Научная статья на тему 'Концептуальная основа технологии организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического направления'

Концептуальная основа технологии организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА / КОМПЛЕКС ОТКРЫТЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Е. А.

В статье представлено краткое описание технологии организации эвристической учебнопрофессиональной деятельности, обоснованной на использовании комплекса открытых эвристических заданий с целью развития акмеологического потенциала будущих педагогов. Особое внимание уделено концептуальной основе структуры технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF HEURISTIC ACADEMICTRAINING ACTIVITIES OF THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COURSE

The article deals with the description of the technology of organization of heuristic academic-training activities, based on the usage of the heuristic tasks, the aim of technology being the development of the acmeological potential of future teachers. Special attention is devoted to the conceptual framework in the structure of the given technology.

Текст научной работы на тему «Концептуальная основа технологии организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического направления»

Леонтьева Е.А.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: alenenocheck@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В статье представлено краткое описание технологии организации эвристической учебнопрофессиональной деятельности, обоснованной на использовании комплекса открытых эвристических заданий с целью развития акмеологического потенциала будущих педагогов. Особое внимание уделено концептуальной основе структуры технологии.

Ключевые слова: эвристическая учебно-профессиональная деятельность, технология, концептуальная основа, комплекс открытых эвристических заданий, акмеологический потенциал.

Сущность национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», принятой президентом РФ в 2010 г., состоит в том, что в условиях модернизации и инновационного развития «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [1]. Раскрытие учительского потенциала должно способствовать решению главных задач современной школы: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. Наибольшее раскрытие потенциала педагога выражается в активизации его акмеологического потенциала - потенциала достижений и постоянного самосовершенствования в своей педагогической деятельности. Поэтому при подготовке студентов педагогического направления к их будущей профессиональной деятельности одним из важнейших направлений должно стать создание условий для увеличения вероятности самореализации личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности, т. е. для развития его акмеологического потенциала (АП). Педагогический эксперимент показал, что наиболее эффективно это развитие происходит в эвристической учебно-профессиональной деятельности (ЭУПД).

Эвристическая учебно-профессиональная деятельность студентов сочетает признаки эвристической образовательной деятельности [2. С. 77] и учебно-профессиональной деятельности. Таким образом, эвристическая учебно-

профессиональная деятельность студентов -это деятельность, имеющая целью участие студента в конструировании всех элементов процесса приобретения новых знаний и нового опыта: смысла, целей, содержания, оптимального выбора форм и методов обучения и самообразования, индивидуальной траектории освоения образовательных областей, и представляющая собой совокупность учебных действий, базирующихся на эвристическом применении студентами общеучебных и профессиональных умений.

Взяв за основу признаки и специфические черты технологий обучения, выделенные Г. М. Коджаспировой [3. С. 350], автор исследования предлагает технологию организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического направления, обеспечивающую развитие их акмеоло-гического потенциала.

Опишем данную технологию в соответствии с признаками и специфическими чертами, выделенными Г. М. Коджаспировой. Признак содержательности предусматривает применение акме-ориентированного содержания развития акмеологического потенциала студентов педагогического направления (в открытых эвристических заданиях, в компьютерной программе определения уровня акмеологического потенциала студентов). Признак эффективности предполагает преобладание оптимального и допустимого уровня сформированности акмеологического потенциала у студентов, которые выполняли различные виды эвристической учебно-профессиональной деятельности. Признак оптимальности предусматривает оптимальность технологии по временным (реали-

зация технологии в процессе изучения дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) и ресурсным затратам. Признак воспроизводимости предусматривает возможность воспроизведения технологии в других условиях и другими субъектами. Признак корректируемо-сти предполагает возможность осуществления коррекции предложенного способа обучения.

К специфическим чертам технологии организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического направления, обеспечивающей развитие их акмеологического потенциала относятся: 1) целе-полагание - наличие цели создания технологии (данная технология разрабатывалась для развития акмеологического потенциала студентов педагогического направления); 2) ориентация всех процедур учебного процесса на достижение поставленной цели - выполнение преподавателем следующей последовательности действий: разработка научно-методического и технического обеспечения технологии, проектирование и организация эвристической учебнопрофессиональной деятельности студентов, мониторинг, коррекция; 3) наличие обратной связи и оценки итоговых результатов - управление преподавателем эвристической учебнопрофессиональной деятельностью студентов; разработка диагностического материала; организация преподавателем рефлексивной деятельности студентов; 4) оценка текущих и итоговых результатов - использование диагностических материалов (в том числе и компьютерных) для определения динамики развития ак-меологического потенциала будущих педагогов.

Опираясь на работу Г. К. Селевко [4], автор разработал в исследовании структуру технологии организации эвристической учебнопрофессиональной деятельности студентов педагогического направления с целью развития их акмеологического потенциала в рамках формально-описательного аспекта. Предлагаемая структура технологии состоит из пяти компонентов: концептуальная основа технологии, содержание, алгоритмы действий преподавателя, процессуальная характеристика, программнометодическое обеспечение.

Рассмотрим более подробно концептуальную основу структуры представленной технологии, которая включает в себя цель, принципы техно-

логии, способствующие пониманию, трактовке ее построения и функционирования, методология.

Целью разработанной технологии является организация эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического направления. При применении данной технологии в ходе эксперимента мы следили за развитием акмеологического потенциала студентов, что обосновано личностно-деятельностным подходом: мы ожидали развития личностных характеристик в процессе осуществления организуемой деятельности и что качество этой деятельности в свою очередь зависит от уровня развития исследуемых личностных характеристик.

Технология разрабатывалась автором на основе следующих закономерностей и принципов.

Исследование показало, что для развития акмеологического потенциала студентов эффективен постепенный переход от простых видов эвристической деятельности к сложным, что выражается в последовательном усложнении открытых эвристических заданий. На основании этой закономерности был выделен принцип применения поэтапного усложнения эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов, развивающей их акмеологический потенциал.

При проведении эксперимента было обнаружено, что для эффективного развития акмеологического потенциала студентов необходимо ориентироваться на его начальный уровень, выявленный в процессе диагностики, то есть: а) студенты со средним и высоким уровнем акмео-логического потенциала, как правило, быстро справляются с простыми открытыми эвристическими заданиями и не получают достаточных условий для развития своего акмеологического потенциала; б) студенты с низким уровнем акмеологического потенциала не справляются с заданиями повышенной сложности, мотивация развития своего акмеологического потенциала у них снижается. Эта закономерность позволила сформулировать принцип дифференцированного применения открытых эвристических заданий в соответствии с уровнем развития акмеологического потенциала. Этот принцип диктует следующие требования: студентам с разным уровнем акмеологического потенциала при организации их эвристической учебно-профессиональной деятельности должно предъявлять открытые эвристические задания разного уровня сложности, осуществляя тем самым диффе-

ренцированный подход в соответствии с их способностями, интересами, запросами, уровнем самооценки и т. д.; тем не менее, не исключается возможность предъявления студентам с высоким уровнем акмеологического потенциала простых открытых эвристических заданий как начального этапа или этапа подготовки к более сложному заданию; при выборе заданий преподаватель должен ориентироваться на «зону ближайшего развития» акмеологического потенциала, чтобы стимулировать развитие личностных характеристик, а не задерживаться на одном и том же уровне.

Исследование выявило, что при наполнении открытых эвристических заданий акме-ориентированным содержанием повышается эффективность развития акмеологического потенциала студентов, что позволило сформулировать принцип акме-ориентированного содер-

жания открытых эвристических заданий. Особенно действенно использование таких открытых эвристических заданий в рамках учебных дисциплин по педагогике и психологии.

При проведении эксперимента также было выяснено, что акмеологический потенциал студентов будет развиваться более эффективно, если студенты занимают активную позицию в конструировании всех элементов процесса приобретения новых знаний и нового опыта: смысла, целей, содержания, оптимального выбора форм и методов обучения и самообразования, индивидуальной траектории освоения образовательных областей. Эта закономерность влечет за собой выделение принципа, соответствующего определению эвристической учебно-профессиональной деятельности, т. е. принцип актуализации субъектной позиции личности студента в эвристической учебно-профессиональной деятельности

20.01.2011

Список литературы:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// mon.gov.ru/dok/akt/6591

2. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. - ISBN 5-24-04710-9.

3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - ISBN 87953-127-9.

Сведения об авторе:

Леонтьева Елена Андреевна, старший преподаватель кафедры английского языка, теории и методики обучения английскому языку, заместитель декана по воспитательной работе на факультете иностранных языков Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского

государственного университета 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15а, е-шаИ: alenenocheck@mail.ru

UDC 378 Leontyeva E.A.

Orsk Humanitarian-Technological Institute, of the branch of Orenburg State University E-mail: alenenocheck@mail.ru

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF HEURISTIC ACADEMIC-TRAINING ACTIVITIES OF THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COURSE

The article deals with the description of the technology of organization of heuristic academic-training activities, based on the usage of the heuristic tasks, the aim of technology being the development of the acmeological potential of future teachers. Special attention is devoted to the conceptual framework in the structure of the given technology.

Key words: heuristic academic-training activities, technology, conceptual framework, complex of open heuristic tasks, acmeological potential.

Bibliography:

1. The national educational initiative «Our New School» // [Electronic resource] Access mode: http://mon.gov.ru/dok/akt/ 6591

2. Khutorskoy, A. V. Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning / A. V. Khutorskoy. - M.: Publishing house of MSU, 2003. - 416 p. - ISBN 5-24-04710-9.

3. Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Y Pedagogical dictionary: the manual for students of higher and secondary educational institutions / G. M. Kodzhaspirova, A. Y Kodzhaspirov. - M.: Academia Publishers, 2005.

4. Selevko, G. K. Modern educational technologies: the manual / G. K. Selevko. - M.: Public education, 1998. - 256 p. - ISBN 87953-127-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.