Научная статья на тему 'Научно-методологические предпосылки совершенствования системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России'

Научно-методологические предпосылки совершенствования системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методологические предпосылки совершенствования системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России»

5. Маляренко, А.Г. Специальная физическая тренировка как средство управления состоянием оператора / А.Г. Маляренко, Б.А. Смирнов, А.И. Прохоров // Контроль состояния оператора. - М. : НТОРЭС, 1974. - С. 49-51.

6. Навакатикян, А.О. Возрастная работоспособность лиц умственного труда / А.О. Навакатикян, В.В. Крыжанговская. - Киев : [б.и.], 1979.

7. Теория и организация физической подготовки войск : учеб. для курсантов и слушателей института / под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В.В. Миронова, В.А. Шейченко ; Воен. ин-т физ. культуры. - Ч. 1. - 5-е изд. - СПб. : [б.и.], 1992. - 340 с.

8. Физиология физической подготовки и венного труда : учеб. для курсантов и слушателей института / под общ. ред. В.И. Баландина, В.Н. Голубева ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1991. - 270 с.

9. Шейченко, В.А. Биохимический анализ функционирования организма специалистов авиационного инженерно-технического состава в процессе профессиональной деятельности / В.А. Шейченко, Е.Е. Мурзикова, И.Ю. Пугачев // Тез. итог. науч. конф. за 1993 г. / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - С. 181-183.

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИЛИАЛАХ ВУЗОВ РОССИИ

Т. В. Савченко

Рассматривая проблему управления образовательным процессом в филиалах вузов, важно учитывать, что педагогическая система (вуза, филиала вуза) выстраивается на основе иерархического принципа, что означает:

- линейную подчиненность низших звеньев педагогической системы вуза высшим и особую функцию каждого звена, каждого члена этой системы;

- иерархия обусловливает зависимость одного элемента педагогической системы вуза от другого;

- все субъекты педагогической системы вуза подчиняются определенному набору правил и стандартов, при нарушении которых применяются санкции и меры принуждения.

Каждая педагогическая система, в том числе и филиал вуза, имеет свою структуру и обладает свойствами самоорганизации и саморегуляции (Н.В. Бордовская, 2001).

Проблема управления образовательным процессом в филиалах вузов чрезвычайно многогранна. Она может быть решена на основе глубокой экспериментальной работы совместными усилиями ученых и практиков в области педагогики, психологии, физиологии труда, экономики и социологии (Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын, 2001).

Вопросы научного обоснования системы управления образовательным процессом в филиалах вузов практически почти не исследованы.

Как показывают наши исследования, проведенные в 2000 - 2005 г.г. на базе филиала БГУ, многие недостатки в организации образовательного процесса в филиалах вузов проистекают именно из-за неумения управлять, сосредоточения внимания на второстепенных вопросах, принятия запоздалых, фор-

мальных решений.

Теоретический анализ методологических подходов к проблеме совершенствования системы управления образовательным процессом в филиалах вузов России показал, что наряду с формальными и ситуационными подходами должны получить всемерное развитие психолого-педагогические, так они характеризуют творческий характер образовательной деятельности (А.С. Горшков, 2001, 2002).

Это вызвано следующими обстоятельствами:

- резким сокращением доли государства в хозяйственных функциях и, в связи с этим, расширением вариативности образовательной деятельности;

- переходом к маркетинговой идеологии организации образовательной деятельности в филиалах вузов;

- возникновением большого числа оказываемых образовательных услуг по подготовке специалистов, адекватных запросам на рынке труда;

- преемственностью образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- обеспечением качества образовательной услуги как необходимым условием удовлетворения потребностей обучаемого;

- утверждением гуманных ценностей и форм поведения в коллективах филиалов вуза;

- обеспечением доступности образования для широких слоев молодежи из мелких городов России и сельской местности;

- утверждением филиалов вузов как образовательных учреждений с высоким потенциалом саморегуляции;

- отказом от права одностороннего распорядительства ресурсами и информацией со стороны руководства головных вузов и приданием большей самостоятельности их филиалам.

Как показал анализ литературных источников, родоначальником поведенческой концепции психолого-педагогического управления социальными системами принято считать американского ученого Э. Мейо. Важный шаг в разработке теоретических основ поведенческой концепции психологопедагогического управления был сделан на рубеже 30-х годов ХХ века. В рамках этого учения в процессе управления предполагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а каждую организацию (в том числе и образовательное учреждение) рассматривать как социальную систему.

Таким образом, поведенческие подходы развивают идею сотрудничества руководства филиала вуза с нанятым персоналом, профессорско-преподавательского состава с обучаемыми; учитывают в большей степени психолого-педагогические факторы их деятельности.

Как показали проведенные исследования, основными особенностями психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России являются:

- создание руководством филиала вуза социальных и психологических мотивов для эффективной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов;

- четкое определение миссии, которая доводится до каждого студента, преподавателя и других сотрудников филиала вуза;

- регулярная передача информации о ходе и эффективности образова-

тельного процесса в филиале вуза;

- фокусировка внимания на уменьшении материальных затрат для получения образования из бюджета семей студентов;

- сосредоточение повышенного внимания на деятельности деканов факультетов и заведующих кафедр;

- выражение целей образовательной деятельности в виде количественных результатов, форм отчетности и задач обучения;

- постоянный поиск новых мотивов эффективной образовательной деятельности, улучшение взаимоотношений и обстановки в коллективе филиала;

- регулярное предъявление требований к повышению качества образовательного процесса ко всем его участникам с учетом региональных особенностей;

- создание достойной конкуренции коммерческим вузам по качеству образовательных услуг в провинции.

ВЫВОДЫ

Психолого-педагогическое управление образовательным процессом в филиалах вузов предполагает, прежде всего, управление деятельностью профессорско-преподавательского состава, обучаемых и других лиц.

Наиболее убедительными являются те представления, согласно которым управление образовательным процессом в филиалах вузов осуществляется на всех уровнях - начиная с головного вуза и заканчивая конкретными педагогами - на основе понимания целостной природы системы высшего профессионального образования в России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб., 2001. - 121 с.

2. Бордовский, Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2001. - 359 с.

3. Горшков, А.С. Анализ направлений реформирования высшей школы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - СПб., 2001. - 12 с.

4. Горшков, А.С. Управление региональной системой высшего образования. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 215 с.

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Н.В. Ткачёва

Современная практика реформирования высшего физкультурного образования показывает, что сегодня все сложнее становится с помощью традиционных средств осуществлять поиск эффективных направлений в системе подготовки физкультурных кадров, адекватно реагировать на возникающие проблемы без осмысления большого количества современной и точной информации (И. А. Липский, 1991; А.Н. Ахметзянов, 1996). В условиях роста объемов информационных потоков указанные проблемы можно решить, как правило, активно применяя компьютерную технологию (КТ) и современные и комму-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.