Научная статья на тему 'Человек и социум: коммуникационная модель концептуально-типологического взаимодействия'

Человек и социум: коммуникационная модель концептуально-типологического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / социум / концептуальность / типология / коммуникация / диалектика / модель / взаимодействие / man / society / conceptuality / typology / communication / dialectics / model / interaction

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лустин Юрий Михайлович

Цель исследования – в интерактивном контексте методологии научного знания выявить взаимосвязь понятий «концептуальность» и «типология», которая редуцирует новое понимание диалектических основ процесса коммуникации. Новизна работы состоит в обосновании коммуникационной модели концептуально-типологического взаимодействия в формате «человексоциум». Установлено, что концептуально-типологический дискурс взаимодействия зависит от системы концептов его детерминирующих. Доказана, что объективность концептуально-типологической взаимосвязи человека и социума определяет когнитивную направленность мышления человека на познание природно-социальной действительности, выбора жизненных стандартов деятельности и типологии поведения социализированной личности. Акцентируется внимание на концептуальности типологического выбора жизненной стратегии человеком. Также обосновывается концептуальность проявления типологии субъекта практики в интерактивном формате оптимизации социального бытия. Используются сопоставительный, дискурсивный и контекстуальный метод, принципы интроспекции, рефлексии, моделирования. Выводы исследования конкретизированы в перспективных направлениях использования, связанных с развитием типологических основ философской концептологии, методологии социологии коммуникации, социально-философских методов межличностной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN AND SOCIETY: COMMUNICATION MODEL OF CONCEPTUAL-TYPOLOGICAL INTERACTION

The purpose of the study is to identify the relationship between the concepts of “conceptuality” and “typology” in the interactive context of the methodology of scientific knowledge, which reduces a new understanding of the dialectical foundations of the communication process. The novelty of the work consists in substantiating the communication model of conceptual-typological interaction in the “person – society” format. It has been established that the conceptual-typological discourse of interaction depends on the system of concepts that determine it. It has been proven that the objectivity of the conceptual-typological relationship between a person and society determines the cognitive focus of human thinking on the cognition of natural and social reality, the choice of living standards of activity and the typology of behavior of a socialized person. Attention is focused on the conceptuality of the typological choice of a life strategy by a person. The conceptuality of the manifestation of the typology of the subject of practice in the interactive format of optimizing social being is also substantiated. The comparative, discursive and contextual methods, the principles of introspection, reflection, modeling are used. The conclusions of the study are specified in promising areas of use related to the development of typological foundations of philosophical conceptology, methodology of the sociology of communication, and socio-philosophical methods of interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «Человек и социум: коммуникационная модель концептуально-типологического взаимодействия»

Человек и социум: коммуникационная модель концептуально-типологического взаимодействия

Лустин Юрий Михайлович,

к.ф.н., доцент, доцент кафедры философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского E-mail: lustin56@mail.ru

Цель исследования - в интерактивном контексте методологии научного знания выявить взаимосвязь понятий «кон-цептуальность» и «типология», которая редуцирует новое понимание диалектических основ процесса коммуникации. Новизна работы состоит в обосновании коммуникационной модели концептуально-типологического взаимодействия в формате «человек - социум». Установлено, что концептуально-типологический дискурс взаимодействия зависит от системы концептов его детерминирующих. Доказана, что объективность концептуально-типологической взаимосвязи человека и социума определяет когнитивную направленность мышления человека на познание природно-социальной действительности, выбора жизненных стандартов деятельности и типологии поведения социализированной личности. Акцентируется внимание на концептуальности типологического выбора жизненной стратегии человеком. Также обосновывается концептуальность проявления типологии субъекта практики в интерактивном формате оптимизации социального бытия. Используются сопоставительный, дискурсивный и контекстуальный метод, принципы интроспекции, рефлексии, моделирования. Выводы исследования конкретизированы в перспективных направлениях использования, связанных с развитием типологических основ философской концептологии, методологии социологии коммуникации, социально-философских методов межличностной коммуникации.

Ключевые слова: человек, социум, концептуальность, типология, коммуникация, диалектика, модель, взаимодействие.

Проблема коммуникационного взаимодействия человека и социума еще не становилась объектом рассмотрения в аспекте взаимосвязи понятий «концептуальное» и «типологическое». Проявление системных императивов развития цивилизации в социальной структуре общественного устроения придает ей целенаправленность, автономность, модификационность, организованность, координированность, самодостаточность [15]. Концептуальность системно-структурной существенности социума объективно создается, типологически формируется, диалектически воспроизводится путем формирования монолитности социальной общности, развития социальных институтов, консолидации социальных отношений.

Особенностью жизнедеятельности человека является его принадлежность к определенной группе людей, типологические интересы, потребности, намерения которой принципиально влияют на его формирование, развитие и совершенствование. Концептуальность групповых отношений составляет общество, которое характеризуется социальной упорядоченностью, проявлением социальной роли и социального статуса человека в различных ситуациях коммуникации и делового общения.

В социальной философии, социологии, социальной психологии не ослабевает интерес к диалектической методологии исследования типов объектов и субъектов социальности, типологии коммуникантов в социетальном контексте их эффективного взаимодействия. По сути дела, содержание коммуникативной парадигмы «тип общества - типологические отношения - типология человека» направлено на проявление социальных качеств индивида, выбор жизненных стандартов его созидательной деятельности. Обосновывая методологию поиска оптимизирующего дискурса социального бытия человека Т.Б. Назарова отмечает роль в этом модальность расширения «традиционной классификации коммуникантов с учетом принципов общения и законов общения» [7, с. 110-114].

Социум - это динамическая нелинейная система открытого типа, способствующая концептуально-типологической определенности в выборе человеком своей жизненной стратегии и следование ей. Происходящие в обществе различные события детерминированы проявлением разных законов, в том числе законов коммуникационной среды, различных видов коммуникации и ее моделей [1; 8; 13; 14].

Находясь в системе со-измеримых значений, коммуникационное взаимодействие человека и социума представляет собой очень сложный «концептуальный механизм» взаимообусловленных связей и отношений между социальными объектами и социальными субъектами, детерми-национным образом сопряженных в различных формах и форматах своей явленности. «Развитие социальной коммуникации, отмечает А.А. Груздев, осуществляется в ходе взаимодействия системного, деятельностного и инструментально-технологического измерений. Именно эти измерения участвуют в формировании феномена социальной коммуникации как системы. Динамические отношения между ними формируют реальность социальной коммуникации. Оптимизация каждого из трех измерений ведет к развитию социальной коммуникации в целом» [2, с. 47].

Социальная составляющая коммуникационного взаимодействия имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной этого вида взаимодействия выступают связи, отношения и опосредования, влияющие на сущность и содержательный характер взаимодействия людей между собой. Под субъективной стороной понимается интуитивное, чувственно-эмоциональное, смысло-созидательное отношение индивидов друг к другу, основанное на определенной системе ценностных ориентаций. Информационный обмен, типоопре-деленность социального общения - основные показатели взаимосопряженных, взаимодополняющих отношений объектов и субъектов социальности, имманентная основа их социально-духовного взаимодействия [6].

Формы отражения концептуально-типологической реальности в сознании (мышлении) человека являются основой его знания о действительности. Информационная составляющая этих знаний в процессе когнитивно-рефлексивной деятельности сознательного индивида приобретает концептуальный характер. В итоге, в его сознании (мышлении) формируются специфические умственные образования в виде концептов. Онтогносеологи-чески актуализируя проблему того, как люди мыслят, Ю.В. Суржанская подчеркивает: «Концепт является фундаментальной формой мышления...» [11, с. 77].

Концепт - это универсальная форма мышления, когнитивно-смысловое ментальное образование человеческого сознания самовоспроизводящей характерности. По своей сущности, основополагающий признак концепта отражает значение методологической объективности - быть де-терминантой субъективно-смыслового характера. Как рефлексивная форма выражения интеллектуальных процессов познания концепт субъективно многоаспектен диалектически противоречив, субстанционально конверсионален, ментально репро-дуктивен, типологически многомерен, а поэтому служит детерминантой внутреннего мира челове-

ка, которая направлена на формирование, развитие и корректирование упорядоченной концептуальной системы мыслительного порядка в целом.

Концепт в качестве познавательно значимого когнитивно-смыслового элемента сознания сопряжен с понятием «тип» («типология») и, соответственно, типом (типологией) человека и общества. Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», типология - есть «метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа» [12, с. 685]. В социально-коммуникативной динамике развития человека и социума понятия «концепт», «концептуальное», «типологическое» связаны отношениями обоюдной зависимости. Они рядопо-ложены, так как сопричастны к условиям коммуникации общности, познанию человеком природно-социальной действительности.

Методологический синтез данных понятий репрезентирует лингвокультурный дискурс их понимания и модальный аспект развития в теории и практике социального познания. Более того, научная значимость искомых дефиниций причинно обусловлена коммуникативным модусом проявления свойств реальности, а поэтому связана с философской и социологической экспликацией их существенности в системе диалектической объективности. Сказанное позволяет, также, утверждать о правомерности понятия «концептуально-типологическое» и рефлексивной адекватности его содержания архетипическому генезису упомянутых дефиниций.

Как значимый вид социальных отношений, концептуально-типологическое взаимодействие человека и социума, во-первых, является рефлек-сивно-интегративным фактором их интерактивного взаимовлияния, имманентной основой развития социетальной сущности индивида, рациональным средством его практического и теоретического освоения действительности [5]. Как следствие, в онтогносеологическом дискурсе бытия человека и социума их концептуально-типологическое взаимодействие обладает некоторыми специфическими особенностями, которые конкретизируют стратегию его жизненного выбора, оптимизируют жизненно важные параметры социального бытия. Это: диалектичность, объективность, контексту-альность, прагматичность, которые ориентированы на адаптацию личности в системе общественных отношений, ее социализацию и формирование определенного статуса в событийном пространстве антропо-исторической среды. Во-вторых, на всеохватность и всестороннее развитие данного вида взаимодействия влияют: реальная социально-экономическая обстановка в стране, интенсивность коммуникативных контактов, надлежащий уровень социального доверия, мировоззренческая определенность идейных взглядов субъектов социальных отношений и пр.

В коммуникативном процессе объективного и субъективного взаимодействия существенную роль играет такое свойство концептуального как «схватывание». Во взаимосвязи человека и социума понятие «схватывание» выступает той особенностью, которая объективно отражая образно-мыслительную динамику внутреннего мира личности основополагает ее рефлексивно-смысловую деятельность. Это важный момент, в типологической специфике дихотомии «концепт - концептуальное», был замечен еще Абеляром. Так, объясняя генезис понятия «концепт» в истории философии, М.А. Ромащенко и А.А. Ромащенко отмечают: «В работах Абеляра, считающегося основателем концептуализма, часто можно встретить термин conceptus и родственный ему concipio, которые в переводе с латинского языка имеют значение «схватывание» [9, с. 148]. Опираясь на этот довод, можно заключить, что концептуальность (концептуальное) есть производное от понятия концепт или системы концептов. Само собой разумеется, что типологическое сходство и различие терминов «концепт (conceptus - concipio) - А - концептуальное» позволяет констатировать: многогранное понятие концептуально-типологическое - есть сложносоставная форма мысли субъекта социальности, которая способна диалектически воссоздавать целостность типологического содержания реально существующего в его образно-смысловых интенциях всеохватной сущности.

Когнитивная направленность содержания концептуально-типологического взаимодействия в системе «человек - социум» имеет всеохватывающий характер и одновременно направлена на объективность постижения реальности и самопознание внутреннего мира социализированной личности. В концептуально-типологической парадигме познания диалектическим образом постигается не только сущность субъективных образов человека, типы их связей и типология отношений, но целенаправленная смыслосозида-ющая деятельность личности. Значит, образно-типологические формы мышления диалектически форматируют различные варианты (модели) ментальных конструкций сознания (мышления) человека в зависимости от онтогносеологических особенностей концептов ее порождающих. В свою очередь, эти концепты причинно обусловлены различными векторами социокультурных трансформаций.

Исходя из принципа системности познания в актуализации взаимодействия человека и социума первостепенную роль играет интеграция базовых концептов познания; «философия», «социология», «диалектика», «типология», «взаимодействие», «экономика», «социальное», «политика», «духовное»; «социальные отношения»; «социальные институты»; «социальные общности» и типология сложносоставных концепт-конверсий научного знания социологической характерности:

«социальная роль», «социальный статус», «социальные ожидания», «социальная оценка», «социальный опыт», «социальный контакт», «социальный связь», «констатирующая информация», «социальная идентичность», «социальная мобильность», «социальный ориентир» и др. По своему содержанию детерминационная объективность концептов трансформационно видоизменяема. Она конкретизирует когнитивную направленность мышления человека на социокультурное постижение природно-социальной действительности, аксиологический выбор реалистичных стандартов и ориентиров деятельности, типологию как жизненной стратегии, так моделей интеллектуального поведения социализированной личности в актах коммуникации. Идеалы и интересы межличностного общения трансформационно видоизменяют социальное пространство и культуру бытия человека в общественной среде в системе временных факторов. «Социокультурная трансформация, как пишет Е.А. Иноземцева, - это процесс приобретения обществом новых черт, соответствующих требованиям времени, изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях. Как следствие этих процессов перед человеком возникает проблема выбора социальных ориентиров». [3, с. 117-118].

Целеопределенная стратегия выбора путей оптимизации социального бытия зависит от моделей концептуально-типологического взаимодействия человека и социума. Философская интерпретация понятия «модель» (от лат. «modulus» - «образец», ранее - «мера») может быть репрезентирована как объяснительное интерпретативное средство понимания человеком коммуникативной реальности. Основанное на взаимосвязанных уровнях научно-теоретического и практического дискурсов это средство способствует социальной дифференциации, общественному развитию различных средств, форм и методов коммуникации.

В философской методологии социологического знания можно выделить несколько моделей социального взаимодействия в коммуникативной среде. Основные из них: теория социального обмена (Дж. Хоманс); концепция символического ин-теракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер); управление впечатлениями (Эр. Гофман); система «взаимных ожиданий» (Т. Парсонс); теория трансактного анализа (Э. Берн); информационная теория конформности (М. Дойч, Г. Джерард); различные концепции стратификации (Л. Уорнер, У.Томпсон. Дж. Хики, Г. Стэндинг); теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас); метод интерпретационного конструкта (Х. Ленк); концепция трансцендентального понимания (К.-О. Апель); «философия поступка (М.М. Бахтин); концепция «сакральной коммуникации» (Г.В. Гриненко). Каждая из выделенных теорий раскрывает ее сущность, типологическое содержание, многогранные особенности интерации.

Коммуникационная модель концептуально-типологического взаимодействия в системе «человек - социум» - это эпистемологически выраженный способ презентации специфического вида знания, которое предопределено всеохватной конструктивностью своей познавательной характерности. Когнитивная взаимосвязь базовых концептов и концепт-конверсий свойств реальности, выражающих содержание данной системы, - имманентная основа коммуникационной модели. Такое социально-философское понимание модели, в контексте нового концептуально-типологического подхода к постижению общественных отношений, можно считать целесообразным и оправданным.

Исходя из методологических особенностей социального познания, основными базовыми концептами структуры коммуникационной модели концептуально-типологического взаимодействия человека и социума являются: социальные отношения, социальные институты и социальные общности, находящийся в диалектическом единстве с целостностью коммуникативного бытия социума. Рассмотрим каждый из этих элементов модели.

Социальные отношения. Коммуникативное содержание реальности проявляет свою концептуально-типологическую сущность исходя их общепринятых способов взаимоотношений человека и социума. Интерактивно взаимодействуя, индивиды передают друг другу типоопределенность общения, варианты которых заданы их собственным жизненным опытом, типологической культурой общения.

Социальные отношения - это устойчивая самовозобновляющаяся система совместного взаимодействия коммуникантов. Взаимная типилоги-зация обмена различного рода информацией концептуально обеспечивает общность жизненного мира индивидов, их смыслодеятельное устремление к цели, осознанное разрешение противоречий бытия.

Социальные отношения включают в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть экономическими, политико-идеологическими правовыми, образовательными, профессионально-деловыми, социокультурными, семейными, этническими, национально-религиозными, природоохранными и др. На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей, руководимые и направляемые деятельностью различных социальных институтов.

Социальные институты. Социальный институт - это элемент социальной структуры общества, исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей и концептуально-нормативное средство регулирования общественных отношений. В своей коммуникационной значимости социальный институт является механизмом, который обеспечивает, так-

же, воспроизводство социальных отношений (например: институт брака, институт семейных отношений).

К основным социальным институтам относятся: государство, экономика, политика, идеология, культура, мораль, право, образование, семья, наука, здравоохранение, финансы.

Социальные общности. Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди находятся в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Типология социальной общности задается типовыми интерпретациями, диалектически сформировавшимися на основе предшествующего опыта участников взаимодействия.

Человек - это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения, ни социальные взаимодействия. В парадигме общественного устроения человек выступает как объект и субъект социальных отношений. В смысловом дискурсе коммуникативных отношений концептуально-типологическая специфика формирования типологии человека обусловлена особенностями становления, развития и совершенствования его устойчивых характеристик, системно выраженных в типологии индивидуальных свойств и социальных качеств.

По своей сущности, коммуникативная модель концептуально-типологического взаимодействия человека и социума представляет некое модально-сопряженное единство элементов системы концептов «социальные отношения - социальные институты - социальные общности», имеющая ту или иную специфику своей типологической и типовой характерности. Смысловой аспект данных утверждений констатирует их модельный характер концептуальной направленности и типологической существенности. Когнитивные параметры системы позволяют реализовать коммуникативные аспекты межличностной интеграция на самом высоком уровне онтогносеологической всеохватности.

В разработанной модели содержание коммуникации репрезентировано дискурсивными характеристиками, онтогносеологический уровень которых объективирован мировоззренческими целям, аксиологическими ориентирами участников коммуникации, особенно в выборе жизненной стратегии смыслоопределенного действия. Философская экспликация модели позволяет точнее оценить социальный статус человека, его коммуникативную роль в социуме, что подтверждает гипотезу, выдвинутую академиком Т.И. Заславской о социальных слоях российского общества [4].

Таким образом, философское познание человека и общества органически связано с проблемой концептуально-типологического взаимодействия между ними. Данная парадигма взаимоот-

ношений формируется под воздействием государственной политики, трансформационных процессов межкультурной коммуникации, диалога национальных культур в контексте постоянного расширения диапазона влияния различного рода смысловой, интеллектуальной, оценочной, виртуальной информации.

Философско-типологический способ мышления человека диалектически охватывает сущность реальности в концептуальном единстве ее типологической явленности, чем актуализирует потенциальные логико-смысловые, интеллектуальные, ментальные, интуитивные возможности индивида. Содержание данного способа интерактивно направлено на логико-смысловое выявление проблем бытия и истинно верное решение жизненных проблем человека и общества.

Перспективность дальнейших научных исследований в контексте социально-философской и социологической проблематики может быть связана с развитием: типологических основ философской концептологии; методологических положений социологии коммуникации; метода социально-типологической редукции в философском познании; различных методик интерактивного взаимодействия в системе «природа - человек - социум - культура - социальная деятельность»; социально-философских методов межличностной коммуникации.

Литература

1. Водопьянов Н.В. Коммуникативные модели в системе социального управления (соци-етальный аспект): дис... канд. социол. наук: 22.00.04. Ростов-на-Дону. 2005. - 152 с.

2. Груздев А.А. Модели развития социальной коммуникации; философско-методологический анализ // Грамота. 2017. № 10(84): в 2-х ч. Ч. 1. C.46-48.

3. Иноземцева Е.А. Проблемы социальной трансформации человека в современном обществе // Вестник Воронежского государственного технического университета. Социологические науки. 2012. С. 117-120.

4. Куценко О.Д. Вклад Т.И. Заславской в теорию социальной структуры общества // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 140-156.

5. Лустин Ю.М. Личность, типология, общество: диалектика социальной рациональности: монография, - Донецк: Изд-во ДОННУЭТ, 2023. -340 с.

6. Матвеева А.Н. Личность и общество: проблема социально-духовного взаимодействия: монография. Казань: Бук, 2016. - 163 с.

7. Назарова Т.Б. От типологии видов общения к типологии коммуникантов: динамика коммуникативного поведения и коммуникативной личности // Вестник Самарского университета.

История, педагогика, филология. 2023. Т. 29. № 2. С. 107-115.

8. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.: «Ваклер». 2001. - 656 с.

9. Ромащенко М. А., Ромащенко А.А. Актуализация понятий «концепт» и «концептуальное поле» в методологии историко-философских исследований // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч. I. C. 147-150.

10. Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / под ред. чл.- корр. РАН М.К. Горшкова. М.: Новый хронограф. 2010. - 256 с.

11. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского гос. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Политология. 2011. -№ 2(14). - С. 70-78.

12. Типология // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

13. Тухватулина Л.Р. Принципы классификации моделей коммуникации // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 7 (58). С. 49-53.

14. Mowlana H. Human communication theory: a five-dimensional model // Journal of International Communication. 2019. 25(2) pp. 1-31.

15. Savrutskaya E.P., Ustinkin S.V. Education Problems in the Context of Communication Processes of the Modern Civilization / Science and Education: materials of the II international research and practice conference, Vol. I, Munich, December, 2012 / Vela Vertag Waldkraiburg - Munich - Germany. 2012. pp. 563-568.

MAN AND SOCIETY: COMMUNICATION MODEL OF CONCEPTUAL-TYPOLOGICAL INTERACTION

Lustin Yu.M.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky

The purpose of the study is to identify the relationship between the concepts of "conceptuality" and "typology" in the interactive context of the methodology of scientific knowledge, which reduces a new understanding of the dialectical foundations of the communication process. The novelty of the work consists in substantiating the communication model of conceptual-typological interaction in the "person - society" format. It has been established that the conceptual-typological discourse of interaction depends on the system of concepts that determine it. It has been proven that the objectivity of the conceptual-typological relationship between a person and society determines the cognitive focus of human thinking on the cognition of natural and social reality, the choice of living standards of activity and the typology of behavior of a socialized person. Attention is focused on the conceptuality of the typological choice of a life strategy by a person. The conceptuality of the manifestation of the typology of the subject of practice in the interactive format of optimizing social being is also substantiated. The comparative, discursive and contextual methods, the principles of introspection, reflection, modeling are used. The conclusions of the study are specified in promising areas of use related to the development of typological foundations of

кл Rnca Щ_

Conjmnorrn № 8 2024

philosophical conceptology, methodology of the sociology of communication, and socio-philosophical methods of interpersonal communication.

Keywords: man, society, conceptuality, typology, communication, dialectics, model, interaction.

References

1. Vodopyanov N.V. Communication models in the system of social management (societal aspect): diss... candidate of sociological sciences: 22.00.04. Rostov-on-Don. 2005. - 152 p.

2. Gruzdev A.A. Models of development of social communication; philosophical and methodological analysis // Gramota. 2017. No. 10 (84): in 2 parts. Part 1. P. 46-48.

3. Inozemtseva E.A. Problems of social transformation of man in modern society // Bulletin of the Voronezh State Technical University. Sociological sciences. 2012. P. 117-120.

4. Kutsenko O.D. Contribution of T.I. Zaslavskaya to the theory of social structure of society // Sociological journal. 2014. No. 3. P. 140-156.

5. Lustin Yu.M. Personality, typology, society: dialectic of social rationality: monograph, - Donetsk: DONNUET Publishing House, 2023. - 340 p.

6. Matveeva A.N. Personality and society: the problem of social and spiritual interaction: monograph. Kazan: Buk, 2016. -163 p.

7. Nazarova T.B. From the typology of types of communication to the typology of communicants: the dynamics of communicative behavior and communicative personality // Bulletin of Samara

University. History, pedagogy, philology. 2023. Vol. 29. No. 2. P. 107-115.

8. Pocheptsov G.G. Communication theory. M.: Refl-book, K.: "Vakler". 2001. - 656 p.

9. Romashchenko M.A., Romashchenko A.A. Actualization of the concepts of "concept" and "conceptual field" in the methodology of historical and philosophical research // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice Tambov: Gramota. 2015. No. 7

(57): in 2 parts. Part I.P. 147-150.

10. Social factors of consolidation of Russian society: sociological dimension / Ed. Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences M.K. Gorshkov. M., Novyi khronograf. 2010. -256 p.

11. Surzhanskaya Yu.V. Concept as a philosophical concept // Bulletin of Tomsk State University. Series: Philosophy. Sociology. Political Science. 2011. No. 2(14). P. 70-78.

12. Typology // Philosophical Encyclopedic Dictionary / Edited by: L.F. Ilyichev, P.N. Fedoseyev, S.M. Kovalev, V.G. Panov -Moscow: Sov. Encyclopedia, 1983. - 840 p.

13. Tukhvatulina L.R. Principles of Classification of Communication Models // Bulletin of TSPU. Series: Humanities. 2006. No. 7

(58). P. 49-53.

14. Mowlana H. Human communication theory: a five-dimensional model // Journal of International Communication. 2019. 25(2). pp. 1-31.

15. Savrutskaya E.P., Ustinkin S.V. Education Problems in the Context of Communication Processes of the Modern Civilization / Science and Education: materials of the II international research and practice conference, Vol. I, Munich, December, 2012 / Vela Vertag Waldkraiburg - Munich - Germany. 2012. pp. 563-568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.