Научная статья на тему 'Концептуальная модель принятия управленческих решений на ликвидацию чрезвычайных ситуаций центром управления в кризисных ситуациях комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан'

Концептуальная модель принятия управленческих решений на ликвидацию чрезвычайных ситуаций центром управления в кризисных ситуациях комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
589
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / AUTOMATED SYSTEM / CONCEPT / EMERGENCY / MODELING / INFORMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Арифджанов Султан Бахтиярович

В статье рассматривается процесс принятия решений на ликвидацию чрезвычайной ситуации органом повседневного управления при поддержке корпоративной информационнокоммуникационной системы предупреждения и ликвидации ЧС Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Арифджанов Султан Бахтиярович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL MANAGEMENT DECISION MAKING TO EMERGENCIES CENTRE CRISIS MANAGEMENT COMMITTEE OF EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article deals with the conceptual model of decision-making at the elimination of the emergency control center in crisis situations with the support of corporate information and communication system of prevention and liquidation of emergency situations of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель принятия управленческих решений на ликвидацию чрезвычайных ситуаций центром управления в кризисных ситуациях комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан»

УДК 519.876.2

Арифджанов C.B.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ЛИКВИДАЦИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЦЕНТРОМ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ КОМИТЕТА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В статье рассматривается процесс принятия решений на ликвидацию чрезвычайной ситуации органом повседневного управления при поддержке корпоративной информационно-коммуникационной системы предупреждения и ликвидации ЧС Республики Казахстан.

Ключевые слова: автоматизированная система, концепция, чрезвычайная ситуация, моделирование, информация.

Arifdzhanov S.B.

CONCEPTUAL MODEL MANAGEMENT DECISION MAKING TO EMERGENCIES CENTRE CRISIS MANAGEMENT COMMITTEE OF EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS THE

REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article deals with the conceptual model of decision-making at the elimination of the emergency control center in crisis situations with the support of corporate information and communication system, of prevention and liquidation of emergency situations of the Republic of Kazakhstan. Keywords: automated system, concept, emergency, modeling, information.

Результаты анализа зарубежного и отечественного опыта свидетельствуют о том, что процесс принятия оперативных решений в чрезвычайных условиях осложняются существенной неопределенностью оценок основных факторов ситуаций, неоднозначностью в выборе способов их ликвидации, сложностью количественной оценки эффективности принимаемых решений. Даже при значительных материальных ресурсах органам управления приходится действовать в условиях острого дефицита времени, ограниченной точности и достоверности информации, ее неполноты, что может привести к принятию нерациональных и ошибочных решений, а следовательно, к большим потерям не только материального плана [1].

Одним из способов смягчения последствий ЧС является повышение оперативности принятия управленческих решений за счет внедрения автоматизированных систем поддержки принятий управленческих решений (АСППР).

В Республике Казахстан обеспечение повседневного управления Государственной системой Гражданской защиты (ГСГЗ) возложено

на Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан (КЧС МВД РК) и Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) территориальных подразделений городов и областей, позволяющие управлять силами, в различных режимах функционирования

И-

Согласно положению о ЦУКС КЧС МВД РК данный орган повседневного управления должен решать информационно-аналитические задачи, возникающие в процессе выработки управленческих решений, требующие комплексного анализа разнородных данных, учет их динамики и/или скрытых закономерностей [3].

Основу автоматизированной системы поддержки принятия решений в ЦУКС КЧС и ЕДДС областей составит реализуемая в настоящее время корпоративная информационно-коммуникационная система государственной системы гражданской защиты (КИКС ГСГЗ)

[4,5].

Система КИКС ГСГЗ призвана обеспечить межведомственное информационное взаимо-

действие и поддержку принятия решений на-основе современных методов анализа, моделирования и прогнозирования ЧС и ликвидации их последствий при работе сотрудников ЦУКС КЧС [5].

В результате поэтапного внедрения проекта КИКС ГСЧС в пределах предусмотренных бюджетных средств, предполагается достижение следующих целей:

создать эффективную систему мониторинга потенциально опасных промышленных объектов и территорий и прогнозирования возможности возникновения ЧС;

повысить достоверность и полноту циркулирующей информации, упорядочение ее потоков;

повысить быстродействие принятия решений и эффективности мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.

В результате проведенного системного анализа процесса принятия управленческих решений в организационную структуру ЦУКС предлагается ввести аналитические и прогнозные подразделения, одной из основных задач которых является выработка предложений по формированию группировки сил и управление ею в процессе ликвидации последствий ЧС.

Для определения структуры решаемых задач, связей между элементами, коммуникационных каналов, потоков и содержания циркулирующей информации по потокам, была построена концептуальная модель системы принятия решения органом повседневного управления КЧС МВД РК при возникновении ЧС в условиях мирного времени [6,7,8].

В связи с тем, что в работе операторов участвуют системы «человек-машина», обработка данных оператором проводиться с учетом погрешностей, связанных с методическими ошибками обработки информации (выбор математического аппарата) и субъективным характером человека (субъективная погрешность).

Обработка разнородных данных, поступающих с постов постоянного мониторинга потенциально опасных объектов и участков территории Республики, или при возникновении ЧС различных видов разведки зоны ЧС (пешая, автомобильная, воздушная), проводится абстрактным оператором А1, вид которого представлен соотношением:

А1 : Т х Хчс х Емон х а\ х «2 ^ фра3в, (1)

где

Т - множество времен, в которых функционирует система;

Хчс - множество характеристик состояния потенциально опасных участков или обстановки в зоне ЧС;

Емон - множество данных с постов постоянного мониторинга (гидро-, метео-, сейсмопо-сты);

а1 - множество внутренних факторов, влияющих на проведение разведки;

а2 - множество внешних факторов, влияющих на проведение разведки;

х

ния;

С^разв - множество данных о состоянии зоны ЧС или потенциально опасных объектов.

Результатом работы оператора является множество данных о состоянии зоны ЧС или потенциально опасных объектов, приведенных к одной измерительной шкале - С^разв.

Анализ сложившейся ситуации проводится на основании множества данных о состоянии зоны ЧС, смоделированных оператором А1, и/или информации непосредственно из ЕДДС областей, данный вид работы проводится абстрактным оператором А2, вид которого представлен соотношением:

А2 : Т X ^раз в X /ЕДД С X /сми X X ^ 2 X К 2 X д X х/бз ^ №ас, (2)

где:

/

альных подразделений; /

вавшемся информационном поле в зоне ЧС;

- множество методических погрешностей, влияющих на анализ ситуации;

^2 - множество субъективных погрешностей, влияющих на анализ ситуации; / /

2

ции;

Шж - множество текущего состояния потенциально опасных объектов и/или участков территории и зоны ЧС.

Результатом работы оператора является множество состояния потенциально опасных объектов и/или участков территории и зоны ЧС - №ас.

Возможность возникновения вторичных аварийных ситуаций на объектах и ЧС на территории моделируется абстрактным оператором АЗ, вид которого представлен соотношением:

А3 . X X -^прог X X К3 X Тбд

Х^бз ^ ^пасп; (3)

где:

/прог - множество описаний зоны ЧС на горизонт прогноза;

множество методических погрешностей;

Кз - множество критериев возникновения вторичных факторов;

Кпжп множество возможных вторичных ЧС.

Исходными данными для работы оператора является множество текущих состояний объектов и/ или территорий, моделируемое абстрактным оператором А2, множество состояний опасных объектов и/или зоны ЧС на горизонт прогноза, моделируемое абстрактным оператором А5. Результатом моделирования является множество ВОЗМОЖНЫХ вторичных ЧС ^ Дпасп-

Оценка текущего состояния ситуации моделируется абстрактным оператором А 1. вид которого представлен соотношением (4). Исходными данными для работы оператора является множество текущих состояний потенциально опасных объектов и/или участков территории и зоны ЧС, смоделированные абстрактным оператором А2, и множество возможных вторичных ЧС, смоделированные абстрактным оператором АЗ.

А4 : Т х Шж х ЕПаш Х К2 Х А1 Х Л2 ^ У00, (4)

где:

К4 - множество критериев оценки обстановки;

А1 - множество методических погрешностей;

Л2 - множество субъективных погрешностей;

Г00 _ множество значений показателей степеней опасности обстановки в зоне ЧС.

Результатом работы оператора является множество значений показателей степеней опасности обстановки в зоне ЧС - У00.

Для выработки множества предложений во множество решений ЛИР, помимо текущего состояния потенциально опасной территории (объекта) и/или обстановки в зоне ЧС и их оценок, необходимо знать прогноз развития ситуации в зоне ЧС с учетом проводимых работ и результаты оценки возможной ситуации.

Операция по прогнозированию выполняется абстрактным оператором А5, вид которого представлен соотношением:

А5 : Т X X Шас(г — 1) X #мон X Б X щ

прогн,

(5)

где:

Шж (¿) - множество данных о зоне ЧС (текущее) ;

Шж (£ — 1) - множество данных о зоне ЧС (предыдущее);

И - множество непосредственно выполненных работ;

- множество методических погрешностей;

/прогн - множество описаний зоны ЧС на горизонт прогноза.

Результатом работы оператора является множество описаний зоны ЧС на горизонт прогноза -^р[р0рр[ •

Определение множества значений показателей степеней опасности ситуации в зоне ЧС на горизонт прогноза моделируется абстрактным оператором А6, вид которого представлен соотношением (6). Исходными данными для работы оператора является множество описаний опасных объектов и/или зоны ЧС на горизонт прогноза, моделируемое абстрактным оператором А5, и множество возможных вторичных ЧС, моделируемое абстрактным оператором АЗ.

А6 : Т х / X ^пасп X К4 X Ш1 X Ш2 X Кб

^ Уоо{т), (6)

где:

Кб - множество критериев оценки прогноза обстановки;

ш1.......... множество методических погрешностей;

ш2 .......... множество субъективных погрешностей;

У00(т) - множество значений показателей степеней опасности ситуации в зоне ЧС на горизонт прогноза.

Результатом работы оператора является множество значений показателей степеней опасности ситуации в зоне ЧС на горизонт прогноза

^о (т )•

Формирование множества предложений для множества решений ЛПР осуществляется абстрактным оператором А7, вид которого представлен соотношением (7), исходными данными для работы которого является множество текущих и прогнозных описаний состояний зоны ЧС, множество возможных вторичных ЧС, а также множество значений показателей степеней опасности текущей и прогнозной обстановки в зоне ЧС, моделируемые абстрактными операторами А2, АЗ, А4, А5, А6 соответственно и сформированного информационного поля, моделируемого абстрактным оператором А13.

А7 : Т X Wac X Yoa(T) X /сми х G X /бд X /бз X

хС X ß\ X ß2 ^ ^предлссно (7)

где:

G - множество данных о резервах; С - принятая система ценностей; ßi - множество методических погрешностей, влияющих на выработку предложений;

ß2 _ множество субъективных погрешностей, влияющих на выработку предложений;

^предлож _ множество предложений во множество решений решение ЛПР.

Результатом работы оператора является множество предложений в решения ЛПР -

^предлож •

Работу по оценке последствий планируемых к выполнению мероприятий моделирует абстрактный оператор А8, вид которого представлен соотношением:

А8 : ^предлож х Т1 х К8 ^ Upeш, (8)

где:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

71 - множество методических погрешностей, влияющие на оценку управленческого решения;

8

ствий принятых решений.

Результатом работы оператора является множество управленческих решений, содержащих комплекс мероприятий, направленных на смягчение последствий ЧС - ^(Реш)-

Оценку полученного множества управленческих решений, содержащих комплекс мероприятий, направленных на предупреждение или смягчение последствий ЧС, моделирует абстрактный оператор А9, вид которого представлен соотношением:

А9 : Т X и(реш)С X Х1 X Х2 ^ ^утвЛибо^кор, (9) где:

£1 - множество методических погрешностей, связанных с обработкой информации и выбором математических моделей;

^2 - множество субъективных погрешностей.

иутв - принятое к исполнению управленческое решение;

Ькор - команда на корректировку предложений в управленческое решение.

Результатом работы оператора является либо решение ЛПР о принятии к исполнению -иутв, либо команда на корректировку управленческого решения - Ькор.

Работу по принятию окончательного решения моделирует абстрактный оператор А10, вид которого представлен соотношением:

А10 : Т X Щреш) X С X Ö2 ^ Щутв), (10)

где:

§2 - множество субъективных погрешностей, допущенных при принятии решений;

U(утв) _ множество принятых к исполнению управленческих решений.

Результатом работы оператора является управленческое решение - U(yTB), содержащее рациональный комплекс мероприятий, направленных на защиту населения и территорий.

Процесс корректировки существующих и разработки новых планов по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, разработка руководящих документов и их доведение до исполнителей проводится на основании принятого управленческого решения и моделируется абстрактным оператором All, вид которого представлен соотношением:

А11 : Т х Щутв) х V2 ^ U, (11)

где:

U - множество руководящих документов;

V\ - множество субъективных погрешностей, допущенных при подготовке руководящих документов.

Результатом работы оператора является управляющее воздействие на силы территориальной подсистемы ГСГЗ, привлекаемые на ликвидацию ЧС - D. Моделирование процесса осуществляется абстрактным оператором А12, вид которого представлен соотношением:

А12 : Т X и ^ Д (12)

где:

и - приказ или иной руководящий документ;

Г) - множество работ, направленных на предупреждение, смягчение последствий, и ликвидацию последствий ЧС.

С целью предотвращения массовых волнений среди населения в зоне ЧС, моделирование оценки обстановки и выработку предложений, необходимо проводить с учетом сформированного информационного поля об обстановке в зоне ЧС и результатах деятельности органов управления различного уровня. Моделирование работы по формированию информационного поля осуществляет абстрактный оператор А 13, исходными данными для работы которого является информация, представленная в средствах массовой информации.

В базе данных системы содержится информация о состоянии сил и средств территориальной подсистемы и возможных вторичных ЧС, в базе знаний - правила, по которым проводятся мероприятия, направленные на предупреждение, смягчение и ликвидацию последствий ЧС. Имеющиеся в них сведения являются базовыми для проведения комплекса мероприятий по защите населения и территории и используются соответствующими операторами системы. Базы данных и знаний постоянно пополняются в процессе функционирования системы, что расширяет возможности управляющей системы.

Разработанная концептуальная модель графически представлена на рисунке 1,

где:

А1 - А13 абстрактные операторы системы;

а, у, £ - множество

внутренних и внешних погрешностей, влияющих на работу операторов;

С - множество данных о наличии резерва;

К - множество критериев;

С - множество систем ценностей.

Рисунок 1 Концептуальная модель принятия решений центром управления в кризисных

ситуациях при возникновении ЧС

Таким образом, концептуальную моделью принятия управленческих решений в ходе ликвидации ЧС следует рассматривать как систему, включающую в себя совокупность множества элементов, находящихся в отношениях и связях и образующих определенное целостное единство.

Разработанная концептуальная модель позволяет:

выявить структуру системы выработки

управленческих решений, направленных на защиту населения и территорий в случае угрозы и возникновения ЧС;

определить источники и потребителей информации, необходимой для выработки управ-лен ческих решений;

сформировать осуществляемое в процессе ликвидации ЧС направление деятельности руководителя ликвидации ЧС но разработке рациональных управленческих решений.

Литература

1. Седышев В.В. Совершенствование процесса принятия решений при управлении силами и средствами МЧС России в чрезвычайных ситуациях. (На примере Северо - Западного региона): Автореферат дис. канд. техн. наук. http://tekhnosfera.com/sovershenstvovanie-protsessa-prinyatiya-resheniy-pri-upravlenii-silami-i-sredstvami-mchs-rossii-v-chrezvychaynyh-situatsi (дата обращения 4.03.2016).

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2015 года № 431. http://online.zakon.kz/document/ (дата обращения 4.03.2016).

3. Тетерин U.M.. Топольский П.Г., Чухно В.И. Центры управления в кризисных ситуациях и система информирования и оповещения населения: учебное пособие/ под общ. ред. Тополь-ского П.Г. - М.: Академия ГПС МЧС России-2010.-269 с.

4. Концепция предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и

совершенствования государственной системы управления в этой области, утвержденной постановлением правительства РК №1154 от 23.11.05 г. http://ru.government.kz/docs/ (дата обращения 9.03.2016).

5. Документация проекта «Технико-экономическое обоснование «Корпоративной информационно-коммуникационной системы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (КИКС ГСЧС) 2011 г.

6. Добров, А.В. Математические модели: учебное пособие/А.В.Добров.-Новогорск: Изд-во АГЗ МЧС России, 2000.-76 с.

7. Волкова В.П., Денисов А.А. «Основы теории управления и системного анализа» — СПб.: Изд-во СП6ГТУ.-1997.

8. Мухин В.И., Малин А.С. Исследование систем управления: текст лекций, часть 1 «Концептуальные основы исследования систем управления» / Мухин В.И., Малин А.С. - Новогорск: Изд. АГЗ 2009. - 122 с.

Рецензент: кандидат военных наук, профессор Малышев В. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.