УДК 159.9:796.01
К проблеме психологии победителя Д. В. Жуина1, В. Г. Зазыкин2
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Саранск)
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Проанализирована проблема психологии победителя, обоснована необходимость проведения специальных психолого-акмеологических исследований по ней. Представлены результаты первых поисковых исследований спортсменов — победителей крупнейших международных соревнований, обладателей званий «Заслуженный мастер спорта» и «Мастер спорта международного класса». Обосновано положение о том, что выдающиеся спортсмены-победители являются акмеологическим объектом. Разработано системное описание психологических характеристик спортсменов-победителей.
Ключевые слова: акмеология; победитель; психология победителя; акмеологический объект.
Запланированная модернизация России, снятие статуса «международного сырьевого придатка», вхождение в число наиболее развитых стран мира и завоевание позиций великой державы в условиях острого противоборства и конфронтации требуют напряженной систематизированной и координированной работы, которая по сути должна стать прорывом, по многим направлениям. Ведущим среди них считается связанное с комплексными экономическими и технологическими преобразованиями. Роль его, безусловно, велика, однако претворять все планы в действительность должны люди, и от их психологии, от того, каков будет психологический настрой на перемены, зависит достижение намеченных масштабных результатов. Об этом однозначно и определенно говорил еще в 1986 г. основатель и президент корпорации «Сони» Акио Морита, признанный лучшим менеджером ХХ в.: «Никакая теория, программа или правительственная политика
© Жуина Д. В., Зазыкин В. Г.
не смогут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди. Самая важная задача... в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками. Делать ставку на людей надо искренне» [1, с. 121]. Его деятельность и свершения служат главным доказательством результативности такого подхода и принципа управления. Подчеркнем, что намного раньше по этому поводу еще более точно и образно высказался И. В. Сталин: «Кадры решают всё»1.
Отсюда следует принципиальное положение: модернизация и коренные прогрессивные преобразования в стране возможны, если их будут проводить люди не просто компетентные, настроенные на достижение поставленных целей и личное благополучие, но с иным психическим складом. Это должны быть люди прорыва, обладатели психологии победителя, ориентированные в своей деятельности только на победу.
1 Из выступления И. В. Сталина 4 мая 1934 г. перед выпускниками военных академий.
В сложные периоды нашей истории все трудности преодолевались во многом благодаря победителям и формированию у других людей психологии победителя. Такие люди вершили историю, выводили страну из тяжелейших кризисов. Психологией победителя обладали Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, А. М. Василевский, Г. К. Жуков, С. П. Королев, В. Н. Челомей, И. В. Курчатов, А. Н. Туполев, Ю. Б. Харитон и др.
Большое внимание формированию психологии победителя уделял великий русский полководец А. В. Суворов, сам ставший эталоном победителя. Эту психологию он постоянно демонстрировал в ратном деле, ею пронизан его знаменитый трактат «Наука побеждать» [2].
Люди прорыва, имеющие большой личностный и профессиональный потенциал, нацеленные на победы, в России, бесспорно, есть, и они нужны стране, поэтому актуальна задача научиться определять их и создавать им условия для самореализации. Не менее важна задача формирования психологии победителя в процессе обучения и воспитания, особенно в военных и спортивных учебных заведениях. Однако для ее решения необходимы точные ответы на ключевые вопросы: что такое психология победителя, каков победитель с психологической точки зрения и как стать победителем?
Ответить на эти и другие вопросы поможет проведение психолого-акмео-логических исследований психологии победителя. Они уже начаты на базе инновационного Научно-практического центра «Акмеологический центр», работающего в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева. Предпосылкой для них послужило следующее: чтобы определить особенности психологии победителя, необходимо изучить психологические характеристики тех, кого
с полным правом называют победителями, и прежде всего Героев Советского Союза и России, Героев труда, кавалеров ордена Мужества и спортсменов-чемпионов. С этой целью предпринято эмпирическое исследование в виде пси-холого-акмеологического обследования
15 победителей и призеров крупнейших международных турниров по легкой атлетике и единоборствам. Эти спортсмены имеют звания «Заслуженный мастер спорта» и «Мастер спорта международного класса», их спортивный стаж (от 14 до 25 лет) свидетельствует о неслучайности их спортивных побед. Спортсмены-победители могут быть признаны акмеологическим объектом (см. [3]), потому что добились выдающихся результатов путем достижения вершин в своем личностно-профессиональном развитии. Следовательно, такая выборка с акмеологической точки зрения является вполне репрезентативной, поскольку в любом виде спорта выдающиеся спортсмены составляют примерно 5 % от всех, кто им занимается.
Диагностический инструментарий, использованный в психолого-акмео-логическом обследовании, состоял из анкеты «Психология победителя» (включающей в себя определение психологических характеристик победителей и их самооценки), опросника «Мини-мульт» (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного теста ММР1) и теста Кеттелла
16 РБ (форма А).
Кроме того, проводились интервьюирование в свободной форме и графологический анализ автографов спортсменов-победителей. Данный инструментарий позволяет всесторонне исследовать характер и особенности личности акмеоло-гических объектов, а также решить задачу определения происхождения свойств победителей, развитых ими до высокого уровня: природно обусловленные или приобретенные.
Представим обобщенные результаты психолого-акмеологического обследования на качественном уровне.
Прежде всего подчеркнем, что сами обследованные спортсмены весьма точно оценивали психологические характеристики победителя. По их мнению, это сила личности и духа, профессионализм, упорство, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, терпение и психическая устойчивость, смелость, способность идти до конца и никогда не сдаваться. Отмечалась «жажда победы» (потребность в победе, мотивация побеждать), «вера в себя и в победу», «постоянная работа над собой, самосовершенствование». Правда, иногда высказывались и радикальные суждения — «победа любой ценой», «способность пожертвовать всем для достижения поставленной цели». Большинство представленных характеристик относятся к подструктуре природно обусловленных свойств, свойств характера и направленности личности. Заметно явное преобладание волевых качеств.
У подавляющего большинства спортсменов-победителей проявляется физиологическая особенность — гипотония, выражающаяся в приподнятом настроении независимо от обстоятельств и таких поведенческих характеристиках, как активность, деятельность, энергичность и жизнерадостность. Это может быть расценено и как следствие оптимистической направленности личности, уверенности в своих силах. Вместе с тем у отдельных испытуемых отмечалась ситуативная депрессия. Она характерна для уставших от больших нагрузок, но очень ответственных, добросовестных и старательных людей.
У большинства спортсменов-единоборцев велики значения фактора супер-эго, вследствие чего они отличаются сильным характером, добросовестностью, настойчивостью, уравновешенностью, ответственностью, упорством, стойкостью, решительностью, собранностью,
чувством долга, настойчивостью в достижении цели, точностью и деловой направленностью. У примерно 50 % из них отмечено преобладание фактора доминантности. Для них характерны стремление господствовать, властность, неуступчивость, независимость и непреклонность. Кроме того, подобные люди отличаются самоуверенностью, напористостью, упрямством, даже агрессивностью и своенравностью.
Спортсменам-легкоатлетам свойственны высокая активность, собранность, проницательность, быстрота реакции, смелость, предприимчивость, склонность к риску, отзывчивость, мужественность, ответственность, решительность, суровость, жесткость, твердость, практичность и непреклонность.
Применение других методов (собеседование и графологический анализ автографа) позволило уточнить полученные результаты: в частности, у всех спортсменов-победителей высокая самооценка, стремление подчеркнуть свой статус, значимость и возможности, у них отмечены доминантность и желание выделиться, обратить на себя внимание.
Полученные в эмпирическом исследовании результаты были обобщены и систематизированы в соответствии с моделями психологической структуры личности (по Я. А. Пономареву и К. К. Платонову), что позволило разработать в первом приближении обобщенный психолого-акмеологический портрет спортсмена-победителя (представленный ниже в виде структурированного качественного описания). В нем раскрыто содержание следующих подструктур личности: природных свойств, психических процессов, характера, мотивации, опыта и направленности.
Подчеркнем, что данное нами описание относится только к победителям, проявившим себя в спорте. В иных сферах возможно доминирование других психологических свойств.
Природные свойства. Победители отличаются следующими природно обусловленными психологическими свойствами:
— силой личности;
— активностью;
— большими способностями к выбранной деятельности;
— значительным личностным потенциалом (в первую очередь волевым и потенциалом развития).
Особенности психических процессов. Из перцептивных процессов следует выделить развитые функции внимания и воображения, проявляющиеся в «степени активности мечты», направляющей личностно-профессиональное развитие. Среди интеллектуальных качеств доминируют интуиция и практичность мышления. Кроме того, очень хорошо развиты все виды памяти.
Характерологические особенности. Спортсменов-победителей отличают следующие черты характера:
— сильная воля;
— смелость;
— мужественность;
— инициативность;
— упорство, настойчивость;
— стойкость;
— доминантность;
— склонность к разумному риску;
— смелость в принятии и реализации решений;
— высокая самоорганизация;
— самостоятельность;
— умеренно выраженные акцентуации характера, имеющие позитивную направленность.
Особенности мотивации. Явно преобладает мотивация больших достижений, вероятно, являющаяся следствием природно обусловленной или умело сформированной высокой потребности в достижениях. Весьма сильна также мотивация самореализации и прогрессивного развития в выбранной сфере деятельности. Отмечена и способность
к самомотивации, служащая проявлением так называемого внутреннего допинга.
Особенности индивидуального и профессионального опыта. Опыт у испытуемых значительный и играет важную роль в их достижениях. Многие спортсмены-победители настроены на постоянное пополнение и приумножение своего опыта, для чего используют различные источники информации, в том числе анализ опыта других победителей. С большим опытом коррелирует большая работоспособность и внутренняя организованность. К характеристикам опыта победителей относится широта интересов и кругозора, а также стратегия деятельности развития, направленная на опережение.
Особенности направленности личности. Направленность выступает значимым отличием победителей. Важнейшие ее характеристики у спортсменов-победителей следующие:
— высокие личностные и профессиональные стандарты с устойчивой тенденцией к дальнейшему повышению и «расширению»;
— способность ставить и решать сверхзадачи;
— оптимистичность;
— патриотизм;
— жажда победы;
— честность, порядочность;
— новаторство;
— направленность на саморазвитие и самосовершенствование;
— высокая самооценка.
К представленному описанию добавим также высокий уровень субъектно-сти и конкурентоспособности.
Полученные нами результаты, в частности представленный выше обобщенный психолого-акмеологический портрет, могут быть широко применены на практике: позволят существенно улучшить отбор и тренировку спортсменов в целях подготовки настоящих победителей.
Дальнейшие психолого-акмеологи-ческие исследования победителей целесообразно развивать в направлении расширения объектного и методического пространства, выявления факторной структуры личности победителя и определения корреляционных связей.
Литература
1. Морита А. Sony: Сделано в Японии / При участии Э. М. Рейнголда, М. Симомура; пер. с англ. [О. Радыновой, С. Щеглова]. 3-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014. 288 с.
2. Суворов А. В. Наука побеждать. М.: Во-ениздат, 1980, 40 с.: ил.
3. Зазыкин В. Г. Особенности изучения акмеологического объекта и работы с ним // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 20-26.
4. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. М.: МПСИ, Воронеж: Мо-дэк, 2007. 245 с. (Б-ка психолога).
5. Жуина Д. В., Зазыкин В. Г., Майдокина Л. Г.
Психолого-акмеологические аспекты психологии победителя // Теория и практика физической культуры. 2015. № 4. С. 46-49.
6. Зазыкин В. Г., Смирнов Е. А. Психология и акмеология лидерства. М.: ЭЛИТ, 2010. 304 с.
Жуина Диана Валериевна - кандидат психологических наук, доцент, директор Научно-практического центра «Акмео-логический центр» Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. E-mail: [email protected]
Зазыкин Владимир Георгиевич — заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]