ББК 74.00 УДК 37.01 М 89
C-Р. МУГАЛЛИМОВА
S.R. MUGALLIMOVA
АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ
ANALYSIS OF SOME DEFINITIONS OF PEDAGOGICAL HEURISTIC
Общеизвестно, что для успешного решения проблемы необходимо владение эвристическими приемами. На основе анализа психолого-педагогической, дидактико-методической литературы рассмотрен вопрос о соотнесении таких понятий, как «эвристики», «эвристический прием» и «эвристическое предписание».
It is well-known that for successful decision of a problem heuristic techniques are necessary. Having analyzed literature on psychology, theory of education and methodology the author considers the question about the correlation of such concepts, as «heuristics», «a heuristic technique» and «a heuristic instruction».
Ключевые слова: эвристика, эвристики, эвристические приемы и предписания.
Key words: heuristics, heuristic techniques and instructions.
В настоящее время общество испытывает потребность в инициативных, творчески мыслящих специалистах, способных обеспечить обновление всех сторон общественной жизни, умеющих принимать нестандартные профессиональные и жизненные решения. Приоритетным направлением образовательной политики и актуальной проблемой научно-прикладных междисциплинарных исследований становится подготовка личности к решению творческих учебно-познавательных, профессиональных и жизненных задач.
Исследование вопросов, связанных с развитием творческих качеств личности обучаемых, формированием у них основ творческой деятельности, приводит исследователя к рассмотрению достаточно сложных и малоразра-ботанных в современной науке понятий: «эвристика», «эвристические приемы» и смежных с ними понятий.
Исследователи [14; 18], использующие в своих работах понятие эвристики, считают, что истоки эвристики как науки следует искать еще в античности, упоминая при этом Сократа, Паппа Александрийского и Квинтиллиа-на. Однако, как утверждается, позже эвристика была на долгие годы забыта, и интерес к ней возродился лишь в XVII в.
В современной философии и методологии науки эвристике отводится значительная роль. Утверждается, что «эвристика всегда приветствовалась в качестве неотъемлемой компоненты развития научного знания, а в постне-классической картине мира качество эвристичности теории выдвинуто на роль критерия научного знания» [6, с. 62].
Данное понятие широко распространено в различных областях научного знания: философии и методологии науки, психологии, педагогики, кибернетики, а также медицине и во многих других областях.
Как отмечает В.И. Андреев, «хотя по проблемам эвристики имеется обширная литература, однозначного толкования таких понятий, как "эвристика", "эвристические предписания" не существует» [3, с. 96]. Видимо, данная проблема связана с тем, что к эвристике как «универсальной установке, организующей решение проблем в условиях неопределенности» [6, с. 60], обращаются исследователи самых различных областей и, как считает Г.С. Альтшуллер [1], эвристика не создала эффективных методов решения прежде всего потому, что с самого начала ставила слишком общую цель: найти универсальные правила, позволяющие решать любые творческие задачи во всех отраслях человеческой деятельности. Однако тенденция к интеграции современных наук, к разработке исследований на стыках различных наук, неизбежно обусловливает потребность в точной формулировке понятийного аппарата современной эвристики как науки, а также необходимость в обобщении и уточнении эвристических процедур.
В первую очередь, это касается самого понятия «эвристика». Рассмотрим, каким образом трактуется указанное понятие различными авторами.
Эвристика - метод открытия, процедура решения проблемы, методика, которая представляет собой способ творческого формулирования. По существу, эвристика - это любая сложная, направленная процедура, функции которой заключаются в сокращении диапазона возможных решений проблемы или числа возможных ответов на вопрос (Большой толковый психологический словарь [5]).
Эвристика (от гр. eupiaKw - открываю, отыскиваю) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке (Новая философская энциклопедия [12]).
Наука, которая исследует закономерности эвристической, творческой деятельности человека, может быть названа эвристикой. В задачи эвристики входит не только познание закономерностей творческого мышления, но и разработка методов, путей управления эвристическими процессами (В.Н. Пушкин [16]).
Под эвристикой понимают:
1) догадки, основанные на общем опыте решения задач;
2) прием или совокупность логических приемов по решению задач, выполнению теоретических исследований, конструированию моделей;
3) метод открытия нового (истины), в том числе метод проб и ошибок;
4) метод (совокупность методов) обучения, например, дискуссии;
5) деятельность, характеризующую процесс продуктивного творческого мышления, вдохновленного исследования;
6) раздел психологии;
7) научную область, изучающую специфику творческой деятельности;
8) науку о творчестве (А.В. Хуторской [18]).
То есть к эвристике относят область знания, рассматривающую интуитивные процедуры, позволяющие вести поиск в условиях неопределенности, с одной стороны. С другой стороны, эвристиками называют специальные процедуры, связанные с процессом поиска.
Согласимся с авторами учебного пособия по философии, считающими, что «обычно с эвристикой связывают ожидания по расширению содержательного потенциала знания, возникновению нового, неизвестного ранее» [6, с. 61].
Заметим, что А.В. Хуторской [18] выделяет термин «дидактическая эвристика», понимая под ним построение образования на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности.
М.М. Левина [10] вводит термин «педагогическая эвристика». Она отмечает, что педагогическая эвристика как наука предметом своего исследования имеет: познание закономерностей продуктивных процессов обучения на основе психологических особенностей их протекания; выделение и описание реальных педагогических ситуаций, в которых проявляется эвристическая деятельность человека или ее элементы; изучение принципов организации педагогических условий (моделей) для эвристической деятельности; моделирование педагогических ситуаций, в которых человек осуществляет эвристическую деятельность с целью изучения ее протекания и научения ее организации; создание целенаправленных педагогических систем (общих и частных) обучения на основе познанных объективных закономерностей эвристической деятельности; конструирование технологических устройств, реализующих законы эвристической деятельности.
Д. Пойа утверждает: «...эвристика может стремиться изучить типичные приемы и процессы (умственные операции, ходы, шаги), полезные при решении задач. Такие приемы используются каждым здравомыслящим человеком, в достаточной мере интересующимся своей задачей. Они подсказываются определенными стереотипными советами и вопросами, которые вдумчивые люди ставят сами себе, а хорошие преподаватели - своим учащимся» [14, с. 145].
Владение разнообразными эвристиками является необходимым условием успешной и результативной учебной деятельности, что соответствует позициям личностно ориентированной парадигмы.
Так, в диссертационном исследовании О.К. Огурцовой отмечается: «одним из средств, позволяющих подготовить учащихся к полноценной поисковой математической деятельности мы считаем проведение вместе с учащимися целенаправленной деятельности по выведению неких приемов (положений, правил, установок), которые в литературе получили название эвристик и которые в ходе поисковой деятельности могут облегчить самостоятельный поиск учащихся» [13, с. 9].
В.И. Андреев [3] считает, что если соотнести формы проявления эвристик (переформулировки, наводящие вопросы, указания-советы, применение средств наглядности, аналогии) с такими основными категориями дидактики, как принцип, метод, прием и т.д., то можно сделать вывод, что эвристики целесообразнее всего отнести к категории общедидактических приемов.
Нам представляется полезным использовать вероятностный подход к определению понятия «эвристики». Например, В.М. Кроль [9] считает, что эв-ристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению. Аналогичная позиция встречается также у Д. Канемана (Daniel Kahneman) и А. Тверски (Amos Tversky) [7]: «Люди полагаются на ограниченное количество эвристических принципов, которые сводят сложные задачи по оценке вероятностей прогноцируемой ценности к более простым операциям суждения».
Проведенный анализ литературы позволил нам поставить вопрос о соотнесении таких понятий, как эвристические приемы, эвристические предписания, эвристики. В одних случаях к эвристикам относят приемы разрешения проблем, относящихся к определенной области, иногда отождествляемые с методами решения узкого круга задач, в других - приемы организации деятельности по разрешению проблемной ситуации. Так, В.И. Андреев [3] считает, что эвристики могут применяться не только отдельно, но и в системе -в виде эвристического предписания. В связи с этим мы будем различать собственно эвристические приемы и эвристические предписания (эвристические схемы), объединяя эти два понятия общим термином - «эвристики».
В педагогике [8] термин «прием» означает:
1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или дидактической педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях;
2) элемент метода, его составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Используя понятие «эвристический прием», мы подразумеваем:
1) элемент эвристического метода,
2) вид эвристик, содержащих указание на преобразующее действие, повышающее вероятность нахождения ключевой идеи для решения проблемной задачи и позволяющее свести ее решение к использованию уже известных алгоритмов.
Эвристические приемы составляют основу творческого решения любой проблемы. Например, в психологической литературе [4] приемы творческого воображения выражаются в общем виде: склеивание (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование, типизация. Эвристические приемы как основа художественного творчества описаны, например, Л.И. Шрагиной [19]. Наиболее четко структурирована база эвристических приемов, используемых в техническом творчестве. Основу инженерного творчества [15] составляет межотраслевой фонд эвристических приемов (МФЭП), включающий различные группы приемов. Достаточно четко описана система эвристических приемов, применяемых в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Г.С. Альтшуллером [2].
Термин «эвристическое предписание» в нашем рассмотрении следует понимать как некий обобщенный алгоритм, содержащий указания по возможному выбору действий, следуя которому решающий может выявить и реализовать связи внутри проблемной ситуации.
Эвристические предписания выполняют роль ориентиров в процессе решения задач, поэтому их следует рассматривать как приемы организации деятельности по решению определенного класса задач.
Л.М. Фридман [17] считает, что в зависимости от характера действий в виде алгоритма или в виде эвристической схемы может быть представлена ориентировочная основа действий, отмечая, что во всех случаях, когда учебный алгоритм не существует или его составление нецелесообразно для решения задач данного вида, метод их решения может быть изложен в форме особой эвристической схемы. Эвристическая схема состоит из системы таких указаний и ориентиров, пользуясь которыми человек при встрече с задачей может составить план ее решения или даже алгоритмы решения всех задач этого класса.
Итак, проявления эвристик двояки: как собственно эвристические приемы, так и приемы эвристической деятельности (эвристические предписания). Проведенное нами исследование [11] показало, что эвристические приемы образуют систему, которая должна включать общие (акцентуация, варьирование объекта, трансляция, редукция, варьирование пространства условий, реверсия), специальные (применяемые в процессе решения задач определенной области знания) и частные приемы (используемые для решения некоторого класса задач).
Анализ рассматриваемых понятий позволяет нам предложить следующие их дефиниции.
Эвристики - правила, имеющие неполное теоретическое обоснование и повышающие вероятность нахождения ключевой идеи для решения задачи.
Эвристический прием - вид эвристик, указание на преобразующее действие, повышающее вероятность нахождения ключевой идеи и позволяющее свести решение задачи к использованию уже известных алгоритмов.
Эвристическое предписание - вид эвристик, представляющий собой обобщенный алгоритм действий, направленных на поиск ключевой идеи.
Исходя из этого, система эвристик, используемых в процессе решения проблемы, представляется в следующем виде (рис. 1):
Общие
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
\
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ
г ^ Специальные (предметные)
: :
Частные (тематические)
Рис. 1. Система эвристик
С N
Э В Р И С Т И К И
ч_/
В качестве нерешенных нами проблем обозначим следующие:
1. Каков характер взаимосвязи общих эвристических приемов, как может выглядеть последовательность их применения в процессе решения задачи, стихийна ли эта последовательность или каким-либо образом детерминирована?
2. Каковы механизмы, посредством которых общие приемы конкретизируются в специальные, а те в свою очередь - в частные эвристические приемы?
3. Если принять положение о том, что проявления эвристик двояки -в виде эвристических приемов и эвристических предписаний, - то что первично: прием или предписание, или эта двойственность «однородна»?
Литература
1. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г.С. Альтшуллер - М.: Московский рабочий, 1973. - 296 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Типовые приемы устранения технических противоречий [Электронный ресурс] / Г.С. Альтшуллер. - Режим доступа: http://www.altshuller.ru/triz/techniaue1.asp.
3. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст]: методическое пособие / В.И. Андреев - М.: Высш. школа, 1981. -240 с.
4. Битянова, М. Бесполезное баловство? [Текст] / М. Битянова // Школьный психолог. -2000. - № 4.
5. Большой толковый психологический словарь [Текст] - М.: ВЕЧЕ-АСТ, 2000. - 356 с.
6. Джетуганов, Б.К. История и философия науки [Текст]: учебное пособие для аспирантов / Б.К. Джетуганов [и др.] - СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
7. Канеман, Д. Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики [Текст] // Психологический журнал - 2006. - № 2. - Т. 26. - С. 5-28.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
9. Кроль, В.М. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для техн. вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.
10. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
11. Мугаллимова, С.Р. Формирование эвристических приемов у учащихся в процессе обучения решению задач векторным методом [Текс]: дис... канд. пед. наук. - Омск, 2008.
12. Новая философская энциклопедия [Текст]. - М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - 676 с.
13. Огурцова, О.К. Частные эвристики как условие включения учащихся в поисковую деятельность на уроках стереометрии [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / О.К. Огурцова. - Саранск, 2002.
14. Пойа, Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание [Текст] / Д. Пойа. - М.: Наука, 1976. - 448 с.
15. Половинкин, А.И. Основы инженерного творчества [Текст]: ученое пособие для студентов втузов / А.И. Половинкин. - М.: Машиностроение, 1988. - 386 с.
16. Пушкин, В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении [Текст] / В.Н. Пушкин. - М.: Политиздат, 1967. - 272 с.
17. Фридман, Л.М Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
18. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А.В. Хуторской. -СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
19. Шрагина, Л.И. Логика воображения [Текст]: учебное пособие. - 2-е изд., дораб. [Текст] / Л.И. Шрагина. - М.: Народное образование, 2001. - 192 с.