Научная статья на тему 'Концептуальное обоснование феномена смысла жизни в отечественной психологии'

Концептуальное обоснование феномена смысла жизни в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА "СОЗНАНИЕ-БЫТИЕ" / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куприна Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема смысла жизни в работах отечественных психологов. Представлены теоретическое обоснование и анализ научных концепций, изложены основные взгляды, раскрывающие феномен смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куприна Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обоснование феномена смысла жизни в отечественной психологии»

на препятствовать рождению данных инноваций, но всячески стремиться к тому, чтобы поддержать их и создать все необходимые и благоприятные условия для их внедрения и развития.

Библиографический список

1. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов / В.И. Ленин. - ПСС. - Т. 26.

2. Сорос Д. Открытое общество / Д. Сорос. - М., 2006.

3. Энгельс Ф. Анти - Дюринг / Ф.Энгельс. - ПСС. - Т. 20.

О.А. Куприна

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СМЫСЛА ЖИЗНИ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: в статье рассматривается проблема смысла жизни в работах отечественных психологов. Представлены теоретическое обоснование и анализ научных концепций, изложены основные взгляды, раскрывающие феномен смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, ценности, смысловая установка личности, система сознание-бытие, социальная позиция.

В сферу интересов отечественной психологии входит вопрос о том, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

Выдвинутый С.Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельности сыграл важную методологическую роль в психологии. Он отмечает, что смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире. Объясняя психологические явления, он подчеркивает, что личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, которые преломляются через все внешние влияния. При этом смысл жизни личности возникает благодаря проявлению «внутренних условий» во внешнем мире [10].

Рассматривая фазы жизненного пути, Б.Г. Ананьев показал, что их особенности определяются не только социальными факторами, но и смыслом жизни. С этих позиций он проанализировал так называемый парадокс завершения человеческой жизни, суть которого в том, что умирание форм человеческого существования наступает нередко раньше, чем физическое одряхление от старости. В условиях социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Научные знания о долгожителях подтверждают сохранность личности, когда человек сопротивляется условиям, благоприятствующим такой изоляции [2].

А.Г. Асмолов опирается на понятие личностного смысла и отмечает, что динамические смысловые системы как единицы строения личности обладают рядом особенностей. Цен-

© Куприна О.А., 2014

тральной из них является производность динамических смысловых систем от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией [4]. Из принципа деятельностного опосредствования динамических смысловых систем вытекает, что перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. Однако динамика смысловых систем не сводится только к их изменению через смену социальной позиции личности. Эти системы обладают и своим собственным движением, своей внутренней динамикой. Асмолов отмечает, что механизм внутриличностной динамики следует искать в иерархической связи между смысловыми системами, возникновение которых и знаменует момент рождения личности.

По словам А.Г. Асмолова, при изучении внутренней динамики необходимо учитывать, что личностные смыслы часто не осознаются. Также им подчеркивается, что при анализе движения от индивидуального сознания к деятельности выделяется такая составляющая «динамических смысловых систем» как смысловая установка личности, представляющая собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Личностный смысл есть содержание установки. Именно смысловая установка определяет в конечном итоге устойчивость и направленность деятельности личности, ее поступки и деяния, в которых экстериоризируется отношение личности к миру и определяется ее жизненный смысл [4].

Б.С. Братусь отмечает, что для того, чтобы коснуться проблемы смысловой сферы личности, необходимо задать вопрос «ради чего совершается то или иное действие, деятельность, в чем подлинный смысл достижения тех или иных целей, мотивов, задач» [5]. Чем выше по иерархическим ступеням смысловые образования, тем труднее работа по их осознанию, поскольку все шире и неопределеннее должна быть область действительности, которая станет смыслопорождающей, все сложнее и опосредованнее те связи, в отношениях к которым начнет завязываться динамическая смысловая система. Ценности личности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Именно общие смысловые образования (в случае их осознания - личные ценности), являющиеся, по мнению Братуся, основными образующими единицами личности, непосредственно определяющие главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни: к миру, к другим людям, к самому себе [5].

К.А. Абульханова-Славская определяет смысл жизни как ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. В отличие от мотивов, которые в психологии рассматриваются как выражение потребностей, смысл жизни следует понимать не только как стремление к чему-то, не только как будущую цель, которая определяется мотивом, но и как переживание, которое имеет место в процессе реализации данного мотива. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что «смысл жизни - это психологическое средство переживания жизни в процессе ее осуществления» [1].

Проблема осмысленности жизни и несения за нее ответственности раскрывается также в работах К. Муздыбаева. Он отмечает: «Переживание смысла своей жизни, - одно из сильнейших чувств, пронизывающих все бытие человека. Отсутствие ясных целей делает жизнь бессмысленной и неуправляемой... Отсутствие целей в настоящем и отдаленном будущем избавляет субъекта от какой бы то ни было ответственности. Поэтому потребность найти смысл, цель в жизни трансформируется в потребность быть ответственным за события, как настояще-

го, так и будущего. Чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит в жизни смысл и цели» [9].

В работах Л.И. Анцыферовой сфера истинного бытия человека в качестве личности определяется как «сфера его выхода за пределы себя» [3]. Личность экстраполирует себя в свое будущее, а будущее проецирует в настоящее. Будущее переживается человеком в виде «страстного стремления к своим целям и идеалам, как тяга к обогащению ценностно-смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей» [3]. Отсюда вытекает, что становление смысла жизни определяется тем, как относится человек к прошлому и будущему, как происходит преломление мира других через отношение к себе.

Проблема смысла жизни, по словам В.Э. Чудновского, - это проблема не только «величины», масштаба поступков и свершений, это - проблема осознания человеком своих возможностей, постановки реальных целей, проблема удовлетворения на первый взгляд «малым» смыслом жизни [11]. Им раскрываются следующие основные положения, относящиеся к смыслу жизни: во-первых, автор подчеркивает проблему, связанную с ролью социальных факторов в самом процессе становления смысла жизни. Говоря о «смыслах-эрзацах» (алкоголизме, наркомании), как об образованиях обратных процессу поиска смысла жизни, он как причину их возникновения называет специфически сложившиеся социальные факторы, под воздействием которых происходит «переналадка» личностного механизма, способствующего потере личностью своего «лица», своей позиции, т.е. того, что составляет ее психологическую сущность. Чудновский подчеркивает, что процесс поиска и становления смысла жизни должен быть относительно эмансипирован от внешней детерминации. Во-вторых, Чудновский рассматривает проблему относительной эмансипации от «<внутреннего» через раскрытие понятия самотрансценденции [11].

Проблема смысла жизни раскрывается Ф.Е. Василюком при описании процесса влияния кризисных ситуаций на сложный и одновременно легкий жизненный мир. В данном жизненном мире критическая ситуация делает невозможным выбор, «повреждает» психологическое будущее или даже уничтожает его. А будущее, по словам Ф.Е. Василюка, и есть «дом» смысла. Смысл - пограничное образование, в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации [6].

В критической ситуации нарушается одновременно и психическое будущее, и смысл, и целостность жизни. Между этими нарушениями нет причинно-следственной связи, это различные измерения одного и того же - самой критической ситуации. Возникает разлад всей системы жизни, т.е. системы «<сознание-бытие»; сознание не может принять бытие в таком его виде и способность осмыслять и направлять его; бытие, будучи неспособно реали-зовывать устремленности сознания и не находя в сознании адекватных ему форм, выходит из под контроля сознания, развивает стихийные связи и зависимости, которые еще больше нарушают смысловое нарушение между ним и сознанием. Все это феноменологически выражается в утрате смысла [12].

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская - М., 1991. - 299 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.

3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.

4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984.

5. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. — (Сер. 14: Психология). - 1981. — № 2. — С. 46—56.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. / Ф.Е. Ва-силюк. — М., 1984. — 200 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. — М., 1983. — 368 с.

8. Куприна О.А. Ценностно-смысловые образования как фактор самоопределения учащейся молодежи // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 17

9. Муздыбаев К. Психология отвественности / К. Муздыбаев. — Л.: Наука, 1983

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб., 2003. — 512 с.

11. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. — М.: Ось-89, 1997.

12. Manukhina S. The problem of recognition of a professional choice of the motivation-gifted children // Abstract of 12th International ECHA Conference. — Paris, 2010. — Р.76.

И.А. Кушнаренко О.В. Чикалов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ ОВД В СВЕТЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Аннотация: рассматриваются вопросы совершенствования источников регламентации профессиональной этики сотрудников ОВД, а также модернизации практического компонента воспитания сотрудников ОВД. В качестве этического ориентира преобразования предлагается древнегреческая педагогическая система пайдейя.

Ключевые слова: кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД Российской Федерации, пайдейя, этос, индивидуация, автономная этика, гетерономная этика, золотое правило нравственности.

Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ был утвержден приказом министра внутренних дел Российской Федерации № 1138 без малого пять лет назад - 24 декабря 2008 г. За это время от многих действующих сотрудников полиции неоднократно приходилось слышать, что данный документ не дает исчерпывающего объема нормативной ориентации поведения сотрудника ОВД. Можно предположить, что не в последнюю очередь это вызвано тем обстоятельством, что Кодекс, как свод правил поведения, уходит от четкого обозначения дефиниций тех понятий, к соблюдению которых он призывает.

Афинский философ Сократ говорил: «Люди не соблюдают норм морали, потому что они их не знают». С точки зрения семиотики, как раздела лингвистики, исследующего свойства знаков и знаковых систем, на каждое понятие языка (естественного или синтетического), заявившее претензию на то, чтобы его понимали, должен указывать единственный вектор, задаваемый тремя координатами: синтаксис (форма), он же сигнификат, семантика (смысл) — денотат (косвенный), прагматика (значение) — денотат

© Кушнаренко И.А., Чикалов О.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.