Научная статья на тему 'Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления'

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2609
702
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / УЧЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ / INTERNATIONAL STANDARDS OF ACCOUNTING AND REPORTING FOR SECTOR OF PUBLIC ADMINISTRATION (IFRS FA) / REGISTRATION SYSTEM OF PUBLIC (MUNICIPAL) INSTITUTION / CONCEPT OF STATE ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баева Елена Александровна

В статье рассматриваются концептуальные основы государственного бухгалтерского учета и отчетности, значение нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» как нормативного акта, устанавливающего единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создающего единый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF ACCOUNTING AND REPORTING IN THE SECTOR OF PUBLIC ADMINISTRATION

In article conceptual basics of the state accounting and the reporting are covered. Value of the new Federal law «About accounting» as the statutory act establishing uniform requirements to accounting, including accounting (financial) reports, and also regulation of accounting creating a uniform legal mechanism.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е. А. БАЕВА

В статье рассматриваются концептуальные основы государственного бухгалтерского учета и отчетности, значение нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» как нормативного акта, устанавливающего единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создающего единый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета.

Ключевые слова концепция государственного бухгалтерского учета, международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности для сектора государственного управления (МСФО ОС), учетная система государственного (муниципального) учреждения.

На современном этапе бюджетной реформы в рамках разработки и реализации Федерального закона № 8Э-ФЗ сформировалась концепция государственного бухгалтерского учета как система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки понятий, явлений, процессов бухгалтерского учета в секторе государственного управления.

На сегодня она объединяет:

- концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности в государственном секторе.

- К онцептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.

Основным документом, определяющим порядок создания и внедрения федеральных стандартов учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления, соответствующих МСФО ОС, являются Концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности. Оптимальность и действенность системы государственного учета должны обеспечивать Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.

Предпосылками для их разработки послужили:

- базовые законы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в учреждениях сектора государственного управления: Федеральный закон № 83-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2011 г., и Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г.;

- международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности для сектора государственного управления (одна из задач в рамках методологической деятельности Министерства финансов Российской Федерации - это работа по гармонизации отечественных национальных учетных и отчетных процедур с международными стандартами);

- формирование отдельных элементов операций сектора государственного управления на базе Руководства по статистике государственных финансов;

- появление в секторе государственного управления трех типов государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные, автономные), которые относятся к некоммерческим организациям, являются участниками бюджетного процесса и обладают гораздо большей самостоятельностью и ответственностью [1];

- публично-правовые образования, как органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя при относительно полной (для каждого типа учреждений своей) самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений, несущие ответственность за их деятельность учреждения подконтрольны учредителю являются единицами сектора государственного управления;

- учетная система государственного (муниципального) учреждения, независимо от его типа, должна давать возможность учредителям, финансовым органам получать информацию о ходе и качестве оказания учреждением государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципаль-

ных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета;

- учетная система государственных (муниципальных) учреждений должна быть единой и обеспечивать сопоставимость результатов их деятельности, а также формировать сводную отчетность публично-правовых образований.

Цель разработки концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе состоит в определении порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской отчетности субъектами государственного сектора РФ, а также их взаимоотношений с внешними пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Концепция государственного бухгалтерского учета является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и призвана:

- быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по государственному бухгалтерскому учету;

- быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;

- помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности;

- обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы;

- определять основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления, видов их деятельности и организационно-правовых форм;

- формировать единую систему государственного бухгалтерского учета для всех типов государственных (муниципальных) учреждений, сопоставимых между собой и формирующих отчетность публично-правовых образований.

Основные положения концепции государственного бухгалтерского учета для организаций сектора государственного управления отражены в новом Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Целями данного нормативного акта является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финан-

совой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Его положения применяются в отношении:

- коммерческих и некоммерческих организаций;

- государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

- Банка России;

- индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой; находящихся на территории РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

- ведения бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, составления бюджетной отчетности;

- ведения доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества;

- ведения одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;

- ведения бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции.

Таким образом, действие Закона № 402-ФЗ в полной мере распространяется на государственные (муниципальные) учреждения. Новым законом введен термин «организация государственного сектора». С 1 января 2013 г. так называют государственное (муниципальное) учреждение, государственную академию наук, государственный орган, орган местного самоуправления, орган управления государственных внебюджетных фондов и орган управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

В рамках реализации концепции государственного бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливаются четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора:

- 1-й уровень - федеральные стандарты бухгалтерского учета (в рамках разработки законопроекта соединились национальные стандарты хозяйственного учета и отдельные национальные стандарты государственного бухгалтерского учета). Данный уровень представлен Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению № 157н;

- 2-й уровень - отраслевые стандарты бухгалтерского учета (в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ отраслевые стандарты играют очень важную роль в рамках реализации деятельности той или иной отрасли с учетом ее специфики и особенностей и разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами);

- 3-й уровень - это инструкции о порядке ведения учета, которые уже более детально описывают процедуры применения национальных стандартов, они представлены Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (№ 162н - для казенных учреждений, № 174н - для бюджетных учреждений, № 183н -для автономных учреждений соответственно);

- 4-й уровень - это учетная политика учреждения, представляющая собой стандарты экономической деятельности субъекта бухгалтерского учета, участника экономической деятельности.

При этом к разработке методологии учета Закон № 402-ФЗ устанавливает новый принципиальный подход, закрепляя международные стандарты (МСФО ОС) в качестве основы для формирования национальных стандартов бухгалтерского учета.

Национальные стандарты учета и отчетности в государственном секторе призваны обеспечить:

- адаптацию МСФО ОС в Российской Федерации;

- состав основных пользователей бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, требования которых к составу показателей отчетности, ее качеству, оперативности существенны при разработке федеральных стандартов;

- перечень форм бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, отвечающий требованиям основных пользователей;

- целевую степень соответствия российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности МСФО ОС;

- взаимосвязи бухгалтерского учета и бюджетного планирования;

- структуру стандартов бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе с учетом МСФО ОС;

- адекватную ситуации систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе в Российской Федерации.

В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (бюджетного) учета.

Цель бухгалтерской (бюджетной) отчетности -представить пользователям отчетности информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств субъектов государственного сектора за отчетный период, а также об использовании субъектами государственного сектора ресурсов и степени достижения ими поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению других функций, для осуществления которых они созданы).

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, оценки эффективности деятельности ее руководства, выбора направлений инвестирования капитала [2].

Посредством бухгалтерской (бюджетной) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского (бюджетного) учета - формировать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Одна из главных причин реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета заключается в необходимости применения унифицированных форм отчетности, которые могли бы стать общепризнанными, понятными для широкого круга пользователей. В данном контексте речь идет об отчетности общего назначения, т. е. публичной.

Она нужна, прежде всего, внешним пользователям, не имеющим возможности ознакомиться со специально подготовленной информацией (например, со сведениями, которые учреждения подают вышестоящей организации по ее указаниям, или с информацией, представленной в бюджетной отчетности). К пользователям финансовой отчетности общего назначения можно отнести налогоплательщиков, представителей законодательной власти, кредиторов, поставщиков, представителей средств массовой информации и наемных работников.

Необходимость обеспечить возможность прочтения отчетности широкому кругу пользова-

телей объясняется, прежде всего, публичным характером государственных доходов и расходов.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют свои публичные функции, оказывают государственные и муниципальные услуги и в этой связи выступают как участники экономической деятельности, являются кредиторами и заемщиками средств на внутреннем и внешних рынках.

Таким образом, весьма целесообразной представляется гармонизация отчетности субъектов сектора государственного управления и хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны, сближение международных и национальных стандартов для достижения единообразия и сопоставимости финансовой отчетности во всем мире.

Финансовая отчетность общего назначения может носить прогнозный или перспективный характер благодаря сведениям, полезным для прогнозирования уровня ресурсов, которые необходимы для продолжения деятельности и могут генерироваться в результате ее ведения и сопутствующих этому рисков и неопределенностей.

Концепция государственной бухгалтерской отчетности определяется как система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки понятий, явлений, процессов формирования информационных данных в рамках бухгалтерского (бюджетного) учета в секторе государственного управления.

Концептуальные основы в части бухгалтерской (бюджетной) отчетности определяют:

- состав пользователей бухгалтерской отчетности субъектов государственного сектора и их информационные потребности;

- цели бухгалтерской отчетности, формируемой в соответствии с системой государственных финансов и системой национальных счетов;

- качественные характеристики информации бухгалтерской отчетности;

- основные элементы бухгалтерской отчетности;

- критерии признания элементов бухгалтерской отчетности;

- способы оценки элементов бухгалтерской отчетности;

- основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской отчетности.

Основными нововведениями концепции являются:

1. Использование понятия бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения -отчетности, предназначенной для внешних поль-

зователей бухгалтерской отчетности, которые не обладают правом требовать от субъектов государственного сектора раскрытия специальной информации для удовлетворения своих информационных потребностей.

2. Определение отчитывающегося субъекта, которым может быть как одна организация, так и группа организаций, включающая контролирующую организацию и одну или более контролируемых организаций. В связи с этим вводятся понятия консолидированной отчетности как отчетности группы организаций и контроля для целей формирования консолидированной отчетности. Группа организаций может включать субъекты, преследующие как социальные, так и коммерческие цели.

3. Определения активов, обязательств, чистых активов, доходов и расходов. Определение контроля для целей признания активов в бухгалтерском учете и отчетности.

4. Определение будущих экономических выгод и полезного потенциала для целей признания в бухгалтерском учете и отчетности активов, обязательств, доходов и расходов.

5. Определение критериев признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском учете и отчетности:

- соответствие определению одного из элементов (активы, обязательства, чистые активы, доходы и расходы);

- вероятность поступления или оттока будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанного с данным элементом бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- возможность надежно измерить стоимость элемента бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При несоблюдении хотя бы одного из критериев соответствующие активы, обязательства, доходы и расходы не должны отражаться в отчетности субъекта (возможно их отражение в пояснениях к отчетности).

Подводя итог изложенного, необходимо отметить, что концептуальные основы учета и отчетности в государственном секторе обеспечивают дальнейшее развитие системы бухгалтерского (бюджетного) учета, в первую очередь, путем:

- определения субъектов учета;

- уточнения объектов учета;

- стандартизации основных подходов и принципов учета, отчетности и классификации между единицами разных секторов экономики;

- дальнейшей гармонизации с международными стандартами.

Литература

* * *

1. Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях в 2011 году. Доступ из справ.-правовой системы «ГА-

CONCEPTUAL BASES OF ACCOUNTING AND REPORTING IN THE SECTOR OF PUBLIC ADMINISTRATION

РАНТ».

2. URL: http://www.pravonline.ru

Ye. A. Bayeva

In article conceptual basics of the state accounting and the reporting are covered. Value of the new Federal law «About ac-counting» as the statutory act establishing uniform requirements to accounting, including accounting (financial) reports, and also regulation of accounting creating a uniform legal mechanism.

Key words: concept of state accounting, international standards of accounting and reporting for sector of public administration (IFRS FA), registration system of public (municipal) institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.