Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФТС РОССИИ / СЕРВИС / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова М.В.

В статье исследованы вопросы участия общественных институтов в развитии таможенного администрирования. Проведен анализ существующей зарубежной практики применения института общественного контроля как инструмента формирования взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. Проанализирована деятельность Общественного совета при ФТС России как общественного института. Рассмотрен вклад Общественного совета при ФТС России в развитие таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPROVEMENT OF PUBLIC INSTITUTIONS AS A TOOL FOR ENSURING EFFECTIVE INTERACTION BETWEENTHE CUSTOMS SERVICE AND THE BUSINESS COMMUNITY

The article examines the issues of participation of public institutions in the development of customs administration. The analysis of the existing foreign practice of using the institution of public control as a tool for the formation of interaction between public authorities and business. The activity of the Public Council under the FCS of Russia as a public institution is analyzed. The contribution of the Public Council under the FCS of Russia to the development of customs administration is considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА»

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

Бойкова М.В.

БОЙКОВА Майя Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии, г Люберцы, Российская Федерация. E-mail: m.boikova@customs-academy.ru

Аннотация. В статье исследованы вопросы участия общественных институтов в развитии таможенного администрирования. Проведен анализ существующей зарубежной практики применения института общественного контроля как инструмента формирования взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. Проанализирована деятельность Общественного совета при ФТС России как общественного института. Рассмотрен вклад Общественного совета при ФТС России в развитие таможенного администрирования.

Ключевые слова: взаимодействие, общественный институт, Общественный совет при ФТС России, сервис, таможенное администрирование, таможенные услуги.

Для цитирования: Бойкова М.В. Формирование и совершенствование общественных институтов как инструмента обеспечения эффективного взаимодействия таможенной службы и бизнес-сообщества // Экономические системы. 2021. Том 14. № 1 (52). С. 31-39. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-31-39.

Введение

Современный этап реформ государственного администрирования, осуществляемых в России, и реформ государственного управления, проводимых в разных странах мира, характеризуется тенденцией смены традиционных способов администрирования (опирающихся на правила и авторитет) на новые, содействующие развитию конкуренции и рыночным отношениям. Ключевой аспект концепции нового государственного управления (концепции сервисного государства) - это ориентация деятельности органов власти на удовлетворение запросов граждан как базовой ценности.

Основная часть

Проведенный анализ научных исследований в области изучения способов администрирования позволил выявить смену парадигм формирования сервиса в системе государственного администрирования, представленных в табл. 1.

Реализация парадигмы административной цивильности создает возможности для формирования высокого уровня административной культуры и этики, дебюрократизации государственной службы [1. С. 60].

Таблица 1

Парадигмы формирования сервиса в государственном администрировании

Парадигма Фокус парадигмы Инструменты реализации парадигмы

Парадигма административной цивильности Предоставление услуг населению и развитие социальных направлений деятельности органов государственной власти Административная корпоративная культура. Корпоративная этика. Дебюрократизация

Парадигма административной ответственности Привлечение общественности к решению проблем и подотчетность государственного аппарата обществу Формирование общественных советов. Развитие форм обратной связи. Позиционирование. Оценка «клиентом» деятельности государственного органа

Парадигма административной экономики Эффективные рыночные инструменты и механизмы Менеджмент. Бюджетирование

Постбюрократическая парадигма Клиент. Клиентоориентированность. Продукт - услуга Маркетинг. Менеджмент

Как отмечено Лобановым В.В., «парадигма административной ответственности провозгласила идею подотчетности государственного аппарата обществу и необходимости большего привлечения населения к решению общественных проблем» [2. С. 53-54].

Парадигма административной экономики направлена на широкое применение рыночных механизмов в системе государственного управления.

Постбюрократическая парадигма полностью опирается на инструменты маркетинга и менеджмента для минимизации затрат государства и общества при сохранении устойчивого функционирования государственной системы.

Проведенное исследование показывает, что состояние системы государственного администрирования в Российской Федерации отражает переход к практической реализации парадигмы административной ответственности, отличающейся активным привлечением общественности к решению проблем. Совокупность идей рассматриваемого направления управленческой и экономической мысли акцентирует внимание на необходимости формирования общественных институтов как индикатора реализации концепции сервисного государства.

Формирование общественных институтов в таможенном администрировании отражает необходимость трансформации подходов к организации взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества на основе требований

международных стандартов и с учетом современных тенденций развития государственного управления, менеджмента и маркетинга. Важно при этом также использовать опыт лучших зарубежных практик таможенного администрирования, способствующих развитию конкурентной экономической среды на основе добросовестной практики ведения ВЭД. Эти общественные институты формируют среду, в которой вырабатываются общие правила, мораль и право.

Как отмечает в своих исследованиях Зайковский В.Н., для данного этапа государственного управления характерны следующие особенности:

• социальная ориентация целей государства, учитывающих интересы и потребности общества;

• степень удовлетворенности граждан качеством оказываемых услуг рассматривается как основной показатель эффективности государственного управления;

• реализация принципов понятности, открытости и подотчетности;

• должный уровень сервиса при получении гражданами государственных услуг [3. С. 30-35].

Одним из лидеров реализации данного направления является Федеральная таможенная служба, провозгласившая свою миссию в Стратегии развития до 2030 года, - «содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности» [4].

Реализация обозначенной миссии возможна только при гибком подходе к решению проблем таможенного администрирования, ориентированном на взаимодействие с участниками ВЭД как экспертным сообществом. Такой подход позволяет сформировать устойчивую обратную связь с органами государственной власти, достичь баланса интересов и повысить гражданскую активность референтных групп, рассматривая их как экспертное сообщество в вопросах ведения бизнеса в сфере внешней торговли.

Действенным механизмом формирования обратной связи с общественностью служит институт общественного контроля за деятельностью органов государственной власти как одно из важнейших направлений взаимодействия гражданского общества и государства.

Развитие взаимодействия гражданского общества и государства строится на основе документов международного, национального и ведомственного уровней, создающих благоприятные условия для ведения бизнеса в сфере внешней торговли. Основные документы, регулирующие взаимодействие таможенных органов и бизнеса, представлены в табл. 2.

В настоящее время в РФ выделяют несколько основных видов взаимодействия таможенных органов и бизнеса:

1. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля.

Таблица 2

Документы, регулирующие взаимодействия таможенных органов и бизнеса

Название документа Характеристика

Киотская конвенция [5] Упрощение и ускорение совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля

Рамочные стандарты по обеспечению безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE) [6] Опора 2. «Таможня - бизнес-сообщество». Стандарт 1. Партнерство (УЭО - таможенный орган). Стандарт 2. Коммуникация (регулярное обсуждение вопросов, представляющих взаимный интерес)

Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г. [7] Совершенствование таможенного администрирования, сокращение издержек для участников ВЭД. Автоматизация процессов

Стратегия развития таможенной службы до 2030 г. [4] Принципы: - клиентоориентированность и бесконтактность; - обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности

Таможенный кодекс ЕАЭС [9] Статья 363. Взаимоотношения таможенных органов с участниками ВЭД, УЭО и лицами, осуществляющими деятельность в сфере ВЭД

2. Оказание государственных таможенных услуг (информирование и консультирование, ведение реестров, выдача предварительных решений о классификации и стране происхождения товара).

3. Организация мероприятий по решению текущих задач, входящих в компетенцию таможенного органа (экспертно-консультативные советы, Общественный совет при ФТС России и т. д.).

Наиболее активным элементом системы общественного контроля на ведомственном уровне является Общественный совет при ФТС России, который выступает в качестве:

- субъекта общественного контроля за деятельностью ФОИВ;

- инструмента реализации Рамочных стандартов SAFE;

- инструмента, обеспечивающего открытость органа власти;

- инициатора мероприятий, направленных на решение текущих проблем в сфере таможенного дела.

Учитывая значимость данной структуры в современном таможенном администрировании, Общественный совет при ФТС России можно рассматривать как социальный институт взаимодействия власти и бизнеса.

Зарубежная практика создания и функционирования подобных общественных институтов достаточно разнообразна и включает такие формы взаимодействия, как:

- международные таможенные форумы. Они организуются ежегодно с участием крупнейших бизнес- и отраслевых ассоциаций, банковского сектора. Проводятся организациями, осуществляющими деятельность в сфере ВЭД (Россия, Франция);

- консультации и бизнес-семинары. Проводятся как для действующих уполномоченных экономических операторов, так и для кандидатов, желающих получить этот статус (Турция, Израиль, Уругвай);

- консультативные советы. Рассматривают специализированные вопросы в сфере ВЭД (Ирландия, Бразилия, Россия);

- круглые столы и конференции по таможенно-деловому партнерству. (Австралия, Нидерланды).

В российской практике развития института общественного контроля на уровне ФТС России решается комплекс задач, связанных с реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

За период 2018-2019 гг. Общественным советом при ФТС России обсуждены общественно значимые вопросы и проблемы. Наиболее значимые вопросы, рассмотренные указанным советом, представлены в табл. 3 [8].

Таблица 3

Вопросы, рассмотренные на Общественном совете при ФТС России с 2018 по 2019 г.

Период Вопросы

2018-2019 гг. О ходе работы по реформированию системы таможенных органов, созданию сети электронных таможен и центров электронного декларирования - проблемы контроля количества деклараций, выпускаемых одним инспектором. При достижении критических параметров принимать меры оперативного реагирования. О состоянии работы по социальному обеспечению должностных лиц таможенных органов. Проект Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 г. Проект Программы ФТС России по профилактике совершения правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, на 2019-2020 гг. Ход реализации Плана действий ФТС России по реализации задач, поставленных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Формирование оценок и мнений о деятельности таможенной службы - необъективность оценки Всемирным банком изменений, происходящих в таможенной службе России

Результаты деятельности Общественного совета при ФТС России позволили выйти на новый уровень взаимодействия, создать площадку для актуального диалога государства и бизнеса, обеспечивая возможность реализации миссии и стратегических ориентиров развития таможенной службы. Основные результаты деятельности Общественного совета заключаются в следующем:

1. Сформированы основы конструктивного взаимоотношения Общественного совета и ФТС России.

2. Участие Общественного совета при ФТС России и разработка им предложений при подготовке программ и проектов стратегически важных документов, регулирующих деятельность таможенной службы.

3. Внедряются новые форматы взаимодействия, оперативно решающие возникающие проблемы в ходе цифровизации таможенных операций, что позволяет снять остроту проблем бизнеса и найти точные технологические решения ФТС России.

4. Контролируется ситуация в регионах (проводятся встречи с сотрудниками региональных таможенных управлений и представителями предпринимателей из этих регионов.

5. Ведется активное участие председателя и членов Общественного совета при ФТС России во всех общественно-значимых форумах и конференциях, проводимых в Российской Федерации, на которых в числе прочих обсуждаются вопросы, затрагивающие таможенную и внешнеэкономическую сферы (Гайдаровские чтения, Санкт-Петербургский международный экономический форум, Московский международный финансовый форум, Международный таможенный форум, Конференция ассоциации европейского бизнеса).

6. Внедрены принципы информационной открытости и прозрачности, расширены форматы взаимодействия. На постоянной основе развиваются действенные механизмы оперативного реагирования на обращения граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества по существу поставленных в обращениях вопросов.

7. Создана и работает группа экспертов для выполнения информационной и аналитической работы по оценке, прогнозированию, планированию и поиску максимально эффективных путей разработки различных программ деятельности ФТС России, включая Стратегию развития таможенной службы РФ до 2030 г. [8].

Общественный совет стал площадкой для построения конструктивного диалога между ФТС России и бизнесом, одновременно контролируя работу самой таможенной системы [8].

Заключение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что формирование общественных институтов создает условия для эффективного взаимодействия государства и бизнеса, является распространенной практикой, позволяющей максимально быстро получать информацию от участников ВЭД и совместно вырабатывать решения на основе баланса интересов государства и бизнеса.

Такое плодотворное взаимодействие формирует благоприятные условия для обмена информацией в системе таможенного администрирования. Своевременная и точная информация о существующих проблемах способствует их оперативному решению таможенными органами.

В условиях развития цифровой экономики возникает уникальная возможность развития общественных институтов на основе использования современных технологий. Платформенные цифровые решения становятся площадками взаимодействия референтных групп и государства, обеспечивая на основе сетевой модели новую форму коммуникаций - целевое взаимодействие. Такой способ построения коммуникаций позволяет государству:

- повышать уровень доверия общества государству и бизнесу за счет вовлечения широкого круга заинтересованных лиц и референтных групп к принятию решений;

- формировать экспертную среду для решения проблем таможенного администрирования, действующую на принципах открытости, понятности и подотчетности;

- скоординировать действия и ресурсы государства на производство необходимых и качественных услуг;

- формировать институциональную среду взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества на основе позиционирования добросовестной практики ведения бизнеса как единственно возможного способа обеспечения конкурентоспособности участников ВЭД.

Участникам ВЭД как услугополучателям это дает возможность:

участвовать в формировании требований к таможенным услугам и сервису;

минимизировать издержки на администрируемые таможенными органами области взаимодействия.

Опираясь на представленные результаты исследования, можно утверждать, что социальный институт общественного контроля - эффективный инструмент формирования взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества. Развитие и совершенствование данного института должно следовать общей траектории развития государства - цифровизации, способствующей повышению конкурентоспособности государства, укреплению безопасности государства, улучшению доступности и качества таможенных услуг на основе эффективного диалога с экспертным бизнес-сообществом.

Источники

1. Савин С.С. Совершенствование управления государственными организациями: методологические и теоретические аспекты: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2010.

2. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб., 2004. С. 53-54.

3. Зайковский В.Н. «Сервисное государство»: новая парадигма или современная технология государственного управления // Дайджест-финансы. 2014. № 3. URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 10.12.2020).

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 564952866 (дата обращения: 02.02.2021).

5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901082 (дата обращения: 02.02.2021).

6. Резолюция СТС/ВТамО о Рамочных стандартах по обеспечению безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE). URL: http://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B9 600B3E94F37C663 (дата обращения: 02.02.2021).

7. О решении коллегии ФТС России от 25.05.2017 «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»: Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 (дата обращения: 12.02.2021).

8. Официальный сайт Общественного совета при ФТС России. URL: http://osfts.ru (дата обращения: 10.02.2021).

9. Таможенный кодекс Евразийского таможенного союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (дата обращения: 12.02.2021).

FORMATION AND IMPROVEMENT OF PUBLIC INSTITUTIONS AS A TOOL FOR ENSURING EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN THE CUSTOMS SERVICE AND THE BUSINESS COMMUNITY

Boykova M.V.

BOYKOVA Mayya Vladimirovna - Ph.D. in pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of management of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia. E-mail: m.boikova@ customs-academy.ru

Abstract. The article examines the issues of participation of public institutions in the development of customs administration. The analysis of the existing foreign practice of using the institution of public control as a tool for the formation of interaction between public authorities and business. The activity of the Public Council under the FCS of Russia as a public institution is analyzed. The contribution of the Public Council under the FCS of Russia to the development of customs administration is considered.

Keywords: interaction, public institution, Public council under the FCS of Russia, service, customs administration, customs services.

For citation: Boykova M.V. Formation and improvement of public institutions as a tool for ensuring effective interaction between the customs service and the business community. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 1 (52). P. 31-39. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-31-39.

References

1. Savin S.S. Improving the management of state organizations: methodological and theoretical aspects: Monograph. M.: RAGS Publishing House, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Lobanov V.V. State management and Public policy: A textbook. St. Petersburg, 2004. Р. 53-54.

3. Zaykovsky V.N. «Service state»: a new paradigm or modern technology of public administration. Digest-finance. 2014. No. 3. URL: http://elibrary.ru (accessed: 10.12.2020).

4. The development strategy of the customs service of the Russian Federation up to 2030: the Decree of the RF Government from 23.05.2020 No. 1388-R. URL: http://docs.cntd.ru/ document/564952866 (accessed: 02.02.2021).

5. International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures from 18.05.1973. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901082 (accessed: 02.02.2021).

6. Resolution STS/WCO Framework of standards to ensure the secure and facilitate global trade (SAFE). URL: http://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663 (accessed: 02.02.2021).

7. On the decision of the Board of the FCS of Russia of 25.05.2017 «On the Comprehensive Development Program of the FCS of Russia for the period up to 2020»: Order of the FCS of Russia of 27.06.2017 No. 1065 (accessed: 12.02.2021).

8. Official website of the Public council under the FCS of Russia. URL: http://osfts.ru (accessed: 10.02.2021).

9. Customs Code of the Eurasian Customs Union (Annex No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union of 11.04.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315 (accessed: 12.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.