Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голикова Е.М., Панкратович Т.М., Шеворакова Ю.Г.

Цель исследования - определить основные направления деятельности в условиях образовательного пространства адаптивной физической культуры региона. Методика и организация исследования. В рамках научной работы проведен анализ нормативно-правовых документов в области адаптивной физической культуры и образовательного пространства региона; осуществлено обобщение передового педагогического опыта реализации адаптивной физической культуры в практике организаций физкультурно-спортивной направленности Оренбургской области; проведен опрос на выявление потребности в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности субъектов, находящихся в ограниченных условия жизни и деятельности, снижающих жизнеспособность и достижение образовательных результатов, что позволило определить вектор образовательного пространства социокультурной и педагогической коллаборации. Результаты исследования и выводы. Охарактеризована специфика адаптивной физической культуры в образовательном пространстве с учетом реализации потребности субъектов в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности как социально значимого результата образовательной политики общества и государства. Реализуемые с 2011 г. образовательные проекты нацелены на пропаганду физической культуры и спорта в регионе; мотивацию лиц с отклонениями в состоянии здоровья к формированию активной жизненной позиции, через инициативы и вовлекающие мероприятия; реализацию принципов ведения здорового образа жизни; изучение потенциала физкультурно-спортивных и образовательных организаций региона в решении национальных целей. Комплексная оценка реализации адаптивной физической культуры в образовательном пространстве позволяет определить рациональный выбор педагогических средств реализации адаптивной физкультурно-спортивной деятельности (культурно-просветительские, адаптационно-формирующие, спортивно-ориентированные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голикова Е.М., Панкратович Т.М., Шеворакова Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF REGIONAL ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM3

Objective of the study was to identify the main activities in the field of adaptive physical education within the regional education system. Methods and structure of the study. The study included an analysis of the normative legal documents in the field of adaptive physical education and educational environment of the region; generalization of the advanced pedagogical experience in the practical realization of adaptive physical education programs in the Orenburg region; questionnaire survey to determine the need for adaptive physical education and sports activities in individuals with limited living and working conditions that reduce their viability and slow down their academic progress, which, in turn, made it possible to determine the vector of sociocultural and pedagogical collaboration within the educational environment. Results and conclusions. The study enabled to characterize the specific features of adaptive physical education within the educational environment taking into account the subjects’ need for adaptive physical education and sports activities as a socially significant result of the educational policy of society and the state. The educational projects have been implemented since 2011. They are focused on promoting physical culture and sports in the region; motivating people with disabilities to form a proactive attitude through various initiatives and sporting events; implementing the principles of a healthy way of life; exploring the potential of sports and educational organizations of the region to achieve national goals. A comprehensive assessment of the effectiveness of implementation of adaptive physical education programs within the educational environment enables to rationally choose pedagogical means of realization of adaptive physical education and sports activities (cultural-educational, adaptation-forming, sports-oriented).

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796-056.26

Поступила в редакцию 23.04.2021 г.

Доктор педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Панкратович1 Ю.Г. Шеворакова1

1 Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF REGIONAL ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM

Dr^ab., Associate Professor E.M. Golikova1 ^ PhD, Associate Professor T.M. Pankratovich1 Y.G. Shevorakova1

1Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Информация для связи с автором: gks-07@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - определить основные направления деятельности в условиях образовательного пространства адаптивной физической культуры региона.

Методика и организация исследования. В рамках научной работы проведен анализ нормативно-правовых документов в области адаптивной физической культуры и образовательного пространства региона; осуществлено обобщение передового педагогического опыта реализации адаптивной физической культуры в практике организаций физкультурно-спортивной направленности Оренбургской области; проведен опрос на выявление потребности в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности субъектов, находящихся в ограниченных условия жизни и деятельности, снижающих жизнеспособность и достижение образовательных результатов, что позволило определить вектор образовательного пространства социокультурной и педагогической коллаборации.

Результаты исследования и выводы. Охарактеризована специфика адаптивной физической культуры в образовательном пространстве с учетом реализации потребности субъектов в адаптивной физкультурно-спортив-ной деятельности как социально значимого результата образовательной политики общества и государства. Реализуемые с 2011 г. образовательные проекты нацелены на пропаганду физической культуры и спорта в регионе; мотивацию лиц с отклонениями в состоянии здоровья к формированию активной жизненной позиции, через инициативы и вовлекающие мероприятия; реализацию принципов ведения здорового образа жизни; изучение потенциала физкультурно-спортивных и образовательных организаций региона в решении национальных целей. Комплексная оценка реализации адаптивной физической культуры в образовательном пространстве позволяет определить рациональный выбор педагогических средств реализации адаптивной физкультурно-спортивной деятельности (культурно-просветительские, адаптационно-формирующие, спортивно-ориентированные).

Ключевые слова: образовательное пространство, адаптивная физическая культура, Оренбургская область.

Abstract

Objective of the study was to identify the main activities in the field of adaptive physical education within the regional education system. Methods and structure of the study. The study included an analysis of the normative legal documents in the field of adaptive physical education and educational environment of the region; generalization of the advanced pedagogical experience in the practical realization of adaptive physical education programs in the Orenburg region; questionnaire survey to determine the need for adaptive physical education and sports activities in individuals with limited living and working conditions that reduce their viability and slow down their academic progress, which, in turn, made it possible to determine the vector of sociocultural and pedagogical collaboration within the educational environment. Results and conclusions. The study enabled to characterize the specific features of adaptive physical education within the educational environment taking into account the subjects' need for adaptive physical education and sports activities as a socially significant result of the educational policy of society and the state. The educational projects have been implemented since 2011. They are focused on promoting physical culture and sports in the region; motivating people with disabilities to form a proactive attitude through various initiatives and sporting events; implementing the principles of a healthy way of life; exploring the potential of sports and educational organizations of the region to achieve national goals. A comprehensive assessment of the effectiveness of implementation of adaptive physical education programs within the educational environment enables to rationally choose pedagogical means of realization of adaptive physical education and sports activities (cultural-educational, adaptation-forming, sports-oriented).

Keywords: educational environment, adaptive physical education, Orenburg region.

. о

i!

И

I—

Введение. Человек в современной России рассматривается не только как средство и инструмент деятельности по преобразованию природы и общества, но и как цель, результат и смысл этих преобразований и существования самого общества [1, 2, 4, 5]. Именно с этих позиций в современном обществе рассматривается одна из серьезных проблем современности - инвалидность [6, 8].

Адаптивная физическая культура является уникальным, универсальным способом социализации человека с отклонениями в состоянии здоровья [7]. Средства и методы широко используются в решении самых разных задач: развитии и совершенствовании организма; реабилитации утраченных функций; приспособлении к новым условиям жизнедеятельности; компенсации функций, которые нельзя восстановить; профилактики тех или иных заболеваний; поддержании оп-

тимального состояния; снижении воздействия негативных факторов (отказ от вредных привычек, снижение уровня травматизма и т. п.) [3].

Цель исследования - раскрыть основные направления деятельности в условиях образовательного пространства адаптивной физической культуры региона.

Методика и организация исследования. В рамках научной работы проведены: анализ нормативно-правовых документов в области адаптивной физической культуры и образовательного пространства региона; обобщение передового педагогического опыта реализации адаптивной физической культуры в практике организаций физкультурно-спортивной направленности Оренбургской области; опрос на выявление потребности в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности субъектов, находящихся в ограниченных условиях жизни и деятельности, снижающих жизнеспособность и достижение образовательных результатов, что позволило определить вектор образовательного пространства социокультурной и педагогической коллаборации.

Результаты исследования и их обсуждение. Образовательное пространство адаптивной физической культуры в регионе осуществляется на основе интеграции концептуальных подходов:

• системного, определяющего структуры, элементы и связи, которые обеспечивают действие и эволюцию системы адаптивной физической культуры;

• деятельностного, раскрывающего способность реализовать себя в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности, расширить доступность средств и методов адаптивной физической культуры;

• природосообразного, создающего условия для эффективного включения всех средств физической культуры и спорта в работу с людьми с отклонениями в состоянии здоровья;

• ценостно-ориентированного, определяющего совокупность общественно значимых ценностей адаптивной физической культуры.

Специфика осуществления адаптивной физической культуры в образовательном пространстве выражается в информационно-образовательной и пропагандистской деятельности, а также нормативно-правовом обеспечении развития адаптивной физической культуры; систематизации диагностико-статистического учета по выявлению доступности спортивных объектов и анализ контингента в их потребности; внедрении технологий адаптивной физкультур-но-спортивной деятельности, создании информационной и методической базы; укреплении материально-технической базы (обеспечение ее спортивными снарядами, инвентарем, техническими средствами и тренажерами). Концептуально важным является функционирование структуры социального партнерства ведомств, объединяющей усилия по реализации адаптивной физической культуры в регионе.

В качестве главных направлений деятельности в рамках образовательного пространства адаптивной физической культуры можно выделить следующие:

1. Организационно-методическое, кадровое, научно-методическое обеспечение, в рамках которого осуществляется: разработка нормативных документов; создание дополнительных профессиональных программ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в сфере адаптивной физической культуры и их реализация с различной категорией слушателей и т. д. Анализ проведенного социологического опроса показал, что за 10 лет профильное образование получили 129 человек. Прошли курсы повышения квалификации 326 человек, с 2016 года переобучились и получили диплом о профессиональной переподго-

товке по адаптивной физической культуре 152 человека. При этом охват специалистами образовательного пространства на данный момент недостаточен, в процентном соотношении недостаток специалистами по адаптивной физической культуре фактически отмечается в 80 % случаях, как системы образования, так и физической культуры и спорта.

2. Спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов направлен на создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом с учетом интересов и потребностей; разработку и внедрение современного спортивно-технического инвентаря, оборудования, тренажеров, измерительной аппаратуры и системы комплексного контроля; консультирование, научно-методическое, медицинское сопровождение процесса подготовки спортсменов-инвалидов высокого класса и т. д. Ежегодно в области проводятся чемпионаты и первенства по адаптивным видам спорта. Статические данные показывают, что если в 2011 г. физкультурно-спортивные мероприятия проводились 6-10 раз в год, то в настоящее время их проводится более 60. За данный период повысилось и количество людей, посещающих секции по видам адаптивного спорта: среди детского населения - на 40 0% (в 2011 г. - 20 %, в 2021 г. - 610%); взрослого населения - на 210% (в 2011 г. -6 %, в 2021 г. - 27,2 0%). Доступность объектов спорта для занятий адаптивной физической культурой обеспечена на 60 %.

3. Физическая реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов решает следующие вопросы: использование разнообразных средств адаптивной физической культуры для восстановления, утраченных или нарушенных функций организма и формирование компенсации; создание междисциплинарной команды для разработок и реализации индивидуального маршрута реабилитации; разработка и реализация индивидуальных комплексных программ реабилитации; применение различных форм и технологий реабилитации модифицированных с учетом потребностей реабилитируемого контингента. В течение охватываемого периода уровень реабилитационных услуг увеличился на 90 0%. Открыты отделения и центры реабилитации как государственного сектора, коммерческого, автономного некоммерческого, частно-государственного партнерства - 147 учреждений.

4. Информационное обеспечение в физкультурном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов обеспечивает: широкое освещение участия спортсменов-инвалидов в международных и всероссийских соревнованиях; привлечение к работе по пропаганде адаптивной физической культуры известных спортсменов-инвалидов, тренеров, политических и общественных деятелей и т. д. За 11 лет специалистами института физической культуры разработано более 20 учебно-методических пособий. Созданы сайты доступности объектов адаптивной физкуль-турно-спортивной деятельности в регионе. Функционирует комплексное коммуникативно-информационное пространство для возможности выбора образовательной среды с учетом пожеланий и возможности субъекта к осуществлению двигательной активности, установленного диагноза, вторичной патологии и сопутствующих заболеваний. Несмотря на расширение образовательного пространства адаптивной физической культуры в Оренбургской области возрастает потребность занимающихся к систематическому посещению занятия в рамках адаптивной физкультурно-спортивной деятельности.

Выводы. Концептуальное обоснование образовательного пространства адаптивной физической культуры, выстроенное на методологических подходах, ведущих принципах адаптивной физической культуры, доказало свою эффектив-

№7 • 2021 Июль | July http://www.teoriya.ru 33

ность. Все направления реализации адаптивной физической культуры внедрены в работу спортивных, образовательных и реабилитационных организаций, в деятельность городских и сельских муниципальных образований, физкультурно-оздоровительные организации и клубы по работе с людьми с отклонениями в состоянии здоровья.

Литература

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.

2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.

3. Голикова Е.М. Концепция деятельности регионального центра адаптивной физической культуры Оренбургского государственного педагогического университета: Проект / Е.М. Голикова, П.П. Тиссен, и др. - Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Оренбург, 2013. - 28 с.

4. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 4. - С. 6-8.

5. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: учебное пособие / И.В. Манжелей. - М.; Берлин: Директ-Ме-диа, 2015. - 199 с.

6. Махов А.С. Управление развитием адаптивного спорта в России: ав-тореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / А.С. Махов. - М., 2013. - 40 с.

7. Тимошина И.Н. Основы моделирования процесса адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях / И.Н. Тимошина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 8 (41). - С. 179-185.

8. Филимонова С.И. Самореализация педагога по физической культуре и спорту: монография / С.И. Филимонова. - М.: МГПУ, 2013. - 278 с.

References

1. Balsevich V.K. Ocherki po vozrastnoy kineziologii cheloveka [Essays on developmental kinesiology]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2009. 220 p.

2. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kultury [Theory and organization of adaptive physical education]. Textbook. Moscow: Sport publ., 2016. 616 p.

3. Golikova E.M., Tissen P.P., et al. Kontseptsiya deyatelnosti region-alnogo tsentra adaptivnoy fizicheskoy kultury Orenburgskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta: Proekt [Concept of activity of regional adaptive physical education center of Orenburg State Pedagogical University: Project]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Orenburg State Pedagogical University. Orenburg, 2013. 8 p.

4. Lubysheva L.I. Konversiya vysokikh sportivnykh tekhnologiy kak metodologicheskiy printsip sportizirovannogo fizicheskogo vospi-taniya i «sporta dlya vsekh» [Conversion of high sports technologies as methodological principle of sportizated physical education and "sports for all"]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka. 2015. No. 4. pp. 6-8.

5. Manzheley I.V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical models of physical education]. Study guide. Moscow; Berlin: Direct-Media publ., 2015. 199 p.

6. Makhov A.S. Upravlenie razvitiem adaptivnogo sporta v Rossii [Management of development of adaptive sports in Russia]. Doct. Diss. abstract (Hab.): 13.00.04. Moscow, 2013. 40 p.

7. Timoshina I.N. Osnovy modelirovaniya protsessa adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh [Basics of adaptive physical education process design in educational institutions]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2007. No. 8 (41). pp. 179-185.

8. Filimonova S.I. Samorealizatsiya pedagoga po fizicheskoy kulture i sportu [Self-realization of physical education and sports teacher]. Moscow: MSPU publ., 2013. 278 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

(U □

. ±¿ □

и

ra у

г. CL

ч—

. О ŒJ

CL

р TD С

га

^

О (U .с I—

РОЛЬ И МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ТРЕНЕРА

В СТРУКТУРЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАННИКОВ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

, А.Ю. Загородникова

7 Российский государственный социальный университет, Москва

УДК/UDC 796.075

Ключевые слова: профессиональный имидж тренера, показатели качества тренировочного процесса.

Введение. Необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва [1] обуславливает актуальность исследования профессионального имиджа тренера в структуре показателей качества тренировочного процесса.

Цель исследования - определить роль профессионального имиджа тренера в структуре показателей качества тренировочного процесса воспитанников спортивной школы.

Методика и организация исследования. В рамках исследования проведен опрос тренеров, воспитанников спортивных школ и их родителей (п=280). Результаты опроса были подвергнуты математическо-статистической обработке, в ходе которой были вычислены: индекс весомости показателей, индекс встречаемости, индекс реализованности показателей качества тренировочного процесса воспитанников спортивной школы.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что вклад имиджа тренера в структуру показателей качества тренировочного процесса воспитанников спортивной школы весьма высок и составляет:

- 31,4%, если судить по индексу встречаемости упоминаний слова «тренер» в перечне показателей качества тренировочного процесса воспитанников спортивной школы;

- 62,9%, если отталкиваться от индекса встречаемости в показателях качества тренировочного процесса воспитанни-

ROLE AND PLACE OF COACH'S PROFESSIONAL IMAGE IN STRUCTURE OF TRAINING PROCESS QUALITY INDICATORS OF SPORT SCHOOL STUDENTS

A.Y. Zagorodnikova

Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 09.05.2021 г.

ков спортивной школы не только к тренеру, но и к его профессиональной деятельности;

- 32,2%, если исходить из величины индекса весомости (важности) тех показателей качества тренировочного процесса, в которых прямо упоминается слово «тренер»;

- 61,3%, если брать за основу индекс весомости, рассчитанный с учетом показателей качества тренировочного процесса, относящихся к профессиональной деятельности тренера спортивной школы.

Выявлено, что имидж тренера спортивной школы с учетом его профессиональный деятельности имеет значительный потенциал для улучшения показателей качества тренировочного процесса, при индексе реализованности 77,2%.

Вывод. Результаты данного исследования подтвердили значимую роль профессионального имиджа тренера в структуре показателей качества тренировочного процесса воспитанников спортивной школы. Полученные данные могут стать ориентирами для развития кадрового потенциала спортивной школы, позволят выйти на новый качественный уровень при подготовке спортивного резерва.

Литература

1. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018

№ 2245-р). - URL: https://minsport.gov.ru/.

Информация для связи с автором: anastasiazagorodnikova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.