Научная статья на тему 'Интернационализация образовательной деятельности российских вузов в современных условиях'

Интернационализация образовательной деятельности российских вузов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация образовательной деятельности российских вузов в современных условиях»

© А.С. Елкина, 2008

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.С. Елкина

Исследование процессов интернационализации образовательной деятельности вузов предполагает определение содержания процесса интернационализации фирмы. Изучение существующих позиций по этому вопросу (см.: [16, р. 479]) позволяет выделить следующие основные характеристики интернационализации фирмы: возрастающую вовлеченность в международные операции; адаптацию деятельности фирмы (ее стратегии, структуры, ресурсного потенциала) к международным условиям функционирования фирмы; развитие сети деловых отношений в других странах.

По мнению У. Лехтинена и Х. Пентинне-на, интернационализация касается отношений между фирмой и ее международной средой, основывается на развитии и использовании знаний и желания персонала, проявляется в процессе разработки и осуществления различных видов международной деятельности [14]. Вовлеченность компании в международный бизнес может проявиться, когда компания продает свой продукт на внешний рынок, покупает продукцию на зарубежном рынке, начинает сотрудничать в какой-либо сфере с иностранной фирмой. Таким образом, международные операции делятся на внешнеориентированные, интраориен-тированные и операции сотрудничества.

Согласно определению С. Сутырина, под интернационализацией вуза понимается процесс выхода «штатного» образовательного процесса за национальные границы, осуществляемый в значимых размерах (см.: [10, с. 108]). Из приведенной трактовки видно, что автор отталкивался от определения интернационализации фирмы. Ученым предложена классификация интернационализации вуза в соответствии с критериями: направлениями и объектом интернационализации. В зависимости от направления С. Су-тырин выделяет «внутрьориентированную» и

«внешнеориентированную» интернационализацию, в зависимости от объекта - прямую и косвенную. Целесообразно также дополнить направления интернационализации двух- или многосторонней интернационализацией. На основании рассмотренного подхода представляется возможным разграничить следующие типы интернационализации образовательной деятельности вузов (см. таблицу).

В зарубежных исследованиях сложился несколько иной подход к анализу процесса интернационализации вуза. Активные исследования «интернационализации высшего образования» начались в 1970-х годах. Процессу «интернационализации вуза» уделялось гораздо меньше внимания, а его исследования были подчинены изучению более широкого процесса «интернационализации высшего образования». В 1972 г. М. Харари включил в определение интернационализации высшего образования три основных элемента (см.: [13, р. 17]): наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ; международную мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава; наличие программ технического сотрудничества и взаимопомощи.

На основе анализа трактовок термина «интернационализация высшего образования» (см.: [7]) можно сделать вывод о том, что развитие представлений о его содержании шло в сторону усиления значимости международной составляющей в учебном процессе, то есть акцент делался на интернационализацию образовательной деятельности, а не вуза как экономического субъекта. Об этом говорят, например, такие исследователи интернационализации высшего образования, как Дж. Найт и М. Ван дер Венде (см: [17, р. 41]). По их мнению, интернационализация - это прежде всего инновация в сфере образования, способ повышения качества образовательной услуги.

Таблица

Классификация типов интернационализации образовательной деятельности вуза *

По направлению интернационализации По объекту интернационализации

Прямая Косвенная

Интраориентированная Привлечение иностранных студентов, исследователей и преподавателей для обучения, преподавания и научной деятельности Использование иностранной литературы в учебном процессе и в рамках научных исследований вуза

Внешнеориентированная Стажировки преподавателей и студентов вуза за рубежом Публикации и применение работ сотрудников и учащихся вуза за рубежом

Двух- или многосторонняя (в аспекте сотрудничества) Взаимный обмен преподавателями, студентами, исследователями Взаимный обмен учебными и научными материалами

* Составлено автором по: [10, с. 108-109].

Для «интернационализированного университета», считает Б. Эллингбо, характерен следующий набор признаков [7, с. 13]:

- присутствие международной специализации (или возможность получения второй специальности с международным профилем профессиональной деятельности на всех факультетах);

- преподавание мировых языков и наличие страноведческих курсов;

- наличие обязательных курсов с элементами сравнительного анализа для всех студентов, независимо от специальности;

- проведение международных мероприятий;

- понимание важности международной деятельности среди административно-управленческого персонала университета;

- наличие иностранных студентов, преподавателей и научных работников, их активное участие в процессе интернационализации;

- существование возможности для обучения, проведения научных исследований и стажировок студентов за рубежом;

- создание профессорско-преподавательскому составу условий для преподавания, проведения исследований и консультаций за рубежом;

- партнерские отношения с зарубежными университетами.

Следует отметить, что первые три признака «интернационализированного вуза» свя-

заны в первую очередь с интернационализацией образовательной деятельности, но не предусматривают выход вуза на внешний рынок. Получается, что процесс интернационализации вуза не обязательно предполагает наличие экспорта, импорта услуги или подписание международного договора о сотрудничестве. Данную мысль подтверждает стадийная модель интернационализации вуза, которую предлагает М. Сьёдерквист [17, р. 38-41] (см. об этом: [4, с. 66-68]). Исследователь условно выделяет в процессе интернационализации шесть последовательных (нулевую и пять основных) стадий: интернационализацию как несущественную составляющую; мобильность студентов; интернационализацию учебных планов и исследований; изменение организационной культуры вуза, институционализацию интернационализации; коммерциализацию доходов от интернационализации. Причем прохождение указанных стадий скорее тенденция, чем строгая последовательность. Остановимся подробнее на характеристике каждой из стадий и попробуем определить, на какой из них находятся современные российские вузы.

Нулевая стадия (интернационализация как несущественная составляющая) характеризуется небольшим количеством участников процесса, мобильность студентов и преподавателей существует в виде перемещения отдельных индивидов без реального участия вуза. Важным для этой стадии является активное преподава-

ние иностранных языков в вузе. Очевидно, что большинство российских вузов преодолели нулевую стадию.

Первая стадия (мобильность студентов). На данной стадии необходимость интернационализации признается на уровне руководства вуза. Речь идет об активной деятельности, включающей не только международный обмен студентами, но и совместные проекты и курсы, которые дают студентам возможность путешествовать и встречаться друг с другом в контексте образования. Роль международного отдела вуза на данном этапе состоит в размещении, регистрации, решении организационных моментов, связанных с привлечением иностранных студентов и организацией зарубежных стажировок. Для стран, участвующих в Болонском процессе, важным мероприятием на данной стадии является активное использование вузами Европейской системы трансферта зачетных единиц (ECTS) и наличие в них консультанта по ее использованию. Многие российские вузы находятся именно на данной стадии интернационализации. Международные отделы существуют практически во всех вузах РФ, экспортно-импортные потоки студентов увеличиваются. Например, в МГУ ежегодно проходят обучение более 2 тысяч иностранных студентов и аспирантов. Однако в среднем по российским вузам иностранные студенты составляют лишь 1 % от общего контингента студентов [1]. В то же время в Австралии и Швейцарии этот показатель приблизительно равен 18 % [12, р. 10]. Процесс перехода российских вузов на систему ECTS идет медленно и сложно. Согласно национальному отчету о результатах внедрения принципов Болонской декларации [11, р. 13], этот переход в вузах России осуществляется техническим переводом количества аудиторных часов в зачетные единицы, из расчета 30-36 часов за одну зачетную единицу. Это противоречит принципам формирования данной системы, основанной на индивидуальном подходе к оценке пройденного курса с учетом внеаудиторной активности студента. Данное несоответствие, возможно, является наиболее серьезным препятствием на пути интеграции России в Европейское образовательное пространство, а ведь именно на это было направлено подписание Россией Болонской декларации в 2003 году.

Вторая стадия (интернационализация учебных планов и исследований) является ключевой во всем процессе интернационализации вуза. На данной стадии происходит осознание преподавателями и сотрудниками необходимости интернационализации как средства повышения квалификации и качества образования. Основным агентом здесь выступает преподаватель, именно преподавателям отводится главная роль в развитии международного сотрудничества между вузами. Поэтому на данном этапе обязательной является их активная международная мобильность, осознание ими необходимости интернационализации учебных планов и исследований. Цель интернационализации образовательной деятельности вуза на данном этапе - формирование интернационализированного мышления студента. Эта «интернационализированность» является субъективным показателем, не имеющим пока количественной интерпретации.

По мнению Ю. Колера, качество учебной программы определяется в первую очередь качеством результатов, при этом критерием оценки качества является накопленный в процессе обучения опыт [8]. С точки зрения качественной оценки интернационализированность мышления как результат обучения предполагает наличие у студента следующих компетенций (см.: [18]):

- способность успешно взаимодействовать с людьми других культур;

- понимание различий в культурах, особенно его собственной культуры, важности данных различий в отношениях между людьми;

- умение использовать культурные различия для достижения взаимовыгодных целей;

- способность видеть глобальную картину мира, быть «гражданином мира»;

- понимание значимости новых технологий, международной динамики и глобализации в экономической, политической, социальной и образовательной системах;

- способность достигать баланса в работе между необходимостью завершения задания и формированием хороших человеческих отношений в ситуациях меж-культурного взаимодействия.

Оценить компетенции выпускника с точки зрения работы в условиях интернационализации и глобализации хозяйственной жизни

лучше всего могут работодатели. Что касается российской системы образования, то до 2006 г. мобильность преподавателей из федерального бюджета не финансировалась. В 2006 г. было выделено 5 млрд руб. бюджетных средств 17 вузам страны в рамках государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, одним из компонентов которых стала организация повышения квалификации преподавателей за рубежом. Таким образом, в большинстве вузов страны мобильность преподавателей финансируется либо из их личных средств, либо за счет вуза, что тормозит интернационализацию учебных дисциплин и развитие международного научно-академического сотрудничества.

Третья стадия (изменение организационной культуры вуза). Существенное увеличение контингента иностранных студентов («внутренний экспорт» услуг); создание структур управления интернационализацией вуза; появление международных функций у подразделений и органов вуза. Что касается российских вузов, то, как уже было отмечено выше, оптимальный уровень числа иностранных студентов (5-10 %) [4, с. 67] пока не достигнут. В некоторых российских вузах создаются специальные структурные подразделения управления интернационализацией на базе управлений развития образовательных программ и международных отделов (см., напр.: [2; 9]).

Четвертая стадия (институционализация интернационализации) предполагает разработку и реализацию в вузе стратегии процесса интернационализации, а также наличие должности «управляющего интернационализацией». На данном этапе особое внимание уделяется вопросам взаимодействия студентов и преподавателей различных национальностей, вероисповеданий и культур, разрешению возможных конфликтов. Институциональный механизм международного научно-академического сотрудничества представляет собой систему преобразования внешнеэкономических взаимоотношений субъектов в процессе иерархического упорядочения организации их совместной деятельности в соответствии с требованиями традиционно существующих и легитимно установленных институтов, справедливо утверждает И. Дудина [3, с. 90]. Очевидно, говорить

об институционализации интернационализации высшего образования в России пока преждевременно. В сфере высшего профессионального образования до сих пор не выработана единая, закрепленная на государственном уровне, стратегия интернационализации учебного процесса, подобная существующим в европейских странах. Проблема же конфликтов на национальной и религиозной почве проявляется, скорее, во взаимодействии иностранных студентов с местным населением.

Пятая стадия (коммерциализация доходов от интернационализации) предполагает сокращение финансирования вуза государством, при том что расходы вуза находятся на том же уровне или возрастают. В результате интернационализация рассматривается в качестве источника финансирования вуза. Вуз начинает использовать различные способы выхода на внешний рынок (экспорт, франчайзинг, лицензирование, совместные предприятия, стратегические альянсы). Именно на данной стадии интернационализация вуза приобретает черты интернационализации фирмы.

В контексте данного исследования следует сравнить основные цели интернационализации фирмы и вуза. В основе их разграничения лежит различие целей деятельности фирмы и вуза в целом. Фирмы выходят на внешний рынок, или интернационализируют свою деятельность, для расширения сбыта, приобретения ресурсов, диверсификации источников снабжения и сбыта в целях максимизация прибыли (см., напр.: [5, с. 6]). Основные цели интернационализации вуза: повышение качества образовательной услуги, формирование компетенций будущих специалистов различных сфер деятельности [17, р. 30]. Вузы реализуют стремление людей к самовыражению и саморазвитию, формируют наиболее ценный экономический ресурс и фактор развития современного общества - человеческий капитал [3, с. 26].

В то же время коммерциализация высшего образования является объективной глобальной тенденцией (см.: [15]). Современные условия функционирования заставляют вузы самостоятельно находить источники финансирования, максимизация выгоды является если не приоритетным, то, по крайней мере, важным направлением управления вузом. Многие российские вузы ищут источники

решения данной проблемы в глобальной среде, на мировом рынке образовательных услуг, емкость которого, по оценкам ВТО, составляет 50-60 млрд долл. [1]. Мотивации организаций-производителей (и их агентов), создающих и реализующих международные научно-образовательные услуги и товары, обусловлены императивами экономической эффективности деятельности на международном рынке образовательных услуг и товаров, считает И. Дудина [3, с. 27]. Возможно, именно поэтому в условиях постоянного недофинансирования сферы высшего образования выход на внешний рынок, привлечение иностранных студентов относятся к числу приоритетных направлений развития сферы образовательных услуг в РФ (см. подробнее: [6]). Исследованию конкурентного потенциала российской системы образования на международном рынке образовательных услуг посвящено большое количество публикаций. Интернационализации образовательной деятельности вуза в научных исследованиях, в практике функционирования вузов, на государственном уровне уделяется гораздо меньше внимания. Такая ситуация неадекватна активизации выхода российских вузов на международный рынок образовательных услуг с «неинтернационализированной образовательной услугой», с услугой во многих случаях более низкого качества, чем у конкурентов.

Таким образом, интернационализацию вуза целесообразно рассматривать как процесс трансформации национального вуза в интернациональный, предполагающий включение международного компонента во все аспекты управления вузом с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций [17, р. 29]. Следовательно, интернационализация вуза - понятие гораздо более широкое, чем выход вуза на внешний рынок с целью привлечения студентов (расширения рынков сбыта) и преподавателей (приобретения ресурсов). Кроме того, привлечение иностранных студентов, организация зарубежных стажировок преподавателей и студентов, подписание соглашений с иностранными вузами являются не основными целями, а, скорее, средствами процесса интернационализации образовательной деятельности вуза. Цель интернационализации в сфере образования состоит в повышении каче-

ства образовательной услуги, обеспечивающей формирование конкурентных преимуществ ее потребителей на рынке труда в условиях интернационализации и глобализации практически всех сфер хозяйственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков, А. Высшее образование: повестка 2008-2016 / А. Волков, Д. Ливанов, А. Фурсенко // Эксперт. - 2007. - 3 сент. [№ 32 (573)]. - Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/32/ vysshee_obrazovanie_2008/.

2. Грабильников, А. МАТИ и международное образовательное пространство / А. Грабиль-ников // Высшее образование в России. - 2007. -№ 8.- С. 59-63.

3. Дудина, И. А. Институциональный механизм международного сотрудничества вуза в условиях трансформации и глобализации экономики России : дис. ... канд. экон. наук / И. А. Дудина; ВолГУ -Волгоград, 2003.

4. Дудина, И. А. Международное сотрудничество вузов: институциональный аспект / И. А. Дудина. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2005.

5. Дэниелс, Д. Д. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Д. Д. Дэниелс, Л. Х. Радеба. - М. : Дело, 1994.

6. Информационно-аналитическая система поддержки экспорта российского образования // Сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/about/200/.

7. Климанович, О. Понятийно-терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования / О. Климанович, И. Ганчеренок // Alma Mater: Вестн. высш. шк. -2001. - № 1. - С. 10-13.

8. Колер, Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования / Ю. Колер // Высшее образование в Европе : рус. версия. - 2003. - № 3. - Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/ evropa/2003/3/art008.htmI.

9. Соснович, Э. Международное сотрудничество: результаты и перспективы / Э. Соснович // Высшее образование в России. - 2007. - № 2. - С. 99-104.

10. Сутырин, С. Ф. Интернационализация высшего образования России: проблемы и перспективы / С. Ф. Сутырин // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия : докл. участников между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. П. Кузнецовой, С. Ф. Сутырина. - СПб. : ОЦЭиМ, 2003.

11. Bologna Process. National reports, 20052007. Russian Federation. - Mode of access: http://

www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwij s/bologna/ links/National-reports-2007/National_Report_ Russian_Federation2007.pdf.

12. Education at a Glance: OECD Indicators. -2004 ed. - Summary in Russian. - Mode of access: http://www.oecd.org/dataoecd/21/36/33772954.pdf.

13. Harari, M. Internationalizing Education / M. Harari. - Long Beach, Ca : California State University : Center for International Education, 1972.

14. Lehtinen, U. Definition of the Internationalization of the Firm / U. Lehtinen, H. Penttinen // Perspectives on Internationalization / U. Lehtinen, H. Seristoe (eds.). - Helsinki: Helsinki School ofEconomics and Business Administration, 1999. - P. 3-19.

15. Naidoo, R. Higher Education as a Global Commodity: The Perils and Promises for Developing

Countries. Observatory on Borderless Higher Education, 2007 / R. Naidoo. - Mode of access: http:// www.obhe.ac.uk/.

16. Ruzzier, M. SME Internationalization Research: Past, Present and Future / M. Ruzzier, R. D. Hisrich, B. Antonic // Journal of Small Business and Enterprise Development. - 2006. - Vol. 13, J№ 4.

17. Soderqvist, M. Internationalization and its Management at Higher-Education Institutions. Applying Conceptual, Content and Discourse Analysis : e-version / M. Soderqvist. - Helsinki: HSE-Print, 2007. - Mode of access: http://www.helecon3.hkkk.fi/pdl7diss/a206.pdf.

18. Stone, N. Internationalizing the Student Learning Experience: the Possible Indicators / N. Stone // Journal of Studies in International Education. -2006. - Vol. 10, №> 4. - P. 410-411.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.