Научная статья на тему 'Концептуальная парадигма французской лингвокультуры в XIX - XX веках'

Концептуальная парадигма французской лингвокультуры в XIX - XX веках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СФЕРА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ / КУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС КОНЦЕПТА / ТЕНДЕНЦИИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ / CONCEPT / CONCEPTUALIZATION DOMAINS / CONCEPTUAL PARADIGM / CULTURAL MEANING / CULTURAL STATUS OF THE CONCEPT / MEANING TRENDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кабатченко Александра Олеговна

Описываются лингвокультурные концепты. Отмечается их универсальность, акцентируется внимание на наличии в них специфических черт, характерных для определенного периода развития французской лингвокультуры. Осмысляется вопрос о культурном статусе концептов месте в концептуальной парадигме исследуемого периода, происходит попытка определить сферы концептуализации понятий и выявить общие тенденции смыслообразования, характерные для французской лингвокультуры в XIX XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Conceptual Paradigm of the French Linguistic Culture in XIX - XX Centuries

Described linguacultural concepts. Noting their versatility, focuses on the presence in them of specific features characteristic for a certain period of French linguaculture formation. Comprehends the question of concept cultural status their location in the conceptual paradigm of the given period. The attempt is made to determine conceptualization domains and to identify the general meaning trends characterizing French linguaculture in XIX XX centuries.

Текст научной работы на тему «Концептуальная парадигма французской лингвокультуры в XIX - XX веках»

УДК 8

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ

В XIX - XX ВЕКАХ

© 2011 г. А. О. Кабатченко

Ростовский государственный строительный университет, Rostov State Building University,

ул. Социалистическая, 162, г.Ростов-на-Дону, 344022 Sotsialisticheskaya St., 162, Rostov-on-Don, 344022

Описываются лингвокультурные концепты. Отмечается их универсальность, акцентируется внимание на наличии в них специфических черт, характерных для определенного периода развития французской лингвокультуры.

Осмысляется вопрос о культурном статусе концептов - месте в концептуальной парадигме исследуемого периода, происходит попытка определить сферы концептуализации понятий и выявить общие тенденции смыслообразования, характерные для французской лингвокультуры в XIX -XX вв.

Ключевые слова: концепт, сфера концептуализации понятий, концептуальная парадигма, культурный смысл, культурный статус концепта, тенденции смыслообразования.

Described linguacultural concepts. Noting their versatility, focuses on the presence in them of specific features characteristic for a certain period of French linguaculture formation.

Comprehends the question of concept cultural status - their location in the conceptual paradigm of the given period. The attempt is made to determine conceptualization domains and to identify the general meaning trends characterizing French linguaculture in XIX - XX centuries.

Keywords: concept, conceptualization domains, conceptual paradigm, cultural meaning, cultural status of the concept, meaning trends.

В рамках настоящей статьи сделана попытка провести анализ историко-культурной ситуации с целью выявления наиболее актуальных для данного периода культурных «тем» (смысло-порождающих областей в культуре, описываемых в дальнейшем как концептуальные сферы) и регистрацию концептов внутри выявленных концептуальных сфер; дать описание концептов как «перебора» (термин Н.Д. Арутюновой) контекстуальных употреблений слов на основе анализа наиболее значимых литературных и философских произведений, определение статуса концептов в рамках описываемых концептосфер, описание концептов как «движения смыслов» и наиболее общих тенденций смыслооб-разования во французской лингвокультуре в исследуемый исторический период; представить данные о концептосферах в схеме.

Понятие концепта мы трактуем вслед за Вежбиц-кой как «объект из мира "Идеальное", имеющий имя и отражающий культурно-обусловленное представление человека о мире "Действительность"» [1, с. 3]. Как указывает Ю.М. Лотман, «...концепты выполняют функцию культурной памяти, обнаруживая при этом способности к непрерывному пополнению, а также к актуализации одних аспектов вложенной в них ин-

формации и к временному или полному забвению других» [2, с. 160 - 161].

Д.С. Лихачев считает, что «...концепты не существуют обособленно, они объединяются в индивидуальные концептосферы (концептуальные парадигмы), которые, в свою очередь, влияют на построение национальной концептосферы» [3, с. 5].

По мнению лингвокультурологов, анализ транслируемого в культуре содержания концептов позволяет построить национальную концептосферу и создать модель всего культурного пространства, поскольку концепты «отражают» способ осмысления человеком окружающего мира [3 - 5].

Нами исследовались следующие произведения: «Право на работу и собственность», «Женщины в современности», «Решение социальной проблемы» (П.-Ж. Прудон), «Милый друг» (Г. де Мопассан), «Тереза Дескейру» (Ф. Мориак), «Жизнь Эрнеста Псишари» (А. Масси). Выбор источников обусловлен их значимостью как литературных и философских произведений.

С целью выявления наиболее значимых концепто-сфер и концептов рассмотрим историко-культурную ситуацию во Франции, выявляя наиболее значимые «темы» и регистрируя соответствующие концепты в литературных и философских произведениях.

К началу XIX в. Франция становится центром Европы. Несмотря на успешную внешнеполитическую деятельность в первое десятилетие XIX в., внутри страны неуклонно возрастает недовольство населения, вызванное послевоенными экономическими трудностями. Изменения отражаются как на уровне общественно-политической жизни страны, так и на уровне духовной жизни каждого ее гражданина. Меняется политический и общественный уклад, этические и ценностные установки человека, его отношение к себе и окружающему миру. Соответственно можно предположить, что в XIX - XX вв. концептуализация понятий происходит в политической, социальной, духовной (нравственно-этической, экзистенциальной) сферах.

Концептуализация понятий в политической сфере. Промышленная и научная революции во Франции оказывают существенное влияние на становление народного менталитета. С развитием научного знания религия отходит на второй план, а республика, несущая знания и прогресс, становится эталоном политического строя.

Сторонники романтизма видят будущее не в счастье личном, но в счастье всего угнетенного народа, путь к которому пролегает через освобождение, революцию. Их взгляды в полной мере разделяют философы. В этой связи в литературе появляется персонаж политической арены XVIII в. - народ (peuple), чувствующий себя отделенным от общества, ущемленным и бесправным. Соответственно одна из самых обсуждаемых проблем -проблема народа, творца революции: «Et d'abord, qui a fait la Révolution? quel en est le véritable auteur? Tout le monde l'a dit: C'est le Peuple» [6, p. 7], народ един и неделим, его общая воля (volonté générale) олицетворяет власть (pouvoir): «Le Peuple est souverain» [6, p. 9], «La liberté consiste à n'obéir qu'aux lois émanées de la volonté générale» [6, p. 8].

Много внимания уделяется обсуждению самого общества (société), которое должно гарантировать гражданам права (droit) и свободы (liberté). Такое общество больше сообразуется с принципами разума и суверенного государства (état), чем монархический общественный уклад: «Mais, à tortou à raison, il arrivait que la loi, que le Gouvernement était toujours plus l'oeuvre du roi que des trois pouvoirs et des ministres» [6, p. 12].

Право на существование монархии, как и необходимость религии в государстве, подвергнуто сомнению, поскольку если предположить, что вне божественного права религии как формы мыслей и нравов не существует, то и монархии(monarchie)/короля/roi как формы правления по божественному праву быть не должно: «La monarchie est, à l'origine de toute société, la forme du gouvernement, comme la religion est la forme des idées et des moeurs. La monarchie est comme la religion, de droit divin: hors le droit divin, il n'y a pas plus de monarchie que de religion» [7, p. 5].

Концептуализация понятий в социальной сфере. Здесь концептуализуются понятия семьи (famille) -института, воплощающего справедливость (justice): «famille - la seule de nos anciennes institutions pour

laquelle j'ai conservé du respect, parce que j'y vois une incarnation de la justice» [8, p. 15], труда (travail) и собственности (propriété) - движущих сил социальной экономики: «les deux forces motrices de l'économie sociale, le travail el la propriété» [7, p. 12].

В духе новых веяний о равенстве и феминизме женщины femme) стремятся к свободе в браке, который они рассматривают уже не как кандалы, но как союз равных: «Le mariage pour moi n'est pas une chaîne, mais une association. Mais il faudrait aussi que cet homme s'engageât à voir en moi une égale, une alliée, et non pas une inférieure ni une épouse obéissante et soumise» [9, p. 208]. Таким образом, во взаимоотношении полов достигнуто некоторое равенство: «la femme, créature raisonnable et morale, compagne de l'homme» [8, p. 17].

Заметим, что некоторые понятия концептуализуются как в социальной, так и в политической сфере. Речь идет о понятиях: общество (société), которое трактуется не только как политический уклад, но и как структура, заботящаяся о своих гражданах и благоприятствующая прогрессу во всех областях жизни людей: «La société favorise et encourage le développement du travail par l'enseignement primaire gratuit, l'éducation professionnel... » [7, p. 4]; общественный договор (contrat social) как синтез власти и свободы и обоснование власти, которую общество распространяет на его членов: «Donc le contrat social est une synthèse de l'autorité et de la liberté; <...> l'hypothèse du Contrat social est la seule justification possible de l'autorité qu'exerce la société sur ses membres» [6, p. 8]; условности (conventions) - правила существования, соблюдаемые членами социальной группы: «Règle de vie observée par les membres d'un même groupe social» [6, p. 6].

Концептуализация понятий в духовной сфере (нравственно-этическая подсфера). Литературная мысль первой половины XIX в. погружает читателя в мир фантазий. В произведениях романтического направления присутствуют размышления о долге (devoir): «c'est toujours pénible de voir un camarade qui ne fait pas son devoir» [10, p. 6], Родине (Patrie), верности (loyauté) и службе (service) ей: «mère Patrie» [10, p. 17], «j'aurai rendu au roi un service qu'il ne lui sera pas permis d'oublier» [10, p. 68], «je suis le capitaine Dantès, bon et loyal français» [10, p. 60], благородстве (noblesse): «Faria considéra ce jeune homme si noble, si simple, si élevé, et lut sur ses traits, animés par l'expression du dévouement le plus pur, la sincérité de son affection et la loyauté de son serment» [10, p. 143].

В произведениях реалистического направления находится место рассуждениям о совести (conscience), которой человеку теперь достаточно, чтобы жить и действовать, не нуждаясь в советах кого бы то ни было: «Ne nous mêlons jamais des affaires des autres. Notre conscience nous suffit à gouverner. Ce devrait être une règle pour tout le monde» [9, p. 158] и помощи (aide) ближнему, которую ждать уже не принято, так как каждый в ответе только за себя: «Chacun pour soi. La victoire est aux audacieux. Tout n'est que de l'égoïsme» [9, p. 258].

В начале ХХ в. излюбленными темами писателей снова становятся: долг (devoir), самопожертвование

(sacrifice), Родина (Patrie): «c'est pour la France qu'il prie, pour la France abandonnée et douloureuse <... > c'est pour la servir plus fidèlement» [11, p. 4], честь (honneur) семьи/имени: «la famille compte seule. L'intérêt de la famille a toujours dicté toutes mes décisions. J'ai consenti, pour l'honneur de la famille, à tromper la justice de mon pays. Dieu me jugera» [12, p. 34].

Человек готов служить (service) и жертвовать (sacrifice) собою ради Родины (Patrie): «la France chrétienne peut l'invoquer dans ses prières: il n'a vécu que pour elle, il lui avait voué son esprit et son coeur; il lui a donné sa chair juvénile» [11, p. 2], хранить ей верность (loyauté) и чтить долг (devoir) перед ней: «C'est qu'à ce vrai soldat, rien ne paraît beau que la fidélité» [11, p. 5], «Si je sers loyalement l'Eglise et sa fille aînée la France, n'aurai-je pas fait tout mon devoir?» [11, p. 5], и очень трепетно относиться к вопросам чести (honneur): «ce qu 'il appelle l'honneur du nom» [12, p. 3].

В экзистенциальной подсфере происходит концептуализация понятий, воплощающих наивысшие ценности человеческого бытия: любовь (amour), трактуемая в искусстве и литературе как сокровище: «Oui, c'est la seule bonne chose de la vie, et nous la gâtons souvent par des exigences impossibles» [9, p. 88], слава (gloire) - путь к достижению положения и любви: «Et puis encore? De la gloire? A quoi cela sert-il quand on ne peut plus la cueillir sous forme d'amour?» [9, p. 149], счастье (bonheur), которое у каждого свое: «Voilà pourtant la seule chose de la vie: l'amour! tenir dans ses bras une femme aimée! Là est la limite du bonheur humain» [9, p. 201], дружба (amitié): «n'avez-vous donc point d'amis qui puissent vous aider dans cette circonstance» [10, p. 227], «ami-voix fraternelle» [11, p. 6], семья (famille) как наивысшая ценность: «la famille compte seule. L'intérêt de la famille a toujours dicté toutes mes décisions. J'ai consenti, pour l'honneur de la famille, à tromper la justice de mon pays. Dieu me jugera» [12, p. 34]. Отметим, что понятие «семья» концептуализуется одновременно в социальной и духовной сферах. В социальной - как институт, воплощающий справедливость, в духовной - как одна из ценностей человеческого бытия.

Человек понимает ценность души (âme), стремления к добродетели (vertu): «seules donnent du prix à l'existence» [11, p. 2], защищает свои идеи (idée): «Il a sa carrière, son parti, les idées qu'il représente: il ne pense qu'à étouffer le scandale, coûte que coûte» [12, p. 36], пытается осознать смысл своей жизни (sens de vie): «la propriété est l'unique bien de ce monde, et rien ne vaut de vivre que de posséder la terre» [12, p. 22], «Thérèse et Jean, la lettre écrite et mise à la poste, avaient cru cette affaire finie très loin d'imaginer qu'Anne pût ne pas lâcher prise comme si un être cédait à des raisons, à des raisonnements lorsqu'il s'agit de sa vie même» [12, p. 27]. Понятие «собственность» концептуализуется также в социальной сфере, как движущая сила развития общества.

В XX в. вся интеллектуальная элита обращается к исследованию, познанию собственного Я (Soi): «Etre soi-même? répétai-je, mais nous ne sommes que dans la mesure où nous nous créons <... > Il faut se dépasser

pour trouver Dieu», répétait-il. Et encore: «S'accepter, cela oblige les meilleurs d'entre nous à s'affronter eux-mêmes, mais à visage découvert et dans un combat sans ruse. Et c'est pourquoi il arrive souvent que ces affranchis se convertissent à la religion la plus étroite» [12, p. 26]. Нужно отметить, что в общих чертах XX в. ознаменован началом индивидуализма: «S'accepter, cela oblige les meilleurs d'entre nous à s'affronter eux-mêmes» [12, p. 26], реализацией собственных амбиций и стремлением к личному успеху.

Заметим, что еще одной характерной чертой начала XX в. является возрождение либеральной и социальной католической веры, которое ассоциируется не с возрождением традиционной религии, а скорее с готовящимся «новым обращением» в христианскую веру. Вышедшая на первый план вера (foi) выражается в поиске, познании Господа и исполнении христианского долга: «Si je sers loyalement l'Eglise et sa fille aînée la France, n'aurai-je pas fait tout mon devoir?» [11, p. 5], «il disait qu'il avait longtemps cru que rien n'importait hors la recherche, la poursuite de Dieu» [11, p. 24].

В начале XIX в. приверженцы романтизма стремятся противопоставить в своих произведениях чувства и веру рационализму. Та же тенденция наблюдается в философии и социологии. П.-Ж. Прудон - одна из знаковых фигур XIX в. - не считает религию (religion) необходимой. Опираться следует, по его мнению, не на веру (foi), а на разум (raison): «Ceux qui connaissent le mieux le christianisme sont les philosophes; et c'est parce qu'ils ont profondément étudié le christianisme, qu'ils ont cessé d'être chrétiens et sont devenus philosophes» [7, p. 5], хотя он и признает, что вера есть в каждом: «La religion est une, éternelle, identique à elle-même, dans le coeur de tous les hommes» [7, p. 5].

Вторая половина XIX в. становится временем рождения современной Франции. Очевидно, что экономический подъем является следствием не социальных изменений, а развития научной мысли, невиданного прежде прогресса человеческого знания, равносильного созданию нового мира. В этот период, когда стремительно развиваются точные науки, наука в целом становится новой религией, способной, как считается, дать человеку ответ на любой вопрос.

Развитие рационального знания неизбежно ведет к попытке объяснить научную природу вещей, и человек еще больше отдаляется от религии (religion): «Toutes les religions sont stupides, avec leur morale puérile et leurs promesses égoïstes, monstrueusement bêtes» [9, p. 150].

Возрождение католической веры, наблюдавшееся всю первую половину XX в., выразившееся в противопоставлении интуитивного познания рациональному поиску, символизирует окончание эпохи сухого рационализма и принятие возможности иррационального пути.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что концептуализация понятий во французской лин-гвокультуре в XIX - XX вв. происходит преимущественно в духовной сфере. Представим концептуальную парадигму в виде схемы (рисунок).

FOI/RELIGION CHRETIENNE VS RAISON

jC^ DIEU </N MONARCHIE-—-^ Je

FAMI

^ SOI \ r LLE / NXIDÉE

ENNEMI

SENS DE VIE

.SONHEUR^'^'^X

TRAVAIL J|

PROPRIÉTÉ

^AMOUR

FEMME

PATRIE DEVOIR SERVICE LOYAUTÉ

SACRIFICE

SOLDAT

GLOIRE HONNEURS

AME

VICES vs VERTUS CONSCIENCE vs CONSEIL

NOBLESSE AMITIÉ

aide

HONNEUR

TAT

CONTRAT SOCIAL ^îPEUPLE

r v '

L SOCIETE D "0" £

VOLONTE GENERALE £

CONVENTIONS

DROIT V LIBERTE JUSTICE

DUEL

Концептуальная парадигма французской лингвокультуры в XIX - XX вв.

Анализ историко-культурной ситуации, контекстуальных употреблений концептов в литературе и описание концептов как «движения смыслов» в исследуемый период позволяют определить статус концептов в рамках описываемой концептосферы. Предлагаем различать следующие типы концептов: центральный (Ц), околоцентральный (ОЦ), периферийный (П), субпериферийный (СП).

Как следует из представленной схемы, в XIX - XX вв. в концептуальной парадигме превалируют следующие концепты: «foi/religion», «Dieu», «Patrie», «sens de vie», «raison», «état». Культурная ценность первых двух обусловлена тем, что на протяжении всего периода вопросы духовности и религии являются важнейшими - человек определяет свое отношение к христианской вере и церкви, «вновь» обращается к вере.

Концепты «Patrie», «état», «peuple», «service», «sacrifice», «devoir» выходят на передний план в связи с социальными и политическими переменами в стране, а также военными действиями в первой половине ХХ в. Концепты «sens de vie», «famille», «Soi», «idée», «âme», «honneur» и «bonheur» актуальны ввиду поиска человеком себя, счастья, смысла жизни, понимания ценности семьи и чести.

Таким образом, концептуализация понятий во французской лингвокультуре в XIX - XX вв. осуществляется в политической, социальной и преимущественно в духовной сферах. При этом некоторые понятия концептуализуются в нескольких сферах. Например, понятия «общество», «общественный договор» и «условности» «обрастают» смыслами в политической и социальной сферах, а понятия «семья» и «собственность» - в социальной и духовной.

Кроме того, наблюдается частичное смысловое сближение понятий «service-loyauté», «loyauté-devoir», «sens de vie-gloire, amour, bonheur», «peuple-pouvoir», «pouvoir-volonté générale», «famille-justice», «société-état», где служба и верность в одной из интерпретаций приравниваются к долгу, смысл жизни сосредоточивается в достижении славы, любви и счастья, народ символизирует власть, а власть - волю народа, семья -справедливость, а общество - государство.

Заметим, что наиболее интенсивное смыслопоро-ждение оказывается в большей степени характерным для философской литературы, где происходит многократная переинтерпретация понятий.

Литература

1. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Научно-техническая информация. 1992. Сер. 2, № 3. С. 3 - 29.

2. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. 769 с.

3. ЛихачевД.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН. Серия литературы и языка. М., 1993. Т. 52, № 1. С. 3 - 9.

4. Снитко Т.Н. Предельные понятия в западной и восточной лингвокультурах. Пятигорск, 1999. 254 с.

5. Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. Тверь, 1993. 137 с.

6. Proudhon P.-J. Solution du problème social. 1848. URL: http://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb36323679s (дата обращения: 03.06.2010).

7. Proudhon P.-J. Le Droit au travail et le droit de propriété. 1848. Paris. Imprimerie Lacrampe et Ferilaux, rue Damiette, 2. 12 p. (дата обращения: 03.06.2010).

8. Proudhon P.-J. Pornocratie, ou Les femmes dans les temps modernes. 1875. URL: http://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/ cb311548911 (дата обращения: 03.06.2010).

9. Maupassant G. Bel Ami. 2009. URL: http://wwwinlibro-veritas.net/lire/oeuvre25276.html (дата обращения: 21.12.2010).

10. Dumas-père A. Le comte de Monte-Cristo. URL: http://www. gutenberg.org/ebooks/17989 (дата обращения: 18.03.2009).

Поступила в редакцию

11. Massis H. La vie d'Ernest Psichari. 2004. URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/11046/pg11046.txt (дата обращения: 15.09.2010).

12. Mauriac F. Thérèse Desqueyroux. 1993. URL: http://gallica. bnf.fr/VisuSNE?id=oai_numilog.com_9782246145097&r=Mauriac+ therese&lang=EN (дата обращения: 11.05.2009).

19 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.