Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛОКЧЕЙН / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна, Губарев Дмитрий Владимирович

В статье проанализирован практический опыт внедрения в деятельность ФТС России инноваций при администрировании импортных операций. С целью повышения качества таможенного администрирования авторами предложена инновационная модель осуществления таможенного администрирования на основе блокчейн платформы с учетом существующей нормативной правовой базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DIGITAL TRANSFORMATION OF CUSTOMS ADMINISTRATION

The article considers the practical experience of introducing innovations into the activities of the Federal Customs Service of Russia while managing import operations. In order to improve the quality of customs administration, the authors proposed an innovative model for the implementation of customs administration based on a block chain platform, taking into account the existing regulatory legal framework

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

УДК 339.543

к вопросу о цифровой трансформации таможенного администрирования

Бойкова Майя Владимировна

Российская таможенная академия, заведующий кафедрой управления, канд. пед. наук, доцент, e-mail: mayya.boykova@yandex.ru

Губарев Дмитрий Владимирович

Главное организационно-инспекторское управление ФТС России, главный инспектор отдела инспектирования деятельности таможенных органов, старший лейтенант таможенной службы; Российская таможенная академия, аспирант 3 курса кафедры управления, e-mail: kot-ctu@yandex.ru

В статье проанализирован практический опыт внедрения в деятельность ФТС России инноваций при администрировании импортных операций. С целью повышения качества таможенного администрирования авторами предложена инновационная модель осуществления таможенного администрирования на основе блок-чейн-платформы с учетом существующей нормативной правовой базы

Ключевые слова: таможенное администрирование; цифровая трансформация; инновация; инновационная деятельность; блокчейн; таможенное регулирование

ON THE ISSUE OF DIGITAL TRANSFORMATION OF CUSTOMS ADMINISTRATION

Boykova Maya V.

The Russian Customs Academy, Head of the Department of Management, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: mayya.boykova@yandex.ru

Gubarev Dmitry V.

Chief Inspector of the Customs Inspection Department of the Main Organizational and Inspection Department of the Federal Customs Service of Russia, Senior Lieutenant of the Customs Service, 3rd-year postgraduate student of the Department of Management of the Russian Customs Academy, e-mail: kot-ctu@yandex.ru

The article considers the practical experience of introducing innovations into the activities of the Federal Customs Service of Russia while managing import operations. In order to improve the quality of customs administration, the authors proposed an innovative model for the implementation of customs administration based on a block-chain platform, taking into account the existing regulatory legal framework

Keywords: customs administration; digital transformation; innovation; innovation activity; block chain; customs regulation

Для цитирования: Бойкова М.В., Губарев Д.В. К вопросу о цифровой трансформации таможенного администрирования // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2 (78). С. 69-73.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития государства является осуществление цифровой трансформации государственного управления с помощью применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Современные системы государственного управления развиваются с использованием потенциала информационных технологий. Динамика использования информационных технологий отражена в документах стратегического характера и позволяет систематизировать эволюцию государственного управления, проявляющуюся, по мнению авторов, последовательностью стадий:

1. Электронное правительство.

2. «Открытое» правительство.

3. «Умное» правительство.

Необходимо отметить, что данные стадии отражают логику и динамику информационно-технологического развития общества. А государство является инициатором и движущей силой внедрения прорывных информационных технологий

в практику государственного управления. В связи с этим термины и явления, характеризующие стадии развития государственного управления, относящиеся к области информационных технологий, рассматриваются в контексте перспективных разработок, «инноваций», улучшающих качество жизни населения, способствующих экономическому росту, повышению уровня защиты данных, удобству пользователей и безопасности государства.

Для каждой стадии характерны превалирующая модель управления, технологические и информационные доминанты, способы реализации инноваций в прикладных сферах деятельности.

Так, для стадии «электронного правительства» характерна превалирующая административная модель управления, реформирование которой заключается во внедрении процессов и технологий, направленных на первичную автоматизацию рутинных процессов сбора, анализа и хранения информации. В системе таможенного администрирования данный этап сопровождался первичной тех-нологизацией процессов таможенного контроля,

ставшей безусловной инновацией в системе государственного управления.

Стадия «открытого» правительства характеризуется преобладанием сетевой модели управления, формированием устойчивых обратных связей с потребителями государственных услуг (так называемым управлением «снизу-вверх»), применением облачных вычислений и открытых данных). Система таможенного администрирования находится на завершающей стадии данного этапа развития с ориентацией на стадию «умного» правительства.

Стадия «умного» правительства характеризуется интеграцией искусственного интеллекта и человека, самообучающимися компьютерными нейросетями, современными платформенными решениями. Прикладной аспект и его развитие в системе таможенного администрирования отражен в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р (далее - Стратегия - 2030) [1]. Учитывая, что стратегической целью развития Федеральной таможенной службы до 2030 года является «формирование качественно новой, насыщенной „искусственным интеллектом", информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, „умной" таможенной службы», можно утверждать, что со вступлением в силу Стратегии - 2030, обозначена новая стадия развития - стадия «умной» таможни.

В целях реализации выбранного курса государством принимается комплекс стратегических документов, законов и иных правовых актов, формирующих нормативно-правовую платформу для цифровой трансформации и внедрения таких проектов, как «цифровая» экономика, «цифровое» государственное управление и пр. В перечне наиболее значимых стратегических документов можно выделить:

- Доктрину информационной безопасности Российской Федерации [2];

- Стратегию национальной безопасности Российской Федерации [3];

- Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации [4];

- Стратегию развития отрасли информационных технологий Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 [5];

- Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [6];

- Государственную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [7].

В соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 «О мерах по обеспечению эффективно-стимероприятийпоиспользованиюинформационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти

иоргановуправлениягосударственнымивнебюджет-ными фондами», под цифровой трансформацией понимается «совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность» [8].

В деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России), являющейся органом исполнительной власти, данному аспекту уделено особое внимание. Автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий является одним из важных принципов реализации Стратегии - 2030. Для создания результативной модели таможенного администрирования в Стратегии - 2030 определены 23 целевых ориентира, в качестве целевого ориентира № 1 озвучено осуществление полномасштабной цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов.

Исходя из объекта контроля, вектор таможенного администрирования можно разделить на «вну-тренний»,направленныйнаосуществлениеконтроля и повышение качества бизнес-процессов, происходящих внутри таможенного органа, и «внешний», направленный на осуществление контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Процесс таможенного администрирования достаточно сложен и многогранен по своей сути, в том числе и по причине его иерархичной конструкции. А именно, в отношении одного и того же объекта контроля таможенное администрирование может осуществляться таможенными органами на различных уровнях как в горизонтальном (блок таможенного контроля, экономический блок, правоохранительный блок и пр.), так и в вертикальном (таможенный пост, таможня, региональное таможенное управление, ФТС России) направлениях.

В ряде случаев пересечение функционала таможенных органов при таможенном администрировании благоприятно сказывается на сроках и качестве проведения таможенного контроля, но, в основном, влечет дополнительные издержки как для самих таможенных органов, так и для участников ВЭД. В качестве таких издержек, например, можно выделить отсутствие единообразного подхода в принятии решений (как управленческих, так и в сфере таможенного дела), дублирование функций, увеличение объема деловой переписки, возникновение «управленческих» и «информационных» разрывов, использование различных методов контроля и не взаимосвязанных между собой электронных ведомственных программных средств.

Указанные обстоятельства могут являться предпосылками к увеличению сроков таможенного оформления, принятию неэффективных управленческих решений или неправомерных решений в сфере таможенного дела, нерациональному использованию человеческого ресурса таможенных органов, а также к дополнительной финансовой нагрузке на участника ВЭД (затраты на хранение, выгрузку/перегрузку и перевозку товаров, на внесение обеспечения уплаты таможенных платежей (отвлечение денег из оперативного оборота компаний), на судебные расходы и пр.) и, в ряде случаев, к репу-тационным потерям участников ВЭД.

В настоящее время ФТС России предпринимается комплекс мероприятий, направленных на снижение излишней административной нагрузки на добросовестных участников ВЭД и созданию благоприятной среды для повышения инвестиционной привлекательности государства, а именно:

-развитие риск-ориентированного подхода в таможенном контроле;

- разделение уровней нарушения таможенного законодательства на «низкий», «средний» и «высокий» в рамках проводимого категорирования участников ВЭД;

- развитие института уполномоченного экономического оператора (УЭО);

-создание «зеленого коридора» в рамках межправительственных соглашений;

-реализация проекта «маркировка» в отношении отдельных категорий товаров;

-апробирование механизма автоматической диспетчеризации деклараций на товары и т.д.

Перечисленные мероприятия, направлены, в том числе, на повышение доли товаров, выпускаемых без участия должностных лиц таможенных органов в автоматическом режиме («автовыпуск»).

Вместе с тем риск-ориентированный подход и осуществляемое на его основе с использованием внутриведомственных алгоритмов категори-рование участников ВЭД крайне «непрозрачны» и непонятны бизнесу, а также влекут за собой высокие риски выхода отношений между государством и бизнесом за рамки правового поля (ангажированность, лоббирование и пр.).

Развитие института уполномоченного экономического оператора происходит медленно, а получение статуса УЭО не пользуется высоким спросом у участников ВЭД, вероятно, по причинам:

-достаточно сложной процедуры получения статуса УЭО;

-большой суммой внесения обеспечения (до 1 млн евро);

-низким, порой даже полным отсутствием экономического эффекта от тех упрощений, которые предлагаются к использованию организацией, получившей этот статус и т.д.

Создаваемые «зеленые коридоры»

в рамках межправительственных соглашений носят единичный и адресный характер, во многом

политизированы и не направлены на массовый сегмент.

Реализуемый проект «маркировка» влечет дополнительные затраты у бизнеса, которые в конечном итоге закладываются в итоговую цену товара, оплачиваемого потребителем внутри страны.

Апробирование с 1 февраля 2021 г. механизма автоматической диспетчеризации деклараций на товары показало несовершенство разработанных алгоритмов, что требует его доработки (заданные алгоритмы не всегда учитывают компетенцию таможенных органов по регистрации таможенных деклараций и помещению товаров под таможенные процедуры, не учитывают категорирование участников ВЭД и присвоенный им статус УЭО, помимо этого возросло количество таможенных досмотров, имеются случаи «обхода» участниками ВЭД алгоритмов по диспетчеризации и подачи таможенных деклараций в интересующий их таможенный орган и пр.). Как следствие, «автовыпуск» «непрозрачен» и во многом искусственен.

Перечисленная выше проблематика известна и частично учтена ФТС России в Стратегии - 2030 как одна из задач, требующих решения в приоритетном порядке. В соответствии со Стратегией - 2030 создание «цифровой» таможни и реализация ее фискальной функции неразрывно связаны с развитием цифровой экономики. В связи с этим в целях соблюдения баланса интересов государства (в части полноты формирования бюджета) и участников ВЭД (в целях снижения финансовых издержек и уменьшения административной нагрузки) идеология совершенствования фискальной и контрольной функций заключается в изменении основных принципов:

- администрирования таможенных платежей;

- обеспечения соблюдения запретов и ограничений, соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;

- развития системы управления рисками;

- в подходах к организации контроля правильности классификации и происхождения товаров до выпуска и после выпуска товаров;

- порядка совершения таможенных операций и т.д.

Достижение отмеченных целей возможно благодаря цифровизации и автоматизации администрирования. В качестве одного из механизмов реализации цифровой трансформации деятельности таможенной службы авторами предлагается формирование в ФТС России единого информационно-цифрового пространства с использованием технологий систем распределенного реестра (блокчейн-технологий), в том числе посредством глубокой интеграции и дальнейшей переработки комплексных программных средств, используемых таможенными органами в своей текущей деятельности, в котором будет возможно осуществление сквозного таможенного администрирования на «внешнем» контуре в рамках

процессной модели управления.

В качестве нормативно-правовой платформы для реализации указанного механизма предлагается использовать Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [9] и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2020 г. № 1750 «Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций» [10], определяющие направления, цели, принципы и круг участников экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций, регулирующие отношения, связанные с установлением и реализацией ЭПР, а также определяющие перечень технологий, применяемых в рамках ЭПР, в том числе технологий систем распределенного реестра в области обеспечения целостности и непротиворечивости данных, а также создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов.

В качестве примера инновационной модели осуществления таможенного администрирования импортных операций авторами предлагается создание в ФТС России «Блокчейн-платформы» или «Блокчейн-оператора», которые с использованием технологий систем распределенного реестра в автоматическом режиме будут анализировать аккумулированную в онлайн-режиме информацию обо всех операциях с товарами на каждом из этапов международной цепи поставок (МЦП) и от каждого участника (контрагента) с момента производства товара за границей до момента его реализации (введения в оборот) на территории РФ.

Принимая во внимание, что в МЦП участвует большое количество контрагентов как со стороны бизнеса (производитель/продавец, покупатель, перевозчик, склад/порт, представитель, уполномоченные банки и пр.), так и со стороны государственных органов (транспортный, фитосанитарный ветеринарно-санитарный, экспортный, таможенный и иной контроль, торгово-промышленная палата, органы по сертификации и пр.), выполняющие на каждом этапе свои роли и задачи, то объединение полученной от них информации в единый сквозной процесс на единой цифровой платформе позволит значительно повысить эффективность таможенного администрирования, осуществляемого ФТС России.

Основная концепция платформы заключается в следующем.

Государство в лице ФТС России предлагает к использованию удобную, доступную и не требующую дополнительных затрат цифровую среду (например, интернет-приложение), в котором каждый из контрагентов (как бизнес, так и государственные органы) верифицируют на каждом из этапов исполнения зарегистрированного (в соответствии с разработанным порядком) в ФТС России смарт-кон-тракта, совершенные ими в своей части операции,

далее эта информация в онлайн-режиме аккумулируется и анализируется «Блокчейн-платформой» в автоматическом режиме. И если до момента таможенного декларирования товаров вся цепочка верифицирована каждым из контрагентов в рамках исполнения обязательств по смарт-контракту в своей части без ошибок, то, при условии соблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, выпуск таких товаров может быть осуществлен в автоматическом режиме.

Основные проблемы внедрения данной платформы условно можно разделить на два блока: нормативно-правовые и организационно-управленческие.

К первому блоку относятся недостаточность и сложность проработки на законодательном уровне правовых основ функционирования платформы, а также защиты содержащейся в ней информации.

В качестве одного из примеров организационно-управленческих проблем авторы выделяют высокий уровень забюрократизированности системы государственных органов, в том числе позволяющий отдельным лицам во власти, не заинтересованным в сокращении теневого сектора экономики, осуществлять противодействие на разных уровнях.

Задачами и преимуществами предлагаемой платформы для бизнеса и государства в долгосрочной перспективе являются:

1. Открытость и понятность установленных государством правил: условия для выпуска товаров едины на всей территории ЕАЭС.

2. Бесплатная и добровольная основа использования.

3. Формирование единой базы данных с достоверной информацией о совершенных операциях на каждом из участков всей МЦП (а не только начиная с границы (предварительное информирование)).

4. Возможность перенастроить и переформатировать систему управления рисками (принципы, методы и пр.).

5. Возможность перестройки существующей системы оценки показателей эффективности деятельности таможенных органов.

На основе системы обратных связей реализация возможности повышения уровня удовлетворенности участников ВЭД предоставляемыми государственными услугами, снижение издержек всех участников таможенного администрирования.

Улучшение условий для повышения собираемости таможенных платежей и сокращения сектора теневой экономики.

Резюмируя изложенное, отметим, что развитие системы государственного управления осуществляется на основе внедрения информационных технологий, а государство является главной движущей силой их внедрения. Настоящий период для ФТС характеризуется завершением стадии открытого правительства и переходом к стадии «умной» таможни, провозглашенной в Стратегии - 2030. Каждой стадии развития соответствуют технологии

и модели, рассматриваемые как инновации: цифровые платформы, обеспечивающие взаимодействие; облачные технологии, системы автоматизации контрольных функций и т.д. Примерами таких инноваций также могут служить «блокчейн-платформа» и «блокчейн-оператор». Каждая инновация, применяемая в государственном управлении является не целью, а средством эффективного и результативного исполнения служебных задач.

Библиографический список:

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/ activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 12.02.2021).

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 1 декабря 2016 года № 642 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Стратегия развития отрасли информационных технологий Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р // СПС «КонсультантПлюс».

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // СПС «КонсультантПлюс».

8. Положение о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2020 г. № 1750 «Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.