Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования как основа конкурентоспособности вузов'

Интернационализация высшего образования как основа конкурентоспособности вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1697
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / INTERNATIONALIZATION / HIGHER EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT / GLOBALIZATION / THE BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семченко А. А.

Цель работы исследование многоаспектности интеграционных процессов в высшем образовании. В статье определено понятие интернационализации. Рассмотрены такие смежные термины, как интернационализированность, глокализация и квалиметрия, проанализированы основные факторы, влияющие на процесс интернационализации системы образования в России. Дана оценка современному состоянию образовательной системы, рассмотрены перспективы ее дальнейшего развития. При помощи анализа существующих тенденций, а также методов логического синтеза автором выделены шесть основных факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на процесс интернационализации российского высшего образования, а также определены основные особенности современного российского образования, анализ которых при дальнейшем исследовании лучших практик позволит выявить достоинства и недостатки, которые необходимо будет учесть при развитии российской национальной системы оценки качества, что особенно важно с учетом реализации современного этапа модернизации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS COMPETITIVENESS

The purpose of the paper is to study many aspects of integration processes in higher education. The author defines the notion of internationalization. Such related terms as internationalization, glocalization and qualimetry are considered, the main factors influencing the internationalization of the education system in Russia are analyse. The author assesses the current state of the educational system, the prospects for its further development. With the help of current trend analysis and methods of logic synthesis the author identifies six major factors that have the greatest impact on the process of internationalization of higher education in Russia and detremines the key features of modern Russian education the analysis of which during further research will help find the best practices and advantages and disadvantages that need to be taken into account in the development of Russia's national system of quality assessment, which is especially important given the current stage of implementation of modernization of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования как основа конкурентоспособности вузов»

[1]. При этом возрастание оросительной нормы будет не только экономически невыгодным, но и окажет отрицательное воздействие на растения и почву, приведет к снижению урожайности. Совершенствование методов расчета сроков поливов, учет инфильтрационных потерь позволяют снижать оросительную норму, тем самым повышать эффективность орошения.

Важным является и подбор культур для целей орошения. Большое значение в окупаемости затрат на орошение имеет направление использования культуры и цена ее реализации, а также возможности применения культуры в качестве фитомелиоранта. С этих позиций для условий Нижнего Поволжья наиболее экономически и экологически эффективным является производство высокопродуктивных кормовых трав. Среди кормовых культур более других приспособлены к засоленным и осолонцеватым почвам донник, сорго, суданская трава, люцерна, житняк, волоснец и др. Эти культуры-фитомелиоранты желательно включать в почвозащитные и мелиоративные севообороты при орошении.

По мнению И.П. Кружилина и Т.Н. Дроновой, для повышения плодородия орошаемых земель в Волгоградской области наряду с люцерной необходимо расширять площади посева нетрадиционных для Нижнего Поволжья клевера лугового и козлятника восточного, которые могут стать альтернативой люцерне в кормопроизводстве, а также отличаются достаточной зимостойкостью, продуктивностью, высоким содержанием протеина [2].

Наиболее полно и объективно о ресурсном состоянии почв и энергетической емкости ландшафта можно судить по результатам оценки биоэнергетического потенциала определенной территории. При сельскохозяйственном использовании почв происходит неизбежная трансформация последних и изменение их свойств, и чаще всего не в лучшую сторону. Как свидетельствуют многочисленные данные, снижается плодородие используемых почв, а именно содержание гумуса с одновременным понижением биоэнергетического потенциала ландшафтов, ухудшаются агрофизические, водно-физические и другие свойства почв.

Анализ динамики количества гумуса в орошаемых почвах нижнего Поволжья показал, что она различна на экспериментальных участках и в производственных посевах. Согласно данным, на опытных участках отмечен положительный баланс гумуса в течение 30 - 50 лет за счет того, что поддерживается высокий уровень культуры земледелия. При этом вносятся в почву органические и

минеральные удобрения, выращивается в севообороте более 30% люцерны, соблюдается оптимальная агротехника и режим орошения сельскохозяйственных культур, обеспечивается поступление в почву достаточного количества растительных остатков [4]. Даже без внесения органических удобрений, но при высоком проценте возделывания многолетних трав обеспечивается нулевой или незначительный положительный баланс гумуса [6], что создает хорошую устойчивую основу для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур при орошении.

Однако в производственных условиях хозяйств культура земледелия заметно ниже, что ведет к ежегодной потере гумуса и тем самым снижению энергетического потенциала на больших площадях. Такое состояние агроэкосистем противоречит принципам ресурсосбережения и устойчивого развития. Задача орошаемого земледелия заключается в разработке и использовании в различных системах земледелия соответствующих технологий, направленных на накопление энергии в почве, что способствовало бы восстановлению энергетического потенциала агроэкосистем, повышению плодородия почв и созданию благоприятных условий для эффективного сельскохозяйственного производства, отвечающего всем экологическим требованиям.

Ориентация на экологические аспекты применения и оценки эффективности оросительных мелиорации с учетом пространственно-временной изменчивости почвенно-климатических условий, факторов неопределенности и риска - единственно возможный путь развития орошения в современных условиях в Нижнем Поволжье.

1. Викулова О.И. Экономическая эффективность орошаемого земледелия в новых условиях хозяйствования: на материалах Центральной орошаемой зоны Ростовской области: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новочеркасск, 2004.

2. Кружилин И.П., Дронова Т.Н. Ассортимент бобовых трав как источник плодородия орошаемых земель // Вопросы мелиорации. 1994. №2.

3. Ольгаренко Д.Г. Эколого-экономическая оценка эффективности техники полива в мелиоративных инвестиционных проектах: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.

4. Решетов Г.Г., Денисов К.Е., Корчаков А.В. Пути восстановления энергетического потенциала в агроэкосистемах Поволжья // Вестник СГАУ им. Н.И. Вавилова. 2010. № 1.

5. Решетов Г.Г., Рябчикова С.С. Ресурсосберегающие основы развития орошаемого земледелия в Саратовской области // Наука и общество. 2011. №1 (1).

6. Экологические основы развития орошения в Нижнем Поволжье / под общ ред. Г.Г. Решетова. Саратов, 2009.

УДК 33:37 А.А. Семченко

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ

Цель работы - исследование многоаспектности интеграционных процессов в высшем образовании. В статье определено понятие интернационализации. Рассмотрены такие смежные термины, как интернационализированность, глокализация и квалиметрия, проанализированы основные факторы, влияющие на процесс интернационализации системы образования в России. Дана оценка современному состоянию образовательной системы, рассмотрены перспективы ее дальнейшего развития. При помощи анализа существующих тенденций, а также методов логического синтеза автором выделены шесть основных факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на процесс интернационализации российского высшего образования, а также определены основные особенности современного российского образования, анализ которых при дальнейшем исследовании лучших практик позволит выявить до-

стоинства и недостатки, которые необходимо будет учесть при развитии российской национальной системы оценки качества, что особенно важно с учетом реализации современного этапа модернизации российской экономики.

Ключевые слова: интернационализация, высшее образование, управление качеством, глобализация, Болонский процесс.

A.A. Semchenko

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS COMPETITIVENESS

The purpose of the paper is to study many aspects of integration processes in higher education. The author defines the notion of internationalization. Such related terms as internationalization, glocalization and qualimetry are considered, the main factors influencing the internationalization of the education system in Russia are analyse. The author assesses the current state of the educational system, the prospects for its further development. With the help of current trend analysis and methods of logic synthesis the author identifies six major factors that have the greatest impact on the process of internationalization of higher education in Russia and detremines the key features of modern Russian education the analysis of which during further research will help find the best practices and advantages and disadvantages that need to be taken into account in the development of Russia's national system of quality assessment, which is especially important given the current stage of implementation of modernization of the Russian economy.

Key words: internationalization, higher education, quality management, globalization, the Bologna process.

Одной из важнейших тенденций развития современного высшего образования во всем мире является процесс интернационализации, который определен факторами экономического и социально-политического сближения стран и предполагает необходимость обеспечения совместимости образования, формирования общего образовательного пространства.

Интернационализация образования не означает его унификации, уничтожающей своеобразие и позитивные национальные традиции. Это предполагает взаимообога-щение содержания образования, анализ и использование положительного зарубежного опыта и на этой основе повышение эффективности образования. Согласно определению ЮНЕСКО, интернационализация означает обращение к «благам международного сотрудничества». В условиях глобализации интернационализация становится императивом практически в любой области человеческой деятельности.

В настоящее время для успешного развития любой экономической системы необходимо качественное высшее образование, которое ориентировано на экспорт, т.е. на международный рынок образовательных услуг. Ни один национальный рынок, даже крупного и развитого государства, не может потребить все, что создается в рамках национальных границ. В Финляндии, например, интернационализация осуществляется на уровне национальной образовательной политики. В России на законодательном уровне в настоящее время только формируется проект государственной программы интернационализации высшего образования, но шаги в этом направлении делаются довольно активные.

В понятии интернационализации в сфере высшего профессионального образования специалисты выделяют два аспекта: первый - внутренняя интернационализация, что подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами.

Второй аспект - внешняя интернационализация, представляющая собой процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения.

Вместе с тем одна из глобальных целей интернационализации высшего образования предусматривает получение дохода. В ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе без предоставления государственных субсидий. Иностранные студенты дают возможность привлечения дополнительных источников финансирования и тем самым стимулируют университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке.

Рассматривая интернационализацию как динамичный процесс, можно говорить о моделях ее реализации -как поэтапных, так и осуществляемых одновременно, чтобы способствовать, в частности, коммерциализации результатов участия в этом процессе за счет экспорта образовательных услуг создания спроса на новые продукты вуза (образовательные и научные), франшиз образовательных услуг, совместных предприятий, стратегических альянсов, структур по продвижению коммерциализации.

На наш взгляд, интернационализация - не просто нарастающее международное общение, идущее от простого взаимодействия к более сложному сотрудничеству. Интернационализация становится таким феноменом международных отношений, который имеет самостоятельное значение и в этом качестве оказывает воздействие на деятельность государств в различных областях [6]. В этом смысле интернационализацию действительно можно рассматривать как некий этап глобализации в рамках государства.

Важным фактором интернационализации высшего образования является язык, на котором ведется обучение. В настоящее время возможность получения высшего профессионального образования на английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов [5]. Учитывая данный факт, ряд европейских стран, такие как Германия, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Дания, стали практиковать учебные программы на английском языке.

По словам министра образования и науки РФ А. Фур-сенко, вскоре численность студентов снизится примерно вдвое: сейчас в РФ - 7,5 млн студентов, в 2012 - 2013 гг. их будет лишь 4 млн человек из-за резкого демографического спада [4]. Подготовку иностранных граждан в РФ осуществляют 1 119 государственных и муниципальных высших учебных заведений (в том числе 662 - подведомственных Федеральному агентству по образованию и 457 негосударственных вузов). Основу конкурентоспособности их деятельности, несомненно, составляет не только качество предоставляемых услуг, но и широта предоставляемых инноваций в области образовательного процесса, которая включает и программы на иностранных языках, и уровень международного признания вуза, и его вовлеченность в международные интеграционные процессы.

Рассмотрим шесть основных, на наш взгляд, факторов, которые оказывают наиболее сильное влияние на процесс интернационализации российского высшего образования.

1. Международный рынок образовательных услуг имеет тенденцию к росту. Это означает, что уже в ближайшие годы его объем может превысить 100 млрд дол., что укрепляет его как весьма выгодный объект вложения инвестиций. По данным ЮНЕСКО, на этом рынке действуют вузы 129 государств, включая очень сильных игроков подобно Гарварду или Сорбонне, которые обладают конкурентоспособными образовательными продуктами и технологиями, и которым нелегко противостоять в борьбе за студента.

В современном мире имеется несколько ярко выраженных центров, предоставляющих образовательные услуги: североамериканский, западноевропейский и азиатско-тихоокеанский.

2. Важнейшим фактором, оказывающим воздействие на интернационализацию высшего образования, являются современные формы, методы, технологии и инновации в области высшего образования, без которых невозможно нарастить национальные потенциал и конкурентоспособность в данной сфере. Речь идет о так называемом открытом образовании, транснациональном кибернетическом образовании, образовательном франчайзинге, новых образовательных технологиях и инновациях.

3. Многие авторы единодушны в том, что знание становится основным ресурсом конкурентоспособности. Важное воздействие на интернационализацию высшего образования и его участие в международных интеграционных процессах оказывает новая парадигма международных отношений.

4. Не чем иным, кроме как наполнением международных отношений новым содержанием, нельзя объяснить бурное развитие межкультурного образования, в том числе связанного с религиозным разнообразием. Эта тенденция стала предметом особого внимания Совета Европы.

5. Необходимо подчеркнуть значение конкретных условий, в которых развивается интернационализация высшего образования, участие в международных интеграционных процессах и их реализация на местном уровне. Речь идет о глокализации - новом термине, под которым в политологии понимается проявление общего, глобального на местности с учетом ее особенностей. То есть результаты глобализации воспринимаются нами через призму местной специфики. В глокализации как «зеркале глобализации» очевидны несколько аспектов,

но в части, касающейся высшего образования, следует говорить прежде всего об особенностях потенциала высшего образования России.

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. главной целью российской образовательной политики является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития РФ [5]. На сегодняшний день в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и НПО на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, системы управления и контроля качества для НПО. Рассматривая понятие «качество образования», необходимо учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [1].

На наш взгляд, важным вопросом является проблема определения уровня интернационализации как основы конкурентоспособности российского образования в целом и отдельного вуза в частности. Остановимся на данном вопросе более подробно. Прежде всего необходимо уточнить предмет оценивания, поскольку такие термины, как «международная деятельность», «интернационализация» и т.п., зачастую могут рассматриваться по-разному.

Под интернационализацией будем понимать процесс последовательного и системного внедрения интернациональной составляющей в преподавание, организацию научно-исследовательской работы и практическую деятельность высшего учебного заведения. При этом интернационализация вуза не является самоцелью, а служит средством обеспечения и повышения качества обучения. Такой подход позволяет говорить об уровне интернационализированности вуза [3]. Этот уровень будет определяться не числом иностранных учащихся или работающих за рубежом своих студентов и преподавателей (при всей важности этих показателей), а тем, в какой степени международная деятельность вуза способствует совершенствованию учебного процесса и повышению уровня трудоустройства выпускников вуза как ключевого параметра оценки качества его деятельности в целом.

6. На наш взгляд, действие перечисленных выше пяти факторов должно дополняться синергетическим подходом, который должен быть осознан, осмыслен и реализован на практике, что может обеспечить позитивный кумулятивный эффект для развития российской системы высшего образования, повышения ее конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг

Мировой рынок образовательных услуг представляет собой совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках. Он условно объединяет в себе несколько сегментов. Основными являются языковые курсы, школьное обучение, высшее образование, дополнительное профессиональное образование и др.

Что касается распределения иностранных студентов по странам обучения, которое измеряется как отношение иностранных студентов, обучающихся в стране (регионе), к общему числу мобильных студентов во всем мире, то

его результаты позволяют оценить позиции стран на мировом рынке образования. Так, Россия охватывает только 3,1% мирового рынка [2]. Для сравнения: на США приходится пятая часть рынка (20%), на Великобританию - 12,3%, на Германию - 9%, на Францию - 8,8%, на Австралию - 8,2%, на Китай - 5%, на Японию - 4,2%.

Международный рынок образовательных услуг новая парадигма международных отношений, межкультурное образование и межрелигиозный диалог в совокупности превосходят глокализацию высшего образования по уровню воздействия на его же интернационализацию.

Таким образом, к основным особенностям российского образования в настоящее время относятся:

- формирование единого общероссийского образовательного пространства посредством Государственных образовательных стандартов, устанавливающих общие требования к специалисту, формирующих конструкционную основу (структуру) профессиональных знаний;

- учет потребностей развития экономики в составе специальностей и специализаций;

- обеспечение фундаментальности знаний, которая способствует формированию перспективного, стратегического мышления, концептуального и конструктивного подхода к решению профессиональных задач;

- ориентация на ценности и приоритеты, отражающие культурные и исторические особенности России;

- повышение практической значимости образования посредством учебных и производственных практик;

- развитие навыков научного подхода к решению практических проблем и искусства профессиональной деятельности.

Интернационализация образования является одной из наиболее характерных особенностей развития образования в мире в последние десятилетия XX в., чему способствуют углубление процессов политической и экономической интеграции, снижение военного противостояния, развитие глобальных систем телекоммуникаций и другие факторы.

Важным элементом интернационализации образования является мобильность студентов и преподавателей, характерная для трансъевропейских образовательных программ, двухсторонних договоров между государствами о сотрудничестве в сфере образования, науки и культуры, межуниверситетских соглашений об академических обменах.

Происходит взаимопроникновение таких важных сегментов институциональной структуры общества, как национальные образовательные пространства. В результате формируется мировой рынок образователь-

ных услуг, и в 2012 г. за границей будут учиться около 3 млн человек.

Интернационализация высшего образования заслуживает пристального внимания, ведь она призвана способствовать национальному развитию в направлении общества, основанного на знаниях.

Таким образом, проведенное исследование особенностей процесса интернационализации в России позволяет сделать вывод о динамичности ее изменения в русле современных тенденций на рынке, связанных прежде всего с активизацией конкуренции на международном рынке образовательных услуг. Именно интернационализация системы высшего образования, актуальность и адаптивность к современным международным тенденциям составляют основу ее конкурентоспособности, и вместе с тем эффективность ее реализации положительно влияет на все отрасли народного хозяйства. Успех реализации процесса интернационализации в условиях экономического кризиса будет зависеть не только от проведения соответствующей государственной политики, но и от самих образовательных учреждений. При этом значительная роль принадлежит эффективной реализации федеральных и региональных программ поддержки вузов, таких как, например, конкурс среди вузов на развитие научного, образовательного и инновационного потенциала.

1. Бонюшко Н.А. Стратегическое управление качеством образования: аспекты интеграционного взаимодействия. СПб., 2009.

2. Всемирный доклад по образованию. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, иР1_: www.unesco.org/education.

3. Диброва М.И., Рожков Н.Н. Квалиметрическая оценка качества международной деятельности вуза и участия в мероприятиях Болонского процесса // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества в образовании». СПб., 2008.

4. Николаева Д. Семью и школу готовят к реформам // Коммерсантъ. 2010. 19 янв. (4307).

5. «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»: распоряжение Правительства РФ (от 7.02.2011 № 163-р). и^: / http://mon.gov.ru.

6. Рождественский А.В. Интернационализация Российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы // Тезисы докладов на совещании-семинаре проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации. М., 2009.

7. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001.

удк 338.26 в.А. Терехин

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ КЛАСТЕРА

Предлагаемая в данной статье методология стратегического планирования кластеров базируется на углубленном понимании особенностей кластеров как экономических систем. В сферу планирования стандартизации кластера должны войти производимые предприятиями кластера не только рыночные, т.е. пользующиеся платежеспособным спросом на рынке товары, но и нерыночные продукты - менталитет, культура, знания и т.д. Соответственно возникает ряд новых разделов стандартизации и иных процессов системы менеджмента качества.

Ключевые слова: стандартизация, кластеры, стратегия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.