Научная статья на тему 'Концептуальные основания феномена «Библиотека»'

Концептуальные основания феномена «Библиотека» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИЗМ / САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ / МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гиндина Оксана Владимировна

В данной статье автор выявляет концептуальные основания феномена «библиотека » посредством представления последней как модели культуры. Определение таких сущностных оснований позволяет обозначить принципы организации деятельности современной библиотеки в контексте реализации ее миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания феномена «Библиотека»»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 021 Оксана Владимировна Гиндина

Челябинская государственная академия культуры и искусств

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «БИБЛИОТЕКА»

В данной статье автор выявляет концептуальные основания феномена «библиотека» посредством представления последней как модели культуры. Определение таких сущностных оснований позволяет обозначить принципы организации деятельности современной библиотеки в контекстереализации ее миссии.

Ключевые слова: библиотека, культура, социокультурное становление и развитие личности, гуманизм, саморазвитие человека, принципы деятельности библиотеки, миссия библиотеки.

Важнейшей чертой современной культуры является формирование информационного общества, сопровождающееся трансформацией механизмов культурной коммуникации. Такая ситуация обуславливает исследовательский интерес к библиотеке, более того, область изучения библиотеки усложняется и дополняется такими аспектами, как выявление уникальных ценностно-смысловых основ деятельности, определение критериев деятельности, качественных показателей результативности и т. д. В целом изменение социально-культурного контекста приводит к трансформации роли библиотеки в системе культуры, и, с одной стороны, требует реализации ею специфических функций и выработки адекватных современным условиям принципов организации деятельности, с другой, - выявления уникального предназначения библиотеки в системе культуры и определения сущностных оснований данного феномена.

Исторически библиотека является социокультурным институтом, реализующим функцию систематизации знания и встраивания его в определенную культурную модель. Это обеспечивает реализацию уникального предназначения библиотеки в системе культуры, состоящего в развитии человека посредством предоставления документального фонда, т. е. в содействии соцокультурному становлению личности, следовательно, в реализации гуманистической миссии.

Реализация этого назначения становится возможной прежде всего потому, что библиотека предоставляет пользователю не хаотично сформированный документальный массив, а систематизированную определенным образом совокупность текстов. Следовательно, можно говорить о ценностно-смысловых принципах, обеспечивающих встраивание новых документов в уже имеющиеся фонды библиотеки. Наличие ценностно-смыслового основания позволяет нам определять библиотеку в максимально широком смысле как модель культуры.

Об определении библиотеки как модели культуры говорит Ю. М. Лотман, Э. Кассирер, Т. Б. Маркова, А. В. Ванеев, С. Г. Матлина, М. Ю. Опенков, Б. Ф. Володин. П. Кар-штедт называет библиотеку выражением духа «социального целого», а структуру каталога - воплощением упорядоченного «духовного универсума культуры». Ю. М. Лотман определяет культуру как совокупность всей ненаследственной информации, способов

© О. В. Гиндина, 2012.

ее организации и хранения. С точки зрения семиотики, «культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [4. С. 673].

Э. Кассирер в предложенной им системе культуры представляет библиотеку как «целостность культуры», совокупность научного знания, мифа, религии, искусства и других форм мировоззрения. М. Ю. Опенков, рассматривая библиотеку как модель культуры, указывает на то, что последняя упорядочивает культурные ресурсы и устанавливает положение текста в различных культурных системах, т. к. является важнейшим моделирующим тексты механизмом. Это становится возможным посредством каталогов, которые с момента возникновения библиотеки являются отражением ценностных приоритетов культуры.

Организация библиотечных фондов как упорядоченной системы документов свидетельствует о том, что основным назначением библиотеки является предоставление возможностей для получения знаний и формирования духовно богатой личности. Это назначение реализуется через конфигуративную функцию, состоящую в подборе текстов пользователю в зависимости от их степени сложности, глубины рассмотрения проблемы и может быть определено как руководство чтением.

Указание на необходимость руководства чтением и отбор книг встречается в работе теолога Василия Кесарийского, М. В. Ломоносова (считал необходимым формировать фонды библиотек по принципу отбора наиболее важных для научной работы изданий),

Н. А. Рубакина (видел назначение библиотеки в служении «вечной истине» путем популяризации «лучших книг». На подобное назначение библиотеки указывает X. Ортега-и-Гассет: по мнению испанского философа, культурологическая роль библиотеки состоит прежде всего в «гигиене чтения», в отборе «достойного» чтения.

Необходимость такого отбора обусловлена тем, что человек живет в определенном пространственно-смысловом поле и не может самостоятельно ориентироваться в столь стремительно увеличивающемся массиве документов. Более того, культура может быть определена как «результат действия законов смыслообразования» [7. С. 8], а библиотека может быть представлена как модель культуры, воплощающая в себе эту логику смыслообразования посредством систематизации документов. Следовательно, в основании феноменов «культура» и «библиотека» может быть выделен общий смысл, состоящие в содействии социокультурному становлению и развитию личности.

Существование библиотеки предполагает возможность обращения к имеющимся в ней текстам, постоянную возможность саморазвития человека. Подтверждение этому находим в работах Аврелия Августина, который, рассуждая о благоустройстве мира, указывает на универсальную нравственную силу, приобщающую человека к книге и чтению, «ибо последние зависят от наших слов, которые без тех предшествующих обстоятельств не могли бы ни прийти на ум, ни быть высказаны и переданы потомству» [1].

Другой ученый, Н. Ф. Федоров указывает на то, что книги - «суть души писателей», а в основе самой библиотеки глубоко нравственные начала, заключающиеся в собирании книг с целью «воссоздания авторов» и воодушевления читателей.

Это свидетельствует о принципе развития личности, лежащем в основании библиотеки, являющейся моделью культуры. Выделяя данное назначение, необходимо отметить, что независимо от области знания, цель саморазвития состоит в преобразовании личностной картины мира, в реализации мировоззренческой функции, в формировании потребностей и интересов личности, основанных на определенных ценностных установках, а также в активизации механизмов возвышения духовных потребностей личности. Эти направления могут быть выделены в качестве приоритетных при разработке концепции деятельности современного библиотечного социокультурного института и выявлении его миссии в формирующемся информационном обществе.

Данные основания деятельности библиотеки предполагают не только усвоение индивидом совокупности знаний, но и формировние системы ценностей, не противоречащей общемировой. По мнению И. А. Ильина, без принятия общемировых ценностей человек не может быть высокодуховным, т. к. образованность без духовности делают человека не созидающей, а разрушающей силой [2. С. 107]. Следовательно, формирование системы ценностей и приобщение к знанию обеспечивают возможность саморазвития личности.

Однако при наличии множества текстов, человеку все сложнее находить источники, соответствующие его индивидуальным потребностям по содержательным, эмоциональным, знаниевым и другим параметрам. Поэтому развитие представляется успешным при условии подбора книги в зависимости от потребностей читателя, т. к. при наличии бесконечного множества книг каждый человек обращается в течение жизни лишь к их незначительной части; у каждого человека в течение жизни формируется перечень прочитанных им книг. Обращаясь к уже прочитанному или новому, человек исходит из своих потребностей и ищет «свою книгу», позволяющую ему двигаться по собственному пути развития. Это указывает на возможность подбора книг, максимально соответствующим потребностям конкретного пользователя.

Идея «своей книги» представлена в работе М. Мамардашвили «Психологическая топология пути». Автор говорит о том, что у каждого человека есть виртуальное «истинное сообщение», есть книга, которая написана специально для него, но которую он никогда не прочитает. Таким образом, книга существует реально, но для конкретного человека она является идеальной (следовательно, недостижимой). М. Мамардашвили, развивая идею «своей книги», «истинного сообщения», которое есть у каждого человека, приходит к выводу, что наличие такой книги свидетельствует о том, что в мире есть что-то, что действует «против человеческой ограниченности и против человеческой конечности» [5].

Таким образом, можно говорить о предоставлении доступа к знаниям (донаучным, художественным, обыденным, научным) и универсальном гуманистическом принципе развития личности как о концептуальных основаниях библиотеки.

Это обусловливает необходимость преобразования библиотеки в культурный центр, важнейшим приоритетом деятельности которого является гуманизм, заключающийся в идее саморазвития человека. Также обозначенное ранее понимание библиотеки как модели культуры предполагает выделение человекотворческой функции в качестве концептуального основания деятельности библиотеки в современной культуре. «Челове-котворчество» возможно через познание культурного многообразия и приобщения к системе общечеловеческих ценностей, что является условием формирования и развития морально здоровой личности.

Организация деятельности на этих принципах обеспечит максимальную возможность саморазвития читателя и поэтому может быть обозначена как наиболее соответствующая гуманистической миссии современного библиотечного социокультурного института и воплощающая концептуальные основания его деятельности.

Список литературы

1. Аврелий, Августин. О порядке [Электронный ресурс] / Аврелий Августин. -http:// aleteia.narod.ru/august/ordin.htm (дата обращения 8.01.2012).

2. Гарифуллина, Р. С. Приоритеты духовно-нравственного развития личности [Текст] / Р. С. Гарифуллина // Вестник МГУКИ. - 2006. -№4.- С. 103-107.

3. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 1 [Текст] / Э. Кассирер. - М. ; СПб. : Университетская книга, 2001. -271 с.

4. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство - СПб., 2000. - 704 с.

5. Мамардашвили, М. Психологическая топология пути [Электронный ресурс] / М. Мамардашвили. - mamardashvili_merab_psihologicheskaya_topologiya_puti.rtf (дата обращения 27.12.2011).

6. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета [Текст] / X. Ортега-и-Гассет. - М. : ГУ ВШЭ, 2010. - 144 с.

7. Пелипенко, А. А. Культура как система: структурная морфология культуры. Единство онто- и филогенеза. Ихоморфизм мышления и историко-культурной феноменологии [Текст] / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковленко. - М. : Языки русской культуры: Кошелев, 1998. - 271 с.

8. Рубакин, Н. А. Библиологическая психология [Текст] / Н. А. Рубакин. - М. : Академический проспект; Трикста, 2006. -613 с.

УДК 394

Екатерина ВладимировнаДаутова

Челябинская государственная академия культуры и искусств

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИМИДЖЕ ТЕРРИТОРИЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

В данной статье классифицируются основные подходы к осмыслению проблематики имиджа территорий, обобщается тематическая направленность исследований теоретической и прикладной направленности, осмысляется роль знаковых мероприятий в позиционировании имиджа территорий.

Ключевые слова: имидж, имидж территорий, регион, город, культура.

Очевидным симптомом современной культуры можно считать явно выраженную ориентацию на духовно-символическую составляющую культурного пространства, потребность осмысления не столько реально существующих объектов, сколько их конструируемых образов. В этой ситуации исследование имиджа оказывается значимой проблематикой, отражающей изменчивые реалии современности. Мир символических значений - имиджей - не подчиняется логике материальных вещей, у него своя логика, которую только предстоит познать в ракурсе философско-культурологического знания.

Города на сегодняшний день стали ключевым центром цивилизации третьего тысячелетия. С конца 70-х годов в качестве основополагающего фактора интенсивного развития выступают не формально-количественные показатели города (положение города, его величина, промышленные объемы, инфраструктура), сколько качественно-новые характеристики и возможности социально-культурного регулирования. Все больший интерес вызывает не столько то, чем является город в реально-повседневном взаимодействии, сколько то, каким он предстает на знаково-символическом уровне.

Вместе с тем, попытки подобного исследования зачастую носят прикладной, технологический характер. Тем не менее, в истории философско-культурологического знания, несмотря на отсутствие буквально выраженной тематики имиджа территорий, на наш взгляд, оформились направления и подходы, выступающие своеобразным «базисом» искомой исследовательской проблемы.

© Е. В. Даутова, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.