ны составлять не только профилактические мероприятия, направленные на предотвращение срыва адаптации при спортивной деятельности, но и комплекс фармакологических препаратов, включая иммунофармакологические. Это будет способствовать сохранению здоровья профессиональных спортсменов и предупредит возникновение заболеваний после окончания спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емчук, И.Ф. Гребной спорт / И.Ф. Емчук. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 245 с. : ил.
2. Иммунореабилитация спортсменов / В.Н. Цыган, А.В. Степанов, И.В. Князькин, Е.Г. Мокеева, А.Ф. Ким, Э.К. Акперов - СПб. : СпецЛит, 2005. - 63 с.
3. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
4. Попов, А.Н. Новый подход к технологии повышения тренированности высококвалифицированных гребцов / А.Н. Попов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 32-34.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ СПОРТСМЕНОВ
А.Р. Ротенберг
В своей практической деятельности тренеры, ставя воспитательные задачи, не имеют научного основания для их конкретизации. Задачи часто ставятся формально. Они отражают воспитание полезных во всех случаях личностных свойств. При этом они опираются исключительно на собственную интуицию. Однако существуют аргументы, которые указывают на то, что это -ошибочный путь:
1) состав свойств, нуждающихся в коррекции, должен быть определен экспериментально, поскольку для каждого тренера наиболее ценным может оказаться свой состав этих свойств;
2) некоторые свойства при их очень высокой выраженности могут иметь и отрицательное значение;
3) развить то или иное свойство часто просто невозможно, и задачи, поставленные тренером, могут оказаться нереальными;
4) не учитывается уровень развития этих свойств у спортсменов;
5) не учитывается специфика вида спорта как фактора изменения выраженности личностных свойств.
Поскольку феномен личностного роста представляет собой систему, управление его процессами также возможно только на системном уровне. Ни одна составляющая системы педагогического управления в отдельности не оказывает существенного влияния; реализованные совместно, педагогические мероприятия в комплексе дают системный эффект ускорения личностного развития и совершенствования спортсменов. В данном случае необходимо построение модели системы педагогического управления процессами личностного роста спортсменов.
В отношении применения системы педагогического управления можно
ожидать, что общий эффект воздействия будет превосходить сумму эффектов, которые можно получить от использования отдельных средств.
Даже на основе анализа литературы возможно моделирование педагогической системы управления личностным ростом. В данном случае возможно и необходимо выделение компонентов такой модели: цели внедрения педагогической системы ^ ее задачи ^ методы организации и оптимизации педагогического процесса ^ контроль результата внедрения педагогической системы.
Перечень компонентов модели педагогической системы управления личностным ростом является общим для всех систем. Необходимо наполнить содержанием каждый из них. Нельзя, например, воспитывать вообще, без конкретизации того, что именно необходимо изменить в поведении объекта воспитания. Для наполнения содержанием двух первых компонентов модели педагогической системы управления личностным ростом (конкретизации цели и задач) необходимо проведение специального констатирующего исследования. С его помощью необходимо выявить те свойства личности, развитие которых возможно и необходимо. Для этого нужно выяснить:
- является ли то или иное свойство личности специфическим для представителей спортсменов-единоборцев;
- возможно ли его формирование или формирование отдельных его признаков;
- насколько оно представляет ценность, насколько оно может повлиять на показатели адаптированности юноши к его учебной и спортивной деятельности;
- насколько оно выражено у спортсменов;
- насколько оно взаимосвязано с другими свойствами.
Если по результатам констатирующего исследования то или иное свойство соответствует всем пяти требованиям, то его коррекция просто необходима.
Такое исследование должно быть достаточно масштабным, поскольку отбор свойств для конкретизации воспитательных воздействий должен быть осуществлен из большого их числа (личностных свойств вообще много). И, тем не менее, отбор этих свойств - это лишь одно из условий построения педагогической системы управления личностным ростом спортсменов.
Однако есть условие, которое важно и можно определить, не прибегая к констатирующему эксперименту.
Если речь идет о том, каким содержанием наполнить первый и второй компоненты модели педагогической системы управления личностным ростом, и если при анализе литературы обратиться, например, к модели «Пентабазис»
В. А. Ганзена (1984), то могут быть выделены следующие цели:
- пространство - управление коммуникацией, формирование нравственных качеств;
- время - управление самосовершенствованием (формирование мотивации и ценностных ориентаций);
- энергия - управление самовоспитанием (формирование эмоциональных и волевых качеств личности);
- информация - управление познанием и самопознанием.
Если речь идет о том, каким содержанием наполнить третий и четвертый компоненты модели педагогической системы управления личностным ростом,
то также необходимо обратиться к специальной литературе.
Третий компонент - методы организации и оптимизации педагогического процесса - может быть не только построен на основе анализа литературы, но и позаимствован оттуда. Кроме того, он может быть построен и на основе обобщения собственного тренерского опыта и опыта других тренеров.
Четвертый компонент - контроль результата внедрения педагогической системы -строится на основе выяснения общественной ценности того или иного свойства личности спортсмена (опять же из анализа специальной литературы), а также того, какую ценность имеет это свойство среди инструментальных ценностей самого спортсмена.
Цели внедрения педагогической системы
и
Задачи
Т“
Условия Отбор
ускорения свойств личности
личностного Специальные
роста рекомендации
Методы организации и оптимизации педагогического процесса
и
Технология
ускорения
личностного
роста
Контроль результата внедрения педагогической системы
Рис. 1. Модель педагогической системы управления личностным ростом
Таким образом, для построения педагогической системы управления личностным ростом спортсменов необходимо экспериментальное исследование, которое поможет наполнить содержанием некоторые из компонентов модели педагогической системы управления личностным ростом - его задачи и контроль результата внедрения педагогической системы, посредством определения особенностей, специфичности выраженности личностных свойств у спортсменов, возможности их формирования, их ценность и особенности взаимосвязи друг с другом.
Для совершенствования модели педагогической системы управления личностным ростом, как показал анализ литературы, необходимо включить в нее все доступные воспитательные средства. Для этого необходимо не только осуществить отбор свойств личности для конкретизации объекта педагогического воздействия, но и выполнить следующие действия:
- подготовить специальные педагогические рекомендации воспитательного характера, соблюдение которых необходимо в процессе учебнотренировочной деятельности;
- разработать специальную технологию ускорения личностного роста спортсменов.
Таким образом, модель педагогической системы управления личностным ростом спортсменов может выглядеть следующим образом (рис. 1). Личностный рост человека ведет к формированию личностной взрослости. При
оптимальной сформированности личностных свойств человека и при достаточно выраженной мотивации саморазвития и личностного роста личностную взрослость можно считать личностной зрелостью.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИЛИАЛАХ
ВУЗА
Т.В. Савченко
Система управления образовательным процессом в филиалах вузов включает в себя: 1) цель управления; 2) средства управления; 3) субъекты управления. Поэтому соотношение этих действующих компонентов зависит от концепции управления, их доминирования и подчиненности. Так как филиал вуза является целевой организацией, ему присущи функциональность, иерархичность, институциональность организационных и управленческих норм, согласованность управленческих действий, организационная культура коллективистского типа.
М.В. Удальцова (2001) выделяет три подхода к управлению организацией: целевой, функциональный, структурный. При целевом подходе образовательный процесс выступает в контексте реализации общей цели и отдельных целей (уровень организации, квалификация профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская работа студентов и т.д.), подчинение управления подготовкой специалистов для современного общества требует координации усилий. Функциональный подход основан на понимании управления как распределения функций внутри образовательного процесса в филиале вуза, адекватного использования кадрового потенциала, взаимодействия между субъектами управления. Структурный подход подразумевает уровень упорядоченности образовательного процесса, пределы его управляемости, присутствие элементов непредсказуемости, спонтанности. Образовательный процесс связывается со структурой филиала вуза, и структурные изменения в его управлении корректируются с целью обеспечения устойчивости функционирования филиала вуза.
Важной задачей является снижение неопределенности и сложности функционирования организации. Поэтому к управлению образовательным процессом в филиале вуза предъявляются требования функциональной простоты, эффективности, предсказуемости и координированности. Под функциональной простотой понимается попытка разделить управленческие функции с соответствующими параметрами нормативной и административной компетентности, запрет на дублирование или «перенос» управленческих функций, достижение отдельных прав управляемых и одинаковое понимание задач, стоящих перед участниками образовательного процесса (Чуланов В.А., 2004).
Эффективность определяется достижением максимальных результатов при минимальных управленческих издержках и зависимостью от правильной постановки целей образовательного процесса, выстраивания иерархии решае-