DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10463 БИРЮКОВА Татьяна Владимировна,
УДК 339 13 637 5 кандидат экономических наук,
доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВО «Российский государственный агарный университет -
МСХА имени К.А. Тимирязева» e-mail: [email protected]
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ.
Аннотация. В современных условиях с учетом вступления в силу с 1 января 2020 года закона о органической продукции в РФ существует ряд неопределенностей со стороны потребителей относительно понятия органическая продукция. В настоящее время трансформация спроса на мясо и мясные изделия во многом вызвана существенными изменениями в понимании качества продукта, для многих потребителей органическая продукция ассоциируется с продукцией, произведенной в фермерских хозяйствах либо реализуемой через места реализации фермерских продуктов. В статье представлены результаты проведенного исследования потребительских предпочтений органической продукции, в частности мяса и мясных изделий. Указаны проблемные вопросы в восприятии понятий фермерская продукция и органическая продукция. Рассмотрены направления популяризации органической продукции произведенной в соответствии с предъявленными законодательством требованиями, особое место уделено аспектам комплекса маркетинга, позволяющего наладить цепочку взаимодействия с конечным потребителем при выборе продукции. Произведен анализ основных параметров, являющихся приоритетными при выборе продукции, в частности мяса и мясных изделий. Рассмотрены перспективы данного направления.
Ключевые слова: органическая продукция, мясо и мясные изделия, фермерская продукция.
TatianaV.BIRYUKOVA,
associate Professor of marketing Department Russian state agrarian University -Timiryazev Moscow state agricultural Academy»
ORGANIC PRODUCTS: THE MOST IMPORTANT PERSPECTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF CONSUMER PREFERENCES.
Annotation. Under modern conditions with the entry into force of January 1, 2020 of the law on organic products in the Russian Federation, there are a number of uncertainties on the part of consumers about the concept of organic products. For many consumers, organic products are associated with products that are produced on farms or marketed through agricultural products. The article presents the results of a study on consumer preferences of organic products, especially meat and meat products. There are problematic questions in the perception of the concepts of agricultural products and organic products. Considered the direction of popularization of organic products prepared in accordance with legal requirements, a special place to establish aspects of the Marketing complex, allowing the chain of interaction with the end consumer in the selection of products. The analysis of the most important parameters that have priority in the selection of products, especially meat and meat products. The perspectives of this direction are considered.
Key words: organic products, meat and meat products, agricultural products
За последнее десятилетие существенным образом поменялось представление людей о фермерских продуктах. Особенно остро трансформация потребительских предпочтений произошла в крупных населенных пунктах: агломерациях и мегаполисах. Такое изменение вызвано рядом факторов, к которым относится: рост благосостояния, цифровизация
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
ряда процессов, в том числе возможность быстрого доступа к информации, поддержание здорового образа жизни. Исходя из вышеперечисленного, потребители все чаще акцентируют внимание на качестве потребляемой продукции отдавая предпочтение так называемой фермерской продукции, которую, как правило, принято считать органической.
Это условие учитывают при производстве продукции и крупные товаропроизводители, стараясь в коммуникации с потребителем сосредоточить внимание на таких значимых аспектах как: традиции, семейная преемственность и т.д. А большое количество разработанных, в том числе, самими производителями отличительных знаков «чистая продукция» или «био продукт» является прямым доказательством важности данного аспекта для конечного потребителя. [5]
Учитывая данные сложности, на законодательном уровне данный вопрос в последние годы не раз принимался к рассмотрению и в 2020 году был утвержден закон об органической продукции в РФ. Согласно данному документу, производителям необходимо доказать, что они производят продукцию без использования химических добавок, а сам процесс производства осуществляется с использованием традиционных технологий без применения химикатов, антибиотиков и т.д. Таким образом, в настоящий момент, государство полностью узаконило регулирование производства и переработки экологически чистой продукции, той самой, которая потребителем, как правило, воспринимается как фермерская или «здоровая» продукция.
Саму процедуру сертификации пройти становится возможным только у уполномоченных организаций, прошедших аккредитацию у федеральной службы "Росаккредитация". Данная процедура достаточно трудоемкая, однако после проведения всех проверок производители получают необходимые документы для ведения данной деятельности, а сама организация будет внесена в Единый государственный реестр производителей органической продукции. Это позволит им разместить соответствующие маркировки на этикетках своей продукции. Учитывая все вышеперечисленное следует отметить что для многих производителей органической продукции, имеющих небольшие объемы производства, затраты на проведение данных процедур являются значительными, что в конечном итоге приведет к существенному удорожанию продукта.
В настоящий момент спустя три месяца после введения закона существенных изменений относительно органической продукции на рынке не произошло, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования, позволяющие оценить основные тенденции спроса конечных потребителей при покупке органической продукции, в частности объектом исследования являлось мясо и мясные изделия. Особенностью формирования выборки является учет только тех лиц, которые принимают решение при покупке мяса и мясных продуктов, как правило, это женщины. Исследование проходило в апреле 2020 года в форме панели с утвержденной выборкой лиц по средствам
интернет-связи в г.Москва, г.Воронеж и г.Краснодар. [7]
Большинство респондентов участвовало в опросе в возрасте от 36 до 44 лет 28 %. Между 45 и 54 годами 22% всех опрошенных лиц. 16 % из общего числа респондентов относятся к возрастной группе от 55 до 64 лет. 12 % в возрасте от 25 до 35 лет и 6 % опрошенных составили лица моложе 24 лет. Дополнительная дифференциация по полу 61% женщины и 39% мужчины из числа опрошенных лиц. На вопрос об образовании: 1,4 % не имеют полного среднего образования. 17,9 % - имеют среднее образование, 32,1%-среднее профессиональное образование, 36,9%
- высшее образование, 10,4% - имеют ученую степень. Так же среди опрашиваемых были лица не ответившие на данный вопрос.
Большинство опрошенных респондентов проживают в семьях. Большая часть в семьях, состоящих из 2-х человек - 32%, домохозяйства состоящие из 3-х человек занимают 20%, из четырех человек - 18%, 15% - проживают самостоятельно, а остальные в семьях 5 и более человек.
Относительно доходов 20% опрошенных респондентов отказались давать информацию. Большинство домохозяйств разделились на пять классов по уровню доходов соизмеримого на одного члена семьи. Менее 20 тыс. руб. - 26%, от 21-45 тыс. руб. - 32%, от 46 - 65 тыс. руб. - 30%, от 66 - 85 тыс. руб. - 7%, остальные опрошенные имели доход 86 тыс. руб. и более.
Все опрошенные более 85% работающие люди из них 35 % работающие на руководящих должностях, а 15 % домохозяйки.
Вначале опроса респондентам задавался вопрос о том, как часто в доме на столе присутствуют блюда из говядины или телятины, свинины, мяса птицы и других видов мяса. Большинство респондентов отметили, что блюда из мяса на столе присутствуют ежедневно более 75% два три раза в неделю 23%, остальные респонденты затруднились ответить на этот вопрос. Наибольшую популярность из видов мяса в рационе заняло мясо птицы 42%, свинина 35%, говядина и телятина 12%, другие виды мяса 11%.
Большинство опрошенных предпочитают покупать мясо и мясные изделия в супермаркетах
- 25% и гипермаркетах - 32%, дискаунтерах - 8%, в специализированных магазинах - 12%, в магазинах фермерских продуктов - 15%, напрямую у фермера (в том числе через интернет) - 8%.
Далее к анализу принималось во внимание мнение тех респондентов, которые предпочитают покупку мяса и мясных изделий в магазинах фермерских продуктов или напрямую у фермера. При оценке данных потребителей была отмечена закономерность, как правило, это женщины - домохо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
зяйки с высоким уровнем дохода, соизмеримого на одного члена семьи.
Респондентам было предложено провести сравнение понятий фермерская и органическая продукция. Для 50 % опрошенных оба этих понятия являются равнозначными и взаимозаменяемыми. Для 28% представление о органической продукции полностью соответствует нормам и представлениям представленным в законодательстве. Для 19% опрошенных фермерская продукция - это продукция, производимая в небольших объемах и соответственно качественная, в то время как термин органическая продукция этого не подразумевает. 3% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Респондентам было предложено указать степень осведомленности относительно принятого законодательства в отношении органической продукции. Более 80% не осведомлены о новом законе и реестре производителей органической продукции. Около 15 % осведомлены о принятом законе, из них более 12% узнали данную информацию от ближайшего окружения (знакомых, родственников) и только 3% из официальных источников. Респондентам было предложено указать как и каким образом органическая продукция должна быть предложена потребителю. Около 40 % респондентов считают необходимым применение всего комплекса маркетинговых мероприятий, способствующих массовому информированию потребителей о всех преимуществах потребления органической продукции, произведенной с учетом всех требований. 25 % респондентов считают что размещение соответствующего знака на продукции или на прилавке, где реализуется мясо и мясные изделия является достаточным. 15% респондентов считают необходимым выделение в ассортиментных группах магазинов специальных разделов, где будет продаваться продукция внесенная в реестр. 10% респондентов полагают важным обязательное дополнительное оформление мест продаж, включающее в том числе информацию о реестре и принятом законе. 8% респондентов полагают необходимым проведение рекламных кампаний, в том числе в магазинах и через интернет.
С целью понимания как респондентом принимается решение о покупке относительно качества мяса и мясных изделий фермерских продуктов опрашиваемых просили рассказать, на что они обращают внимание при покупке мяса и мясных продуктов. Для 50% опрошенных особое место занимает внешний вид продукта, 32% обращают внимание на производителя и региональное происхождение продукта, 15% срок годности, 7% цена, 5 % качество. Также респонденты указали такие критерии как покупка у конкретных фермеров, рекомендация продавца, низкое содержание жира, цвет продукта, свежесть, информация о производстве (откорм животных), хранение, запах.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
На вопрос изменится ли предпочтение при выборе продукта в сторону производителя зарегистрированного в Едином государственном реестре производителей органической продукции более 80 % ответили утвердительно, 17% опрошенных респондентов объявили о высокой приверженности производителю вне зависимости наличия знака, остальные респонденты затруднились ответить.
Таким образом, в ходе исследования удалось установить что для большинства респондентов фермерская продукция и органическая продукция это два взаимозаменяемых понятия. Для популяризации органической продукции произведенной с учетом законодательных требований необходимо применение комплекса маркетинга с целью массового информирования потребителей о достоинствах данной продукции, проведение рекламных кампаний, а также организация специальных зон в ассортиментных группах, где будет представлена к реализации данные виды продукции. Отмечен широкий интерес потребителей к мясным изделиям, произведенным по всем нормам производства органической продукции, что показывает перспективы данного направления.
Список литературы:
[1] Ашмарина Т. Развитие технологий в экономике аграрного природопользования // Экономика сельского хозяйства России. - 2018 г. №3.- С. 46-50.
[2] Акканина Н.В. Романюк М.А. Основные тенденции развития потребительского рынка продовольственных товаров в России//. 2017. № 10. С. 55-62.
[3] Бирюкова Т.В. Тенденции развития мирового рынка мяса и его структура//Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 2. С. 45-46. Бирюкова Т.В.
[4] Папцов А.Г., Бирюкова Т.В. Современные тенденции в экономике свиноводства в Дании // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 11. С. 64-67.
[5] Романюк М.А., Мухаметзянов Р.Р., Гузий С.В. Современное состояние и проблемы развития сельскохозяйственного производства и агро-продовольственного рынка России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 6. С. 18-23.
[6] Сельскохозяйственные рынки: методические истоки учения и современная практика анализа// Мухаметзянов Р.Р., Шайкин В.В., Агирбов Ю.И., Стратонович Ю.Р., Воронина А.Ю., Нурга-зина Г.Е., Гузь Н.А., Бирюкова Т.В., Москва 2012 г.
[7] Суркова Н.В., Бирюкова Т.В. Основные перспективы развития потребительских предпочтений на мясо и мясные изделия в России// Экономика сельского хозяйства России. - 2020 г. №3.-С. 60-64.
Spisok 1йегаШгу:
[1] Ashmarina Т. Razvitie tekhnologij V екопо-mike адгагподо prirodopol'zovaniya // Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. - 2018 д. № 3.- S. 46-50.
[2] Akkanina N.V. Romanyuk М.А. Osnovnye tendencii razvitiya ро^еЬКе1^одо rynka prodovol'st-vennyh tovarov V Rossii//. 2017. № 10. S. 55-62.
[3] Biryukova T.V. Tendencii razvitiya mirovogo rynka myasa i едо struktura//Mezhdunarodnyj sel'skohozyajstvennyj zhurnal. 2011. № 2. S. 45-46. Biryukova T.V.
[4] Papcov A.G., В^и^а T.V. Sovremennye tendencii V ekonomike svinovodstva V Danii // Е^по-mika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih р^рпуа^. 2012. № 11. S. 64-67.
[5] Romanyuk М.А., Muhametzyanov R.R., Guzij S.V. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvi-tiya sel'skohozyajstvennogo proizvodstva i адгорго-dovol'stvennogo rynka Rossii // Ekonomika sel'sko-hozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. 2018. № 6. S. 18-23.
[6] Sel'skohozyajstvennye гуп№: metodicheskie istoki ucheniya i sovremennaya praktika analiza// Muhametzyanov R.R., Shajkin V.V., Agirbov Yu.I., Stratonovich Yu.R., Voronina A.Yu., Nurgazina G.E., Guz' N.A., Biryukova T.V., Moskva 2012 д.
[7] Surkova N.V., Biryukova T.V. Osnovnye рег-spektivy razvitiya potrebitel'skih predpochtenij па myaso i myasnye izdeliya V Rossii // Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. - 2020 д. № 3.-S. 60-64.
ЮРКОМПАНИ
н>н>н>. 1а\\>-Ьоокв. ги
Л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020