Научная статья на тему 'Опыт внедрения единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике'

Опыт внедрения единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ (ДАЛЕЕ — ГСГЗ) / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА В ЧС В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ЕИУС КР) / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА-112 (СИСТЕМА-112) / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ (ОКСИОН) / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЦУКС) / UNIFIED INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM IN EMERGENCY SITUATIONS IN THE KYRGYZ REPUBLIC (UIMS KR) / CENTER FOR CRISIS SITUATION MANAGEMENT (CCSM) / NATIONAL CIVIL DEFENCE SYSTEM / CENTER FOR CRISIS SITUATIONS MANAGEMENT / DATA COMMUNICATION AND TRANSMISSION CENTER / SYSTEM-112 / NATIONAL COMPREHENSIVE SYSTEM FOR POPULATION NOTIFICATION AND WARNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темиралиев Таалайбек Асанбекович, Сваров Мухамед Харсанович

В статье отражены принципы построения основных компонентов Единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике (ЕИУС КР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темиралиев Таалайбек Асанбекович, Сваров Мухамед Харсанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the Implementation of Unified Management Information System in Emergency and Crisis Situations in the Kyrgyz Republic

The article describes the principles of the main components of the Unified Information Management System in Emergency and Crisis Situations in the Kyrgyz Republic (UIMS KR).

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике»

/8 Civil SecurityTechnology, Vol. 10, 2013, No. 4 (38)

УДК 614.8

Опыт внедрения единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

Т.А. Темиралиев, М.Х. Сваров

Аннотация

В статье отражены принципы построения основных компонентов Единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике (ЕИУС КР).

Ключевые слова: Государственная система Гражданской защиты (далее — ГСГЗ); единая информационно-управляющая система в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике (ЕИУС КР); единая государственная дежурно-диспетчерская служба-112 (система-112); Общегосударственная комплексная система информирования и оповещение населения (ОКСИОН); центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС).

Experience in the Implementation of Unified Management Information System in Emergency and Crisis Situations in the Kyrgyz Republic

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

T. Temiraliev, M. Svarov

Abstract

The article describes the principles of the main components of the Unified Information Management System in Emergency and Crisis Situations in the Kyrgyz Republic (UIMS KR).

Key words: National Civil Defence System; Unified Information Management System in Emergency and Crisis Situations in the Kyrgyz Republic (UIMS KR); Center for Crisis Situations Management; Data Communication and Transmission Center; System-112; National Comprehensive System for Population Notification and Warning; Center for Crisis Situation Management (CCSM).

Кыргызская Республика расположена на большей части горной системы Тянь-Шаня и северных районов Памира, более 90 % ее территории находится выше 1500 м над уровнем моря.Она характеризуется высокой сейсмичностью, сложностью геологического строения, большой расчлененностью рельефа с чередованием горных хребтов и впадин.

В Кыргызской Республике наиболее часто возникают такие чрезвычайные ситуации, как прохождение селевых и паводковых потоков, сход снежных лавин, землетрясение, повышение уровня грунтовых вод и др.

Серьезные климатические и геологические угрозы оказывают постоянное воздействие на население республики, вследствие чего республике требуется надежная, интегрированная система по реагированию на возможные бедствия.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования создания единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике (ЕИУС КР), руководство министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики приняло решение о поэтапной реализации указанного проекта.

На предварительном этапе были запланированы изучение опыта передовых стран, разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ЕИУС, поиск финансирования поэтапного проекта.

В целях оптимизации системы государственного управления в 2009 году в Кыргызской Республике объединены две системы — единая Государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона — в Государственную систему Гражданской защиты Кыргызской Республики (закон КР «О Гражданской защите» №239 от 20.07.2009г.).

В рамках дальнейшей реформы были определены два важнейших направления в области развития Государственной системы Гражданской защиты КР, которые на сегодняшний день реализуются в МЧС Кыргызской Республики — это создание и развитие единой информационно-управляющей системы и создание пожарно-спасательной службы.

Одним из важных составляющих в вопросах повышения готовности Государственной системы Гражданской защиты Кыргызской Республики является применение инновационных информационных технологий, которые заложены в Единой информационно-управляющей системе в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике. Это обусловило создание специальных телекоммуникационных систем, в задачи которых входит организация оказания помощи в чрезвычайной ситуации независимо от вида и масштабов этой ситуации. Основу этой системы составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных.

Единая информационно-управляющая система предназначена для автоматизации деятельности органов управления Государственной системы Гражданской защиты (далее — ГСГЗ), повышения оперативности, надежности, обоснованности и качества принятия управленческих решений на основе интеграции информационных ресурсов, широкой и всесторонней автоматизации процессов управления силами и средствами, доведения управленческих решений и сигналов раннего оповещения до органов управления и населения о чрезвычайных и кризисных ситуациях(постановление ПКР №1 от 3 января 2011 года).

Для решения задач по обеспечению комплексной безопасности, защиты населения и территорий республики от ЧС, Правительство КР возложило вопросы по развитию единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике на МЧС Кыргызской Республики, как органа постоянного управления Государственной системы Гражданской защиты Кыргызской Республики.

Было издано постановление Правительства Кыргызской Республики № 1 от 3.01.2011г. о Единой информационно-управляющей системе в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике, основными компонентами которого является совершенствование органов повседневного управления, создание единой государственной де-журно-диспетчерской службы-112 (система-112) и Общегосударственной комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН).

Также постановлениями Правительства Кыргызской Республики утверждены и одобрены:

Программа развития органов повседневного управления (центров управления в кризисных ситуациях) единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях государственной системы Гражданской защиты Кыргызской Республики (№ 224 от 3 апреля 2012 года);

Программа создания и развития общегосударственной комплексной системы информирования и оповещения населения на 2011—2014 годы (№ 506 от 25 августа 2011года);

Концепция создания системы обеспечения вызова оперативных служб, единой государственной дежур-но-диспетчерской службы-112 на базе подразделений Агентства по пожарной безопасности при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики на 2011—2014 годы (№ 618 от 6 октября 2011 года).

Создание и развитие компонентов ЕИУС КР предусмотрены в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013—2017 годов, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года, и в Плане реализации Стратегии комплексной безопас-

См! SecurityTechnology, Vol. 10, 2013, N0. 4 (38)

ности населения и территорий Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях до 2020 года, утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики № 357 от 2 июня 2012 года.

В рамках реализации первого этапа проекта, в соответствии с заключенным договором с федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России» разработаны технико-экономическое обоснование и проектно-смет-ная документация по развитию компонентов ЕИУС в Кыргызской Республике.

Реализация мероприятий по развитию компонентов ЕИУС КР ввиду больших капиталовложений разбита на 5 этапов, завершение которой ожидается в 2017 году.

Учитывая специфику республики, для экономии финансовых и человеческих ресурсов разработаны технические решения по оптимизации проектируемых структур компонентов ЕИУС, в частности:

Создание единой системы связи и передачи данных для обеспечения функционирования компонентов ЕИУС в КР (ЦУКС, система-112, ОКСИОН).

Создание двух ЦОВ, включая центры обработки и хранения данных с возможностью их географического и технического резервирования в гг. Бишкек, Ош, с охватом по северу 4 областей и г. Бишкек, и по югу 3 областей и г. Ош.

Предусматривается взаимное использование программно-аппаратного комплекса для всех трех компонентов ЕИУС.

Для реализации первого этапа ЕИУС предусматривается:

По органам повседневного управления (ЦУКС) ЕИУС:

1. Разработка технического решения по созданию сети Интранет МЧС КР и организация служебной (внутренней) телефонной связи (№) в системе ЦУКС МЧС КР.

2. Создание подсистемы оперативного управления (подключение к ОДС блока боевого управления).

3. Подключение системы мониторинга к ОДС (Информационно-навигационная подсистема).

4. Разработка подсистемы спутникового слежения GPS/ГЛОНАСС.

5. Создание автоматизированных рабочих мест для ОДС ЦУКС МЧС КР с обеспечением взаимного резервирования в гг. Бишкек и Ош.

6. Создание необходимых программных и аппаратных средств для обработки Баз данных.

7. Развитие системы ГИС и поддержки принятий решений.

8. Внедрение Системы поддержки принятий решений.

В рамках проекта предусматривается расширение

единого информационного пространства государственной системы Гражданской защиты, включая все службы ГЗ КР (система электронного взаимодействия).

Для этого будут использованы передовые технологии в области передачи данных, в том числе спутниковые каналы связи. По системе-112:

1. Создание 2-х центров обработки вызовов (ЦОВ в гг. Бишкек и Ош) с возможностью взаимного георезервирования.

2. Объединение в общую закрытую сеть всех де-журно-диспетчерских служб в республике (101, 102, 103, 104, 161, РЭС, Водоканал, диспетчерские пункты мэрии городов и государственных администраций).

3. Возможность автоматизированной передачи на соответствующие уровни органа повседневного управления ГСГЗ (ЦУКСы) информации о сложных вызовах (имеющих признаки Чрезвычайных Ситуаций или требующих комплексного реагирования) из системы-112.

4. Получение отчета в автоматическом режиме по карточкам приема сообщений с дежурно-диспетчер-ских служб министерств и ведомств.

По ОКСИОН:

Для оповещения и информирования органов управления и должностных лиц ГСГЗ КР и населения будет создаваться общегосударственная комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН) Кыргызской Республики, в которую также будет интегрирована существующая система централизованного оповещения населения.

Для оповещения населения в Кырызской Республике планируется использовать: систему электросиренного оповещения; радиовещание (FM, УКВ-ЧМ); телевизионное вещание; систему уличной звукофикации; систему сотовой связи дляsms рассылок; стационарную телефонную связь общего пользования;

терминальные комплексы, устанавливаемые в местах массового пребывания людей.

По всем трем компонентам спроектирована подсистема информационной безопасности, которая предназначена для защиты информации, передачи данных и средств ее обработки.

Таким образом, по завершению первого этапа проекта будет создан основной скелет ЕИУС КР, который в рамках второго и последующих этапов будет только наращиваться.

Второй этап предполагает подключение к созданной системе комплекса средств автоматизации автоматизированной системы по всем трем компонентам ЕИУС КР на областном уровне.

Дальнейшие этапы развития предполагают подключение к ЕИУС КР комплекса средств автоматизации автоматизированной системы на районном уровне (городов).

Развитие ЕИУС является приоритетнымдля Кыргызской Республики, и на сегодняшний день прилагаются все усилия по ее дальнейшему развитию.

Литература

1. Качанов С.А., Агеев С.В., Леонова Е.М., ИзмалковВ.А. Основные подходы создания Единой информационно-управляющей системы Кыргызской Республике // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т. 10. № 2.

2. Качанов С.А., Агеев С.В., Ковтун О.Б., Измалков В.А. Алгоритм

действия операторов системы-112 при получении сообщения о происшествии // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 3.

3. Качанов С.А., Агеев С.В., Барсков В.В., Иваненко А.О. О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т. 10. № 2.

Сведения об авторах

Темиралиев Таалайбек Асанбекович: статс-секретарь МЧС Кыргызской Республики.

723500, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Моминова, 11. Тел.: +996 (3222) 2-33-46

Сваров Мухамед Харсанович: начальник ЦУКС МЧС КР. 723500, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Муминова, 11. E-mail: [email protected]

Президиум конференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.