ПЕДАГОГИКА
УДК 373.3
Захарова Вера Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151849 (доб. 331), е-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современные условия определяют актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения. Изменения в Федеральный закон «Об Образовании в Российской федерации», подчеркивающие важность процесса воспитания, принятая на федеральном уровне «Примерная программа воспитания» подчеркивают социальную значимость проблемы воспитания подрастающего поколения. Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в этом процессе, период усвоения норм и ценностей общества, становления нравственных убеждений. Воспитательная деятельность - одна из трудовых функций педагога, включающая в себя понимание целей, осознание принципов, регулирующих процесс воспитания и выбор методов воспитания, в зависимости от поставленной цели и соответствующих принципов. Автор статьи соотносит цели воспитания, которые определяются актуальными нормативными документами федерального уровня и соотносятся со структурой ценностных ориентаций. Цель воспитания рассматривается как планируемый результат. В статье раскрывается мысль о связи методов воспитания с результатами воспитания. Методы убеждения соответствуют когнитивному компоненту результата, направлены на сферу нравственного сознания. Методы упражнения соответствуют поведенческому компоненту результата, направлены на сферу нравственного поведения. Использование методов убеждения и методов упражнения во взаимосвязи соответствует эмотивному компоненту результата воспитания - создаёт условия для формирования оценки и отношения. Методы воспитания соотнесены с принципами воспитания. Раскрыты возможности использования принципов воспитания, направляющих логику действий педагога: принцип социализации направлен на усвоение воспитанником норм и требований общества, принцип индивидуализации направлен на содействие становлению автономного субъекта сознания и деятельности, способного к самоопределению, саморегулированию. Изложенное концептуальное видение определяет основания подготовки учителя начальных классов к деятельности по воспитанию младших школьников.
Ключевые слова: начальная школа, нравственное воспитание, цель воспитания, принципы воспитания, методы воспитания, подготовка педагогов.
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время воспитанию уделяется серьёзное внимание в системе образования Российской Федерации и всего мира. В 2020 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин внёс в Госдуму поправки в федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», которые направлены на укрепление воспитательной составляющей системы образования. Изменения, внесённые в закон, вступили в силу с 1 сентября 2020 г. Новая редакция закона вводит механизм организации воспитательной работы как компонента основной образовательной программы каждой образовательной организации и уточняет само понятие «воспитание».
В статье 2 новой редакции федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ) даётся следующее определение: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».
Согласно дополнению к статье 12 части 9.1. примерные основные общеобразовательные программы должны включать в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы. В соответствии со статьей 12.1. «Общие требования к организации воспитания обучающихся» рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются общеобразовательными организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом образовательные программы должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позднее 1 сентября 2021 года.
В подготовке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии). Профессиональный стандарт педагога, утверждённый Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» включает воспитательную деятельность в число трудовых функций педагога. Трудовая функция «воспитательная деятельность» педагога конкретизируется:
- перечнем трудовых действий, среди которых названы постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера, реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
- необходимых умений, среди которых упоминается умение строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- необходимых знаний, среди которых названы история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества1.
Участники разработки программ воспитания образовательной организации и педагог как организатор этого процесса должны понимать цели воспитания и принципы этой деятельности, уметь выбрать методы воспитания.
Младший школьный возраст - один из важнейших этапов воспитания человека. В этом возрасте обогащается содержание нравственных понятий, повышается уровень их обобщённости, возрастает роль моральных понятий как критерия оценки и самооценки личности. Моральные оценки вначале формируются у ребенка как непосредственные эмоциональные переживания, но постепенно обобщаются и отделяются от них, приобретают статус самостоятельных «инстанций». Таким образом, от того, насколько осознанно и целенаправленно ведётся педагогом воспитательная деятельность с учеником начальной школы, во многом зависит дальнейшее становление воспитанника.
Методологические основания работы. Методологическую базу статьи составляют: теоретико-педагогические положения С. И. Гессена о цели нравственного воспитания; идея Э. Фромма о дихотомии человека и общества и о процессах социализации и индивидуализации как противоречивых тенденциях, движущих развитие личности [Фромм, 1998]. Содержание и логика построения статьи определены подходами лаборатории воспитания младших школьников, работавшей под руководством профессора А. А. Огородникова в Пермском государственном педагогическом университете. Отметим, что в статье понятие «нравственное воспитание» рассматривается в широком смысле, включая содержательные составляющие (патриотическое, эстетическое, трудовое и другие).
Итогом воспитания выступает личность с определённой системой ценностей (патриотических, эстетических, связанных с ценностью труда и других), соотносимых с нравственной основой. Подобный подход реализован в Примерной основной образовательной программе начального общего образования [Примерная основная образовательная программа, 2015].
1 Документы, регулирующие процесс воспитания в Российской Федерации: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Новая редакция ФГОС НОО, Примерная программа воспитания, Рабочие программы воспитания ОО.
Основная часть
Цель как планируемый результат воспитания определяет структуру методов воспитания. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС НОО), одним из важнейших направлений деятельности начальной школы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие учениками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Цель духовно-нравственного воспитания младших школьников сформулирована как составляющие «портрета выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009].
ФГОС НОО устанавливает требования к личностным результатам обучающихся: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностных установок обучающихся, отраженных в социально значимых качествах личности; активное участие в учебно-познавательной деятельности. Проект новой редакции ФГОС НОО уделяет ещё большее внимание воспитанию и результатам воспитания - личностным результатам начального общего образования, указывая конкретные направления воспитания. Отметим, что требования к личностным результатам выпускника начальной школы определяются спецификой возрастных особенностей младших школьников и отличаются от требований к личностным результатам выпускника основной и старшей школы. В основу «Примерной основной образовательной программы начального общего образования», утвержденной в 2015 г., положен аксиологический принцип - принцип опоры на ценности [Примерная основная образовательная программа, 2015], а результаты воспитания, соотносятся с компонентами ценностных ориентаций.
Отметим, что в отечественной педагогике и психологии выделяются, как правило, три компонента воспитания, связанных со структурой ценностных ориентаций: (1) когнитивный, имеющий отношение к знаниям, представлениям; (2) эмотивный, связанный с отношением, оценкой; (3) поведенческий или деятельностный [Леонтьев, 1996].
В педагогике известны и разные классификации методов воспитания. Автор каждой классификации использует то или иное основание для деления всей совокупности методов воспитания на группы. На наш взгляд, целесообразно выделить две группы методов нравственного воспитания, принимая за основу два главных компонента нравственной структуры личности (нравственное сознание и нравственное поведение): методы убеждения - методы формирования когнитивной предпосылки нравственного поведения посредством усвоения воспитанником моральных норм и понимания их значимости, выработки принципов собственного поведения; методы упражнения - методы, направленные на организацию практики нравственного поведения. Обозначим, что оценки и
отношение возникают на пересечении знаний и опыта действия, таким образом, сочетание методов убеждения и методов упражнения в деятельности педагога создаёт основу для достижения эмотивной составляющей процесса воспитания.
Наглядно отобразим мысль о связи методов воспитания с результатами воспитания (см. рис. 1).
результаты вогттишя
Рис 1. Соотношение методов и результатов воспитания
Установим соответствие групп методов воспитания с личностными результатами, указанными в «Примерной основной образовательной программе начального общего образования»:
- методы убеждения связаны с приобретением обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- методы упражнения направлены на получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения;
- взаимосвязь методов убеждения и методов упражнения помогает достигнуть такого личностного результата, как получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом [Примерная основная образовательная программа, 2015].
Соотнесём методы воспитания с компонентами цели, выделенными в «Примерной программе воспитания»:
- методы убеждения нацелены на усвоение учащимися знаний норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (социально значимых знаний);
- методы упражнения нацелены на приобретение младшими школьниками соответствующего базовым ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике, то (опыта осуществления социально значимых дел);
- взаимосвязанное использование методов убеждения и методов упражнения нацелено на развитие позитивных отношений к этим общественным ценностям, то есть на развитие их социально значимых отношений (смотрите: [Примерная программа воспитания, 2020]).
Таким образом, можно заметить преемственность федеральных документов, регулирующих воспитание: «Примерной основной образовательной программы начального общего образования» 2015 г. и «Примерной программы воспитания» 2020 г.
Принципы воспитания определяют выбор методов воспитания на каждом этапе развития воспитанника. Важным представляется замечание С. И. Гессена о том, что личность обретается только через работу над сверхличными задачами, которые создают взаимосвязь действий человека: «только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными задачами, мы становимся индивидуальными» [Гессен, 1995, с. 75]. Педагог также отмечает противоречие, которое движет развитие личности и помогает обрести индивидуальность: «Я тем индивидуальнее, чем больше приблизил я своим действием совокупность действующих к решению общей им всем задачи и тем самым сделал себя незаменимее» [Там же].
Данное противоречие отражено в виде дихотомии человека и общества, сформулированной Эрихом Фроммом: «Человек одинок и в то же время опутан многочисленными связями. Он должен оставаться один на один с собой, когда надо вынести суждение или принять решение, руководствуясь только силами собственного разума, он не может не вступать в связи с другими людьми, его счастье зависит от чувства солидарности к соотечественникам, прошлым и будущим поколениям. Осознание этого противоречия -движущая сила человеческой активности, побуждающая принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями можно придать смысл своей жизни» [Фромм, 1998]. А. И. Шемшурина даёт следующее определение: «Поведение -цепочка сознательных, целенаправленных действий, проявляющихся в неразрывном единстве субъектных побуждений и общественно значимых последствий» [Шемшурина, 1999, с. 17]. Однако, «чтобы эти целенаправленные сознательные действия совершались в этическом аспекте, необходимо, чтобы этическое в поведении стало для школьника приоритетным, а сам он принимал во внимание моральную ценность субъективных мотивов собственных поступков, обладал привычкой нравственного самоконтроля своих действий» [Там же].
Сказанное обосновывает применение методов нравственного воспитания на основании методологических принципов, выделенных В. И. Андреевым: (1) принципа социализации, направленный на усвоение воспитанником норм и требований общества; (2) принципа индивидуализации, направленный на содействие обретению человеком индивидуальности, становлению автономного субъекта сознания и деятельности, способного к
самоопределению, саморегулированию. Таким образом, методы нравственного воспитания должны меняться по мере нравственного роста воспитанника - соотноситься с возможностью ухода от принуждения, постепенного перехода к свободному действию, подчиненному внутреннему нравственному закону. Отметим, что индивидуальные особенности тех или иных воспитанников могут определить и обратное движение, возвращая воспитательный процесс к ступеням, на которых педагог обращает внимание воспитанника на нормы и требования общества.
Заключение
Воспитательная деятельность педагога в работе с младшими школьниками определяется целями воспитания, заданными ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программой начального общего образования и Примерной программой воспитания. Цель - предполагаемый результат воспитания, который содержит в себе общественно ценные знания и представления (когнитивный компонент), опыт собственной деятельности (поведенческий компонент) и отношение и оценку (эмотивный компонент).
Цель как планируемый результат определяет две группы методов воспитания: методы убеждения и методы упражнения, которые применяются педагогом во взаимосвязи. Методы убеждения направлены на сферу нравственного сознания и соответствуют когнитивному компоненту результата. Методы упражнения направлены на сферу нравственного поведения и соответствуют поведенческому компоненту результата. Взаимосвязанное применение методов убеждения и методов упражнения создает условия для формирования оценки и отношения, что соответствует эмотивному компоненту результата воспитания.
Принципы воспитания определяют логику движения в процессе выбора методов воспитания: принцип социализации направлен на усвоение воспитанником норм и требований общества; принцип индивидуализации направлен на содействие обретению человеком индивидуальности, становлению автономного субъекта сознания и деятельности, способного к самоопределению, саморегулированию. Целесообразно выбирать методы воспитания соответственно уровню морального развития, на котором находится конкретный воспитанник, двигаясь от передачи воспитаннику норм и требований общества к созданию условий для самоопределения воспитанника на основе принятых нравственных ценностей.
Отметим также своеобразие процесса воспитания младшего школьника, в отличие от воспитания подростков. Так, П. В. Степанов, в частности, пишет о последовательном достижении компонентов воспитания: сначала социально значимые знания - позитивные отношения - социально значимые дела [Степанов, 2020]. Педагог описывает и возможное совмещение всех трех компонентов в одном деле, что соответствует особенностям подросткового возраста, допускающего возможность абстрагирования и соответственно самостоятельность развития понятийной сферы, независимо от деятельности. Эта же
мысль прослеживается в статье Р. А. Рогожниковой и Р. Т. Равилова, выделяющих воспитывающую деятельность подростков как фактор воспитания и характеризующих организацию коллективных творческих дел по методике И. П. Иванова [Рогожникова, Равилов, 2020]. Возрастные особенности учеников начальной школы требуют единства в процессе передачи социально-значимых знаний и организации деятельности детей, из такого единства вырастает оценка и отношение [Мухина, 1998; Aho, 1997; Kohlberg, 1981; Kohlberg, 1984; Piaget, 1966]. Планируем конкретизировать данную идею в дальнейших публикациях.
Изложенное в настоящей статье концептуальное видение целей, принципов и методов воспитания учеников начальной школы определяет основания подготовки учителя начальных классов к деятельности по воспитанию младших школьников.
Список литературы
Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.
Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. Москва: Институт практической психологии, 1998. 488 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/8262 /poop_noo_reestr.pdf (дата обращения: 28.12.2020).
Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). URL: https://fgosreestr.ru/ registry/primernaja-programma-vospitanija/ (дата обращения: 28.12.2020).
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Рогожникова Р. А., Равилов Р. Т. Роль воспитывающей деятельности в процессе формирования у подростков конфликтологической культуры // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 4. С.107-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44393948&. (дата обращения: январь 2021).
Степанов П. В. Как работать с целями и задачами воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 48-53.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Фромм Э. Психоанализ и этика. Москва: АСТ-ЛТД, 1998. 586 с.
Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Москва: ВЛАДОС, 1999.
112 с.
Aho S. The development of moral reasoning in children from 6 to 13 years of age // Educational practice and theory. 1997. Vol. 19. № 2. Р. 49-58.
Kohlberg Lawrence. The philosophy of moral development / Lawrence Kohlberg. San Francisco: Harper and Row, 1981. 441 p.
Kohlberg Lawrence. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages/ Lawrence Kohlberg. San Francisco: Harper and Row, 1984. 724 p.
Piaget Jean. The moral judgement of the child/ J. Piaget with assistance of seven collaborators; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 1966. 410 p.
Zakharova Vera Anatolievna
Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
CONCEPTUAL VISION OF OBJECTIVES, PRINCIPLES AND METHODS IN THE TEACHER ACTIVITIES ON PRIMARY EDUCATION
Modern conditions determine the relevance of the problem of educating the younger generation. Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation", emphasizing the importance of the upbringing process, adopted at the federal level, the Model upbringing program emphasize the social significance of the problem of upbringing the younger generation. Younger school age is one of the most important stages in this process, the period of assimilation of the norms and values of society, the formation of moral convictions. Educational activity is one of the labor functions of a teacher, which includes an understanding of goals, an awareness of the principles that regulate the process of education and the choice of educational methods, depending on the goal and the corresponding principles. The authors of the article correlate the goals of upbringing, which are determined by the current federal regulatory documents and correlate with the structure of value orientations. The goal of upbringing is viewed as a planned result. The article reveals the idea of the connection between the methods of education and the results of education. The methods of persuasion correspond to the cognitive component of the result and are aimed at the sphere of moral consciousness. The methods of the exercise correspond to the behavioral component of the result, aimed at the sphere of moral behavior. The use of methods ofpersuasion and methods of exercise in interconnection corresponds to the emotive component of the result of education - it creates conditions for the formation of assessment and attitude. The methods of education are correlated with the principles of education. The possibilities of using the principles of upbringing that guide the logic of the teacher's actions are revealed: the principle of socialization is aimed at the student's assimilation of the norms and requirements of society, the principle of individualization is aimed at promoting the formation of an autonomous subject of consciousness and activity, capable of self-determination, self-regulation. The stated conceptual vision determines the basis for the preparation of primary school teachers for the upbringing of primary school students.
Keywords: primary school, moral education, the purpose of education, principles of education, methods of education, teacher training.