педагогические науки
а.н. вырщиков
(Волгоград)
концептуальные основания формирования психологии победителя по жизни
Рассматриваются теоретические и методологические основы, связанные с разработкой концептуальных оснований формирования психологии победителя. Раскрыта необходимость рассмотрения предмета патриотического воспитания как формирования личности нового типа, возникшей в нашей стране, - носителя духовного наследия Великой Победы, способного творчески раскрыть опыт победителей, сделать его средством новых достижений и побед с учетом современных реалий в контексте национальных интересов России.
Ключевые слова: психология победителя, победа, победа по жизни, модель, личность победителя, предмет патриотического воспитания.
Формированию психологии победителя особое внимание уделял великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Вышеназванную психологию он постоянно демонстрировал в ратном деле, ею также пронизан его замечательный трактат «Наука побеждать» [12]. Психология фронтовиков - поколения победителей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - раскрывается в исследованиях Е.С. Сенявской [10; 11].
В 1984 г. Д. Уэйтли написал книгу «Психология победителя», после чего термин стал собирательным и нарицательным. Автор сделал акцент на привычках. он утверждал, что победителя возвышают хорошие привычки, тогда как проигравших тянут на дно плохие. Победители - решительные люди. они принимают ответственность за решение и действуют. Победители всегда понимают, что происходит и какими словами можно описать ситуацию [14].
К. Бернар в книге «Вы можете стать победителем в жизни. Психология победителя» от-
мечает: «Что вы знаете о победителях? Являются ли они людьми со специальными навыками и образованием? Нет, это неправда. Победители - это обычные люди, как все мы, со средними навыками. То, что делает их победителями - это не их экстраординарные способности, тяжелая работа или удача, но их способность мыслить, мечтать, действовать и работать, как победители» [2].
В исследовании данной проблемы обнаруживается теоретическое и методологическое отставание от реальных запросов общества, связанное с непроясненностью концептуальных оснований проблемы психологии победителя. В существующих публикациях преобладают эмпирические прикладные исследования в ракурсе психологии [1], педагогики [4; 7], психологии спорта [5; 6], психологии бизнеса [9].
Исходя из наших исследований и анализа актуальных популярных источников (Э. Лар-сен, С. Кови, Д. Брауна, Б. Шер, Р. Кийосаки и др., а также известного психолога Э. Берн), мы считаем, что большинство людей в настоящее время не осознают, что на самом деле для них означают понятия «победа по жизни» и «победитель». Это особенно трудно сейчас, в условиях постиндустриального и быстро меняющегося мира, общества потребления, которое отличается от предшествующих эпох бешеным ритмом, ценностями индивидуализма, космополитизма и материальных благ. Понятия, безусловно, неоднозначные. В этой связи встает вопрос об осмыслении идейного комплекса Победы, раскрытого в статьях ряда публицистов эпохи Великой Отечественной войны [13].
Например, статья Л.И. Щелоковой посвящена анализу развития идеи Победы в публикациях Л.М. Леонова 1945 г. Показано, что понятие «Победа» многозначно, его смысловое поле включает стремление человека осилить, одолеть, превозмочь, побороть, смирить, покорить, совладать. В указанных семантических границах реализуется идейный комплекс Победы [13]. Целью данной статьи стал анализ идеи Победы в публицистике Л.Н. Леонова 1945 г., рассмотрение философской и метафорической образности данного понятия, трак-
О Вырщиков А.Н., 2020
туемого писателем как новый этап существования человечества с непременной сменой мировоззрения. В статье проанализирована мо-тивная структура семантического комплекса Победы, выявлено, что в понимании писателя Победа восстанавливает генетическую память народа, его духовную родословную, собирает нацию, написавшую святую книгу истории страны, куда вошла и Великая Отечественная война. Окончательная победа фиксируется возвращением воинов в отчий дом. Данный сакральный мотив сопряжен с насыщенной символикой хлеба, с мотивами вспаханной земли, мирового древа, символизирующих возрождение после зимы / войны. Ожидание нового урожая, обрамленное торжественной песнью / гимном, выражает соборность победителей. Принцип пространственного онтологического контраста, положенный в основу статьи «Русские в Берлине» (когда победители приходят в страну поверженного врага), приводит к раздумьям о национальном самосознании. Его персонифицирует праматерь русского народа, мать русских богатырей, в данном образе не только Родина-мать в патриотическом толковании, дающая жизнь, язык, сознание, но и образ Пресвятой Богородицы, благословляющей ратников на их подвиг.
Исходя из геополитических и социально-экономических условий современной России, надо отметить возрастающую необходимость в более пристальном взгляде на личность победителя как предмет патриотического воспитания. Мы можем назвать такую личность новым типом, исторически возникшим в нашей стране - личностью носителя духовного наследия Великой Победы. При этом выявляется новая функция этой личности - не только стать преемницей и наследницей опыта фронтовиков - победителей в Великой Отечественной войне, но и творчески раскрыть этот опыт, сделать его средством новых достижений и побед с учетом современности в контексте национальных интересов России. «Это совсем не значит, что нужно все время хвататься за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее. В этом - залог успеха», - отметил президент России В.В. Путин, формулируя национальную идею в интервью ведущему программы «Москва. Кремль. Путин» [3].
Попытки описать психологию победителя определенным перечнем качеств (коллекционерский подход) не позволил объективно понять суть и объяснить психологию победителя. Так, А. Яновский считает, что таких ка-
кие науки -
честв должно быть 130, М. Чакроборти называет 10, Х. Аллен - 5 и т. д.
Смоделировать психологию победителя нам помогли такие популярные опросники, как тест Дж. Реттера, опросник Л.Н. Собчик, тест К. Кеттелла, характерологический опросник К. Леонгарда, тест Г.Ю. Айзенка, а также карта личности К.К. Платонова. Карта личности, разработанная профессором К.К. Платоновым, - это краткая характеристика, составленная применительно к концепции динамической функциональной структуры личности и содержащая систематизированный перечень ее элементов. Структура личности, согласно К.К. Платонову, состоит из четырех подструктур, к которым присоединяются такие обобщенные свойства личности, как характер и способности. Именно они во многом определяют силу, успешность, достижительность и победительность жизни [8].
Полученные в эмпирическом исследовании результаты были обобщены и систематизированы в соответствии с моделью личности (по К.К. Платонову), что позволило в первом приближении нарисовать «психологический портрет победителя по жизни», представленный далее в виде структурированного качественного описания. В нем раскрыто, прежде всего, содержание четырех подструктур личности: направленности и отношений личности; опыта; индивидуальных особенностей психических процессов или функций; биопсихических свойств.
1. Подструктура направленности и отношений охватывает установки, потребности, интересы, мировоззрение, личностные смыслы, стремления, определяет силу, успешность, достижительность и победительность личности, выступает значительным отличием победителей по жизни. Подструктура направленности раскрывается через такие характеристики, как:
1) уровень;
2) широта;
3) интенсивность;
4) устойчивость;
5) достоверность;
6) готовность человека к определенной деятельности;
7) осознанное стремление к достижению чего-либо;
8) готовность к преодолению трудностей;
9) осознанная потребность действовать в соответствии со своими ценностями;
10) потребность достижения поставленных целей;
известия вгпу
11) готовность к риску, победе;
12) профессиональная направленность;
13) коллективистская направленность;
14) лично-престижная направленность;
15) созидательность, включающая индивида в систему общественных отношений;
16) открытость другому для реализации цели укрепления индивидуальной неповторимости;
17) направленность на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию;
18) субъектность;
19) конкурентоспособность;
20) действенность;
21) высокая самооценка.
2. Подструктура опыта включает знания, умения, навыки и привычки. Они определяют:
- профессиональную подготовленность;
- профессиональный опыт;
- культуру личности, уровень культуры в области литературы и искусства;
- психомоторную культуру;
- культуру поведения;
- способность перерабатывать большой объем информации;
- преобладание развитой интуиции, воображения, перспективное, гибкое и абстрактное мышление, память;
- стратегию развития деятельности, направленную на опережение.
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций раскрывается через следующие качества.
3.1. Черты характера - идейность, патриотизм, коллективизм, принципиальность, оптимизм, воля к победе, активность, бесстрашие, благородство, великодушие, нравственность, лидерство, внутренняя сила, эмоционально-моторная устойчивость, эмоции, внимательность, способность защищать, надежность, верность, ответственность, адекватность, воля (самообладание, целеустремленность, настойчивость, решительность, умение мобилизовать свои ресурсы).
3.2. Характерологические отношения личности:
- к обществу (готовность идти на помощь, оптимальный конформизм, доброжелательность, уважительность, надежность, справедливость, убедительность, правдивость, организаторские способности);
- труду (трудолюбие, энтузиазм, инициатива, ответственность, предприимчивость);
- себе (правдивость, честность, самокритичность, требовательность, общительность,
отзывчивость, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, рефлексивность, творчество, решительность, целеустремленность, смелость).
4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят возрастные, половые и типологические свойства личности (темперамент).
темперамент раскрывается через такие характеристики, как сила, уравновешенность, подвижность, способность к приспособлению, общительность, коммуникативность, развитые адаптивные возможности, склонность к лидерству, спокойствие, оптимистичность.
К типологическим свойствам личности относятся позитивность, активность, сосредоточенность, пластичность, моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, преданность, осознание долга, добросовестность, ответственность, гибкость.
Особенностями мотивации личности победителя выступают:
- преобладание мотива достижения над мотивами избегания неудач;
- ценности патриотизма и победы;
- наличие внутреннего локус-контроля;
- стремление бороться и побеждать;
- потребность в самоактуализации и общественном признании, самореализации;
- склонность к риску;
- приобретение свободы и независимости в мыслях и поступках, больших возможностей активной и динамичной экономической и социальной жизни, оптимизация собственного имиджа;
- реализация своих творческих способностей;
- острое желание проявить себя;
- желание быть хозяином своей судьбы;
- мотив самоутверждения;
- потребность в достижении поставленной цели.
Для личности победителя особое значение имеют такие психологически обусловленные свойства личности, как сила личности, личностный потенциал, впечатлительность, сообразительность, эмоциональность, выносливость, жизнерадостность и жизнестойкость, хладнокровие, невозмутимость.
Как следует из нашего исследования, черты личности, которыми обладают победители по жизни, разнообразны. В науке в настоящее время нет четких определений количественных и качественных характеристик черт личности победителя. Однако, как показывает практика, наиболее важными из них являют-
ся те, что способны мотивировать определенные действия. Это целеустремленность, сильная воля, здравый смысл и сила характера, система ценностей, а также определенность жизненных установок, оптимизм.
Безусловно, для достижения целей, ориентированных на победу и достижение желанного результата, не обойтись без интеллектуальных способностей, специфических знаний, умений и навыков, развитого воображения и широкого кругозора, оптимизма, способностей мышления, силы характера и т. д. Люди, умеющие стяжать победу, являются масштабными личностями высокого уровня. В процессе образования и социализации они сумели к своим врожденным качествам добавить именно те устойчивые черты личности, которые определили их силу, успешность, дости-жительность, победительность.
Победителем становится только тот, кто постоянно прикладывает усилия для достижения поставленных целей. Победитель по жизни никогда не останавливается на достигнутом. Его цели всегда устремлены в будущее, а характер и поведение ориентированы на победу. Он выступает прежде всего в качестве преемника, наследника духовно-нравственных, исторических ценностей, национально-культурных традиций, накопленных в истории России.
Победитель - это востребованный в современных условиях жизни тип личности, который является основой любых инновационных преобразований, способный к участию в технологическом и социально-экономическом развитии будущей России. Личность победителя по жизни - личность масштабная, многомерная, вбирающая в себя и реализующая достоинства волевой, аутентичной, проактив-ной, самодостаточной, достигающей, жизнестойкой, творческой личности, способной к самореализации на благо России, своего Отечества, достойная своего народа в условиях быстро меняющегося мира.
Победитель - особое свойство, состояние или функции субъекта, его мироотноше-ния, позволяющие на основе позиции создавать в ходе деятельности не просто результат, спроектированный через цели, но такой общественно значимый результат, на основе которого открываются новые условия и параметры существования общества и его структур, а также формируется личность через изменение духовного опыта.
Победитель - это такой субъект (коллективный или индивидуальный), который в сво-
кие науки -
их намерениях и действиях осуществляет подготовку и достижение победы. Он существует в пространстве движения к победе и постоянно создает, корректирует, уточняет и расширяет это пространство, вовлекая в него новые средства и ресурсы, направленные на достижение личностных и общественно значимых результатов.
список литературы
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: ЭКСМО, 2014.
2. Бернар К. Вы можете стать победителем в жизни. Психология победителя [Электронный ресурс]. URL: https://mybook.ru/author/kristian-bernar/ vy-mozhete-stat-pobeditelem-v-zhizni-psihologiya-p/ (дата обращения: 15.04.2020).
3. В этом - залог успеха: Путин рассказал о российской национальной идее [Электронный ресурс] // Вести.га. URL: https://www.vesti.ru/doc.html? id=3263894 (дата обращения: 10.04.2020).
4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Концепция воспитания современных поколений победителей на основе духовного наследия Сталинградской битвы. Волгоград, 2016.
5. Жуина Д.В., Зазыкин В.Г. К проблеме психологии победителя // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 2(6). С. 145-149.
6. Китаева М.В. Психология побед в спорте. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7. Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание детей и молодежи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением победителей. Волгоград, 2013.
8. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972.
9. Попова Е.Б. Конкуренция. Психология победы в бизнесе и жизни. СПб., 2002.
10. Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. М., 1995.
11. Сенявская Е.С. Человек на войне: истори-ко-психологические очерки. М., 1997.
12. Суворов А.В. Наука побеждать. М., 1980.
13. Щелокова Л.И. Идея победы в публицистике Л.М. Леонова 1945 г. // Вестн. слав. культур. 2014. № 4(34). С. 151-158.
14. Waitley D. The Psychology of Winning. N.Y.: Berkley Books, 1984.
* * *
1. Bern E. Lyudi, kotorye igrayut v igry. M.: EKSMO, 2014.
2 Bernar K. Vy mozhete stat' pobeditelem v zhizni. Psihologiya pobeditelya [Elektronnyj resurs]. URL: https://mybook.ru/author/kristian-bernar/vy-mozhete-
известия вгпу
stat-pobeditelem-v-zhizni-psihologiya-p/ (data obra-shcheniya: 15.04.2020).
3. V etom - zalog uspekha: Putin rasskazal o ros-sijskoj nacional'noj idee [Elektronnyj resurs] // Vesti. ru. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3263894 (data obrashcheniya: 10.04.2020).
4. Vyrshchikov A.N., Kusmarcev M.B. Koncepciya vospitaniya sovremennyh pokolenij pobeditelej na osnove duhovnogo naslediya Stalingradskoj bitvy. Volgograd, 2016.
5. Zhuina D.V., Zazykin V.G. K probleme psi-hologiya pobeditelya // Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2015. N° 2(6). S. 145-149.
6. Kitaeva M.V. Psihologiya pobed v sporte. Rostov n/D.: Feniks, 2006.
7. Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie detej i molodezhi: ot obraza Pobedy k duhovnoj identichnosti s pokoleniem pobeditelej. Volgograd, 2013.
8. Platonov K.K. Problema sposobnostej. M.: Na-uka, 1972.
9. Popova E.B. Konkurenciya. Psihologiya pobedy v biznese i zhizni. SPb., 2002.
10. Senyavskaya E.S. 1941-1945. Frontovoe po-kolenie. Istoriko-psihologicheskoe issledovanie. M., 1995.
11. Senyavskaya E.S. Chelovek na vojne: istori-ko-psihologicheskie ocherki. M., 1997.
12. Suvorov A.V. Nauka pobezhdat'. M., 1980.
13. Shchelokova L.I. Ideya pobedy v publicisti-ke L.M. Leonova 1945 g. // Vestn. slav. kul'tur. 2014. № 4(34). S. 151-158.
Conceptual foundations of formation of winning mindset in life
The article deals with the theoretical and methodological basis associated with the development of the conceptual foundations of the formation of winning mindset. There is revealed the necessity of considering the subject of the patriotic education as the formation of the personality of a new type historically appeared in our country - the bearer of the cultural heritage of the Great Victory, capable of showing the winner's experience and making it a means of new achievements and victories with the consideration of modern realities in the context of the national interests of Russia.
Key words: winning mindset, victory, victory in life, model, winner personality, subject of patriotic education.
(Статья поступила в редакцию 08.07.2020)
м.в. николаева
(Волгоград)
первые уроки реализации электронного обучения и дистанционных технологий в начальной школе в пандемической ситуации
Освещаются важные аспекты формирования основ профессиональной готовности учителя начальных классов к активному применению дистанционных технологий обучения младших школьников. Рассматриваются положительные и негативные эффекты от их внедрения в процесс обучения младших школьников с учетом особенностей взаимодействия с участниками образовательных отношений (учителем, родителями).
Ключевые слова: управление индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника, управленческая профессиональная компетентность, дистанционные образовательные технологии.
Современная ситуация в образовании во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, с марта 2020 г. обусловлена принятием мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с этим в школах и вузах образовательные программы реализовывались с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Особенно сложной ситуация стала для педагогов, осуществляющих программу начального общего образования. За несколько месяцев Интернет прочно вошел в жизнь каждой семьи, ребенка, родителя и, конечно, педагога. Педагогам пришлось за короткое время подготовиться к решению новых профессиональных задач, связанных с организацией обучения школьников на различных платформах (Zoom, Skype, «Российская электронная школа», сервис «Яндекс.Учебник», онлайн-платформа «Учи.ру», дистанционный тренинг «ЯКласс» и др.).
Под профессиональной готовностью педагога мы понимаем приобретение личностью необходимых профессиональных знаний и умений и их практическую реализацию [2]. Исходя из анализа профессиональной деятельности современного учителя начальных
О Николаева М.В., 2020