Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ / ПРОИЗВОДСТВО / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ / ПОДХОД / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Валерьевна

Развитие рынка органической продукции продиктовано положительным трендом как в России, так и на мировом рынке. Принципы развития рынка органической продукции основаны на биологической синергии. Развитие рынка органической продукции требует оценки его эффективности, поскольку данный сегмент характеризуется высоким уровнем добавленной стоимости, определенными условиями производства и наличием разнообразных факторов, определяющих его функционирование. Страновая географическая дифференциация рынков органической продукции оказывает существенное влияние на применение концептуально-методических подходов к определению уровня и эффективности развития, поскольку органическое производство в сельском хозяйстве ориентировано на локальные рынки, представляющие собой территориальные сегменты. Динамика развития рынка органической продукции на мировом уровне свидетельствует о расширении площади органических земель. По данным Союза органического земледелия, на мировом рынке производства органической продукции ожидается восходящий тренд с ежегодным приростом производства продукции. В России органическое производство находится на начальной стадии развития и его исследованиям уделяется недостаточно внимания. Производителями органической продукции, как правило, являются представители малого бизнеса в лице фермерских хозяйств и хозяйств населения на локальном (местном) уровне. Материалы и методы: заключаются в использовании при обработке исходной информации приемов и методов системного и маркетингового анализа; при обосновании результатов исследования - элементы имитационного моделирования. Результат: предложенный концептуально-методический подход исследования рынка органической продукции в условиях территориальной локализации позволит ускорить развитие производства органической продукции на региональном и федеральном уровне с обеспечением реализации экспортных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL MARKETS OF ORGANIC PRODUCTS IN THE CONDITIONS OF TERRITORIAL LOCALIZATION

The development of the market for organic products is dictated by a positive trend both in Russia and on the world market. The principles of development of the market for organic products based on biological synergy. The development of the market for organic products requires an assessment of its effectiveness, since this segment is characterized by a high level of added value, certain production conditions and the presence of various factors that determine its functioning. Country geographic differentiation of markets for organic products has a significant impact on the application of conceptual and methodological approaches to determining the level and effectiveness of development, since organic production in agriculture is focused on local markets, which are territorial segments. organic land area. According to the Union of Organic Agriculture, an upward trend is expected in the global organic production market with an annual increase in production. In Russia, organic production is at an early stage of development and not much attention is paid to its research. Producers of organic products, as a rule, are representatives of small businesses represented by farms and households at the local (local) level. Materials and methods: consist in using the techniques and methods of systemic and marketing analysis when processing the initial information; elements of simulation modeling when substantiating the research results. Result: the proposed conceptual and methodological approach to researching the market for organic products in the context of territorial localization will accelerate the development of organic production at the regional and federal levels, while ensuring the implementation of export opportunities.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ»

Для цитирования: Ковалева И.В. Концептуально-методический подход к развитию отраслевых рынков органической продукции в условиях территориальной локализации // [Электронный ресурс]

URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2021/1/articles/1_6.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2021.01.006

УДК 338.43 ; 339.13

Концептуально-методический подход

к развитию отраслевых рынков органической продукции в условиях территориальной локализации*

И.В. Ковалева1

1 ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет Барнаул, Россия

irakovaleva20051 @rambler.ru

1. Введение

Концептуально-методический подход к развитию отраслевых локальных рынков органической продукции базируется на следующих принципах биологической синергии:

— отказ от синтетических средств защиты растений и/или использование существующих биологических аналогов;

— применение органических соединений в сельском хозяйстве (навоза, растительных остатков и т.п.) в качестве удобрений;

— строгое соблюдение севооборота для борьбы с сорняками, вредителями и с целью восстановления плодородности почвы;

— работа по замкнутому циклу «земледелие-животноводство» (растениеводство обеспечивает животных кормами, животные дают удобрения для полей)» [1].

Динамика развития рынка органической продукции на мировом уровне свидетельствует о расширении площади органических земель (рисунок 1).

По данным Союза органического земледелия, на мировом рынке производства органической продукции ожидается восходящий тренд с ежегодным приростом производства продукции на уровне 8,72% [2]. В России органическое производство находится на начальной стадии развития и его исследованиям уделяется недостаточно внимания.

' Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства культуры, образования, науки и спорта Монголии в рамках научного проекта №19-510-44011 Монг_т «Развитие концепции органического сельского хозяйства на основе прогрессивных методов и технологий».

Наука и образование Большого Алтая Выпуск 1(14)'2021 43

На рынке и производства органический продукции наблюдается долгосрочный восходящий тренд. При экстраполяции тенденций, можно прогнозировать средний ежегодный росторганического рынка не менее чем на 8,72% в Ближаишие 10 лет.

Прогноз роста площади органических земель и продаж органических продуктов лиганип в мирена 2020 — 2025 ГГ.

Н Розничные продажи органических продутое питания, млрд. ДОЛ.США

2020

2021

2022

2023

2024

2 02S

KAZF&AM

ДИНАМИКА РОСТА ПЛОЩАДИ ОРГАНИЧЕСКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ И ПРОДАЖ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

В МИРЕ 1999 - 2017 ГГ.

120,0 too,О

НО,О 6

50,V

59,1

62,8 <>4,и

34,J

Л

и,7

«U

57,8

1920002001200220032004-200520062007 200820092010201 I 201220 152014201520162017

М Розничные продажи органических продутое питания, млрд. дол.США ■ Площадь Органических земель, млн га

Рисунок 1. Динамка развития рынка органической продукции [2,3] Figure 1. The dynamic of development market of organic's product [2,3]

Производителями органической продукции, как правило, являются представители малого бизнеса в лице фермерских хозяйств и хозяйств населения на локальном (местном) уровне. Вместе с тем, локальный рынок органической продукции следует рассматривать как составную часть «.. .агропродовольственного рынка с определенным набором функций, характеристик. Рынок продовольственного сырья определяет состав, структуру и локализацию рынков готовой продукции, поскольку расположение перерабатывающих предприятий во многом обусловлено наличием и размещением сырьевой базы» [4] (рисунок 2). Субъекты рынка подразделяются по признакам и субъектам спроса и предложения. Это позволяет выстроить определенную производственно-функциональную взаимосвязь в производственно-хозяйственном цикле организаций, что во многом определяет организационно-экономический механизм агропродовольственного рынка (рисунок 3).

Рисунок 2. Субъекты агропродовольственного рынка [4] Figure 2. The subject of agriculture market [4]

Границы отраслевого локального рынка определяются величиной емкости рынка, спроса и предложения, уровнем конкуренции, развитием инфраструктуры, что в конечном итоге влияет на формирование оптимальных объемов продаж на рынке продукции. Перечисленные элементы определяют емкость рынка органической продукции.

/

\

J \

ч

Гр&мицъг отраслевого ръгыка

У

1 осударство (прямое и косвенное регулирование}

Рисунок 3. Модель организационно-экономического механизма

агропродовольственного рынка [4] Figure 3. The model economic mechanism of agriculture market [4]

Методический подход к анализу локального рынка региона включает 2 блока: (1) системный и маркетинговый анализ (рисунок 4) с выделением (2) локальных отраслевых сегментов на основе метода мэппинга [5]. Системный блок включает в себя четыре алгоритмических пунктов: оценку ресурсного потенциала рынка; идентификацию наиболее значимых показателей развития локального рынка; оценку ресурсов перерабатывающей отрасли, логистической инфраструктуры и оценку формирования и развития рынков органической продукции. Обобщающий результат блока системного анализа позволяет оценить уровень потенциально возможного производства продукции определённого вида [4]. Маркетинговый блок определяет виды маркетинговых исследований для формирования стратегии производства органической продукции.

Методология анализа локального рынка региона

Рисунок 4. Методология анализа рынка органической продукции Figure 4. The Methodology of analysis market of organic product

Данный концептуально-методический подход позволил определить критериальные признаки мэппинг-сегментации локальных рынков (таблица 1) по природно-экономическим зонам Алтайского края. Это определило 2 лидирующих зоны по уровню производства сырьевой продукции и наличию перерабатывающих мощностей сельскохозяйственного сырья (Кулундинская зона, Бийско-Чумышская зоны). По величине потенциального спроса на продукцию по демографическому признаку можно добавить Приалейскую зону. Оценивая структуру перерабатывающих предприятий, следует отметить дифференциацию в части преобладания перерабатывающих предприятий зерноперерабатывающей и молочной отрасли в сегменте крупного и среднего бизнеса; для предприятий мясной отрасли характерно преобладание малого бизнеса в части цехов по производству мясных полуфабрикатов и колбасных изделий (таблица 2). В то же время в птицеводческой отрасли наблюдается преобладание на рынке крупных предприятий.

Таблица 1. Критериальные признаки мэппинг-сегментации локальных рынков [4,5] Table 1. The critérium sign mapping-segmentation local market [4,5]

Наименование Объем производства сельскохозяйственного сырья, % Количество пищевых и перерабатывающих предприятий, % Численность населения, %

Приалейская зона 10,01% 11,95% 13,60%

Кулундинская зона 26,55% 17,03% 14,94%

Бийско-Чумышская зона 15,75% 51,81% 49,54%

Присалаирская зона 2,56% 5,94% 7,94%

Приобская зона 36,18% 10,9% 7,04%

Наименование Объем производства сельскохозяйственного сырья, % Количество пищевых и перерабатывающих предприятий, % Численность населения, %

Алтайская зона 3,02% 0,7% 2,28%

Приалтайская зона 5,92% 1,67% 4,65%

Лидером по концентрации перерабатывающих Бийско-Чумышская зона.

Концептуальный подход позволил определить сырьевого молока региона сегменты как локальные товарно-сырьевые рынки для производства цельномолочной продукции (ЦМП), масла сливочного животного происхождения и сыров различных фракций (рисунок 5).

мощностей остается на примере рынка

А - зона сыроделия В - зона производства ЦМП С - зона производства сличочного масла

Рисунок 5. Производственная локализации рынка молочной продукции с сегментами органического производства региона [5,6] Figure 5. The produces localization of milk-market with segments organics produce of region [5,6]

Предгорная зона А является оптимальной по природным ресурсам для производства сыров твердой и полутвердой фракции с благоприятной зоной сбыта как в виде рекреационно-туристической зоны (курорт Белокуриха и другие туристические объекты), так и экспортом продукции сыроделия в Китай и Монголию ввиду географической близости рынков потенциального сбыта. Зона А рассматривается потенциальными потребителями как зона органического сельского хозяйства. Зоны В и С ориентированы на внутренние региональные и межрегиональные потребности с возможностью экспорта в страны Ближнего зарубежья.

Таблица 3. Перспективы развития органического сельского хозяйства России [2,7] ТаЬЫ 3. The perspective of development organic agriculture Russian [2,7]

Показатель В настоящий момент Возможности в будущем

Объём производства органических продуктов в России 0,02% от мирового в объёмах 2017 г. (25-30 млн. евро) 10-15% от мирового в объёмах 2025 г. (20-25 млрд. евро)

Объём органического рынка России 0,17% от мирового в объёмах 2017 г. (183 млн. евро) 5-10 млрд. евро

Экспорт органической продукции Порядка 10-15 млн. евро 10-15 млрд. евро

Количество людей, потребляющих органическую продукцию в РФ порядка 1% до 10% (к 2025-30 г.) до 15-20% в дальнейшем

Количество сертифицированных земель 0,4% от мирового объёма (289,89 тыс. га) около 30% от мирового объёма (более 13 млн. га)

Количество сертифицированных компаний 0,005% от сертифицированных в мире (100 компаний) более 2% от сертифицированных в мире (15-20 тыс. компаний)

Вместе с тем, в России есть еще ряд нерешенных проблем. Так, развитие рынка органической продукции предполагает прохождение сертификации как обязательное условие реализации продукции. Это потребует определенных материальных затрат, временного периода прохождения сертификации и ряда других вопросов. Кроме того, к основным направлениям развития рынка органической продукции следует отнести:

— развитие рынка средств производства, внедрение инновационных и информационных систем управления;

— дальнейшее наращивание использования био-технологий в производственном цикле органической продукции;

— сертификацию производителей органики;

— разработку и создание условий для применения [8] различных видов и форм поддержки товаропроизводителей органической продукции со стороны Правительства РФ;

— создание системы обучения повышения квалификации для производителей органической продукции;

— применение кластерных технологий как элемента системы органического сельского хозяйства на региональном уровне.

_ Развитие рынка средств производства для органического сельского хозяйства, оказание

консультационных, образовательных услуг, внедрение информационных систем управления

_ Формирование банка инновационных технологий производства и переработки сельскохозяйственной

продукции, рекомендованные к внедрению на территории РТ для органического производства

- Подготовка к сертификации республиканских производителей органической продукции

_ Создание инновационного кластера «Экопитание», в рамках которого планируется организовать

и развивать производство высококачественной органической продукции

- Создание реестра республиканских потенциальных производителей органической продукции

- Организация просветительской работы

- Создание системы обучения, повышения квалификации для нужд органического сельского хозяйства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Развитие национальной системы сертификации органического производства

Рисунок 7. Основные направления развития органической продукции в условиях территориально-производственной локализации [9] Figure 7. The basis vectors of development organic production in the conditions territory localization [9]

Таким образом, предложенный концептуально-методический подход к развитию отраслевых рынков органической продукции в условиях территориальной локализации позволит ускорить развитие производства органической продукции в России.

Список литературы

1. Рамазанов О.М., Абакарова Г.М. Органическое сельское хозяйство // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы и перспективы развития органического сельского хозяйства» (г.Махачкала, 3 ноябрь 2020 г.). Махачкала. 351с. c.299-307.

2. The world of organic agriculture 2020 [Electronic resource]. Access mode // URL: https://www.ifoam.bio

3. Research Institute of Organic Agriculture FiBL [Electronic resource]. Access mode // URL: https://statistics.fibl.org/

4. Рожкова Д.В. Локализация отраслевых рынков Алтайского края // Бюллетень науки и практики. 2016. №11(12). С.181-188.

5. Ковалев А.А. К теории вопроса развития локальных рынков молочного подкомплекса АПК // Аграрная наука — сельскому хозяйству: сб. статей XII Международной научно-практической конференции (6-7 февраля 2017г.). Барнаул: РИО АГАУ. 2017. С.218-220.

6. Ковалев А.А. Развитие организационно-экономического механизма локального рынка молочно-продуктового подкомплекса / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2017. №3(149). С.183-188.

7. Официальный сайт управлении Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям // URL: http://www.ffprom22.ru/about/disposition/

8. Ковалева И.В., Ковалев А.А. Развитие интеграционных процессов в молочном скотоводстве // Успехи современной науки. 2016. №11. Том 3. С.48-50.

9. Мироненко О.В. Органический рынок России: состояние и перспективы // Переработка молока. 2017. №7. С.52-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.