вительного бега Альберта Волленберга; оздоровительного бега А. Астронда и К. Родала.
В результате применения вышеуказанных положений в педагогическом формирующем эксперименте, длящемся в предпоследнем (ударном) и последнем (поддерживающем) семестрах обучения у курсантов экспериментальной группы были достоверно зафиксированы более результативные показатели, отражающие, с одной стороны, уровень аэробных способностей организма, с другой стороны - уровень профессиональной подготовленности по итогам сдачи государственных экзаменов.
ВЫВОДЫ
Таким образом, на основании проведенного исследования, следует заключить, что,
во-первых, учебно-тренировочный макроцикл на выпускных курсах АФСО необходимо представить в виде двух последовательных этапов: ударного (предпоследний семестр) и поддерживающего (последний семестр);
во-вторых, предельно допустимый пульс в тренировке на выносливость у курсантов не должен превышать 202 удара в минуту, пульсовый режим для восстановительных нагрузок не должен превышать 130 уд/мин.;
в-третьих, с целью повышения аэробной выносливости целесообразно применять метод строго регламентированных упражнений с интервальными нагрузками; при низком же уровне физического состояния курсантов приемлем интервальный метод развития выносливости для максимального потребления кислорода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности. СПб.: «Нестор», 2006.-532с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры. - М.: ФиС, 1991, - 543с.
3. Ендальцев Б.В. Закономерности адаптации - теоретические основы физической подготовки в армии и на флоте. - Сборник мат. Всеросс. научно-практ. конф., посвящ. 70-летию проф. А. А. Нестерова, ч.1., РГПУ им. А.И. Герцена. СПб. 2005. - с.232-240.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФИЛИАЛАХ ВУЗА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Т. В. Савченко
Психолого-педагогическое управление предполагает, прежде всего, руководство деятельностью людей, участвующих в образовательном процессе филиала вуза.
Согласно наиболее распространенному мнению, управление деятельностью - это ряд шагов, благодаря которым удается направить работу педагога (студента) в организационное русло. Предполагающиеся в данном случае действия образуют определенную структуру. Обобщающий, целостный подход к
управлению деятельностью отстаивается многими авторами (А.С.Горшков, 2001, 2002). Названные действия направлены на то, чтобы индивидуальные задачи оказались согласованными с целями, определенными для филиала вуза в целом. Такая точка зрения, предполагающая единство, очень часто противоречит реальности, в которой пребывает филиал вуза и, возможно, является одной из причин того, почему система управления деятельностью педагогического коллектива не столь успешна, как хотелось бы. Вероятно, предпочтительнее выглядит попытка согласовывать, но не уравнивать множество интересов, какие проявляются в рамках различных кафедр, чтобы удовлетворить потребности и требования множества коллективов.
Все формальные процедуры в целом связаны с управлением деятельностью педагогического коллектива филиала вуза, а основными составляющими являются поведение и процессы, которые характеризуют индивидов и взаимоотношения между ними. Данная концепция сочетает формальные, процедурного плана, и неформальные, текущие, аспекты управления деятельностью. Процесс планирования представлен в качестве связанного с направленностью обучения в филиале и рационального аспекта планирования (Г. А. Бордовский,
А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын, 2001). В нем отражена и задача, которую решает педагогический коллектив. Рациональность процесса означает последовательность действий, реализуемых шаг за шагом.
Управление образовательным процессом должно начинаться с аналитической деятельности (ЕС. КауПп, 1995). Необходимо определить цели заведующим кафедрами и работникам учебного отдела, связанным с управлением деятельностью педагога. То, что относится к эффективности, которая является важной целью системы управления образовательным процессом в филиалах вузов, выражается обычно в самой общей форме: например, мотивировать студентов и педагогов, установить потребности в обучении и развитии. Однако, что же под этим подразумевается в реальности? Конкретные критерии, которые используются, не только помогают оценить эффективность, но и становятся основанием для планирования работы филиала вуза, соответствующей установленным целям.
Практика оценки образовательного процесса имеет свои сложности. Во-первых, системы управления образовательным процессом, по-преимуществу, преследуют множество целей. Во-вторых, наличие множества целей повышает риск, что никакая из них не будет достигнута. В-третьих, цели иногда могут противоречить друг другу.
Вывод о том, что цель системы управления образовательным процессом - быть, по возможности, существенной частью процессов планирования работы филиала вуза в целом, ведет к множеству решений, касающихся этой цели. Схема диагностики помогает сфокусировать внимание тех, кто принимает решения, на том, чего им хочется достичь, как данная система согласуется с другими и насколько те нуждаются в переменах.
Разработка и реализация системы управления образовательным процессом в филиале вуза - процессы, возобновляющиеся даже в том случае, когда существующая система имеет практически завершенный вид, эволюционный процесс, скорее всего, будет продолжаться.
Как показали проведенные исследования, существуют различные организационные, методические, технологические факторы, влияющие на эффек-
тивность управления образовательным процессом, оценка которых получила в последние годы достаточно широкое распространение при аттестации и аккредитации вуза и его филиалов. Нас же интересовали в большей степени факторы, определяющие высокую эффективность функционирования системы управления образовательным процессом в филиалах вузов.
Проведенный опрос специалистов - управленцев в сфере высшего образования и также профессорско-преподавательского состава позволил выявить факторы, определяющие высокую эффективность функционирования системы управления образовательным процессом в филиалах вузов.
К ним относятся: организация учебного процесса с использованием современных инноваций и новых информационных технологий (1 ранговое место); методическое, творческое мастерство преподавателей, способность их к инновационной деятельности (2 место); профессиональная и психологопедагогическая подготовленность профессорско-преподавательского состава (3 место); личностные качества педагога (4 место); организация работы преподавателя (5 место); личностные качества всех категорий субъектов управления образовательным процессом (6 место); состояние учебно-материальной базы и финансирование филиала вуза (7 место); организация быта и отдых студентов (8 место); организация самостоятельной работы обучаемых (9 место).
Как свидетельствуют результаты ранжирования, психологопедагогическая составляющая является преобладающей в системе управления образовательным процессом и требует разработки модели планирования системы оценки деятельности всего коллектива филиала вуза.
Планирование системы управления образовательным процессом в филиалах вуза напрямую зависит от того, как определяется сама управленческая деятельность.
Управлять образовательным процессом в филиале вуза - это, прежде всего, согласовывать усилия руководства головного вуза и его филиалов, кафедр, всех преподавателей по целям, задачам, содержанию, формам, методам, средствам, времени и функциям деятельности для обеспечения эффективного роста и уровня квалификации обучаемых. Психолого-педагогическое управление образовательным процессом сводится к управлению людьми, коллективами обучаемых, и, с этой точки зрения, оно есть управление социальными отношениями обучаемых, отношениями внутри коллективов и между ними. Отсюда следует, что при управлении образовательным процессом вероятностные характеристики имеют преобладающее значение.
Таким образом, развитие системы управления образовательным процессом в филиалах вуза зависит от эффективности планирования.
Как показали проведенные исследования, планирование образовательного процесса в филиалах вуза является важнейшим компонентом системы пси-холого-педагогического управления. При этом разработанный последовательный подход к психолого-педагогическому управлению деятельностью коллектива филиала вуза определяет эффективность всей системы планирования.
Данный подход включает: определение направленности деятельности по обучению студентов; создание организационной системы модели обучения; разработку системы оценки деятельности педагогов и студентов; выявление событий и поведения, которые оцениваются в образовательном процессе филиала вуза.
При этом необходимо: учитывать официальные требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в филиалах вуза; стимулировать профессорско-преподавательский состав к повышению качества обучения; повысить мотивацию студентов к усвоению учебного материала; осуществлять постоянный контроль за деятельностью профессорско-преподавательского состава и студентов.
Таким образом, для эффективного психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов необходим последовательный подход при планировании обучения и воспитания студентов, включающий скоординированную деятельность всех субъектов управления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб.: Изд-во РПГУ им.
A.И.Герцена, 2001. - 359 с.
2. Горшков А.С. Анализ направлений реформирования высшей школы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - СПб., 2001. - 12 с.
3. Горшков А.С. Управление региональной системой высшего образования. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 215 с.
4. Ravlin E.C. Values. In N.Nicholson (ed.) Blackwell Encyclopedic Dictionary of Organizational Behaviour. - Oxford: Blackwell, 1995.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СПОРТЕ
А.С. Солодков, И.В. Левшин, А.Н. Поликарпочкин
Современные высшие спортивные достижения невозможны без максимального напряжения физических и духовных сил человека, эффективного использования всех резервов комплексного обеспечения спортсменов. Увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок человека для повышения его спортивной работоспособности имеет свои физиологические пределы. По мнению специалистов, во многих видах спорта спортсмены достигли близких к предельным параметрам тренировочных нагрузок. Спортсмены в течение весьма продолжительных периодов тренируются почти на пределе своих функциональных возможностей, балансируя между столь желанной высшей спортивной формой и опасностью перенапряжения систем организма и возникновения патологических состояний, вызванных большой нагрузкой. В связи с этим первостепенное значение имеет активное воздействие на процессы восстановления после физических нагрузок путём естественного их стимулирования (Бирюков А.А., Кафаров К.А., 1968; Волков В.Н., 1973; Розенблат
B.В., 1975; Граевская Н.Д., 1982; 1984; 2005 и др.). В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что восстановление - неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов - важный резерв для дальнейшего повышения эффективности тренировки, достижения высокого уровня подготовленности.
Организм человека представляет собой устойчивую биологическую систему, способную находится в состоянии гомеостаза, которое У. Кеннон в