Научная статья на тему 'Игра как условие формирования двигательной активности детей 5-7 лет'

Игра как условие формирования двигательной активности детей 5-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
425
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голуб О. Ф.

Целью нашего исследования явилась разработка и внедрение в педагогический процесс дошкольного учреждения игровых физкультурных занятий, направленных на формирование оптимальной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как условие формирования двигательной активности детей 5-7 лет»

Игра как условие формирования двигательной активности детей 5-7 лет

Голуб О.Ф.,

аспирант

кафедры методик дошкольного образования Белорусского государственного педагогического университета,

г. Минск, Республика Беларусь

Актуальность. Целью нашего исследования явилась разработка и внедрение в педагогический процесс дошкольного учреждения игровых физкультурных занятий, направленных на формирование оптимальной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачами исследования явилось выявление индивидуальные особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; разработка содержания игровых физкультурных занятий, учитывающих индивидуальный уровень двигательной активности детей, определение эффективности экспериментальной работы.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования расширяют знания о возможностях подвижной игры в формировании двигательной активности детей дошкольного возраста. Практическая значимость состоит в разработке содержания игровых физкультурных занятий, учитывающих индивидуальный уровень подвижности старших дошкольников, которые могут быть использованы в практике дошкольных учреждений.

Методологическую базу исследования составляют: концептуальное положение о решающей роли практической преобразующей деятельности ребенка в познании им свойств и связей окружающего мира (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина); концепция кинезофилии (А.И. Аршавский, Н.А. Бренштейн, Д.Е. Розенблюм); представления о роли подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста (Е.А. Аркин, Е.Н. Вавилова, В.В. Гориневский, П.Ф.Лесгафт, Э.Я. Степаненкова и др.).

В данной работе применялись следующие методы исследования:

1.Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Хронометраж.

3. Метод шагометрии.

4. Педагогическое наблюдение.

5. Педагогический эксперимент.

6. Математико-статистический метод.

В соответствии с данными исследования, полученными на констатирующем этапе эксперимента, нами были разработаны игровые физкультурные занятия с учетом индивидуального уровня подвижности, построенные на основе принципа дифференцированного подхода.

Для каждой подгруппы был разработан свой подбор подвижных игр и игровых заданий. Детям с высоким уровнем подвижности предлагались игры и игровые задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующих точности выполнения движений. Использовались движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска.

Дети с низким уровнем ДА вовлекались в более активную деятельность. С целью повышения их ДА использовались игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения и выносливости, на быстрое переключение внимания с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы динамика коррекции двигательной активности у гиперподвижных детей приобрела желаемую направленность, что выражалась в снижении объема, увеличении продолжительности и снижении интенсивности ДА. Сокращение объема ДА у гиперподвижных детей произошло за счет снижения интенсивности движений в единицу времени вследствие уменьшения хаотичных ненужных действий, мешающих им сосредоточиться.

Так же были выявлены позитивные изменения в характере и содержании ДА малоподвижных детей: пробудился интерес к подвижным играм высокой интенсивности, возникло желание участвовать в коллективных играх и соревнованиях, увеличилась частота использования физических упражнений в беге и прыжках.

Таким образом, нами была экспериментально доказана эффективность проведения целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию оптимальной ДА на игровых физкультурных занятиях.

Литература

1. Габдракипова, В.И. Пути коррекции повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста / В.И. Габдракипова, Г.Г. Гарскова // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии: материалы науч.-практ. конф. 5 - 7 апреля 1994г., г. Санкт-Петербург / Комитет по образованию мэрии Санкт-Петербурга. - СПб.: ЦПИ, 1995 - С. 92 - 93.

2. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.