А.В. Хорошилов
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ОБЩЕСТВЕ
В настоящее время многие аспекты деятельности университетов во всех странах мира изменяются под воздействием новых глобальных тенденций, определяемых вступлением человечества в очередную фазу своего развития - построение глобального информационного общества, что естественно оказывает влияние не только на форму и характер функционирования вузов, но и на стратегии развития высшей школы в целом. К числу наиболее существенных характеристик этих перемен относятся: интегрирующие последствия глобализации, повышение роли знаний как важнейшего ресурса информационного общества и революционное развитие информационно-коммуникационных технологий. Процессы генерации, накопления, распространения и применения знаний стали основными факторами экономического и социального развития и приобретают все большее значение как главное конкурентное преимущество не только отдельного вуза, системы образования, но и страны в масштабах мировой экономики. Очевидно, что роль высшей школы в формировании экономики, основанной на знаниях, чрезвычайно важна, так как именно высшее образование оказывает решающее воздействие на формирование, поддержку и развитие интеллектуального потенциала информационного общества. Другими позитивными результатами новых тенденций являются: развитие практики непрерывного образования «в течение всей жизни», обеспечивающего постоянное обновление знаний и совершенствование навыков, создание образовательных учреждений нового типа, повышение международной мобильности трудовых ресурсов, либерализация торговли, внедрение системы управления знаниями, повышение уровня частных инвестиций в образование, развитие новых форм конкуренции. Все это заставляет вузы менять методы своей работы, формы предоставления услуг, а также более интенсивно использовать возможности новых информационно-коммуникационных технологий, не только на институциональном, но и на национальном и на международном уровнях.
Процессы глобализации играют важную роль в вопросах развития интернационализации высшего образования. Глобализация и интернационализация могут рассматриваться как два разных, но родственных процесса. Глобализация подразумевает свободное передвижение технологий, знаний, людей, ценностей и идей через национальные границы, но оказывает влияние на каждую страну по-разному вследствие уникальности национальной истории, традиций, культуры и приоритетов. При этом глобализация становится частью среды, в которой сектор
международного высшего образования является все более и более важным, но вместе с тем постоянно изменяющимся [11].
Таким образом, международные образовательные аспекты и измерения и, прежде всего, интернационализация образования, становятся все более актуальными и требуют своего решения не только на международном и национальном уровнях, но и на институциональном, вследствие чего в ведущих зарубежных университетах процесс интернационализации высшего образования рассматривается как приоритетная составляющая миссии образовательного учреждения.
История интернационализации высшего образования, в современном понимании, довольно коротка и основные понятия, характеризующие этот процесс, все время изменяются и уточняются [1,2].
До середины 80-х годов прошлого столетия в большинстве стран Европы интернационализация была в значительной степени маргинальным феноменом. Уровень активности университетов в решении вопросов интернационализации был низкий. Интернационализация представлялась как процесс индивидуальной физической мобильности студентов и преподавателей, т.е. в ее основе была личность без какого-либо структурного вмешательства со стороны самих высших учебных заведений.
С середины 80-х до середины 90-х годов интернационализация также характеризовалась мобильностью, но мобильность стала организованной и основанной на международных межуниверситетских соглашениях. В конце 80-х годов интернационализация уже проявлялась на институциональном уровне и понималась как множество действий, программ и услуг, которые являются частью международного образования, международных академических обменов культурного, и научно-технического сотрудничества. С середины 90-х годов мобильность - это уже центральная проблема, но далеко не единственная в концепции интернационализации. Организационный подход основывается на рассмотрении интернационализации как процесса, который должен быть внедрен и поддержан на институциональном уровне, а сама интернационализация понимается как процесс внедрения международного и межкультурного измерения в обучение, научные исследования и другие услуги университетов.
К концу второго тысячелетия главными движителями интернационализации стали правительства ведущих стран Европы, положивших начало Болонскому процессу, целью которого является создание единого европейского образовательного пространства.
Под влиянием этих и многих других факторов определения интернационализации постоянно изменялись и корректировались.
Часто такие термины, как международное образование, транснациональное образование, трансграничное предоставление образовательных услуг и интернационализация образования, используются как близкие по своему значению, а иногда рассматриваются даже как синонимы [3,4]. Однако до сегодняшнего дня единое определение интернационализации, к сожалению, отсутствует.
Вместе с тем на основе анализа подходов, которые были предложены рядом исследователей [5,6], различные определения интернационализации можно сгруппировать следующим образом:
1. Определения основанные на приоритете интеграции международного компонента в основные организационные структуры университета.
2. Интернационализация определяется с точки зрения реализуемых программ и соответствующих мероприятий (учебные планы и программы, обмен студентами и преподавателями и т.д.).
3. Интернационализация рассматривается как развитие новых компетенций и навыков у студентов и преподавателей; большое внимание уделяется человеческому, а не организационному фактору.
4. Определения концентрируются на факторе развития в образовательном учреждении специфической культуры, которая аккумулирует международные ценности.
Очевидно, что авторы указанных определений не придерживаются какого-то одного подхода, а следуют сразу нескольким, что выглядит вполне оправданным, так как комбинируя различные подходы можно специфицировать, а затем и решить основные задачи интернационализации.
Сегодня под интернационализацией на институциональном уровне понимается деятельность, осуществляемая по двум направлениям - «дома» (или «на дому») и «за рубежом». Интернационализация «на дому» это осуществление мероприятий с целью привлечения внимания к тем аспектам интернационализации, которые развиваются в университете в процессе обучения, учебной и воспитательной работы на межкультурном и международном уровнях. Понятие интернационализации за рубежом последние 10 лет тесно связывалось с транснациональным образованием. При этом, в последнее время термин интернационализация «за рубежом», к сожалению, используется часто как синоним интернационализации вообще, а также применяется для описания процессов трансграничного предоставления образовательных услуг, тем самым исключая важнейшие компоненты интернационализации «на дому».
Интернационализация на национальном уровне предполагает наличие соответствующей государственной политики и целевых программ, которые могут включать мероприятия, относящиеся к внешней политике, развитию внешней торговли, миграционных процессов, научно-
техническому сотрудничеству и межкультурных коммуникаций. Иногда выделяется и отраслевой уровень, на котором интернационализация связывается в большей степени с процессами аккредитации, лицензирования и финансирования учебных заведений, содержанием типовых учебных планов и профессиональных стандартов, направлением научных исследований, а также с процессами управления системой высшего образования в целом.
На институциональном уровне представляется важным определение мотиваций, целей, стратегий, программ и политики интернационализации в высших учебных заведениях. Выбор той или иной стратегии обуславливает принятие вполне определенных планов, механизмы, реализации которых должны быть описаны в конкретных программах.
Очевидно, что в случае реализации комплексного подхода к решению вопросов интернационализации, необходимо учитывать ее взаимосвязь практически со всеми аспектами деятельности вуза, включая обеспечение качества, планирование и финансирование, подбор персонала и повышение квалификации преподавателей, процедуры вступительных испытаний, тематику и организацию научных исследований, учебные планы, контрактные и проектные работы и др. При этом университеты могут использовать различные подходы к реализации своих планов по интернационализации.
Мотивации к интернационализации вуза
Причины, побуждающие высшие учебные заведения приступить к процессу интернационализации в каждом конкретном университете свои часто утилитарные, но, как правило, большинство из них - все-таки универсальны.
В последние годы наблюдается возрастание интереса образовательных учреждений к повышению своего рода международного статуса. При этом традиционно важнейшими мотивациями являются: социокультурная, политическая, академическая и экономическая. Очевидна также растущая взаимосвязь и взаимозависимость между мотивациями к интернационализации на национальном и институциональном уровнях. При этом усиление конкуренции на национальном и международном рынке образовательных услуг обуславливает появление ряда новых мотиваций к интернационализации вуза, таких как: брэндинг, высокая международная репутация, мобильность знаний, экспорт образовательных услуг и продуктов, «электронная» интернационализация, развитие человеческих ресурсов, создание стратегических альянсов и консорциумов на национальном, региональном или международном уровнях, коммерциализация образовательных продуктов и услуг, социально-культурное и национальное развитие и др.
Развитие экономики, основанной на знаниях неблагоприятные для рода стран, демографические тенденции, мобильность рабочей силы, рост торговли сферы услуг и ряд других факторов приводят к проблеме «утечки мозгов» и, как следствие, к необходимости решения про-
блемы поддержки и развития интеллектуального потенциала отдельных стран через различные инициативы в области международного образования и реализацию процессов интернационализации высшего профессионального образования как на национальном, так и на институциональном уровнях [12].
В связи с возрастающей ролью университетов в информационном обществе как катализаторов процессов генерации, хранения и распространения знаний, одной из основных мотиваций интернационализации вуза является внедрение международного измерения именно в эти виды деятельности высших учебных заведений.
Международная мобильность студентов и преподавателей, сотрудничество университетов в сфере науки и образования являются мощным стимулом к развитию более тесного сотрудничества как на региональном, так и на национальном уровнях. В связи с этим создание стратегических альянсов и консорциумов в процессе интернационализации вузов позволяет укрепить и развить сотрудничество на двустороннем, региональном и международном уровнях, что является дополнительным конкурентным преимуществом университетов в информационном обществе.
Высшие учебные заведения всегда конкурировали и конкурируют между собой в достижении высоких академических стандартов международного уровня. Но в условиях информационного общества высшие учебные заведения начинают конкурировать за образовательные рынки и с так называемыми корпоративными образовательными учреждениями. Проявившаяся в последнее время брендинговая мотивация и конкуренция заставляет вузы не только повышать качество академических стандартов, но и искать возможность аккредитации своих образовательных программ в различных национальных и международных структурах. Как традиционные вузы, так и новые провайдеры образовательных услуг делают серьезные усилия для завоевания устойчивой международной репутации и брендинга в целях получения дополнительных конкурентных преимуществ для себя и/или для консорциумов, в которые они входят.
Декларируя те или иные мотивации, приоритеты и планы по интернационализации вуза, университетам обязательно нужно отражать международное измерение в своих миссиях, целях, стратегиях и функциях университета.
В информационном обществе высшее образование несет «ответственность» не только за распространение и накопленных знаний, но, прежде всего, за генерацию новых знаний, обеспечивающих новое качество продуктов и услуг [14]. Однако рост потребности населения в приобретении знаний в условиях ограниченных бюджетных ассигнований на образование, появление коммерческих провайдеров электронного, открытого и дистанционного образования приводит к необходимости расширения спектра предлагаемых образовательных услуг и разработки новых
Интернационализация и качество образовательных услуг
образовательных программ. При этом наличие международного измерения в коммерциализированных образовательных услугах делает их трансграничными и ставит вопрос о соответствии существующих моделей предоставления образовательных услуг современным требованиям международного рынка, что заставляет вузы определять свою новую роль и задачи, а также проводить соответствующие преобразования на институциональном уровне.
Однако возникает вопрос - способны ли существующие инструменты и структуры обеспечить качество высшего образования в ходе реализации процесса интернационализации? Международная мобильность студентов, создание международных кампусов, а также широкое внедрение новых форм и технологий обучения ставят серьезные задачи перед вузами с точки зрения обеспечения качества образовательных услуг, что приводит к необходимости решения еще одной проблемы - проблемы обеспечения качества предоставления образовательных услуг в процессе интернационализации.
Исследование показали, что в условиях быстрорастущего международного рынка образовательных услуг средства обеспечения их качества, а также во многих случаях сами системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг часто являются неэффективными, особенно для трансграничного и/или коммерческого предоставления образовательных услуг. Это приводит к необходимости регулирования образовательного рынка, защите потребителей образовательных услуг и охране академических ценностей. В настоящее время ведутся дискуссии по реализации двух возможных подходов к решению этой проблемы:
- проведение оценки качества провайдера,
- проведение оценки качества учебных планов или отдельных академических дисциплин.
Ряд профессиональных организаций поддерживает идею признания квалификаций и создание международной системы признания уровня качества предоставляемых образовательных услуг. В статье [10] предлагаются четыре возможных варианта создания международной системы обеспечения качества:
усиление роли национальных агентств,
развитие реального сотрудничества в рамках проектов трансграничного предоставления образовательных услуг,
разработка системы и стандартов метааккредитации агентств по обеспечению качества, создание и развитие международных схем обеспечения качества.
При этом авторы полагают, что в связи с бурным развитием международного рынка образовательных услуг, предоминантная модель появится уже в ближайшее время и будет реализована в две основные стадии:
-разработка и внедрение институциональных стратегий интернационализации,
-развитие сотрудничества между агентствами по обеспечению качества высшего образования и вузами-пионерами интернационализации.
Таким образом, интернационализация создает условия для обеспечения культурного многообразия и поддержки новых форм академической мобильности, в том числе и электронной.
Чтобы оценить важность проблемы интернационализации для университетов можно привести примеры обоснования действий, предложенных рядом учебных заведений и направленных на их интернационализацию [7,8]:
-подготовка специалистов, обладающих знаниями, обогащенными международным компонентом («международная компетенция») а также навыками межкультурного общения;
- сохранение и развитие конкурентоспособности,
- достижение уровня международных стандартов,
- поощрение исследований в областях взаимного влияния стран-соседей,
- исследование соответствующих национальных и международных проблем,
- экспорт образовательных услуг и продуктов,
- работа, направленная на социальные изменения,
- высокая оценка этнического и культурного разнообразия,
- возможность привлечения дополнительных средств в бюджет высших учебных заведений,
- поддержание международной безопасности и мирных отношений.
Приступая к реализации процесса интернационализации, важно иметь представление, каким должен быть облик «интернационализированного» университета в информационном обществе, какими должны быть его администраторы, менеджеры, преподаватели, сотрудники и студенты, наличие каких именно факторов позволяет заключить, что университет успешно движется в избранном направлении. По мнению Бренда Эллингбо [9], для такого «интернационализированного» университета характерен следующий набор признаков:
- присутствие международной специализации (или возможность получения второй специальности с международным профилем);
- преподавание иностранных языков и наличие страноведческих курсов на всех специальностях и направлениях; -наличие обязательных курсов с элементами сравнительного анализа для всех студентов, независимо от специальности и направления подготовки;
- организация и проведение результативных международных мероприятий;
- восприятие особой важности осуществления международной деятельности административно-управленческим персоналом университета;
- профессиональная компетентность сотрудников международных служб университетов, имеющих достаточный опыт работы с международным фондами, наличие программы сотрудничества с иностранными выпускниками университета и др.;
- наличие иностранных студентов, преподавателей и научных работников, их активное участие в процессе интернационализации;
- предоставление возможностей для обучения, проведения научных исследований и стажировок студентов за рубежом;
- создание профессорско-преподавательскому составу условий для преподавания, проведения исследований и консультаций за рубежом;
- партнерские отношения с зарубежными университетами.
Для успеха интернационализации вуз должен обеспечить:
- механизм взаимозачета курсов, прослушанных студентами в других университетах;
- готовить условия для приема зарубежных специалистов для чтения лекций на языке, отличном от основного языка преподавания, а также для проведения совместных научных исследований;
-возможность и готовность студентов воспринимать содержание лекций на иностранном
языке;
- готовность научного персонала для проведения совместных научных исследований;
- способность университета в случае необходимости оказать зарубежным специалистам переводческие услуги; -наличие определенного опыта в разработке реализации международных образовательных программ и научных проектов, а также опыт управления ими;
- возможность и готовность к изучению иностранных языков (или к совершенствованию уже имеющихся знаний) преподавателями и научными работниками;
- использование кафедрами иностранных языков коммуникативных методик преподавания, включающей элементы культуро - и страноведения, а также современных мультимедийных средств изучения иностранных языков.
Если интернационализация вуза в условиях информационного общества рассматривается как процесс реализации изменений, ведущих к превращению университета из национального в международный, то стратегия интернационализации обязательно должна быть составной частью его корпоративной стратегии.
Очевидно, что видение интернационализации каждым конкретным университетом является специфическим и будет соответствовать определенному (желаемому) уровню интернационализации в конкретный момент времени. В своей миссии вуз должен обязательно обосновать почему цель превращения университета из национального в международный является для него
важной и какие именно действия по реализации программ международного сотрудничества необходимы в определенные сроки.
Четвертая стадия
Коммерциализация последствий интернационализации
- Экспорт образовательных услуг
- Создание франшиз образовательных услуг
- Лицензирование
- Совместные образовательные программы и учреждения
- Стратегические альянсы
- Создание структур по развитию коммерциализации
Третья стадия
Институционализация интернационализации
- Разработана стратегия интернационализации
- Созданы партнерские связи и стратегические альянсы
- Создание новых образовательных технологий на базе современных ИКТ
- Качество интернационализации - постоянный объект внимания
- Назначение руководителей, ответственных за интернационализацию в ВУЗе
Вторая стадия
Интернационализация учебных планов и исследований
- Потребность в специалистах по интернационализации учебных планов и научных исследований
- Мобильность преподавателей и сотрудников
- Интернационализация как средство улучшения качества образования
- Различные подходы к интернационализации учебных планов
- Назначение постоянных координаторов интернационализации учебных планов и научных исследований
Рассматривая интернационализацию вуза как динамический процесс последовательных изменений можно говорить о ряде стадий этого процесса (Рис.1).
При этом анализ опыта интернационализации европейских университетов позволяет говорить о том, что большинство их уже находится на стадии институцио-нализации интернационализации, в то время как большинство российских вузов, к сожалению, находится на первой или, в лучшем случае, приближается ко второй стадии интернационализации. Электронная мобильность Как уже отмечалось выше, реализация процесса интернационализации образования на международном уровне в
Европе непосредственно Рис.1.Стадии интернационализации высших учебных заведений. [8,10]
связана с решением глобальной проблемы создания к 2010 году единого Европейского пространства высшего образования через реализацию основных положений Болонской Декларации.
Вместе с тем, согласно Лиссабонской стратегии, к этому времени европейская экономика должна быть лидирующей именно за счет использования основного ресурса информационного общества - знаний [15].
Первая стадия
Студенческая мобильность
- Восприятие необходимости в интернационализации
- Планирование и внедрение различных механизмов, способствующих мобильности студентов
- Создание международных служб, обеспечивающих студенческую мобильность
- Интернационализация рассматривается как самоцель
- ЕОТ8 становится важным инструментом организации учебного процесса
Нулевая стадия
Интернационализация - маргинальная деятельность
- Наличие инициаторов и энтузиастов
- Экзотический и статусный феномен - отдельные сотрудники ВУЗа участвуют в международных мероприятиях
- Преподавание иностранных языков
Экономика, Статистика и Информатика щ 13 №1, 2006
В связи с этим роль университетов, как основных институциональных структур информационного общества, обеспечивающих накопление, распространение, генерацию и эффективное использование знаний, значительно возрастает. С другой стороны, необходимо обеспечить условия для повышения эффективности системы образования, что можно достичь только за счет применения новых образовательных, мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий, а также за счет разработки и реализации новых моделей интернационализации образования, соответствующих требованиям и стандартам информационного общества. При этом применение современных технологий для поддержки новых форм получения знаний (открытое образование, дистанционное, электронное, мобильное, сетевое обучение и др.) наряду с глобальным расширением услуг альтернативных провайдеров образовательных продуктов и услуг стимулирует новое значение международного измерения в высшем образовании с учетом возможности осуществления университетами своей основной деятельности в виртуальном пространстве. В связи с этим по инициативе Европейской ассоциации университетов дистанционного образования (ЕАУДО) с 2003 года началась разработка проекта «Электронная Болонья», основной целью которого является создание в Европе электронной среды для реализации Болонского процесса на основе применения информационно-коммуникационных технологий и использования возможностей новых провайдеров образовательных услуг. При этом с точки зрения интернационализации наиболее важным является компонент, связанный с реализацией схемы виртуальной (электронной) мобильности студентов, преподавателей и научных сотрудников европейских университетов, а также их учебных программ и курсов. Поэтому сегодня можно заявить о появлении нового понятия - «электронной интернационализации», которую можно определить как осуществление мероприятий по созданию единого виртуального образовательного пространства на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий и реализации новых моделей генерации, распространения и использования знаний для развития новых международных компетенций всех членов информационного общества. При этом электронная интернационализация приводит к стиранию различий между интернационализацией «на дому» и «за рубежом».
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭ-СИ), являясь единственным российским вузом - членом ЕАУДО, в настоящее время приступил к реализации важнейших принципов электронной интернационализации образования на основе концепции, предложенной в проекте «Электронная Болонья», что должно обеспечить повышение его международной конкурентоспособности и привлекательности, а также открыть широкий доступ к качественному высшему образованию всем желающим, независимо от места из
проживания и национальности. А это и является важнейшей целью интернационализации образования в глобальном информационном обществе.
Литература
1. Келлен Х. Концепция дальнейшего развития интернационализации на практике: десятилетие эволюции // Высшее образование в Европе 2000 т. XXV №1 - С. 1-8.
2. Crowther P. Internationalization at Home / Crowther P., Joris M., Otten M., Nilsson B., Teekens H., Wachter B. // EAIE, 2000. - 42 p.
3. Климанович О. Понятийно-терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования / Климанович О., Ганчеренок И. // Вестник высшей школы 2001 т. 1. - C. 10-13.
4. Wachter B. An Introduction: Internationalization at Home in Context // Journal of Studies in International Education, Vol. 7 No. 1, Spring 2003 - P. 5-11.
5. Knight J. Internationalization remodeled: definition, approaches, and rationales // Journal of Studies in International Education Vol. 8 No.1, Spring 2004, P. 5-32.
6. Taylor J. Toward a Strategy for Internationalization: Lessons and Practice From Four Universities // Journal of Studies in International Education, Vol.8 No.2, Summer 2004 - P.149-171.
7. Kehm B. Internationalization in higher education. European responses to the global perspective / Kehm B., De Wit H. // EAIE, 2005. - 180 p.
Soderqvist M. Effective strategic management of internationalization / Soderqvist M., Parsons C. // EAIE Occasional Paper 18, 2005 - 62 p.
8. Teekens H. Internationalization at home: a background paper // International conference, 9-10 May 2005, Rotterdam, the Netherlands. - 10 p.
9. Van Vugt T. The impact of tuition fees on international student recruitment / Van Vugt T., Rogers T. // EAIE Occasional Paper 19, 2006 - 76 p.
10. Тихомиров В.П. Глобализация и экспорт образовательных услуг /Тихомиров В.П., Максюков Н.И. // Открытое образование №4 2001.
11. Хорошилов А.В. К проблеме интернационализации образования / Хорошилов А.В., Максюков Н.И. // Открытое образование №1 2002.
12. Хорошилов А.В. Тенденции развития российского рынка образовательных услуг /Хорошилов А.В., Максюков Н.И., Чинаева Т.И.// Сборник трудов МЭСИ, 2001.
13. Хорошилов А.В. «Генерация новых знаний на основе доступа к мировым информационным ресурсам» / Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий системы управления знаниями» // МЭСИ, 2005г.