Научная статья на тему 'Концептуальные и проблемные аспекты развития теории экономики таможенного сервиса'

Концептуальные и проблемные аспекты развития теории экономики таможенного сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера таможенных услуг / сервисная экономико-управленческая система / государственная таможенная услуга / формализованная услуга / неформализованная услуга / услуга-решение / экономическое производство / потребительная стоимость / sphere of customs services / service economic and management system / state customs service / formalized service / informal service / service-solution / economic production / consumer cost

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Макрусев Виктор Владимирович, Новиков Владимир Егорович

В статье изложены концептуальные и проблемные аспекты развития теории экономики таможенного сервиса на базе синтеза экономического и управленческого подходов. Сделана попытка осмыслить представление о сфере государственных таможенных услуг как о сфере экономического производства, где основным продуктом труда должностных лиц таможенных органов является управленческое решение – решение-услуга. При этом сфера таможенных услуг рассмотрена как целостная уровневая экономико-управленческая система, а характеризующие ее аспекты – сервисный (сервисно ориентированный, клиенто-центричный и т. п.), экономический, управленческий, организационный, организационно-экономический и другие – могут изучаться как частные системы в контексте общесистемной постановки проблемы целостности. Синтез экономической и управленческой методологии в виде организационно-экономического подхода позволил сформулировать круг актуальных проблем, требующих разработки и являющихся приоритетными направлениями научных исследований в рамках паспорта специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and Problematic Aspects of the Development of the Theory of Economics of Customs Service

The article discusses conceptual and problematic aspects of development of the theory of the economics customs services based on the synthesis of economic and managerial approaches. An attempt made to comprehend the representation of the sphere of state customs services as a sphere of economic production, where the main product of the labor of officials of customs authorities is a management decision – a decision-service. At the same time, the sphere of customs services is considered as an integral level economic and management system, and the aspects characterizing it: service (service-oriented, customer-centric, etc.), economic, managerial, organizational, organizational and economic, etc., can be studied as private systems in the context of a system-wide statement of the integrity problem. The synthesis of economic and management methodology in the form of an organizational and economic approach made it possible to formulate a range of urgent problems that require development and are priority areas of scientific research within the framework of a specialty passport.

Текст научной работы на тему «Концептуальные и проблемные аспекты развития теории экономики таможенного сервиса»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

THEORY AND METHODOLOGY OF SOLVING ISSUES IN THE FIELD OF CUSTOMS SERVICES

УДК 338.46

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННОГО СЕРВИСА

М. В. Бойкова1, В. В. Макрусев1, В. Е. Новиков1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье изложены концептуальные и проблемные аспекты развития теории экономики таможенного сервиса на базе синтеза экономического и управленческого подходов. Сделана попытка осмыслить представление о сфере государственных таможенных услуг как о сфере экономического производства, где основным продуктом труда должностных лиц таможенных органов является управленческое решение -решение-услуга. При этом сфера таможенных услуг рассмотрена как целостная уровневая экономико-управленческая система, а характеризующие ее аспекты - сервисный (сервисно ориентированный, клиентоцен-тричный и т. п.), экономический, управленческий, организационный, организационно-экономический и другие - могут изучаться как частные системы в контексте общесистемной постановки проблемы целостности. Синтез экономической и управленческой методологии в виде организационно-экономического подхода позволил сформулировать круг актуальных проблем, требующих разработки и являющихся приоритетными направлениями научных исследований в рамках паспорта специальности.

Ключевые слова: сфера таможенных услуг, сервисная экономико-управленческая система, государственная таможенная услуга, формализованная услуга, неформализованная услуга, услуга-решение, экономическое производство, потребительная стоимость.

CONCEPTUAL AND PROBLEMATIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE THEORY OF ECONOMICS OF CUSTOMS SERVICE

M. V. Boikova1, V. V. Makrusev1, V. E. Novikov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article discusses conceptual and problematic aspects of development of the theory of the economics customs services based on the synthesis of economic and managerial approaches. An attempt made to comprehend the representation of the sphere of state customs services as a sphere of economic production, where the main product of the labor of officials of customs authorities is a management decision - a decision-service. At the same time, the sphere of customs services is considered as an integral level economic and management system,

© Бойкова М. В., Макрусев В. В., Новиков В. Е., 2023

and the aspects characterizing it: service (service-oriented, customer-centric, etc.), economic, managerial, organizational, organizational and economic, etc., can be studied as private systems in the context of a system-wide statement of the integrity problem. The synthesis of economic and management methodology in the form of an organizational and economic approach made it possible to formulate a range of urgent problems that require development and are priority areas of scientific research within the framework of a specialty passport.

Key words: sphere of customs services, service economic and management system, state customs service, formalized service, informal service, service-solution, economic production, consumer cost.

ВВЕДЕНИЕ

Экономики многих стран в последние десятилетия развивались на основе концепции постиндустриального общества. Результатом такого развития стало формирование нового непроизводственного сектора экономики, отличающегося от традиционно сложившихся секторов - производственного и сырьевого. Несмотря на то, что непроизводственный сектор не создает материальный продукт, он обеспечивает реализацию потребностей населения, производства, государства, общества и связан с потреблением и преобразованием материальных, информационных и иных ресурсов. Сущность непроизводственного сектора и особенности его экономики определяются широко, прежде всего содержанием, особенностями и объемом производимых услуг.

В соответствии с марксистской теорией [1] услуги, как и вещи (материальные продукты), представляют собой результат деятельности человека по созданию благ, средств удовлетворения своих жизненных потребностей и в качестве таковых обладают общей содержательной основой. Экономическое содержание - потребительская стоимость - как вещей, так и услуг заключается в способности удовлетворения потребностей людей. Следовательно, сущностные характеристики вещей и услуг с точки зрения экономического содержания совпадают. Различия между вещами и услугами следует искать не в экономическом содержании, а в их физической форме [2].

Обоснованно считается, что любая абстрактная экономическая система, стремящаяся обеспечить устойчивость и условия для развития, должна включать в свою структуру все три сектора экономики. На практике часто встречаются примеры нарушения баланса экономических секторов, что, как правило, в условиях изменения политических и социально-экономических факторов создает угрозы национальной экономике.

Исключение составляет сфера государственных услуг, оказывающая решающее воздействие на развитие всех экономических секторов и обеспечивающая потребности физических, юридических лиц, а также устойчивость и безопасность государства в целом. Сфера государственных услуг представляется как структурированное социально-экономическое пространство, функционирующее под направляющим воздействием системы государственного управления. В силу уров-невой организации и функциональной сегментированности системы управления соответствующим образом структурируется и сфера государственных услуг.

Уровневое представление сферы государственных услуг и ее функционально-и/или продукто-ориентированная сегментация позволяют в рамках данной статьи рассмотреть один из уровней сферы государственных услуг, а именно сферу услуг, предоставляемых таможенными органами, или сферу таможенных услуг.

Анализ научной литературы показал, что в исследованиях сферы государственных (в том числе и таможенных) услуг существует масса противоречий, фундаментально связанных с пониманием и определением экономической природы государственной услуги. Такие противоречия, как правило, продиктованы недостаточно обоснованной авторской позицией в отношении понятий «государственная функция» и/или «государственная услуга», «стоимость и потребительская ценность государственной услуги»; субъективным предпочтением при выборе методов оценки стоимости и ценности услуги (как со стороны производителя, так и со стороны получателя услуги), а также при определении показателей и критериев оценки предоставляемой услуги и ее качества.

Современный институт таможенного администрирования должен адекватно воспринимать природу российского рынка, обладать свойствами адаптации и самоорганизации, а также гибкими механизмами для их практической реализации. Такой институт должен быть целеустремлен к устойчивым позитивно развивающимся отношениям с бизнес-сообществом, к продуктивной конкуренции в сфере государственных услуг. Качество решения таких проблем определяется, прежде всего, инновационными идеями, наличием научно обоснованной теоретико-методологической базы, широкомасштабными исследованиями стратегических изменений в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, адекватными решениями по развитию теории и практики таможенного администрирования [3].

Фундаментальные изменения в развитии таможенного администрирования в условиях интенсивной цифровизации экономической среды направлены на обеспечение безопасности и содействие внешнеторговой деятельности и базируются на качественно новых подходах и инструментах, обеспечивающих их реализацию. Теоретико-методологическую платформу таких изменений составляет экономическая теория таможенного сервиса; инструментальную - существующая технологическая платформа администрирования, развиваемая до уровня интеллектуальной.

СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Сфера государственных услуг в современном мире обеспечивает сопровождение реализации экономических, социальных и производственных процессов путем воздействия на них через принимаемые решения, которые, в свою очередь, имеют управленческую природу.

Являясь связующим звеном на уровне межсубъектных, межорганизационных, межотраслевых отношений, сфера государственных услуг изменяет их, при этом сама также подвергается изменениям. Эти изменения связаны с перераспределением ресурсов между участниками отношений, трансформацией экономического

и технологического пространства, повышением требований потребителей к качеству услуг, неопределенностью внешней среды, противоречием между теоретическими представлениями и их практической реализацией.

Следует отметить, что сфера государственных услуг способствует изменениям во всех сферах экономики, что требует идентификации ее экономической природы. Современные научные исследования сферы услуг строятся на основе применения обширного спектра методологических приемов. Наиболее распространенными являются методологические приемы теории фирмы, институциональной теории, теории государственного управления, маркетинга и т. д.

В отечественной научной литературе последних лет активно позиционируется заимствование идей из концепции «нового государственного менеджмента». Основой данной концепции является перенос на государственные организации положений теории фирмы в ее неоклассической и неоинституциональной трактовке. Основные положения, привнесенные данной концепцией в практическую деятельность государственных организаций, сформированы на современном этапе в виде определения стандартов на услуги и количественного измерения целей государственных органов, оценки результатов и эффективности деятельности таких организаций; в смещении фокуса контроля с процессов получения результатов на их «выход» - государственные услуги; в ориентации на минимизацию издержек при заданных (измеренных) результатах [4].

Однако данная ситуация часто порождает критику как со стороны теоретиков, так и практиков государственного управления. «Суть дела состоит в том, что из производственной сферы в сферу государственного управления... не было перенесено ключевое понятие - продукт» [5]. Понятие «продукт» и стоящие за ним реалии выходов государственных функций стали центральными для методологии государственного администрирования.

Вместе с тем современные исследования показывают, что существует класс экономических и управленческих проблем, которые не могут быть решены в рамках прямого переноса идей теории фирмы и «нового государственного менеджмента». К числу таких проблем относят:

- целеполагание деятельности государственных организаций;

- выявление критериев достижения социальных целей;

- определение экономической природы и значения государственных услуг, оказываемых государственными органами;

- выполнение государственных функций, для которых «выход» сложно сформулировать в терминах сферы услуг, и т. д.

В частности, теория фирмы не рассматривает наличие неограниченного ресурса - административного, закрепленного в рамках институционального статуса государственной организации, а также нерационального - с экономической точки зрения, поведения экономических агентов. В свою очередь, теория «нового государственного менеджмента» закладывает в основу только экономическую эффективность деятельности и полностью устраняется от решения этических и многих социальных проблем общества.

Существенной проблемой применения концепции становится значительная сложность ее практического воплощения и теоретического обоснования в государственных организациях, решающих задачи, ориентированные, с одной стороны, на фискальные, правоохранительные, контрольно-надзорные функции, т. е. обеспечивающие экономическую безопасность государства и общества в целом, с другой - на конкретных экономических агентов (национальных производителей, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), конечных потребителей товаров), имеющих различные целевые установки, ценности и ресурсы. Единственным объединяющим звеном в таком случае служит сфера государственных услуг, а точнее, ее сервисное выражение, максимально ориентированное на удовлетворение потребностей каждого из потребителей.

Именно поэтому фокусом данного исследования является сфера государственных таможенных услуг, формируемая в результате деятельности таможенных органов и интерпретируемая с позиций сервисного подхода.

Очевидно, что таможенные органы как институты государственного администрирования являются непосредственными и/или опосредованными участниками экономической жизни страны. В контексте современных тенденций сервиси-зации государственного управления и представления сущности данного процесса как смещения «деятельности из сферы административного производства в сферу социально-экономической деятельности с целью максимизации потребительской удовлетворенности» [6] возникла тенденция к определению все выходов государственных функций как «государственные услуги», а их потребителей - как «клиентов» («пользователей»).

Однако из этого не следует, что отношение «таможенный орган - клиент» приобретают рыночный характер и могут полностью быть уподоблены другим производителям товаров и услуг. Из этого следует, что необходима более строгая постановка проблемы исследования сферы таможенных услуг, с опорой на:

- базовые методологии исследования экономической природы сферы услуг;

- общее представление таможенных органов (института таможенного администрирования) как экономической системы;

- анализ специфики таможенной услуги как результата деятельности такой системы.

теоретико-методологические подходы к исследованию сферы услуг

В научной литературе используется ряд синонимичных понятий, определяющих сферу услуг: непроизводительный сектор экономики, нематериальное производство, сфера обслуживания, деятельность в сфере услуг, сфера сервиса и т. д., что отражает различные методологические подходы к исследованию сферы услуг и особенности ее описания.

Анализ научных исследований в области теории экономики и управления в сфере услуг показывает, что большинство из них посвящено отраслевому, инфраструктурному и маркетинговому подходам, что создает существенную

разнородность представления о структуре и содержании сферы услуг, а также отношениях и интересах ее участников.

Одной из концепций, объединяющей разнородные подходы, в данном случае может служить концепция экономического производства как производительная деятельность, связанная с созданием добавленной стоимости, согласно которой все виды деятельности, выполняемые под контролем экономического агента, при которой осуществляются затраты ограниченных (экономических) производственных ресурсов, в том числе товаров и услуг, для создания иных товаров и услуг, относятся к экономическому производству. Это производство именно в экономическом, а не в технологическом смысле слова. Согласно этой концепции все виды деятельности по созданию товаров и услуг относятся к экономическому производству [7].

Использование концепции экономического производства как базисной для исследования сферы государственных услуг фокусирует взгляд на производстве, основанном на максимизации удовлетворения общественных потребностей. Результаты реализации данной концепции в сфере государственных услуг должны быть ориентированы на развитие национального производственного сектора и максимизацию производства продукции с использованием труда высококвалифицированных работников.

Данная концепция позволяет рассматривать сферу услуг как свободную обобщающую категорию, обозначающую часть экономики (экономической системы) и включающую все виды коммерческих и некоммерческих услуг.

С экономической точки зрения коммерческие услуги являются более прозрачной и предсказуемой категорией, с прогнозируемой величиной добавленной стоимости и полностью подчиняющейся законам спроса и предложения.

Иначе обстоит дело с некоммерческими услугами. Особенно сложной в теоретическом и психологическом плане становится проблема определения экономической сущности государственной услуги, в частности государственной таможенной услуги. Сложность заключается в строгом отнесении таможенной деятельности и ее результатов к экономическим, а государственного органа исполнительной власти, осуществляющего такую деятельность, - к экономическому производству. В связи с этим вопрос о роли и месте таможенных структур в формировании добавленной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, становится ключевым в исследовании сферы услуг как экономической системы.

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ - ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Определение роли и места таможенных органов в формировании добавленной стоимости - это поиск ответов на ключевые вопросы экономики относительно сферы услуг в целом, дополненный анализом базисной специфики ее деятельности1.

1 Базисная специфика деятельности - фундаментальная, неотъемлемая; заключается в том, что реализуемая таможенными органами деятельность имеет в значительной мере общественный, исторический характер.

К существенным критериям в понимании сферы услуг как вида экономической деятельности можно отнести следующие [8]:

- удовлетворение потребностей - ее восприятие в сознании потребителей и тех, кто выступает субъектом оказания услуг как системы, удовлетворяющей заявляемые потребности, формируемые в обществе и в его социально-экономическом пространстве;

- клиентоориентированность - ее построение на принципах социально ориентированного взаимодействия клиентов (потребителей), хозяйствующих и иных субъектов рыночных отношений;

- взаимовыгодное партнерство - ее взаимодействие с потребителями на принципах взаимовыгодного партнерства, нравственности, морали, этики, социальной справедливости и рационального ресурсного покрытия реализуемых действий, проектов и мер по повышению эффективности функционирования и развития сферы услуг;

- опережающее развитие - реализация ею функций в сфере услуг, расширяющихся под воздействием научно-технического прогресса и в результате появления новаций разного предназначения.

По нашему мнению, с методологической точки зрения вполне очевидно, что на основе данных критериев сфера таможенных услуг может быть определена как экономическая система. В более общей постановке такие системы, как сфера таможенных услуг, система таможенного администрирования, система таможенных органов, таможенный орган любого организационного уровня и др., - все это объекты исследования в поле экономической науки, где через абстракцию «экономическая система» мы можем оперировать такими экономическими понятиями, как результат, продукт (услуга), результативность, эффективность, организация, процесс, ресурсы и т. д.

Базисная специфика деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) связана с реализацией функций по контролю и надзору в сфере внешней торговли и призвана обеспечивать экономическую безопасность государства и содействие торговле для широкого круга потребителей услуг. Фундаментальный характер такой деятельности на современном историческом этапе адекватно трактуется согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), действующему в России с 2005 г.

В соответствии с международными стандартами деятельность таможенной службы включена в класс ОКВЭД 84 (Управление) и относится к разделу О -«Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» (ОКВЭД, 2023 - деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера, предоставление государственных услуг обществу1, а также деятельность в области обязательного социального обеспечения).

1 Выделено авторами.

Подкласс ОКВЭД 84.11 включает:

- законодательную и исполнительную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов исполнительной власти;

- управление и надзор за деятельностью в сфере налогообложения: управление налогообложением; сбор налогов, таможенных сборов и пошлин на товары и проверка случаев нарушения налогового и таможенного законодательства;

- управление таможенной деятельностью;

- администрирование доходов и расходов и контроль за этими видами деятельности;

- управление общими (гражданскими) исследованиями и стратегией развития;

- повышение эффективности государственного управления (ОКВЭД, 2023) и другие аспекты.

Опираясь на перечень видов деятельности в соответствии с ОКВЭД и «Положение о Федеральной таможенной службе», можно констатировать, что существенной особенностью (спецификой) природы сферы таможенных услуг является то, что она может олицетворяться не только с экономической категорией, но и с видами функций, определяющих содержание деятельности таможенных органов, - регулятивной, административной, контрольной (включая таможенные сборы, проверку случаев нарушения таможенного законодательства), надзорной и др., более широко - с управлением таможенной деятельностью или с государственным управлением.

На основе обобщения вышеизложенного можно утверждать, что все таможенные системы отражают как экономические, так и управленческие аспекты исследуемой сферы услуг. Другими словами, любая таможенная система есть сервисная экономико-управленческая система. В самом общем случае - это целостная уровневая экономико-управленческая система. Все составляющие ее подсистемы (или системы определенного уровня) - ФТС России, система таможенных органов, таможня и др. или характеризующие их аспекты деятельности - сервисный (сервисно ориентированный, клиентоцентричный и т. п.), экономический, управленческий, организационный, организационно-экономический, информационный и др. - все это частные системы, рассматриваемые в контексте общесистемной постановки проблемы целостности.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

В соответствии с терминологией общепринятой мировой практики предоставление пользователям (физическим лицам, бизнесу, обществу в целом, гражданину) продуктов деятельности государственных организаций определяется как производство и доставка государственных услуг. Таким образом, услуги - это

представленные «в явном виде выходы функций государственных организаций (результаты, продукты их деятельности)»1 [4].

Применительно к сфере государственных таможенных услуг достаточно приемлем подход, позволяющий выразить понятием «услуга» все выходы государственных функций и выделить следующие виды услуг:

- предоставляемые непосредственно гражданам (физическим или юридическим лицам) и имеющие прямой заявительный характер для исполнения;

- предоставляемые от имени граждан (в интересах государства и общества в целом) и не имеющие прямого заявительного характера. В данном случае под услугами понимаются выходы функций государственных органов, посредством которых выполняются обязательства государства перед гражданами страны. В рамках данного исследования в отношении этой категории услуг будет использоваться понятие «услуга-решение».

В первом случае рассматриваются формализованные таможенные услуги, исполняемые на основании запроса получателя услуги.

Во втором случае - все решения таможенных органов, ориентированные на сферу ВЭД и до настоящего момента не формализованные как государственные услуги. Целостность таких решений ориентирована на регулирование сферы ВЭД и обеспечение экономической безопасности государства, что позволяет рассматривать всю деятельность таможенных органов как общественную услугу. Единичные выходы государственных функций, представленные в виде решений и ориентированные на конкретных потребителей, позволяют отнести данные решения к сфере потенциальных услуг, но до настоящего времени не формализованных.

Сфера государственных таможенных услуг включает оба этих направления, что существенно усложняет и предмет, и научный аппарат исследования.

В силу того, что формализованная услуга может считаться экономическим результатом деятельности таможенных органов, а решение как неформализованная услуга относится к сфере государственного управления, доказываются и экономический, и управленческий аспекты исследуемой сферы.

Раскрывать экономическую сущность таможенной услуги как результата деятельности таможенных органов целесообразно и возможно через определение модели структуры сферы государственных услуг и взаимосвязь понятий «цель -средство - результат» - цепочку, позволяющую описать абстрактно любую деятельность, в том числе деятельность в сфере государственных услуг.

Сфера государственных таможенных услуг формируется при взаимодействии трех взаимосвязанных систем, составляющих структурную модель сферы услуг как метасистемы (рис.):

- системы производителя услуги (таможенных органов);

1 В нашем понимании функция - это внутренняя характеристика деятельности организации, а результаты (услуги, продукты), в зависимости от подходов к организации деятельности и детализации ее описания, - это промежуточный или конечный итог реализации функции или деятельности в целом.

- системы получателя услуги (клиента, потребителя);

- системы управления государственными таможенными услугами.

Рис. Модель сферы государственных услуг (общее представление)

Система управления государственными таможенными услугами является основным связующим звеном для взаимодействия систем получателя и производителя услуги (субъектных подсистем), вместе с тем служит объектом оценки, критерии которой кардинально отличаются у субъектов - получателя услуги и производителя услуги. К данной системе можно отнести платформы, обеспечивающие взаимодействие систем производителя и получателя услуги (цифровые платежные системы; систему личного кабинета участника ВЭД; систему общественных организаций в сфере таможенного дела - Общественный совет при ФТС России, Экспертно-консультативный совет и т. д.).

Каждая из систем субъектов имеет: собственный набор ресурсов; представления о ценности и стоимости услуги, системе ее оценок; уровень формализации процессов деятельности; технологический и информационный уровни развития, обусловливающие возможности взаимодействия. Кроме того, каждая из систем субъектов ориентируется на собственное представление важнейших экономико-управленческих категорий, таких как «цель - средство - результат».

Поскольку деятельность таможенных органов отнесена к сфере государственного управления, то с позиций теории управления она представляет собой интеллектуальный вид деятельности, результатом которой является управленческое решение, принимаемое путем преобразования основного ресурса - информации.

Соответственно, отвечая на ключевой вопрос экономики, что производить, можно утверждать, что таможенные органы производят решения, облекаемые (или не облекаемые) в форму государственной услуги, - «услугу-решение».

ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА, ЕЕ СУЩНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Ответ на вопрос, как производить «услугу-решение», позволяет рассматривать технологический и ресурсные аспекты деятельности таможенных органов и связан с пониманием Парето-эффективности. Как было отмечено выше, только административный ресурс в сфере государственных услуг является безграничным. В остальном же при реализации функций и производстве услуг приходится

учитывать ограничения бюджета, технологий, кадровых, информационных и иных видов ресурсов.

Формирование ответа на вопрос, как производить, является прерогативой «подсистемы производителя услуги» и основывается на его существующем ресурсном и технологическом уровне развития. Учитывая, что «подсистема производителя государственной услуги» относится к государственному сектору, можно утверждать, что велика вероятность отставания ресурсной и технологической базы от «подсистемы получателя услуги», что в практической плоскости создает определенные проблемы с оценкой результатов всей «системы производителя слуг», в то же время в теоретическом плане формирует перспективное направление для исследований.

В «подсистеме производителя услуг (решений)» формируются затраты ресурсов таможенных органов как на создание нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс оказания услуги, так и затраты непосредственно на создание и предоставление услуги (информационное, материально-техническое, кадровое обеспечение, создание комфортных условий и др.).

В целом суммарно эти затраты формируют стоимость государственной услуги. Как отмечает Е. А. Карловская, стоимость является объективной стороной ценности, экономической формой продукта, характеризующей его способность стать благом для потребителя [9]. При производстве государственной услуги характеристика ценности дает возможность определить совокупную стоимость ресурсов, необходимых для создания этой ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со стороны «подсистемы получателя услуг» существуют затраты на получение услуги и формирование формализованного запроса. Прежде всего, это затраты времени на поиск информации об услуге, на подачу запроса и ожидание услуги. В современных научных исследованиях затраты получателя услуги рассматриваются в основном через денежный эквивалент «потенциального потерянного дохода» с учетом среднечасовой заработной платы в регионе.

Однако следует отметить, что детализация затрат, их калькуляция и прямое денежное выражение как для получателя, так и для производителя услуги затруднены.

Снижение затрат в «подсистеме получателя услуги» возможно за счет коррекции базиса, обеспечивающего взаимодействие, - совершенствования «подсистемы управления», ее технологического, ресурсного и кадрового обеспечения на основе развития «обратной связи» от субъектных подсистем.

Ответ на следующий вопрос, для кого, - наиболее фундаментальный.

С позиции сервисной парадигмы индикатором успешной реализации идеи таможенного сервиса является удовлетворенность конечного потребителя качеством предоставляемых услуг. Исходя из того, что в модели потребителя услуг, предоставляемых таможенными органами, доминируют два потребителя (государство и бизнес - участники ВЭД), можно утверждать, что их цели (потребности), качество услуг (индикатор степени их достижения) и инструментальные средства, обеспечивающие достижение целей на соответствующем уровне

качества, - все это находится в целостной взаимосвязи, а регулирование существующих между ними отношений сущностно отражает механизм управления таможенным сервисом.

При этом цели-потребности государства заключаются преимущественно в обеспечении экономической безопасности страны, а цели-потребности бизнеса в таможенном секторе акцентированы на содействии торговле таможенными методами и средствами (средствами технологической платформы). В свою очередь, достижение целей осуществляется определенными инструментами и оценивается через качество таможенных услуг. В связи с этим можно утверждать, что механизм управления таможенным сервисом есть механизм управления качеством таможенных услуг, причем достижение требуемого уровня качества напрямую зависит от возможностей технологической платформы.

Поэтому ответ на вопрос, для кого производить решение, требует идентификации не только потребителя (клиента) государственных таможенных услуг, но и их потребностей. Немногочисленные исследования модели потребителя таможенных услуг [10] классифицируют потребителя на основании сервисно ориентированного подхода к таможенному администрированию. Опираясь на отличия услуг, представленных выше, к потребителям отнесены участники ВЭД, конечные потребители товаров, государство, общество в целом, национальные производители. Для каждого из них услуга будет обладать потребительной ценностью, что позволяет разграничить критерии оценок предоставления государственной услуги для каждого потребителя.

Терминология экономической теории позволяет более точно отразить экономическую сущность деятельности таможенных органов как сферы государственных таможенных услуг, в частности описать отличия видов деятельности в зависимости от предназначения результата, цели, характера производственных операций, орудий труда. Вместе с тем выделяются и общие черты, а именно предмет труда и результат труда.

Предметом труда любой интеллектуальной деятельности, в частности таможенной деятельности, служит информация. Она является основным ресурсом для выработки решения и выполняет функцию формирования информационного образа создаваемой ценности государственной услуги и элементом «обратной связи» от получателя услуги об уровне удовлетворенности качеством услуги.

Так, например, в условиях реализации «концепции разделенного таможенного контроля» потоки товаров и информация о товаре представляют собой параллельные, но взаимосвязанные потоки. Однако преобразование осуществляется только в отношении информационного потока (информации о товаре), что приводит к изменению его статуса. В свою очередь, статус товара определяет изменение его потребительной стоимости, при этом сам товар не претерпевает материально-вещественных изменений.

Опираясь на триаду прав собственности (право владения, право использования, право распоряжения) относительно перемещаемого через таможенную границу товара, можно констатировать, что статус товара для участника ВЭД до принятия

решения таможенным органом определяется только правом владения, т. е. исключается возможность реализации прав использования и распоряжения. После принятия положительного решения таможенным органом в отношении дальнейшего движения товара может быть реализована триада прав в полном объеме.

Изменение статуса происходит на основании принятого решения, которое является результатом деятельности по преобразованию информации или иначе -продуктом труда, также обладающего потребительной ценностью. Потребительная ценность решения-услуги заключается в реализации управленческих воздействий на внешнеэкономическую сферу путем формирования положительного социально-экономического эффекта для всех получателей услуг.

Таким образом, мы имеем дело с управленческим решением как услугой (услугой-решением), т. е. благом, получаемым всеми потребителями.

Как отмечает В. А. Косенко, ценность услуги заключается в том, что она изменяет состояние объекта, которому эта услуга предоставляется. «Услуга имеет ценность не столько в самой деятельности (в сервисе), а в своем результате, который материализовался в благе, слит с самим объектом и который в результате приобрел качественно и количественно новые характеристики» [11]. В случае примера с таможенным контролем новые характеристики приобретает товар (статус товара), в отношении которого могут быть реализованы все права собственности.

Соответственно, можно подойти к определению добавленной стоимости, создаваемой решением таможенных органов, - таможенной услугой. Это разница в потребительной стоимости до и после изменения статуса товара, основанная на изменении объема реализации прав собственности на товар. Следует отметить, что решения как результаты труда могут быть использованы самой системой, что обеспечивает процесс нормального функционирования, и могут быть направленными на внешнего клиента - юридическое или физическое лицо. Направленность решения на внешнего клиента удовлетворяет его потребности в изменении статуса товара для дальнейшего движения.

заключение

На базе синтеза экономического и управленческого подходов сделана попытка осмыслить представление сферы государственных таможенных услуг как сферы экономического производства, где основным продуктом труда должностных лиц таможенных органов является решение таможенного органа - решение-услуга.

Сфера таможенных услуг представлена как целостная уровневая экономико-управленческая система, а характеризующие ее аспекты - сервисный (сервисно ориентированный, клиентоцентричный и т. п.), экономический, управленческий, организационный, организационно-экономический и др. - могут изучаться как частные системы в контексте общесистемной постановки проблемы целостности.

Синтез экономической и управленческой методологии в виде организационно-экономического подхода позволяет сформулировать круг актуальных проблем, требующих разработки и являющихся приоритетными направлениями научных

исследований. Главные среди них вызваны достаточно противоречивыми факторами - эволюцией сферы ВЭД России, интересами государства по повышению эффективности экономики, обеспечению безопасности страны в условиях санкцион-ных ограничений, потребностями в конструктивном, взаимовыгодном сотрудничестве с мировыми экономическими, политическими и таможенными структурами.

По нашему мнению, комплекс наиболее актуальных научных проблем, требующих осмысления, грамотной постановки и соответствующего решения, содержит:

- проблемы развития теории и методологии экономики государственного и таможенного сервиса;

- проблемы разработки общей (единой) концепции сферы государственных таможенных услуг как целостной сервисной экономико-управленческой системы;

- проблемы исследования влияния таможенного администрирования на экономические индикаторы и процессы в сфере мировой торговли;

- проблемы оптимизации сектора внешнеторговой деятельности, повышения эффективности таможенного регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности России;

- проблемы адекватной оценки деятельности таможенных органов России, управления развитием таможенных институтов в контексте стратегических изменений;

- проблемы внедрения инновационных таможенных методов и технологий в условиях цифровизации экономики, необходимости обеспечения безопасности и содействия бизнесу в мировой торговле;

- проблемы теоретического и методологического обеспечения функционирования и развития сервисно ориентированных таможенных институтов, создания и внедрения высокотехнологичной платформы таможенного сервиса.

Для эффективной реализации идеи таможенного сервиса в цифровом пространстве изменений и адекватной инструментальной модернизации системы администрирования требуется также соответствующий механизм управления, применяемый как на этапе разработки инновационных инструментальных средств, так и в процессе их использования на практике.

Каждая из представленных проблем связана с исследованием слабо формализуемых объектов и процессов сложной социально-экономической природы, с принятием важнейших системных управленческих решений в сфере государственных таможенных услуг [12].

Общий замысел и разработка таких решений объединяют все направления исследования сферы государственных таможенных услуг, целостно отражая процессы таможенного регулирования и управления на единой теоретико-методологической и технологической платформе таможенного сервиса.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политическая литература, 1962. Т. 26. Ч. 1.

С. 413.

2. Токарев В. А. Исследование сущности услуги в экономическом мейнстриме // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/issledovanie-suschnosti-uslugi-v-ekonomicheskom-meynstrime.

3. Макрусев В. В. Таможенные услуги: маркетинг, регламентирование, управление: учебник. М.: Проспект, 2021. 400 с.

4. Савин С. С. Совершенствование управления государственными организациями: методологические и теоретические аспекты: монография. М.: РАГС, 2010. 162 с.

5. Барзилей М., Армаджани Б. Прорыв сквозь бюрократию // Классики теории государственного управления: американская школа / под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. М., 2003. С. 663.

6. Тамбовцев В. Стандарты государственных услуг (экономическая теория и российские реформы) // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 5-20.

7. Жильцов Е. Н., Казаков В. Н., Восколович Н. А. Экономика сферы платных услуг: учебник. Казань, 1996. 205 с.

8. Щепакин М. Б., Михайлова В. М. Сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 1.

9. Карловская Е. А. Сервисизация в секторе государственного управления: постановка проблем // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2011. № IV-2 (8). С. 8792.

10. Бойкова М. В., Макрусев В. В. Таможенное администрирование: теория, методология, практика: монография. М.: Проспект, 2023. 440 с.

11. Косенко В. А. О соотношении понятий «сервис» и «услуга» // Евразийское научное объединение. 2017. № 6. С. 1.

12. Макрусев В. В., Бойкова М. В., Любкина Е. О. Управление таможенным делом: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: Юрайт, 2024. 547 с.

информация об авторах

Бойкова Майя Владимировна - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: mayya.boykova@yandex.ru, тел.: 8 (926) 204-58-34;

Макрусев Виктор Владимирович - доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: makrusev@ mail.ru, тел.: 8 (910) 453-97-42;

Новиков Владимир Егорович - доктор экономический наук, профессор, начальник отдела исследования экономических и правовых проблем в таможенном деле научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: nic_215@mail.ru, тел.: 8 (498) 602-39-64.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов. для цитирования

Бойкова М. В., Макрусев В. В., Новиков В. Е. Концептуальные и проблемные аспекты развития теории экономики таможенного сервиса // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 9-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.