оптимальной сформированности личностных свойств человека и при достаточно выраженной мотивации саморазвития и личностного роста личностную взрослость можно считать личностной зрелостью.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИЛИАЛАХ
ВУЗА
Т.В. Савченко
Система управления образовательным процессом в филиалах вузов включает в себя: 1) цель управления; 2) средства управления; 3) субъекты управления. Поэтому соотношение этих действующих компонентов зависит от концепции управления, их доминирования и подчиненности. Так как филиал вуза является целевой организацией, ему присущи функциональность, иерархичность, институциональность организационных и управленческих норм, согласованность управленческих действий, организационная культура коллективистского типа.
М.В. Удальцова (2001) выделяет три подхода к управлению организацией: целевой, функциональный, структурный. При целевом подходе образовательный процесс выступает в контексте реализации общей цели и отдельных целей (уровень организации, квалификация профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская работа студентов и т.д.), подчинение управления подготовкой специалистов для современного общества требует координации усилий. Функциональный подход основан на понимании управления как распределения функций внутри образовательного процесса в филиале вуза, адекватного использования кадрового потенциала, взаимодействия между субъектами управления. Структурный подход подразумевает уровень упорядоченности образовательного процесса, пределы его управляемости, присутствие элементов непредсказуемости, спонтанности. Образовательный процесс связывается со структурой филиала вуза, и структурные изменения в его управлении корректируются с целью обеспечения устойчивости функционирования филиала вуза.
Важной задачей является снижение неопределенности и сложности функционирования организации. Поэтому к управлению образовательным процессом в филиале вуза предъявляются требования функциональной простоты, эффективности, предсказуемости и координированности. Под функциональной простотой понимается попытка разделить управленческие функции с соответствующими параметрами нормативной и административной компетентности, запрет на дублирование или «перенос» управленческих функций, достижение отдельных прав управляемых и одинаковое понимание задач, стоящих перед участниками образовательного процесса (Чуланов В.А., 2004).
Эффективность определяется достижением максимальных результатов при минимальных управленческих издержках и зависимостью от правильной постановки целей образовательного процесса, выстраивания иерархии решае-
мых задач, рационального использования внутренних ресурсов и контроля за результатами управленческой деятельности. Предсказуемость управления образовательным процессом связана с постановкой реальных целей, планированием и выбором оптимального управленческого решения. Координированность определяется включением управления образовательным процессом в систему управления головным вузом, а через нее - в систему управления высшим образованием в стране.
Конечной целью управления образовательным процессом являются создание модели целостного обучения, достижение состояния структурной определенности (Рудакова И.А., 2004).
Структурная определенность означает:
1) соответствие исходных структур образовательного процесса интеллектуальному, идеологическому, культурно-воспитательному потенциалу населения России;
2) соответствие структуры учебных дисциплин структуре специального научного знания;
3) связь различных учебных дисциплин в процессе обучения (общеобразовательный, гуманитарный, профессиональный циклы);
4) баланс учебно-познавательных и воспитательных целей в управленческом воздействии на студентов;
5) выстраивание методов воздействия в соответствии с конкретной моделью обучения.
Проведенный педагогический анализ системы управления образовательным процессом в филиалах вузов свидетельствует, что в современных условиях высшее профессиональное образование должно решить проблему остановки «утечки» кадров из регионов и государства, выхода на новый уровень подготовки специалистов, их трудоустройства.
В условиях ожидающегося демографического кризиса необходимость модернизации системы управления образовательным процессом в филиалах вузов становится еще более актуальной.
Филиалы вузов должны искать новые пути организации работы не только с юношеством, но и со взрослым населением страны и региона для его профессионального роста и переквалификации.
Поэтому, на наш взгляд, доминирующей концепцией управления образовательным процессом в филиалах вуза является та, согласно которой управление, направленное на отдельного человека с целью улучшения его деятельности, должно привести к улучшению работы всего филиала вуза в целом. Сердцевиной такого управления является цикл действий, началом которого служат определение требований, предъявляемых к деятельности участников образовательного процесса, их поддержка, предоставление условий для саморазвития, контроль за эффективностью их деятельности и вознаграждение.
Все вышесказанное легло в основу создания системы психологопедагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов.
Анализ системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов позволил выявить ряд общих и частных закономерностей, свойственных этому процессу.
К общим закономерностям относятся:
- зависимость управления образовательным процессом от требований
общества к всестороннему развитию личности студента. Исходя из данной закономерности, с развитием науки, ростом потребности общества в специалистах изменяются содержание, средства и методы обучения, а, следовательно, и технология управления образовательным процессом;
- зависимость управления от целостности педагогического процесса. При управлении образовательным процессом следует так проектировать содержание, методы и формы обучения, чтобы они не только формировали знания, умения, но и эффективно воспитывали и развивали студентов, а затем воспитание и развитие студентов положительно влияли на эффективность новых циклов обучения;
- взаимозависимость эффективности управления образовательным процессом и качества подготовки специалистов в филиале вуза;
- зависимость эффективности управления образовательным процессом
от научно обоснованного планирования обучения студентов и высокого уровня психолого-педагогической подготовленности профессорско-
преподавательского состава, а также других субъектов управления.
К частным закономерностям можно отнести следующие:
- активность учебной деятельности студентов зависит от наличия у них познавательных мотивов. Управление обучением должно осуществляться с учетом стимулирования устойчивых мотивов к активной учебнопознавательной деятельности;
- методы и средства организации учебно-познавательной деятельности студентов зависят не только от задач и содержания обучения, но и от реальных возможностей обучаемых. Эта закономерность требует при управлении образовательным процессом в филиалах вуза учитывать более низкий исходный уровень подготовленности обучаемых по сравнению с головным вузом;
- эффективность образовательного процесса в филиалах вуза зависит от местных условий, в которых он протекает;
- оптимальное управление образовательным процессом в филиалах вуза обеспечивает максимально возможные результаты обучения за отведенное время. В этой закономерности как бы соединяются в единую систему все ранее перечисленные закономерности управления образовательным процессом, так как оптимальное управление обучением предполагает комплексное использование их всех вместе с имеющимися в филиале условиями.
Характер, механизмы взаимодействий и взаимоотношений участников образовательного процесса в филиалах вузов определяются системой взаимосвязанных принципов психолого-педагогического управления.
В ходе проведенных исследований по анализу психологопедагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России были обоснованы следующие принципы:
- необходимого разнообразия, то есть разнообразие целей, средств и методов управления не может быть меньше разнообразия содержания образовательного процесса в филиале вуза;
- специализации в управлении, поскольку реализация данного принципа требует профессионализма в анализе психолого-педагогических аспектов образовательного процесса;
- интеграции, который обусловливает единство целей, задач, методов и средств психолого-педагогического управления;
- экономии времени - направлен на повышение эффективности управления образовательным процессом в филиале вуза, правильную расстановку тактических и стратегических педагогических задач;
- приоритетности профессиональных целей в управлении - определяет, что не количественные показатели (число обучающихся, наличие материально-технических средств), а постепенное совершенствование качества подготовленности специалистов является основной задачей образовательного процесса в филиале вуза;
- инновационности, который связан с позитивными изменениями в управлении, апробированием новых методов целенаправленного психологопедагогического воздействия, применением инновационных управленческих решений в неординарных ситуациях.
Проведенный анализ образовательного процесса в филиалах вуза позволил обосновать главные направления совершенствования системы психологопедагогического управления им.
К ним относятся:
- ускорение социально-психологической адаптации коллектива филиала к изменяющимся условиям рыночной экономики;
- создание в филиале организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области высшего профессионального образования;
- реализация мер по внедрению европейской системы в программы двухуровневого обучения (в рамках Болонского процесса);
- осуществление выпуска специалистов в соответствии с потребностями рынка труда в регионе и прогнозом на перспективу;
- всестороннее обеспечение нового уровня психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава филиала вуза;
- качественное обеспечение высокого уровня подготовки специалистов;
- укрепление и модернизация материально-технической базы филиала вуза в целях использования ее для эффективного решения образовательных и научных задач.
Таким образом, проведенный педагогический анализ системы управления образовательным процессом в филиалах вузов позволил не только выявить закономерности, принципы этого явления, но и определить основные направления ее совершенствования. При этом психолого-педагогическое управление образовательным процессом, ориентированное на результат, предполагает рассмотрение его с позиций решения образовательных задач. Решение таких задач ведет к определенным целям. Постановка целей требует большой предварительной работы в плане их внедрения и реализации. При этом необходимо скоординировать усилия всех участников образовательного процесса, отделов, кафедр на всех уровнях иерархии управления. Кроме того, процесс постановки целей обязательно должен быть динамичным, поскольку непрерывно изменяется сама образовательная среда.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рудакова, И. А. Психология управления : учеб. пособие / И. А. Рудакова. - М. : ЗАО «Биснесс-школа», «Интел-Синтез», 1999. - 352 с.
2. Удальцова, М.В. Социология управления / М.В. Удальцова. - Ново-
сибирск, 2001. - 227 с.
3. Чуланов, В.А. Социальное управление / В.А. Чуланов [и др.]. - Ростов-на-Дону : [б.и.], 2004. - 221 с.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ: ЕЕ КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ
А.С. Солодков, В.А. Бухарин, Д.С. Мельников
Проблема работоспособности человека актуальна для специалистов всех профилей деятельности человека. Особенно важной данная задача представляется для спортсменов и тренеров, поскольку именно благодаря высокому уровню работоспособности достигаются успешные результаты в соревновательном периоде спортивной подготовки.
Физическая работоспособность спортсмена является выражением жизнедеятельности человека, имеющим в своей основе движение. Ее проявление наблюдается в различных формах мышечной деятельности и зависит от способности и готовности человека к выполнению работы.
В то же время еще раз необходимо отметить, что работоспособность представляется важной составляющей успеха не только в спортивной деятельности. Это качество также является определяющим во многих видах производственной деятельности, необходимым в повседневной жизни, тренируемым и косвенно отражающим состояние физического развития и здоровья человека (Аулик И.В., 1982).
Сам термин "физическая работоспособность" употребляется достаточно широко, и для него используется большое число определений. Многие из них носят односторонний характер и не всегда учитывают функциональное состояние организма и эффективность труда. Так, В.П. Загрядский и А.С. Егоров дают дефиницию работоспособности как свойства человека на протяжении длительного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество физической или умственной работы. Очевидно, что данное определение желательно дополнить, и уточнить критерии оценки профессиональной деятельности и состояния функций организма - прямых и косвенных показателей работоспособности.
В физиологии труда работоспособность обозначается как потенциальная возможность человека произвести физическую или умственную работу на определенном отрезке времени (Агаджанян Н.А. и др., 2003). Помимо деления работоспособности на физическую и умственную, предлагается выделять внутрисменную (работоспособность на протяжении рабочей смены или 8часового рабочего дня), суточную, месячную, годовую и многолетнюю. Однако авторы в данном случае не упоминают о характеристиках периода восстановления и об изменении эффективности выполнения задания.
Наиболее полное определение данного понятия заключается в том, что работоспособность - это способность человека эффективно выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме (Сапов И.А., Солодков А.С., Щеголев В.С. и др. 1986). Таким образом, работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состояния функций организ-