Научная статья на тему 'ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА'

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА / ORGANIC PRODUCTS / RUSSIAN MARKET / EXPORT AND IMPORT OF ORGANIC PRODUCTS / MARKET DEVELOPMENT PROSPECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеха Алексей Фёдорович

В современных условиях потребление органической продукции является трендом развития продовольственного рынка многих государств мира. В России рынок органических продуктов находится в стадии формирования. В настоящий момент для производителей существует ряд неопределенностей относительно развития данного направления, в частности имеется проблема касательно восприятия понятия «органическая продукция» со стороны потребителей. Для большинства из них данное словосочетание ассоциируется с товарами, произведенными в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые в большинстве случаев не подходят под критерии органической продукции. В статье рассмотрены основные тенденции развития мирового и российского рынка органической продукции, представлены показатели относительно экспорта и импорта. Проанализированы основные аспекты развития рынка органической продукции. Рассмотрены риски со стороны производителей относительно развития данного направления. Оценена роль государства, в частности, рассмотрены возможные меры государственный поддержи, позволяющие облегчить «переходный» период для сельскохозяйственной организации. Произведена оценка экспортного потенциала рынка органической продукции с учетом маркетинговой поддержки экспортеров и предпочтений конечных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIC PRODUCTS: KEY MARKET TRENDS

In modern conditions, the consumption of organic products is a trend in the development of the food market in many countries of the world. In Russia, the market for organic products is in the stage of formation. At the moment, there are a number of uncertainties for producers regarding the development of this direction, in particular, there is a problem regarding the perception of the concept of organic products by consumers. For most of them, this phrase is associated with goods produced on peasant (farm) farms, which in most cases do not meet the criteria for organic products. The article discusses the main trends in the development of the world and Russian organic markets, presents indicators regarding exports and imports. Analyzed the main aspects of the development of the market for organic products. The risks on the part of the manufacturer regarding the development of this direction are considered. The role of the state is assessed, in particular, possible measures of state support are considered, which will facilitate the "transition" period for an agricultural organization. An assessment of the export potential of the organic products market was made, taking into account the marketing support of exporters and the preferences of end consumers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА»

УДК 338.1

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Чеха Алексей Фёдорович, преподаватель;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В современных условиях потребление органической продукции является трендом развития продовольственного рынка многих государств мира. В России рынок органических продуктов находится в стадии формирования. В настоящий момент для производителей существует ряд неопределенностей относительно развития данного направления, в частности имеется проблема касательно восприятия понятия «органическая продукция» со стороны потребителей. Для большинства из них данное словосочетание ассоциируется с товарами, произведенными в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые в большинстве случаев не подходят под критерии органической продукции. В статье рассмотрены основные тенденции развития мирового и российского рынка органической продукции, представлены показатели относительно экспорта и импорта. Проанализированы основные аспекты развития рынка органической продукции. Рассмотрены риски со стороны производителей относительно развития данного направления. Оценена роль государства, в частности, рассмотрены возможные меры государственный поддержи, позволяющие облегчить «переходный период для сельскохозяйственной организации. Произведена оценка экспортного потенциала рынка органической продукции с учетом маркетинговой поддержки экспортеров и предпочтений конечных потребителей.

Ключевые слова: органическая продукция; российский рынок; экспорт и импорт органической продукции; перспективы развития рынка.

ORGANIC PRODUCTS: KEY MARKET TRENDS

Chekha Aleksei Fedorovich, Teacher;

Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: In modern conditions, the consumption of organic products is a trend in the development of the food market in many countries of the world. In Russia, the market for organic products is in the stage of formation. At the moment, there are a number of uncertainties for producers regarding the development of this direction, in particular, there is a problem regarding the perception of the concept of organic products by consumers. For most of them, this phrase is associated with goods produced on peasant (farm) farms, which in most cases do not meet the criteria for organic products. The article discusses the main trends in the development of the world and Russian organic markets, presents indicators regarding exports and imports. Analyzed the main aspects of the development of the market for organic products. The risks on the part of the manufacturer regarding the development of this direction are considered. The role of the state is assessed, in particular, possible measures of state support are considered, which will facilitate the "transition'' period for an agricultural organization. An assessment of the export potential of the organic products market was made, taking into account the marketing support of exporters and the preferences of end consumers.

Keywords: organic products; Russian market; export and import of organic products; market development prospect.

Для цитирования: Чеха, А. Ф. Органическая продукция: основные тенденции развития рынка / А. Ф. Чеха. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 3 (55). - С. 84-90. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-3-55-2021/3-55-2021/

For citation: Chekha A.F. Organic products: key market trends // Scince without borders, 2021, no. 3 (55), pp. 84-90.

Производство органической продукции в последние десятилетия является серьезным трендом развития АПК ряда стран [1]. Об этом свидетельствуют тенденции увеличения площадей отведенных под ведение органического сельского хозяйства, которые в 2017 г. составили 1,4 % всех сельскохозяйственных земель в мире [2]. Согласно статистике, наибольшая доля сельскохозяйственных угодий, пригодных для органического производства, находится в Океании, Европе и Латинской Америке. В настоящий момент в первом из обозначенных регионов содержится примерно около половины подобных сельскохозяйственных угодий в мире. Среди стран на первом месте находится Австралия с 35,6 млн. га таких земель, большая часть которых используется под пастбища. На втором месте Аргентина, за ней следуют Китай, Испания и США. Наибольшая доля сертифицированных земель, отведенная под выращивание дикоросов, находится в Финляндии и составляет 11,6 млн. га. Таким образом, в настоящий момент 17 стран имеют около 59,6 млн. га земли, что в совокупности составляет 80 % земель, предназначенных для ведения органического сельского хозяйства (согласно отчетности Statistics.FiBL.org). Отдельные государства имеют довольно высокое содержание «органических» земель. В десяти из них доля земель для органического производства составляет более 10 %. Большинство из этих стран находятся в Европе, при этом наибольшая доля земель отдана

под органическое сельское хозяйство в Лихтенштейне (37,86 %), Австрии (24 %), Эстонии (20,52 %). В России доля земельных участков под производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции в 2017 г. составила 0,3 %.

В настоящий момент наблюдается тенденция к увеличению производителей органической продукции в мире. Так за последние десять лет, самый большой прирост наблюдался в 2017 г. по сравнению с 2016 г., и составил 2,7 млн. производителей органических продуктов, более 80 % которых сосредоточены в Азии, Африке и Латинской Америке. Страной с крупнейшими производителями органической продукции является Индия, за которой следуют Уганда и Мексика. Самые высокие темпы роста количества производителей по сравнению с 2018-2019 гг. зафиксированы в Индии, Уганде, Италии и Мексике. Все большее количество плодоовощной продукции, представленной на национальных рынках развитых стран и в международной торговле, производится по органическим стандартам [3]. В России количество производителей и экспортеров экологически чистой сельскохозяйственной продукции в 2019 г. составило 89 и 29 соответственно, также наблюдается тенденция к увеличению количества производителей за последние десять лет.

Страной с крупнейшим рынком органических продуктов питания является США, за которыми следуют Германия, Франция и Китай. Сто-

ит отметить, что органические продукты были самым быстрорастущим сектором продовольственного рынка США более десяти лет подряд. Ирландия, Франция, Дания и Норвегия имеют самые высокие темпы роста. Наибольшее потребление органических продуктов на душу населения отмечено в Швейцарии, Дании, Швеции. Исследования Ассоциации органической торговли показывают, что в США органические фермы в среднем имеют более высокие продажи, производственные затраты и прибыль от продаж, чем в среднем по всем американским фермам. В частности, средняя прибыль фермеров, ведущих сельское хозяйство, ориентированное на органическое производство, составляет 45697 долл. США по сравнению с 25448 долл. США у фермеров, ведущих сельское хозяйство традиционными методами.

Международная торговля органическими продуктами позволяет предприятиям развиваться, усиливать влияние на внешнем рынке, находить больше потенциальных потребителей и, что немаловажно, привлекать иностранных инвесторов, которые находятся в руках не только производителей органических продуктов, но и самого государства [4]. Аграрные производители из развивающих стран стремятся выращивать соответствующие высоким стандартам качества экологически чистой продукции фрукты и овощи, чтобы экспортировать свои товары на рынки развитых государств Европы и Северной Америки [5].

Как отмечают некоторые эксперты, российский рынок органической продукции демонстрирует положительную динамику - растут площади сертифицированных земель, увеличи-

вается число производителей органической продукции, участники рынка формируют некоммерческие объединения [6]. Тенденция нарастания интереса со стороны российских потребителей отмечена с начала 2000-х годов, когда рынок органических продуктов в России составлял около 18 млн. евро, при этом вся продукция, присутствующая на рынке, импортировалась из-за рубежа (рис.). В настоящее время потребление экологически чистых продуктов достигло 170 млн. евро, или около 15 %, и большая часть данной продукции производится отечественными сельхозпроизводителями. Краснодарский край и Ярославская область являются лидерами по производству сертифицированных органических продуктов. По данным Национального органического союза, к 2022 г. объем российского рынка органических продуктов увеличится на 32 % и составит 220 млн. евро.

Такое положение дел обусловлено серьезными трансформациями потребительских предпочтений относительно качества потребляемой пищи

[7]. Все большее количество потребителей развитых стран переходят на так называемое «здоровое питание», где несомненным трендом является потребление органической продукции

[8]. В России особое внимание к потреблению «здоровой пищи» и в частности органической продукции отмечено в крупных городах и мегаполисах, в основном это потребители со средним и высоким уровнем дохода [9]. Однако при проведении маркетинговых исследований была зафиксирована подмена понятий. Так для трети потребителей органическая продукция ассоциируется как фермерская или деревенская продукция, что говорит

Рисунок - Объем российского рынка органической продукции за 2004-2019 гг.,

млн евро

Источник: составлено автором на базе даннъх ресурса Statistics.FiBL.org.

о недостаточной информированности потребителей относительно понятия органическая продукция [10]. К сожалению, в законодательстве есть пробелы, которые останавливают развитие территорий пригодных под ведение органического сельского хозяйства. К ним относят: отсутствие покрытия, нежелание адаптироваться к иностранным стандартам качества, что в итоге побуждает организации сертифицировать производство сразу в нескольких направлениях, ориентированных на отечественный и зарубежный рынки. Не менее важным является отсутствие отлаженной системы сертификации продукции, в том числе ввиду того, что количество учреждений, имеющих право «одобрять» невелико.

С 1 января 2020 г. в России вступил в силу закон об экологически чистых продуктах. Согласно документу, производителям необходимо доказать, что они производят продукцию без использования химических добавок, а

в процессе производства используются только натуральные удобрения или корма. Эта мера позволяет иностранным потенциальным покупателям быть более надежными в российских органических продуктах, а что еще, если не доверие, влияет на успешную торговлю [11]. Так в 2019 г. российские производители поставили в ЕС экологически чистые продукты за 10 млн. евро (данные Союза органического сельского хозяйства). В 2018 г. экспорт составил 4 миллиона евро. Таким образом, только за год рост составил 120 % [12]. Полагаем, что это напрямую связано с особой деятельностью экспортеров-производителей на международной выставке органических продуктов «BioFach 2019», которая прошла в Германии в феврале 2019 г. В выставке приняли участие 9 российских предприятий производителей органической продукции площадью 100 кв. м, чего нельзя сказать о «BioFach 2018», на которой дебютировала с ор-

ганикой на разрешенной площади в 68 кв. м которые были выделены России в последний момент [13]. Стоит также отметить, что такой рост был достигнут еще до вступления в силу 1 января 2020 г. закона. Уже на «BioFach 2020» отечественной органике было выделено целых 138 квадратных метров, в выставке приняли участие 12 российских компаний. Более того, был большой интерес к этим продуктам, потому что теперь потребители не только в России, но и за рубежом знают, что российская органика легализована и регулируется на федеральном уровне [14].

Стоит также сказать, что государство способно поощрять производство органической продукции еще на ранних этапах. Так, получение официальной сертификации о том, что та или иная продукция действительно соответствует всем необходимым стандартам, достаточно дорогостоящий процесс. Компании-производители уже не раз обращались к правительству с просьбой субсидировать организации на этапе получения сертификации. Так действующим на рынке компаниям будет легче осилить переходный период и получение сертификата, это в том числе стимулирует появление на рынке новых предприятий малого и среднего масштаба, которые будут меньше думать о том, как справиться с

огромными финансовыми издержками. К примеру, получение сертификации для каждой культуры обходится компаниям минимум в 150 000 рублей.

В настоящий момент с целью развития рынка органической продукции России, государство приняло решение до конца 2021 г. сделать сертификацию бесплатной. Полагаем, что такой ход обеспечит приток новых предприятий, делающих уклон на производство органической продукции. Отдельно также хочется отметить согласованность сертификаций. Отказ России от принятия стандартов ЕС может также вредить имиджу российской органической продукции. Принятие европейских стандартов облегчит экспорт товара. Вместе с тем следует отметить, что главный российский стандарт качества ГОСТ 33980-2016 целиком и полностью соответствует европейским стандартам, тем не менее, на федеральном уровне Россия не хочет утверждать согласованность сертификатов [15]. Это приводит не только к дополнительным финансовым издержкам, но также и к транзакционным, производитель сможет сэкономить время на процессе получения и той, и другой сертификации и войти на рынок в 2 раза быстрее, заведомо имея право на продажу своей продукции за рубежом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коваленко, Н. Я. Экономика сельского хозяйства: учебник для среднего профессионального образования / Н. Я. Коваленко [и др.] под ред. Н.Я. Коваленко. - М.: Издательство Юрайт, 2018 г. - 406 с. - Текст : непосредственный.

2. Бирюкова, Т. В. Органическая продукция: основные перспективы развития потребительских предпочтений / Т. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Образование и право. - 2020. - № 4. - С. 409-412.

3. Удалова, З. В. Мировое производство и рынок плодоовощной продукции / З. В. Уда-лова. - Текст : непосредственный // Вестник российской таможенной академии. -2015. - № 1. - С. 27-36.

4. Коноплева, Ж. В. Современные технологии маркетинговых исследований как эле-

мент совершенствования маркетинговой деятельности в АПК / Ж. В. Коноплева. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2018. - № 39. - С. 99-103.

5. Сторожев, Д. В. Современное состояние и тенденции экспорта и импорта плодоовощной продукции в мире / Д. В. Сторожев. - Текст : непосредственный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 6. -С. 56-63.

6. Котеев, С. В. Формирование институциональной и правовой основ рынка органической продукции как ключевой фактор его жизнеспособности и развития (на примере России и Литвы) / С. В. Котеев, Н. Юркенайте, А. Ю. Егоров. - Текст : непосредственный // Агропродовольственная политика России. - 2015. - № 2 (14). - С. 35-38.

7. Папцов, А. Г. Современные тенденции в экономике свиноводства в Дании / А. Г. Папцов. - Текст : непосредственный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 11. - С. 64-67.

8. Мухаметзянов, Р. Р. Рынок и товародвижение плодоовощной продукции в России и за рубежом: монография. - М.: Издательство РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, 2012. - 336 с. - Текст : непосредственный.

9. Суркова, Н. В. Маркетинг в агропромышленном комплексе. Учебник и практикум // Суркова Н. В. [и др.], под ред. Сурковой Н. В. - М: Издательство Юрайт, 2019. -314 с. - Текст : непосредственный.

10. Ибрагимов, Э. У. О. Оценка потребительской активности покупки органической продукции / Э. У. О. Ибрагимов. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 7. - С. 67-70.

11. Рахаева, В. В. Цифровизация сельскохозяйственной деятельности и безопасность продуктов питания / В. В. Рахаева. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 7. - С. 18-23.

12. Папцов, А. Г. Развитие системы маркетинга в АПК // Папцов, А. Г. [и др.]. Монография. Москва, 2020 г. - 372 с. - Текст : непосредственный.

13. Бирюкова, Т. В. Основные аспекты развития информационной инфраструктуры исследования рынков в сфере АПК / Т. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Доклады ТСХА. - 2019. - С. 259-261.

14. Ашмарина, Т. И. Экономика и маркетинг в перерабатывающей промышленности. Практикум. - Москва, 2020. - 47 с. - Текст : непосредственный.

15. Коноплева, Ж. В. Основные векторы приоритетного развития АПК, как залог конкурентоспособности на зарубежных агропродовольственных рынках / Ж. В. Коноплева. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2020. - № 48. - С. 48-51.

REFERENCES

1. Kovalenko N.YA. et al. Ekonomika sel'skogo hozyajstva: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Agricultural economics: textbook for secondary vocational education]. Ed. N.YA. Kovalenko, Moscow, Izdatel'stvo Yurajt, 2018 g., 406 p.

2. Biryukova T.V. Organicheskaya produkciya: osnovnye perspektivy razvitiya potrebitel'skih predpochtenij [Organic products: the main prospects for the development of consumer preferences]. Obrazovanie i parvo, 2020, no. 4, pp. 409-412.

3. Udalova Z.V. Mirovoe proizvodstvo i rynok plodoovoshchnoj produkcii [World production and market of fruit and vegetable products]. Vestnik rossijskoj tamozhennoj akademii, 2015, no. 1, pp. 27-36.

4. Konopleva Zh.V. Sovremennye tekhnologii marketingovyh issledovanij kak element

sovershenstvovaniya marketingovoj deyatel'nosti v APK [Modern technologies of marketing research as an element of improving marketing activities in the agro-industrial complex]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2018, no. 39, pp. 99-103.

5. Storozhev D.V. Sovremennoe sostoyanie i tendencii eksporta i importa plodoovoshchnoj produkcii v mire [Current state and trends of export and import of fruit and vegetable products in the world]. Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, 2019, no. 6, pp. 56-63.

6. Koteev S.V., Yurkenajte N., Egorov A.Yu. Formirovanie institucional'noj i pravovoj osnov rynka organicheskoj produkcii kak klyuchevoj faktor ego zhiznesposobnosti i razvitiya (na primere Rossii i Litvy) [Formation of the institutional and legal framework of the organic products market as a key factor of its viability and development (on the example of Russia and Lithuania)]. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii, 2015, no. 2 (14), pp. 35-38.

7. Papcov A.G. Sovremennye tendencii v ekonomike svinovodstva v Danii [Current trends in the pig economy in Denmark]. Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, 2012, no. 11, pp. 64-67.

8. Muhametzyanov R.R. Rynok i tovarodvizhenie plodoovoshchnoj produkcii v Rossii i za rubezhom: monografiya [Market and commodity movement of fruit and vegetable products in Russia and abroad: monograph]. Moscow, Izdatel'stvo RGAU-MSKHA imeni K.A. Timiryazeva, 2012, 336 p.

9. Surkova N.V. et al. Marketing v agropromyshlennom komplekse. Uchebnik i praktikum [Marketing in the agro-industrial complex. Textbook and workshop]. Ed. Surkova N.V. Moscow, Izdatel'stvo Yurajt. 2019, 314 p.

10. Ibragimov E.U.O. Ocenka potrebitel'skoj aktivnosti pokupki or-ganicheskoj produkcii [Assessment of consumer activity in the purchase of organic products]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2020, no. 7, pp. 67-70.

11. Rahaeva V.V. Cifrovizaciya sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti i bezopasnost' produktov pitaniya [Digitalization of agricultural activities and food safety]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2020, no. 7, pp. 18-23.

12. Papcov A.G. et al. Razvitie sistemy marketinga v APK [Development of the marketing system in the agro-industrial complex]. Monografiya. Moskva, 2020 g., 372 p.

13. Biryukova T.V. Osnovnye aspekty razvitiya informacionnoj infrastruktury issledovaniya rynkov v sfere APK [The main aspects of the development of information infrastructure market research in the field of agriculture]. Doklady TSKHA, 2019, pp. 259-261.

14. Ashmarina T.I. Ekonomika i marketing v pererabatyvayushchej promyshlennosti. Praktikum [Economics and marketing in the processing industry. Practicum]. Moscow, 2020, 47 p.

15. Konopleva Zh.V. Osnovnye vektory prioritetnogo razvitiya APK, kak zalog konkurentosposobnosti na zarubezhnyh agroprodovol'stvennyh rynkah [The main vectors of priority development of the agro-industrial complex, as a guarantee of competitiveness in foreign agri-food markets]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2020, no. 48, pp. 48-51.

Материал поступил в редакцию 25.03.2021

© Чеха А.Ф., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.