Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ / ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лустин Юрий Михайлович

Цель исследования - обосновать взаимосвязь концептуальных форм познания и интециональности типологической рефлексии как основу субъектно-смысловой сферы личности. Новизна работы состоит в выявлении гносеологической составляющей типологического потенциала рефлексии индивида, которая направлена на совершенствование эпистемологического опыта практической деятельности. В аспекте интеллектуального синтеза доказана объективность рефлексии как типолого-когнитивного фактора смыслоформирующей характерности. В результате исследования конкретизирована коммуникативно-прагматическая сущность эпистемологического опыта в качестве основания гносеологического конструктива единства концептуальных форм познания и типологической рефлексии в структуре деятельности субъекта социальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FORMS OF KNOWLEDGE AND INTENTIALITY OF TYPOLOGICAL REFLECTION

Purpose of the study is substantiate the relationship between conceptual forms of cognition and the intentionality of typological reflection as the basis of the subject-semantic sphere of personality. The novelty of the work lies in the identification of the epistemological component of the typological potential of the individual's reflection, which is aimed at improving the epistemological experience of practical activity. In the aspect of intellectual synthesis, the objectivity of reflection as a typological-cognitive factor of meaning-forming characteristic has been proved. As a result of the study, the communicative-pragmatic essence of epistemological experience is concretized as the basis of the epistemological construct of the unity of conceptual forms of cognition and typological reflection in the structure of the activity of the subject of sociality.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ»

том власти, что, в принципе, означает некую "несвободу", привело к формированию в политологии понятая "регулируемая свобода". Она не зависит напрямую от личности и достигается внешними политическими средствами: убеждением, внушением, сотрудничеством, авторитетом. Последние призваны гармонизировать интересы личности и государства и сделать "границы свободы" приемлемыми для личности.

Представляется доказанным сужение границ свободы: Свобода как Абсолют - социальная свобода как ментальная установка и запрограммированная социальной системой возможность выбора вариантов действия -регулируемая свобода как схема поведения, принятая личностью ненасильственно.

Литература:

1. Балашов Л. Мысли и изречения. UfiL: https:// bceks on I i ne.com .иа/v ie w. р h р? boo k= 70631 &ра ge=41 ?. Бергер П.Л, Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / пер. с англ. Г.С. Батыги на. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

3. Бердяев Н. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. YMGA-PRESS,™ París: V., 1969. - 269 С.

4. Всеобщая декларация прав человека: первое международное заявление о признании достоинства и равенства, присущих всем людям // Орга-низационный сайт ООН, 2007. URL: https:// www.un.org/ru/about-us/un ¡versa l-declaratíon of humanrights

5. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -■ М.: Республика, 1997, - 494 с.

6. Глушко И,В. Доверие и недоверие как социальные практики российского общества: методо-

логия трансдисциплинарного исследования и социальная реальность: дис ... д-ра филос. наук: 09,00.11. - Ростов н/Д, 2016. - 346 с.

7. Гофман М. Свобода личности или свобода индивида // Знак вопроса. - 2015. - № 1. - С. 69-76.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие Л.Б. Гофмана. - М.: Наука, 1990. - 575 с.

9. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / пер. с фр. Общая редакция, составление и предисловие A.M. Руткевича. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

10. Кьеркегор С. Страх и трепет. - M.: Республика, 1993.-382 С

11. Лаврухина И.М. Идея трансцендентного {кон цептуальные версии в культуре), дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. - Ростов н/Д, 2009. - 329 с.

12. Лубский P.A. Российская государственность как социальная реальность: методология многомерного исследования,типы,специфика развития:дис. . .. д-ра. филос. наук: 09.00.11. - Ростов н/Д, 2015. -391 С

13. Плотин О благе или едином // Логос, - 1992. -№3.-С 213 227.

14. Пучков O.A. Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве (теоретические основы): дис... докт. юридич. наук: 12.00.01. -Екатеринбург, 2001. - 502 с, URL: https:// w w w. t wi г рх. со m /f i I е/694405/ А ет орефе pa т ы )

15. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М,: ТЕРРА-Книж-ный клуб; Республик, 2002. - 638 с.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. С .англ. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. - 571с.

17. Шабанова М. Социология свободы: трансформирующееся общество. URL: www.vuzlib.su/beta3/ html/1/23887/23905/

18. Штомпка П. Социология социальных измене ний / иер с англ. под ред. В.А. Ядоеа. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

CONCEPTUAL FORMS OF KNOWLEDGE AND ÍNTENTÍALÍTY OF TYPOLOGICAL REFLECTION

Lustin Yuri Míkhafíovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DNR

Purpose of the study is substantiate the relationship between conceptual forms of cognition and the intentionaiity of typological reflection as the basis of the subject-semantic sphere of personality. The novelty of the work ties in the identification of the epistemológica/ component of the typological potential of the individual's reflection, which is aimed at improving the epistemológica! experience of practical activity, in the aspect of intellectual synthesis, the objectivity of reflection as a typological-cognitive factor of meaning-forming characteristic has been proved. As a result of the study, the communicative-pragmatic essence of epistemológica! experience is concretized as the basis of the epistemológica! construct of the unity of conceptual forms of cognition and typological reflection in the structure of the activity of the subject of sociality.

Keywords: personality; activity; conceptual; intentional; forms of knowledge; typological reflection DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.21

УДК 141.2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ВАК РФ 5.7.7/09.00.11 ИИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ

РЕФЛЕКСИИ

ФЛустин ЮМ„ 2022 Цель мсследованмя - обосновать взаимосвязь концептуальных форм позна-

ния и интециональности типологической рефлексии как основу субг,ектно-смысловой сферы личности. Новизна работы состоит в выявлении гносеоло-

гической составляющей типологического потенциала рефлексии индивида, которая направлена на совершенствование эпистемологического опыта практической деятельности. В аспекте интеллектуального синтеза доказана объективность рефлексии как типолого-когиитивного фактора смыслоформирую-щей характерности. В результате исследования конкретизирована коммуникативно-прагматическая сущность эпистемологического опыта в качестве основания гносеологического конструктива единства концептуальных форм познания и типологической рефлексии в структуре деятельности субъекта социальное ти.

Ключевые слова: личность; деятельность; концептуальное; интенциональное; формы познания; типологическая рефлексия

Любое познание выражает не только познание,

но одновременно содержит указание на непознанное

СЛ. Франк

Введение

В диалектике объектных и субъективных отношений человек современной информационной реальности всесторонне включен в процесс типологического познания. 8 постижении реалий Бытия все большее значение приобретает типологический потенциал рефлексивных возможностей и способностей личности. Отмечая первостепенную роль рефлексии человека в закономерной способности оценивать себя и внешний мир, Г.В. Ожиганова утверждает: "Высшие рефлексивные способности соотносятся со сферой самосознания, саморегуляции, саморазвития и обусловливают проявления мудрости, глубины осмысления бытия. Благодаря высшим рефлексивным способностям человек может видеть суть вещей, осознавать все, что с ним происходит, понимать причины и следствия явлений и действий; глубоко анализировать свой опыт и состояния; эффективно прогнозировать события, четко осознавать свои жизненные цели и ценности" [3, 58].

С позиций философского подхода концептуальные проблемы типологического познания, истинности отражения, интенциональнос-ти актов рефлексии,конструктивности смыслоопределенной деятельности субъекта социальной практики имеют дискурсивный характер. Актуальность анализа этих проблем обусловлена углублением духов-но-нравственных противоречий в социуме и интеллектуальным кризисом личности в условиях дигитализационных трансформаций современного информационного общества; расширением диапазона моральной деградации и идейно-культурной аномии индивида, его религиозно-мировоззренческой абъюрации, социальной апатии и тревожности в национально-этнических отношениях. Нивелирование диалектико-конструктивной значимостью сознания (мышления) современной личности ведет к ее регрессу, "никнеймовому ретушированию" неповторимой сущности человеческой индивидуальности. Более того, отрицание диалектико-материалистического понимания онтологии рефлексии порождает фетишитизацию "культивированного "Я", постулирует идеи редискрипции (Р. Рорти), физикализма (Д. Деннет}, контингентное™ самости (Н. Луман), возвеличивая тем самым идеи "суверенной субъективности" по лекалам западноевропейской элитарности (В.В. Гудкова, O.A. Верещагин). Не-сомненнно, проявления этих и других причин заметно снижают ресурсный потенциал сущностных сил человека.

В настоящее время в научно-философской разработке когнитивной парадигмы, воссоздающей конструктивности внутреннего мира

Ol Ol О

CU -О

9 s

со"

чГ

CU

d %

Ё

121

ЛУСТИН Юрий Михайлович, кандидат философских наук, доцент кафедры Философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Варановского, Донецк, ДНР

личности, необходимо обоснование новых взглядов на вопросы специфического статуса рефлексии в модусах ее созидающих объекти-ваций. Одним из направлений в решении этой важной задачи является теоретике-методологическое обоснование проявления концептуальных форм познания в контексте эпистемологической доминантности актов рефлексии в мышлении личности. Сложность в анализе поставленной задачи состоит в том, что постигая объективную реальность, человек одномоментно самопознает свой внутренний мир, идеальную предметность которого непросто не только выделить в качестве объекта исследования, но и связать с закономерным развитием материальной (материализованной) конкретности. С известной мерой методологического допущения это возможно только в контексте диалект и ко-материалистического понимания процесса типологического познания, в котором субъект имеет абсолютную и относительную самотождественность с самим собой.

Основная часть

В контексте диалектического отражения базовым источником познавательного процесса во всех его разновидностях, в том числе и типологического характера, составляет типологическая рефлексия и одно из ее основополагающих свойств - интенциональность.

Интенциональность является сложносмыс-ловым понятием научно-методологического дискурса философии, психологии, рефлексивной психологии. По вполне обоснованному представлению Ю.О. Орловой,".. .исторически вопрос о природе интенциональности и рефлексии связан в своем существе, во-первых, с проблемой начала и методологического обоснования философий как науки и, во-вторых, с открытием и обоснованием науки как таковой" [4,8]. В контексте данных взглядов О.Н. Приходь-ко, подчеркивая роль интециональности в действиях человека, утверждает, что "именно "интенция" определяется как: 1) направленность сознания, воли, чувства на объект; 2) акт свободной воли, интеллектуально-вол ев ой акт; 3) намерение, цель, воля, желание, план; 4) намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл..." [5, 261-262]. Опираясь на эти положения и выводы из работ некоторых исследователей, можно заключить, что s своей гносеологической явленности интенциональность типологической рефлексии направлена на концептуальное смыслообразование внутреннего мира человека (O.A. Алимурадов, Е.А. Плеханов, Е.Ю. Ро-гачева, С.Ю. Симаков).

В интеллектуальной парадигме мыслетвор-ческой активности личности ее когнитивная направленность социально мотивирована. В конструктивном развитии когнитивных способностей индивида важной чертой рефлексивной деятельности его сознания (мышления) является экзистенциональная возможность обращенности к сущностным формообразованиям субъективного мира. Конструктивная экспликация объектно-субъектных отношений закономерно сопряжена с природно закономерной необходимостью личности в интеграции различных образов познаваемых объектов, явлений, процессов и состояний социальной данности в целях их праксеологической адаптации к дальнейшему использованию на практике.

В пространстве внутреннего мира личности формы познавательной конструктивности активно функционируют и в своей сущности представляют собой некие когнитивные концепты в качестве квантов структурирован-ногознания. Подчеркивая эпистемологическую сущность данного тезиса, Л.Г. Юсупова и СЛ. Песина отмечают "концепт - это явление мыслительного порядка, которое является основной формой выражения мыслительных процессов..." [8,157]. По мнению Ю.В. Суржан-ской, концепт имеет субъективно-объективный характер и он "существует как в сознании индивида, так и языке этноса. Концепт является фундаментальной формой мышления..." [7,77]. По сути дела, в своей созидающей значимости, концепт как специфическое выражение содержания мышления есть концептуальная форма познания личности. Она ориентирована на доминантность самоосуществления персонального "Я" в истинном качествеумственнозрелых, разумно творческих, культуроемких и целеопределенных смыслов личностного бытия,

Проявление принципа единства типологий природы, человека, общества и культуры способствует интеллектуальному обнаружению концептуальных форм познания в практике субъекта социальности. В смысловом дискурсе когнитивно-типологического постижения реального это:

а) субъективный образ человека. Актор социальной практики в процессе отражения типологического содержания объективной и субъективной данности образно познает их много качественность. Истинность этого утверждения согласуется с выводами проектно-дея-тельностной теории рефлексии И.Г. Алексеева, основными положениями теории рефлексив-

ной психологии (О.С. Анисимов, Н.П. Василенко, A.B. Россохин, И.Н. Семенов, В.И. Слободчи-ков, Г.П. Щедровицкий).

Естественный порядок связей и отношений свойств природы, человека, общества и культуры лежит в основе образной содержательности и функциональности мыслительной деятельности индивида, В свою очередь, осознанность и осмысленность образа представляет собой конструктив потенциальной соотнесенности субъективного образа конкретного человека к актуальному объекту. Данная соотнесенность есть ни что иное как концептуализация в качестве познавательной процедуры эпистемологического характера. Процесс концептуализации, по мнению некоторых исследователей, "представляет собой содержание в своеобразии развития различных форм ... познавательной деятельности, одним из результатов которой является создание ее обобщенного образа в виде "схемы". Данный когнитивный образ является наиболее оптимальной формой знания на конкретном уровне познавательной деятельности" [1, 278].

Образы и их элементы, в типологическом контексте гносеологической актуальности, дифференцируются, соорганизовываются, группируются, систематизируются в зависимости от условий (факторов) среды, субъективных аспектов понимания (непонимания, недопонимания, недоразумения, взаимонепонимания), а поэтому играют регулятивную роль в целепо-лагающей деятельности индивида. В процессе типологического познания образы реального или нереального (виртуального) принадлежат именно этому человеку, в следствие чего представляют собой отдифференцированную часть идеального целого. Экспликация познавательного образа в субъективном пространстве мыслительных компетенций личности концептуализирована в различных интеллектуальных форматах своей эпистемологической, коммуникативно-прагматической, образно-семанти-ческой явленности, "То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно", -утверждал П. Лаплас;

б) персонализированная мыслеформа мышления индивида. Интенциональность функциональной заданности типологической рефлексии способствует комплексному самопознанию внутреннего мира личности. При этом постигается не только типология единичных образов и их дискретно-таксономические сочетания, но и логика движения смысла, направленная на мыследеятельное

совершенствование творческого потенциала индивида.

Критическое мышление - базовый фактор понимания смысла и осознанных действий субъектом практики (Н.В. Андрейчук, Т.Я. Ква-сюк, С.К. Скурыгина, H.A. Якунина). Конструктивному содержанию рефлексии человека типичны проявления его познавательных, интеллектуальных, коммуникативных, прагматических способностей как в интуиции, так и в рациональном использовании средств логики (абстрагирование, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, анализ, синтез, фиксация аналогий, умозаключение, следование подобному). Цивилизационная рациональность бытия человека основана на ее смыслосозидаю-щих основаниях;

в) смыслоопределенный прообраз деятель-ностиличности. Эпистемология образной информационности мыслеформ мышления, конструктивная предметность смысловых образов деятельности в значительной мере расширяют гносеологические возможности рефлексивных способностей человека, их устойчивость к различного рода воздействиям (конфликт, кризис, стресс, фрустрация, афазия, социальная аномия и т.д.).

Смысловой прообраз деятельности выполняет роль своеобразного "сочленяемого звена" в субективном механизме целедости-жимых результатов практики индивида, направленный на разрешение противоречий между интеллектуальной возможностью мышления и необходимостью осуществления соответствующего рода действий. Трансцендентальная логика образных намерений субъекта социальности не априорна. Она сопряжена с различными диалектическими проявлениями содержания реальности, а поэтому имеет динамическую коммуникативно-прогностическую составляющую, которая выражена когнитивной многотипичностью форм своего рефлексивного обнаружения.

В качестве выводного знания отметим: репрезентативность конструктивных форм познания отражает типологический порядок их интеллектуализации в структуре деятельных устремлений личности. Гносеологическая действенность форм познания имеет многоуровневый характер и определяет специфику субъективного механизм образно-целевой конкретности тех или иных действий индивида.

Научно-теоретический анализ социально-философской концепции единства личности и деятельности (М.С. Каган, S.A. Лекторский, М.К. Мамардашвили, К.Х. Момджян, 8.Н. Сага-

OJ ГЦ О си

9

S

со"

чГ

CU

Cl 2

S

123

товский, B.C. Степин, А.Ю. Шабайкин, Э.Г. Юдин), доктринальных положений "дифференциальной модели рефлексии" Д.А. Леонтьева, суждений об отраженной субъектности В.А. Петровского, системно-уровневой модели рефлексивной регуляции продуктивного мышления И.И. Семенова приводят к необходимости обоснования взаимосвязи концептуальных форм познания и интециональности типологической рефлексии. По мнению автора, позна-еательно-типологическое значение данной взаимосвязи имеет следующие теоретико-ме-тодологи чески е доводы.

Во-первых, всеобщий контент этой взаимоопределяющей связи охватывает весь спектр явлений, процессов как объективной, так и субъективной реальности в парадигме деятель-ностной самореализации личности. Персонализированная направленность этого контента определена моментами логико-конструктивного сопряжения социальных свойств и индивидуальных качеств личности в аспекте их преобразовательных и координирующих проявлений на чувственно-эмпирическом и абстрактно-теоретическом уровнях познавательной деятельности (А.И. Зеленков, А.Е. Кононюк, СМ. Мочалов, Л.(И. Рудина, O.A. Чебыкина, E.H. Шульга).

Во-вторых, гносеологические процессы взаимного обогащения этих составляющих имеют природный, общественный и практический характер всеобщей данности, накопление информации о которых трансформируются в устойчивые знания личности. Интенциальность типовых актов рефлексивного познания зависит от понимания индивидом системных закономерностей в пользовании, накоплении и передаче знаний. Становление индивидуальной характерности субъективных свойств и объективных качеств личности сопряжено с эпистемологическим содержанием рефлексии, объектологическими основаниями самого знания. "Именно этим, утверждает Т.М. Рябушки-на, обусловлен круг рефлексивного самопознания: рефлектирующий о себе самом субъект еще до рефлексии он знает о себе то, что он идентичен с предметом рефлексии" [6, 264j.

В-третьих, универсальный аспект диалектической взаимосвязи выступает в роли гносеологического конструкта, в котором отражаются рефлексивные моменты проявлений социального, субъективного, индивидуального, коммуникативного, общественного, логико-прагматического порядка в предметной плоскости их социокультурных интенций в процессе типологического постижения конк-

ретно существующего. "Типологическое познание личностью объективной и субъективной реальности диалектично, в виду того что его обнаружение детерминировано наличием такой идеализированной модели как тип" [2, 195]. Именно смысловой концепт "тип - типология" в интенциаяьности конкретных форм личностного познания (самопознания) всегда индивидуален и персонально определен, В этом отношении, объективность типологической рефлексии как системообразующего фактора субъектно-смыслового характера несомненна.

Гносеологический конструктив взаимосвязи концептуальных форм познания и типологической рефлексии имеет коммуникативную и прагматическую содержательность, так как направлен на приобретение эпистемологического опыта практической деятельности личности.

Коммуникативно-прагматическая сущность эпистемологического опыта является содержательной основой когнитивно-смысловой сферы субъекта социальной практики. Импликативность взаимосвязи концептуальных форм познания, типологической рефлексии и эпистемологического опыта имеет характер интеллектуального синтеза, потому что активизирует многофункциональность дея-тельностной значимости индивида в формате: "субъективная цель человека - эффективность результатов практической деятельности социализированной личности",

В этом значении отмеченная взаимосвязь является типолого-когнитивным фактором смыслоформирующей характерности деятельности личности. Рефлексивный дискурс данной детерминанты направлен на воплощение трансформационных результатов социально-типологического познания в устойчивые средства практической деятельности, их логико-гносеологическую модификацию и аккомодационное корректирование в общественной практике личности. Как следствие, в эпистемологическом опыте концентрируется когнитивная процессуальность индивидной жизнедеятельности, определяемая моментами всеобщего сходства содержания концептуальных форм познания с персональными различиями актов типологической рефлексии конкретного человека.

Заключение

Экспликативность концептуальных форм познания личности воспроизводит их атрибутивную многокачественность, методологи чес-

кии уровень развития которых адекватно отражает конструктивную совокупность когнитивных процессов и методов ее мыслительной деятельности. Концептуальные формы познания детерминированы содержанием типологической рефлексии, а их взаимосвязь закономерна и способствует повышению мыслетворчества личности.

В формате интеллектуального синтеза типологическая рефлексия есть системообразующая детерминанта субъектно-смыслового характера. Ее интециональность определяет гносеологическую характерность самопознания индивида в поливариантных аспектах культуры его бытия и эффективности практической деятельности.

Концептуальные формы познания и интециональность типологической рефлексии тесно взаимосвязаны, чем и составляют основу субъектно-смысловой сферы личности. Диалек-тичность их взаимосвязи выражена в когнитив-но-типологической парадигме гносеологического конструктива: концептуальные формы познания, с одной стороны, в постижении реалий объективной и субъективной содержательности детерминируют типовые характеристики рефлексивного уровня мышления субъекта практики. С другой стороны, типологический потенциал рефлексии направлен на выявление смысла субъектно-объектных отношений с целью приобретения эпистемологического опыта практической деятельности.

Перспективные направления дальнейшей разработки темы исследования видятся в более глубоком обосновании понятий "типологическая рефлексия личности", "концептуальные формы познания" в контексте социальной философии, философии культуры, социальной психологии, рефлексивной психологии и педагогики. Образовательная актуализация эпистемологической парадигмы рефлексивной самореализации свойств субъекта социальности востребована в праксеологическом формате прикладных технологий высшей школы, инновационной системе учебно-образова-

тельной подготовки специалистов всех профилей и специальностей в высшей школе. В дискурсе проблем рефлексивной психологии перспективным считается разработка методологии и внедрение методик специальных "дигитали-зационных комплексов", определяющих результативность мыслительной практики обучающихся. Целесообразным также является использование научного содержания принципа соразмерности образовательных технологий, эпистемологическая конкретность которого определена смыслом выражения Бернарда Шоу о том, что "Жизнь - это не поиск себя, а создание себя".

Литература:

1. Ахтямова S.A., Ефанова Э.А., Ахтямов A.M. Кон цептуалимция s системе поиска смысла // Вестник Казанского технологического ун-та. - 2011. ■ № 7, - С 276-280.

2. Лустин Ю.М. Типологический конструктив как гносеологическая доминанта мыслетворчества личности // Контекст и рефлексия : философия о мире и человеке. - 2021.- Том 10. - №ЗА. - С. 194-201. DO!: 10.34670/AR.2021.6461.028

3. Ожиганова Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию П Вестник Костромского гос. унта. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинети' ка,-2018.-Том 24. - №4.-С 56-60.

4. Орлова Ю.О. Интенционзльность и рефлексия: Философские проблемы рефлексивного опыта сознания и философии И. Канта и в феноменологии Э. Гуссерля: автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.01 - онтология и теория познания / Ю.О. Орлова. - СПб., 2006. - 24 с.

5. Приходько О.Н. Интенциональность деятель ности индивида // Мир науки, кулыуры, образования.-2012. - № 5(36).-С. 261-263.

6. Рябушкина i.M. Познание и рефлексия: Научная монография. - М.: Канон + "Реабилитация", 2014. ■■ 352 с.

7. Суржанская Ю.6. Концепт как философское понятие И Вестник Томского гос. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Политология. - 2011. - №2(14). - С 70-78.

8. Юсупова Л.Г., Песина С.А. Концепт как квант структурированного знания // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 15, - С 155-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol СУ

О

CU -Û

9 s

со" eu

Cl

-z.

i

125

FORGIVENESS AS A MEETING AND AS A FAREWELL: PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL ANALYSIS *

Makarenko Maria Vltallevna, Postgraduate student, Institute of Philosophy and Socio political Sciences. Southern Federal University, Rostov-on-Don

Due to the way people, culture, value orientations of the current generation are changing, the moral and moral grounds for the formation of a socio-cuitural background, the purpose of the study is to study the need to preserve traditional humanistic values in the information society era. At the same time, the main categories of ethics (following

* The repotted study was funded by RFRR according to the research project № 20-311-90005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.