Научная статья на тему 'Философская рефлексия как конструктивное средство диалектико-типологического взаимодействия человека и общества: логико-гносеологический аспект'

Философская рефлексия как конструктивное средство диалектико-типологического взаимодействия человека и общества: логико-гносеологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / общество / деятельность / диалектикотипологический / социальное / философская рефлексия / концептуальность. / person / society / activity / dialectical-typological / social / philosophical reflection / conceptuality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лустин Юрий Михайлович

Цель исследования – выявить социально-методологическое значение философской рефлексии в качестве объективной основы взаимосвязи субъектов общественной практики. Новизна работы состоит в логико-гносеологическом обосновании конструктивного содержания философской рефлексии в диалектико-типологическом взаимодействии человека и общества. В парадигме социальной детерминации автором характеризуются такие основные черты философской рефлексии как императивность, универсальность. В аспекте логико-познавательного дискурса подтверждено когнитивное единство диалектики, типологии и рефлексивного содержания философского мышления субъекта социальности смыслоформирующей значимости. Отмечается интегративное проявление типологической характерности философской рефлексии в деятельности человека и общества. Впервые эксплицирован диалектико-типологический формат реляционного синтеза диалектики и типологии: диалектика как потенциальная методология познания и типология как актуальная теория многосвойственного развития реальности в своем конструктивном сочетании определяют концептуальный характер разнообразной жизнедеятельности человека и общества. В качестве одного из результатов исследования предлагается введение в научный оборот понятия «конструктивно-рефлексивный стиль философского мышления личности», способствующий ее самопознанию, саморазвитию и самоактуализации в социальных трансформациях современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL REFLECTION AS A CONSTRUCTIVE MEANS OF DIALECTICAL-TYPOLOGICAL INTERACTION OF PERSON AND SOCIETY: LOGICAL-GNOSEOLOGICAL ASPECT

The purpose of the study is to identify the social and methodological significance of philosophical reflection as an objective basis for the relationship of subjects of social practice. The novelty of the work lies in the logical and epistemological substantiation of the constructive content of philosophical reflection in the dialectical-typological interaction of man and society. In the paradigm of social determination, the author characterizes such basic features of philosophical reflection as imperativeness and universality. In the aspect of logical-cognitive discourse, the cognitive unity of dialectics, typology and reflexive content of the philosophical thinking of the subject of sociality of meaning-forming significance is confirmed. The integrative manifestation of the typological characteristic of philosophical reflection in the activities of man and society is noted. For the first time, the dialectical-typological format of the relational synthesis of dialectics and typology is explicated: dialectics as a potential methodology of cognition and typology as an actual theory of the multi-property development of reality in their constructive combination determine the conceptual nature of the diverse life activities of man and society. As one of the results of the study, it is proposed to introduce into scientific circulation the concept of “constructive-reflective style of philosophical thinking of an individual,” which contributes to its self-knowledge, self-development and self-actualization in the social transformations of our time.

Текст научной работы на тему «Философская рефлексия как конструктивное средство диалектико-типологического взаимодействия человека и общества: логико-гносеологический аспект»

Философская рефлексия как конструктивное средство диалектико-типологического взаимодействия человека и общества: логико-гносеологический аспект

Лустин Юрий Михайлович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского E-mail: [email protected]

Цель исследования - выявить социально-методологическое значение философской рефлексии в качестве объективной основы взаимосвязи субъектов общественной практики. Новизна работы состоит в логико-гносеологическом обосновании конструктивного содержания философской рефлексии в диалектико-типологическом взаимодействии человека и общества. В парадигме социальной детерминации автором характеризуются такие основные черты философской рефлексии как императивность, универсальность. В аспекте логико-познавательного дискурса подтверждено когнитивное единство диалектики, типологии и рефлексивного содержания философского мышления субъекта социальности смыслофор-мирующей значимости. Отмечается интегративное проявление типологической характерности философской рефлексии в деятельности человека и общества. Впервые эксплицирован диалектико-типологический формат реляционного синтеза диалектики и типологии: диалектика как потенциальная методология познания и типология как актуальная теория многосвойственного развития реальности в своем конструктивном сочетании определяют концептуальный характер разнообразной жизнедеятельности человека и общества. В качестве одного из результатов исследования предлагается введение в научный оборот понятия «конструктивно-рефлексивный стиль философского мышления личности», способствующий ее самопознанию, саморазвитию и самоактуализации в социальных трансформациях современности.

Ключевые слова: человек, общество, деятельность, диалек-тико-типологический, социальное, философская рефлексия, концептуальность.

Введение

В диалектике взаимоотношений человека и общества основополагающим моментом является концептуаль-ность их цивилизационных связей и конструктивность антропо-культурных отношений, которые в дискурсе долженствующей мотивации в деятельности субъекта социальности нацелены, прежде всего, на достойный уровень взаимодействия между членами социума в парадигме глобальных трансформаций современности. Всестороннее познание этого взаимодействия возможно с помощью философской методологии, принципов диалектики, логико-конструктивных закономерностей типологического знания, различных способов межличностной коммуникации, направленных на самопознание и самоактивность субъекта социального созидания, куль-туроемкое совершенствование форм общественного бытия и общественного сознания. В решении этих проблем философская рефлексия служит продуктивным средством постижения действительности. Рациональность философской рефлексии позволяет человеку осознанно регулировать и целенаправленно контролировать свое мышление, логически правильно оценивать истинность мыслей, поступков, намерений. Важность рефлексивной стратегии мыслительной деятельности субъекта социальности закономерна, а ее конструктивность конкретизирована прежде всего тем, что «под философской рефлексией, по мнению Ф.В. Лазарева и С.А. Лебедева, ... имеют в виду анализ предельных оснований, конститутивных предпосылок человеческого мышления, коммуникативных практик и практической деятельности» [7, с. 15]. С данным утверждением трудно не согласиться.

Философский тип рефлексии обладает специфическим статусом, так как объективирует интеллектуальные возможности человека в предметности жизненных ситуаций, перцептивном обнаружении субъективных заблуждений и парадоксов мироощущения, понимании ошибок практической деятельности. Реализация этой возможности наиболее продуктивна в познавательных интенциях антропокультурного формата: «человек - философская рефлексия - социальная деятельность - информационное общество - рациональность общественной практики». Онтогносео-логическая специфика данного формата диалектична и имеет логико-гносеологическое, социокультурное, антропо-психологическое, праксиологическое измерение. В этой связи, экспликация методологии социально-философского подхода к пониманию философской рефлексии, в качестве конструктивного средства диалектико-типологического взаимодействия человека и общества, вполне очевидна.

сз о

сг

0

1

-1 У

Основная часть

Разноплановость исследовательских подходов к познанию сущности философской рефлексии свидетельствует о многогранности ее коннотативных значений. Разносторонняя роль данного вида рефлексии, ее органическая связь с мышлением, сознанием, деятельностью чело-

=Е СГ

<n

I_

u

OJ

о

CM

века отражены в исследованиях И.Н. Болдыревой [2], В.И. Дудиной, Н.А. Зайцевой [3], Н.А. Калашниковой, О.И. Каяшевой [5], Т.В. Козыревой [6], М.К. Мамардашви-ли, Н.В. Нарыкова, А.И. Новикова, Г.В. Ожигановой [10], Т.Э. Рагозиной [12], М.К. Трифоновой, В.Н. Усова [l5], В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого, Г.Б. Юдина [17] и др. В работах многих авторов философская рефлексия представлена как сложное интегративное качество, диалектически обусловленное личностными особенностями, интеллектуальными способностями человека, типологией общественных связей и отношений. В репрезентативности такой очевидности правомерна необходимость познания конструктивного смысла философской рефлексии в аспекте ее когнитивной связи с понятиями «диалектика», «типология», «познание», «социальность», «отражение, «практика» с позиций научной объективности и логико-методологической конкретности.

Философская рефлексия - это одно из фундаментальных понятий философии, которое отражает ее предметность и конструктивную специфику. По сути дела, данный вид рефлексии является непременным условием концептуальности философского знания, своеобразным логическим модусом ее особого научно-теоретического статуса, фундаментальность которого доказана практикой человеческого бытия.

Философское апеллирование к уникальному существованию индивида в социально-природной среде предполагает правомерное обособление человека в особый род сущего. Такое обособление констатирует способность социализированной личности к осознанным отношениям в общественной среде, в которой происходит диалектическое и антропо-типологическое утверждение морально-духовных ценностей, идеалов, интересов ее внутреннего мира, полноценное раскрытие качеств индивидуальности, этнонациональной идентичности. Философия развития рефлексивности внутреннего мира человека, детерминируемая взаимодействием общественного бытия и общественного сознания, направлена на аксиологический поиск мировоззренческих регуляти-вов идейно-нравственной, социально-психологической, культурно-исторической деятельности человека и общества. Именно поэтому философская рефлексия представляет собой, прежде всего, содержательную часть рефлексивного мышления как формы социального интеллекта человека (Т.Г. Анистратенко, М.Д. Кузнецова, И.А. Ульянова).

Конструктивность философского знания, будучи нацеленным на поиск объективной истины в социальных взаимоотношениях человека и общества, ведет к проявлению коренного свойства рефлексивного процесса, связанного с обнаружением и осознанием истины в смысловом пространстве реальности[9].

Рефлексивная процедурность философского мышления осуществляется в познавательном контексте интуиции и чувств человека, логики его мыслительных операций, что способствует поиску и установлению истины (истинности) в исходной противоречивости бытия. Человек, используя определенные принципы и методы мыслительной практики, и особенно смыслодеятельный стиль философского мышления, как бы открывает для себя и социального окружения определенное мировоззренческое видение природно-социальной картины мира. Детерминационно выявляемое философской рефлексией новое содержание когнитивного восприятия действительности не является прямолинейным результатом формально-логического следствия, а субъективирован-но обнаруживается в роли некого конструктивного и регулятивного средства, которое способно как в диалектико-материалистическом, так и в метафизическом плане ока-

зывать поддержку индивиду в созерцании видимого и невидимого, обычного и необычного, познанного и непознанного. Исходя из этой особенности, онтология философской рефлексии обладает уникальной способностью конституировать динамику внутреннего мира человека, которая обнаруживается в потенциальности «экзистенциального выхода» за пределы социально-природных факторов его бытия, тем самым футорологически обрисовывая и предсказывая мир феноменальной реальности. Само собой разумеется, что в своей диалектико-типологической определенности взаимодействие человека и мира порождает соответствующие идеальные и материальные формы их культуроемкой и общественно значимой конкретности. Следовательно, в целедости-жимом познании бытия человека и общества заложен конструктивный механизм рефлексивного осмысления истинности всех происходящих процессов в развитии цивилизации, в том числе в контексте антропо-социальной, культурно-исторической событийности [11].

Логико-гносеологическая содержательность философской рефлексии способна выявлять смыслы реальности, то есть наличествующие в ней общие моменты различной информационности, которая имеет определенное значение. Многократная логико-рефлексивная интерпретация фактов реальности, в концептуальных способах их описания и адекватного объяснения,становится достоянием личностного опыта, в социокультурном содержании которого человек проявляет индивидуальную свободу, ментальное творчество, креативность познания в сложном и неоднозначном процессе социализации «как в онтогенетическом, так и в филогенетическом плане» [4, с. 63].

Рефлексивный уровень человеческого мышления, как развитое свойство социализированного индивида, обусловливает концептуальную специфичность философии в качестве эффективной формы теоретического освоения действительности. Иначе говоря, философия выявляет конструктивные смыслы различных форм сознания, типологически заданные мыслительные алгоритмы, «концепт-схемы» познавательной активности человека. Философское знание, в своей логико-гносеологической конкретности отражает высокорефлексивный потенциал общечеловеческого познания, поскольку определяет мировоззренческий смысл, методологическую ясность, логический порядок и конструктивные алгоритмы мыслительной активности субъекта цивилизационного созидания. В этом отношении философия есть не только абстрактная сфера познания, но научный фактор и конструктивный модус общечеловеческого знания, прежде всего, мировоззренческой, духовно-нравственной, антропо-психологической, интеллектуальной характерности. Имея гносеологическую направленность на морально-идейное совершенствование человека, всестороннее развитие его интеллекта и ментальных способностей, в философском мышлении проявляется когнитивная и эпистемологическая проце-дурность порождения и рационального применения различных мыслительных конструктов, логико-смысловых схем деятельности. В этом плане, философская рефлексивность означает познавательный способ идеальной функциональности субъективированной сферы мышления человека, обеспечивающий «развертывание» мысли в различных форматах ее мировоззренческой зрелости, логико-когнитивной адекватности, методологической конструктивности, социальной востребованности.

Конструктивная составляющая философской рефлексии конкретизируется логикой системного подхода, а ее объектологическая статусность эксплицирована в системе понятий, принципов и закономерностей диа-

лектики и типологии, что в их диалектико-типологическом синтезе отражает истинный смысл реалий бытия человека и общества. В репрезентативности данных основоположений правомерно заключить: конструктивный смысл мыслетворческой активности индивидного «Я» объективируется человеком в широком диапазоне социального разнообразия в процессе адаптивного взаимодействия с природой и социумом, культурой и политикой в дискурсе свободы воли и свободы выбора, независимости волеизъявления и приоритетности самоутверждения. По этому поводу, отмечая конструктивную креативность форм общественного взаимодействия, С. Кьерке-гор подчеркивал: люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют ту, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения. Безусловно, рефлексия человеческой мысли содержательно безгранична, однако ее независимость релятивна в способах своей реализации.

Философская рефлексия - это социокультурно обусловленный тип мышления, основанный на выявлении внутренних детерминаций мыслительной активности человека и направленный на осмысление (осознание) им собственных предпосылок бытия. Как одна из «превращенных» структур мышления (сознания) философская рефлексия конкретизирует гносеологическую направленность сознания (мышления) на «самое себя». Такой логико-гносеологический способ обращенности является фундаментальной основой как личностного философствования, так и концептуальным условием конструктивного преодоления противоречивых моментов субъективности. «Философская рефлексия, отмечает А.А. Хачатрян, - мощное средство осуществления культурного синтеза. Она становится самоосознанием духовной деятельности, поиском методологических, логических, ценностных, мировоззренческих и иных оснований жизни, бытия и культуры» [16, с. 21].

Доминантность философской рефлексии как конструктивного средства диалектико-типологического взаимодействия субъектов в социальной среде вполне очевидна, в виду того что она редуцирована многосвой-ственностью объект-субъектного, субъект-субъектного взаимодействия[13]. В рефлексивном дискурсе познавательной практики вектор этого взаимодействия направлен на креативное использование интеллектуальных свойств мыслительной деятельности человека, применение типологически разнообразных форм общественного сознания. Следует особо подчеркнуть, что в данном значении, по мнению Е.А. Тюгашева, форма общественного сознания «характеризуется как внешняя рефлексия социума, проецирующая на мир определенный вид общественных отношений» [14, с. 137].

В этом плане философская рефлексия есть, прежде всего, осознание и оценка результатов социальной деятельности конкретного индивида. В таком дискурсе она рассматривается как многогранное отношение человека и общества: познание социума, его идеалов, интересов, потребностей; индивидуальное самопознание и оценка себя самого через призму социального окружения. В данном значении философская рефлексия наполнена многими социально-гносеологическими смыслами: миропонимание, перцепция, саморегуляция, адаптивность, самооценка, самоосознание, самопознание, самореференция, самоидентичность и др. Обобщенно говоря, многогранность феномена философской рефлексии заключается в ее репрезентационной существенности, в которой научно-теоретические и практически значимые возможности когнитивной активности диалектико-типологического познания личности в значительной степени реализуются.

В парадигме социальной детерминации диалектико-типологического взаимодействия человека и общества для философской рефлексии характерны:

а) императивность (лат. Imperativus - повелительный) в концептуальном понимании безусловной существенности ментальных свойств человека, имеющих характер конструктивной направленности на самоанализ. В триумвирате онтогносеологического, онтоантропологиче-ского и логико-гносеологического подходов философская рефлексия обладает когнитивной вариативностью. Несмотря на социальные трансформации, особенно в глобальных противоречиях современности, философская рефлексия остается относительно устойчивым способом самоутверждения индивида в обществе, культуре социального самопознания и межличностного общения. Данное качество - интеллектуальная необходимость общественного существования в методологическом поле социального сопряжения персональных свойств человека и его индивидного отношения к бытию общества. Когнитивная вариативность (вариабельность) философской рефлексии, являясь ее онтогносеологической универсалией, способствует функционированию социальной идентичности человека в условиях различного типа взаимодействий с обществом и его культурой, что раскрывает онтоантропологические горизонты человеческого бытия в масштабах мировой цивилизации. Когнитивная вариативность в структуре рефлексивного мышления тесным образом связана с операциональностью и масштабностью рефлексивного осмысления индивидом реальности, потому «что в основе рефлексивного мышления находится, прежде всего, когнитивная процедура рефлексивного понимания» [1, с. 142];

б) универсальность (анг.universality) в значении функциональной возможности иметь обобщающее значение во всеохватном постижении личностью реалий социального бытия, через осмысление (осознание) собственных форм своей мыслительной деятельности. Философская содержательность актов рефлексии в мышлении актора общественной практики позволяет ему приобретать некую интерпретационную константность универсального значения в процессе познания, особенно в «гносеологических границах» оппозиции «объективное - субъективное», дилемме «объект - субъект». Своеобразным императивом этой универсализации служит фундаментальная мысль Н.А. Бердяева о том, что онтологическая гносеология исходит из того, что человеку нечто дано до всякой рациональной рефлексии, «до самопогружения и объективирования», до момента разделения на субъект и объект. Самоочевидно, с помощью высокого уровня философского рефлексирования человеку и человечеству становится возможным диалектически верно постигать универсальные тайны Бытия и Абсолюта Сущего. Именно поэтому, в своей конструктивной выраженности, философская рефлексия выступает специфическим модусом диалектического единства типологий природы, человека, общества и культуры, чем благоприятствует антропо-эволюционному, социокультурному, этнонациональному самосовершенствованию каждого конкретного общества (сообщества, социальной группы) в их истинно верном историческом развитии.

Данные основоположения выводного знания подтверждают предположение о том, что в процессе смыслотвор-чества основные компоненты мыслительного процесса (образ реальности, мыслеобраз мышления, смыслоо-браз конкретной деятельности) имеют конструктивную значимость, чем определяют логико-гносеологическую конкретность проявления и достигнутый уровень развития интеллектуальных свойств (качеств) человека. Исходя из этого, гносеологическая доминантность фи-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

лософской рефлексии имеет диалектическую выраженность в качестве некого типологического конструктива, концептуально выраженного методологическим единством отмеченных мыслительных компонентов. Их экспликация в логико-гносеологической предметности формата «образ - мыслеформа - смыслообраз деятельности» системно отражается в своих исходных значениях, приобретающих принципиальную основательность и концептуальную упорядоченность. Принцип системности, эпистемологически интегрирующий знания о человеке и человечестве в целом, способствует философскому осмыслению предельных оснований диалектико-типологического взаимодействия личности и общества в контексте их конструктивной взаимосвязи. Как следствие, «Рефлексивная составляющая типологического конструктива ориентирована на социокультурную реконструкцию всего предшествующего знания человека, что позволяет достижимо представлять его обновленное содержание в процессе инновационного развития личностного интеллекта. Данное установление предполагает, прежде всего, диалектику перехода логико-гносеологических связей, образований, зависимостей различной модальности в устойчивые элементы креативно обновленной человекомерной содержательности...» [8, с. 192]. Несомненно, данный переход предполагает разрешение определенных онтогносеологиче-ских противоречий во взаимоотношениях системы «человек - деятельность - общество» и осуществим на основе конструктивных возможностей философской константности самой рефлексии, целенаправленно используемой в практике человеческого бытия. Говоря другими словами, теоретическая концептуальность философской рефлексии элиминирована человеком из событийности своей жизнедеятельности, заимствована из богатого арсенала научного знания, в которых интеграционный характер диалектики и типологии играет методологически важную роль. Именно реляционный синтез диалектики и типологии, практическая общезначимость их конвергентной направленности на бытие обеспечивает конструктивное содержание философской рефлексии в деятельности социализированной личности. В итоге, диалектика как потенциальная методология познания и типология как актуальная теория многосвойственного развития реальности в своем конструктивном сочетании определяют концептуальный характер разнообразной жизнедеятельности человека и общества.

Философская культура типологического познания всецело зависит от мировоззренческого потенциала, логических особенностей ментального стиля разумных действий индивида и противоречиво ориентирована на когнитивное выявление его связей и отношений в общественной среде. В этом контексте стиль мышления субъекта социальности представляет собой специфическую совокупность свойств чувственного, интуитивного, рационального и логического характера, реализуемый в форме устойчивой конструктивно-рефлексивной модели человеческого существования. Как следствие, конструктивно-рефлексивный стиль мыслительной деятельности человека - это атрибутивное качество, реализуемое в многовариантных проявлениях специфических форм философского мышления, культуры социального бытия и логики познавательной активности субъекта общественной практики.

£2

" Заключение

сэ Рефлексия мыслительной деятельности субъекта соци-

оэ альности является значимым компонентом в формирова-

я: нии и развитии его внутреннего мира. Решить проблемы

человека и общества в парадигме социальных трансформаций, в условиях цифровизации и стремительного развивающегося научно-технического прогресса невозможно без развития рефлексии.

Философская рефлексия - это созидательная основа мыслительной практики личности, играющая особую роль в формировании ее мировоззренческих и профессионально важных качеств. Она концептуально определена содержанием логико-гносеологической взаимосвязи, с одной стороны, методологического потенциала диалектики, сущностных форм общественного бытия и общественного сознания, а с другой, конкретизирована наличием типологических свойств индивида, социума, культуры, направленных на комплексное решение жиз-нетворческих проблем цивилизационного созидания.

Философская рефлексия представляет собой конструктивное средство, определяющее социальный порядок диалектико-типологического взаимодействия человека и общества. Будучи относительно постоянным образованием сознания (мышления) она способна формировать, совершенствовать и корректировать социально-природную сферу непосредственной жизнедеятельности человека, актуализируя тем самым его сущностные силы в системе общественных связей, взаимозависимостей и взаимодействий. Выступая способом связи человека и общества, рефлексивный уровень философского мышления детерминирует проявление типовых видов человеческой активности (практическая деятельность, креативность познания, духовные практики и т.д.), осмысленные процессы жизнедеятельной коммуникации и разностороннего общения в информационном обществе.

Конструктивный потенциал философской рефлексии способствует комплексному развитию философского знания, совершенствованию креативности философского мышления. Диалектичность философской рефлексии выражена в мотивационно-интегративной парадигме типоопределенности человека: диалектика развития социума детерминирует стилевой характер мышления человека, а стиль его мыслительной деятельности рефлексивно корректирует когнитивные акты диалектико-типологического познания индивида. Исходя из этого, целесообразным является введение в научный оборот понятия «конструктивно-рефлексивный стиль философского мышления личности».

Литература

1. Анистратинко Т.Г. Рефлексивная рациональность как характеристика рефлексивного мышления / Т.Г. Анистратенко // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2016. - № 4 (34). - С. 140144.

2. Болдырева И.Н. Философский анализ рефлексии в социальных процессах: автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 2013. - 27 с.

3. Зайцева Н.А. Социально-философская рефлексия над архетипами: личностное и общественное сознание / Н.А. Зайцева // Наука, техника и образование, 2017. - № 10 (40). - С. 64-70.

4. Зорина Е.А. Общество и личность: подходы к пониманию проблемы / Е.А. Зорина // Общество: философия, история, культура, 2017. - № 8. - С. 61-64.

1. DOI: 10.24158/Лк.2017.8.13

5. Каяшева О.И. Конструктивная личностная рефлексия / О.И. Каяшева // Вестник Университета, 2015. -№ 13. - С. 340-342.

6. Козырева Т.В. Понятие рефлексии в истории философии / Т.В. Козырева //

2. Вестник угроведения, 2013. - № 2 (12). - С. 75-85.

7. Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы, формы / Ф.В. Лазарев, С.А. Лебедев // Вопросы философии, 2016. - № 6. - С. 1528.

8. Лустин Ю.М. Типологический конструктив как гносеологическая доминанта мыслетворчества личности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2021. - Том 10. - № 1А. - С. 194-201. DOI: 10.34670/AR.2021.64.61

9. Матвеева А.Н. Личность и общество: проблема социально-духовного взаимодействия: монография. Казань: Бук, 2016. - 163 с.

10. Ожиганова Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию / Г.В. Ожиганова // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика., 2018. - № 4. -С. 56-60.

11. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А.О. Особенности структуры социального процесса в контексте исторических событий // Общество: философия, история, культура, 2016. - № 11. - С. 19-22.

12. Рагозина Т.Э Человек как предмет философской рефлексии / Философия и культура в гуманитарном дискурсе. Материалы международной научно-методической конференции 27-28 апреля 2021 года / Отв. редактор к. филос. наук, доц. Сули-мов С.И. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2021. - С. 35-45.

13. Субъекты общества: коллективная монография [Яблокова Н.И. и др.; ред. С.Б. Шитов]. М.: Янус-К, 2014. - 119 с.

14. Тюгашев Е.А. Формы общественного сознания: опыт системной типологии / Е.А. Тюгашев // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Философия, 2020. - № 2 (5). - С. 137149.

15. Усов В.Н. О специфике философской рефлексии / В.Н. Усов // Вестник Южно-уральского гос. ун-та, Сер.: Социально-гуманитарные науки, 2012. - № 10 (269). - С. 195-201.

16. Хачатрян А.А. Рефлексия как принцип философского мышления / А.А. Хачатрян // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.: Философия, 2003. - № 3. - С. 13-22.

17. Юдин Г.Б. Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью / Г.Б. Юдин // Социологический журнал, 2009. - № 3. - С. 96-117.

PHILOSOPHICAL REFLECTION AS A CONSTRUCTIVE MEANS OF DIALECTICAL-TYPOLOGICAL INTERACTION OF PERSON AND SOCIETY: LOGICAL-GNOSEOLOGICAL ASPECT

Lustin Yu.M.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky

The purpose of the study is to identify the social and methodological significance of philosophical reflection as an objective basis for the relationship of subjects of social practice. The novelty of the work lies in the logical and epistemological substantiation of the constructive content of philosophical reflection in the dialectical-typological interaction of man and society. In the paradigm of social determination, the author characterizes such basic features of philosophical reflection as imperativeness and universality. In the aspect of logical-cognitive discourse, the cognitive unity of dialectics, typology and reflexive content of the philosophical thinking of the subject of sociality of meaning-forming significance is confirmed. The integra-

tive manifestation of the typological characteristic of philosophical reflection in the activities of man and society is noted. For the first time, the dialectical-typological format of the relational synthesis of dialectics and typology is explicated: dialectics as a potential methodology of cognition and typology as an actual theory of the multi-property development of reality in their constructive combination determine the conceptual nature of the diverse life activities of man and society. As one of the results of the study, it is proposed to introduce into scientific circulation the concept of "constructive-reflective style of philosophical thinking of an individual," which contributes to its self-knowledge, self-development and self-actualization in the social transformations of our time.

Keywords: person, society, activity, dialectical-typological, social, philosophical reflection, conceptuality.

References

1. Anistratinko T.G. Reflexive rationality as a characteristic of reflective thinking / T.G. Anistratenko // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. -No. 4 (34). - p. 140-144.

2. Boldyreva I.N. Philosophical analysis of reflection in social processes: abstract of dissertation. ... cand. Philosopher Sci. M., 2013. - 27 p.

3. Zaitseva N.A. Social and philosophical reflection on archetypes: personal and social consciousness / N.A. Zaitseva // Science, technology and education, 2017. - No. 10 (40). - p.64-70.

4. Zorina E.A. Society and personality: approaches to understanding the problem / E.A. Zorina // Society: philosophy, history, culture, 2017. - No. 8. - p.61-64.

1. DOI: 10.24158/fik.2017.8.13

5. Kayasheva O.I. Constructive personal reflection / O.I. Kayashe-va // Bulletin of the University, 2015. - No. 13. - p. 340-342.

6. Kozyreva T.V. The concept of reflection in the history of philosophy / T.V. Kozyreva // Bulletin of Ugric Studies, 2013. - No. 2 (12). - p.75-85.

7. Lazarev F.V., Lebedev S.A. Philosophical reflection: essence, types, forms / F.V. Lazarev, S.A. Lebedev // Questions of Philosophy, 2016. - No. 6. - p.15-28.

8. Lustin Yu.M. Typological construct as an epistemological dominant of a person's thought-creation // Context and reflection: philosophy about the world and man, 2021. - Volume 10. - No. 1A. - p. 194-201. DOI: 10.34670/AR.2021.64.61

9. Matveeva A.N. Personality and society: the problem of socio-spiritual interaction: monograph. Kazan: Buk, 2016. - 163 p.

10. Ozhiganova G.V. Reflection, reflexivity and higher reflexive abilities: approaches to research / G.V. Ozhiganova // Bulletin of KSU. Pedagogy. Psychology. Sociokinetics., 2018. - No. 4. -p.56-60.

11. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Features of the structure of the social process in the context of historical events // Society: philosophy, history, culture, 2016. - No. 11. - p. 19-22.

12. Ragozina T.E. Man as a subject of philosophical reflection / Philosophy and culture in humanitarian discourse. Materials of the international scientific and methodological conference on April 27-28, 2021 / Rep. editor K. filos. Sciences, Associate Professor Sulimov S.I. - Voronezh: Voronezh CSTI - branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2021. - p.35-45.

13. Subjects of society: collective monograph [Yablokova N.I. and etc.; ed. S.B. Shitov]. M.: Janus-K, 2014. - 119 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Tyugashev E.A. Forms of public consciousness: experience of systemic typology / E.A. Tyugashev // Bulletin of Samara State Technical University. Ser.: Philosophy, 2020. - No. 2 (5). -p.137-149.

15. Usov V.N. On the specifics of philosophical reflection / V.N. Usov // Bulletin of the South Ural State. University, Ser.: Social Sciences and Humanities, 2012. - No. 10 (269). -p. 195-201.

16. Khachatryan A.A. Reflection as a principle of philosophical thinking / A.A. Khachatryan // Bulletin of Volgograd State University. Ser.: Philosophy, 2003. - No. 3. - p.13-22.

17. Yudin G.B. Reflexive sociology between reality and invalidity / G.B. Yudin // Sociological Journal, 2009. - No. 3. - p.96-117.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.