© Н.В. Буханцева, И.А. Дудина, 2009
УДК 65:378.14 ББК 65.291.551-21
УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Н.В. Буханцева, И.А. Дудина
В статье проведен анализ взаимодействия институциональных, организационных, информационных и коммуникационных факторов в процессе организации среды электронного обучения (e-learning) в вузе. Рассматриваются основные организационные стратегии внедрения и использования новых технологий в учебном процессе.
Ключевые слова: управление ресурсами, электронные ресурсы, интеллектуальный капитал вуза, стратегия управления.
В современных условиях вуз является субъектом рынков виртуальных образовательных услуг и товаров разных уровней, поэтому разработка организационных стратегий в области электронного обучения (e-learning) должна принимать во внимание влияние многоуровневой внешней конкурентной среды [15, р. 146].
Внешняя среда учреждения высшего профессионального образования является сочетанием объективно существующих экономических, социально-культурных, географических, политико-правовых и информационнотехнологических условий и факторов. Это среда усиливающейся интеграции вузов, которая характеризуется сближением, взаимоприспо-соблением, интернационализацией и глобализацией их взаимодействия. Результаты производства научно-образовательных услуг и товаров существуют за пределами вуза, во внешней среде, и для того чтобы их достичь, необходимо мобилизовать все его ресурсы.
Не менее важно, исходя из понимания институции как «фактора всякого производства в любых масштабах, на всех уровнях» [5, с. 30], представить взаимодействие институциональных, организационных, информационных и коммуникационных факторов и их влияние на управляемую организацию виртуальной среды обучения в вузе. Для этого це-
лесообразно рассмотреть некоторые организационные стратегии внедрения и использования новых технологий в учебном процессе. Они могут быть сгруппированы следующим образом: управление, развитие человеческих ресурсов, операционные процессы, поддерживающие услуги [16, р. 26].
Элементами стратегии управления такой новой образовательной средой, как электронное обучение (e-learning), целесообразно считать приверженность руководства вуза ценностям интеграции информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в организационную культуру вуза; понятную для преподавателей и сотрудников концепцию, объясняющую причины и цели использования виртуальной среды в обучении; международный маркетинг академических услуг; участие преподавателей и сотрудников в управлении электронными образовательными ресурсами и в прибыли от их реализации [4, с. 59].
Стратегии развития человеческих ресурсов включают создание и развитие программ повышения квалификации для преподавателей и сотрудников; организацию, реорганизацию и финансовую поддержку научно-академических обменов (в том числе и международных); отбор и обучение персонала для профессионального выполнения функций маркетинга научно-образовательных услуг и товаров; мониторинг и оценку результативности сотрудничества подразделений и функциональных органов на всех уровнях вуза; адекватность
поощрений, способствующую увеличению индивидуального и коллективного вклада в создание и реализацию продуктов вуза.
С одной стороны, применение новых технологий способствовало повышению реактивности и оперативности управления программами подготовки кадров, снижению их стоимости за счет использования материалов на электронных носителях, цифровых баз данных и мультимедийных средств общения большого количества участников научных интернет-форумов и телеконференций. С другой стороны, наличие информационных ресурсов в арсенале управления академическим сотрудничеством требует формирования соответствующей системы управления ими. Эта система должна не только обеспечивать широкий доступ преподавателей и студентов факультетов к учебно-методической и научной информации, но и развивать интерактивные методы обмена знаниями, пропагандировать и внедрять новые образовательные программные средства и специализированные базы данных в управление учебным процессом. Например, внедрение технологии электронного документооборота и технологии сетевого взаимодействия.
Можно выделить четыре основные проблемы, которые требуют пристального внимания администрации университета, факультетов и органов управления научно-академическим сотрудничеством: каковы оптимальные пути использования ИКТ в организации и управлении образовательными программами; в каких случаях виртуальная академическая мобильность может частично заменить реальную; как ИКТ могут способствовать оперативности управления академическими обменами; какие структурно-функциональные изменения могут улучшить применение ИКТ в учебном процессе и уменьшить несовершенства новых технологий [3, с. 52-53].
Применение ИКТ в подготовке кадров, в том числе через составные программы сотрудничества с внешним академическим и профессиональным миром, является актуальным интерактивным средством управления основным видом деятельности университета. Образовательные услуги и товары, которыми университеты обмениваются с помощью ИКТ, обычно подвергаются более тщатель-
ному сканированию с точки зрения их соответствия содержанию учебных планов вуза и интересам целевых групп потребителей его академических благ. Интеграция данных образовательных продуктов в существующие учебные программы вуза зависит от их образовательной и экономической конкурентоспособности, а также контекстного размещения с учетом локальных, региональных и международных условий реализации.
Этот процесс оказывает влияние на организационную культуру университета через изменение отношения к указанным явлениям профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов. Если вначале применение ИКТ в подготовке кадров рассматривалось подразделениями и функциональными органами вуза как новация научно-образовательной деятельности, то со временем виртуальная академическая мобильность стала привычным, повторяющимся и рутинным инструментом, характеризующимся определенной стабильностью и предсказуемостью, даже традиционностью. Конкуренция между рутинами и новациями в управлении подготовкой и переподготовкой специалистов создает условия отбора и внедрения наиболее успешных методик их взаимодействия и взаимовлияния и выражается в таких явлениях, как: изменение информационной инфраструктуры университета; интеграция ИКТ в управление подготовкой кадров; развитие творческого подхода к планированию и продвижению научно-академических взаимодействий, росту их экономической эффективности; создание правовой базы для виртуального использования интеллектуальной собственности профессорско-преподавательского состава; разработка системы оценки программ дистанционного обучения.
Волгоградский государственный университет имеет десятки программ обмена студентами разных специальностей, программы обучения и работы преподавателей в вузах-партнерах за рубежом и внутри страны; ежегодно ведет несколько крупных грантовых проектов.
Так, база данных всех образовательных программ ВолГУ в настоящее время дополняется с помощью ресурсов образовательного портала ВолГУ: веб-технологии позволяют
визуально экспонировать методические указания и учебные планы, видеоклипы лекций, а также размещать электронные издания и научные журналы университета в различных форматах (http://portal.volsu.ru/). Введение этих дифференцирующих деталей невозможно без индивидуального участия преподавателей и ученых, осознающих новые возможности взаимного знания и информированности.
Парадигма участия студентов и аспирантов факультетов ВолГУ в программах маркетинга постоянно совершенствуется. Так, информация о возможностях участия в программах подготовки специалистов в партнерских вузах, размещенная на сайте университета, подкрепляется онлайновыми ориентациями, которые проводят координаторы программ внешних связей с потенциальными участниками. Данная схема, инициированная самими координаторами, предусматривает получение инструкций о выходе на web-сайт ВолГУ и партнерских вузов, о выборе программы, заполнении анкеты с личными данными и написании сочинения на соответствующем иностранном языке о цели своего обучения в зарубежном вузе.
Операционные стратегии направлены на делегирование факультетам функций планирования, финансирования, бюджетирования и внутренней оценки качества образовательных и учебных услуг и товаров; создание соответствующих факультетских структур оценки качества, их систем коммуникации; поддержание баланса между централизованным и децентрализованным управлением внедрением новых образовательных и учебных технологий, а также систем распределения ресурсов для их развития и снижения операционных издержек. Исследователи организационной эффективности О. Уильямсон и Б. Оучи выделяли операционные издержки как важнейший из видов деятельности рыночной организации, влияющий на достижение ее основных целей во внешней среде - конкурентоспособность и продуктивность. Последние, по мнению авторов, достигаются, прежде всего, повышенной реактивностью организации на вызовы внешней среды и ориентацией на результативность и прибыльность [19, р. 281] .
К элементам стратегий поддерживающих услуг целесообразно отнести организа-
цию деятельности вузовских структурных подразделений общего и специального профиля, в том числе осуществляющих реализацию программ изучения иностранных языков, национальную и международную аккредитацию образовательных программ, библиотечное и информационное обслуживание; а также организацию деятельности международных тематических центров по изучению технологий е-1еагш^.
Указанные организационные стратегии основаны, прежде всего, на стимулировании творческих усилий преподавателей и сотрудников через идентификацию, учет и формирование личных и групповых интересов, побуждающих их к сотрудничеству в области внедрения новых технологий обучения. Важным мотивационным фактором является оценка деятельности всех участников этого процесса, которая учитывает их инициативность, инновационность, материальный и финансовый вклад. Справедливая оценка и адекватное поощрение формируют чувство личной причастности к инновациям и понимание того, что успех зависит от вклада каждого участника. При этом тактика нематериальных поощрений основывается на согласовании взаимных требований и ожиданий руководителей и исполнителей, а также на обеспечении постоянной обратной связи, которая способствует сохранению заинтересованного отношения исполнителей к решаемым задачам [10, с. 3135]. Это отношение содействует внутренней организационной эффективности вуза, формируя синергию подсистемы управления использованием ИКТ в учебном процессе и всей системы управления вузом.
Одним из важнейших условий успешности организационных стратегий по внедрению и развитию информационных технологий является организационная динамичность вуза, которая выражается в его способности учитывать реальные и стохастические компоненты внешней среды, модифицировать, дифференцировать и позиционировать в соответствии с информацией о ней схемы своей деятельности. Ситуация столкновения внутренней и внешней среды вуза предполагает возникновение совокупности условий, заключающих в себе и определенные противоречия, которые не могут оставаться в рамках этой совокуп-
ности. Противоречивые условия использования ИКТ провоцируют институциональные, организационные, информационные изменения внутренней среды вуза с целью устранения несоответствия между ее элементами и преобразования данной совокупности в другую совокупность. В соответствии с точкой зрения П. Гудмана, это - преобразования адаптации [13, p. 103], вызванные формированием и развитием институциональных взаимодействий вуза с компонентами внешней среды. Эти взаимодействия создают для вуза новые возможности и предложения использовать (трансплантировать) новые институциональные рамки для своей схемы управления применением ИКТ. При этом некоторые из старых организационных стратегий вуза остаются внутри этих рамок, другие пересматриваются и разрабатываются новые. «Принятие нового института агентами и его устойчивое функционирование зависит от трансформационных издержек и от соотношения трансакционных издержек трансплантируемой и действующей норм поведения. Издержки, в свою очередь, определяются институциональной структурой и культурной средой... реципиента, макроэкономической ситуацией, механизмами координации, принуждения, сопряжения, инерции и обучения» [9, с. 27].
Выявление особенностей внедрения в институциональную структуру и культурную среду вуза институциональных, организационных и информационно-коммуникационных составляющих e-learning и определение возникающих интернальных эффектов предлагается рассмотреть в контексте исследований Р. Бартона и Б. Обеля, которые выделили четыре группы критериев эффективности организаций: механизмы внутренней координации, механизмы стимулирования, систему информации и структуру принятия решений [12, p. 68].
Институциональные и организационные трансформации, вызываемые виртуальной образовательной средой, являются реакцией на противоречия между возможностью индивидуализации обучения с помощью ИКТ и усиливающейся деперсонализацией электронной среды обучения. Помимо этого, в современных условиях глобализации высшего образования российские вузы, с одной сторо-
ны, выполняют функцию производства научно-образовательных услуг и товаров как национальные организации, которые стремятся к информационному взаимодействию с иностранными партнерами, а с другой стороны, многие из них уже образовали долгосрочные или адхократические объединения с иностранными партнерами, организационная структура и культура которых отличается от их собственной и которые сами представляют для российского партнера элементы внешней среды.
Международные академические партнерства как социальная форма реализации институций сотрудничества в области e-learning также способны создавать свою особую внутреннюю институциональную среду, важнейшим связующим звеном которой выступает общее информационное поле. Такая общая среда является результатом изменений и адаптации внутренней среды партнерских вузов друг к другу и к глобальной внешней среде.
Если рассматривать виртуальные образовательные партнерства как организации, существующие в современных рыночных условиях, то они представляют группы людей, объединившихся, чтобы реализовать свои академические и научные интересы [1 4, р. 386-405]. Они также могут рассматриваться как «экономические единицы координации, обладающие доступными определению границами и функционирующими более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами-уча-стниками» [8, с. 89]. Их институциональной основой служат отношения сотрудничества, организационную базу составляют структуры управления вузом, а нормативно-правовыми инструментами координации экономической деятельности являются контракты, договоры, соглашения, конвенции. Последние закрепляют формальные институциональные правила и нормы, выражают согласованность целей и средств их достижения, определяют условия, процедуры и степень централизации или децентрализации принятия решений по внедрению элементов институциональной модели elearning.
Такая управленческая модель при достаточной реактивности организационных структур партнеров в их внутренней среде
может оперативно реагировать на институциональные изменения академического и социально-экономического взаимодействия соответствующими трансформациями: адаптироваться к ним, минимизировать их отрицательные и максимизировать положительные эффекты или не принимать и отторгать их, если они не совместимы с организационной культурой и структурой вуза.
Внутренние организационные трансформации виртуальных академических объединений целесообразно оценивать с точки зрения успешности интериоризации общих целей их участников, их соответствия ожиданиям индивидуумов, групп, подразделений вуза, повышения эффективности интернальных и эк-стернальных, межличностных и межкультур-ных коммуникаций. Для этого необходимо осознание кумулятивности такой организации, как вуз [17, р. 106]. Как правило, вуз соединяет в себе четыре типа организационной культуры: коллегиальный, предпринимательский, бюрократический и корпоративный [7, с. 6879]. Это сочетание характеризуется относительно слабой координацией, относительным отсутствием норм; отсутствием согласованности между структурой и деятельностью; отличиями в методах, целях и даже причинах существования различных подразделений; слабой взаимозависимостью между подразделениями; «невидимостью» многого из того, что происходит [17, р. 105].
В процессе интериоризации функций по внедрению и развитию виртуальной образовательной среды рутинизация таких операционных процессов, как создание и отбор материалов для персональных и корпоративных сайтов, формирование соответствующих инструментов доступа и оценка рентабельности программ e-learning, стимулирует подразделения и органы вуза к формализации, стандартизации, конкретизации и гармонизации операционной деятельности. При этом организационная унификация процедур сотрудничества преподавателей, программистов и координаторов сайтов является объектом рационального выбора и компромисса его участников в конкретном историческом промежутке времени и закрепляется в институциональных атрибутах - нормативных документах вуза, приказах, соглашениях и т. п.
С экономической точки зрения институт применения ИКТ представляет совокупность правил, «нацеленных на то, чтобы определить условия, в рамках которых может осуществляться индивидуальный или коллективный выбор размещения или использования ресурсов» [8, с. 24]. Средства, обеспечивающие производство академических услуг и товаров e-learning, предназначенных для реализации на внешних рынках, включают человеческие, технические, природные, институциональные, организационные и информационные ресурсы. В механизмах экономического и институционального сотрудничества по этому поводу особую роль играет взаимосвязь трансформационных сил - человека, новых технологий, техники и трансакционных социальных форм их функционирования, организации и информационного отражения. «Главенствующая роль в этой связи принадлежит человеку, который своей деятельностью соединяет все факторы, вовлекая их в общий процесс, воплощая в них силу своего знания, умения и навыков, создавая системы социальных отношений и институтов, в которых этот процесс осуществляется» [6, с. 440-441].
Ресурсы e-learning, как и все виды интеллектуальных ресурсов [18, р. 334-335], следует отнести к основным экономическим, в том числе экспортным, ресурсам вуза в новых условиях, даже если они не приведены в систему и не являются интеллектуальными активами вуза. Примерами интеллектуальных активов являются: основа экспорта вуза - конкурентоспособные научно-образовательные товары, на которые он имеет права собственности; программное обеспечение; разработки бизнес- и организационных процессов; методологии, «договоренности с покупателями и поставщиками, оформленные в виде контрактов, базы и массивы данных, отчеты и описания...» [1, с. 11].
Наличие в вузе людей, обладающих знаниями и практическим опытом применения новых образовательных технологий и готовых обмениваться этим опытом друг с другом, является условием успешности создания среды для свободного обмена информацией в рамках вуза - информационной инфраструктуры, состоящей из программного обеспечения, технологий, периферийных устройств, доступа в Ин-
тернет, и особой организационной культуры, которая способствует обмену знаниями и опытом. В каждом конкретном случае информационная среда вуза будет уникальна, отражая потребности, интересы и ресурсы внутреннего информационного пространства.
Среды e-learning обеспечивают поддержку индивидуальных траекторий обучения и его адаптационную модель, когда в зависимости от результатов контроля выстраивается последующая индивидуальная программа обучения. Для полноценного использования возможностей таких сред необходима интеграция обучающих систем с корпоративной информационной средой (КИС) вуза. Для этого студенты и сотрудники должны быть полноценными пользователями информационных систем вуза, то есть у каждого студента и сотрудника должна быть персональная учетная запись и доступ к основным информационным и телематическим сервисам КИС вуза (файловая служба, электронная почта, Интернет и т. п.). Студенты должны иметь доступ к корпоративным данным через учетные и управляющие информационные системы и сервисы. Кроме того, студенты должны иметь доступ к цифровым образовательным ресурсам - полнотекстовым вузовским и внешним библиотекам (в том числе к цифровым версиям материалов, которые издаются преподавателями вуза), презентационным материалам к лекциям, программам дисциплин, видеоматериалам и т. п. Эта проблема в Волгоградском государственном университете решена. Создана учебно-методическая система УМК (учебно-методический комплекс) на основе сетевых технологий с открытым доступом к ресурсам, позволяющая интегрировать интеллектуальный потенциал вуза (http:/ /umka .volsu. ru/newumka2/).
Важным фактором успешной адаптации в вузе является обеспечение взаимодействия студента с различными службами университета. Для коммуникаций: деканат - студент, библиотека - студент, комендант общежития - студент - могут использоваться сервисы на основе электронной почты, корпоративного портала. Эти сервисы должны быть частью общей информационной системы, из которой извлекается информация о студентах, учебных группах, телефонах, специальностях.
В современных условиях вопрос не в том, применять или не применять ИКТ, и даже не в том, как их применять и как ими управлять, а в том, как найти такую новую модель учебного процесса, в которой внедрение или модернизация технологий были бы направлены на расширение возможностей интеллектуальной среды. ИКТ становятся фундаментом для построения структуры образовательной среды нового типа, в центре которой находится студент, а основной особенностью является переход от репродуктивного типа обучения к креативному [11, с. 43-47].
Таким образом, при разработке стратегий управления процессом создания среды elearning необходимо учитывать внутренние эффекты институционализации ИКТ. Они выражаются во внедрении базовых элементов рыночной структуры: механизма экономических отношений создателей и производителей образовательных и учебных продуктов вуза и их потребителей; механизмов трансформации отношений собственности на виртуальные продукты (преобразование интеллектуального капитала создателей электронных ресурсов в интеллектуальные активы вуза, используемые виртуально); механизмов инвестирования прибыли от реализации прямых и косвенных услуг e-learning в образовательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багов, В. П. Управление интеллектуальным капиталом : учеб. пособие / В. П. Багов, Е. Н. Селезнев, В. С. Ступаков. - М. : ИД «Камерон», 2006. - 244 с.
2. Букович, Р. Управление знаниями: руководство к действию : пер. с англ. / Р. Букович, Р. М. Уил-лямс. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 504 с.
3. Дудина, И. А. Управление применением ИКТ в образовательном процессе / И. А. Дудина // Образование, наука, бизнес: особенности регионального развития. - Череповец : ИМИТ СПбГПУ, 2005. - С. 52-57.
4. Дудина, И. А. ИКТ в управлении международными академическими программами / И. А. Ду-дина // Образование, наука, бизнес: особенности регионального развития. - Череповец : ИМИТ СПбГПУ, 2005. - С. 58-64.
5. Иншаков, О. В. Введение // Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.) : в 2 т. / О. В. Иншаков, Д. П. Фролов. -Волгоград : Изд-во ВолГУ 2002. - Т. 1. - С. 6-40.
6. Иншаков, О. В. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.) : в 2 т.
/ О. В. Иншаков, Д. П. Фролов. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2002. - Т. 2. - 626 с.
7. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. -СПб. : Питер, 2001. - 320 с.
8. Менар, К. Экономика организаций / К. Менар. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 160 с.
9. Полтерович, В. М. Трансплантация экономических институтов / В. М. Полтерович // Экономическая наука современной России. - 2001. -№3. - С. 24-50.
10. Тренев, Н. Н. Управление человеческими ресурсами при реализации проектов / Н. Н. Тренев, М. И. Магура, С. В. Леонтьев. - М. : ПРИОР, 2002. -112 с.
11. Шахгельдян, К. И. Корпоративная информационная среда вуза, ориентированная на студента / К. И. Шахгельдян // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2008», г. Санкт-Петербург, 2326 июня 2008 г. - СПб., 2008. - C. 43-47.
12. Burton, R. Designing Efficient Organizations: Modeling and Experimentation / R. Burton, B. Obel. -Amsterdam, 1984. - 225 р.
13. Goodman, P. S. Change in Organizations / P. S. Goodman. - San Francisco : Jossey-Bass, 1982. - 446 p.
14. Hess, J. D. The Economics of Organization / J. D. Hess. - Amsterdam : North Holland, 1983. - 484 p.
15. Keller, G. Academic Strategy. The Management Revolution in American Higher Education / G. Keller. - Baltimore ; L. : The John Hopkins University Press, 1983. - 211 p.
16. Knight, J. Progress and Promise: The AUCC Report on Internationalization at Canadian Universities / J. Knight. - Ottawa : Association of Universities and Colleges of Canada, 2000. - 55 p.
17. McNay, I. From the Collegial Academy to Corporate Enterprise: the Changing Cultures of Universities/ I. McNay // The Changing University? / ed. by T. Schuller. - Buckingham : Open University Press/SRHE, 1995. - 184 p.
18. Sakaiya, T. The Knowledge-Value Revolution / T. Sakaiya. - Tokyo ; N. Y, 1991. - 400 p.
19. Williamson, O. Markets and Hierarchies, Analysis and Antitrust Implications. A Study in the Economics of Internal Organization / O. Williamson. -N. Y. : Free Press, 1983. - 286 p.
MANAGEMENT OF E-RESOURCES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUITION
N. V. Bukhantseva, I.A. Dudina
The paper focuses on the analysis of institutional, organizational, information and communication factors in the process of the organization and management of e-learning environment in a higher education institution. The authors look at the main organizational strategies for the exploitation of new technologies in the learning process.
Key words: resources management, e-resources, intellectual capital of a higher education institution, management strategy.