Концептуальность этнической идентичности человека в диалектических трансформациях политического дискурса
Лустин Юрий Михайлович,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского E-mail: [email protected]
Цель статьи - обосновать концептуальную взаимосвязь этнической идентичности и политической убежденности человека в диалектико-политических трансформациях общества. Политический дискурс этнонационального развития социума рассматривается как рациональный способ конструктивности в научно-социальном познании. Выявлена закономерность проявления специфических черт идентичности этнической личности в политической жизнедеятельности социума, типологически влияющих на структуру экономико-правовых, социально-политических отношений в государстве. Рациональность диалектико-типологического подхода формирует методологическую основу новой парадигмы понимания этнической идентичности субъекта социальности в философском познании. В предметности такой ориентации сущность этнической идентичности находит свое самовыражение в политическом сознании человека, что позволяет ей быть реализуемой на уровне государственной идеологии и общественной психологии, индивидной самости субъекта социальной активности. Философия культуры этносоциального потенциала индивида, детерминируемая взаимоотношениями общественного бытия и общественного сознания, направлена на диалектико-типологическое единство этнической идентичности и политической убежденности человека, что способствует развитию идеологии общества.
Ключевые слова: человек, общество, диалектика, этническая идентичность, политика, трансформация, концептуальность.
Введение
Современные тенденции идеологического противостояния, социетальные закономерности антропо-культурного, экономико-правового, идейно-нравственного, интеллектуального развития многоэтнической общности требуют нового осмысления проблем ее многосторонней явленности в политической парадигме социального существования^]. В контексте мировоззренческой универсализации Бытия социализированного человека философское,социально-психологическое, культурно-историческое понимание содержания его политического сознания, этнического мировоззрения, идейной убежденности и идеологических мотиваций приобретают все более актуальный характер.
Особенностью развития современных этнокультурных сообществ в условиях дефицита международной безопасности, роста социальной напряженности на фоне межнациональных конфликтов является обращение к концептуальной стратегии политического дискурса как рациональному средству понимания этнической самоидентификации и способу поддержания родовидовой целостности этнических общностей. Диалектико-типологический подход к развитию этого направления исследований связан с консолидацией деятельности субэтнических групп в контексте влияния политико-идеологических реалий общественной среды на социокультурное формирование идентичности каждого представителя этнокультурного сообщества.
Философская культура политической социализации личности немыслима без обращения индивида к собственной этнической культуре, языку, истории, культурно-бытовой традиционности, концептуально направленных на смысловое понимание всеобщей многонациональной картины мира. Современный интерес к созидающим вопросам этнонационального единства закономерно возрастает по мере участия человека в решении глобальных проблем современности, что способствует укреплению его связей внутри конкретного этноса и фундаментальных взаимоотношений с общероссийской гражданской нацией в целом.
Генезис этнической идентичности человека и ее сущностные черты
Этническая личность современного информационного общества, ее этнонациональное мировоззрение, гражданская и политическая позиция, социокультурная идейность и моральная стойкость формируются и совершенствуются под всеобщим воздействием логики культурно-исторического, антропоэкологического развития мирового социума.
Типологическое разнообразие форм человеческой самости и национальной самобытности специфическим образом выявляют сложные черты феномена этноса на основе принципа социокультурного познания индивидом своей этнической принадлежности, пониманием социально-природного генезиса своего этнического существования. Человек, находясь в информационной среде социума, диалектически постигая типологию самобытной культуры этносоциального разнообразия, пы-
<п
I_
и
см о см
тается целенаправленно реализовать свою культурно-историческую существенность, родовую характерность в мире людей, профессий, призваний, а также в идеологическом пространстве политических идей, мировоззренческих позиций, национально-религиозных устремлений.
Концептуальная проблема этноса, этнической идентичности человека (идентичности этноличности) нашла свое всестороннее отражение в научной литературе (П.Л. Белков, Т.И. Касымова [8], М.М. Керимов, В.М. Ме-жуев, А.М. Монаков, Л.И. Науменко[11], И.А. Пантин, А.О. Полянычко, А.Л. Сафонов, А.А. Скоробогатая [13], Т.Г. Стефаненко, С.А. Токарев, Я.В. Чеснов, М.Т. Шер-галиева [15] и др.). В работах указанных авторов понятие «этнос» рассматривается как источник формирования идентичности, противоречиво отражающий такие сущностные черты развития общества, как: язык этноса и его территория, этническая культура народа (народности), этническое самосознание, этническая осведомленность, политическая этнокультура, национальное самосовершенствование, этническая принадлежность, этнотерпимость, что причинно обуславливает развитие идеологических взглядов индивида на реализацию содержания своей социально-политической деятельности.
Анализ литературы показал, что во многих исследованиях многократно употребляется понятие «этнонацио-нальное». В предельно широком значении этого слова, дефиниция «этнос» является интегративным определением культурно-национальной специфики моносообщества, тогда как понятие «нация» отражает всеобщую типологическую совокупность элементов многокультурной характерности общественного образования в формате устойчивой этнообщности. В своей сущности, нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей в форме моноэтноса или полиэтноса, типологической особенностью которых является высокий уровень развития экономических и политических связей (отношений) в обществе, нераздельность территории, родственность языка и психического склада культуры. В определенной мере данное положение созвучно с аргументацией и теоретическими выводами некоторых исследователей [9].
В работах по этнонациональной проблематике общим является понимание того, что этническая идентичность человека - это феномен индивидуального «Я». В социально-типологической парадигме целедостиже-ния индивидом общественных идеалов, реализации интересов мировоззренческой значимости этническое содержание человеческого интеллекта способствует духовному, экономико-правовому, идейно-нравственному, субъективно-прагматическому, культурно-бытовому сближению этносов и наций [11, с. 142]. В диалектическом контексте трансформаций политического содержания социума генезис идентичности человека обусловлен, прежде всего, общественной составляющей своего обнаружения, концептуальным доминированием антропоцентрического подхода в теориях о развитии социальной общности, возрастанием роли групповой идентичности [3, с. 149].
Идентичность человека имеет многовидовой характер, что полагает выделение этнической идентичности в один из ее основных типов [15]. Социальное качество интеграционных процессов национально-культурной общности, концептуализация идеологической составляющей политических процессов в обществе закономерно фокусируют различные моменты проявления этнической идентичности субъекта социальности, вектор направленности которой конкретизирован диалектикой общественного бытия и общественного сознания полиэтноса [2].
В политическом дискурсе бытия человека и общества идентичность этнической личности наряду с таки-
ми основными чертами, как: активность, одинаковость, социокультурная самобытность, постоянство, обыденность, привычность, контекстуальность, коммуникативная перформативность, прагматичность, гибкость обладает некоторыми специфическими особенностями. Это:
а) мифологичность [17]. Традиционность мифологического миропонимания человека является результатом его иррационального познания. В этносоциокультурном контексте основными признаками мифологической составляющей сознания субъекта этнической среды являются: абсолютизация сверхъестественного; всесторонняя вера в мистическое; научно-мировоззренческое безразличие к социально-политическим событиям и их примитивное понимание; психосемантическое возвеличивание образности этноса в религиозных традициях исторической престижности своей народности; моральный (этический) релятивизм, проявляемый в некоторых культовых обрядах.
Постижение мифа с позиций онтологии этнической принадлежности специфицировано во внутреннем мире индивида своеобразной логикой мистифицированной предметности на основе гносеологического плюрализма, чем определяет ситуацию его идеологического выбора в когнитивной тенденции противостояния мировоззренческих идей и следования в русле политических установок социума;
б) интерсубъективность. Диалектическая многофункциональность данной особенности ориентирована на адаптацию, социализацию, коммуникацию личности в событийном пространстве общественной среды. Эта культуроемкая особенность выступает фактором, способствующим формированию и сохранению этнических и национальных идей. В процессе межличностного взаимодействия ей презентируется особая статусность -быть связующим звеном между свойствами коммуникантов и соответствующими условиями приобретения ими практического опыта, реализуемого, в том числе через компромисс в духовно-нравственной, гражданско-политической, психолого-интуитивной, культурно-бытовой, виртуальной сферах бытия [13];
в) психолого-гомогенная своеобычность. Данное свойство, будучи обусловленным историческим ареалом антропо-культурной содержательности, во многом зависит от эволюционных характеристик этнической группы и адекватных условий ее жизнедеятельности.
Идентичность этнической личности - это сообразная форма много качественной гомогенной типоопределен-ности ее натуры. Она конкретизирована эволюционно становящимися моментами антропо-исторической, социокультурной, социально-психологической, политико-правовой, интеллектуальной самоидентификации в аспекте этнографической данности, социокультурной организованности, национально ориентированной самобытности. В парадигме политико-идеологических отношений национально-историческая специфика формирования идентичности человека обусловлена особенностями становления, развития и совершенствования его устойчивых этнических характеристик, концептуально выраженных в типологии индивидуальных свойств и социально-политических качеств [10].
Этнополитическая парадигма человеческого бытия в культурно-идеологическом аспекте общественного развития
Политический дискурс, как конструктивная направленность общественно-идеологических отношений в обществе, идейно предопределяет духовно-нравственную,
социально-культурную, антропо-историческую стороны межэтнической коммуникации наций и народностей. Обращение к данному контексту предполагает наличие многосоставных факторов жизнедеятельности человека, детерминированных разновидовым характером «персонализированных идентичностей» его натуры и стиля деятельности. В диалектическом аспекте когнитивной методологии моноприродного единства свойств (качеств) личности и общества наиболее преобладающими являются такие типы идентичности, как: мировоззренческая, социальная, политическая, идеологическая, национальная, морально-психологическая, гражданская, культурно-бытовая, религиозная, профессиональная, гендерная, языковая.
Типология этнической идентичности человека влияет на характер политических трансформаций в государстве, чем вносит определенные социокультурные преобразования в политическую сферу общественных отношений [12, с. 248-252]. Так, в диалектическом содержании трансформационных процессов политической жизнедеятельности социума особый интерес представляют: а) концептуализация взаимосвязи этноса и политики [4; 16]; б) концепции этнополитических конфликтов, этнизации политики, политизации этничности и др.В этой связи, дискуссионный характер имеют отдельные аспекты методологии этнокультурного неотрадиционализма (С.А. Мадюкова, Ю.В. Попков).
В политическом дискурсе жизнедеятельности социума этносоциальная составляющая мышления человека когнитивно сопряжена с интеллектуальным характером осознания им государственной идеологии, идейным пониманием задач политической функциональности общества и личным участием в их реализации. Этническая личность, воспитанная на общественно признанных политических идеалах государства, позитивно воспринимает моральный авторитет руководителей государства и лидеров партийной фракционности, активно вовлекается в технологии политического маркетинга и политического менеджмента [5; 6].
Смысловой аспект данных утверждений констатирует: главенствующим признаком этнической идентичности человека является эволюционное свойство его социально-исторической общности, родовидовой и эт-нонациональной существенности, которые основаны на моральной авторитетности, преемственности социокультурных идеалов и традиций поколений, культурно-бытовых потребностях, интеллектуальных интересах, политико-идеологических намерениях и устремлениях людей.
Особенностью современных трансформационных процессов развития в многонациональном сообществе выступает социально скоординированная интеграция различных дискурсов взаимодействия, проявляемых в этнонациональной среде. В социально-методологическом контексте такой модальности политический дискурс преимущественно направлен на разрешение противоречия между стремлением человека сохранить антропо-историческую целостность своей родовой укорененности и многообразием динамических форм идеологического воздействия на его этно-национальное мировоззрение, политическое сознание. В этой связи закономерно выдвинуть предположение о новой парадигме понимания онтогносеологического сопряжения основных детерминант развития политических свойств человека, в объективной значимости которых значительную роль играет этническая идентичность человека. В научно-теоретическом поле обозначенной предметности авторское утверждение о диалектико-типологическом единстве этнической идентичности
и политической убежденности человека имеет методологический смысл и практическую значимость. В кон-цептуальности такого подхода этническая идентичность, в социально-эволюционных процессах бытия человека, отражает:
а) в онтологическом отношении - реальное субъективно-персонализированное существование социализированной личности, которое коэволюционным образом сопричастно к политико-типологической характерности установленного общественного порядка. Именно поэтому, идеологически-ценностное, политически зрелое отношение человека к действительности есть когнитивно-идентифицированный способ индивидного бытия. Данный способ в диалектической совокупности своих антропо-социальных и национально-исторических объективаций образует конструктивный формат социокультурного обнаружения качеств общеэтнической идентичности личности, проявляемый в типологических характеристиках ее этнонационального самосознания, идеологических воззрений, политических убеждений, мировоззренческой непоколебимости [7].
Развивая этот тезис можно констатировать: этническая идентичность человека - есть деятельное средство обнаружения его духовной самотождественности с типом государственности, мировоззренческими ценностями, морально-этическими смыслами, идейно-политическим опытом и культурно-историческими достижениями общества. В этом значении онтологическое ощущение человеком своей кровнородственной принадлежности к социуму, к конкретной социальной группе (сообществу) приобретает смысл, имеющий истинную морально-нравственную основу и этнонациональную традиционность;
б) в гносеологическом аспекте - культурно-рефлексивное постижение человеком фактов политической реальности, гражданско-правовых устоев общества, детерминирующих идейное обнаружение его этносоциальных качеств в различных способах взаимодействия с окружающим миром. Как следствие, диалектика рефлексивной конструктивности этносоциальных качеств человека рационально предопределена логико-гносеологическим единством мыслительных компонентов его сознания: осознанный образ этнонациональной реальности; мыслеобраз этнического мышления; мысле-форма этносоциализированной деятельности, идеологически заданной направленности и идейно-политической значимости.
Гносеология понимания смыслообразной существенности научно-политического дискурса идеологической реальности - основополагающий элемент культуры аксиологического познания человеком бытия, когнитивное средство достижения им общественно признанных результатов своей социальной активности, в которой проявляется идеологический потенциал культуры этносов и национальностей [14]. На этом основании можно считать, что логико-гносеологическая сущность этнической идентичности личности в цивилизационном ракурсе своего социального проявления характеризуется единством самости, адекватной субъектности, индивидной существенности, потенциальной персональности, объективированных в их субстанциональной тождественности в неповторимо личностном.
Диалектический аспект методологии продуктивного использования выявленных мыслительных компонентов открывает существенные перспективы в подготовке кадров для конкретной идейно-политической работы в народных массах, разработке методик когнитивной типологии для контент-управления идеологическими процессами в современном информационном обществе.
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
<п
I_
и
см о см
Онтологическая и гносеологическая экспликация этносоциальных аспектов идентичности политически зрелой личности предполагает возникновение противоречий между идейным содержанием ее этнического сознания и конкретными результатами идеологической практики. Разрешение этих противоречий зависит от идеологической компетентности человека, содержательных аспектов дискурс-анализа общественной среды, опыта политико-идеологической деятельности.
В этнической культуре социализированного индивида проявляется степень его мировоззренческой принадлежности к идеологии общества и достигнутый уровень развития политических свойств, идейно-нравственных качеств, ментальных установок самосознания, мировоззренческих приоритетов, которые адекватны интересам определенного общественного устроения. В свою очередь, высокий уровень идеологической культуры человека способствует противостоянию ксенофобии, русофобии, этноцентризму в социально-типологических процессах межнационального взаимодействия. Культура политического дискурса - основа для реализации идейного содержания морально-этического, гражданско-патриотического воспитания субъекта социальности, ориентированного на противодействие политиканству, псевдопатриотизму, неонацизму, экстремизму, этническому национализму.
В онтогносеологической парадигме личностного бытия формируется идеологический опыт индивида. Как правило, идейно осознанная практика человека выступает интегративным фактором диалектического развития типологии его политического мышления, идеологического сознания, исторической памяти.
Диалектическое содержание политического дискурса конкретизирует теорию самосовершенствования этносоциальной идентичности в контексте взаимодействия этнонациональных интересов и политической позиции индивида. В конструктивной динамике стабильного развития идеологии социума понятия «этнонациональные интересы» и «политическая позиция» человека концептуально связаны отношениями взаимной обусловленности и обоюдной зависимости. Они рядоположены, ибо по смыслу сопричастны к целям и задачам идеологической деятельности государства, позиционируются с условиями жизнедеятельности этнической общности. В итоге, первое конструктивно обуславливает этническую устойчивость социально-политической системы общества, второе - детализирует рациональное проявление политических компетенций личности и их мировоззренческое развитие в этносе. Из содержания этих установлений становится вполне очевидным, что позитивное развитие этнического содержания мышления личности и ее политическая убежденность определены многофакторным влиянием со стороны государственной идеологии, общественной психологии.
Социально-политические условия межкультурного взаимодействия способствуют рациональному формированию этнонациональных качеств и положительных гетеростереотипов индивида, интеллектуализируют направленность идейно-нравственного процесса самосовершенствования его духовного мира. Система государственной идеологии общества сфокусирована на консолидации национальных интересов своих граждан, что не будет продуктивным без развития психологии конкретного индивида, свойств его политической идейности, мировоззренческой стойкости. Именно поэтому, идеологическая зрелость политического сознания человека эксплицировано самовыражается в психологии поступков и результатах действий этнически сформированной личности.
Обобщая сказанное, стоит отметить следующее. Авторские утверждения, в снятой форме своего логико-смыслового редуцирования, концептуализированы на основе этнонациональных особенностей следующего коннотативного ряда: «идеология общества - психология человека политизированной общности - национальное самосознание индивида - типология политических свойств (качеств) человека - философско-политическая рефлексия субъекта социальности - общественно признанная социально-политическая позиция индивида -политическая убежденность конкретной социализированной личности». В итоге, политическая составляющая философии концептуального самосовершенствования этносоциального потенциала субъекта идеологической практики направлена на диалектико-типологическое единство его этнической идентичности и политических убеждений. Это способствует стабильному развитию социума, духовно-нравственной многофункциональности и этнонациональной устойчивости общества.
Заключение
Философское познание этнической идентичности личности органически связано с духовно-культурным развитием многоэтнической общности в структуре социума. Данная общность формируется под идейно-моральным воздействием трансформационных процессов межкультурной коммуникации, диалога национальных культур, расширением диапазона влияния национально-государственной политики.
Политический дискурс развития общества, в том числе и российского, направлен на диалектико-типологическое создание идеологических условий для идейно-нравственной самоактуализации индивида, в которой этническая идентичность субъекта социальности играет важную роль. На ее всестороннее развитие влияют интенсивность общественно-политических контактов, реальная идеологическая обстановка, уровень социального доверия, мировоззренческая определенность идейных взглядов субъекта политических отношений и др.
В своей объектологической многогранности сущностные черты этнической идентичности человека приобретают методологическое значение в формате: «самость -типизация - общество - социальность - идеология -идентификация - политика - персональность - идентичность - деятельность». Консолидирующее содержание данного формата направлено на универсализацию общественного бытия, целесообразную трансформацию индивидуального сознания, объективацию социально-политической, интеллектуальной, коммуникативной, этико-деловой, культурно-бытовой сфер жизнедеятельности человека и социума.
В диалектико-рациональном аспекте социального познания типологическая составляющая этнической идентичности человека обнаруживается в идеологическом процессе политической консолидации общества в контексте его антропо-культурных традиций, преемственности этноисторической памяти поколений, самоутверждении истинных идей национального самосознания и этнокультурного долженствования.
Первостепенной задачей российской политики является формирование конкретного образа будущего общества в научно обоснованной парадигме широкомасштабных перемен, стабильных преобразований, циви-лизационных приоритетах высокого уровня социально-политической конвенциальности. В своей теоретико-практической фундаментальности философия российской политической мысли должна быть направлена на создание проективных политико-идеологических
конструкций, которые включали бы в свое содержание новизну современных культурно-национальных, этико-религиозных, антропо-меритократических, историко-аксиологических подходов.
На современном этапе развития России поиск новых форматов социально-культурного самосовершенствования этнической идентичности человека становится важным фактором в системе идеологической концептуализации научных положений о российском патриотизме, соборности, многонациональной гордости, этатистиче-ском отношении к государственности. В данном контексте особое значение приобретают вопросы патриотизма, фундаментального развития государственной идеологии в русле культуры межнационального общения и полиэтнического взаимодействия между этносоциальными общностями, субэтносами на основе философской концепции о диалектико-типологическом единстве этнической идентичности и политической убежденности человека.
Литература
1. Артеменков А.А. Диалектика социальной трансформации человека в современном обществе / А.А. Артеменков // Общество: философия, история, культура, 2023. - № 12. - C. 76-81.
2. Волкодав М.А. Концептуализация в политическом дискурсе как метод формирования идеологии / М.А. Волкодав // Культурная жизнь юга России, 2007. - № 1(20). - С. 87-88.
3. Гайдар К.М. Феномен идентичности группового субъекта // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. - № 11 (89). -С.148-154.
4. Гафт А.М. Полиэтничность современной России // Вестник Югорского государственного университета, 2016. - № 1(40). - С. 58-64.
5. Джантеева Д.С. Этнокультурное измерение этнопо-литических коммуникаций на Северном Кавказе // Социум и власть, 2011. - № 1(29). -С. 72-75.
6. Жилина В.А. Проблема определения идеологического субъекта // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. - № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. -С. 44-50.
7. Игошева М.А. Политический ресурс этнической идентичности в условиях трансформации современного мироустройства // Социодинамика, 2020. -№ 5. - С. 26-42. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.5.33 026.
8. Касымова Т.И. Этническая идентичность как основной фактор социализации // Международный научный журнал «Вестник науки», 2023. - № 4 (61). -Т. 1. - С. 237-242.
9. Корякин В.В. Отечественный опыт построения материалистической концепции этноса и перспектива ее философского углубления // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2022. Вып. 3. - С. 427-440.
10. Лустин Ю.М. Личность, типология, общество: диалектика социальной рациональности: монография, - Донецк: Изд-во ДОННУЭТ, 2023. - 340 с.
11. Науменко Л.И. Идентичность этническая // Образовательная политика, 2010. - № 5-6 (43-44). -С.142-144.
12. Негров Е.О. Состояние и развитие официального политического дискурса в современной России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЕКС, 2008. -Т. 4. - № 1. - С. 247-260.
13. Скоробогатая А.А. Этническая идентичность и межкультурное взаимодействие: монография. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Издательство «ТЕИС», 2008. - 190 с.
14. Шахбанова М.М. Этническое самосознание и этническая идентичность: современные концепции исследования // История, археология и этнография Кавказа, 2013. - № 1. - С. 135-147.
15. Шергалиева М.Т. Этническая идентичность как вид социальной идентичности // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2014. - № 3 (76). - С. 207-211.
16. Янакова В.Р. Политическая идентичность: концептуализация понятия // Социально-политические науки, 2017. - № 5. - С. 18-23.
17. Яркеев А.В. Мифологизация этнической идентичности в структурах социальной дискурсивности // Гуманитарий в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 18-19 апреля 2013 г.). Изд-во НИСОЦ, 2013. -С.693-696.
CONCEPTUALITY OF HUMAN ETHNIC IDENTITY IN DIALECTICAL TRANSFORMATIONS OF POLITICAL DISCOURSE
Lustin Yu.M.
Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky
The purpose of the article is to substantiate the conceptual relationship between ethnic identity and a person's political conviction in the dialectical-political transformations of society. The political discourse of ethno-national development of society is considered as a rational way of constructiveness in scientific and social knowledge. The pattern of manifestation of specific features of the identity of an ethnic person in the political life of society, typologically influencing the structure of economic, legal, socio-political relations in the state, has been revealed. The rationality of the dialectical-typological approach forms the methodological basis of a new paradigm for understanding the ethnic identity of the subject of sociality in philosophical knowledge. In the objectivity of such orientation, the essence of ethnic identity finds its self-expression in the political consciousness of a person, which allows it to be realized at the level of state ideology and social psychology, the individual self of the subject of social activity. The philosophy of culture of the ethnosocial potential of an individual, determined by the relationships of social existence and social consciousness, is aimed at the dialectical-typological unity of a person's ethnic identity and political conviction, which contributes to the development of the ideology of society.
Keywords: person, society, dialectics, ethnic identity, politics, transformation, conceptuality.
References
1. Artemenkov A.A. Dialectics of social transformation of a person in modern society / A.A. Artemenkov // Society: philosophy, history, culture, 2023. - No. 12. - pp. 76-81.
2. Volkodav M.A. Conceptualization in political discourse as a method of ideology formation / M.A. Volkodav // Cultural life of the south of Russia, 2007. - No. 1 (20). - pp. 87-88.
3. Gaidar K.M. The phenomenon of identity of a group subject // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2009. - No. 11 (89). - pp. 148-154.
4. Gaft A. M. Polyethnicity of modern Russia // Bulletin of the Yugra State University, 2016. - No. 1(40). - pp.58-64.
5. Dzhanteeva D.S. Ethnocultural dimension of ethnopolitical communications in the North Caucasus // Society and power, 2011. - No. 1(29). -WITH. 72-75.
6. Zhilina V.A. The problem of defining an ideological subject // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2009. No. 29 (167). Philosophy. Sociology. Culturology. Vol. 13. pp.44-50.
7. Igosheva M.A. Political resource of ethnic identity in the conditions of transformation of the modern world order // Sociody-
C3
о
u~
IE
0
1
-1 У
"О
IE
u~
namics, 2020. - No. 5. - pp. 26-42. DOI: 10.25136/2409-7144 .2020.5.33026.
8. Kasymova T.I. Ethnic identity as the main factor of socialization // International scientific journal "Bulletin of Science", 2023. - No. 4 (61). - T. 1. - pp. 237-242.
9. Koryakin V.V. Domestic experience in constructing a materialistic concept of ethnos and the prospect of its philosophical deepening // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 2022. Vol. 3. - pp. 427-440.
10. Lustin Yu.M. Personality, typology, society: dialectics of social rationality: monograph, - Donetsk: DONNUET Publishing House, 2023. - 340 p.
11. Naumenko L.I. Ethnic identity // Educational policy, 2010. -No. 5-6 (43-44). - pp. 142-144.
12. Negrov E.O. The state and development of official political discourse in modern Russia // Political examination: POLITEX, 2008. - T. 4. - No. 1. - pp. 247-260.
<n ■_
u
CM
o
CM
oo
13. Skorobogataya A.A. Ethnic identity and intercultural interaction: monograph. Institute of Ethnology and Anthropology named after. N.N. Miklouho-Maclay. M.: Publishing house "TEIS", 2008. -190 p.
14. Shakhbanova M.M. Ethnic self-awareness and ethnic identity: modern concepts of research // History, archeology and ethnography of the Caucasus, 2013. - No. 1. - pp. 135-147.
15. Shergalieva M.T. Ethnic identity as a type of social identity // Bulletin of the Saratov State Technical University, 2014. - No. 3 (76). - pp. 207-211.
16. Yanakova V.R. Political identity: conceptualization of the concept // Socio-political sciences, 2017. - No. 5. - P. 18-23.
17. Yarkeev A.V. Mythologization of ethnic identity in the structures of social discourse // Humanities in the XXI century. Materials of the International Scientific and Practical Conference (Nizh-ny Novgorod, April 18-19, 2013). Publishing house NISOTS, 2013. - pp.693-696.