СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Е.А. АРКИНА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
М.Ю. Парамонова ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва
В статье рассматриваются условия и предпосылки становления научных взглядов известного отечественного ученого, одного из основоположников общественного дошкольного воспитания Ефима Ароновича Аркина, даются основные сведения о его жизни, педагогической и научной деятельности; прослеживаются основные этапы развития научного мировоззрения.
Ключевые слова: физическое воспитание, дети дошкольного возраста.
Sociocultural prerequisite for the formation ofpedagogical ideas EA Arkin Physical education preschool children. The article deals with the terms and conditions of formation of scientific views of the famous Russian scientist, one of the founders of public preschool education Efim Aronovich Arkin, provides basic information about his life, teaching and research activities, main stages of development of the scientific worldview.
Key words: physical education, pre-school children.
Анализ научной литературы показывает, что период рубежа XIX и ХХ вв. -время становления Е.А. Аркина как педагога и ученого - в силу экономических, политических, социально-культурных и научных факторов признается одним из прогрессивных в развитии теоретико-методологических основ отечественной общей и дошкольной педагогики. В теории дошкольного воспитания в этот период существовали две противоположные тенденции развития: дифференциации педагогического знания, связанной с осмыслением специфических особенностей дошкольного возраста, и интеграции научной мысли, характеризовавшейся стремлением ученых обобщить и систематизировать накопленные педагогикой факты. Концепции ученых, которые стояли ближе к практике и использовали данные смежных с педагогикой наук, были наиболее прогрессивными (Е.В. Чмелева, 2009).
Передовая наука уделяла внимание и вопросам физического воспитания, но дать научное обоснование зарождавшейся методике физического воспитания дошкольников могли только специалисты, обладающие фундаментальными знаниями в области гуманитарных и естественных наук, имевшие медицинское образование. Именно таким ученым в ряду выдающихся представителей отечественной науки был Е.А. Аркин, разработавший на основе обобщения мировой научной мысли в области педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины концептуальные основы физического воспитания дошкольников. Его концепция базировалась на отечественных гуманистических традициях, трудах П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского и др.
Анализ историко-педагогической литературы позволил сделать вывод, что в отечественной науке о физическом воспитании к началу ХХ в. имелись сторонники оздоровительного и образовательного направлений. Сторонники оздорови-
тельной концепции (Е. Покровский, Е. Дементьев, В. Игнатьев, П. Каптерев, и др.) утверждали, что в основе физического воспитания должны лежать оздоровительные задачи. Представители образовательного направления (П. Лесгафт и его единомышленники А. Анохин, А. Бутовский и др.) считали, что в процессе занятий физическими упражнениями должны решаться образовательная, «физиологическая» и «психическая» задачи. У истоков оздоровительной концепции физического воспитания стоял Е. Покровский, а образовательной - П. Лесгафт (А.С. Бондарь, 2010).
Следует отметить, что Е.А. Аркин, обобщив идеи передовых ученых того времени, придерживался взглядов, сочетающих в себе оба подхода, хотя как врач в первую очередь указывал на оздоровительное значение физического воспитания. В то же время можно проследить эволюцию педагогических взглядов Е.А. Аркина, в частности, по вопросам развития игры, обучения детей движениям и др. В начале научно-педагогической деятельности он считал, что ребенка в условиях здорового развития не следует обучать движениям. В процессе обогащения собственного научно-педагогического опыта, изменил эту точку зрения и много писал о необходимости обучения движениям (бросанию, лазанию, ходьбе и т.д.).
Развитие научных взглядов Е.А. Аркина было детерминировано историческими событиями, особенностями его жизненного пути и научно-педагогической деятельности (медицинское образование, врачебная и преподавательская практика, широкий круг научного общения и др.), личностными характеристиками (междисциплинарный вектор научных взглядов, широта познавательных интересов, высокие аналитические способности, объективность, самостоятельность в суждениях).
На научное мировоззрение Е.А. Аркина значительное влияние оказали труды не только его предшественников, но и современников, а также совместная творческая деятельность с выдающимися педагогами, известными представителями науки и искусства начала ХХ в (Д.Д. Бекарюков, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, В.П. Кащенко, А.А. Кисель, Н.А. Метлов, А.В. Суровцева, Е.А. Флерина, Н.Н. Сац, Т.Н. Хренников и др.).
Анализ трудов и деятельности Е.А. Аркина свидетельствует, что в эволюции его научного мировоззрения условно можно выделить три этапа:
К первому этапу (1897 - 1917) научного самоопределения Е.А. Аркина можно отнести студенческие годы в Киевском университете, первый опыт трудовой деятельности в качестве врача и начало педагогической практики.
Историографическое исследование показало, что на формирование мировоззренческих и научных взглядов Е.А. Аркина значительное влияние оказало обучение на медицинском факультете Киевского университета, чему способствовала атмосфера новых веяний в жизни общества и прогрессивных научных взглядов, царившая в нем в тот период. Врачебная практика позволила увидеть ученому серьезные проблемы, касающиеся здоровья и физического развития не только взрослых, но и детей, что особенно важно для сегодняшнего дня. Полученный практический медицинский опыт и аналитический склад ума побудили его к размышлениям о причинах нарушения здоровья людей и возможных путях их устранения. Это нашло отражение в его публицистической деятельности того периода.
Анализ архивных материалов подтвердил, что во время первой мировой войны началась новая для Е.А. Аркина деятельность - педагогическая. Жизнь предо-
ставила ученому возможность использования своих медицинских знаний в области педагогики. Е.А. Аркин включился в работу по подготовке воспитателей детских садов. В этот период он активно изучал передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт.
Второй этап (1917 - 1936) в становлении научного мировоззрения Е.А. Аркина приходится на первые годы советской власти в нашей стране. Это период его активной педагогической деятельности и оформления в стройную систему научно-педагогических взглядов.
С началом советского периода началась государственная деятельность Е.А. Аркина в области народного просвещения и здравоохранения (работа в Нарком-просе РСФСР и Московском отделе народного образования, председательство в коллегии дошкольных врачей Москвы).
Решая первоочередные государственные задачи того периода, он разрабатывает санитарно-гигиенические и педагогические требования для детских садов, пропагандирует научные знания о психофизиологических особенностях дошкольников среди медицинских работников, воспитателей, родителей. Эти же идеи отстаивает на всероссийских конференциях, совещаниях и съездах по дошкольному воспитанию. Возглавляя центральный музей дошкольного воспитания (1919 -1922 гг.) и один из его отделов - отдел физического воспитания, Е.А. Аркин оказывает значительное влияние на организацию физического воспитания детей в стране, участвует в подготовке инструктивно-директивных материалов: программ и методических писем для детских садов. Е.А. Аркин успешно совмещал научную и преподавательскую деятельность. Начиная с 1917 г., он активно участвует в подготовке педагогических кадров, в которых нуждалась страна в связи с интенсивным ростом общественного дошкольного воспитания, читает лекции на курсах по подготовке дошкольных работников. С 1919 г. Е.А. Аркин преподает в нескольких вузах, пишет книги, которые оказывают большую помощь в осуществлении профессиональной подготовки кадров для детских садов, среди которых особо следует выделить «Дошкольный возраст», надолго ставшую научнометодическим пособием для воспитателей и студентов, публикует статьи в журнале «Дошкольное воспитание».
Исследование показало, что труды Е.А. Аркина большую известность получили в 20-30-е гг..ХХ в., когда в стране была острая потребность в подобной литературе. Излагая свои научные позиции, ученый опирался на последние достижения отечественных и зарубежных ученых в области изучения ребенка. В то время в физиологии господствовала рефлексология. Проводилось много исследований в рамках педологии, задачей которой было построение образовательного процесса на основе разностороннего знания об особенностях детей. Этот подход привлекал многих педагогов, в том числе и Е.А. Аркина. В рамках данного подхода он изучал ребенка и определил самоценность дошкольного возраста.
Третий этап (1936 - 1948) связан с изменениями в педагогической науке и практике, обусловленными выходом в 1936 г. постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».
Исследование документальной базы показало, что в этот период Е.А. Аркин пересмотрел некоторые свои взгляды и признал педологические воззрения ошибочными. Он продолжал активную научно-педагогическую и просветительскую деятельность, выполнял обязанности консультанта по физическому воспитанию в
Центральном научно-методическом дошкольном кабинете Наркомпроса, затем сотрудничал с Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР.
Государством по праву признавался вклад Е.А. Аркина в развитие отечественной системы общественного дошкольного образования и решение важных задач воспитания и оздоровления детей. В 1936 г. ему присуждается ученая степень доктора педагогических наук, а в 1947 г. он избирается действительным членом Академии педагогических наук РСФСР.
Анализ биографии ученого показывает, что это был период общественного признания заслуг Е.А. Аркина перед отечественной системой дошкольного воспитания. Ему неоднократно объявлялись благодарности от Наркомроса и Наркомздрава. Он был награжден знаком «Отличник просвещения» и медалью «За доблестный труд». При широте научных интересов Е.А. Аркина главенствующее место в его научной деятельности занимали проблемы физического воспитания детей, их психического и физического здоровья.
ВЫВОДЫ
Научное мировоззрение Е.А. Аркина складывалось под влиянием социальноисторических, культурных, научных факторов периода конца XIX - начала ХХ вв., а также в значительной степени обусловлено особенностями жизненного пути и научно-педагогической деятельности, связанной с изучением особенностей развития ребенка и становлением общественного дошкольного воспитания в нашей стране. В развитии его мировоззрения условно можно выделить три периода: педагогических исканий и изучения педагогической теории и практики в России и за рубежом (1897 - 1917); формирования концепции физического воспитания дошкольников (1917 - 1936); критического переосмысления научно-педагогических взглядов и апробации системы работы по физическому воспитанию дошкольников в широкой педагогической практики (1936 - 1948).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е.А. Физическое воспитание в детском саду: методическое письмо / сост. проф. Е.А. Аркиным. - М.: НАРКОМПРОС РСФСР, 1941. - 52 с.
2. Аркин Е.А. О физическом воспитании дошкольников / Е.А. Аркин //Дошкольное воспитание. - 1947. - №5. - С. 5-19.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1 - 304 с.; Т.2 - 399 с.
4. Залкинд А.Б. К положению на педологическом фронте / А.Б. Залкинд // Педология. - 1931. - №1. - С. 1-2.
5. Запорожец А.В. Развитие науки о воспитании детей дошкольного возраста /А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1967. - №10. - С. 18-25.
6. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - Изд. 2-е. -М., 2001.
7. Аркін Е. Детскі сад. - Киів. 1938.
8. Аркин Е. Физическото възпитание в детска градина // Физическа култура и спорт. - Болгария. 1947.