Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты разработки региональных программ развития туризма в России'

Концептуальные аспекты разработки региональных программ развития туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
490
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты разработки региональных программ развития туризма в России»

ности «1» и «*» соответственно. Данная запись означает, что сотрудник отдела бронирования может заполнять несколько бланков-заявок (ассоциация «один ко многим»).

На рис. 2 представлена диаграмма прецедентов процедуры поселения гостя [1]. Выделены основные сервисы, предоставляемые ИСОКГ для реализации данного процесса, и специфицированы в виде соответствующих прецедентов.

На рис. 3 представлена диаграмма прецедентов процедуры «Выписка гостя».

Таким образом, с помощью диаграмм прецедентов были идентифицированы пользователи, взаимодействующие с системой, определена семантика их ролей и специфицированы функциональные требования к системе (желаемое поведение системы) в рамках рассмотренных процессов - построена модель статического вида системы с точки зрения прецедентов.

Полученные модели наглядно демонстрируют желаемую структуру ИСОКГ и ее поведение и предоставляют шаблон, на основе которого с помощью современных CASE-средств, поддерживающих язык UML (Rational Rose, Rose RealTime, AllFusion ERwin Data Modeler, Arena), может быть получен исходный код для определенного языка программирования (C++, Visual Basic, Java, Delphi, Smalltalk, Ada, PowerBuilder, COBRA/IDL и Oracle). Модели могут быть использованы при разработке информационной системы обслуживания клиентов гостиницы, а также для анализа существующих информационных систем данного класса, так как они отражают требования к сервисам, желаемую структуру и поведение системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Тимохина Т.Л. Организация приёма и обслуживания туристов: Учебное пособие. - М.: ООО «Книгодел»: МАРТГР, 2004.

2. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. - СПб.: Питер, 2002.

М. В. Якименко

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

Переход к рыночным отношениям вызвал глубокие преобразования в сфере туризма. В результате упразднены централизованная система управления туризмом, государственная финансовая поддержка развития региональных туристских центров, нарушены основы взаимодействия различных регионов в создании и продвижении на потребительский рынок туристского продукта. Вместе с тем каждый регион обладает значительными туристскими ресурсами, уникальность и существенная привлекательность которых создает предпосылки для формирования внутрирегионального и межрегионального туристского продукта. Многообразие природных, климатических, ресурсных, исторических условий, способствующих формированию туристского продукта, стало основой для построения региональных туристских зон хозяйствования. Однако наиболее характерными особенностями этих зон хозяйствования должны стать: прочные внутренние коммуникации хозяйствующих субъектов, внутрирегиональная и межрегиональная специализация, организационное и экономико-

финансовое взаимодействие органов государственного и регионального управления в процессе формирования и развития многофункциональных туристских комплексов. Можно констатировать, что решение этих вопросов является достаточно сложным процессом, не обеспеченным ни концептуально, ни стратегически, ни программно.

В настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики и выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной факторной взаимозависимости практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать туризм в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и местном уровнях.

В последнее время все чаще ученые и специалисты акцентируют внимание на принципах развития туризма и активизации роли государства в этом процессе. Необходимо отметить, что туризм может выступить генератором социально-экономического роста государства только в случае его гармоничного развития; максимально эффективного сочетания рыночных аспектов экономических связей и социально ориентированных целей общества. Выгода от туристской деятельности с точки зрения рынка и с точки зрения общества различна, туристская фирма стремится максимизировать свою прибыль, а общество заинтересовано в росте благосостояния нации в целом. Пока в российском туризме превалируют коммерческие начала, зачастую сказывающиеся негативно на социально-экономической ситуации в стране. Поэтому возникает объективная необходимость четкого концептуального государственного регулирования в сфере туризма, создания реального институционального и экономического механизма, способствующего развитию туризма и обеспечивающего эффективное совмещение общественных интересов и интересов предпринимательства.

Усилия государства в этом направлении должны концентрироваться в первую очередь на уровне конкретных регионов, чьи туристские продукты формируют национальный туристский рынок и предложение России на мировом рынке. Эффективное региональное регулирование и стимулирование развития туризма, как со стороны федеральных органов власти, так и местными администрациями, должно выступить главным фактором роста российской индустрии туризма с учетом формирования и реализации программы действий по разрешению основных проблем развития отрасли.

Одной из важнейших задач туристской политики нашего государства на сегодняшний день является «формирование региональных концепций развития туризма и разработка экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития» [1].

Таким образом, для написания региональной программы развития туризма, во-первых, необходимо сформировать концепцию развития туризма в регионе, которая:

• определит цели и задачи развития туризма в рамках региональной инфраструктуры с учётом существующих условий и ограничений и пути достижения этих целей и решения задач;

• должна быть сформулирована с учётом федеральной концепции развития туризма;

• разрабатывается в увязке с концепцией социально-экономического развития региона (своего рода проекцией общероссийской модели социально-экономического развития на конкретную территорию).

Во-вторых, при написании региональной программы развития туризма необходимо придерживаться рамок целевых программ социально-экономического развития региона.

«Целевая программа» - это практически полный эквивалент понятия «план», но только в координатах не календарного, а социального времени [2. С. 451]. Таким образом, для мероприятий программ, согласованных друг с другом по очередности выполнения, устанавливается не календарный срок, а определяется, после наступления каких событий, выполнения каких условий или достижения каких результатов они могут быть исполнены. По мере выполнения мероприятий (желаемого или фактического) можно увидеть ход достижения целей программы (движение от частных целей к генеральной). Целевая программа к плановому периоду не привязывается, она завершается в момент достижения генеральной цели, который наступает в зависимости от того, как быстро выполнялись мероприятия и достигались намеченные промежуточные цели.

При формировании программы социально-экономического развития региона в отраслевом разрезе, несмотря на различную роль отраслей для региона, должна соблюдаться согласованность в их развитии. Даже если у региона предусмотрена одноотраслевая направленность (в том числе, возможно, и на туризм), то деятельность по «усилению» роли данной отрасли в регионе в конечном итоге приведёт и к «усилению» обслуживающих её отраслей. Таким образом, программа развития регионального туризма всегда должна увязываться с программой социальноэкономического развития региона (на тот же плановый период) и, следовательно, с другими региональными целевыми программами.

Развитие регионального туризма может создать новые возможности в социально-экономическом развитии региона:

• получение дополнительных налоговых сборов в бюджет региона;

• увеличение денежного потока в регион;

• модернизация и увеличение материально-технической базы туристской индустрии;

• создание новых рабочих мест;

• привлечение капитала, в том числе и иностранного и т. д.

Надо отметить, что развитие туризма для региона может иметь и негативные последствия, так как может вызывать рост цен на земельные ресурсы, недвижимость, местные товары и услуги; может нанести вред экологической обстановке в регионе; нанести ущерб развитию других отраслей и т. д.

В то же самое время развитие туризма в регионе зависит от социально -экономического развития этого региона; это становится очевидно, если представить себе развитие туризма в регионе в виде целостной системы (рис. 1).

Подсистема первичной мотивации прибытий - это природные особенности, культурные и исторические достопримечательности, специально созданные для привлечения туристов объекты, структуры и прочие первоначальные мотиваторы туризма, ради которых туристы выбирают данный регион.

Подсистема обеспечения пребывания включает в себя субъектов различной организационно-правовой формы, обеспечивающих транспортное обслуживание, питание и гостиничное обслуживание, отдых и развлечения, розничную торговлю, услуги гидов и т. д.

Подсистема поддержки и развития регионального туризма - организационное обеспечение производства и реализация регионального туристского продукта, расширенное воспроизводство региональных туристских ресурсов. Это совокупность ор-

ганизаций, обеспечивающих управление развитием регионального туризма, в том числе на межмуниципальном уровне, региональную рекламу и информацию, маркетинг регионального туристского продукта на федеральном и международном уровнях.

Рис. 1. Развитие туризма в регионе

Подсистема производства и реализации туристских продуктов - в ней участвуют туроператоры и туристские агентства, частные лица-организаторы собственных и заказных туров, экскурсионные бюро.

Совокупность факторов, формирующих представленные подсистемы, являются эндогенными; помимо их влияния система регионального туризма испытывает влияние экзогенных факторов, таких как:

• факторы демографических и социальных изменений (возраст населения региона; изменение доходов, изменения в институте брака и уровне деторождае-мости, увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего

времени; сюда также относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения и т.д.);

• экономические и финансовые факторы (изменение экономической и финансовой ситуации);

• изменения политического и правового регулирования;

• технологические изменения.

Одним из ограничителей развития регионального туризма являются состояние и развитие региональной инфраструктуры, к элементам которой относят:

• инженерно-техническую инфраструктуру (совокупность инженерных, транспортных, энергетических и прочих средств и сооружений, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность региона);

• социальную инфраструктуру (совокупность объектов жилищного, культурно-бытового и прочего назначения, здравоохранения, образования (общего и профессионального), общественного питания, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения региона и приезжих);

• институциональную инфраструктуру (совокупность учреждений (административно-управленческих, финансовых, снабженческо-сбытовых, проектно-конструкторских и других), организующих развитие региона в целом);

• психообщественную инфраструктуру (ментальность и обусловленная ею совокупность закрепившихся в местных традициях и образе жизни культурных, хозяйственных навыков и склонностей населения).

Развитие туристского комплекса региона не может выйти за пределы ограничений, выставляемых региональной инфраструктурой, и должно корреспондироваться с её развитием; если инженерно-техническая, социальная и институциональная компоненты региональной инфраструктуры поддаются прямому регулированию, то психообщественная инфраструктура лишь косвенному регулированию.

При написании программы развития туризма придерживаются следующей структуры, на этапах которой:

1) на основе проведённых предпроектных исследований и разработок дают характеристику существующей ситуации с учётом проблем и обоснованием необходимости их решения;

2) определяют цели и задачи разрабатываемой программы;

3) формируют основные направления реализации программы;

4) формируют механизм реализации и управления программой;

5) определяют систему показателей для оценки эффективности программы, а также социальных, экономических и экологических последствий от её реализации;

6) предполагают ресурсное обеспечение программы.

Как было сказано ранее, программа - это мероприятия, «привязанные» к понятию социального времени, поэтому в качестве инструмента управления реализацией целевой программы по календарному времени выступают планы, которые ежегодно утверждаются для выполнения соответствующих мероприятий этапов программы и содержат:

• детализированные мероприятия по различным этапам;

• рассчитанные под каждое из мероприятий минимально достаточные объемы необходимых ресурсов;

• установленные источники этих ресурсов;

• согласованную ответственность (на уровне конкретных организаций, фактических должностных лиц).

Написание программы развития регионального туризма сопряжено с рядом трудностей, в том числе:

1) отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма;

2) рассредоточенность необходимой информации и статистических данных о различных компонентах туристского потенциала региона в ряде организаций разной ведомственной принадлежности;

3) отсутствие квалифицированных специалистов в области управления туристским бизнесом и т.д.

Таким образом, программа развития регионального туризма должна стать научной и практической основой развития туризма в регионе и быть представленной как отрасль регионального хозяйства во всей совокупности компонентов её деятельности и с оценкой условий и ограничений в рамках региональной инфраструктуры, что позволит четко сформулировать целевые задачи её развития в контексте социально-экономического развития всего региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 954-р.

2. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.