Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1705
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / нравственное воспитание / методы воспитания / классификация методов воспитания / методы убеждения / методы упражнения / primary school / moral education / educational methods / classification of education methods / persuasion methods / exercise methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Вера Анатольевна

Статья представляет авторский подход, в основу которого легли теоретические и методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, разработанные под руководством профессора А. А. Огородникова. В настоящей статье указанные положения дополнены в части применения второй группы методов воспитанияметодов упражнения. Методы соотнесены с принципами воспитания (принцип социализации и принцип индивидуализации). Приведена двухуровневая классификация методов воспитания. На первом уровне в соответствии с компонентами нравственной структуры личности (нравственное сознание и нравственное поведение) выделены две группы методов (методы убеждения и методы упражнения). На втором уровне классификации среди методов убеждения и методов упражнения выделены по 6 подгрупп методов. Каждая подгруппа соответствует определенной стадии нравственного развития по Л. Кольбергу. Методы воспитания, применяемые в соответствии с их назначением на определенной стадии, подготавливают переход воспитанника на следующую ступень нравственного роста. Приведена этико-педагогическая характеристика методов убеждения и методов упражнения. Методы убеждения применяются во взаимосвязи с методами упражнения. Приведена схема сбалансированного применения методов как соответствие методов убеждения, методов упражнения и ступени нравственного развития. Отмечено, что чаще всего ученики начальных классов находятся на третьей и четвертой ступенях морального развития согласно периодизации Л. Кольберга. Соответственно, к ученикам 1-х и 2-х классов целесообразно применять методы примера и воспитывающих ситуаций, к ученикам 3 и 4 классов – методы требования и выполнения поручений. Отмечено также, что в одном классе могут учиться дети, показывающие более высокие и более низкие ступени морального развития. Следовательно, важен индивидуальный подход в применении методов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF METHODS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS MORAL EDUCATION

The article presents the author's approach, which is based on the theoretical and methodological foundations for the application of methods of persuasion in the moral education, developed under the guidance of Professor A. A. Ogorodnikov. In this article, these provisions are supplemented in terms of the application of the second group of educational methods -exercise methods. The methods are correlated with the principles of education (the principle of socialization and the principle of individualization). A two-level classification of educational methods is represented in this article. At the first level, in accordance with the components of the moral structure of the individual (moral consciousness and moral behavior), two groups of methods are distinguished (methods of persuasion and methods of exercise). At the second level of classification, 6 subgroups of methods are distinguished among the methods of persuasion and methods of exercise. Each subgroup corresponds to a certain stage of moral development according to L. Kohlberg. The methods of moral education, applied in accordance with their purpose at a certain stage, prepare the pupil's transition to the next stage of moral growth. The ethical and pedagogical characteristics of persuasion methods and exercise methods are given. Persuasion methods are used in conjunction with exercise methods. The scheme of balanced application of methods is given: the correspondence of methods of persuasion to methods of exercise and the stages of moral development (L. Kohlberg). It is noted that most often primary school students are at the third and fourth stages of moral development according to L. Kohlberg. Accordingly, it is advisable to apply the methods of example and educational situations to the students of the first and second grades, and methods of requesting and fulfilling assignments to the students of the third and fourth grades. It was also noted that children demonstrating higher and lower levels of moral development can study in one class. Therefore, an individual approach is important for the application of educational methods.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.3 UDC 373.3

DOI 10.24412/2712-827Х-2021 -5-46-59

Захарова Вера Анатольевна

Кандидат педагогических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: + 7 (922) 3846743, e-mail: [email protected]

Zakharova Vera Anatolievna

Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

CLASSIFICATION OF METHODS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS MORAL EDUCATION

Аннотация

Статья представляет авторский подход, в основу которого легли теоретические и методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, разработанные под руководством профессора А. А. Огородникова. В настоящей статье указанные положения дополнены в части применения второй группы методов воспитания - методов упражнения. Методы соотнесены с принципами воспитания (принцип социализации и принцип индивидуализации). Приведена двухуровневая классификация методов воспитания. На первом уровне в соответствии с компонентами нравственной структуры личности (нравственное сознание и нравственное поведение) выделены две группы методов (методы убеждения и методы упражнения). На втором уровне классификации среди методов убеждения и методов упражнения выделены по 6 подгрупп методов. Каждая подгруппа соответствует определенной стадии нравственного развития по Л. Кольбергу. Методы воспитания, применяемые в соответствии с их назначением на определенной стадии, подготавливают переход воспитанника на следующую ступень нравственного роста. Приведена этико-педагогическая характеристика методов убеждения и методов упражнения. Методы убеждения применяются во взаимосвязи с методами упражнения. Приведена схема сбалансированного применения методов как соответствие методов убеждения, методов упражнения и ступени нравственного развития. Отмечено, что чаще всего ученики начальных классов находятся на третьей и четвертой ступенях морального развития согласно периодизации Л. Кольберга. Соответственно, к ученикам 1-х и 2-х классов целесообразно применять методы примера и воспитывающих ситуаций, к ученикам 3 и 4 классов - методы требования и выполнения поручений. Отмечено также, что в одном классе могут учиться дети, показывающие более высокие и более низкие ступени морального развития. Следовательно, важен индивидуальный подход в применении методов воспитания.

Abstract

The article presents the author's approach, which is based on the theoretical and methodological foundations for the application of methods of persuasion in the moral education, developed under the guidance of Professor A. A. Ogorodnikov. In this article, these provisions are supplemented in terms of the application of the second group of educational methods -- exercise methods. The methods are correlated with the principles of education (the principle of socialization and the principle of individualization). A two-level classification of educational methods is represented in this article. At the first level, in accordance with the components of the

moral structure of the individual (moral consciousness and moral behavior), two groups of methods are distinguished (methods of persuasion and methods of exercise). At the second level of classification, 6 subgroups of methods are distinguished among the methods of persuasion and methods of exercise. Each subgroup corresponds to a certain stage of moral development according to L. Kohlberg. The methods of moral education, applied in accordance with their purpose at a certain stage, prepare the pupil's transition to the next stage of moral growth. The ethical and pedagogical characteristics of persuasion methods and exercise methods are given. Persuasion methods are used in conjunction with exercise methods. The scheme of balanced application of methods is given: the correspondence of methods of persuasion to methods of exercise and the stages of moral development (L. Kohlberg). It is noted that most often primary school students are at the third and fourth stages of moral development according to L. Kohlberg. Accordingly, it is advisable to apply the methods of example and educational situations to the students of the first and second grades, and methods of requesting and fulfilling assignments to the students of the third and fourth grades. It was also noted that children demonstrating higher and lower levels of moral development can study in one class. Therefore, an individual approach is important for the application of educational methods.

Ключевые слова: начальная школа, нравственное воспитание, методы воспитания, классификация методов воспитания, методы убеждения, методы упражнения.

Keywords: primary school, moral education, educational methods, classification of education methods, persuasion methods, exercise methods.

Введение

Разработанность проблемы в науке. Классификации методов воспитания по различным основаниям представлены в ряде многочисленных работ. Методы воспитания подростков характеризуют Р. А. Рогожникова и А. Ю. Плешивцев [Рогожникова, Плешивцев 2020]. Проблемы методов воспитания младших школьников исследовали Г. В. Нарыкова [Нарыкова 1999], Ю. Ю. Скрипова [Скрипова 2002]. Однако неисследованным остается аспект выбора методов воспитания на основании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Методологические основания работы. Содержание и логика статьи определены подходами лаборатории воспитания младших школьников, работавшей под руководством профессора А. А. Огородникова в Пермском государственном педагогическом университете.

Методологическую базу статьи составляют:

- теоретико-педагогические положения С. И. Гессена о цели нравственного воспитания [Гессен 1995];

- идея Э. Фромма о дихотомии человека и общества и о процессах социализации и индивидуализации как противоречивых тенденциях, движущих развитие личности [Фромм 1998];

- положения отечественной детской психологии о возникновении моральной мотивации в индивидуальном развитии, представленные в работах Л. С. Выготского [Выготский 1956], Д. Б. Эльконина [Эльконин 1995], Л. И. Божович [Божович 1968], В. С. Мухиной [Мухина 1998];

- положения о взаимосвязи когнитивного и поведенческого компонентов нравственного развития С. Г. Якобсон [Якобсон 1984];

- исследования стадий морального развития Ж. Пиаже [Piaget 1966] и Л. Кольберга [Kohlberg 1981; 1984].

Отметим, что в настоящей публикации понятие «нравственное воспитание» рассматривается в широком смысле, включая его содержательные составляющие (патриотическое, эстетическое, трудовое и др.). Итогом воспитания выступает личность с определенной системой ценностей (патриотических, эстетических, связанных с ценностью труда и других), соотносимых с нравственной основой. Подобный подход реализован в

Примерной основной образовательной программе начального общего образования [Примерная основная образовательная программа 2015].

В статье в качестве частичных синонимов используются следующие понятия: «моральный» (связанный с общественным сознанием, относящийся к заданным обществом нормам), «нравственный» (связанный с индивидуальным сознанием, проявлением усвоенных норм в поведении человека), этический (связанный с наукой о нравственности).

Актуальность исследования проблемы методов в воспитании младших школьников. Младший школьный возраст - важный этап воспитания человека, в котором содержание нравственных понятий обогащается, возрастает их роль как критериев оценки и самооценки личности. Формируются моральные оценки сначала как непосредственные эмоциональные переживания в процессе деятельности, затем как самостоятельные инстанции. Заметим, что уровень развития нравственного сознания у учеников начальной школы отличается. Следовательно, необходим индивидуальный подход, поддерживающий воспитанников на пути к нравственному самоопределению.

В практическом плане актуальность статьи обусловлена предоставлением педагогу права выбора методов воспитания. В методическом плане - многообразием воспитательных систем и нерешенностью вопросов выбора методов нравственного воспитания, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников. В теоретическом плане - потребностью совершенствования понятийно-терминологической системы педагогики в области методов нравственного воспитания. В методологическом плане -необходимостью баланса педагога в условиях влияния противоположных педагогических традиций: социально-ориентированного и индивидуально-ориентированного воспитания.

Дадим определение ключевому понятию: под методами воспитания мы понимаем совокупность приемов использования содержания, форм и средств деятельности педагога в соответствии с поставленной целью. Выбор методов в нравственном воспитании младшего школьника зависит от индивидуальных целей нравственного воспитания. Воспитатель выбирает те или иные методы убеждения в нравственном воспитании, исходя из особенностей воспитанника.

Согласно подходам, сформулированным в работах И. Канта [Кант 1994], С. И. Гессена [Гессен 1995], В. С. Соловьева [Соловьев 1996], Ж. Пиаже [Piaget 1966], выделяются ступени нравственного роста человека: антиномия, гетерономия, автономия. Американским ученым Л. Кольбергом [КоЫЬе^ 1981; 1984] выделены три уровня морального развития, включающим по две ступени / стадии каждый. Предконвенциональный уровень: 1-я стадия -ориентация на наказание и послушание, 2-я стадия - наивная гедонистическая ориентация -стремление к поощрению; конвенциональный уровень: 3-я стадия - ориентация на поведение хорошей девочки / хорошего мальчика; 4-я стадия - ориентация поддержания социального порядка; постконвенциональный уровень: 5-я стадия - ориентация социального соглашения, 6-я стадия - ориентация на универсальные этические принципы. Младшие школьники обычно находятся на 3-й и 4-й стадиях, но отдельные ученики могут показывать при диагностике и более низкие и более высокие стадии [Aho 1997].

Можно соотнести приведенные периодизации: этапу антиномии соответствует предконвенциональный уровень, этапу гетерономии - конвенциональный, этапу автономии -постконвенциональный (рис. 1).

Методы нравственного воспитания должны меняться по мере нравственного роста воспитанника - соотноситься с возможностью ухода от принуждения, присущего этапам антиномии и гетерономии, к свободному действию, подчиненному внутреннему нравственному закону, на этапе автономии. Сказанное обосновывает применение методов нравственного воспитания на основании методологических принципов, выделенных В. И. Андреевым [Андреев 2000]:

принцип социализации, направленный на усвоение воспитанником норм и требований общества;

- принцип индивидуализации, направленный на содействие обретению человеком индивидуальности, становлению автономного субъекта сознания и деятельности, способного к самоопределению, саморегулированию.

Рис 1. Ступени морального развития человека

Основная часть

В педагогике известны разные классификации методов воспитания. Автор каждой классификации использует то или иное основание для деления всей совокупности методов воспитания на группы. На наш взгляд, целесообразно выделить две группы методов нравственного воспитания, принимая за основу два главных компонента нравственной структуры личности (нравственное сознание и нравственное поведение):

методы убеждения - методы формирования когнитивной предпосылки нравственного поведения посредством усвоения воспитанником моральных норм и понимания их значимости, выработки принципов собственного поведения;

методы упражнения - методы, направленные на организацию практики нравственного поведения.

Отразим взаимосвязь методов воспитания с компонентами нравственной структуры личности и групп методов воспитания (рис. 2). Обратим внимание на сферу морального самосознания личности, в которой определяется отношение к себе по поводу соблюдения или нарушения моральных норм. В сфере морального самосознания устанавливается взаимодействие между указанными выше компонентами: нравственным сознанием и нравственным поведением.

нр ив (тв еннпя структур шршо ста

гамосо шиши

1|> уши, I методов етр ив <тв «ш ого в о с питания

Рис 2. Взаимосвязь методов воспитания с компонентами нравственной

структуры личности

Взаимозависимость вышеназванных групп методов воспитания позволяет создать условия для развития сферы нравственного самосознания.

Рассмотрим классификации методов убеждения и методов упражнения на первом и втором уровнях в отдельности.

Классификация методов убеждения. Среди методов убеждения можно выделить разные группы методов, которые используются на разных этапах нравственного развития человека: наказание, поощрение, пример, требование, объяснение и разъяснение, совет и просьба. Последовательность методов обоснована ступенями нравственного роста.

Этико-педагогическая характеристика применения методов убеждения в нравственном воспитании младшего школьника представляет собой развернутую классификацию и включает исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника, наблюдаемые воспитателем и служащие основанием для индивидуализированного выбора метода убеждения; показатели, характеризующие деятельность воспитателя.

Этико-педагогическая характеристика методов убеждения

1. Наказание

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- не выделяет в своем сознании нравственную сферу как таковую;

- не отделяет "должное" от "недолжного", допустимое от недопустимого;

- не осознает причин своих чувств и чувств других людей;

- в своем поведении ориентируется на внешние санкции.

Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- показывает последствия поступков (физический ущерб и моральный ущерб - обиду), действий воспитанника;

- обращает внимание на переживания воспитанника и других людей;

- учит сопереживать (сочувствовать);

- учит узнавать социально не одобряемые действия, поступки;

- помогает осознать последствия своих поступков и оценивать свои действия и поступки как явления нравственной сферы.

2. Поощрение

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- не выделяет в своем сознании нравственную сферу;

- ориентируется на внешние санкции;

- в большинстве случаев осознает негативные последствия своих уже совершённых действий, но не всегда может отличить должное от недолжного, допустимое от недопустимого;

- ждет внешней оценки;

- осознает свои переживания, но не понимает переживания других людей, не развито чувство сопереживания.

Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- привлекает внимание к социально одобряемому поведению;

- учит отличать правильные и неправильные действия, поступки (должное и недолжное);

- побуждает к социально одобряемому поведению;

- побуждает воспринимать потребности других людей (общие и индивидуальные) как

свои;

- учит сопереживать: сорадоваться, сочувствовать.

3. Пример

- Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- умеет выделить и соответственно оценить недопустимые (социально не одобряемые) действия;

- осознает важность "правильного" поведения;

- желает сохранить статус "хорошего";

- ориентируется на внешнюю оценку;

- ищет образцы поведения и следует им;

- развито чувство сопричастности, ориентация на принадлежность к некоей общности: готов следовать общим правилам;

- наивная инструментовка поведения, следует образцу "близко к тексту". Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- показывает образцы "правильного" (социально одобряемого поведения);

- учит понимать целесообразность правил, опираясь на чувство сопереживания;

- учит оценивать поступки людей с точки зрения нравственных критериев и, опираясь на заданные критерии, оценивать себя (сначала сравнивая данный образец с принятыми правилами, затем, сравнивая себя с эталоном);

- помогает осознать понятие "чувство стыда" как результат при несоблюдении правил (отрицательный пример).

4. Требование

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- ориентируется на принадлежность к некоей общности (класс, группа, школа, семья и т.п.);

- осознает важность соблюдения общих правил: желает быть "как все". Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- учит осознавать целесообразность норм, необходимость общих для всех правил (заповедей, кодексов);

- помогает осознать, что в той или иной социальной роли от человека ожидают определенного поведения, что та или иная социальная роль накладывает определенные обязанности;

- учит оценивать свои действия с позиций выполнения правил;

- помогает осознать ответственность за выполнение поручения, правил.

5.1. Объяснение

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осознает, что люди обладают различными ценностями, что нормы поведения зависят от принадлежности к той или иной группе;

- но не имеет собственных правил и принципов поведения, поведение ситуативное. Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- помогает осознать значимость и смысл тех или иных правил лично для воспитанника и для других людей;

- помогает прийти к взаимному согласию;

- помогает осознать понятие долга;

- помогает понять значимость действий на благо других людей;

- учит оценивать свои поступки с точки зрения нравственных норм.

5.2. Разъяснение

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- осознает и понимает нравственные нормы как таковые,

- но нарушает или сомневается в справедливости, значимости тех или иных норм. Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- учит соблюдать права других людей и ограничивать свою свободу там, где они могут быть нарушены действиями воспитанника;

- помогает осознать смысл и значимость отдельных норм. 6.1. Совет

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- имеет некоторые принципы своего поведения, но не умеет применить их в некоторых ситуациях;

- либо ориентируется на принципы, не характеризующиеся универсальностью;

- признает равенство прав людей и авторитет педагога.

Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- показывает уважение к взглядам, убеждениям, ценностям воспитанника;

- обращает внимание на возможность существования различных точек зрения, взглядов и показывает терпимое отношение к этому факту;

- помогает применить нормы к конкретной ситуации;

- помогает оценить ситуацию с точки зрения нравственности;

- помогает найти норму, соответствующую ситуации.

6.2. Просьба

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- имеет некоторые принципы своего поведения, и собственные ценности, но не всегда может оценить нравственный смысл ситуации, либо не был ранее в нее включен;

- признает равенство прав людей;

- умеет совершить нравственный выбор.

Показатели разновидностей убеждающего действия воспитателя

- показывает, что воспитанник имеет право на собственные взгляды и убеждения;

- помогает осознать, что значит право выбора;

- помогает осознать идею личного вменения поступка;

- дает возможность самому воспитаннику оценить нравственный смысл своих действий и поступков;

- дает возможность воспитаннику совершить самооценку нравственных норм, правил, принципов.

Классификация методов упражнения. Выделим группы методов упражнения в соответствии со ступенями морального развития (Гессен С. И., Кольберг Л.): послушание, приучение, воспитывающие ситуации, выполнение поручений, социальные практики, самоограничение.

По аналогии с характеристикой методов убеждения, дадим этико-педагогическую характеристику методов упражнения в нравственном воспитании младшего школьника, включающую:

- исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника, наблюдаемые воспитателем и служащие основанием для индивидуализированного выбора метода упражнения;

- показатели и последовательность действий воспитанника, которые направляются педагогом.

Отметим, что показатели нравственного сознания и поведения воспитанника, наблюдаемые воспитателем и служащие основанием для индивидуализированного выбора того или иного метода упражнения, применимого к тому или иному воспитаннику, аналогичны в этико-педагогических характеристиках применения методов убеждения и методов упражнения. Такая структура этико-педагогических характеристик позволяет педагогу целенаправленно и сбалансировано отобрать методы воспитания.

Этико-педагогическая характеристика методов упражнения

1. Послушание

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- не выделяет в своем сознании нравственную сферу как таковую;

- не отделяет "должное" от "недолжного", допустимое от недопустимого;

- не осознает причин своих чувств и чувств других людей;

- в своем поведении ориентируется на внешние санкции.

Показатели и последовательность действий воспитанника, направляемых

воспитателем

- принимает задачу;

- выполняет задачу;

- соотносит задачу с правилами поведения (хорошо поступил, плохо поступил);

- обращает внимание на реакцию окружающих, последствия своих действий, поступка;

- получает внешнюю оценку.

2. Приучение

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- не выделяет в своем сознании нравственную сферу;

- ориентируется на внешние санкции;

- в большинстве случаев осознает негативные последствия своих уже совершённых действий, но не всегда может отличить должное от недолжного, допустимое от недопустимого;

- ждет внешней оценки;

- осознает свои переживания, но не понимает переживания других людей;

- не развито чувство сопереживания.

Показатели и последовательность действий воспитанника, направляемых воспитателем

- понимает и принимает цель (задачу), ее нравственный смысл;

- понимает и принимает правило поведения;

- выполняет правило поведения;

- видит реакцию воспитателя на выполнение правила;

- получает внешнюю оценку выполнения правила;

- радуется, сопереживает вместе с теми, для кого сделал доброе дело.

3. Воспитывающие ситуации

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- умеет выделить и соответственно оценить недопустимые (социально не одобряемые) действия; осознает важность "правильного" поведения; желает сохранить статус "хорошего";

- ориентируется на внешнюю оценку;

- ищет образцы поведения и следует им;

- развито чувство сопричастности, ориентация на принадлежность к некоей общности: готов следовать общим правилам;

- наивная инструментовка поведения, следует образцу "близко к тексту".

Показатели и последовательность действий воспитанника, направляемых

воспитателем

- рассматривает и осмысливает ценностное суждение или ситуацию (реальную или на примере литературных произведений, телевизионных или мультипликационных фильмов) с позиции правил поведения, нравственных норм;

- выражает согласие / несогласие с тем или иным ценностным суждением (вариантом поступка);

- выбирает из предложенных вариантов одного или нескольких ценностных суждений или вариантов поступка либо предлагает свой вариант;

- обосновывает выбор, опираясь на правила поведения, нравственные ценности.

4. Выполнение поручений

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- ориентируется на принадлежность к некоей общности (класс, группа, школа, семья и т.п.);

- осознает важность соблюдения общих правил: желает быть "как все".

Показатели и последовательность действий воспитанника, направляемых воспитателем

- получает поручение - задание, сформулированное без детализации;

- выполняет поручение, например, посетить больного товарища и помочь ему в обучении, изготовить игрушки для подшефного детского садика, украсить к празднику классную комнату и т.д.;

- отчитывается в выполнении поручения;

- принимает обратную связь в виде взаимоконтроля учащихся или самоконтроля;

- участвует в обсуждении оценки качества выполненного поручения;

- понимает значимость своего действия в общем деле - значимость для группы, класса, семьи, школы.

5. Социальные практики

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- осознает, что люди обладают различными ценностями, что нормы поведения зависят от принадлежности к той или иной группе;

- но не имеет собственных правил и принципов поведения, поведение ситуативное.

Показатели и последовательность действий воспитанника, направляемых

воспитателем

- учится видеть проблемы в обществе, соотносит их с нравственными ценностями;

- ставит цель (задачу), связанную с преобразованием себя или окружающего мира в соответствии с нравственными ценностями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проверяет свои действия на соответствие нравственным ценностям и нормам;

- соотносит свой образ мыслей и поведения в соответствии с нравственными ценностями;

- осмысленно преобразует свои поступки, привычки, образ действия, приводит их в соответствие с нравственными ценностями;

- выполняет целесообразные действия по преобразованию окружающего мира в соответствии с нравственными ценностями;

- получает опыт целесообразного ценностно-ориентированного действия в обществе;

- осмысливает приобретенный в процессе социальной практики опыт на основании нравственных ценностей.

6. Самоограничение

Исходные показатели нравственного сознания и поведения воспитанника

- осознает и понимает нравственные нормы как таковые, но нарушает или сомневается в справедливости, значимости тех или иных норм;

- имеет некоторые принципы своего поведения, но не умеет применить их в некоторых ситуациях;

- либо ориентируется на принципы, не характеризующиеся универсальностью;

- признает равенство прав людей и авторитет педагога;

- имеет некоторые принципы своего поведения, и собственные ценности, но не всегда может оценить нравственный смысл ситуации, либо не был ранее в нее включен;

- признает равенство прав людей, умеет совершить нравственный выбор.

Показатели и последовательность действий воспитанника, направляемых

воспитателем

- отказывается от личного удовольствия, удобства, эгоистического желания, наслаждения в пользу интересов дела или других людей;

- ограничивает себя в удовольствиях, опираясь на высшие ценности;

- приобретает реальный опыт человечности, противостояния жадности, эгоизму;

учится владеть собой, совершать волевые усилия;

соотносит свои действия с гуманистическими идеалами, нравственными ценностями; - стремится к воплощению нравственных ценностей в собственной жизни. Методы воспитания применяются сбалансировано в соответствии с принципами воспитания. Отразим соответствие групп методов убеждения группам методов упражнения и ступеням нравственного развития Л. Кольберга, а также соответствие методов и принципов воспитания (рис. 3).

Рис. 3. Схема сбаланированного применения методов убеждения и методов упражнения

в нравственном воспитании

Стрелки на схеме показывают следование принципу социализации (направление воспитанника на усвоение норм, заданных обществом) или принципу индивидуализации (предоставление воспитаннику большей свободы в нравственном самоопределении).

Заключение

Таким образом, представлен вариант классификации методов воспитания младших школьников. На первом уровне классификации выделены две группы: методы убеждения и методы упражнения, которые применяются педагогом во взаимосвязи. Методы убеждения направлены на сферу нравственного сознания и соответствуют когнитивному компоненту результата. Методы упражнения направлены на сферу нравственного поведения и соответствуют поведенческому компоненту результата. Взаимосвязанное применение методов убеждения и методов упражнения создает условия для формирования оценки и отношения, что соответствует эмотивному компоненту результата воспитания.

На втором уровне классификации предлагаем в каждой из групп методов воспитания выделить подгруппы в соответствии с уровнями морального развития воспитанника. Каждая их подгрупп методов убеждения и методов упражнения соответствует определенной стадии нравственного развития по Л. Кольбергу, которые рассматриваются как ступени нравственного роста:

- стадия ориентации на наказание и послушание - методы наказания и послушания;

- стадия наивной гедонистической ориентации - методы поощрения и приучения;

- стадия ориентации на образец - методы примера и воспитывающие ситуации;

- стадия ориентации на поддержание социального порядка - методы требования и выполнение поручений;

- стадия ориентации социального соглашения - методы объяснения, разъяснения и социальные практики;

- стадия ориентации на универсальные этические принципы - методы совета, просьбы и методы самоограничения.

Методы убеждения и методы упражнения, применяемые воспитателем в соответствии с их назначением на данной ступени, подготавливают переход на следующую ступень. Как правило, младшие школьники находятся на третьей и четвертой ступенях морального развития по Л. Кольбергу. Соответственно, к ученикам 1-х и 2-х классов целесообразно применять методы примера и воспитывающих ситуаций, к ученикам 3-х и 4-х классов -методы требования и выполнения поручений.

Однако в одном возрасте дети могут показывать более высокие и более низкие ступени морального развития. Следовательно, целесообразно выбирать методы воспитания соответственно ступени морального развития, на которой находится конкретный воспитанник. Приведена этико-педагогическая характеристика методов воспитания, дающая педагогу основание для целенаправленного выбора методов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника.

Список литературы

Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. 520 с.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

448 с.

Кант И. О педагогике // Соч. в 8 тт. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 399-462.

Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Уч. пособие для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с.

Нарыкова Г. В. Коррекционные функции метода наказания в процессе воспитания младших школьников. Дис. ... к. пед. н. Пермь, 1999. 239 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15970176 (дата обращения: 28.12.2020).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/8262/poop_noo_reestr.pdf (дата обращения: 28.12.2020).

Рогожникова Р. А., Плешивцев А. Ю. Технология процесса воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 48-58. URL: https://vestnikpshpu.tilda.ws/archive (дата обращения: 28.12.2020).

Скрипова Ю. Ю. Особенности применения методов поощрения в нравственном воспитании младших школьников. Дис. ... к. пед. н. Пермь, 2002. 233 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15994732 (дата обращения: 28.12.2020).

Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 479 с.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 586 с.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 416 с.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 160 с.

Aho S. The development of moral reasoning in children from 6 to 13 years of age // Educational practice and theory. 1997. Vol. 19. № 2. P. 49-58.

Carr D. After Kohlberg: Some implications of an ethics of virtue for the theory of moral education and development // Studies in philosophy and education. 1996. Vol. 15. № 4. P. 353-370.

Kohlberg Lawrence. The philosophy of moral development. San Francisco: Harper and Row, 1981.

441 p.

Kohlberg Lawrence. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. San Francisco: Harper and Row, 1984. 724 p.

Piaget Jean. The moral judgement of the child / J. Piaget with assistance of seven collaborators; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 1966. 410 p.

References

Andreev V. I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [A training course for creative self-development]. Kazan: Centr innovacionnyh tekhnologij, 2000, 608 p. (In Russ.)

Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Moscow: Prosveshchenie, 1968, 464 p. (In Russ.)

Vygotskij L. S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya. Myshlenie i rech'. Problemy psihologicheskogo razvitiya rebenka [Selected psychological research. Thinking and speaking. Problems of the psychological development of the child]. Moscow: APN RSFSR, 1956, 520 p. (In Russ.)

Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Foundations of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Shkola-Press, 1995, 448 p. (In Russ.)

Kant I. O pedagogike [About pedagogy]. Moscow: Choro, 1994. Vol. 8, pp. 399-462. (In Russ.)

Muhina V.S. Psihologiya detstva i otrochestva [Psychology of childhood and adolescence]. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii, 1998, 488 p. (In Russ.)

Narykova G.V. Korrekcionnye funkcii metoda nakazaniya v processe vospitaniya mladshih shkol'nikov [Correctional functions of the punishment method in the process of educating younger students]. Ph. D. thesis. Perm, 1999, 239 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15970176 (accessed: 28 december 2020). (In Russ.)

Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Approximate basic educational program of primary general education]. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/922/fajl/8262/poop_noo_reestr.pdf (accessed: 28 december 2020). (In Russ.)

Rogozhnikova R.A., Pleshivcev A.Yu. Tekhnologiya processa vospitaniya u podrostkov social'nosti kak nravstvennogo kachestva lichnosti [Technology of the process of upbringing sociality in adolescents as a moral quality of the individual]. Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian research. Pedagogy and

psychology]. 2020. No 1, pp. 48-5. Available at: https://vestnikpshpu.tilda.ws/archive (accessed: 28 december 2020). (In Russ.)

Skripova Yu.Yu. Osobennosti primeneniya metodov pooshchreniya v nravstvennom vospitanii mladshih shkol'nikov [Features of the application of methods of encouragement in the moral education of primary schoolchildren]. Ph. D. thesis. Perm, 2002, 233 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15994732 (accessed: 28 december 2020).

Solov'ev V. S. Opravdanie dobra [Justification of Good]. Moscow: Respublika, 1996, 479 p. (In Russ.) Fromm E. Psihoanaliz i etika [Psychoanalysis and ethics]. Moscow: AST-LTD, 1998, 586 p. (In

Russ.)

El'konin D. B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah [Mental development in childhood]. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO «MODEK», 1995, 416 p. (In Russ.)

Yakobson S. G. Psihologicheskie problemy eticheskogo razvitiya detej [Psychological problems of the ethical development of children]. Moscow: Pedagogika, 1984, 144 p. (In Russ.)

Yanovskaya M. G. Emocional'nye aspekty nravstvennogo vospitaniya: kniga dlya uchitelya [Emotional aspects of moral education: A book for a teacher]. Moscow: Prosveshchenie, 1986, 160 p. (In Russ.)

Aho S. The development of moral reasoning in children from 6 to 13 years of age // Educational practice and theory. 1997. Vol. 19. № 2, pp. 49-58.

Carr D. After Kohlberg: Some implications of an ethics of virtue for the theory of moral education and development // Studies in philosophy and education. 1996. Vol. 15. No 4, pp. 353-370.

Kohlberg Lawrence. The philosophy of moral development. San Francisco: Harper and Row, 1981,

441 p.

Kohlberg Lawrence. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages. San Francisco: Harper and Row, 1984, 724 p.

Piaget Jean. The moral judgement of the child / J. Piaget with assistance of seven collaborators; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 1966, 410 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.