Научная статья на тему 'Создание и развитие единой информационно-управляющей системы прогнозирования, раннего оповещения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций в Кыргызской Республике'

Создание и развитие единой информационно-управляющей системы прогнозирования, раннего оповещения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / CIVIL PROTECTION / UNIFIED MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM / INFORMATION CENTERS / CENTER FOR CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темиралиев Таалайбек Асанбекович

Описаны состояние и перспективы развития единой информационно - управляющей системы прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темиралиев Таалайбек Асанбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation and Development of a Unified Information Management System for Forecasting, Early Warning, Prevention and Management of Emergency and Crisis Situations in the Kyrgyz Republic

Are describe the status and prospects of a unified information the control system of forecasting and disaster and crisis situations Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие единой информационно-управляющей системы прогнозирования, раннего оповещения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций в Кыргызской Республике»

/10 Civil SecurityTechnology, Vol. 9, 2012, No. 2 (32)

УДК 614.8.013

Создание и развитие единой информационно-управляющей системы прогнозирования, раннего оповещения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций в Кыргызской Республике

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

Т.А. Темиралиев

Аннотация

Описаны состояние и перспективы развития единой информационно - управляющей системы прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций Кыргызской Республики.

Ключевые слова: гражданская защита; единая информационно-управляющая система; информационные центры; центр управления в кризисных ситуациях.

Creation and Development of a Unified Information Management System for Forecasting, Early Warning, Prevention and Management of Emergency and Crisis Situations in the Kyrgyz Republic

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

T. Temiraliev

Abstract

Are describe the status and prospects of a unified information — the control system of forecasting and disaster and crisis situations Kyrgyz Republic.

Key words: civil protection; unified management information system; information centers; Center for Crisis Management.

На современном этапе развития человечества, в условиях роста количества катастроф и стихийных бедствий, а также масштабов их проявления, приоритетом государств является повышение готовности органов управления, сил и средств для проведения защитно-предупредительных мероприятий и экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В этом плане Кыргызская Республика не исключение.

Всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых и точных решений и действий. Почти во всех странах мира для решения подобных задач существуют службы оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях (спасательная служба, скорая медицинская помощь, противопожарная служба, полиция и др.). В работе этих служб есть три общих момента:

скорость реагирования системы (промежуток времени, прошедший с момента получения сигнала о бедствии и до момента начала оказания помощи);

как правило, комплексный характер требуемой помощи;

зависимость эффективности действий служб экстренного реагирования от времени поступления, объема и достоверности информации, которой с самого начала располагают спасатели.

Одним из важных составляющих в вопросах повышения готовности Государственной системы Гражданской защиты, является применение инновационных информационных технологий, которые заложены в Единой информационно-управляющей системе в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике (ЕИУС). Это обусловило создание специальных телекоммуникационных систем, в задачи которых входит организация оказания помощи в чрезвычайной ситуации независимо от вида и масштабов этой ситуации. Основу этой системы составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных.

При создании единой информационно-управляющей системы был учтен опыт соседних и ведущих стран мира в области информационных технологий, и мы признаем, что большой прорыв в данном направлении достигнут в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики №1 от 3 января 2011 года утверждено Положение о ЕИУС в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике. Указанная система предназначена для: автоматизации деятельности органов управления Государственной системы Гражданской защиты (ГСГЗ);

повышения оперативности, надежности, обоснованности и качества принятия управленческих решений;

широкой и всесторонней автоматизации процессов управления силами и средствами ГСГЗ;

доведения управленческих решений и сигналов раннего оповещения до органов управления и населения о чрезвычайных и кризисных ситуациях.

Единая информационно-управляющая система представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих выполнение основных задач системы.

Применение передовых технологий позволит автоматизировать и формализовать сбор, обработку и представление органам управления Государственной системы Гражданской защиты оперативной информации о ЧС, организацию мониторинга и прогнозирования ЧС.

Главной задачей единой информационно-управляющей системы является обеспечение тесного взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций в осуществлении деятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

В соответствии с Положением, координация деятельности единой информационно-управляющей системы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях республиканского масштаба осуществляется Президентом — Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики с привлечением республиканских органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций.

Общее руководство единой информационно-управляющей системой осуществляется Премьер-министром — начальником Гражданской защиты Кыргызской Республики и организуется по территориально-производственному принципу.

В повседневной деятельности руководство единой информационно-управляющей системой возлагается на Министра чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики — заместителя председателя Межведомственной комиссии по Гражданской защите Кыргызской Республики.

Руководство единой информационно-управляющей системой в органах исполнительной власти, организациях и службах осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками Гражданской защиты указанных органов и организаций.

Руководство единой информационно-управляющей системой на территории областей, районов, городов и аильных аймаков осуществляется главами местных государственных администраций, руководителями органов местного самоуправления, являющихся по должности начальниками Гражданской защиты на своих территориях.

/12 См! 8есигйуТес1то!оду, Уо!. 9, 2012, N0. 2 (32)

Руководители единой информационно-управляющей системы всех уровней несут персональную ответственность за качественную организацию управления деятельностью ГСГЗ и осуществление мероприятий Гражданской защиты на соответствующих территориях, в отраслях и на объектах.

В соответствии с положением о ЕИУС намечено развитие трех основных компонентов: ЦУКС МЧС КР, ОКСИОН, ЕГДДС-112.

Органами повседневного управления единой информационно-управляющей системы являются:

на республиканском уровне — Центр управления в кризисных ситуациях Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

на территориальных уровнях — центры управления в кризисных ситуациях областных управлений МЧС КР и соответствующие диспетчерские службы.

Деятельность органов управления единой информационно-управляющей системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых современными информационно-телекоммуникационными средствами управления, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Для построения тактического плана ликвидации на основе утвержденной модели используются обширные информационные базы данных различных министерств и ведомств и т.д.

Весь этот объем информации, благодаря ЕИУС, теперь доступен оперативной дежурной смене ЦУКС в режиме реального времени для мониторинга развития ЧС и, в необходимых случаях, коррекции тактического плана и принятия оперативных решений.

Вся информация, включая прогнозы развития на географических картах, транслируется на видеоэкран. Вся эта информация доступна одновременно всем специалистам, участвующим в ликвидации ЧС.

ЕИУС включает в себя также всю информацию о силах и средствах - ресурсах материально-технического обеспечения (МТО), которые могут быть задействованы в конкретном регионе (наличие и количество машин, пожарно-спасательных команд, число спасателей и их компетенция, время развертывания и т.п.) для ликвидации.

ЦУКС выполняет также не только координационную, но и контрольную функцию выполнения мероприятий по ликвидации ЧС локального уровня, поскольку может получать всю необходимую информацию для контроля сроков и объемов выполнения оперативного плана ликвидации ЧС, в т.ч. для внесения в него оперативных изменений.

Кроме того, все отчеты о ликвидации ЧС поступают в ЦУКС, пополняя базу данных ЧС, которая служит не только для контроля и оценки выполненных мероприятий, но и, в том числе, для разработки на их

опыте оперативных (тактических) моделей прогноза развития ЧС.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике реализован начальный этап, где созданы Центры управления в кризисных ситуациях МЧС Кыргызской Республики во всех областях, городах Ош и Бишкек. Созданы два подвижных пункта управления по северному и южному направлению, с возможностью передачи информации с мест чрезвычайных ситуаций, в том числе видео, в режиме реального времени. Указанная информация передается в ЦУКСы МЧС Кыргызской Республики гг. Ош и Бишкек по спутниковым каналам связи, тем самым создается возможность для своевременного принятия Межведомственной комиссией по Гражданской защите Кыргызской Республики объективного решения.

Этим мы завершили охват всех регионов, что позволило в режиме он-лайн оценивать масштабы чрезвычайных ситуаций и оперативно принимать решения по привлечению сил и средств для их ликвидации. Это позволит значительно экономить финансовые средства за счет уменьшения командировочных расходов, сокращения расходов на транспорт и т.д.

ОКСИОН является составной частью системы управления Гражданской защиты по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской защите и значительного увеличения финансовых затрат.

Целью создания ОКСИОН является совершенствование информирования и оповещения населения об угрозе возникновения кризисных ситуаций; повышение эффективности подготовки населения в области Гражданской защиты; обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций; мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

В повседневном режиме дежурная смена обеспечивает отражение обучающей и другой профилактической информации на терминальных комплексах, осуществляет мониторинг прилегающих к терминальным комплексам территорий.

Информационные центры являются одними из основных элементов системы управления различными типами оконечных устройств.

С возникновением (угрозой возникновения) чрез-

вычайной и кризисной ситуации информационные центры осуществляют управление терминальными комплексами, входящими в зону их ответственности, для трансляции оперативных информационных материалов.

Единая Государственная дежурно-диспетчерская служба 112 является элементом органа повседневного управления единой информационно-управляющей системы, создается при органе управления районов (городов) и является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, в состав которой наряду с ЕГДДС входят дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования («102», «103», «104»), жилищно-коммунального хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой.

Создание ЕГДДС не отменяет существующего до ее появления в городских дежурно-диспетчерских службах порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам «102», «103», «104» и другим).

Следует отметить, что не взирая на общественно-политическую обстановку в стране, руководство и весь личный состав Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики все свои усилия направляет на защиту населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершенствование системы Гражданской защиты.

Особо хочется отметить международное сотрудничество. Без общих усилий задачу по защите населения не решить. Сотрудничество в области ГЗ является ключом к развитию в этой области. На востоке говорят: «Сила в единстве» т.е. все несчастья и беды мы должны преодолевать сообща. Данное изречение есть не только у кыргызского народа, но и во всех странах СНГ. Все мы по мере своих сил стараемся сотрудничать и налаживать добрососедские отношения.

Литература

1. Качанов С.А., Агеев С.В., Могильников С.А., Ковтун О.Б., Грачев В.Л., Романов А.С. Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4. С. 10—14.

2. Агеев С.В., Чухров И.П., Хайновский А.С. Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в системе-112 // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 47—54.

3. Зубков В.Н., Агеев С.В., Денисов О.В., Тыминский В.В., Акульшин С.Б. Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания системы-112. Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 60—64.

4. Нехорошев С.Н., Агеев С.В., Кудрявцев В.Н., Горбачев А.В. Интегрированная система приема и обработки вызовов и подсистема мониторинга стационарных и подвижных объектов на базе ЕДДС муниципального образования // Технологии гражданской безопасности. 2008. Т. 5. № 4. С. 75—80.

5. Нехорошев С.Н., Подиновский В.В., Потапов М.А., Агеев С.В., Романов А.С. Использование теории многокритериального выбора в системе поддержки принятия решения НЦУКС МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2008. Т. 5. № 1—2. С. 128—130.

6. Попов А.П., Нехорошев С.Н., Агеев С.В., Романов А.С., Чухров И.П. Основные положения построения системы поддержки принятия решения ситуационного центра // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 3. С. 21—25.

7. Агеев С.В., Денисов О.В., Хайновский А.С., Кудрявцев В.Н. Программно-технический комплекс по управлению силами и средствами при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с учетом перехода на единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» // Технологии гражданской безопасности. 2009. Т. 6. № 3—4. С. 195—200.

8. Нехорошев С.Н., Романов А.С., Иваненко А.О. К вопросу использования ГЛОНАСС в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 55—56.

9. Кудрин А.Ю., Ковтун О.Б. Основание структуры системы ситуационных центров МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 3. С. 12—16.

10. Кудрин А.Ю., Ковтун О.Б., Собакин Ф.С. Структура, задачи и основы функционирования центра поддержки принятия решений ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 3. С. 26—28.

Сведения об авторе

Темиралиев Таалайбек Асанбекович: МЧС Кыргызской

Республики, статс-секретарь.

723500, г Ош, ул. Р. Моминовой, д. 11.

720055, г Бишкек, ул. А. Токтоналиева, д. 2/1.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.