Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СЕРВИСНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СЕРВИСНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ / СИНХРОНИЗАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦИКЛОВ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова М.В.

В статье предложена и обоснована коммуникативная модель сервисно-ориентированного таможенного администрирования, базирующаяся на синхронизации воспроизводственных циклов субъектов таможенного администрирования. Воспроизводственный цикл рассматривается как базовая модель коммуникативного процесса между услугодателем и услугополучателем; в основе процесса - таможенная услуга, трансформирующаяся в рамках воспроизводственного цикла из продукта производства таможенных органов в производственный ресурс участника ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE MODEL OF SERVICE-ORIENTED CUSTOMS ADMINISTRATION

The article proposes and substantiates a communicative service-oriented model based on synchronization of reproduction cycles of the subjects of customs administration. The reproduction cycle is considered as the basic model of the communication process between the service provider and the service recipient; the process is based on the customs service, which is transformed within the reproduction cycle from a product of customs authorities into a production resource of a participant in FEA.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СЕРВИСНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СЕРВИСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Бойкова М. В.

БОЙКОВА Майя Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии, Люберцы, Российская Федерация. E-mail: m.boikova@customs-academy.ru

Аннотация. В статье предложена и обоснована коммуникативная модель сервисно-ориентированного таможенного администрирования, базирующаяся на синхронизации воспроизводственных циклов субъектов таможенного администрирования. Воспроизводственный цикл рассматривается как базовая модель коммуникативного процесса между услуго-дателем и услугополучателем; в основе процесса - таможенная услуга, трансформирующаяся в рамках воспроизводственного цикла из продукта производства таможенных органов в производственный ресурс участника ВЭД.

Ключевые слова: таможенная услуга, коммуникативная модель, воспроизводственный цикл, синхронизация воспроизводственных циклов, сетевое взаимодействие.

Для цитирования: БойковаМ.В. Коммуникативная модель сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Экономические системы. 2021. Том 14. № 2 (53). С. 12-19. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-2-12-19.

Введение

В связи с трансформацией модели государственного управления, ориентацией на своевременное и качественное предоставление услуг и сервисов коммуникациям отводится особая роль при организации взаимодействия государства и бизнеса. Существующие коммуникативные модели взаимодействия таможенных органов и бизнеса претерпевают существенные изменения, связанные прежде всего с цифровизацией коммуникаций; развитием трекинга, основанном на определении местоположения движущихся объектов; информатизацией и интеграцией всех бизнес-процессов как по вертикали, так и по горизонтали. При этом выбор направления трансформации коммуникационных моделей определяет возможности сокращения издержек, эффективного использования имеющихся ресурсов, что в конечном итоге позволяет организациям максимально эффективно решать стоящие перед ними задачи.

В основе предлагаемой коммуникативной модели заложена концепция сетевого взаимодействия, заменяющая иерархические коммуникации традиционного администрирования на новую форму коммуникаций - целевое взаимодействие субъектов. Такой способ построения коммуникаций позволяет взаимодействовать всем уровням субъектов в системе таможенного администрирования: таможенным органам как представителям государства; гражданам как представителям широкой общественности и потребителям товаров и услуг;

бизнес-структурам как экспертному сообществу и непосредственным потребителям таможенных услуг Вовлечение в сетевое взаимодействие широкого круга субъектов предполагает цифровизацию и интеграцию бизнес-процессов участников как по вертикали, так и по горизонтали.

Основная часть

Горизонтальная интеграция охватывает всю цепочку создания стоимости от производителей и поставщиков до конечных потребителей с учетом вклада каждого субъекта в формирование общественной ценности.

Вертикальная интеграция формирует отношения между субъектами, имеющими разный уровень административных полномочий. Прежде всего, это взаимодействие государства в лице таможенных органов и бизнеса, а также представителей института общественного контроля как экспертов и таможенных органов.

Преимущества такого взаимодействия очевидны. К наиболее значимым для государства относятся:

- возможности при оптимизации производства производить общественные блага для удовлетворения общественных потребностей;

- возможности повышения уровня доверия общества и бизнеса при вовлечении широкого круга заинтересованных лиц, целевых групп к принятию решений за счет прозрачности и предсказуемости действий;

- возможности координации действий и ресурсов государства для производства необходимых и качественных услуг;

- возможность популяризировать добросовестную практику ведения внешнеэкономической деятельности как конкурентное преимущество бизнеса.

Преимущества для участников внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД) как услугополучателей:

• возможность участвовать в формировании требований к таможенным услугам и сервису;

• минимизация издержек на администрируемые таможенными органами области взаимодействия;

• возможности получения преимуществ за счет получения статуса добросовестного участника ВЭД.

Информация в предлагаемой модели рассматривается как разновидность экономического блага и предмета обмена, представляющая ценность в силу проявления свойства - способности снижать уровень неопределенности и риска, материализуясь в различных процессах, предметах или средствах труда.

Реализация коммуникативной модели предполагает анализ действующих условий, факторов и тенденций развития взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД. Модель выстраивается на основе цифровой платформы взаимодействия, соединяющей информацию о людях, организациях, ресурсах в интерактивной экосистеме, и представляет собой многоуровневую многофункциональную систему организации информационного взаимо-

действия, состоящую из трех подсистем: ведомственной подсистемы (микро-), подсистемы целевых групп взаимодействия (мезо-) и макросистемы (табл. 1).

Таблица 1

Базовые компоненты коммуникативной модели сервисно-ориентированного таможенного администрирования (фрагмент)

Компонент Уровень подсистемы

подсистемы Микро- Мезо- Макро-

Коммуникация экономический ресурс Инструмент Общественное благо

Вид Внутриведомствен- Бизнес-коммуникации Социальные

коммуникации ные (целевые)

Каналы Внутриведомствен- Интернет; Порталы государ-

ные каналы связи - телефонная связь; ственных услуг;

внутренний контур; единая информационно- цифровые плат-

интернет - внешнии коммуникационная формы взаимо-

контур платформа действия

Объект Информация Информационные ресурсы; сетевые коммуникации Социально-экономические отношения по поводу сообщения

Результат Поддержание Изменение состояния; Изменение

функционирования изменение поведения ценности

Цель Координация; Адаптация к требованиям Устойчивое

контроль; внешней среды; функционирова-

принятие решений координация; контроль ние и развитие

Результат Снижение Снижение непроизводи- Эффективность

непроизводительных тельных издержек государственного

издержек ТО; участников ВЭД; управления

повышение скорости бесконфликтность;

принятия решений расширение коммуникационного поля

Критерии Показатели Опросы/ Рейтинги

ценки удовлетворенность

Эффект Производственный; Экономический; Социально-

экономический социальный экономический

Источник: составлено автором.

Микроуровень - внутриведомственные коммуникации. На данном уровне структура организационных коммуникаций представлена двумя видами:

1) в виде прямых и обратных связей субъектно-объектной системы. Целью является повышение управляемости системы за счет выработки актуальных управленческих решений;

2) в виде функциональных горизонтальных коммуникаций. Цель - обеспечение реализации бизнес-процессов на оптимальном для организации уровне.

Эффект, проявляющийся на данном уровне, можно расценивать как производственный, позволяющий существенно снизить уровень непроизводственных потерь за счет сокращения времени на поиск и анализ актуальной информации для принятия управленческих решений и скоординированности управленческих действий.

Мезоуровень. Уровень внешнего контура таможенного администрирования. В данном контуре существует сложное субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие.

Субъект-объектное (субъект - таможенный орган, объект - участник ВЭД) взаимодействие проявляется в директивном воздействии таможенных органов на участников ВЭД путем реализации административных функций таможенных органов в виде контрольно-надзорной деятельности, носящей принудительный характер, обязывающий участника ВЭД совершать определенные легитимные процедуры.

Субъект-субъектная коммуникация носит заявительный характер, относящийся к процессу получения государственной таможенной услуги (регламентированной или нерегламентированной), меняет статус участника ВЭД с «объекта» на «субъект». В результате возникает целевая коммуникация на уровне «субъект-субъект». На данном уровне субъект - участник ВЭД - является заказчиком и потребителем (услугополучателем) таможенной услуги, от потребностей которого зависит ориентация коммуникативного процесса на внутриведомственном уровне. В результате данного процесса удовлетворяются информационные потребности субъектов во внешнем контуре.

Субъект-субъектная коммуникация также возникает при взаимодействии таможенных органов с иными государственными органами и негосударственными (банками, страховыми компаниями) структурами при формировании комплексных услуг, расширяя коммуникационное поле за счет включения дополнительных субъектов и взаимодействия с ними, в том числе по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Сложность данного уровня объясняется:

- необходимостью ориентации на нескольких субъектов, каждый из которых имеет собственные цели;

- объект-субъектной трансформацией услугополучателя, требующей от всех субъектов регулярной актуализации информационных ресурсов.

Эффекты, появляющиеся на данном уровне, следует отнести к экономическим и социальным. Экономический эффект обусловлен снижением непроизводственных финансовых и временных потерь субъектов за счет доступа к информационным продуктам, ресурсам и услугам, максимально формализующим процесс принятия решений в системе сервисно-ориентированного таможенного администрирования.

Социальный эффект выражается через формирование лояльности субъектов при целевом взаимодействии, основанном на партнерских взаимоотношениях,

взаимной (допустимого уровня) открытости, а также распространении добросовестной практики ведения ВЭД как вида репутационного ресурса.

Социальный и экономический эффекты достигаются за счет синхронизации воспроизводственных циклов, исходя из одномоментности проявления различных его стадий для субъектов коммуникации.

Макроуровень. Уровень, объединяющий государство и государственные структуры, обладающие правами и компетенцией в сфере ВЭД; общество, состоящее из различных целевых групп; бизнес-сообщество, прямо или косвенно связанное со сферой ВЭД. Коммуникации рассматриваются как инструмент формирования институциональной среды через позиционирование условий взаимодействия государства, бизнеса и общества.

В качестве основы формирования коммуникативной модели с учетом уровне-вости субъектного состава, условий и факторов, влияющих на таможенное администрирование, и особенностей коммуникативного процесса на мезоуровне выбран воспроизводственный цикл.

В существующей модели заложен приоритет таможенного органа как услу-годателя. Единственным основанием актуализации коммуникативного процесса является таможенная услуга, существующая в регламентированном виде государственных таможенных услуг или в виде перспективных комплексных таможенных услуг. Воспроизводственные циклы каждого субъекта коммуникации преследуют собственную цель и в действующей модели пересекаются только на уровне синхронизации стадий «обмен - производство», т. е. производства услуги таможенным органом и распределением стоимости, созданной участником ВЭД в качестве оплаты таможенных формальностей. Коммуникации в остальных стадиях существующей модели не несут функциональную нагрузку и сформированы достаточно слабо.

Принципиальным отличием предлагаемой коммуникативной модели является закладывание приоритета функции услугополучателя как потребителя таможенной услуги, клиента государства.

Воспроизводственный цикл используется в качестве базовой модели коммуникативного процесса между услугодателем и услугополучателем. В основе процесса - таможенная услуга, трансформирующаяся в рамках воспроизводственного цикла из продукта производства таможенных органов в производственный ресурс участника ВЭД.

Опираясь на теорему согласования взаимодействия систем (любая система имеет собственную, присущую ей внутреннюю динамику, динамика системы определяется ее временным темпом и соответствующими параметрами, характеризующими разрешение различного рода проблемных ситуаций, связанных с функционированием или развитием [2]), смоделируем синхронизацию циклов двух взаимодействующих систем субъектов - системы таможенного администрирования (услугодателя) и системы участника ВЭД (услугополучателя) (табл. 2).

Таблица 2

Синхронизация стадий воспроизводственного цикла в коммуникативной модели

Субъект Стадии воспроизводственного цикла

Услугополучатель Потребление Производство Распределение Обмен

Услугодатель Производство Распределение Обмен Потребление

Процесс взаимодействия - коммуникативный процесс - будет согласованным, если его временной темп согласован с временным темпом взаимодействующих систем по каждой стадии воспроизводственного цикла.

«Потребление» - конечная стадия воспроизводственного цикла. «Потребление» таможенной услуги для услугополучателя рассматривается не как конечная цель, а как ресурс для дальнейшей производственной деятельности. Формируются реальные условия для дальнейшей стадии «производства». В отличие от материального производства и части услуг, связанных с физическим преобразованием объектов, потребление таможенных услуг не способствуют «разрушению полезности». Напротив, с «потреблением» связано производство в рамках дальнейшей деятельности услугополучателя. Одномоментно услугодатель находится в стадии «производства» услуг, т. е. преобразования информации в информационный продукт.

Соответственно, «потребление» таможенной услуги (как производственного ресурса) формирует дальнейший производственный процесс услугополучателя, актуализируя для него стадию «производства», а для услугодателя - дальнейшую стадию «потребления», тем самым формируя ценность для услугодателя.

Стадия «производства». Таможенная услуга на данном уровне рассматривается в рамках стадии «распределения» для услугодателя, на которой происходит обмен информацией с услугополучателем, осуществляющим производственный процесс. На данной фазе происходит распределение ценности между обществом, государством и бизнесом. Данный процесс основан на прозрачности деятельности участника ВЭД.

Стадия «распределения» со стороны услугополучателя синхронизируется со стадией «обмена» услугодателя. Услугодатель реализует «обмен» путем преобразования информационного продукта в услугу.

«Распределение», в свою очередь, формирует потоки товаров, денежных средств, информации о товарах и выражается в различных формах расчетов с субъектами администрирования, тем самым формируя условия для реализации потребительной и общественной ценности.

Стадия «обмена» как форма общественной связи услугополучателя с услуго-дателем синхронизируется со стадией «потребления» услугодателя. На данном этапе потребляется (предоставляется) информация о деятельности участника ВЭД, формируется модель потребностей участника ВЭД как услугополучателя.

Заключение

Таким образом, предлагаемая коммуникативная модель в условиях цифровой трансформации позволит развивать сетевое взаимодействие субъектов таможенного администрирования путем интеграции изолированных технологий в общую среду, позволяющую отслеживать процессы удаленно в реальном времени и управлять процессом предоставления таможенных услуг на основе синхронизации воспроизводственных циклов с минимальными затратами для всех участников процесса и возможностью привлечения экспертного сообщества.

Источники

1. Грабова О.Н. Экономические отношения и общественные блага. Кострома: Изд-во КГУ им. А. Некрасова, 2005. С. 12-15.

2. Макрусев В.В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (ч. 19). С. 1239-1242.

3. Бойкова М.В., Кушнир А.С. Направления развития таможенного администрирования в условиях цифровизации // Теория и практика экономики и предпринимательства: Материалы XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции: Сборник. Симферополь: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2020. С. 25-29.

COMMUNICATIVE MODEL OF SERVICE-ORIENTED CUSTOMS

ADMINISTRATION

Boykova M.V.

BOYKOVA Majya Vladimirovna - Ph.D. in pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of management of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia. E-mail: m.boikova@ customs-academy.ru

Abstract. Thearticleproposesandsubstantiatesacommunicativeservice-oriented model basedon synchronization of reproduction cycles of the subjects of customs administration. The reproduction cycle is considered as the basic model of the communication process between the service provider and the service recipient; the process is based on the customs service, which is transformed within the reproduction cycle from a product of customs authorities into a production resource of a participant in FEA.

Keywords: customs service, communicative model, reproduction cycle, synchronization of reproduction cycles, network interaction.

For citation: Boykova M.V. Communicative model of service-oriented customs administration. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 2 (53). P. 12-19. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-2-12-19.

References

1. Grabova O.N. Economic relations and public goods. Kostroma: Publishing House of the KSU named after A. Nekrasov, 2005. P. 12-15.

2. Makrusev V.V. Service-oriented customs regulation: ideas, institutions, management. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. 2017. No. 12 (part 19). P. 1239-1242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Boykova M.V., Kushnir A.S. Directions of development of customs administration in the conditions of digitalization // Theory and practice of economics and entrepreneurship: Materials of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation: Collection. Simferopol: V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 2020. P. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.