Научная статья на тему 'Технологии повышения безопасности объектов повышенного риска'

Технологии повышения безопасности объектов повышенного риска Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
234
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ (НЦУКС) / ЦЕНТРЫ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЦУКС) / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА РСЧС (АИУС РСЧС) / NATIONAL CENTER FOR CRISIS MANAGEMENT / CENTERS FOR CRISIS MANAGEMENT / AN AUTOMATED INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND RESPONSE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Волков Олег Сергеевич

В статье отражены современные подходы по построению и развитию систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Волков Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology to Improve the Safety of High Risk

The article reflects the modern approach to build and razvitiyusistem disaster situations.

Текст научной работы на тему «Технологии повышения безопасности объектов повышенного риска»

/iL Civil SecurityTechnology, Vol. 10, 2013, No. 4 (38)

УДК 614.8

Технологии повышения безопасности объектов повышенного риска

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

С.А.Качанов, О.С. Волков

Аннотация

В статье отражены современные подходы по построению и развитию систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС); центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС); автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (АИУС РСЧС).

Technology to Improve the Safety of High Risk

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

S. Kachanov, O. Volkov

Abstract

The article reflects the modern approach to build and razvitiyusistem disaster situations.

Key words: National Center for Crisis Management; Centers for Crisis Management; an automated information management system of the unified state system of prevention and response.

Современная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мире и Российской Федерации (РФ) вобрала в себя богатый опыт практических мероприятий по защите населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, который не только дает положительные результаты, но и ставит перед специалистами новые вопросы по их совершенствованию.

Сегодня общий вектор развития теории и практики системы предупреждения и ликвидации ЧС можно характеризовать, как переход от декларативных мер по предупреждению, практик оперативного фиксирования ЧС и реагирования на них, к практикам прогнозирования и предупреждения ЧС путем внедрения программно-технических средств, обеспечивающих снижения рисков и смягчения их последствий [1, 2].

Привычная схема мероприятий по предупреждению ЧС в классическом виде представляется, как система нормативно-правовых актов, разработанных компетентными органами, которая обязывает собственников опасных объектов и администрацию муниципальных образований выполнять ряд требований по предупреждению и готовности к ликвидации ЧС, зачастую весьма обременительных для бюджета. При этом отчет администрации о выполнении требований по предупреждению и готовности к ликвидации ЧС, законодательно носит декларативный характер.

Надзорные и экспертные мероприятия, позволяющие реально оценить степень реализации требований по предупреждению и готовности к ликвидации ЧС, в силу ряда объективных причин, не способны в полной мере проверить достоверность декларативных отчетов, а в ряде случаев, с учетом специфики

... L Ц-l

- — - тя ШЧ ЩЯ »

законодательства государства, просто не могут повлиять на повышение безопасности объекта, или территорий*.

Время требует новых подходов к прогнозированию и предупреждению ЧС. Современные технологии в виде технических средств мониторинга могут обеспечить значительное снижение рисков возникновения ЧС на объектах повышенного риска за счет оперативности и достоверность передачи информации об угрозе или факте ЧС в специальные оперативные службы. Социальный тренд таков, что люди не хотят смотреть на вопросы собственной безопасности глазами собственников. Развитие современных технологий, наряду с пользой, зачастую создают глобальные техногенные угрозы, которые административных границ не знают.

Необходимость повышения безопасности объектов повышенного риска обусловливается тем, что по данным ООН техногенные аварии занимают третье место среди всех типов катастроф по количеству человеческих потерь (рис. 1, 2).

Анализ причин высокой аварийности на объектах повышенного риска как правило показывает, что основными из них являются: высокий износ оборудования, отсутствие эффективных систем мониторинга функционирования аварийных систем; умышленные или непрофессиональные действия администрации и персонала объектов, повлекшие за собой создание аварийных ситуаций.

Проблемы опасных объектов при ликвидации ЧС могут усугубляться отсутствием взаимодействия и координации между органами власти, собственниками и эксплуатирующими их организациями; отсутствием или несоответствием нормативной правовой базы обеспечения безопасности современным условиям; отсутствием системного подхода к решению задач повышения безопасности объектов повышенного риска.

Для решения комплексных межведомственных задач по защите населения и территорий от угроз природного и техногенного характера в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В целях усиления межведомственной координации и централизации управления при угрозе и возникновении кризисных ситуаций создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях

Рис. 1. Взрыв на АЭС «Фукусима»

Рис. 2. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС по причине отказа автоматизированной системы мониторинга и управления технологическим процессом

(НЦУКС) и центры управления в кризисных ситуациях в федеральных округах и субъектах Российской Федерации (рис. 3).

В зависимости от масштаба ЧС управление и реагирование могут осуществляться силами объекта или, в необходимых случаях, будут привлекаться силы и средства вплоть до федерального уровня. Органами повседневного управления в России являются: дежурно-диспетчерские службы (ДДС) объекта, система-112, центры управления в кризисных ситуациях субъекта РФ и регионального центра. Высшим органом управления является НЦУКС. В зависимости от масштаба ЧС образуются комиссии по ЧС различного уровня. Информация об угрозе

По материалам http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/nuclear/accidents/Fukushima-1/: «О возможности расплавления топлива вследствие потери системы охлаждения, и о том, что это может случиться в результате удара цунами, еще в 2008 году говорилось в документах, опубликованных Организацией по ядерной безопасности Японии (Japan Nuclear Energy Safety Organization). Владельцу АЭС — Токийской энергетической компании (Tokyo Electric Power Company — TEPCO) было известно, что Фукусима Дайичи не выдержит удара стихии, однако компания не сделала ничего, чтобы усилить безопасность работы станции и попросту проигнорировала возможную опасность. В итоге эта жадность стала причиной катастрофы».

По материалам http://www.carnivorousplant.info/klimat/250-platforma-bp-rabotala-bez-signalizacii.html: «Стали известны новые подробности аварии на буровой платформе British Petroleum, которая привела к экологической катастрофе в Мексиканском заливе. Как выяснилось, система сигнализации, оповещающая об опасном скоплении горючих газов, была отключена, чтобы не беспокоить рабочих ложными сигналами тревоги».

Из материалов http://www.synerjetics.ru/article/catastrophe.htm: «Запроектная авария второго гидроагрегата (СШ ГЭС) превратилась в общую катастрофу из-за отсутствия полноценной системы защиты, автоматически перекрывающей водовод в верхнем бьефе при выходе гидроагрегата на недопустимые уровни вибрации...».

См! SecurityTechnology, Vol. 10, 2013, N0. 4 (38)

Рис. 3. Национальный центр управления в кризисных ситуациях

или факте возникновения ЧС на объекте повышенного риска вначале поступает в дежурные службы объекта и систему-112. Далее, в зависимости от масштаба ЧС на объекте, информация о ней может доходить до НЦУКС[3]. Соответственно и уровни реагирования на ЧС на объекте будут отличаться.

Для поддержки принятия решений в ЧС создана автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (АИУС РСЧС). Для полноценной работы данной системы разработаны программно и информационно увязанные подсистемы: мониторинга и прогнозирования, диспетчеризации, навигации, получения информации об объектах повышенного риска, подготовки управленческих документов. Все подсистемы взаимоувязаны с геоинформационной системой. Информация об угрозе или факте возникновения ЧС на объекте повышенного риска поступает в автоматизированном формализованном виде на подсистему мониторинга и прогнозирования. Используя полученную информацию о ЧС на объекте, заранее подготовленные планы реагирования на нее, сведения о данном объекте и прогнозные задачи возможного развития ЧС в автоматизированном виде подготавливаются управленческие решения по предупреждению и ликвидации ЧС, которые доводятся до необходимых экстренных оперативных служб.

Для повышения безопасности объектов повышенного риска по заказу МЧС России разработаны следующие инновационные технологии:

структурированная система мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций объектов повышенного риска, которая обеспечивает автоматический мониторинг инженерных систем жизнеобеспечения, безопасности, строительных конструкций на контролируемых объектах;

система мониторинга инженерных (несущих конструкций) зданий и сооружений, опасных природных процессов и явлений, которая обеспечивает автоматический мониторинг изменения состояния основа-

ний, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга;

общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей при угрозе и возникновении ЧС;

система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

Структурированная система мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций объектов повышенного риска позволяет предупредить или значительно уменьшить последствия ЧС техногенного характера, в том числе вызванных природными факторами или террористическими актами. На рис. 4 представлена структурно-функциональная схема мониторинга объектов повышенного риска.

Уникальность Российской разработки состоит в том, что обеспечивается:

Автоматический, непрерывный комплексный контроль за изменением критически важных параметров систем жизнеобеспечения, безопасности, состояния конструкций объектов, природных процессов и явлений в зоне их эксплуатации.

Автоматизированная передача, в режиме реального времени, информации об инциденте или аварии с конкретизацией ее параметров в диспетчерскую службу объекта, в органы повседневного управления РСЧС (в необходимых случаях до НЦУКС включительно) и владельцам объекта.

Построение систем мониторинга по принципу «черный ящик».

Перечисленные особенности создания системы контроля опасных объектов позволяют своевременно на различных уровнях принимать меры по недопущению возникновения ЧС на объектах повышенного риска или минимизировать их последствия.

C целью правового и технического регулирования проведения мероприятий по организации комплекс-

Рис. 4 Структурно функциональная схема мониторинга объектов повышенного риска

ной безопасности и предупреждения ЧС на промышленных объектах, на основе указанной выше технологии, разработан целый комплекс национальных стандартов и методических документов.

В России введены требования обязательного оснащения автоматизированными системами мониторинга и предупреждения ЧС следующих объектов: ядерные и/или радиационно опасные; объекты уничтожения и захоронения опасных отходов; гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов; крупные нефтяные склады (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов; объекты, связанные с производством, получением или переработкой взрывчатых веществ; предприятия по добыче (глубина разработки свыше 150 м) и переработке твердых полезных ископаемых; тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт; морские порты; аэропорты основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м; мосты и тоннели длиной более 500 м; метро; крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тыс.чел.; высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т. п.

В настоящее время в России установлены системы мониторинга и предупреждения ЧС на целом ряде спортивно-развлекательных комплексов, высотных зданиях, театрах, промышленных объектах. Необходимо подчеркнуть, что на всех контролируемых объектах удалось недопустить возникновение ЧС. По предварительным оценкам, общая экономия средств от внедрения представленной системы составляет более 1 млрд долларов в год.

Пользуясь накопленным опытом, российские специалисты, в рамках международной стандартизации ISO, разработали и планируют представить на рассмотрение профильного технического комитета Концепцию и проект стандарта — «Мониторинг объектов повышенной опасности». Мы убеждены, что рассмотрение данных вопросов на международном уровне назрело и нам необходимы консолидированные решения, обеспечивающие будущее планеты.

Литература

1. Качанов С.А., Махутов Н.А., Таранов С.А. Оптимизация мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов Российской Федерации и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т 7. № 1—2.

2. Akimov V., Kachanov S. Comparative Analysis of Technological and Intelligent Terrorism Impacts on Complex Technical Systems Proceedings of the NATO Advanced Research Workshop on Comparative Analysis of Technological and Sociological Consequences of Terrorism. Moscow, Russia. 5—7 April 201 1, 2012. The authors and IOS Press.

3. Качанов С.А., Агеев С.В., Барсков В.В., Иваненко А.О. О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т 10. № 2.

Сведения об авторах_

Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. института по науч. раб. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]

Волков Олег Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 445-02-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.