия поражающих и вредных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) составляют 32 % территории Российской Федерации, в них проживает значительная часть населения страны. При средней плотности населения 8 чел./км2 средняя плотность населения в зонах возможного действия поражающих факторов ЧС - почти в 2 раза выше (14 чел./ км2). Очевидно, что в таких условиях очень важна готовность будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.

На основе анализа теории и практики проведения занятий по безопасности жизнедеятельности для студентов педагогических специальностей вуза мы пришли к выводу, что организационно-методической основой занятий должно служить имитационное моделирование ЧС на базе мультимедийных технологий. Нами был разработан комплекс средств обучения на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Разработанный комплекс включает практикум по решению ситуационных задач, электронный учебник, содержащий видео- и анимационные ролики, а также краткое содержание всех разделов курса, тренировочные и тестовые вопросы и задания (рис.).

Электронный учебник на Сй включает видеоматериалы, соответствующие теоретическим разделам курса. Дидактическое назначение видеороликов - погружение в обстановку ЧС, стимулирование познавательной активности студентов, повышение эмоционального фона занятия.

24

Организационно-методическая задача проведения занятий по подготовке к действиям в ЧС - приближение учебных условий на занятиях к реальным экстремальным. Она должна решаться всеми средствами и методами, но главный и самый доступный из них - метод психологического моделирования экстремальных ситуаций.

Из различных путей приближения учебных условий к экстремальным ситуациям наиболее приемлемыми для наших возможностей представляются два. Первый путь -приближение внешних условий, то есть воспроизводство с помощью технических средств внешней картины экстремальных ситуаций. Это позволяет учащимся ощутить себя участниками реальных событий и потренироваться выполнять действия, которые в иной обстановке зачастую просто нельзя отработать. Внешняя картина создается при помощи выбора освещенности, имитации экстремальных факторов (звуковые эффекты, получение сообщения о чрезвычайной ситуации, вид «трупа», дым, огонь, стрельба и др.), фактического выполнения (проигрыша) профессиональных действий, усложнения задач, создания повышенных трудностей на пути их решения.

Второй путь - приближение внутренних, психологических условий (психологической активности, психических состояний, переживаний, умственного и эмо ци о наль но-волевого напряжения) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации. Достигается это за счет насыщения занятий трудными профессиональными задачами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.