Игра как условие формирования двигательной активности детей 5-7 лет
Голуб О.Ф.,
аспирант
кафедры методик дошкольного образования Белорусского государственного педагогического университета,
г. Минск, Республика Беларусь
Актуальность. Целью нашего исследования явилась разработка и внедрение в педагогический процесс дошкольного учреждения игровых физкультурных занятий, направленных на формирование оптимальной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачами исследования явилось выявление индивидуальные особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; разработка содержания игровых физкультурных занятий, учитывающих индивидуальный уровень двигательной активности детей, определение эффективности экспериментальной работы.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования расширяют знания о возможностях подвижной игры в формировании двигательной активности детей дошкольного возраста. Практическая значимость состоит в разработке содержания игровых физкультурных занятий, учитывающих индивидуальный уровень подвижности старших дошкольников, которые могут быть использованы в практике дошкольных учреждений.
Методологическую базу исследования составляют: концептуальное положение о решающей роли практической преобразующей деятельности ребенка в познании им свойств и связей окружающего мира (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина); концепция кинезофилии (А.И. Аршавский, Н.А. Бренштейн, Д.Е. Розенблюм); представления о роли подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста (Е.А. Аркин, Е.Н. Вавилова, В.В. Гориневский, П.Ф.Лесгафт, Э.Я. Степаненкова и др.).
В данной работе применялись следующие методы исследования:
1.Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Хронометраж.
3. Метод шагометрии.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогический эксперимент.
6. Математико-статистический метод.
В соответствии с данными исследования, полученными на констатирующем этапе эксперимента, нами были разработаны игровые физкультурные занятия с учетом индивидуального уровня подвижности, построенные на основе принципа дифференцированного подхода.
Для каждой подгруппы был разработан свой подбор подвижных игр и игровых заданий. Детям с высоким уровнем подвижности предлагались игры и игровые задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующих точности выполнения движений. Использовались движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска.
Дети с низким уровнем ДА вовлекались в более активную деятельность. С целью повышения их ДА использовались игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения и выносливости, на быстрое переключение внимания с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы динамика коррекции двигательной активности у гиперподвижных детей приобрела желаемую направленность, что выражалась в снижении объема, увеличении продолжительности и снижении интенсивности ДА. Сокращение объема ДА у гиперподвижных детей произошло за счет снижения интенсивности движений в единицу времени вследствие уменьшения хаотичных ненужных действий, мешающих им сосредоточиться.
Так же были выявлены позитивные изменения в характере и содержании ДА малоподвижных детей: пробудился интерес к подвижным играм высокой интенсивности, возникло желание участвовать в коллективных играх и соревнованиях, увеличилась частота использования физических упражнений в беге и прыжках.
Таким образом, нами была экспериментально доказана эффективность проведения целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию оптимальной ДА на игровых физкультурных занятиях.
Литература
1. Габдракипова, В.И. Пути коррекции повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста / В.И. Габдракипова, Г.Г. Гарскова // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии: материалы науч.-практ. конф. 5 - 7 апреля 1994г., г. Санкт-Петербург / Комитет по образованию мэрии Санкт-Петербурга. - СПб.: ЦПИ, 1995 - С. 92 - 93.
2. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.