Анацкая Алла Г еоргиевна
Anatskaya Alla Georgiyevna АНО ВПО «Омский экономический институт» Omsk Economic Institute Преподаватель/teacher 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень высшего профессионального образования)
E-Mail: [email protected]
Использование эвристических методов в процессе обучения информатике будущих бакалавров-менеджеров
The use of heuristic methods in the process of teaching of informatics future bachelors-managers
Аннотация: Информационные технологии все шире используются на современных предприятиях и оказывают существенное влияние на практику ведения бизнеса. Успешность существования и развития современных предприятий и организаций зависит от успешного управления в условиях информатизации деятельности. Предметом труда менеджеров является информация. В процессе профессионального обучения подготовка будущих бакалавров-менеджеров, способных креативно использовать информационные технологии в профессиональной деятельности является актуальной проблемой. Развивать креативность в сфере информационных технологий возможно с помощью эвристических методов обучения.
The Abstract: Information technologies are used increasingly in modern facilities and have a significant impact on business practices. The success of the existence and development of the modern enterprises and bodies depends on successful management in the conditions of Informatization of activity. The subject of the work of managers is the information. In the process of professional training of future bachelors-managers, able to creatively use informative technologies in professional activity is an actual problem. To develop creativity in the sphere of information technologies is possible with the use of heuristic methods of training.
Ключевые слова: Обучение информатике бакалавров-менеджеров, эвристические методы обучения, информационные технологии, креативность
Keywords: Training of computer science bachelors-managers, heuristic methods of teaching, information technology, creativity
***
В настоящее время, когда компьютеризация охватила все сферы деятельности, наблюдается увеличение функций информационных технологий и способов их применения в профессиональной деятельности. Компьютерные средства обеспечивают доступ в единое экономическое пространство и реорганизуют управленческие отношения. Управление современными предприятиями все в большей степени зависит от информированности управленческого персонала и их способности эффективно использовать имеющуюся информацию.
Один из идеологов менеджмента С.Крейнер, в своих работах формулирует концепцию менеджмента в условиях информационного общества, где отмечает что «изменения затрагивают многие стороны бизнеса:
• технологию: революция в области информационных технологий продолжает развиваться все быстрее, требуя все меньше чисто физического труда;
• организацию: появляются новые организационные структуры, в которых акцент делается на все более высокие скорости реагирования на изменяющуюся ситуацию;
• людей: сотрудники должны учиться новым навыкам и умениям и все лучше адаптироваться к неопределенной среде» [3].
Для менеджеров, которым приходится принимать решения в условиях большой неопределенности и риска, использование информационных технологий открывает новые возможности. Результатом труда менеджера является выработка управленческого решения и прежде чем предпринимать какие-либо действия, менеджеру необходимо выполнить сбор и анализ информации. Реализация рациональных действий в сфере управления требует обработки больших объемов информации, что практически невозможно без привлечения современных компьютерных средств.
Таким образом, информационные технологии являются инструментом в процессе принятия управленческих решений. Современный менеджер должен обладать навыками обработки информации и ее эффективного использования в своей деятельности, т.е. менеджеры должны проявлять творческий подход к использованию информационных технологий.
В связи с этим в процессе обучения менеджеров, в частности при обучении информатике необходимо применять такие формы и методы обучения, которые позволят сформировать креативность в сфере информационных технологий у будущих бакалавров-менеджеров. Развитие таких качеств будет способствовать повышению востребованности и конкурентоспособности выпускников-менеджеров.
Современными педагогами обсуждается проблема формирования личности способной к креативному использованию информационных технологий, и тем самым удовлетворять требованиям информационного общества и запросам работодателей.
Многие педагоги и психологи исследуя проблемы творчества (Е. Торранс, Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и др.), занимались изучением вопроса об условиях формирования креативности. Вслед за исследователями развития креативности в процессе профессиональной подготовки будем рассматривать креативность - как способность личности к творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления профессиональной деятельности.
Одним из важных факторов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие креативности в сфере использования информационных технологий, является учебная среда, которая должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития.
В настоящее время в процессе обучения информатическим дисциплинам в подавляющем большинстве практическая деятельность преподавателей опирается на использование типовых задач. При их решении зачастую используются алгоритмические методы обучения, предусматривающие выполнение определенных последовательных действий, точных инструкций.
Формирование подобных навыков оправдано на начальных этапах обучения, но в контексте профессионального образования, требуются не «кнопочные» и алгоритмические технологии обучения, а методы, предусматривающие креативный подход к применению информационных технологий в различных ситуациях профессиональной деятельности, которые невозможно заранее спрогнозировать. Для этого необходимо использовать такие задачи и мето-
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
ды обучения, которые позволяют развивать креативность студентов в сфере использования информационных технологий.
Многие педагоги и психологи считают, что для развития креативности необходимо систематически внедрять в учебный процесс активные методы обучения, в частности Е.В. Ба-товрина отмечает что «развитие устойчивых навыков креативности возможно лишь на регулярной основе в течение достаточно продолжительного времени» [1]. Таким образом, построение процесса обучения информатике должно опираться на использование тех методов обучения, которые позволяют целенаправленно развивать у студентов-менеджеров креативность в сфере использования информационных технологий.
Среди разнообразных методов обучения, позволяющих развивать креативные способности учащихся, интерес представляют эвристические методы. Целью эвристического обучения является не передача обучающимся опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными социально-экономическими аналогами. Необходимо, чтобы процесс усвоения знаний и формирования умений и навыков совершался через самостоятельные практические и умственные действия учащегося. Нужно поставить студентов в такие условия, когда не думать, не принимать решения они не могут [5].
Методическая система обучения представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-
регулятивный, оценочно-результативный. Изменение одного из компонентов ведет к изменению и остальных. Дополнение целевого компонента методической системы обучения информатике будущих бакалавров-менеджеров развивающей целью - развитием креативности в сфере информационных технологий, обуславливает, тот факт, что использование эвристических методов обучения должно быть направлено не только на усвоение знаний, но и на целенаправленное развитие креативности обучаемых, создавая условия для проявления ими самостоятельности и активности в процессе обучения.
Согласно концепции контекстного обучения, разработанной А. А. Вербицким в процессе обучения выделяют три взаимосвязанных уровня: базовый, квазипрофессиональный и учебно-профессиональный [2, с.48]. На базовом уровне студентами осуществляется учебная деятельность академического типа. На квазипрофессональном реализуется имитация профессиональной деятельности через деловые игры и ситуационные задачи. На учебнопрофессиональном осуществляется учебно-профессиональная деятельность посредством участия студентов в научно-исследовательской работе, в процессе производственной практики и стажировок.
Процесс обучения информатическим дисциплинам можно аналогичным образом разделить на взаимосвязанные уровни: от изучения основ информатики, до рассмотрения возможностей применения информационных технологий в профессиональной деятельности (рис).
Базовый уровень
комплексфундаментальных знаний в области современных компьютерных технологий обработки информации
Квазипрфессиональный
уровень
изучение информационных
технологий, обеспечивающих
п р о фе сси о н ал ьную де ятел ьн о сть
Профессиональный уровень
формирование навыков
использования информационных технологий в профессиональной деятельности
Рис. Модель процесса обучения информатике
За всю историю развития эвристического обучения разработано множество различных методов и их модификаций. Практика показала, что ряд методов имеет высокую эффективность и доступность для широкого применения.
В соответствии с содержанием этапов обучения информатическим дисциплинам эвристические методы подбираются таким образом, чтобы позволить постепенно формировать креативность у студентов-менеджеров, следуя критериями креативности Дж. Гилфорда (способность к обнаружению проблем; беглость, гибкость и оригинальность мышления; анализ и синтез). Причем использование эвристических методов обучения осуществляется накопляющим образом, т. е. методы, применяемые на базовом уровне, не исключают возможности их использования на последующих уровнях.
Это не означает, что процессе обучения будут опираться только на эвристические методы, не все изучаемые темы подходят для использования указанных методов. Выбор эвристических методов обучения при реализации учебной деятельности осуществлялся в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативности студентов, конкретных условий, сложившихся при выполнении задания [4].
Таким образом, в соответствии с уровневой моделью обучения информатике, представляется наиболее эффективным использование следующих эвристических методов обучения:
- на базовом уровне необходимо использовать эвристические методы, которые связанны с наблюдением, выявлением и описанием фактов, специфичных для изучаемых объектов, явлений и процессов, к таким методам относятся:
• метод контрольных вопросов - подготавливает и стимулирует студентов к творчеству в обнаружении и постановке проблемы;
• метод эвристического наблюдения - является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний.
- на квазипрофессиональном уровне следует применять эвристические методы обусловливающие деятельность студентов, направленную на привлечение и актуализацию уже имеющихся у них системы знаний для определения связей и зависимостей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами. Этим требованиям удовлетворяет метод мозгового штурма и его модификации, позволяющий генерировать большое количество разнообразных идей;
- на профессиональном уровне нужны эвристические методы, позволяющие поставить учащегося перед необходимостью организовывать определенным образом собственные познавательные действия, такими методами могут быть:
• метод многомерных матриц - позволяет решить сложные творческие задачи и
найти много новых, неожиданных, оригинальных идей;
• метод инверсии - ориентированный на поиск решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и
убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом;
• метод организованных стратегий - в основе этого метода лежат: а) принцип са-
моуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи; б) принцип отстранения, т.е. рассмотрения объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.
Таким образом, доля использования эвристических методов постепенно увеличивается от базового до профессионального уровня обучения информатическим дисциплинам.
При обучении с использованием эвристических методов, возможно создать своеобразный прообраз профессиональной деятельности. Обучающиеся, создавая индивидуальные образовательные продукты, моделируют на уровне своего развития и образования аналогичные процессы профессиональной сферы деятельности. В результате использования эвристических методов обучения развивается творческое мышление, что ведет к развитию креативности.
Креативное использование информационных технологий бакалаврами-менеджерами является залогом их успешной профессиональной деятельности в информационном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.-М.: ИЦ ПКПС- 2004 - 84 с.
3. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента / С. Крейнер; пер. с англ. — М.: ИН-ФРА-М, 2002. XVIII, 347 с.
4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.
5. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. - 2001.
- №1. - С. 4-10.