Научная статья на тему 'Концептуальное обеспечение международного научно-академического сотрудничества вуза'

Концептуальное обеспечение международного научно-академического сотрудничества вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обеспечение международного научно-академического сотрудничества вуза»

© И.А. Дудина, 2003

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗА

И. А. Дудина

Концепция международного научноакадемического сотрудничества (МНАС) формируется исходя из «понимания и постижения смыслов... в ходе конфликта интерпретаций» и является их результатом, «представленном в многообразии концептов»1. Разрабатывая и развертывая личное знание о сфере международных взаимодействий учреждений высшего профессионального образования, она не имеет «завершенной дедуктивно-системной формы организации», ее элементами «являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога»2. Концепция МНАС отражает видение руководством вуза причин, мотивов и целей сотрудничества; соответствие его стратегических направлений, видов и форм имеющимся внутренним ресурсам и реалиям внешней среды; информационную прозрачность партнерских отношений.

В новых экономических условиях приоритеты рыночной трансформации и рыночный потенциал участия в международных научно-академических партнерствах, консорциумах и сетях выражаются в релевантной цепочке «издержки — цена — качество — инновации — скорость реагирования на запросы потребителя.»3 и критериях экономической эффективности торговли научно-образовательными услугами и товарами. Если университеты США, Канады, Австралии, Великобритании, Германии и Франции с середины прошлого века последовательно наращивали действенность и результативность этой цепочки, создавая конкурентные преимущества4 и укрепляя свои репутацию и позиции в различных секторах международного рынка образовательных услуг и товаров, то главной особенностью международной деятельности российских вузов является то, что они, «формируя в короткие сроки всю гамму конкурентных преимуществ», «вынуждены одновременно учиться конкурентной борьбе»5. Поэтому представ-

ляется целесообразным, чтобы концепция международного сотрудничества вуза определяла и «классифицировала его стратегии и подходы к обретению устойчивых конкурентных преимуществ (УКП) на группы в зависимости от лежащих в их основе идей»6.

Под стратегией большинство исследователей 7 понимают планируемый комплекс действий, которые организация выполняет для достижения одной или нескольких целей. Стратегия предполагает достижение реального результата рационального планирования и рассматривается как «долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде»8. Стратегии могут возникать и в отсутствие формальных планов как реакция вуза на непредвиденные обстоятельства, а также представлять способ разработки плана действий с использованием ресурсов и дифференцированных компетенций для достижения УКП 9.

Основными стратегическими направлениями международного сотрудничества учреждения высшего профессионального образования принято считать воспроизводство кадров, интернационализацию и предпринимательскую деятельность 10. В соответствии с теорией конкуренции М. Портера и исследованиями Д. Аакера, Д. Траута, С. Ривкина, H.H. Тренева 11, в качестве стратегий обретения конкурентных преимуществ выделяются дифференцирование научно-образовательных услуг и товаров и снижение затрат на их производство; в качестве движущей силы — фокусирование на определенных формах услуг и товаров и целевых группах их потребителей. Условием успешного захвата рынков высшего образования целесообразно считать применение стратегии географического расширения, вертикальной и горизонтальной интеграции и упреждающего маневра. Способом снижения издержек научно-академи-

ческих взаимодействий является использование стратегии синергизма.

Выбор стратегии сотрудничества, как и любой стратегии, является результатом компромисса — необходимостью сосредоточиться на одних видах деятельности и отказаться от других. Данный компромисс не только зависит от успешности работы в одном направлении, результативности каких-либо видов или форм, но и определяется их совокупностью 12, а также возникающими между ними связями и особенностями факторных взаимодействий. Учитывая, что международное сотрудничество вуза представляет в настоящее время устойчивую социальную форму возникающих хозяйственных функций его субъектов в мировом экономическом пространстве 13, трансформирующих вуз из локальной организации в структуру, обладающую потенциальной активностью на международном рынке образовательных услуг и товаров, каким бы ни был выбор стратегического направления, он будет требовать рыночного подхода. Это вызывает необходимость организации в вузе исследовательской деятельности по анализу тенденций на рынках высшего образования и труда; ориентации вуза на конкретную целевую группу национальных и иностранных потребителей; постоянного анализа спроса и предложения на услуги и товары.

Стратегические направления международного сотрудничества определяются руководством вуза, его ученым советом на основании анализа внешней и внутренней среды международной деятельности, ее факторной обеспеченности и SWOT-анализа. В рамках стратегического рыночного управления направления международного сотрудничества подвергаются периодическому процессу планирования, благодаря чему вуз имеет высокую скорость стратегической реакции. В сочетании с операционной эффективностью его подразделений и органа управления МНАС, она выступает главным условием обретения конкурентных преимуществ.

Воспроизводство национальных кадровых ресурсов является основной функцией учреждений высшего профессионального образования (УВПО) и основным фактором экономического роста в постиндустриальном обществе 14. Стремление участников международных взаимодействий к самосовершенствованию и дальнейшему интеллектуальному развитию в благоприятной среде международных партнерств, консорциумов

и сетей основывается на необходимости получения профессий, востребованных современными рынками труда; возможностях получения более высоких доходов 15 и использовании инвестиционных возможностей институтов международного образования.

Инвестиции самого вуза в подготовку и переподготовку кадров международной квалификации должны быть экономически оправданы как потребностями в воспроизводстве научно-педагогических кадров, так и макрорегиональными нуждами в подготовке специалистов. В современных условиях в отличие от распространенных точек зрения 16 они могут иметь не только долгосрочный, но и краткосрочный экономический эффект. Конкретный рациональный институт сотрудничества может способствовать минимизации трансакционных издержек производства образовательных услуг17. Человеческие, технические и географические факторы позволяют воплощать знания, приобретенные в ходе научно-академических обменов, в конкурентоспособные товары, а их национальная или транснациональная поставка в рамках партнерств позволяет получить прибыль за счет экономии институциональных, организационных и информационных ресурсов.

Масштаб воспроизводства иностранных кадров в настоящее время зависит и от ориентации на удовлетворение потребностей русскоязычного рынка высшего образования СНГ, и от правильного выбора сегментов рынка высшего образования дальнего зарубежья. Удовлетворение спроса иностранных студентов на приобретение образовательных услуг и товаров российского вуза приводит к росту дохода преподавателей, причем основным способом увеличения их дохода является закрепление и развитие института рыночного производства образовательных услуг в наднациональной среде. При этом возникает положительная динамика стимулирования спроса на конкурентоспособные международные программы вуза. Ориентация на удовлетворение этого спроса повышает такие требования к преподавателям, как знание иностранных языков, новейших образовательных технологий, компьютерных сетей, средств обработки данных и т. п. Повышение квалификации позволяет минимизировать упущенную выгоду за счет лучшего и наиболее полного удовлетворения спроса. Это, в свою очередь, увеличивает финансовые поступления от продажи образовательных услуг и товаров,

что позволяет повысить доход преподавателей. Рост дохода создает условия для привлечения в вуз высококвалифицированных специалистов и развития его материально-технической базы, то есть делает труд в вузе высокорентабельным бизнесом.

Интернационализация учреждений высшего профессионального образования имеет глубокие исторические корни, является многомерным явлением, затрагивающим не только многообразие форм их международной деятельности, но и их связь с интернальны-ми эффектами сотрудничества. В рабочем определении академической интернационализации, принятом Международной Ассоциацией университетов, а также в трудах ее ведущих исследователей она рассматривается как динамический процесс трансформации, интегрирующий международное и межкуль-турное измерения деятельности университетов в их основные функции — преподавание, исследования и оказание услуг, администрирование и управление 18. Интернационализация является холистическим процес-

сом, который вызывает экзогенные и эндогенные, горизонтальные и вертикальные структурно-функциональные изменения, требующие институционального осознания и принятия субъектами сотрудничества определенных обязательств и ограничений, а также инструментов для их соблюдения.

В зависимости от этапа интернационализации вуза концепция развития МНАС определяет его основные цели, задачи, формы деятельности, механизмы и фазы их практического осуществления. Для реализации указанных целей необходим анализ имеющихся конкурентных потенциалов. Он способствует определению выполнимости задач управления и прогнозирования как позитивных, так и возможных негативных эффектов, рисков и масштабов институциональных трансформаций подразделений и органов. С учетом известных моделей интернационализации организаций бизнес-образования, разработанных Р. Луостаринен, Т. Пулккинен и М. Зодерквист 19, мы выделяем шесть ее этапов (см. табл.).

Этапы интернационализации учреждения высшего профессионального образования

Этапы Характеристики

1. Маргинальный Ограниченная международная научно-академическая мобильность одиночных акторов и агентов; отсутствие планирования и системы управления МНАС; изучение иностранных языков без учета стратегических приоритетов сотрудничества

2. Развитие программ студенческой мобильности Осознание руководством УВПО необходимости интернационализации; ее восприятие как самоцели УВПО; появление программ студенческой мобильности с показателем иностранных студентов до 1 %; создание отделов международных связей для их рутинной реализации; формирование инструментов признания научных степеней и зачетных единиц

3. Интернационализация учебных планов и научных направлений Осознание преподавателями и сотрудниками необходимости интернационализации как средства повышения квалификации и качества образования; организация программ мобильности; дифференцирование международных программ и появление института координаторов; формирование финансовой базы МНАС

4. Изменение организационной культуры УВПО Существенное (5-15 % от общего числа) увеличение контингента иностранных студентов («внутренний экспорт» услуг); создание структур управления МНАС; появление международных функций у подразделений и органов вуза; внедрение принципов мультикульту-рализма в практику управления вузом

5. Институционализация интернационализации Развитие и закрепление институтов МНАС и организация стратегических альянсов - научно-академических партнерств, ассоциаций и консорциумов, сетей; разработка критериев их социальноэкономической эффективности; назначение функционального управляющего

6. Коммерциализация результатов интернационализации Организация транснациональной поставки услуг и товаров вуза; создание совместных образовательных предприятий, франшизных и оффшорных центров и факультетов; лицензирование их деятельности; формирование органов маркетинга для продвижения коммерческих программ

Если на маргинальном этапе интернационализация воспринимается как инновационная деятельность, в которую вовлечены лишь избранные, то по мере становления институтов МНАС этот динамический процесс охватывает все органы и подразделения вуза. Причем по мере становления и развития институтов сотрудничества, усложнения системы внешнеэкономических связей и социально-культурных отношений субъектов происходит увеличение трансакционных издержек, характерных для этапа осознания необходимости международного сотрудничества и оценки его полезных свойств. Это выражается в затратах на согласование и введение норм и правил взаимодействий субъектов, издержках преодоления политических, культурных, технических, географических и других различий.

В дальнейшем, в определенном пространственно-временном отрезке установления, закрепления и функционирования институтов сотрудничества эти издержки минимизируются и снижают степень неопределенности результатов интернационализации. Правила и нормы сотрудничества ру-тинизируются и становятся традиционными, однако с усложнением, модернизацией и трансформацией международных связей, развитием институтов академического предпринимательства трансакционные издержки могут вновь возрастать 20.

Так, увеличение числа иностранных студентов до 5—15 % от общего числа обучающихся в вузе признано оптимальным показателем21. Превышение показателя уровня 25 % может привести к качественному изменению стратегии университета: переориентации всей его деятельности на международное направление, что может достигаться с помощью не только внутреннего экспорта услуг высшего образования, но и осуществления оффшорных академических проектов, в том числе сетевых.

Это означает прежде всего изменение институциональной структуры вуза и его реструктуризацию в рамках избранного направления. В этом случае для обеспечения процессов производства и качества образовательных услуг, ориентированных на международный рынок, требуется создать новую институциональную среду с включением в нее информационных систем управления деятельностью интернационализированного вуза.

Создание международных образовательных программ, их позиционирование и продвижение на международном рынке, сетевая организация воспроизводства кадров в транснациональных образовательных корпорациях являются новыми социальноэкономическими формами взаимодействий микросубъектов МНАС. Реализация этих форм требует институции международного сотрудничества в соответствующих функциональных органах маркетинга, центрах информационных технологий, административных и хозяйственных структурах вуза22. Поскольку формирование этих органов не обеспечивается бюджетными средствами, вуз должен активизировать международную предпринимательскую деятельность, чтобы полученный доход реинвестировать в разработку сетевых международных программ, материально-техническую базу и информационные технологии.

В связи со сложностью институциональных, структурных и информационно-технологических изменений, а также из-за больших финансовых затрат, которые необходимы в случае решения о полной коммерциализации результатов интернационализации УВПО, существует практика использования готового института академического франчайзинга, которая широко используется странами-лидерами экспорта научно-образовательных услуг и товаров.

Институты академического франчайзинга возникли более 20 лет назад как решение проблемы транснациональной 23 поставки качественных услуг высшего образования в развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки, которые представляют огромный рынок потенциальных студентов. Франчайзинговые соглашения ведущих университетов Европы, США, Канады и Австралии с местными колледжами, филиалами университетов, а также такие оффшорные виды академической деятельности, как программы «двойного диплома», «семестр за границей» «двойниковые» и «составные», в том числе дистанционные 24, позволяют экспортерам услуг и товаров высшего образования существенно снизить трансформационные издержки. Это достигается наймом профессорско-преподавательского состава и использованием материально -технической базы оффшорных вузов; расширением географии фрайчайзинга, повышением доходов при минимальных размерах инвестиций,

минимальном риске и сохранении организационной компактности. Для франчайзи преимущества заключаются в минимальных издержках для вступления в академический бизнес за счет использования опыта, репутации, готовых академических программ и рекламы франчайзера. Кроме того, внутренняя поставка качественного международного образования с помощью академического франчайзинга является дополнительным конкурентным преимуществом и источником дохода на многих национальных образовательных рынках.

Внутренняя и внешняя поставка научно-образовательных услуг и товаров предполагает развитие и закрепление стратегии международного академического предпринимательства, компетенция которого основана на необходимости решения проблемы дефицита финансовых ресурсов вуза. Основной характеристикой этого стратегического направления МНАС является инновационный рыночный подход, реализуемый с помощью механизмов горизонтальной и вертикальной интеграции субъектов сотрудничества. В настоящее время в российских вузах сформированы системы массового набора иностранных студентов для обучения на контрактной основе; развиваются формы транснациональной поставки и импорта образовательных услуг, научного и академического туризма, а также стратегии сбора средств и создания партнерств с частными предприятиями. Формирование и развитие института международного научно-академического предпринимательства в российских вузах обусловлено мегатенденциями развития международного рынка высшего образования; ростом корпоративных вузов 25; потребностями подготовки кадров для транснациональных корпораций; традиционным спросом в странах Азии, Африки и Ближнего Востока на российское образование, а также институциональным участием РФ в международных организациях высшего образования.

Основными макротенденциями институционализации международной предпринимательской активности российских вузов представляются либерализация их внешнеэкономической деятельности; подготовка России к вступлению в ВТО, диверсификация источников финансирования МНАС; конкуренция российских вузов.

Императивами международного академического предпринимательства являются

наличие конкурентоспособных услуг и товаров; опыт работы вуза в соответствующих сегментах рынка высшего образования; стратегические альянсы не только с партнерскими вузами, но и с зарубежными предприятиями 26.

Международное академическое предпринимательство ориентирует вуз на внешнеэкономическую деятельность, выходящую за рамки рутинной, привычной. Оно может иметь и «самостоятельную экономическую функцию»27, так как способно вывести вуз на новую ступень развития, приводя к эволюции его внутренних структур, которые «получают общий и ускоряющий импульс 28. При этом сложный и противоречивый процесс сосуществования рутин и новаций, сменяющих друг друга, должен иметь обоснованный «механизм созидательного разрешения созревшего противоречия и последующей рутинизации новаций»29 международной предпринимательской деятельности. Он призван обеспечить разработку и внедрение инновационных технологий академического предпринимательства: развитие дистанционного образования, стимулирующих модернизацию процессов производства и продажи услуг и товаров с помощью информационно-коммуникационных технологий, а также эволюцию подсистемы управления МНАС как части общей стратегической системы управления вузом.

Развитие института академического предпринимательства можно также рассматривать как создание определенной технологии в производстве «продуктов», которыми являются снижение риска негативных внешних эффектов, рациональное принятие решений, повышение дохода и т. п. В этом смысле международную предпринимательскую деятельность вуза следовало бы отнести к общественному благу, которое, с одной стороны, расширяет возможности выбора, с другой — ограничивает эти возможности с помощью соответствующих институциональных атрибутов (правил, норм, соглашений, контрактов)30. Поэтому институт предпринимательства может быть востребован или не востребован субъектами МНАС в зависимости от того, считают ли они этот институт возможностями или рисками для своей карьеры.

Инновационная природа предпринимательства вызывает постоянную диверсификацию его института и мультипликацию его форм на макро- и мегауровнях 31, а это мо-

жет приводить к несовпадению институциональных ограничений и к необходимости их постоянного согласования. Одним из вариантов разрешения этого противоречия является принятие обязательств по торговле услугами высшего образования ряда стран-членов ВТО 32, которые создали определенную группу давления на те страны, которые в настоящее время только обдумывают свое вступление в этот новый сектор экономики.

Концепция международного сотрудничества вуза является основой проведения соответствующей международной политики руководством вуза, его перспективного текущего планирования, решения организационных, финансовых и кадровых вопросов его управления. Она должна отражать современные представления о возрастающей роли МНАС в обеспечении выполнения вузом основных функций, способствовать социально-экономическому и институциональному развитию с учетом его особенностей и традиций.

Цель международного сотрудничества вуза зависит от выбора его приоритетного стратегического направления/направлений и степени его интеграции в мировое образовательное пространство. В соответствии с императивами своего развития вуз может добиваться непрерывного кадрового роста преподавателей и сотрудников с помощью программ академической мобильности; интернационализации научно-образовательного процесса; признания в качестве активного «игрока» или внедрения в определенный сектор образовательного рынка.

Исходя из сформулированных целей, с помощью международного сотрудничества учреждение высшего профессионального образования может решать следующие задачи:

- профессиональная, информационно -технологическая, управленческая и лингвистическая подготовка и переподготовка кадров, в том числе для управления МНАС;

- институциональное продвижение (международная аккредитация образовательных программ, повышение международного авторитета диплома, его признание в партнерских вузах и т. п.);

- создание конкурентоспособных услуг с перспективой их реализации в определенных сегментах образовательных рынков;

- снижение трансакционных издержек международной предпринимательской деятельности;

- создание репутации путем участия в конференциях, публикаций в международных научных изданиях; публикаций зарубежных ученых в научных изданиях вуза; расширения членства в международных организациях;

- избрание представителей вуза в руководящие органы научных международных организаций;

- сбор средств с помощью международных фондов и частных спонсоров и др.

Концепция отражает институцию представительства внутренних субъектов международного сотрудничества вуза в рамках подписанных соглашений и договоров, а также порядок финансирования международной активности этих субъектов. Основным звеном осуществления международной деятельности вуза целесообразно представить его факультеты. Организация, координация и информационная поддержка сотрудничества в соответствии с приказами ректора осуществляется международной службой (отдел /управление международных связей/центр международных программ и т. д.). Этот орган подчиняется ректору/проректору по международным связям/проректору по коммерческой деятельности/проректору по научной деятельности и выполняет функции, которые могут модифицироваться в зависимости от избранных стратегических компетенций вуза.

Стратегии управления МНАС, включают системы бюджетирования и финансирования; прогнозирования; стратегического планирования и принятия решений. Внутренние и внешние факторы, определяющие эти стратегии, были подробно рассмотрены нами ранее 33.

В данной статье представляется целесообразным подчеркнуть, что все три рассмотренных стратегических направления МНАС поднимают вопросы его финансового управления и экономической эффективности. Поэтому чаще всего внутренний анализ начинают с оценки текущих финансовых показателей: объема продаж услуг и прибыли; объема грантового финансирования и других собранных средств. Для определения социально-экономической эффективности МНАС используется отношение полученного полезного результата к произведенным затратам, что отражает взаимообусловленность трансформационных и трансакционных затрат и получаемого полезного результата в виде материальных благ

и услуг34. Эти показатели являются не только индикаторами эффективности прошлых стратегий, но и помогают идентифицировать необходимые стратегические перемены и используются в качестве инструментов мониторинга и оценки результатов МНАС. Однако даже долгосрочные потоки прибыли, которые «находят отражение в концепции чистой приведенной стоимости, не могут рассматриваться ни как критерий принятия решений, ни как показатель результатов деятельности»35. Их основными показателями целесообразно считать устойчивое развитие и жизнеспособность сотрудничества, его ресурсную обеспеченность, интер-нальные и экстернальные эффекты, определяющие будущие стратегии и УКП.

Очевидно, что вузы, ориентированные только на предпринимательскую деятельность и получение стабильного дохода от МНАС, должны осознавать решающую роль самофинансирования такого бизнеса, его институциональные ограничения и риски. В противном случае он станет обузой для их бюджетов. Вторым условием является отдельный учет поступлений финансовых средств от международной продажи услуг и товаров, так как данное направление требует солидных затрат на маркетинг и рекламу; командировочный бюджет; использование информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Так, процессы принятия решений в ходе выполнения конкретных задач МНАС могут затрудняться управленческими, этическими, межкультурными и материальными рисками на разных уровнях взаимодействия его субъектов. Поэтому внешний анализ международного сотрудничества вуза учитывает мега- и макротенденции его институционализации: место МНАС в политическом, экономическом и социальнокультурном измерениях его субъектов разных уровней; анализ мега- и макрорегио-нальных рынков высшего образования (объем, перспективы роста, прибыльность, барьеры на входе, система издержек, ключевые факторы успеха); репутацию вуза среди долгосрочных и потенциальных зарубежных клиентов его международных программ и его реальную роль на международном рынке образовательных услуг и товаров.

Позитивная международная репутация вуза основывается на положительной динамике и рентабельности международных программ, их дифференцировании и

привлекательности для иностранных студентов, отличительной и качественной организации оказания прямых и косвенных услуг. Их покупатели также вносят вклад в создание репутации своих учебных заведений.

Наконец, в концепции МНАС должно быть уделено место организации обратной связи с иностранными выпускниками как рейтингового инструмента внешней оценки его деятельности. Такой метод формирования положительного образа вуза у потенциальных клиентов позволяет снижать издержки на дорогостоящую рекламу, быстрее находить потенциальных партнеров по образовательному бизнесу и новые источники финансовых средств. То, как университет организует обратную связь и как скоро эта информация анализируется и используется в его маркетинговой политике, прямо пропорционально его успешному международному продвижению.

При выборе нового партнера вуз руководствуется критериями соответствия научных направлений и учебных планов партнеров направлениям МНАС; международной стандартизации своих научно-образовательных программ; экономической целесообразности и вариативности реализации своих предпринимательских инициатив. Среди других критериев выбора важными представляются:

- информированность о мировых приоритетных научных и академических направлениях, а также программах международных фондов и организаций;

- история международной деятельности потенциального партнера, в том числе соблюдение им лимитов времени для принятия решений, ведущих к реализации успешных проектов;

- использование информационно-коммуникационных технологий для системной оптимизации управления производством научно-образовательных услуг и товаров;

- возможности диверсификации источников финансирования МНАС;

- наличие мобильных групп, способных управлять международными научно-академическими проектами;

- финансовая стратегия, умело применяемая в выбранных сегментах международного рынка образовательных услуг и товаров;

- надежность источников информации и постоянный поиск новых возможностей сотрудничества.

Выбор стратегических направлений; постановка целей и задач; внутренний и внешний анализ факторов сотрудничества, позволяющий оценить рыночную конкурентную ситуацию в стране, регионе, мире, помогают определить реальную и потенциальные роли, которые вуз может играть на международном рынке образовательных услуг и товаров 36. Для более правильного определения роли вуза и его потенциала для обретения УКП необходимо дополнить концепцию МНАС рассмотрением его интер-нальных эффектов: изменений в организационной структуре и организационной культуре; анализом опыта работы в определенном секторе рынка, а также факторов успехов и неудач.

Таким образом, концепция международного научно-академического сотрудничества вуза включает постановку целей и задач; внутренний и внешний анализ факторов сотрудничества, позволяющий оценить конкурентную ситуацию в стране, регионе, мире; выбор стратегии, миссии и направлений развития, а также создание механизма ее реализации, мониторинга и коррекции. Экономический компонент концепции предполагает внедрение адекватных институциональных ограничений, создающих потенциальные возможности для совместного использования участниками сотрудничества его трансформационных факторов и минимизации трансакционных затрат. Поэтому масштаб рыночной составляющей основных стратегических направлений МНАС определяется развитостью институтов обмена научно-образовательных услуг и товаров, объемом прибыли от продаж, рентабельностью внешнеэкономической деятельности вуза и долгосрочными социальными выгодами от нее.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН. М., 2001. Т. 2. С. 308.

2 Там же.

3 Матюшок В.М. Проблемы стратегии экономического развития России в условиях глобализации. М., 2002. С. 251.

4 Keller G. Academic Strategy. The Management Revolution in American Higher Education. Baltimore; London, 1983. P. 146.

5 Матюшок В.М. Указ. соч. С. 251.

6 Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. СПб., 2002. С. 25.

7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М., 1999. С. 220; Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М., 2002. С. 34; Ginkel H. van. Networking and Strategic Alliances: Dynamic Patterns of Organization and Cooperation // CRE-action 109. P. 91-92; Hill C.W., Jones G. Strategic Management. An Integrated Approach. 5th ed. Boston, 2001. P. 30.

8 Виханский О.С., Наумов А.И. Указ. соч.

С. 220.

9 Hill C.W., Jones G. Op cit. P. 30.

10 Soderqvist M. The Internationalisation and Strategic Planning of Higher Education Institutions — an Analysis of Finnish EPS Strategies. HeSE Print, 2001. P. 112—126.

11 Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. СПб., 2002; Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. СПб.; М.; Киев, 2002; Траут Дж. при уч. Ривкина С. Новое позиционирование: Пер. c англ. СПб., 2002; Тренев Н.Н. Указ. соч.

12 Портер М. Указ. соч. С. 18.

13 Иншаков О.В. Институционализм в российской экономической мысли (IX—XXI вв.): В 2 т. Волгоград, 2002. Т. 2. С. 279.

14 Иноземцев В.Л. Творческие начала современной корпорации // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 11. С. 22.

15 Schultz T. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. P. 1—17.

16 Сосновская Л.Н. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании // Вуз и рынок. М., 1992. Кн. 1. С. 305.

17 Иншаков О.В. Указ. соч. Т. 2. С. 269.

18 International Association of Universities. Framework for Action. 1996. www.unesco.org/iau/ tfi-framework.html; Wit H. de Internationalization of Higher Education in the United States of America and Europe. Westport; Connecticut; London, 2002. P. 113; Knight J. Internationalization: Management Strategies and Issues // International Education Magazine 9. 1993. № 1. P. 21—22; Wende M.C. van der. Internationalizing the Curriculum in Dutch Higher Education: An International Comparative Perspective. Ph. D. diss. Utrecht University, 1996. P. 15.

19 Soderqvist M. Op cit. P. 94—112.

20 Маевский В.И. Эволюционная теория и институты // Вестн. ун-та. Сер. «Институциональная экономика». J№ 1 (2). М., 2001. С. 19.

21 Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. М., 1999. C. 11.

22 Лукашенко М.А. Рыночные отношения в системе образования России. М., 2001. С. 121.

23 Wende van der. Final report CRE Conference. Valencia, 1999 // CRE-action 115. P. 61.

24 Knight J., de Wit H. Strategies for Internationalization of Higher Education: Historical and Conceptional Perspectives // Strategies for Internationalization of Higher Education: A comparative Study of Australia, Canada, Europe

and The United States of America / Ed. by Hans de Wit. Amsterdam, 1995. С. 55.

25 Лукашенко М.А. Указ. соч. С. 225.

26 Тренев Н.Н. Указ. соч. С. 253—254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 184.

28 Иншаков О.В., Степочкина Е.А. Рутина и новация: институциональный, организационный и эволюционный аспекты взаимодействия: Препринт # WR/2003/21. Волгоград, 2003. С. 53.

29 Там же. С. 52.

30 Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 27.

31 Bacsich P. The Growth of Global Virtual Universities and Their Impact on National Universities. Unpublished Report at the 4th ICICTE Conference. July 3—5, 2003. Samos Island, Greece. P. 2—4.

32 WTO Services Database. http://gats-info.eu.int/gats-info/swtosvc.pl?&SECC0DE=05.C

33 Дудина И.А. Факторы, определяющие стратегию международного сотрудничества университета // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 6, Университетское образование. Вып. 3. 2000. С. 84—85.

34 Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Гл. ред. Л.И. Абалкин; Ин-т экон. РАН. М., 1999. С. 1010.

35 Аакер Д.А. Указ. соч. С. 197.

36 Davies J.L. University Strategies for Internationalization in Different Institutional and Cultural Settings. A Conceptional Framework // Policy and Policy Implementation in Internationalization of Higher Education. EAIE Occasional paper. Amsterdam, 1995. P. 13—14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.