Научная статья на тему 'Концептуальное обоснование инструментария финансирования реальных инвестиций'

Концептуальное обоснование инструментария финансирования реальных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / КОНЦЕССИИ / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юзвович Л.И.

В статье отмечается, что в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, что для большинства российских территорий является реальной возможностью для укрепления конкурентных преимуществ, завоевания новых экономических ниш, раскрытия своего инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обоснование инструментария финансирования реальных инвестиций»

Вопросы экономики

Удк. 330.322.1

концептуальное обоснование инструментария финансирования реальных инвестиций

Л. И. ЮЗВОВИЧ, кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования E-mail: yuzvovich@bk. ru Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

В статье отмечается, что в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, что для большинства российских территорий является реальной возможностью для укрепления конкурентных преимуществ, завоевания новых экономических ниш, раскрытия своего инновационного потенциала.

Ключевые слова: финансирование реальных инвестиций, концессии, совместные предприятия, международный лизинг, особые экономические зоны.

Возможные варианты инвестиционного развития любой страны можно свести к спектру финансово-экономических моделей, и каждую из них модифицировать и конкретизировать применительно к отдельно взятому государству. В экономической литературе системная характеристика возможных моделей инвестиционного развития отсутствует, но отдельно взятые инструменты финансового обеспечения реального инвестиционного процесса обстоятельно рассматриваются в научных публикациях отечественных и зарубежных ученых, экономистов и юристов [3, 4, 8, 12, 14].

В условиях финансового и экономического кризиса такой инструмент, как концессия, должен стимулировать:

— активное использование инвестиционных возможностей государственной власти и частного бизнеса;

— привлечение средств непосредственно в регионы;

— эффективное использование как государственного, так и муниципального имущества.

Рассмотрим финансирование реальных инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства в форме концессий в Российской Федерации (табл. 1).

Проведенный анализ показывает, что из всей стоимости реальных инвестиционных проектов на долю инвестора-концессионера приходится 65 % денежных средств (в том числе собственные средства инвестора составляют 37 %, заемные средства — 28 %). Таким образом, реализуемые реальные инвестиционные проекты при поддержке государства за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ имеют значимую роль в российском инвестиционном бизнесе и направлены в основном на строительство, реконструкцию стратегически важных объектов национальной экономики, а также на развитие инфраструктуры. Удельный вес участия Инвестиционного фонда РФ в реальном инвестировании национальной экономики составляет 29 %, объем денежных средств субъектов

48

финансы и кредит

РФ незначителен и составляет 6 % от общей стоимости всех реальных инвестиционных проектов, возникших на основе государственно-частного партнерства.

Следует отметить такие инвестиционные проекты, как создание на основе государственно-частного партнерства нового крупного промышленного района на Дальнем Востоке России, включающего в себя объекты гидроэнергетики и кластер промышленных производств. Реализация проекта окажет существенное позитивное влияние на основные макроэкономические показатели развития Российской Федерации и улучшит параметры ее экономической безопасности, что определяет общегосударственное значение проекта.

Если рассматривать региональную специфику осуществления реального инвестирования при государственной поддержке, т. е. на основе государственно-частного партнерства в форме концессий (табл. 2), то можно сделать некоторые выводы.

По источникам финансирования реальных инвестиционных проектов в национальную экономику лидирующая позиция, безусловно, принадлежит инвесторам-концессионерам, их удельный вес в общей стоимости инвестиционных проектов составляет 80 % (в том числе 33 % собственных средств, 47 % заемных средств), незначительная доля финансирования отводится субъектам РФ и местным бюджетам (5,8 и 0,7 % соответственно). Определенную роль в реальном финансировании региональных экономик играет Инвестиционный фонд РФ, его доля в общем финансировании региональных проектов составляет 13,5 %.

Таким образом, региональная инвестиционная политика в основном направлена и сконцентрирована в области финансирования на корпоративном секторе экономики, поскольку государство не имеет средств для полноценного участия в крупномасштабных региональных инвестициях, так как существуют определенные финансовые ограничения. В связи с этим (с точки зрения государства) привлечение частных инвестиций в рамках концессионного соглашения — это стратегическое и перспективное направление государственной инвестиционной политики,

а

я £

О) И

3 3

гч О Г4

о с !> О

о

Г4

8

ч

!

§ а

а £ « и

Л *о

л

н «

<и о а е о» 2 х х о

Я ¡ж

Я о

8 Н и <и и

X -

3

X

л

4 «

<и Сч

х

03

е

Сч

ё « Я ч а х

<и о

* 7 ¡-

о х х о

Я Я

н и

о X

а и

2 оа ^ *

и &

о

и >8 я Я

= -

8

я ^

- Ё

Ч И

^ В

щ Ч

Л 2

к м

в 5 = £

Й °

0

* 1

* I

* I

- я

Ж ° в

! * = i

1 =

О ^

о I

Й Й ем

¡5! «

^ 9 Я

« В и

щ н О

Л о .а. _

з к

2 и

Й б £ ^ 2 I § I

н н

и Ш

« ч

& В * £

3 - л

т Ял

я!" и & Й " I

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

се ю

Й ^

* в

* I

В 2

>

и о

в =

=

о В

в

г

щ

« X

В

«

й =

Й ГО

Е

о а

о «

«

0

1

X -

К

ю

0 5!

1

л

12

Л

^

Л и н

2 5® м О

§ £ * £

Л о н §

О о

«

о х и

к

«

0 К

к -

и К

1

[2

3

а

1

Л

ер

к

X Л

2 I л К

£

1

Й «

Е

О

а

о «

о £

Й я

2 н

о -

т

^

о

X ■г

О

X -

и 3

Й * ^ Й.5ЯО

8 м я

& I 3

ё « л

| & т й

о ^ Е Н

а См

О щ ^

^ ¡Н О

НО

О Л «

к 2 « и

о х

ю о

о ^

й

X

I й т

¡^ 13

0 «

1 ^

Д м й <

< л

5 £

« о

а

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

о

л й

н Ь

а м

О

л й Л й

I

N о Л

о «

о

к

^

о

К

Я ^

в

й н

о к

_ о

(Ц р «

[2 и

х 5

« в

I

в -

X X

I =

сч

Л м

° о К «

и i

щ СЧ й О

я Р . «О н ИЛ ° КК Н оно «а ^

Й И /уч ^^^

| СТО

§ I 8

Ln О

Окончание табл. 1

Инвестиционный проект Стоимость инвестиционного проекта, млн руб. Источники финансирования реального инвестиционного проекта, млн руб.

Собственные средства инвестора Заемные средства инвестора Средства бюджетов субъектов РФ* Средства Инвестиционного фонда РФ"

Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области 169 107,18 120 786,18 — — 48 321,00

Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва 131 622,10 82 349,5 — — 49 272,60

Промышленный комплекс (г Новомосковск Тульской области). В комплексный инвестиционный проект входят следующие инвестиционные проекты: — строительство моста через р. Любовка (на участке Маклец — Бобрик — Донской Московской железной дороги); — строительство новой станции Промгипсовая (железнодорожная ветка Урванка — Промгипсовая Московской железной дороги); — строительство автодороги Тула — Новомосковск (км 34 + 800 — км 51 + 660) в Киреевском и Новомосковском районах Тульской области 46 269,6 27 425 9 598,5 600,00 8 646,10

Комплексный инвестиционный проект «Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань». Инвестиционный проект, входящий в состав комплексного инвестиционного проекта «Строительство нового Кузнецовского тоннеля» 59 876,45 42 320,01 17 556,44

Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. Инвестиционный проект, входящий в комплексный инвестиционный проект «Строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования (городской округ г. Ростов-на-Дону)» 33 470,77 24 542,5 2 018,50 (249,48) *** 6660,29

Итого... 914 726,6 379 310,3 231 960,6 722 488,8 230 966,90

* Средства бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме бюджетных инвестиций.

** Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ. *** Средства бюджета муниципального образования.

Источник'. [16].

Таблица 2

Региональные инвестиционные проекты, реализуемые при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ

Инвестиционный проект Стоимость инвестиционного проекта, млн руб. Источники финансирования регионального инвестиционного проекта, млн руб.

Собственные средства инвестора Заемные средства инвестора Средства бюджетов субъектов РФ* Средства местных бюджетов Средства Инвестиционного фонда РФ**

Реконструкция и расширение открытого акционерного общества «Игоревский деревообрабатывающий комбинат». Строительство завода древесно-волокнистых плит (МОР). Развитие инфраструктуры в муниципальном образовании «Холм-Жирковский район» Смоленской области 7 236,17 201,58 68,85 766,91

Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений г Петрозаводска (II этап) 631,87 86,31 236,95 69,98 1,00 237,63

Строительство производственно-логистического комплекса «Ар-макс Групп» на территории с. Масловка Воронежской области 5 093,06 1 424,83 3120,00 120,61 — 427,62

Реконструкция системы водоснабжения г Перми 847,08 473,65 — 141,90 — 231,53

Развитие системы теплоснабжения в г. Владимир и Владимирской области 550,70 309,25 — - 53,12 188,33

Строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия 583,57 181,3 348,40 - 14,00 39,87

Создание коммунальной и энергетической инфраструктуры в целях создания сыроваренного завода по производству твердых сыров мощностью 250 т молока в сутки (Республика Мордовия) 1 348,63 540,71 574,62 60,66 172,64

Строительство малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры района «Новалэнд» (Красноярский край) 9 217,36 6 984,62 699,67 521,25 1 011,82

Подстанция 110/10 кВ «Прибрежная», Омская область 2 126,36 1 191,94 262,17 262,17 — 410,08

«Симбирское кольцо», г. Ульяновск 3 051,22 1 808,59 333,91 — 240,90 667,82

Строительство инженерных сетей и сооружений территории комплексной застройки района ул. Богдана Хмельницкого (Чувашская Республика) 4 213,20 8,41 3 544,27 151,92 508,60

Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковскош района Калужской области 5 982,91 5 216,88 236,39 127,12 - 402,52

«Чистый Дон» (Ростовская обл.) 4 466,72 446,49 1 803,89 1 011,28 149,46 1 055,6

Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры г. Уфы Республики Башкортостан 3 827,19 1 795,25 573,93 369,62 84,58 1 003,81

Строительство стеклотарнош завода «Анжи-Стекло» (Республика Дагестан) 3 890,56 107,28 2 491,04 267,54 - 1 024,70

Полигон ТБО, г. Новокузнецк, площадка «Маркино» 728,82 — 367,78 145,73 3,30 212,01

Создание первой очереди промышленной зоны «Заволжье», г. Ульяновск 4 151,62 3 604,90 — 246,75 20,41 279,56

=

ж

а ^

ж

8 о

= -

0 Я

(3 ю

5 N

1 ?

0 я я ~

1 1

л я

Я н^

о н

— Р

а ^

я и 5

Я О

■ §

Я -

а о

Э и

Я £

Р и

15 В

5

Л Ь

8 я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л я О

о-

5 § 5

« Я я

6 о .а,

О и ^

^ Я

& и

и Б

3 4

в и

10 >Й д,

я ^ ем

5 Я я

« о о

© Н Н

и £

и

2 - л

а я ^

я! ^

§ Ц

и

я н

« ^

8 — & -

я и

2 I =

и

Я =

=

Я

я г

и я я 5

ё н о ю Й а

и

а

о

к «

а

о „

ю о ^

н о

а з

К гО

к н

ю

§ I

о

е ^

Л "0"

¡а

а §

н гл

о ^

Й I

о «

Й Л

8 о

в

и «

о а н о

й

^

«

о К

о «

^ Г ■

к ^

л уТ

И

л I

р Й

р ,5

£ 2 8 2

чо

о

Г--

00 гч

г-

чо

1 3

14 и

эт к

й о

Л И

К м

3 <

& «

Н м

о ¡2

5 «

и й

2 я

о ^

^ Л

¡3 Ю

О

«

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

^

в

о &

о к

й «

о х

й

^

О х

■г

О

X -

и н К О Л

Л « О к

¡51

о £

обоснованное в первую очередь снижением государственных инвестиционных расходов.

Концессии получили значительное развитие в Европе (программы частного финансирования инфраструктур в Англии, Голландии, Португалии и Испании), в Японии и в других странах мира. Многие из потенциальных инвесторов, например Внешэкономбанк и ЕБРР, считают государственно-частные проекты, в том числе осуществляемые с использованием концессий, приоритетными и сохраняют возможности для финансирования перспективных проектов по развитию инфраструктуры.

Интеграция российской экономики в систему мирохозяйственных связей обусловливает достаточно высокие темпы создания совместных предприятий, отличающихся многообразием форм, средой функционирования. Это определяет необходимость классификации совместных предприятий на основе различных классификационных признаков (рис. 1).

Сегмент совместного предпринимательства выполняет позитивную роль в привлечении в страну реальных (прямых) инвестиций: новой техники и технологий, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта.

Развитие международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия, в последнее десятилетие приобретает все большее распространение.

В теории и практике существует два понятия: «смешанное предприятие» и «совместное предприятие». Под смешанным предприятием понимают отечественное предприятие, образованное двумя или несколькими хозяйствующими субъектами одной страны. Напротив, совместные предприятия — это хозяйствующие единицы, созданные собственниками разных стран. Речь идет не об организационном сегменте совместного предпринимательства, а о финансовой составляющей данного бизнеса — инвестиционном сотрудничестве, привлечении капитала и месте совместных

рис. 1. Классификация совместных предприятий по разным признакам и видам

предприятий на инвестиционном рынке. Необходимость его создания обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического пространства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Дело

в том, что для совместных предприятий характерны следующие основные черты:

— более передовая технология;

— высокая производительность труда;

— высокая фондоотдача;

— высокий уровень заработной платы.

Все это положительно влияет на национальную экономику.

Создаваемые в России совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну реальных (прямых) инвестиций: новой техники и технологий, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта. На территории России совместная деятельность может быть организована в одной из следующих форм (в зависимости от целей создания) совместного предприятия (табл. 3). В начале 2010 г. в российской инвестиционной сфере произошли кардинальные изменения. На разных стадиях инвестиционной деятельности было инициировано реальное текущее инвестиционное строительство, запущено производство 50 реальных инвестицион-

Таблица 3

Формы организации совместных предприятий в ГФ

Форма совместного предприятия Назначение

Совместный контроль за юридическим лицом Объединение двух или более хозяйствующих субъектов, приводящее к возникновению третьего юридического лица, которое создается в целях занятия определенным видом деятельности. Данная кооперация не является длительным сотрудничеством. Юридическое лицо создается для достижения какой-либо определенной цели (например, для вхождения на рынок). Совместно контролируемый хозяйствующий субъект создается согласно договору, который определяет долю участия в собственности и управлении каждой из сторон, срок действия соглашения. Ни одна из сторон не может самостоятельно принимать управленческие решения относительно созданной компании

Совместный контроль за отдельными активами Эта совместная деятельность предполагает скоординированное использование отдельных активов компаний инвесторов в целях воздействия на общий проект, который не организован в форме отдельного юридического лица и функционирует со свободной организационной структурой. Активы и операции каждого партнера остаются под прямым контролем этого партнера

Совместный контроль за операциями Этот вид совместной деятельности иностранного инвестора и резидента либо двух или более иностранных инвесторов предполагает вклад ресурсов в проект совместного предприятия, который управляется одним из инвесторов или объединенной группой менеджеров. В такой организации соглашение о совместной деятельности определяет ее продолжительность и долю активов проекта, принадлежащую каждому из инвесторов

финансы и КРЕДИТ

53

Таблица 4

Реальные инвестиционные проекты на территории РФ с участием совместных предприятий

Объем Стадия

Реальный инвестиционный проект инвестиций, млн долл. Регион реалша-ции* Собственник Мощность

Автомобилестроительный завод 3 600 Республика Татарстан 0 СП Fiat и «Соллерса» 500тыс. легковых автомобилей

Автосборочный завод 705 Калужская область 3 СП PSA Peugeot Citroen и Mtsubishi Motors 125тыс. легковых автомобилей

ТЭЦ 660 Ярославская область 0 СП Huadian и ГК «Синтез» 450 МВт

Целлюлозно-бумажный комбинат 630 Иркутская область 1 Группа «Илим» 1 млн т товарной целлюлозы

Шинный завод 567 Республика Татарстан 3 СП Continental и «Татнефть» 1,2 млн шт. шин

Автосборочный завод 500 С анкт-Петербу рг 1,5 Hyundai Motors Co. 150тыс. легковых автомобилей

ТЭЦ 467 Республика Татарстан 1,5 СП PvT Capital и «Баско» 240 МВт и 210 Гкал

Завод по производству литий-ионных 450 Новосибирская область 0 СП Thunder Sky и «Роснано» -

батарей

Шинный завод 400 Липецкая область 1 Yokohama 1,5 млн шт. шин

Завод по производству МДФ-плит 250 Краснодарский край 1 Индустриальный союз Донбасса 300тыс. м3 плит МДФ

Торговый центр 215 С анкт-Петербу рг 1,5 Stockmann 100тыс. м2 торговых и офисных помещений

Завод по производству гипсокартонных 150 Иркутская область 2 Knauf 60 млн м2 гипсокартонных

листов и сухих смесей листов

Мясоперерабатывающий завод 150 Московская область 3 Inalca JBS 25тыс. т гамбургеров, склад

и распределительный центр на 13 тыс. т продукции

Фабрика по производству туалетной бумаги 140 Тульская область 3 Svenska Cellulosa Aktiebolaget 30тыс. т гигиенической бумаги

Завод по сборке тракторов и склад 125 Московская область 1,5 John Deere -

запчастей

Фабрика мороженого и логистический 115 Тульская область 1,5 Unilever бОтыс. м2 складских помещений

комплекс

Фабрика по производству подгузников 75 Тульская область 2 Svenska Cellulosa Aktiebolaget -

Завод по производству силовых трансформаторов 40 Воронежская область 0 Siemens 100 ед. трансформаторного оборудования

Завод по переработке фруктов 38 Калужская область 2 Zuegg 24тыс. т фруктовых и молочных наполнителей

Автосборочная линия 33 Республика Татарстан 3 СИ Mtsubishi Fuso Truck и КамАЗ 1 тыс. среднетоннажных грузовых автомобилей

Торговый центр 27 Томская область 1,5 Metro Cash & Carry -

Авто компонентный завод 25 Нижегородская область 3 СП Т. RAD и «РМ-Системс» бООтыс.шт. радиаторов

* В настоящее время в реальном инвестировании существует 5 стадий реализации инвестиционных проектов: 0 — фактурное заявление о намерении; 1 — реально начатое строительство; 1,5 — текущее инвестиционное строительство; 2 — завершенное строительство; 3 — запуск производства.

Источник'. [7].

ных проектов на общую сумму 19,3 млрд долл. Речь в данном случае идет не о финансовых инвестициях, а о реальном вложении иностранного капитала в российскую экономику за счет создания совместных предприятий в целях внедрения новых технологий, использования нового оборудования, строительства новых заводов.

В настоящее время картина текущего реального инвестиционного процесса достаточно важна как для российской экономики в целом, так и для глобализации внешнеэкономических связей в частности. Систематизация реальных инвестиций означает еще и систематизацию их агентов—это федеральные инвесторы, региональные и совместные предприятия. С февраля по май 2010 г. в российской экономике в том или ином секторе прямо или косвенно функционировало 22 предприятия с участием иностранного капитала, это 44 % от общего количества реальных инвестиционных проектов за анализируемый период (табл. 4). Федеральные инвесторы занимают в общем количестве инвестиционных проектов 24 % с общей суммой инвестиций 8 106 млн долл. К основным инвестпроектам относятся нефтеперерабатывающий завод в Республике Татарстан, терминал в аэропорту «Шереметьево», золотоизвлекательная фабрика в Красноярском крае и др. Региональные инвестиционные проекты составляют 32 % с общей сумой инвестиций 1 847 млн долл. (проекты с компаниями «Роснано», СП «Нитола», СП «Медсинтез», СП «Уралпластик», СП «Митотех» и СП «Новый каучук»).

Следует сказать об инвестиционном намерении вложения капитала в процесс финансирования реального инвестирования, это наблюдается в основном в промышленном производстве и автомобилестроении.

Таким образом, через сегмент совместного предпринимательства в экономику России с начала 2010 г. было привлечено реальных инвестиций на сумму 8 867 млн долл., а если учитывать федеральные и региональные инвестиционные проекты с участием совместных предприятий, эта сумма составляет 10 063 млн долл.

По данным зарубежных специалистов, наиболее привлекательными районами для вложения иностранного капитала в РФ считаются Москва, Санкт-Петербург, Республика Карелия, Калининградская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Наибольшую активность в создании совместных предприятий и коммерческих организаций проявляют инвесторы из Китая, Германии, Кипра, Великобритании, Виргинских островов и др. (табл. 5).

Таким образом, за анализируемый период наблюдается определенный рост количества созданных и функционирующих совместных предприятий, а значит, и увеличение объемов прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

Что касается совместных предприятий с участием иностранного капитала стран СНГ, то лидирующие позиции здесь занимают Беларусь, Украина, Казахстан (табл. 6).

За последнее время на территории России было создано около 30 тыс. совместных предприятий с участием иностранных фирм из более 60 стран. Объяснением этому служат заинтересованность России в привлечении прямого иностранного капитала, успехи России в продвижении свободного рыночного хозяйства и самое главное — высокий процент прибыли.

За последние годы число предприятий в России, имеющих иностранные инвестиции, значительно

Таблица 5

Национальная принадлежность организаций с участием иностранного капитала в РФ

Страна Количество организаций с участием иностранного капитала Отклонение

2009 г. 2010 г.

Виргинские острова 1 219 1 178 —41

Германия 1 505 1 576 +71

Кипр 3 915 4 077 +162

Китай 1 352 1 439 +87

Люксембург 1 238 1 331 +93

Нидерланды 549 623 +74

Великобритания 908 943 +35

Ирландия 156 168 +12

Турция 751 702 —49

Финляндия 563 518 —45

Итого... 12 156 12 555 +399

Источник: [18].

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организации российской Федерации с участием иностранного капитала стран снГ

страна количество организаций с участием иностранного капитала Отклонение

2009 г. 2010 г.

Азербайджан 99 83 —16

Армения 96 64 —32

Беларусь 1 496 1 581 +85

Казахстан 386 455 +69

Киргизия 35 31 —4

Республика Молдова 110 86 —24

Таджикистан 35 34 —1

Узбекистан 166 165 —1

Украина 1 032 1 089 +57

Итого... 3 455 3 588 +133

Источник: [18].

выросло. Однако темпы их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, секторальная структура и география размещения далеки от потенциальных возможностей нашей страны.

Любое государство мировой системы поощряет развитие международного лизинга в интересах стимулирования национального экономического роста. В настоящее время в условиях существенного сжатия рынка долгосрочного кредитования в России международный лизинг может рассматриваться в качестве перспективного направления финансового обслуживания реального инвестиционного процесса, поскольку именно он выступает важным источником сбыта продукции, особенно высокотехнологичного оборудования, для покупки которого предприятия не всегда имеют достаточно денежных средств.

Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцентрирована в «треугольнике» США — Западная Европа — Япония. В общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю лизинга приходится: в США — 25—30 %; в Англии, Франции, Швеции, Испании — 13—17 %; в Италии, Голландии — 12—44 %; в Австрии, Дании, Норвегии — 8—10 %; в Японии — 3—10 %, в России — 4,5 %. В качестве одной из причин значительного роста лизинговых услуг западные экономисты называют недостаток средств на рынках капитала, препятствующий росту мелких и средних предприятий и вынуждающий их изыскивать альтернативную форму финансирования. Однако банки зачастую воздерживаются от предоставления ссуд и ряду крупных быстро развивающихся фирм, поскольку возникает такая ситуация, что соотношение между заемным и уставным капиталом находится на предельной отметке [2, 5, 10].

В России эти процессы имеют свою специфику. Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в нашей стране является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия и филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования.

Несомненным преимуществом международного лизинга для страны-арендатора является тот факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, т. е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между источниками финансирования и уровнем капиталовложений.

Анализ практического применения международного лизинга при реализации реальных инвестиционных проектов на территории РФ показывает положительную тенденцию развития данного инструмента финансирования. Проведенное Санкт-Петербургским отделением НИИМС исследование более 2,5 тыс. предприятий и организаций показало, что более 50 % потребителей испытывают необходи-

56

финансы и кредит

мость в привлечении машин, оборудования и другой техники на условиях лизинга. Российскому лизингу немногим более 10 лет, но он достаточно быстро интегрировался в мировую финансовую систему. По оценке официальных источников, прямые вложения иностранцев в Россию уже составляют 2—3 млрд долл., а в ближайшие годы достигнут 4—5 млрд долл. Так, по состоянию на I полугодие 2010 г. иностранные инвестиции в РФ в форме международного лизинга составили 57 млн долл. США.

Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и автотрейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России.

Наиболее активными инвестиционными партнерами России являются Германия, Великобритания, Италия, Финляндия, Швейцария, Австрия, США, Китай, Кипр. Зачастую активность этих стран стимулируется действующими на российском рынке их крупными компаниями, для которых экономическая нестабильность и несовершенство российской законодательной базы не являются значительным препятствием [17].

Следует отметить, что в российской экономике складываются объективные предпосылки для активизации инвестиционных процессов посредством международного лизинга. Современный рыночный механизм предлагает ряд инструментов для решения проблемы инвестирования при недостатке собственных оборотных средств, эта потребность в большинстве случаев удовлетворяется на рынке лизинговых услуг. Однако развитие лизинга в условиях мировой финансовой глобализации требует унификации подходов к налогообложению, инвестиционным льготам, таможенному и валютному регулированию международных лизинговых операций.

Таким образом, международный лизинг является специфической формой стимулирования инвестиционной активности предприятия и действенным способом привлечения реальных инвестиций в национальную экономику. Поэтому его развитие в отечественной экономике является важной тактической и стратегической задачей в осуществлении модернизации как российской экономики в целом, так и инвестиционного рынка России в частности.

Особое внимание принадлежит реальным инвестиционным проектам, которые стали важной

составляющей государственных, региональных программ при создании в России особых экономических зон и технопарков.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) получили широкое распространение в мировой экономике как развивающихся, так и развитых стран. В настоящее время в мире, по разным данным, действует от 500 до 1 500 свободных (особых) экономических зон. Как показывает мировая практика, ОЭЗ используются не только как способ привлечения инвестиций, но и как инструмент региональной инвестиционной политики.

В классическом международном понимании свободная экономическая зона (СЭЗ) — часть территории страны, на которой устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, т. е. это территория, исключенная из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства.

Свободная экономическая зона от обычного офшорного региона отличается тем, что она не входит в общую таможенную территорию страны. Однако зарегистрированные здесь предприятия имеют полное право вести хозяйственную деятельность, что не разрешается в большинстве офшорных районов. Такие зоны определяются органами законодательной или исполнительной власти государства. Характерной чертой СЭЗ является выделение их из таможенной границы государства и установление особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг.

Многообразие существующих типов свободных экономических зон предполагает рассматривать их классификацию по функциональным признакам и хозяйственной специализации. Существуют 5 основных типов СЭЗ (рис. 2).

В настоящее время СЭЗ существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Их распределение по планете неравномерно. Наибольшим динамизмом процесс создания таких зон характеризуется в капиталистических странах. Обычно СЭЗ находятся вблизи транспортных узлов или на побережье, открывающем выход к обширным транснациональным рынкам (благоприятное географическое положение).

Для организации и развития СЭЗ любого типа необходимо наличие технической инфраструктуры

я

«

о ю о

я

я

«

и я

я

Свободные таможенные зоны

Зоны

внешней торговли

Свободные порты

Транзитные зоны

Торгово-производственные зоны

Промышленно-

производственные

зоны

Импортозамещающие зоны

Экспортно-импортозамещающие зоны

Экспортные зоны

Технико-внедренческие зоны

Научно-технические зоны

Научно-промышленные зоны

Инновационные центры

Технополисы

Сервисные зоны

Туристические зоны

Банковские зоны

Финансовые зоны

Зоны свободного предпринимательства (Западная Европа и Канада)

Комплексные зоны

Специальные экономические зоны (Китай)

Территории особого режима (Бразилия, Аргентина)

Особые экономические зоны (Россия)

Рис. 2. Классификация свободных экономических зон

(водо- и энергосбережение, возможность подключения к современным системам телекоммуникаций); социальной инфраструктуры; относительно дешевой и в то же время высококвалифицированной рабочей силы, высокого уровня обеспечения банковскими и финансовыми услугами; устойчивой правовой базы и отсутствие административно-бюрократических препятствий.

В Российской Федерации создание особых (свободных) экономических зон регулируется на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», подзаконными актами, поправками и дополнениями к основному закону и ряду других законов. В соответствии с Законом № 116-ФЗ в России особые экономические зоны — это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Кроме этого, появилась возможность создавать и учреждать следующие

виды ОЭЗ: промышленно-про-изводственные зоны (ППЗ); технико-внедренческие зоны (ТВЗ); туристско-рекреационные зоны (ТРЗ); портовые зоны (ПЗ).

Механизм существования ОЭЗ предполагает особые преимущества по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы; государственное финансирование инфраструктуры; снижение административных барьеров. Взаимосвязь данных факторов делает особый режим ОЭЗ привлекательным для российских и иностранных инвесторов [1, 6, 9, 11, 13, 15].

Значимость ОЭЗ заключается в следующем. Во-первых, это государственно-частное партнерство, заключающееся в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории.

В заключение хотелось бы отметить следующее: финансовый механизм концессионного соглашения может сыграть в финансировании реальных инвестиций положительную роль, закрепить позитивные тенденции и выйти на траекторию устойчивого экономического роста. Что касается совместного предпринимательства, то его можно рассматривать как современный финансовый инструмент, направленный на долгосрочное сотрудничество при осуществлении международного бизнеса в области привлечения прямых (реальных) инвестиций. Один из самых эффективных инструментов экономического развития, а значит, и финансирования реальных инвестиций в национальную экономику — это особые экономические зоны. Поскольку именно в них происходит формирование уникальной деловой среды для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынки. Особые экономические зоны дают новые инвестиционные возможности для экономического развития и перспективного направления диверсифицированной экономики.

Список литературы

1. Авдокушин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007.

2. Адамов Н. А., Тилов А. А. Лизинг. Правовая сущность. Экономические основы. Учет и налогообложение. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.

3. Варнавский В. Г., Королев В. А. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2009.

4. Вихрян А. П. Иностранные концессии в СССР (1920—1930 гг.). М.: Совр. экономика и право, 2005.

5. Газман В. Д. Финансовый лизинг. М.: ГУ ВШЭ, 2005.

6. Данько Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М, 1998.

7. Журнал «Эксперт». 2010. № 23. С. 40—41.

8. Зворыкина Ю. В. Перспективы реализации инвестиционных проектов в форме концессии в России // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 3.

9. Игнатов В. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997.

10. Кошкин А. В., Федулова Е. А., Шабашев В. А. Лизинг. Основы теории и практики. М.: КноРус,

2007.

11. Нилов К. Правовой режим свободных (особых) экономических зон в России и Европе // Вся Европа: интернет-журнал. 2007. № 10 (15).

12. Падалкин В. Концессионные механизмы планирования деятельности крупных хозяйственных структур // Экономические стратегии.

2008. № 7.

13. Рыбаков С. А., Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006.

14. Сосна С. А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М., 2002.

15. Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. и др. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. Находка, 1993.

16. URL: http://www. minregion. ru.

17. URL: http://www. rosleasing. ru.

18. URL: http://www. gks. ru.

Вниманию менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов и студентов!

Журнал «Дайджест-Финансы»

ISSN 2073-8005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускается с 1996 года. Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНИ).

Формат A4, объем 76 - 84 с. Периодичность - 1 раз в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

33384 71221 40787

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail: podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.