Научная статья на тему 'Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты'

Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / REFORM OF ACCOUNTING / ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА / PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / FEDERAL ACCOUNTING STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружиловская Татьяна Юрьевна, Дружиловская Эмилия Сергеевна

Исследуется современный этап реформирования отечественного бухгалтерского учета организаций государственного сектора, характеризующийся переходом на новые учетные стандарты. Определяются наиболее актуальные проблемы развития бухгалтерского учета указанных организаций в условиях перехода на новые учетные стандарты и выработка предложений по их решению. Для этого применены методы сравнения, синтеза, анализа, логического подхода, системного подхода, метод аналогий. Представлен комплекс рекомендаций по совершенствованию отечественного бухгалтерского учета организаций государственного сектора, включающий предложения в отношении состава, сроков утверждения и содержания будущих федеральных учетных стандартов вышеназванных организаций, предложения в отношении определения справедливой стоимости активов и обязательств данных организаций, а также рекомендации по формированию финансовой отчетности указанных организаций. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование российской системы бухгалтерского учета государственного сектора с целью повышения достоверности учетной и отчетной информации организаций данного сектора. Представленные в статье предложения могут использоваться при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE RUSSIAN ACCOUNTING OF PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS IN THE TRANSITION TO NEW ACCOUNTING STANDARDS

This article examines the current stage of reforming the national accounting of public sector organizations, characterized by the transition to new accounting standards. The aim of this work is to define the most urgent problems of development of accounting in such organizations in the conditions of transition to new accounting standards and to make some proposals for their solution. In this article, the following methods were used: comparison, synthesis, analysis, logical approach, system approach, the method of analogies. As a result of the studies, the authors present a set of recommendations to improve accounting in public sector organizations, including some proposals regarding the composition, timing, approval and content of future Federal accounting standards for the above organizations. Some proposals are also made for determining the fair value of assets and liabilities of these organizations and a number of recommendations are given regarding financial reporting of these organizations. In conclusion, we make some proposals aimed at improving the Russian system of accounting in the public sector in order to increase the reliability of accounting and reporting information in the organizations of this sector. The proposals presented in the article can be used in the development and improvement of relevant regulations on accounting, in practical work of accounts departments, and in the educational process of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты»

18

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 4 (40), с. 18-26

УДК 657.01

РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ УЧЕТНЫЕ СТАНДАРТЫ

© 2015 г. Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 15.10.2015

Исследуется современный этап реформирования отечественного бухгалтерского учета организаций государственного сектора, характеризующийся переходом на новые учетные стандарты. Определяются наиболее актуальные проблемы развития бухгалтерского учета указанных организаций в условиях перехода на новые учетные стандарты и выработка предложений по их решению. Для этого применены методы сравнения, синтеза, анализа, логического подхода, системного подхода, метод аналогий. Представлен комплекс рекомендаций по совершенствованию отечественного бухгалтерского учета организаций государственного сектора, включающий предложения в отношении состава, сроков утверждения и содержания будущих федеральных учетных стандартов вышеназванных организаций, предложения в отношении определения справедливой стоимости активов и обязательств данных организаций, а также рекомендации по формированию финансовой отчетности указанных организаций. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование российской системы бухгалтерского учета государственного сектора с целью повышения достоверности учетной и отчетной информации организаций данного сектора. Представленные в статье предложения могут использоваться при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Ключевые слова: реформирование бухгалтерского учета, организации государственного сектора, федеральные стандарты бухгалтерского учета.

Современный этап реформирования российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора характеризуется переходом на новые учетные стандарты. Проблемы развития учета указанных организаций в условиях перехода на новые стандарты в последнее время активно обсуждаются в научной литературе [1-14]. Так, Л.Б. Трофимова [13, 14] анализирует проблемы формирования финансовой отчетности в условиях разработки проектов федеральных стандартов для государственного сектора. А.Е. Иванов [9] акцентирует внимание на необходимости внесения изменений в отечественные правила бухгалтерского учета переоценки основных средств. Н.А. Горлова [5] рассматривает порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений. Н.В. Генералова и С.Н. Карельская [3] исследуют проблемы применения профессионального суждения в разные периоды развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. О.В. Рожнова [12] анализирует проблемы применения в учете оценки по справедливой стои-

мости. В.Г. Гетьман [4] говорит о назревших вопросах совершенствования учета основных средств. И.Н. Богатая, Е.М. Евстафьева [2] и К.А. Конев [10] анализируют современные тенденции развития бухгалтерского учета в России. Е.А. Лазукова и Е.Н. Королева [11], а также Э.С. Дружиловская [7, 8] исследуют проблемы бухгалтерского учета основных средств различных организаций государственного сектора. М.В. Беспалов [1] рассматривает вопросы бухгалтерского учета основных хозяйственных операций бюджетных учреждений.

Анализ существующих точек зрения указывает на то, что в настоящее время отсутствуют исчерпывающие рекомендации в отношении вопросов развития учета организаций государственного сектора в условиях перехода на новые стандарты. В связи с этим представим собственную трактовку наиболее актуальных направлений реформирования бухгалтерского учета указанных организаций при переходе на новые учетные стандарты.

Основной современной методологической концепцией реформирования российской си-

стемы бухгалтерского учета государственного сектора является его сближение с требованиями международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. В соответствии с данной концепцией в настоящее время Минфином РФ утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора [15] (далее - Программа). Указанная Программа является, на наш взгляд, значительным шагом на пути развития учета вышеназванных организаций. Представляется, что данная Программа будет способствовать переходу отечественного бухгалтерского учета организаций государственного сектора на принципиально новый этап своего развития. Действительно качественно новым для учета указанных организаций будет разработка и принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Программой. Отметим, что такие стандарты требуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ [16], но пока отсутствуют в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета вышеназванного сектора.

Исследование регламентаций указанной выше Программы позволяет систематизировать планируемые Минфином РФ стандарты и сроки их утверждения, представленные в табл. 1.

Таким образом, в относительно ближайшем будущем для организаций государственного сектора будет создана система федеральных стандартов бухгалтерского учета, что и ознаменует новый этап в развитии учета данного сектора. Безусловно положительно оценивая указанные нововведения, обратим внимание на некоторые проблемные аспекты. Как видно из таблицы 1, федеральные стандарты «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки», «Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)», «Доходы от обменных операций», «Материальные запасы», «Нематериальные активы» и «Отчеты о движении денежных средств» планируется утвердить только почти через три года после принятия первых федеральных стандартов. Вместе с тем перечисленные стандарты регулируют важнейшие аспекты учета организаций государственного сектора. Кроме того, нельзя не отметить и взаимосвязи указанных стандартов с первыми стандартами, утверждаемыми в ноябре 2015 года. Действительно, ведение бухгалтерского учета основных средств по новым правилам невозможно без формирования учетной политики по новым стандартам. А стандарт «Обесценение активов»

предусматривает переход к новым правилам учета не только основных средств, но и нематериальных активов.

Исходя из сказанного, полагаем, что вполне обоснованными являются разработка и утверждение в ноябре 2015 года, кроме указанных в таблице 1 стандартов, еще нескольких федеральных стандартов: «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки», «Отчеты о движении денежных средств», «Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)», «Доходы от обменных операций», «Материальные запасы» и «Нематериальные активы».

Анализируя состав федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора, обратим внимание еще на один вопрос. Представляется целесообразным включение в систему данных стандартов еще некоторых федеральных стандартов. Такими стандартами, с нашей точки зрения, являются документы, устанавливающие регламентации по учету пенсионных планов, отложенных налоговых активов и обязательств, долгосрочных активов, предназначенных для продажи и прекращаемой деятельности, а также по формированию промежуточной финансовой отчетности и определению справедливой стоимости. Таким образом, предлагаем дополнительно включить в систему федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора следующие стандарты: «Учет и отчетность по пенсионным планам», «Налоги на прибыль», «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи и прекращаемой деятельности», «Промежуточная финансовая отчетность» и «Оценка по справедливой стоимости».

Обратимся к содержанию федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора. В настоящее время на сайте Минфина РФ уже представлены проекты стандартов, которые планируется утвердить в ноябре 2015 года («Концептуальная основа разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора», «Концептуальные основы бухгалтерского учета для организаций государственного сектора», «Представление финансовой отчетности», «Основные средства», «Аренда» и «Обесценение активов»). Проведенные исследования данных проектов [17] позволяют утверждать, что при их утверждении в качестве федеральных стандартов методология бухгалтерского учета организаций государственного сектора значительно изменится.

Таблица 1

Планируемый комплект федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора и сроки их утверждения

Сроки утверждения стандартов Названия федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора

Ноябрь 2015 года Концептуальная основа разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Концептуальные основы бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Представление финансовой отчетности

Основные средства

Аренда

Обесценение активов

Март 2016 года План счетов казначейского учета и Инструкция по его применению

Декабрь 2016 года Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению; План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению; План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению; План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению - Программой предусмотрено внесение изменений в данные документы

Июнь 2017 года Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей

Июнь 2018 года Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки

События после отчетной даты

Резервы, условные обязательства и условные активы

Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)

Доходы от обменных операций

Вознаграждения работникам

Влияние изменений курсов иностранных валют

Отчеты о движении денежных средств

Материальные запасы

Нематериальные активы

Представление бюджетной информации в финансовой отчетности

Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность

Сегментная отчетность

Затраты по займам

Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента

Раскрытие информации о связанных сторонах

Участие в совместной деятельности

Инвестиции в ассоциированные субъекты

Финансовые инструменты

Строительные контракты

Сроки утверждения стандартов Названия федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора

Июнь 2018 года Биологические активы

Раскрытие информации в финансовой отчетности о секторе государственного управления

Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению; План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению; План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению; План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению; Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ; Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений - Программой предусмотрено внесение новых изменений в данные документы

К наиболее существенным изменениям, на наш взгляд, будут относиться следующие:

1) введение нового объекта учета - инвестиционной недвижимости - и утверждение правил его учета;

2) использование для оценки активов справедливой стоимости;

3) применение для начисления амортизации основных средств нескольких методов (а не только одного линейного); установление требования выбора методов начисления амортизации исходя из предполагаемых способов потребления организацией государственного сектора будущих экономических выгод или полезного потенциала основных средств; требование обязательного ежегодного пересмотра методов начисления амортизации и сроков полезного использования основных средств;

4) использование новой оценки - ликвидационной стоимости - для расчета амортизируемой стоимости основных средств;

5) новое деление хозяйственных операций на обменные и необменные;

6) введение требования отражения обесценения активов;

7) применение для оценки арендатором активов, полученных по договору аренды, и обязательств, связанных с арендой, величины, определяемой как наименьшей:

- из справедливой стоимости арендуемых активов и

- дисконтированной стоимости всех минимальных арендных платежей за период действия договора, определенной на дату начала отношений аренды;

8) новые правила составления финансовой отчетности и др.

Исследование вышеназванных проектов федеральных стандартов указывает на то, что данные проекты оперируют старым определением справедливой стоимости. Вместе с тем в систему международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) негосударственного сектора [18] относительно недавно было введено новое определение указанного вида оценки (которое пока не применяется в системе МСФО общественного сектора). Поскольку международные стандарты негосударственного сектора являются основой для разработки МСФО общественного сектора [19], то вполне очевидно, что новое определение справедливой стоимости в относительно ближайшем будущем будет введено и в международные стандарты общественного сектора. Последние же, в свою очередь, являются, согласно планам Минфина РФ [20], базой для создания российских федеральных

стандартов бухгалтерского учета государственного сектора. Таким образом, очевидна целесообразность рассмотрения возможности введения в утверждаемые отечественные федеральные стандарты нового определения справедливой стоимости: цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства при проведении операции на добровольной основе между участниками рынка на дату оценки.

Обратим внимание еще на один проблемный вопрос. Согласно регламентированной в проекте федерального стандарта «Представление финансовой отчетности» структуре показателей бухгалтерского баланса, в разделе I «Долгосрочные активы» указываются строки: «Основные средства - всего, из них: инвестиционная недвижимость». В результате получается, что инвестиционная недвижимость является одним из видов основных средств. Вместе с тем основные средства и инвестиционная недвижимость на самом деле являются двумя разными видами активов. Основные средства - это материальные активы, которые предназначены для использования в течение более чем одного отчетного периода в процессе производства продукции, поставки товаров, предоставления услуг или в административных целях. А инвестиционная недвижимость - это недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), предназначенная для получения доходов от сдачи в аренду или прироста стоимости капитала, или того и другого, но не для: продажи в ходе обычной деятельности или использования в производстве продукции, поставке товаров, оказании услуг, для административных целей. Исходя из сказанного, предлагаем в бухгалтерском балансе организаций государственного сектора в разделе I «Долгосрочные активы» представлять две отдельные строки: «Основные средства» и «Инвестиционная недвижимость».

Анализируя вопросы совершенствования формирования бухгалтерского баланса организаций вышеназванного сектора, обратим внимание также на следующее. Выше нами предлагалось ввести в будущую систему федеральных стандартов государственного сектора стандарт, посвященный учету отложенных налоговых активов и обязательств. В развитие данного предложения рекомендуем включить в будущую форму бухгалтерского баланса организаций указанного сектора строки «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». Кроме того, в развитие высказанного выше предложения по введению в си-

стему федеральных стандартов государственного сектора стандарта, содержащего правила учета долгосрочных активов, предназначенных для продажи, считаем целесообразным дополнить будущую форму бухгалтерского баланса организаций данного сектора строкой «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи».

Представляется также целесообразным переименовать раздел V бухгалтерского баланса организаций государственного сектора «Прочие пассивы» следующим образом: «Чистые активы». Действительно применяющееся в настоящее время в проекте федерального стандарта «Представление финансовой отчетности» название пятого раздела «Прочие пассивы» не в полной мере соответствует содержанию данного раздела. Так, указанный раздел баланса согласно вышеназванному проекту содержит следующие строки:

1) расчеты с учредителем по недвижимому и особо ценному движимому имуществу;

2) переоценка внеоборотных активов;

3) финансовый результат; и

4) доля меньшинства в чистых активах.

Перечисленные строки, на наш взгляд, нельзя считать прочими пассивами. Отметим, что применение предлагаемого нами названия «Чистые активы» к указанным строкам будет соответствовать терминологии, закрепленной Минфином РФ в проекте стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе». Согласно указанному проекту финансовое положение организаций государственного сектора (информация о котором отражается в бухгалтерском балансе) характеризуют три элемента: активы, обязательства и чистые активы (под последними в проекте понимается разница между активами и обязательствами организации государственного сектора). В соответствии с предусмотренной в проекте федерального стандарта «Представление финансовой отчетности» структурой бухгалтерского баланса статьи активов раскрываются в первом и втором разделах баланса («Долгосрочные активы» и «Краткосрочные активы»), статьи обязательств - в третьем и четвертом разделах («Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства»). Следовательно, в последнем, пятом разделе баланса отражается информация именно о чистых активах организаций государственного сектора.

Заметим, что высказанное нами предложение в отношении переименования пятого раздела баланса будет способствовать сближению российских правил формирования отчетности

организаций государственного сектора с требованиями МСФО общественного сектора (что согласно стратегии Минфина РФ является основным направлением реформирования бухгалтерского учета государственного сектора).

С целью вышеназванного сближения предлагаем также переименовать отечественный бухгалтерский баланс в отчет о финансовом положении. Представляется, что последнее название в большей степени характеризует экономическое содержание данной формы финансовой отчетности. Действительно, указанная отчетная форма раскрывает информацию об активах, обязательствах и чистых активах, характеризующих как раз именно финансовое положение организации. Термин же «баланс» означает «равновесие». Данный термин может использоваться не только для обозначения формы отчетности, характеризующей равенство между активами и суммой обязательств и чистых активов, но и в контексте «баланс доходов и расходов», «баланс трудовых ресурсов» и др. Таким образом, название «Бухгалтерский баланс», несмотря на привычность для большинства российских пользователей отчетности, действительно не нацеливает их на то, что в данной отчетной форме будут отражены показатели, характеризующие финансовое положение организации государственного сектора.

В развитие предложений по совершенствованию формирования финансовой отчетности организаций указанного сектора представляется также целесообразным разрешить в будущем данным организациям составлять отчет о движении денежных средств одним из двух методов:

1) прямым или

2) косвенным.

Отметим, что формирование отчета о движении денежных средств организациями государственного сектора предусмотрено в разработанном Минфином РФ проекте федерального стандарта «Представление финансовой отчетности». Однако проект федерального стандарта, содержащего правила составления отчета о движении денежных средств вышеназванными организациями, пока отсутствует. Полагаем, что поскольку основным направлением реформирования бухгалтерского учета государственного сектора является его сближение с требованиями международных стандартов, то вполне обоснованным будет предоставление (по аналогии с МСФО общественного сектора) российским организациям государственного сектора возможности выбора одного из двух вышена-

Таблица 2

Фрагмент отчета о движении денежных средств организации государственного сектора,

составленного прямым методом

Показатели отчета За За

20Х2 г. 20Х1 г.

Денежные потоки от операционной деятельности Поступления - всего 20 000 18 000

в том числе: Налогообложение 3 000 3 000

Продажа продукции, товаров, услуг 10 000 11 000

Гранты 4 000 3 000

Полученные проценты 2 000 1 000

Прочие поступления 1 000 -

Платежи - всего (15 000) (12 000)

Оплата труда (6 000) (5 000)

Пенсии (2 000) (1 000)

Поставщики и подрядчики (5 000) (4 000)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уплаченные проценты (1 500) (1 000)

Прочие платежи (500) (1 000)

Чистый денежный поток от операционной деятельности 5 000 6 000

Таблица 3

Фрагмент отчета о движении денежных средств организации государственного сектора,

составленного косвенным методом

Показатели отчета За За

20Х2 г. 20Х1 г.

Денежные потоки от операционной деятельности Профицит/ (дефицит) 1 000 1 500

Движение неденежных средств Амортизация основных средств 4 000 3 500

Амортизация нематериальных активов 2 000 1 500

Увеличение резерва по сомнительным долгам 1 000 2 000

Увеличение кредиторской задолженности 3 000 4 000

Увеличение полученных заемных средств 2 000 1 000

Увеличение резерва на оплату труда 1 000 2 000

(Прибыли)/убытки от продажи основных средств (1500) 500

(Прибыли)/убытки от продажи инвестиций (500) 1 500

Увеличение других текущих активов (1 000) (2 000)

Увеличение инвестиций в результате переоценки (2 000) (3 000)

Увеличение дебиторской задолженности (4 000) (6500)

Чистый денежный поток от операционной деятельности 5 000 6 000

званных методов формирования отчета о движении денежных средств. При этом данные методы могут использоваться при отражении информации о движении денежных средств по операционной деятельности (то есть основной, регулярно осуществляемой деятельности организации). Напомним, что согласно МСФО общественного сектора № 2 «Отчеты о движении денежных средств» при применении прямого метода в отчете раскрывается информация об основных видах валовых поступлений или выплат денежных средств. А при использовании косвенного метода в отчете чистый профицит или дефицит (то есть финансовый ре-

зультат) корректируется с учетом результатов операций неденежного характера, всех отложенных либо начисленных поступлений или выплат денежных средств в прошлых или будущих периодах, возникающих в ходе операционной деятельности, а также статей доходов или расходов, связанных с денежными потоками от инвестиционной или финансовой деятельности. Концептуальные основы данных методов проанализированы в [6].

В таблице 2 приведен пример формирования отчета о движении денежных средств организациями государственного сектора прямым методом.

Пример составления организациями государственного сектора отчета о движении денежных средств при использовании косвенного метода представлен в таблице 3.

Таким образом, в работе рассмотрены самые актуальные вопросы реформирования российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты, выявлены основные современные проблемы учета данных организаций в условиях вышеназванного перехода и представлены предложения по их решению, включающие комплекс рекомендаций в отношении состава, сроков утверждения и содержания федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора, определения справедливой стоимости активов и обязательств данных организаций, формирования финансовой отчетности указанных организаций. Разработанные предложения будут способствовать совершенствованию российской системы бухгалтерского учета государственного сектора, позволяя значительно повысить достоверность информации в учете и отчетности организаций вышеназванного сектора.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Бухгалтерский учет основных хозяйственных операций в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 15. С. 10-15.

2. Богатая И.Н., Евстафьева Е.М. Исследование современных тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 25. С. 2-17.

3. Генералова Н.В., Карельская С.Н. Применение профессионального суждения в разные периоды развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в России // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 33. С. 10-19.

4. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы совершенствования бухгалтерского учета основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 14. С. 2-13.

5. Горлова Н.А. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 8. С. 2-6.

6. Дружиловская Т.Ю. Новые требования к составлению отчета о движении денежных средств в российских и международных стандартах // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 1. С. 2-10.

7. Дружиловская Э.С. Особенности оценки основных средств в некоммерческих организациях:

современные требования РСБУ и их ожидаемые изменения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 5. С. 22-28.

8. Дружиловская Э.С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 2-9.

9. Иванов А.Е. Ловушка переоценки: о необходимости внесения изменений в отечественные правила бухгалтерского учета переоценки основных средств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 13. С. 12-17.

10. Конев К.А. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 16. С. 10-22.

11. Лазукова Е.А., Королева Е.Н. Отражение в бухгалтерском учете унитарного предприятия поступлений основных средств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 23. С. 17-21.

12. Рожнова О.В. Актуальные вопросы оценки по справедливой стоимости активов и обязательств // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 23. С. 2-8.

13. Трофимова Л.Б. Нормативное обеспечение в вопросах формирования финансовой отчетности для организаций государственного сектора в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 13. С. 34-41.

14. Трофимова Л.Б. Формирование релевантной финансовой отчетности в условиях разработки проектов федеральных стандартов для государственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 18. С. 15-25.

15. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Утверждена Приказом Минфина РФ № 64н от 10.04.2015 г.

16. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

17. Проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/sfo. (дата обращения: 25.05.2015).

18. Приказ Минфина РФ «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ» от 25.11.2011 г. № 160н.

19. IPSASB Work Plan 2014-2015. https:// www.ifac.org/sites/default/files/uploads/IPSASB/IPSAS B-Project-Timetable-Template-November-2014.pdf.

20. План Минфина РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО. Утвержден Приказом Минфина РФ № 440 от 30.11.2011 г.

THE REFORM OF THE RUSSIAN ACCOUNTING OF PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS IN THE TRANSITION TO NEW ACCOUNTING STANDARDS

T.Yu. Druzhilovskaya, E.S. Druzhilovskaya

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

This article examines the current stage of reforming the national accounting of public sector organizations, characterized by the transition to new accounting standards. The aim of this work is to define the most urgent problems of development of accounting in such organizations in the conditions of transition to new accounting standards and to make some proposals for their solution. In this article, the following methods were used: comparison, synthesis, analysis, logical approach, system approach, the method of analogies. As a result of the studies, the authors present a set of recommendations to improve accounting in public sector organizations, including some proposals regarding the composition, timing, approval and content of future Federal accounting standards for the above organizations. Some proposals are also made for determining the fair value of assets and liabilities of these organizations and a number of recommendations are given regarding financial reporting of these organizations. In conclusion, we make some proposals aimed at improving the Russian system of accounting in the public sector in order to increase the reliability of accounting and reporting information in the organizations of this sector. The proposals presented in the article can be used in the development and improvement of relevant regulations on accounting, in practical work of accounts departments, and in the educational process of higher educational institutions.

Keywords: reform of accounting, public sector organizations, Federal accounting standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.